Научная статья на тему 'ВКЛАД ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ'

ВКЛАД ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонорова С. А.

В статье рассматриваются актуальные механизмы управления инновационных программ, направленных на развитие экономики России, используя инструментарий государственно-частного партнерства на региональном уровне, предложена авторская формулировка понятия «государственно-частное партнерство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY BASED ON THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS

The article discusses the current management mechanisms for innovative programs aimed at developing the Russian economy, using the tools of public-private partnership at the regional level, the author’s formulation of the concept of “public-private partnership” is proposed.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»

ВКЛАД ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Никонорова С. А.,

кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные механизмы управления инновационных программ, направленных на развитие экономики России, используя инструментарий государственно-частного партнерства на региональном уровне, предложена авторская формулировка понятия «государственно-частное партнерство».

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП); региональный уровень; инновации.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY BASED ON THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS

Nikonorova S. A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Abstract. The article discusses the current management mechanisms for innovative programs aimed at developing the Russian economy, using the tools of public-private partnership at the regional level, the author's formulation of the concept of "public-private partnership" is proposed.

Keywords: public-private partnership (PPP); regional level; innovation.

Основополагающим фактором в сценарии инновационных программ улучшения экономических темпов развития и на федеральном и на региональном уровнях является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). В современных условиях наша страна стремится к значительному рывку в области инновационных мероприятий. Следовательно, программами внедрения и развития инновационных продуктов должны руководствоваться предприятия и организации, независимо от видов экономической деятельности, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Предприятиям малого и среднего бизнеса в условиях обострения конкуренции необходимо проявлять оперативность и гибкость, принимая управленческие решения

по разработке и внедрению инновационных сценариев, а также мобильность к генерации инноваций. Государственные программы могут создать более значимую платформу для реализации ГЧП. Здесь необходимо проработать законодательную базу, совершенствовать нормативно-правовую документацию, усилить государственные поддержки и гарантии, стабилизировать вопросы налогообложения.

В России система государственно-частного партнерства является молодой составляющей развития рыночных отношений, поэтому она только еще разрабатывает планы своего развития, а также внедрения и использования всевозможных инструментов. В современных условиях, имеются определенные несоответствия в развитии и реализации программ по инновациям предприятий

-представителей всех видов бизнеса. Эта ситуация имеет вполне обоснованную характеристику. В нашей стране предприятия, относящиеся к крупным, являются в большинстве своем монополистами, т.к. имеют принадлежность к государственному сектору экономики. Но несмотря на отсутствие конкурентов среди государственного сектора, показатели деятельности и производственные, и социально-экономические оставляют желать лучшего. И поэтому конкурентами являются субъекты малого и среднего бизнеса. Зарубежная практика отрицает такой опыт общения субъектов крупного, среднего и малого бизнеса. Неравномерность данных условий связана с тем, что крупные российские предприятия обладают значительным научно-техническим потенциалом, со своей сильной исследовательской платформой. Очень важным фактором являются и огромные возможности привлечения как молодых, так и опытных специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями.

Показатели и анализ мирового развития наглядно отражают, что без ГЧП, в научно-технической инновационной среде планомерная деятельность сегодняшней внутренней инновационной системы почти недопустима. О повышении роли развития ГЧП постоянно подчеркивается во всей нормативной документации. При глубоком изучении всех законодательных программ можно отметить, что в них прописаны основополагающие сценарии государственной поддержки с целью развития инновационных проектов во всех видах деятельности, а именно производственно- технологической, инвестиционной, транспортной, торговой, научной и других. и инновационным программам. В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. сформулировано, что использование значимого способа объединения деятельности предпринимателей, научных работников, сотрудников государственного сектора экономики по внедрению наиболее важных и фундаментальных путей, которые должны способствовать росту показателей, характеризующих подъем российской экономики в рамках государственно-частного партнерства производственно-технологических основ. Эти основы выполняют роль инструмента, благодаря ко-

торому развиваются коммуникации, рождаются предложения по внедрению коммерческих технологий, появляются новые услуги, инновационные продукты. В свою очередь, это продвигает научно-конструкторские проекты, исследовательские разработки, позволяет поднять на более значимый уровень опытные программы. Важно отметить, что во всех этих направлениях принимают участие все, кто заинтересован в развитии ГЧП, т.е и организации государственного сектора и представители бизнеса, работники научных структур и других институтов общества. Вышеперечисленные мероприятия в совокупности направлены на развитие законодательной базы для дальнейшего развития и улучшения научно-технологических и инновационных показателей.

