УДК 930
НЕМЕЦКАЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX в.)
© Ирина Владимировна БАРАНОВА
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, аспирант, e-mail: [email protected]
Исследуется деятельность немецких церковно-приходских благотворительных обществ Петербурга второй половины XIX - начала XX в. Раскрыта система функционирования благотворительных обществ. Особое внимание обращено на финансирование и организацию благотворительных обществ при евангелическо-лютеранских кирхах Св. Анны, Св. Екатерины и Св. Петра. При данных кирхах благотворительные организации имели четкую организационную структуру.
На основе изучения архивных документов установлено, что функционировать немецкие благотворительные общества могли в основном благодаря частным пожертвованиям. Выделены и проанализированы основные положения для поступления в благотворительные учреждения. Описана актуальная на сегодняшний день проблема благотворительности. Систематизирован материал по исследуемой теме, некоторые архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: Санкт-Петербург; благотворительность; церковь; немцы; лютеранство; XIX в.
«Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в т. ч. созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, направленная на достижение большего социального благополучия» [1]. Такая деятельность связана, прежде всего, с оказанием медицинской помощи, а также с оказанием помощи детям-сиротам, инвалидам и малоимущим.
В истории России, среди многочисленных благотворительных организаций прошлого, особый вклад в развитие благотворительности внесли немецкие общества. Будет рассмотрена церковно-приходская благотворительность как один из наиболее интересных аспектов разносторонней деятельности немецких приходов в Санкт-Петербурге в XIX - начале XX в.
Церковно-приходская благотворительная деятельность лютеранских общин не достаточно полно отражена в историографии, несмотря на ее социальную значимость для страны в то время. В дореволюционной России вышло в свет большое число работ общего характера, посвященных теме благотворительности, но в них содержатся лишь скудные сведения об иностранных благотворительных обществах. Наиболее интересными из общего числа работ по благотворительности являются труды, изданные в Санкт-Петербурге в начале XX в. на немец-
ком языке. Подробные сведения о разносторонней благотворительной деятельности прихода Св. Петра, получившего в Петербурге большой резонанс, можно почерпнуть в монографии J. Beise, H. Schroeder, A. Steinberg "Die St. Petri Gemeinde: Zwei Jahrhunderte evangelischen Gemeindelebens in St. Petersburg". Издание является юбилейным, монография была издана в Петербурге в 1910 г. О благотворительных обществах по уходу за бедными членами общины говорится в вышеупомянутой книге, начиная с приютов для женщин: к середине XIX столетия там находилось от 40 до 48 женщин; детского приюта для мальчиков; приюта для девочек [2]. Периодические издания не содержат исчерпывающей информации о церковно-приходской благотворительности. Однако стоит отметить статью O. Kurilo"Stumme Zeugen der Geschichte. Zur Geschichte der lutherischen Kirchen in St-Petersburg", опубликованную в журнале "Der Bote" [3].
В качестве источников по данной теме можно привести «Сборник сведений по общественной благотворительности» издательства Человеколюбивого Общества за 1880-й г. В нем представлены лютеранско-евангели-ческие приходские общества и попечительства только нескольких приходов Санкт-Петербурга. В сборнике «Статистические сведения по общественному призрению С. Петербурга», подготовленном для Комиссии Человеколюбивого общества, благотвори-
тельная деятельность в Санкт-Петербурге классифицируется по типам благотворительных учреждений и их принадлежности к тем или иным религиозным приходам, в частности рассматриваются благотворительные учреждения для сословий иноверческих исповеданий.
Были изучены историко-документальные издания и документы из архивных фондов Российского государственного исторического архива: Ф. 759 - собственная Его Императорского Величества Канцелярия по учреждениям императрицы Марии; Ф. 821 - Департамент Духовных дел иностранных исповеданий МВД; Ф. 828 - Генеральная Еванге-лическо-лютеранская консистория МВД; Ф. 1297 - Медицинский Департамент МВД [4]. Некоторые опубликованные документы и архивные материалы в научный оборот вводятся впервые. При анализе документов видна необходимость систематизации и конкретизации полученных сведений.
