УДК 159.99 © Самойлов Н.Г., Алёшичева А.В., 2015 ВКЛАД КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВПО РЯЗГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
Аннотация. В Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова на кафедре педагогики, психологии и технических средств обучения факультета дополнительного профессионального образования круглогодично осуществляется повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование, касающееся возможностей применения психолого-педагогических знаний работниками здравоохранения и вузов в процессе работы с людьми.
Ключевые слова: кафедра педагогики, психологии и технических средств обучения факультета дополнительного профессионального образования, Ря-
© Samoilov N.G., Aleshicheva A.V. , 2015 CONTRIBUTION DEPARTMENT OF PEDAGOGY , PSYCHOLOGY AND TECHNICAL TRAINING AIDS IN THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN RYAZAN STATE MEDICAL
UNIVERSITY
Abstract. In the Ryazan State Medical University. Academician IP Pavlova at the Department of pedagogy, psychology and technical training of the Faculty of additional professional education is carried out year-round training and additional professional education regarding the possible applications of psychological and pedagogical knowledge of health
professionals and universities in the process of working with people
Keywords: Department of pedagogy, psychology and technical training of the Faculty of additional professional
занский государственный медицинский университет
education Ryazan State Medical University
В феврале 2015 года на кафедре завершился цикл тематического усовершенствования "Педагогика и психология высшей школы". Цикл был проведен трижды с использованием интерактивных технологий и технологий дистанционного образования. Выпущено 67 человек, среди которых преподаватели Рязанского медицинского университета им. академика И.П. Павлова, Академии права и управления ФСИН России, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Рязанского филиала Московского университета МВД РФ. Слушатели выполнили итоговую аттестационную работу и защитили ее на заседании круглого стола.
Дискуссионными оказались вопросы подготовки молодых преподавателей для работы в высшей школе, взаимодействия преподавателей и студентов на разных этапах обучения, влияния кураторства на формирование целостной дружной группы. Преподаватели акцентировали внимание на том, что им и студентам нужна психологическая помощь или поддержка, и что они готовы этому содействовать. Велика роль культурно-массовых мероприятий и для студентов и для преподавателей. Весьма острой оказалась проблема первичного профессионального отбора в медицинский вуз. Большинство участников дискуссии пришли к мнению, что абитуриент должен иметь высокий уровень мотивации для последующей реализации себя в этой профессии.
Количество нагрузки и качество преподавания взаимосвязаны и взаимно влияют одно на другое. В обсуждении прозвучала мысль о том, что введение электронного документооборота освободило бы достаточно много времени для более глубинной подготовки к занятиям. Кроме того, доступ к мировым реферативным базам стал бы хорошим подспорьем и для студентов и для преподавателей.
Введение различных информационных технологий в образовательное пространство еще больше привлекло бы наших студентов к процессу обучения.
В целом же, на заседании круглого стола отмечен позитивный настрой преподавателей на работу в вузе и отмечена положительная роль в этом процессе психологии и педагогики.
В мае 2015 года завершился очередной плановый цикл тематического усовершенствования для сотрудников здравоохранения "Психология профессиональной деятельности". За время обучения слушатели ознакомились с методами профессиональной диагностики, основными проблемами, возникающими во время взаимодействия с коллегами и пациентами, спецификой и особенностями конфликтов в профессиональной среде, рассмотрели механизм и причины синдрома эмоционального выгорания у медиков, а также множество других вопросов, которые непосредственно интересовали слушателей.
В системе дистанционного образования разработаны лекции, сопровождаемые информативными, яркими демонстрационными материалами, что позволило улучшить качество воспринимаемой информации. Дистанционно все слушатели прошли онлайн-тестирование и показали хорошие результаты.
Впервые на факультете дополнительного профессионального образования были проведены вебинары, организованные профессором Н.Г. Самойловым, профессором А.Н. Суховым и доцентом А.В. Алёшичевой. Слушатели отметили большое значение и эффективность именно такой формы преподавания, ее информативность, простоту и удобство.
