Научная статья на тему 'Вклад Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова в дело развития просвещения горских народов'

Вклад Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова в дело развития просвещения горских народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ / Я. НЕВЕРОВ / Л. МОДЗАЛЕВСКИЙ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блейх Надежда Оскаровна

В статье представлены просветительские воззрения известных российских педагогов-новаторов Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова, которые в Северокавказском крае оставили свой яркий след в воспитании и обучении молодого поколения. Их взгляды актуальны и сегодня и могут быть применены в работе современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блейх Надежда Оскаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова в дело развития просвещения горских народов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вклад Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова в дело развития просвещения горских народов Блейх Н. О.

Блейх Надежда Оскаровна /Blejh Nadezhda Oskarovna - доктор исторических наук, профессор, кафедра психолого-педагогических и медицинских проблем социальной работы,

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ

Аннотация: в статье представлены просветительские воззрения известных российских педагогов-новаторов Л. Н. Модзалевского и Я. М. Неверова, которые в Северокавказском крае оставили свой яркий след в воспитании и обучении молодого поколения. Их взгляды актуальны и сегодня и могут быть применены в работе современной школы.

Ключевые слова: педагоги-новаторы, Я. Неверов, Л. Модзалевский, Северный Кавказ, методика обучения, педагогическая деятельность.

УДК 74.03

Введение

Присоединение Северного Кавказа к Российской империи было обусловлено несколькими факторами: актом доброй воли проживающих здесь народов и политикой русского правительства, нацеленной на установление своего влияния в богатом природными ресурсами крае. Для горцев это имело весьма прогрессивное значение не только в экономико-социальной составляющей, но и в духовной их жизни.

Последняя особенно вызывала неподдельный интерес у всей прогрессивно мыслящей российской интеллигенции, не оставшейся равнодушной к судьбам кавказских этносов. Многие её представители выехали в край «немирных горцев», дабы нести им «свет знаний» в виде разработки письменности, программного обеспечения, методических рекомендаций. Они нередко открывали на свои средства школы и сами же в них преподавали. Велика заслуга российских ученых в становлении просветительской мысли, неоценим вклад их в развитие школьного образования. Выявлению вклада наиболее прогрессивных российских деятелей посвящена данная статья.

Обсуждение

Ярким примером сподвижничества на ниве кавказского просвещения и культуры в середине XIX столетия является русский ученый Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896 гг.) - основатель исторической науки, известный ученый, первым в российской педагогической науке составивший систематическое пособие по истории зарубежной и отечественной педагогики.

На Кавказе Л. Н. Модзалевский приступил к педагогической деятельности. Являясь в 1871-1872 гг. директором женской гимназии в Тифлисе и преподавая в ней педагогику, просветитель создал две специализированные школы с педагогическим уклоном, выпускающим учителей начальных классов, и открыл пансионат для горцев-гимназистов.

В 1877 г. Модзалевский был представлен к должности окружного инспектора всего Кавказского края. «При ревизиях разных учебных заведений обширного Кавказского края, - отмечал он, - я успел непосредственно ознакомиться с этим чудным и разнообразным краем и всей душой привязаться к нему; за этот период своего инспекторства я успел побывать в различных его частях от Черного до Каспийского морей, я успел привязаться к нему» [1, с. 289].

Став окружным инспектором, просветитель продолжил свою созидательную деятельность по развитию в Кавказском округе школ различного направления. Чтобы

обучение в них было целесообразным, Лев Николаевич составил программы по русскому языку и словесности, в которых, исходя из горского менталитета, предоставил учителям практические рекомендации.

Также просветитель был членом нескольких миссионерско-просветительских комитетов, устроенных им. В этом плане огромную роль играли Тифлисское и Кавказское музыкальные общества, которые имели на своем содержании музыкальные школы, в которых учились дети горцев. Вместе с тем педагог возглавил работу комиссии по развитию в крае ремесленных училищ и цензурного комитета. Таким образом, Л. Н. Модзалевский являлся пропагандистом передовой педагогической мысли и адептом культурного просвещения горцев.

В эти же годы на Кавказе работал соратник Л. Н. Модзалевского Януарий Михайлович Неверов (1810-1893 гг.), стараниями которого в крае были открыты учительские гимназии, институт и курсы, из стен которых вышли ставшие впоследствии известными И. Тхостов, Б. Туганов, братья Джантемир и Ибрагим Шанаевы, К. Хетагуров, И. Кануков, К. Атажукин, И. Кармов, Б. Шарданов, М. Коченов, С. Абаев, А. Кешев и др. [4, л. 18-29].

Просветитель во всех возглавляемых им учебных заведениях применял инновационные методы развития и воспитания своих питомцев. Для этого он старался подбирать в кадровый состав своих единомышленников, знавших не только психологию горцев, но и их культуру и обычаи. В каждом из воспитанников он видел личность и старался развивать его природные дарования. Потому и был такой высокий результат.

Это подтверждает соотечественник и друг Я. М. Неверова известный педагог Л. Н. Бродский, который писал следующее: «Это неустанное осмысление своей работы, глубоко сознательное отношение к своему делу, стремление сделать всё лучшее, совершеннее, резко ощущаемое желание заставить понять всех, что дело воспитания -это святое, великое дело, особенно важное в условиях русской жизни, выдвигает Я. М. Неверова в ряды редких педагогов» [2, с. 75].

И, действительно, этот редкостной души человек с большим уважением отзывался о тех людях, которые благожелательствовали горским народам и ратовал за их просвещение. По этому поводу он много раз выступал в печати. Так, в 1859 году в газете «Кавказ» вышла статья «Еще раз об образовании кавказских горцев» [3, c. 3439], в которой рассматривался процесс становления и формирования национальной интеллигенции народов Северного Кавказа. В частности, она содержала сведения о его лучших учениках Адиль-Гирее Кешеве и Султан-Беке Абаеве, ставших впоследствии видными просветителями своих народов.

Заключение

К сожалению, рамки данной статьи не могут охватить всех подвижников народного просвещения, работавших на Кавказе и внесших весомый вклад в дело образования северокавказских народов. В данной статье были представлены только два славных сына нашего Отечества, посвятивших свой талант делу служения горским народам. Однако сильна была численностью армия российских педагогов, которые своей подвижнической деятельностью несли свет «в душные сакли» горских народов. Благодаря стараниям российских культуртрегеров, служивших в учебных заведениях Северного Кавказа, многие талантливые горские юноши, получив образование, выбирали стезю просветительской деятельности или шли в другие общественно полезные сферы для своих соотечественников.

Литература

1. Blach N. О. The Contribution of Russian and Mountaineer Enlighteners to the Making of

Writing Culture in the North Caucasus // Bylye Gody, 2015. Vol. 36, Is. 2. С. 289-294.

51

2. Бродский Л. Н. Я. М. Неверов и его биография // Вестник воспитания, 1915. № 6. С. 75.

3. Неверов Я. Еще раз об образовании кавказских горцев // Кавказ, 1859. № 39. С. 34-39.

4. ЦГА РСО-А. Ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области). Оп. 2. Д. 807. Л. 18-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.