На одном из первых мест по благотворительности в России был Санкт-Петербург [5]. «Из всех иностранцев, проживающих в Петербурге к началу XX в., немцы составляли самую многочисленную группу. По данным переписи 1897 г., их число насчитывало 50 тыс. 780 человек (4,0 % населения города)» [6]. Превалирующее количество из проживающих в городе немцев имели подданство Российской империи.
По вероисповеданию в большинстве своем немцы были лютеране. «В многонациональной столице в начале XX в. насчитывалось более 13 лютеранских приходов, не считая таких церквей, как домашняя церковь принца Ольденбургского при больнице «Всех скорбящих» и св. Марии при городской больнице в юго-западной башне Смольного монастыря» [3]. Из этого количества 11 приходов были немецкими. Впрочем, зачастую за немцев принимали всех лютеран. «Еще при переписи 1897 г. многие немцы в России указывали свою национальность как «лютеране» или католики, иногда как «мен-нониты» - для них и для тогдашнего начальства в России вероисповедание было много важнее, нежели национальность или язык» [7]. Лютеранские общины были разнородными по своему составу, в них входили представители как привилегированного, так и непривилегированного немецкоязычного населения. Благодаря общине сохранялась национальная немецкая культура, язык, обычаи
и традиции, воспринятые на исторической родине. Немцы католического или протестантского вероисповедания часто оказывали помощь православному населению Санкт-Петербурга.
Во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге начал применяться зарубежный опыт организации благотворительности. «Благотворительные комитеты крупных российских городов были вынуждены обратиться к западному опыту городского общественного призрения и использовать популярную в то время в большинстве европейских стран Эльберфельдскую систему открытого призрения бедных, разработанную в Германии в середине XIX в.» [8]. Данная система призрения применялась и в церковно-при-ходской благотворительности. Система предусматривала сочетание общественной помощи с личным участием прихожан. Личное осведомление членов общины с нуждами людей, просящих о помощи, способствовало борьбе с профессиональным нищенством. Помощь оказывалась в большинстве случаев только тем, кто действительно в ней нуждался. Бездумное подаяние считалось греховным, податель милостыни становился соучастником в грехе.
Из всех евангелическо-лютеранских общин Санкт-Петербурга наиболее многочисленной по количеству прихожан была немецкая община при кирхе Св. Петра. «В 1862 г. Немецкая община Св. Петра насчитывала 17 тыс. 606 членов, в 1909 г. их было 15 тыс.» [9]. При общине функционировал целый ряд благотворительных учреждений. Его императорское Высочество принц Ольденбург-ский был «Генерал супер-Интендентом и патроном сей церкви» [10]. Благотворительная деятельность немецких общин в Санкт-Петербурге лучше всего была организована при кирхе Св. Петра, кирхе Св. Екатерины и кирхе Св. Анны. «В трех Лютеранско-евангели-ческих приходах (Св. Петра, Св. Екатерины и Св. Анны) дело благотворительности получило определенную общественную организацию, хотя только в одном из них организация эта закреплена утвержденным уставом, а в двух она существует на основании частных соглашений церковных Советов с прихожанами, без утвержденных уставов» [11]. Организация благотворительности при лютеран-ско-евангелических приходах Св. Петра, Св. Екатерины и Св. Анны будет рассмотрена позже.
В евангелических приходах средства расходовались целесообразно. Система открытого призрения бедных подразумевала доступность финансовых отчетов для общественности. Община при кирхе Св. Анны знаменита тем, что с 1874 г. начала печатать свои счета, поступления и расходы. Труды, изданные на немецком языке в Санкт-Петербурге, отличала подробная финансовая отчетность. Денежные средства общины к декабрю 1874 г. составляли 2 тыс. 247 руб. 50 коп., значительная часть которых шла на благотворительность [12]. Благотворительную деятельность при лютеранско-евангели-ческих приходских обществах Санкт-Петербурга можно разделить на следующие составляющие:
- призрение людей, не способных к полноценной трудовой деятельности;
- оказание медицинской помощи бедным слоям населения;
- предоставление жилья и питания нуждающимся;
- выдача пособий.
