Научная статья / Research article
Вклад государств-членов ШОС по урегулированию афганского кризиса: до и после вывода военного контингента НАТО
К. Х. Рахимов
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Центр исследований постсоветских стран (ЦИПС), Москва, Россия ORCID: 0000-0003-2771-1817, e-mail: rakhimov-kkh@rudn.ru
Аннотация. В данной статье анализируется опыт решения Афганской проблемы, который накопила Шанхайская Организация Сотрудничества (далее-ШОС). В частности, в статье рассмотрены дипломатические усилия этой организации, ее гуманитарные акции, и попытки развивать инфраструктуру в Афганистане. Также в статье показаны отличия подхода участников ШОС от других стран и организаций, и проанализирована общая эффективность предложенных решений. Суть Афганской проблемы с точки зрения участников ШОС заключается в том, что основная часть государственной границы Афганистана приходится на страны-члены Организации. Поэтому все риски, которые исходят от Афганистана—терроризм, экспансия радикального ислама, а также организованная преступность (в том числе и контрабанда наркотических средств), являются серьезными угрозами для стран-участниц организации. Дополнительная сложность заключается еще и в том, что официальное афганское правительство не контролирует всю территорию страны, и на протяжении длительного времени ведет напряженную войну с радикальным исламским движением. 15 августа 2021 года, власть в Афганистане перешла под контроль «Талибана» (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность). В обмен на поддержку мирового сообщества движение обещало создать инклюзивное правительство и уважать права человека. Пока эти слова остаются обещаниями: из региона периодически приходят сообщения о нарушениях прав человека, расправах над представителями прежнего режима и подавлении инакомыслия. В статье дан комплексный анализ проблематики влияния ШОС и попыток ее участников разрешить афганский конфликт.
Ключевые слова: ШОС, региональная безопасность, Афганистан, война в Афганистане, радикальный ислам, терроризм, экономическая и энергетическая безопасность.
Для цитирования: Рахимов К.Х. Вклад государств-членов ШОС по урегулированию афганского кризиса: до и после вывода военного контингента НАТО. Постсоветские исследования. 2022;4(5):367-385.
Contribution of the SCO member States to the settlement of the Afghan crisis: before and after the withdrawal of the NATO military contingent
Komron Kh. Rakhimov
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia Post-Soviet Countries Research Center (CISC), Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-2771-1817, e-mail: rakhimov-kkh@rudn.ru
Abstract. This article analyzes the experience of solving the Afghan problem accumulated by the Shanghai Cooperation Organization (hereinafter-SCO). In particular, the article examines the diplomatic efforts of this organization, its humanitarian actions, and attempts to develop infrastructure in Afghanistan. The article also shows the differences between the SCO participants' approach from other countries and organizations and analyzes the overall effectiveness of the proposed solutions. The essence of the Afghan problem from the point of view of the SCO members is that the main part of the state border of Afghanistan falls on the member countries of the Organization. Therefore, all the risks that come from Afghanistan - terrorism, the expansion of radical Islam, as well as organized crime (including drug smuggling) - are serious threats to the participating countries of the
367
organization. An additional complication lies in the fact that the official Afghan government does not control the entire territory of the country and has been waging an intense war with the radical Islamic movement for a long time. On August 15, 2021, power in Afghanistan came under the control of the Taliban (the organization is under UN sanctions for terrorist activities). In exchange for the support of the international community, the movement promised to create an inclusive government and respect human rights. So far, these words remain promises: reports of human rights violations, reprisals against representatives of the former regime and suppression of dissent periodically come from the region. The article provides a comprehensive analysis of the problems of the SCO's influence and the attempts of its participants to resolve the Afghan conflict.
Keywords: SCO, regional security, Afghanistan, the war in Afghanistan, radical Islam, terrorism, economic and energy security.
For citation: Komron Kh. Rakhimov. Contribution of the SCO member States to the settlement of the Afghan crisis: before and after the withdrawal of the NATO military contingent. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;4(5):367-385 (In Russ.).