Однако необходимо обратить внимание на то что, производственно- технологические платформы не являются уникальным и главное, единственным инструментом, используя который можно расширять и развивать государственно- частное партнерство в столь актуальном направлении, как инновации.

Времена современной нестабильности макроэкономической среды деятельности национальной социально-экономической экономики объясняются усиливающейся ролью внедрения институциональных приемов и мер экономического, производственного и социального регулирования инновационного развития. Важно отметить, что присутствует объективная необходимость поддержки в лице государства. А именно, развивая сеть конкретных институтов по развитию звеньев инновационной инфраструктуры. В современных условиях производственный сектор нуждается в инновационных решениях технологического характера. И здесь очень важно отметить, что реализация любой инновационной программы будет иметь положительные результаты в том случае, если в ее разработки, внедрении, анализе и обработке полученных результатов будут принимать участие высококвалифицированные кадры. Необходимо также развивать и продвигать мероприятия по усилению НИОКР, т.к. эта деятельность способствует принятию правильных решений, направленных на совершенствование форм ГЧП. В сложившейся экономической ситуации страны сегодня возрастает роль региональных экономик.

Это не удивительно, т.к. развиваясь на муниципальном уровне, можно ожидать подъема всей сложной и многообразной российской экономики. Региональные инновационные проекты имеют стратегические цели, но на практике внедряются сложно в силу индивидуальных особенностей развития территорий. Одним из векторов деятельности ГЧП и является содействие и оказание помощи, направленной на подъем региональных экономик. Здесь важно учитывать, что каждый регион имеет собственный сценарий развития, учитывающий такие факторы, как: природно-климатические, производственные, сырьевые, кадровые и другие. При реализации региональных программ очень важен комплексный подход, т.к. все заинтересованные звенья должны принимать участие в этом. Только совокупность деятельности муниципальных органов власти, предпринимательских усилий, производственно-промышленных предприятий научных, образовательных и организаций других секторов экономики может привести к росту инноваций.

Отметим, что государственно-частное партнерство - это деятельность двух или более экономических субъектов, заключивших совместный договор по развитию своей деятельности. Этот документ отражает: часть долевого участия капиталов и со стороны государства, и со стороны частных партнеров в бизнес-планах, принятых и направленных на подъем инновационных проектов. В рамках, постоянно развивающегося содружества и контактов научных государственных организаций и производственно-промышленных с представителями малого и среднего бизнеса, возрастает роль взаимопомощи по вопросам образовательного процесса, при проведении, так называемых «мозговых штурмов». При исследовании и изучении экономической значимости ГЧП необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития это механизм, который должен способствовать внедрению инновационных программам. Для этого все его формы должны носить упрощенный характер, при этом своевременно и быстро реагировать на изменения в мире бизнеса, отвечать современным требованиям экономики, моментально реагировать на новые положения в законодательной базе. И при необходимости изменять формы своей работы. При

осуществлении деятельности в рамка ГЧП используются следующие нормативно-правовые документы: концессионные соглашения; соглашения о разделе продукции; инвестиционные договоры, где определены права каждого участника на создаваемые объекты; договоры аренды с инвестиционными обязательствами; контракты, отражающие сервисные услуги и пр. В условиях постоянно меняющейся социально-экономической атмосферы необходимо постоянное совершенствование юридических основ. По данному направлению должна активизироваться роль государства. Имея государственную поддержку, закрепленную законами о ГЧП, возрастет заинтересованность и российских и зарубежных инвесторов по привлечению капитала в развитие определенных секторов экономики. И как результат этих усилий подъем качественных и количественных показателей жизни населения. Министерством экономического развития РФ разработан проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект рассматривает - кооперационные правила, которые должны дополнять формы и меры поддержки со стороны государства, а также отражен равноправный характер взаимоотношений, направленный на выполнение целей государственно-частного партнерства на основе совокупности интересов партнеров, взаимного выполнения принятыми ими обязательств друг перед другом, грамотный анализ всевозможных рисков (политических, экономических, социальных и пр.), достойное распределение обязательств, доступность и прозрачность при изучении проблем, возникающих в рамках государственно-частного партнерства. Внимательно изучив, нормативно-правовую российскую законодательную базу, можно отметить, что она позволяет использование не всех моделей ГПЧ и преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений. Такая постановка вопроса вызвана тем, что это дает шанс инвесторам по привлечению заемных средств для участия по финансированию тех или иных программ. В настоящее время законодательные акты о ГЧП приняты уже более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Каждый регион во главу угла при разработки регионального

