УДК 930
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX в.)
© Ирина Владимировна БАРАНОВА
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, аспирант, кафедра отечественной истории, e-mail: [email protected]
Изучена деятельность немецких благотворительных обществ Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала XX в. Раскрывается система функционирования благотворительных обществ. Особое внимание обращается на финансирование и организацию светских немецких благотворительных обществ. На основе изучения разрозненных сведений установлено, что благотворительные общества создавались преимущественно для подданных немецких земель. Рассматриваются различные виды помощи, оказываемые нуждающимся германским подданным. Особое внимание обращается на проблемы, связанные с организацией благотворительной деятельности. Подчеркивается значение благотворительных обществ в жизни немецкого населения Санкт-Петербурга. Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема благотворительности. Систематизирован материал по исследуемой теме, некоторые архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: Санкт-Петербург; благотворительность; германские подданные; немцы; социальная помощь; XIX в.
Выходцы из германских земель состояли как в государственных и частных благотворительных организациях Петербурга, так и создавали свои национальные благотворительные общества и учреждения. Немецкие благотворительные общества ставили своей целью объединение всех подданных германской империи. Тема благотворительности в Петербурге во второй половине XIX - начале XX в. далеко не исчерпана. Изучение истории и культуры российских немцев может иметь значение не только для ее носителей, но и для представителей других национальностей. Из событий истории можно выявить и предположить возможные сложности при проживании в чужой стране.
Количество людей, которым необходима социальная и материальная помощь, остается по-прежнему большим. Вопросы, связанные с темой благотворительности, актуальны и на сегодняшний день. Историческое обозрение способов оказания благотворительной помощи для немецкого населения, применявшихся в XIX в., и полученных результатов может впоследствии иметь практическое значение.
На данный момент в историографии тема эта затрагивалась лишь косвенно в связи с рассмотрением тех или иных аспектов жизни немцев в Петербурге. Исследования немецкой благотворительности, появившиеся в
последние два десятилетия, носят в основном фрагментарный характер. В дореволюционной России вышло в свет большое число работ общего характера, посвященных теме благотворительности, но в них содержатся лишь скудные сведения об иностранных благотворительных обществах. Из работ постсоветского периода особый интерес представляет опубликованный в 1998 г. издательством Российской академии наук сборник «Немцы в России: Люди и судьбы». Сборник статей охватывает практически все сферы деятельности немецкого населения в России, в частности в Санкт-Петербурге.
Иностранные издания, вышедшие за последние десятилетие не содержат исчерпывающей информации о немецких благотворительных обществах в Петербурге. Однако стоит отметить сборник "Russlands Fenster nach Europa: St. Peterburg und die Deutschen", изданный в Постдаме в 2004 г. [1]. Сборник опубликован по результатам немецкого культурного форума восточной Европы. В нем затрагиваются исторические аспекты, проблемы и перспективы дальнейшего сотрудничества.
В качестве источника по данной теме можно привести сборник «Благотворительные учреждения России», изданный в Санкт-Петербурге в 1912 г. В книге представлен краткий обзор благотворительных объедине-
ний и учреждений России, в т. ч. и немецких благотворительных объединений и учреждений Санкт-Петербурга.
Были изучены историко-документальные издания, уставы благотворительных обществ, и документы из архивных фондов Российского государственного исторического архива [2; 3]. При анализе документов приходим к выводу о необходимости систематизации и конкретизации полученных сведений.
«На начало XX в. в Санкт-Петербурге проживали более 40 тыс. немцев, из которых более 30 тыс. являлись подданными Российской империи, а остальные сохраняли подданство своей первой родины...» [4]. Среди имеющихся у немцев привилегий была и свобода вероисповедания, данная им еще Петром I. «Каноническое право православной церкви у нас не действует, мы имеем по милости Его Императорского Величества, наши собственные, Высочайше утвержденные церковные законы» [5, л. 78]. В Санкт-Петербурге выходцами из германских земель были созданы церковно-приходские и светские благотворительные общества.