Следует отметить, что дистанционное обучение большинством слушателей воспринимается как инновационное, современное и в значительной степени позволяющее экономить их время.
По окончании цикла слушатели выполнили итоговую аттестационную работу в форме научной статьи и представили свои материалы на заседании
круглого стола, посвященного непосредственно проблемам профессиональной деятельности врачей и преподавателей медицинских вузов.
Все статьи выполнены в рамках обозначенных секций:
1. Психологическая характеристика профессиональной деятельности.
2. Психологические основы профессионального развития личности.
3. Социально-этические проблемы профессиональной деятельности.
Слушателями были высказаны пожелания увеличить количество занятий,
на которых они могли бы получить практические рекомендации относительно форм, методов и специфики учета психологических факторов их профессиональной деятельности. Обсуждалась необходимость более широкого осуществления дистанционного обучения с обязательным наличием обратной связи, возможности проведения дискуссии и получения консультаций.
На кафедре систематически обучают практикующих врачей работе с информационными коммуникативными технологиями. Подготовку осуществляют грамотные и опытные преподаватели. Слушатели, прошедшие циклы "Основы компьютерных технологий", "Информационные технологии в медицине", "Информационные технологии в здравоохранении" с благодарностью покидают стены кафедры, получив достаточное количество знаний, умений и навыков, которые так необходимы в настоящее время в их профессиональной деятельности.
В июне 2015 года завершилось обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Преподаватель высшей школы", слушателями которой были преподаватели Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
В течение 2014-2015 учебного года они изучали педагогику, психологию, информационные технологии в науке и образовании, теорию и методику обу-
чения и воспитания в высшей школе, технологии профессионально-ориентированного обучения, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональную педагогику, психологию и инновационную деятельность преподавателя высшей школы, а также профессионально-ориентированную риторику, дискуссии и общение.
В феврале-марте все проходили педагогическую практику, которая была организована на кафедрах преподавателей. Они читали лекции, проводили практические и семинарские занятия, посещали занятия своих коллег. Групповым руководителем практики был заведующий кафедрой профессор Н.Г. Самойлов.
23 июня 2015 года состоялась защита выпускных квалификационных работ. Особенно хотелось бы отметить работу А.В. Пархоменко, которая была посвящена вопросам воспитания гражданственности и патриотизма. Данная тема вызвала живую дискуссию среди опытных преподавателей, потому что воспитание таких моральных качеств у молодежи различных вузов отличается. На высоком уровне докладывали А.Г. Боярёнок ("Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа и пути его формирования"), Б.Ю. Володин ("Психологические технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией"), А.В. Есин ("Практико-ориентированные виды обучения в вузе и их эффективность") и Д.С. Петров ("Формирование профессионально-личностной культуры обучающихся в образовательном процессе высшей школы"). По каждой из тем было много дискуссионных вопросов и их активное обсуждение.
На кафедре разработаны новые программы повышения квалификации для сотрудников здравоохранения и преподавателей высшей школы:
^ "Конфликтология в профессиональной деятельности" (общий объем - 288 часов; категория слушателей - сотрудники системы здравоохранения, специалисты с высшим образованием);
^ "Возрастная психология" (общий объем - 180 часов; категория слушателей - сотрудники системы здравоохранения, специалисты с высшим образованием);
> "Психология здоровья" (общий объем 180 часов; категория слушателей - сотрудники системы здравоохранения, специалисты с высшим образованием).
Усовершенствована и инновационно обогащена программа дополнительной профессиональной переподготовки "Преподаватель высшей школы" (общий объем 1080 ч., начало занятий - 7 сентября 2015 г.). К освоению программы допускаются:
^ из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры;
^ аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях;
^ слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую степень, а из числа специалистов - имеющие стаж научно-педагогической деятельности не менее 2 лет.
В каждую программу перечисленных циклов включено использование дистанционной системы образования (более 50 %), усовершенствована система оценки знаний, что позволит улучшить освоение новой информации легко и непринужденно.
Наш дружный коллектив будет рад общению с новыми слушателями на предстоящих циклах.