Пособия выдавались деньгами или вещами. Эта форма поддержки могла быть как постоянной, так и временной. Нетрудоспособным прихожанам пособие выдавалось пожизненно, остальным неимущим община помогала в поиске работы. Оказывалась поддержка людям разных возрастных категорий, благотворительность включала в себя и воспитание детей неимущих. Благодаря благотворительной деятельности общин, неимущие больные обеспечивались бесплатным приемом врача, лекарствами, их помещали в обычную больницу, на кровати для бедных или приходскую больницу, если таковая была при обществе. Небольшие благотворительные общества из-за недостатка средств могли способствовать только поиску врача и обеспечению больного лекарствами. Крупные благотворительные общества выделяли средства на создание амбулаторных лечебниц, приютов и больниц. При общинах находились различные благотворительные заведения: больницы, приюты, школы, богадельни и другие учреждения.
Инициатива создания благотворительных заведений в большинстве случаев исходила от пасторов общин. На поприще благотворительности нельзя не упомянуть имена пасторов кирх Св. Петра, Св. Екатерины и Св. Анны, являвшихся создателями благотворительных учреждений при лютеранских
общинах. Среди пасторов кирхи Св. Петра особенно стоит отметить А.В. Ферманна и Г. фон Койслера. Пастор кирхи Св. Петра А.В. Ферманн основал несколько благотворительных учреждений при лютеранской общине, одним из них является детский приют Св. Эммануила. Этот приют был создан А.В. Ферманном совместно с Ф.В. Валь-цем. Располагался приют в районе Удельной. В приют принимались дети с нарушениями в развитии и страдающие эпилепсией. Учрежден детский приют был в 1880 г. Здесь заботились не только о здоровье воспитанников, но и об их духовном воспитании, проводились богослужения. Приют состоял из пяти отделений, в трех из них ухаживали за больными, не способными к обучению детьми. Детям был предоставлен квалифицированный медицинский уход. Приют функционировал в основном за счет частных пожертвований. В нем могли получить медицинскую помощь около 60 воспитанников.
«В 1886 г. пастор при церкви Св. Петра Г. фон Койслер и тогдашняя начальница евангелического убежища Иммануила для детей эпилептиков и идиотов в Удельной г-жа Л. фон Басевиц основали на частной квартире в Удельной богадельню «Вифезда», которая и находилась под руководством г-жи Басевиц» [13]. Женский приют «Вифезда» неофициально начал функционировать с момента основания, открытие приюта состоялось в 1891 г. Через несколько месяцев для улучшения условий жизни в приюте учреждение было переведено Петербургским Евангелическим Обществом в немецкую колонию Стрельна. В приют принимались только женщины евангелического вероисповедания, с тяжелыми заболеваниями, не способные к трудовой деятельности.
При кирхе Св. Екатерины пастором Вальтером в 1900 г. был основан приют для неработоспособных учительниц Фридхайм (Приют покоя). Через три года приют разместился в арендованном помещении на Васильевской стороне. «Приют покоя» оказывал попечение преимущественно бесплатно, но имелись и платные места.
Наиболее видными среди пасторов общины Св. Анны были Ф.Э. Мориц, создавший при общине приют для сирот и вдов в Овцыно, и П. Зееберг, входивший в комитет по главному управлению евангелической больницей [14]. П. Зееберг также являлся одним из основателей Евангелического гос-
питаля в Санкт-Петербурге. Госпиталь был основан в 1859 г., здание госпиталя было построено на средства евангелических общин Санкт-Петербурга. В 1866 г. при госпитале был открыт приют. «В начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. совместными силами лютеранских и реформаторских общин города при Евангелическом госпитале был создан Евангелический полевой лазарет, отправившийся на фронт и действовавший впоследствии таким же образом во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой мировой войны» [4]. Э. Фрейфельд -епископ, пастор кирхи Св. Анны, - был одним из основателей Александринского родильного дома. Сначала родильный дом располагался в арендованных помещениях, но уже к 1899 г. для роддома было построено собственное здание. В этом же году при роддоме открылась акушерская школа, которая готовила квалифицированный медицинский персонал.