закона о ГЧП ставил задачу создания такого правового инструмента, который бы выполнял роль альтернативы концессионным соглашениям. Исследования в области механизмов развития государственно-частного партнерства по вопросам инновационного характера экономики свидетельствует, что существуют объективные факторов, которые являются серьезными барьерами в развитии ГЧП. Более того, эти барьеры повышают степень появления рисков использования ГЧП при разработке и принятию инновационных сценариев в Российской Федерации. Например, это может быть:

незначительный опыт при взаимодействии между субъектами государственного и частного бизнеса;

несовершенство существующих законодательных баз;

малый сектор сферы использования ФЗ «О концессионных соглашениях»;

отсутствие планомерного и поэтапного ввода и использования механизмов ГЧП в работе по инновациям;

отсутствие систематизированного подхода в вопросах налогообложения также в области налоговых льгот организациям, развивающим инновационные программы, а также владельцам объектов интеллектуальной собственности на отечественном и мировом рынках и потребителям наукоемкой продукции;

очень малую долю в возможности коммерциализации разработок, полученных за счет

Список литературы

грантов, в следствии плохо развитых элементов инновационной инфраструктуры.

Проводя исследования, функционирования механизмов государственно-частного партнерства с целью развития российской экономики важно отметить, что они играют важную роль в области мотивации для инвесторов. Интерес вызывает тот факт, что возрастают и внешние и внутренние факторы мотивации. Это и возможности карьерного роста, возможности роста заработной платы, а также рост степени удовлетворения от работы.

Роль мотивационных факторов возрастает и для российских и для зарубежных инвесторов. Возможности, использования механизмов ГЧП, позволяют инвесторам развивать наукоемкие производства, финансировать социальные программы, привлекать все большее число компаний по использованию всех видов инновационных продуктов и услуг. Развитие механизмов ГЧП позволит поднять инновационный потенциал региональной экономики.

Завершая исследования по этому вопросу, важно подчеркнуть, что механизмы государственно-частного партнерства еще недостаточно развиты. Всем элементам, входящим в эту систему предстоит многому учиться, чтобы поднять ГЧП на достойный уровень. И как общий результат деятельности всех участников этого содружества рост российской экономики

1. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Организация инновационного развития промышленности с учетом кластерного подхода // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия «Экономика и научном управление». 2014. № 2 (2). С. 53-58.

2. ГЧП-Инфо. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно- частное партнерство в России». [Электронный ресурс] URL: http://www.pppi.ru.

3. Дерябина М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 61-77.

4. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013.

5. Зубец А.Ж., Кузнецова А.И. Формы государственной поддержки неспособностью инновационного развития экономики регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16. Ч. 1. С. 184-193.

6. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: Стат. сб. М.: НИУ «ВШЭ», 2014.

7. Инновационное развитие экономики на основе использования. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 16.03.2019).

8. Оськина Н.В. Модернизация экономики и государственно-частное партнерство // Социальное партнерство как фактор развития инфраструктурных отраслей экономики России: Мат-лы междунар. науч. конф., Новосибирск, 15-16 ноября 2013. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. С. 90-98.

9. Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.03.2013 г.) [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России. URL: http://pppi. ru/sites/default/fi les/zakonoproekt_o_gchp.pdf (дата обращения: 16.03.2019).

10. Черемная, Т.С. Государственно-частное партнерство в странах БРИКС: опыт и перспективы реализации [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО, 2015. -№5 (44). - Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/ 021_ cheremnayats_0.pdf (Дата обращения - 16.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.