Научная статья на тему 'Развитие образовательной системы Петришуле (НОУ гимназия № 222 г. Санкт-Петербурга)'

Развитие образовательной системы Петришуле (НОУ гимназия № 222 г. Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательной системы Петришуле (НОУ гимназия № 222 г. Санкт-Петербурга)»

УДК 378

Т. Н. Гаврилова

Развитие образовательной системы Петришуле (НОУ гимназия № 222 г. Санкт-Петербурга)

T. N. Gavrilova

Education system in Petrischule (Grammar school № 222, St. Petersburg)

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского отметил в этом году 110-летний юбилей со дня рождения профессора Н. А. Булах, которая являлась основателем кафедры немецкого языка (в то время педагогического института). Ее супруг - Игорь Эрихович Клейнеберг учился в одном из старейших учебных заведений России - Петришуле (позднее преподавал иностранные языки в Ярославском медицинском институте) . Эту же школу закончили две его сестры и брат (Мелитта, Маргарита и Ганс), а их отец Эрих Карлович Клейнеберг на протяжении двенадцати лет был ее директором. Эта школа с удивительной историей.

«Петришуле» (нем. РвМ-БеНЫв) - первая школа Санкт-Петербурга. Упоминание о ней, относящееся к 1709 году, было найдено в Архиве ВМФ России в личном фонде адмирала норвежского происхождения Корнелиуса Крюйса. В этом фонде хранится личное письмо адмирала императору Петру I об организации лютеранской церкви Св. Петра и элементарной школы при ней для обучения детей прихожан этой церкви на территории его усадьбы.

Адмирал понимал важность подготовки молодых специалистов, поэтому школа, которую он устроил в Петербурге при своем доме, первоначально имела военно-морской уклон, о чем свидетельствует и специальность первого учителя школы Корнелиуса Корнелиссена, который происходил из датского города Рипена и был по своей прежней профессии боцманом [1].

Кирха была построена в 1730 году.

В 1760 году для школы за кирхой начинают строить специальное каменное здание, тогда еще двухэтажное, которое специалисты считают ин-

тереснейшим памятником русского барокко середины 18 века.

По приглашению лютеранской общины в Петербург был приглашен первый директор Пет-ришуле - немецкий богослов, географ, историк и педагог Антон Фридрих Бюшинг, разработавший специальный учебный план для учебного учреждения нового типа, каким должна была стать школа St.Petrischule, получившая статус Schule der Sprache, Kunste und Wissenschaften -«Школа языка, искусства и науки» [3].

Специальное объявление оповещало горожан в 1762 году, что новая школа «отворена быть имеет» 1 октября и что «юношество мужского пола, желающие быть учеными, приобретут в сей школе случай научиться всему тому основательно и достаточно, что они по справедливости знать должны, дабы с пользою вступать могли в университеты». А. Ф. Бюшинг руководил школой до 1765 г.

Единственное учебное заведение столицы с полувековой традицией непрерывной учебно-воспитательной практики взяла под свое высочайшее покровительство императрица Екатерина II (немка по происхождению), издавшая в 1764 году специальный указ, в котором высказала намерение «основать школу, которая не токмо с наилучшими иностранными сравнится, но в совершенстве оные еще превзойти могла» [3].

В 1782 году школа было преобразована в «Главное немецкое народное училище для подготовки учителей немецких училищ Российской Империи». Оно находилось в ведении особой Дирекции или Управы над всеми немецкими народными училищами в Российской империи.

© Гаврилова Т. Н., 2016

В 1817 году училище было подчинено надзору попечителя Санкт-Петербургского учебного округа.

В 1836 году оно было уравнено в правах с гимназиями и получило официальное наименование «Главное немецкое училище при Санкт-Петербургской лютеранско-евангелической церкви Святого Петра».

В начале 70-х годов XIX века Главное немецкое училище св. Петра объединяло мужскую и женскую гимназии, реальное училище, приготовительные классы и элементарные трехклассные школы для мальчиков и девочек. Здание школы неоднократно перестраивалось и расширялось.

К своему 200-летнему юбилею школа стала крупнейшим средним учебным заведением России - здесь учились более 1600 детей, в том числе, до 25 % русских. Она пользовалась заслуженной известностью, давала разностороннее образование и особенно славилась отличным преподаванием иностранных языков [2]. Находясь под опекой церковного совета Петрикирхе, школа не испытывала материальных затруднений, предполагался даже ее дальнейший рост и надстройка школьного здания, но начавшаяся вскоре Первая мировая война коренным образом изменила жизнь школы.

В августе 1915 года вышел указ Министерства народного просвещения, по которому вся школьная документация и все учебные предметы должны были вестись на русском языке. Тогда же название школы стало писаться по-русски -«Петришуле».

Школу вынуждены были покинуть учителя, недостаточно хорошо знавшие русский язык, а также дети германских и австрийских граждан, подлежавших высылке в отдаленные районы Российской империи. Анти немецкие настроения, проявившиеся в то время в известной части русского общества, привели к тому, что некоторые родители перевели своих детей в другие школы. Многие ученики старших классов оставили школу, чтобы добровольно вступить в русскую армию.

11 декабря 1917 года постановлением Народного комиссариата просвещения Советской Республики Главное немецкое училище было передано в ведение Комиссариата просвещения Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

К 1922 году школа называлась - 4-я Советская школа Центрального р-на.

В 1923 году - 41-я Единая трудовая школа 1 и 2 ступени Центрального р-на.

В 1931 году - 41-я школа-девятилетка Смоль-нинского р-на.