Рассмотрим систему благотворительных учреждений, функционировавших при кирках Св. Петра, Св. Екатерины и Св. Анны, и проведем сравнительный анализ условий приема и проживания в них. При евангеличе-ско-лютеранских кирхах в первую очередь создавались учреждения для самых незащищенных слоев населения - стариков и детей.
При кирхах Св. Петра и Св. Екатерины находились приюты для детей. Приют при кирхе Св. Петра наименовался Александровским, в него принимали детей-сирот и детей из обедневших семей, начиная с 2-летнего возраста. Александровский приют был учрежден в 1868 г. Призреваемые дети получали в приюте начальное образование. По завершении образования в приюте при кирхе Св. Петра детей отдавали в служение или устраивали в ремесленные училища. При церкви состояло трехклассное элементарное сиротское училище. «Трехклассное училище, состоящее при евангелическо-лютеранской церкви Св. Петра в Санкт-Петербурге, причисляется для окончивших в нем полный курс, к третьему разряду учебных заведений по отбыванию воинской повинности» [15].
При кирхе Св. Екатерины располагались приюты для сирот обоего пола лютеранского вероисповедания. Приют для мальчиков был основан в 1849 г., а приют для девочек - в 1866 г. В приют для мальчиков принимались дети от 8 до 15 лет. В приюте для девочек дети могли находиться до достижения ими
18 лет. Приют для девочек-сирот носил название Александровский. Сироты в приютах получали не только кров, одежду и пищу, но и начальное образование. Уделялось внимание развитию душевных способностей детей.
При кирхе Св. Петра находилась Александровская богадельня, приют для вдов располагался при приходе кирхи Св. Екатерины, Мариинское убежище было создано при кирхе Св. Анны. Александровская богадельня и приют для вдов были учреждены в 1860 г. В Александровскую богадельню принимались пожилые женщины, состоящие в приходе церкви не менее трех лет. Богадельня была бессословной. В приют для вдов могли обратиться прихожанки лютеранского вероисповедания. Обязательным условием при приеме в приют было отсутствие близких родственников. Не имело значения, являлись ли женщины жительницами Санкт-Петербурга, или проживали в окрестностях города. В Мариинское убежище принимались бедняки, лютеране по вероисповеданию. Убежище оказывало помощь преимущественно женщинам разных сословий, являвшимся членами прихода этой церкви, причем поступающие в богадельню должны были состоять в приходе не менее трех лет. Из вышеперечисленного следует, что в богадельни принимались преимущественно женщины, определяющим фактором являлось лютеранское вероисповедание, сословные различия не имели значения. Что касается материального обеспечения постояльцев приютов, то проживающие в Александровской богадельне были обеспечены продовольствием и одеждой. Постоялицы приюта для вдов находились на полном обеспечении, им предоставлялся кров над головой, еда и одежда. Поступающие в Мариинское убежище прихожанки обеспечивались жильем и пищей, одежда им не предоставлялась. Возможность обеспечить постоялиц одеждою осуществлялась только при получении частной благотворительной помощи в виде предметов одежды. Раз в год, на Рождество, женщины получали в подарок к празднику одно платье.
Приюты функционировали благодаря частным пожертвованиям прихожан. Увеличение числа благотворительных пожертвований отмечалось в канун Великих праздников, например, на Рождество. При поступлении значительных денежных средств пасторы церкви должны были обращаться в Гене-
ральную Консисторию с просьбой разрешить принять крупное пожертвование: «Об исхо-дотайствовании разрешения к принятию пожертвованного» [16].
Годовые расходы на содержание богаделен составляли: Александровской богадельни - 3 тыс. 100 руб.; приюта для вдов - 1 тыс. 200 руб.; Мариинского убежища - 2 тыс. 500 руб. Собственные капиталы имелись только у Мариинского убежища при церкви Св. Анны и у богадельни при церкви Св. Екатерины. Функционировавшее при кирхе Св. Анны Мариинское убежище для бедных существовало благодаря взносам попечителей, частным пожертвованиям, процентам с собственного капитала и платы за призреваемых женщин. Большинство неимущих содержалось бесплатно, но были и те, кто платил за свое содержание. Постояльцы богаделен должны были выполнять посильный труд, помогать по хозяйству. Для заработка призреваемые женщины никаких работ не выполняли.