Предприниматели и чиновники, немцы по происхождению, создавшие свою карьеру в Петербурге, достаточно часто жертвовали крупные суммы на благотворительность. Среди них были Г. Гейзе, Л. Кениг, О.М. Михельсон, семья фон Дервизов. Действительный Статский Советник Л. Кениг пожертвовал капитал «в пользу Евангеличе-ско-Миссионерского Общества в Санкт-Петербурге сто тысяч рублей сер. (100 тыс. руб.) с тем, чтобы капитал этот был употреблен советом на покупку для означенного Общества дома» [3].
Деятельность светских благотворительных обществ является основной выбранной темой. Немецкие благотворительные общества опирались в своей деятельности на религиозные и нравственные аспекты помощи. В вопросах организации благотворительности немцев Петербурга можно проследить протестантское и католическое влияние. Как отмечает в своем исследовании А.Р. Соколов, «протестантское влияние (призыв к созданию светских, общественных объединений для организации социальной опеки, совет помогать на дому тем, кто еще не впал в окончательную нищету и помощь кому может предотвратить такое падение, вообще весьма прагматичный подход в определении того, кому и как помогать) и католическое
влияние (безответная, бездумная милостыня есть сообщество во грехе, а не благодетель)» [7]. Религия имела большое значение в деятельности немецких благотворительных обществ.
Средства благотворительных обществ в большинстве случаев расходовались в соответствии с истинными целями немцев, обращающихся за помощью. Благотворительная деятельность была грамотно организована. «Немцы прежде других культурных народов выступили на путь упорядочения этого рода общественной деятельности...» [8]. Целью создания обществ было сохранение самобытности и обеспечение социальной поддержки немецкого населения. «Немцы имели свои клубы, рестораны, общественные объединения и вращались в кругу своих соотечественников» [1, 8. 16]. Традиция создавать общества, объединения, клубы была привнесена из германских земель. В Петербурге немцы создавали закрытого типа светские благотворительные общества, которые были рассчитаны на определенные слои населения. Попечителем благотворительных обществ мог выступать посланник или посол германских земель.
Общества не зависели от финансирования со стороны российского государства. Государственная политика по отношению к немецким благотворительным обществам характеризуется неоднозначно. С одной стороны, терпимостью и поощрением создания новых обществ, с другой стороны, негласным контролем над их действиями, особенно после появления в 1871 г. на политической карте государства Германская империя. Ход исторических событий оказывал существенное влияние на организацию благотворительности. С началом русско-японской войны благотворительные общества вынуждены были скорректировать свою деятельность, в т. ч. направить ее на оказание помощи раненым. Деятельность немецких благотворительных обществ компенсировала недостаточную государственную поддержку и выражала интересы немецкого населения Санкт-Петербурга. Императорская фамилия не раз выделяла денежные суммы в пользу немецких благотворительных обществ. Император Николай II в 1910 г. лично выделил средства в пользу германских благотворительных обществ и учреждений: «Его Величеству Государю императору угодно было повелеть выдать Германским благотвори-
тельным учреждениям гор. С.-Петербурга, в пользу которых 16-ого сего мая Берлинским певчим обществом "Liedertafel", был устроен концерт, одну тысячу рублей из Кабинета Его Императорского Величества, по 500 р. от Имени Государя Императора и Государыни императрицы Александры Федоровны» [9]. С началом Первой мировой войны политический курс российского государства резко меняется. В декабре 1914 г. закрываются петербургские немецкие газеты, перестают действовать почти все немецкие объединения и учреждения. В связи с этими трагическими событиями обзор деятельности немецких благотворительных обществ заключен во временные рамки второй половины XIX -начала XX в., точнее до 1914 г. Наименования обществ приводятся в соответствии с дореволюционными источниками и историографией. Не видим смысла в их изменении.
Одно из первых благотворительных обществ в области образования было создано в стенах Петришуле в начале XIX в. Петришу-ле является первой школой Санкт-Петербурга, основанной еще в начале XVIII в. На протяжении долгого времени в учителя школы принимали только немцев по происхождению. Большую часть учеников также составляли выходцы из германских земель. Целью благотворительного общества было оказание взаимопомощи учителям и бывшим воспитанникам.