В 1934 году - 28-я школа ФЗД (фабрично-заводская девятилетка) Смольнинского р-на.

В 1937 году - 14-я полная средняя школа Куйбышевского р-на.

В 1939 году - была разделена на 14-ю среднюю школу (пр. 25 Октября д. 22/24 - будущая 222 шк.) и 22-ю среднюю школу (ул. С. Перовской д. 5 - будущая 217 шк.) [1].

С 1916 по 1928г.г. директором школы был Клейнеберг Эрих Карлович, преподававший там немецкий язык. Уйдя из школы, он преподавал немецкую литературу и немецкий язык в Институте иностранных языков, был доцентом кафедры германистики Ленинградского государственного университета. Он умер в «Крестах» во время следствия в 1939 г. Ему вменяли в вину то, что он обучал немецкому языку дочерей последнего русского императора [2].

С 1929 по 1934 гг. завучем школы 28 ФЗД была Соколовская Александра Львовна - профессиональная революционерка, преподаватель обществоведения, первая жена Л. Д. Троцкого, расстрелянная в Москве в 1938 г.

Петришуле уникальна тем, что за 300 лет своей работы дала миру целую плеяду выдающихся выпускников, оставивших след в истории России и Санкт-Петербурга.

Вот имена только некоторых из известных людей, которые в разное время сидели за партами Петришуле:

- архитекторы Карл Росси, Константин Тон, Николай Бенуа;

- поэты и литераторы Даниил Хармс, Юрий Лотман, Лев Лосев, нобелевский лауреат Иосиф Бродский;

- ученые Карл Раухфус (основатель педиатрии), Петр Лесгафт (основоположник научной системы физического образования), Иосиф Лагу-зен (основатель российской палеонтологии);

- композитор Модест Петрович Мусоргский;

- всемирно известный ювелир Фаберже Агафон Карлович (1876-1951) - сын К. Г. Фаберже;

- основатель российского футбола Георгий Дюперрон;

- актеры и деятели кино Михаил Козаков, Лидия Федосеева-Шукшина, Роман Громадский, Николай Фоменко [1].

Имя выпускника Петришуле с гордостью носят тысячи специалистов, занятых в самых раз-

Развитие образовательной системы Петришуле (НОУ гимназия № 222 г. Санкт-Петербурга)

185

ных сферах экономики, государственной службы, культуры, искусства, спорта.

Петришуле за годы своего существования выпустила 259 золотых и серебряных медалистов, а также 25 чемпионов мира и 26 чемпионов Европы.

Педагогический коллектив учреждения пополнили пятнадцать его выпускников.

С начала XXI века в школе обучаются более 500 учеников, работают около 60 учителей, существуют научные общества и факультативы. Углубленно изучается немецкий язык, и проводятся международные школьные обмены.

К 300-летнему юбилею Петришуле в школе был открыт музей истории школы. В числе его экспонатов имеются рукописи и книги 17-18 веков. В музее проводятся тематические экскурсии и открытые уроки. Школа поддерживает связи с многими учебными заведениями Германии и Голландии и других стран.

В первую субботу апреля каждого года проходит традиционный Вечер встречи выпускников, на котором присутствуют более 1000 бывших выпускников Петришуле [1].

Школа является:

- «школой года» по результатам городского конкурса педагогических достижений (2001);

- победителем конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» среди негосударственных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2008);

- лауреатом конкурса инновационных продуктов за разработку учебно-методического комплекса «Die Musik ist da» (2009);

- лауреатом конкурса инновационных продуктов за разработку учебно-методического комплекса «Гуманитарный потенциал естественнонаучного знания как средство духовно-нравственного воспитания» (2010).

Ученики школы готовят проекты (например, проект по теме «Имена сквозь столетия»), про-

водят литературно-музыкальные салоны, рождественские ярмарки, спектакли (например, «Серебряная лира», посвященный судьбам и творчеству поэтов Серебряного века), балы, акции (например, «Златая цепь», в которой ученики со 2 по 11 класс вспоминали стихотворения А. С. Пушкина).

В сети Интернет есть сайт школы, который представляет собой виртуальный музей учебного заведения (http://vk.com/club1311854).

Библиографический список

1. Летанина, Е. Ю. Петришуле - старейшая школа Петербурга. История строительства [Текст] // Е. Ю. Летанина. - История Петербурга, 2010. - № 2 (54). - С. 6-10.

2. Ульянов, Н. П. Судьбы учителей Петришуле (20-30-е годы XX века) [Текст] // Н. П. Ульянов. - История Петербурга, 2010. - № 2 (54). -С.27-32.

3. Штейнберг, А. Д-р Антон Фридрих Бюшинг и открытая в Петербурге школа языков, наук и искусств [Текст] // А. Штейнберг. - История Петербурга, 2010. - № 2 (54). - С. 14-21.

Bibliograficheskij spisok (in Russ)

1. Letanina, E. Ju. Petrishule - starejshaja shkola Peterburga. Istorija stroitel'stva [Tekst] // E. Ju. Letanina. - Istorija Peterburga, 2010. - № 2 (54). - S. 6-10.

2. Ul'janov, N. P. Sud'by uchitelej Petrishule (20-30-e gody XX veka) [Tekst] // N. P. Ul'janov. -Istorija Peterburga, 2010. - № 2 (54). - S. 27-32.

3. Shtejnberg, A. D-r Anton Fridrih Bjushing i otkrytaja v Peterburge shkola jazykov, nauk i is-kusstv [Tekst] // A. Shtejnberg. - Istorija Peterburga, 2010. - № 2 (54). - S. 14-21.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.04.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.