Проанализируем иные источники дохода церковно-приходских общин. В церковь Св. Петра поступали благотворительные пожертвования лиц, не принадлежащих к обществу и приходу. Дополнительным источником дохода был т. н. кружечный сбор. Община при кирхе Св. Петра имела самый высокий кружечный сбор среди других лютеранских общин. Общины при кирхе Св. Екатерины и кирхе Св. Анны получали проценты с собственного капитала, но все же основным источником дохода были частные пожертвования прихожан. Одним из таких пожертвований было оставленное в пользу вдовьего дома при кирхе Св. Екатерины завещание Ле Шевалье, «которым она между прочим, назначила: 200 руб. серебром вдовьему дому Немецко-Евангелической Лютеранской церкви, что на Васильевском острове и 100 руб. серебром той же самой церкви» [17].
Императорская фамилия достаточно часто оказывала поддержку немецкому населению Санкт-Петербурга, в т. ч. и немецким благотворительным обществам. В знак благодарности немцы зачастую освещали церкви во имя святых покровителей правящий династии и называли благотворительные учреждения в их честь. В качестве примера можно привести Александринский роддом, названный в честь императрицы Александры Федоровны.
Начиная со второй половины XIX столетия правительством Российской империи были созданы особо выгодные условия для иностранного капиталовложения. Правовой статус иностранных предпринимателей был изменен в результате принятия законодательных актов 80-90-х гг. XIX в. С этого времени и до начала Первой мировой войны иностранцы приобрели возможность свободно заниматься торговлей и предпринимательством на территории Российской империи. Средства от капиталовложений шли в т. ч. и на благотворительность, важную составляющую жизни немецкого населения в Петербурге. Увеличение числа частных благотворительных обществ отмечается в 18561860-е гг., эта тенденция становится наиболее заметной в пореформенный период.
Во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге значительно увеличилось число лю-теранско-евангелических благотворительных обществ. Церковно-приходские общества оказывали социально значимую помощь населению, создавали при кирхах богадельни, приюты, школы и другие учреждения. Евангелические общины, не имеющие собственных благотворительных учреждений, помогали прихожанам других евангелических общин. Анализируются механизмы финансирования благотворительных учреждений при кирхах Св. Петра, Св. Екатерины и Св. Анны. Начиная со второй половины XIX в. и до начала XX в. самой распространенной формой благотворительности были личные пожертвования. Для немецкой церковноприходской благотворительности была характерна открытость и полная финансовая отчетность. Немецкие благотворительные общества привнесли в Россию традицию фундаментальной благотворительности, существовавшую на исторической родине. Благодаря четкой организации этих обществ их деятельность была эффективной, а особое значение немецких приходов как культурных центров неразрывно связывает их с культурой Петербурга в целом.
Однако с началом Первой мировой войны деятельность практически всех немецких благотворительных обществ попала под запрет. К концу 1915 г. функционировало только несколько благотворительных обществ. После революционных событий 1917 г. практически все благотворительные организации при церквях были закрыты.
1. Соколов A.P. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII века - конец XIX века). СПб., 2006.
2. Die St. Petri Gemeinde: Zwei Jahrhunderte evangelischen Gemeindelebens in St Petersburg. 1710-1910. St. Petersburg, 1910.
3. Kurilo O. Stumme Zeugen der Geschichte. Zur Geschichte der lutherischen Kirchen in St-Petersburg // Der Bote. 1994. № 3/4. S. 38-40.
4. Немцы в России: Историко-документальное издание / под ред. Г.И. Смагиной. СПб., 2004.
5. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России: монография. Волгоград, 2000.
6. Савинова Н.В. 1914 год в судьбе петербургских немцев // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX века): биографический аспект. СПб., 2005. Вып. 3. С. 217-221.
7. Малиновский Л.В. История немцев в России. Барнаул, 2008.
8. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001.
9. История немцев Санкт-Петербурга. Каталог выставки. СПб., 1999.
10. РГИА (Российский государственный исторический архив) Ф. 821. Оп. 5. Ед. хр. 1296.