Самым крупным и старейшим немецким благотворительным обществом Санкт-Петербурга являлось Германское Благотворительное Общество. Общество было основано в 1842 г. с целью «оказывать вспомоществование находящимся в С.-Петербурге бедным подданным германских государств». Благотворительное общество располагалось по адресу Почтамская ул., дом 1, кв. 37. Правлением Германского Благотворительного Общества были установлены определенные формы поддержки неимущих немцев. Обедневшие немцы, проживающие в городе, обеспечивались лекарствами, питанием и одеждой, общество помогало им в поиске работы. Подданным германских земель выплачивались денежные пособия, оказывалась помощь в получении вида на жительство, предоставлялась возможность возвращения на историческую родину. При благотворительном обществе для нуждающихся женщин в 1845 г. были открыты швейная мастерская, где они могли трудиться, и магазин
для реализации изделий выполненных в мастерской. При обществе функционировали приют и богадельня, учреждения могли принять свыше 100 обездоленных детей и стариков. В приюте дети помимо материального обеспечения получали начальное образование и обучались ремеслу. При богадельне служили врач и священник, для призреваемых пожилых людей были разбиты сад и огород, в заведении имелась библиотека. Члены общества создавали все условия для комфортного пребывания в учреждении. В 1880 г. при обществе было создано отделение «дешевых квартир». Германское Благотворительное Общество способствовало устройству различных благотворительных учреждений. Общество поддерживало Евангелический дом трудолюбия [10]. Среди постояльцев Дома трудолюбия большое число составляли немцы по происхождению. Учреждение предоставляло лютеранам и реформатам по вероисповеданию возможность заниматься ремеслом и осуществлять сбыт своих изделий. Германское Благотворительное Общество находилось под опекой немецких великих князей и покровительством особого попечителя. «Председатель правления выбирается из числа аккредитованных в Санкт-Петербурге посланников германских государств, вице-председатель, кассир и управляющие заведениями общества избираются членами правления из своей среды, а попечители и попечительницы над бедными избираются правлением общества из членов сего последнего.» [11]. Данный факт свидетельствовал о высокой репутации Германского Благотворительного Общества и способствовал росту его авторитета. Общество осуществляло свою деятельность благодаря ежегодным членским взносам и частным пожертвованиям. За счет частных благотворительных пожертвований Германское Благотворительное Общество постепенно расширяло сферы своего влияния. В качестве примера можно привести завещание часового мастера Фихтнера, по которому общество получило в дар денежные средства и дом для детского приюта. Приют был открыт в 1893 г., в нем разместились 13 мальчиков [12]. Еще одним видом поддержки выходцев из германских земель была помощь в реализации принадлежащих им ценных изделий. Правление Германского Благотворительного Общества нашло поддержку у российских предпринимателей. Многие организации и
учреждения предоставляли выходцам из германских земель, состоящим под опекой общества, товары и услуги на льготной основе.
При анализе деятельности благотворительного общества можно сделать вывод о том, что общество оказывало комплексную поддержку, а не определенный вид помощи. Именно в комплексной поддержке нуждались немцы, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находясь в пределах Российской империи. В первую очередь общество оказывало поддержку выходцам из германских земель, недавно прибывшим в Российскую империю и еще не устроившимся на постоянную работу. Германское Благотворительное Общество оказывало помощь только немцам, сохранившим подданство своей исторической родины. Благотворительные учреждения при обществе обеспечивали тех, кто по малолетству или немощности не имел средств к существованию. Правление общества сумело привлечь к своей деятельности внимание немецких и российских благотворителей. Система материальной поддержки соотечественников обществом была действенной и эффективной.
Появившиеся в последующие годы подобного типа благотворительные общества усилили отток немцев, обращающихся за помощью. М. Буш отмечает постепенное снижение численности членов общества. «Только с 1889 по 1892 г. она сократилась с 905 до 813 человек, т. е. почти на 10 %» [13]. Германское Благотворительное Общество негласно конкурировало с церковно-приход-скими благотворительными обществами, в которые также входили немцы, подданные германских земель.
Подобные благотворительные общества возникали в Петербурге, начиная со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было основано Общество германских подданных под названием «Благотворительное общество имени Императора Вильгельма I». Общество располагалось по адресу Сампсо-ниевский пр., дом 99. Менее известным, практически не встречающимся в современной историографии, является Общество германских уроженцев. Общество располагалось по адресу Демидов переулок, дом 1. Проведем сравнительный анализ деятельности данных обществ.
Благотворительные общества оказывали помощь германским подданным, проживавшим в Санкт-Петербурге или временно на-
ходящимся в городе. Под опеку обществ поступали люди разных сословий, без различия возраста и вероисповедания, являющиеся подданными Германии. По уставу Общества германских подданных «призрение нуждающихся заключается в следующем: они могут найти полное продовольствование, квартиру, отопление и освещение, совершенно бесплатно, или же за небольшую плату, в нанятом заранее для этого Обществом помещении, позднее в собственном доме» [3, с. 4]. Общество германских уроженцев оказывало менее полный спектр благотворительной помощи. Основным капиталом Общества германских подданных являлся Фонд имени Светлейшего Князя Радолина, дипломата, немецкого посла в Петербурге. Наибольший доход Общество германских уроженцев получало с процентов от собственного капитала. Иными источниками дохода для обществ были благотворительные пожертвования, поступающие в виде денежных средств, ценностей, движимого и недвижимого имущества. Члены обществ должны были платить ежегодные взносы в пользу благотворительности. Члены Общества германских подданных разделялись на действительных, почетных и членов-соревнователей. Действительные члены общества должны были вносить ежегодно на нужды общества определенные денежные суммы, на 1907 г. членские взносы составляли не менее 10 руб. Почетными членами общества становились лица, пожертвовавшие в пользу общества крупные денежные средства или оказавшие серьезную безвозмездную помощь. Членами общества могли стать как мужчины, так и женщины без различия сословий и вероисповеданий. В почетные члены Общества германских уроженцев избирались лица, оказавшие обществу помощь и материальную поддержку. Из обзора «Всероссийского союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению и заведениях г. С.-Петербурга», составленного в 1911 г., следует, что в качестве председателя общества германских подданных выступал генеральный консул М. Бирман. Из отчета деятельности Общества германских уроженцев за 1907 г. следует, что в качестве председателя общества также выступал генеральный консул М. Бирман [11]. При обществе германских подданных функционировало два благотворительных учреждения [14]. Из вышеперечисленного следует, что общества оказывали пример-
но одинаковые виды помощи и имели схожие источники дохода.
Общества устраивали различные благотворительные мероприятия: концерты, публичные вечера, спектакли, праздники и другие мероприятия. В некоторых мероприятиях немецкие благотворительные общества принимали участие совместно с русскими благотворительными обществами. К числу этих мероприятий относился День Белого Цветка -20 апреля - сбор средств на помощь в борьбе с туберкулезом. «С кассами для сбора пожертвований, белым цветком на красной розетке в петлице и гирляндой искусственных белых цветов в виде креста проходили сборщики пожертвований по центральным улицам Петербурга» [2]. Благотворительные акции не предусматривали национального приоритета. Достаточно часто организовывались благотворительные базары. Один из самых крупных благотворительных базаров был проведен в ноябре 1910 г. Данное мероприятие было посвящено 25-летнему юбилею успешной деятельности Общества германских подданных.
В 1906 г. выходцами из германских земель был создан Санкт-Петербургский образовательный и благотворительный союз. Объединение способствовало формированию национального самосознания у немцев Санкт-Петербурга посредством культуры, вне зависимости от подданства.
Несмотря на четкую организацию благотворительной деятельности, немецкие общества сталкивались с рядом проблем. Основная проблема организации благотворительности заключалась в несогласованности действий различных благотворительных обществ, имеющих одни и те же цели и находящихся в пределах Санкт-Петербурга. Недавно образованные общества могли стать конкурентами уже существующих обществ, данную тенденцию мы проследили на примере деятельности «Германского Благотворительного Общества». Сложность заключается и в том, что общества для эффективной работы должны взаимодействовать между собой и оперативно передавать информацию. Большинство обществ не стремились к объединению своих сил и участию совместно в одном деле, боясь потерять самостоятельность. Для благотворительных обществ было характерно неравномерное распределение денежных средств в области призрения. Некоторые подданные германских земель стре-
мились получить помощь от нескольких обществ, а другие немцы, находящиеся в такой же степени нужды, не получали помощь ни от одного общества. Нуждающиеся в определенном виде помощи или в полноценной помощи, например оставшиеся без крова и денежных средств, не всегда могли получить ее от благотворительных обществ в полном объеме. Общей проблемой для всех благотворительных обществ являлось отсутствие достоверной информации о просящем человеке и его нужде. Церковно-приходские благотворительные общества из-за непосредственного взаимодействия с членами общины были намного лучше осведомлены с нуждами просящих прихожан, чем светские благотворительные общества. Непостоянность экономического положения просящего вызывала дополнительные трудности, совсем недавно человек мог находиться на грани бедности, а к моменту вынужденного обращения в общество переступил границу нужды. Важнейшей задачей для немецких благотворительных обществ было предупреждение бедности.