11. Сборник сведений по общественной благотворительности. Спб., 1880. Т. 1.
12. Rechenschaftsberischt der Kirche - rathes des Evahg. lutherischen St. Annen - Gemeinde zu St-Petersburg für das Jahr. 1877. S. Petersburg, 1878.
13. Немецкая колония в Стрельне под Санкт-Петербургом. Страницы истории XIX-XX веков / под ред. М.В. Левицкой. СПб., 2010.
14. РГИА. Ф. 1297. Оп. 138. Ед. хр. 7.
15. РГИА. Ф. 759. Оп. 34. Ед. хр. 618.
16. РГИА. Ф. 828. Оп. 7. Ед. хр. 96.
17. РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Ед. хр. 685.
1. Sokolov A.P. Blagotvoritel'nost' v Rossii kak mekhanizm vzaimodeystviya obshchestva i gosudarstva (nachalo XVIII veka - konets
XIX veka). SPb., 2006.
2. Die St. Petri Gemeinde: Zwei Jahrhunderte evangelischen Gemeindelebens in St Petersburg. 1710-1910. St. Petersburg, 1910.
3. Kurilo O. Stumme Zeugen der Geschichte. Zur Geschichte der lutherischen Kirchen in St-Petersburg // Der Bote. 1994. № 3/4. S. 3840.
4. Nemtsy v Rossii: Istoriko-dokumental'noe izdanie / pod red. G.I. Smaginoy. SPb., 2004.
5. Bobrovnikov V.G. Blagotvoritel'nost' i prizrenie v Rossii: monografiya. Volgograd, 2000.
6. Savinova N.V. 1914 god v sud'be peterburgskikh nemtsev // Nemtsy v Sankt-Peterburge (XVIII-
XX veka): biograficheskiy aspekt. SPb., 2005. Vyp. 3. S. 217-221.
7. Malinovskiy L.V. Istoriya nemtsev v Rossii. Barnaul, 2008.
8. Ivanova E.V., Ivanova Zh.E. Zarubezhnyy opyt sotsial'noy raboty v ramkakh rossiyskoy blagot-voritel'nosti. M., 2001.
9. Istoriya nemtsev Sankt-Peterburga. Katalog vys-tavki. SPb., 1999.
10. RGIA (Rossiyskiy gosudarstvennyy istoriches-kiy arkhiv) F. 821. Op. 5. Ed. khr. 1296.
11. Sbornik svedeniy po obshchestvennoy blagotvo-ritel'nosti. Spb., 1880. T. 1.
12. Rechenschaftsberischt der Kirche - rathes des Evahg. lutherischen St. Annen - Gemeinde zu St-Petersburg für das Jahr. 1877. S. Petersburg, 1878.
13. Nemetskaya koloniya v Strel'ne pod Sankt-Peterburgom. Stranitsy istorii XIX-XX vekov / pod red. M.V. Levitskoy. SPb., 2010.
14. RGIA. F. 1297. Op. 138. Ed. khr. 7.
15. RGIA. F. 759. Op. 34. Ed. khr. 618.
16. RGIA. F. 828. Op. 7. Ed. khr. 96.
17. RGIA. F. 821. Op. 5. Ed. khr. 685.
Поступила в редакцию 14.06.2014 г.
UDC 930
GERMAN PARISH CHARITY IN SAINT-PETERSBURG (SECOND HALF OF 19th - EARLY 20th CENTURY) Irina Vladimirovna BARANOVA, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, Post-graduate Student, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the activities of the German parish charities in Sanit Petersburg in second half of 19th - early 20th century. The functioning of the system of charities is disclosed. Particular attention is drawn to the financing and organization of charities with the Evangelical Lutheran Church of St. Anne, St. Catherine and St. Peter. By these kirches charities have a clear organizational structure.
Based on a study of archival documents German charities were established to have been able to operate mainly by private donations. Basic provisions for admission to charities are isolated and analyzed. The article is devoted to the problem of charity that is actual today. The material on the subject of question is classified, some archival materials are first introduced in the scientific use. This problem has been poorly explored and requires further investigation. Key words: Saint Petersburg; charity; church; germans; lutheranism; 19 century.