Не существовало единого центрального справочного учреждения для подданных германских земель по делам призрения бедных и благотворительности, где петербургские немцы могли бы получить информацию о нововведенных законах, о новых благотворительных учреждениях, о государственной поддержке, о благотворительных мероприятиях, о наличии свободных мест в больницах при благотворительных обществах. В Петербурге не существовало единого союза немецких благотворительных обществ, их деятельность была разрозненной.
На период второй половины XIX - начала XX в. приходится становление и развитие немецких благотворительных обществ. Светские благотворительные общества, в отличие от церковно-приходских благотворительных обществ, создавались в основном подданными германских земель. Вся социальная, политическая, экономическая и культурная деятельность немцев в Петербурге строилась с учетом их менталитета и национальной культуры. Феномен благотворительности можно считать особенностью образа жизни немцев. Создание обществ, несомненно, способствовало сплочению немецкого населения Санкт-Петербурга.
С началом Первой мировой войны, в 1914 г., по высочайшему указу Николая II,
немцев, «кто состоял на действительной военной службе или подлежал призыву, должны были задерживать в качестве военнопленных» [15]. Кроме того властям предоставлялось право высылки враждебных подданных из пределов России или ее отдельных местностей. Часть немцев Санкт-Петербурга, особенно сохранившие подданство Германии, были вынуждены добровольно уехать из России, кто-то был выслан и, в некоторых случаях, разделен со своей семьей. Чтобы остаться в городе, петербургские немцы переходили в российское подданство, а порой изменяли свою фамилию на русскую. Все это, а так же последующая революция и приход к власти большевиков, практически свело на нет выработанную за многие годы самобытную культуру немцев в России, резко снизило численность и активность немецкого населения и, в частности, разрушило систему благотворительных обществ, как приходских, так и светских. А поскольку светские благотворительные общества главным образом опирались на германских подданных, существование их в прежнем виде быстро стало невозможным. Так закончилась почти вековая история немецких благотворительных обществ в столице Российской империи. С сожалением можно отметить, что в предшествующие столетия велось активное переселение немцев в Санкт-Петербург, «но сегодня маятник на другой стороне, переселение немцев из России не останавливается» [16].
И только в последние десятилетия стало возможно оценить уникальный опыт создания и функционирования немецких благотворительных обществ в России, из которого и сейчас можно извлечь практическую пользу как в области международных отношений, так и в области благотворительной деятельности.
1. Russlands Fenster nach Europa: St. Peterburg und die Deutschen. Potsdam, 2004.
2. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: историко-документальное издание. СПб., 2000.
3. Устав благотворительного общества имени императора Вильгельма I для призрения нуждающихся в помощи германских подданных обоего пола, без различия вероисповедания, в Санкт-Петербурге. Спб., 1902.
4. Немцы в России: Историко-документальное издание / под ред. Г.И. Смагиной. СПб., 2004.
5. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 821. Оп. 5. Ед. хр. 1296.
6. РГИА. Ф. 828. Оп. 6. Ед. хр. 61.
7. Соколов A.P. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX в.). СПб., 2006.
8. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. Спб., 1908.
9. РГИА. Ф. 468. Оп. 62. Ед. хр. 17.
10. Андреева Н.С. Немцы и развитие образования в России. СПб., 1998.
11. Благотворительные учреждения России. Спб., 1912.
12. История немцев Санкт-Петербурга // Каталог выставки. СПб., 1999.
13. Буш М. Немцы в Петербурге 1865-1914 гг. Самосознание и интеграция // Немцы в России: Люди и судьбы: сборник статей / под ред. Л.В. Славгородской. СПб., 1998. С. 6980.
14. Всероссийский Союз Учреждений, Обществ и деятелей по общественному и частному призрению и заведениях г. С.-Петербурга / под ред. П.Н. Исакова. Спб., 1911.
15. Савинова Н.В. 1914 год в судьбе петербургских немцев // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект. СПб., 2005. Вып. 3. С. 217-221.
16. Kritschewsky V. St. Petersburg und seine Ausländer. St. Petersburg, 2006.
1. Russlands Fenster nach Europa: St. Peterburg und die Deutschen. Potsdam, 2004.
2. Blagotvoritel'nost' i miloserdie v Sankt-Peterburge: istoriko-dokumental'noe izdanie. SPb., 2000.
3. Ustav blagotvoritel'nogo obshchestva imeni im-peratora Vil'gel'ma I dlya prizreniya nuzh-dayushchikhsya v pomoshchi germanskikh pod-dannykh oboego pola, bez razlichiya veroispo-vedaniya, v Sankt-Peterburge. Spb., 1902.
4. Nemtsy v Rossii: Istoriko-dokumental'noe izdanie / pod red. G.I. Smaginoy. SPb., 2004.
5. RGIA (Rossiyskiy gosudarstvennyy istoriches-kiy arkhiv). F. 821. Op. 5. Ed. khr. 1296.
6. RGIA. F. 828. Op. 6. Ed. khr. 61.
7. Sokolov A.P. Blagotvoritel'nost' v Rossii kak mekhanizm vzaimodeystviya obshchestva i gosudarstva (nachalo XVIII - konets XIX v.). SPb., 2006.
8. Gogel' S.K. Ob"edinenie i vzaimodeystvie chastnoy i obshchestvennoy blagotvoritel'nosti. Spb., 1908.
9. RGIA. F. 468. Op. 62. Ed. khr. 17.
10. Andreeva N.S. Nemtsy i razvitie obrazovaniya v Rossii. SPb., 1998.
11. Blagotvoritel'nye uchrezhdeniya Rossii. Spb., 1912.
12. Istoriya nemtsev Sankt-Peterburga // Katalog vystavki. SPb., 1999.
13. Bush M. Nemtsy v Peterburge 1865-1914 gg. Samosoznanie i integratsiya // Nemtsy v Ros-sii: Lyudi i sud'by: sbornik statey / pod red. L.V. Slavgorodskoy. SPb., 1998. S. 69-80.
14. Vserossiyskiy Soyuz Uchrezhdeniy, Obshchestv i deyateley po obshchestvennomu i chastnomu
prizreniyu i zavedeniyakh g. S.-Peterburga / pod red. P.N. Isakova. Spb., 1911.
15. Savinova N.V. 1914 god v sud'be peterburgskikh nemtsev // Nemtsy v Sankt-Peterburge (XVIII-XX vv.): biograficheskiy aspekt. SPb., 2005. Vyp. 3. S. 217-221.
16. Kritschewsky V. St. Petersburg und seine Ausländer. St. Petersburg, 2006.
nocTynnna b pega^Hro 21.06.2014 r.
UDC 930
ACTIVITIES OF GERMAN CHARITIES IN ST. PETERSBURG (SECOND HALF OF 19th - EARLY 20th CENTURIES)
Irina Vladimirovna BARANOVA, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, Postgraduate Student, Domestic History Department, e-mail: [email protected]
The activities of German charities of St. Petersburg in second half of 19th - early 20th century are studied. The functioning of the system of charities is disclosed. Particular attention is drawn to the financing and organization of German secular charities. Based on a study of disparate information the charities were found to have been designed primarily for subjects of German lands. Various types of assistance to the needy German subjects are considered. Particular attention is drawn to the problems associated with the organization of charitable activities. The importance of charitable societies in the life of the German population of St. Petersburg is emphasized. The problem of charity today is considered. In material on the subject in question is systematized, some archival materials are first introduced in the scientific use. This problem is poorly investigated requires further study.
Key words: St. Petersburg; charity; German nationals; Germans; social assistance; 19th century.