Афганская проблема является ключевой проблемой для Центральной Азии вот уже на протяжении более чем сорока лет. Перманентные вооруженные конфликты в стране происходили на протяжении всей ее современной истории. Однако именно с момента ввода воинского контингента СССР в Афганистан война в этой стране стала одним из наиболее значимых вооруженных конфликтов современности. Этот конфликт самым существенным образом повлиял и на историю самого Афганистана, и на политическую ситуацию в сопредельных странах. Завершение советской операции в Афганистане повлекло падение легитимного правительства и установление контроля над страной со стороны радикального исламского движения. Фактически, в стране вскоре началась междоусобная война и крайняя политическая раздробленность, которая продолжается до нынешнего момента.
Террористические атаки в США 11.09.2001 г. стали поворотным событием и для Афганистана: именно эта страна на тот момент являлась негласной базой и учебным лагерем для террористов, и именно на нее пришлась первая американская интервенция. Последовавшее за ней резкое сокращение влияния местной радикальной исламистской группировки - Талибана - не стало поворотной точной для становления мирной жизни. Воцарившийся в стране хаос повлек за собой еще большее ухудшение положения в стране.
В тот момент, когда начался нынешний этап жизни Афганистана, Шанхайская Организация Сотрудничества только начала свою работу: страны, которые в нее входили, на тот момент еще не были готовы брать на себя всю тяжесть бремени по разрешению афганской ситуации. Однако, постепенно значение стран-участниц Организации начало возрастать, и в конце концов, у них появились рычаги влияния на конфликт в этой стране. Собственно, и политика стран-участниц по отношению к Афганистану стала более содержательной, и уже предполагала конкретные организационные, экономические и военные шаги.
Цель данной статьи-обобщить опыт усилий стран-участниц Шанхайской Организации сотрудничества по
разрешению афганского конфликта и их результативность.
Анализ уровня разработки данной проблемы в научной литературе. В научных изданиях, посвященных
международным отношениям, проблеме Афганистана и сопредельного ему региона уделяется большое внимание. Публикации по проблеме взаимоотношения стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества (тут и далее- ШОС) в научных изданиях появляются довольно регулярно. Среди всех направлений, которые освещают данные публикации, следует выделить несколько наиболее важных. Так, много публикаций обзорного характера, в которых в принципе анализируются текущие проблемы региона Центральной Азии, и
место в этих отношениях стран-участниц ШОС. К таким публикациям следует отнести работы Р.К. Алимова, К.П. Курылева, Д.В. Малышева, К.Х. Рахимова и др. Некоторые публикации посвящены конкретным событиям в жизни организации и тому, каким именно образом эти события повлияют на всю последующую работу ШОС. Такими событиями является подписание наиболее важных документов, а также ключевые саммиты этой структуры. К статьям подобного рода нужно отнести публикации К.М. Барского, М.Г. Шилина и др. Много публикаций в данном направлении посвящены в принципе проблеме региональной безопасности и тому, как именно ШОС реализует свои стратегические интересы в этой сфере по отношению к Афганистану. Примером таких работ являются публикации Д.В. Гордиенко. Еще одним важным направлением является анализ отдельных направлений
сотрудничества между странами-членами ШОС и Афганистаном. Такими направлениями могут быть гуманитарные аспекты взаимодействия, приграничные, а также вопросы военно-технического сотрудничества и взаимодействия в сфере охраны законности. Примерами таких публикаций можно считать труды М.А. Шпаковская, Ю.В. Морозова, Т.Н. Чекалиной и др. При всем разнообразии публикаций по проблеме ШОС и Афганистана, все же нужно отметить, что международная ситуация в данном направлении развивается очень динамично, и постоянно возникает необходимость в том, чтобы обновить актуальность исследований. Поэтому, можно говорить про объективную необходимость дальнейших изысканий в этом направлении.
Основные результаты исследования.
Проблематика Центральной Азии далеко не всегда привлекала внимание исследователей: после распада СССР Центральная Азия воспринималась как сообщество молодых, нестабильных государств, которые только стали на путь своего становления. Но на рубеже XXI в. произошел резкий рост внимания к этому региону.
Если говорить про российских исследователей, то примерно в тоже время, практически одновременно с началом второй чеченской кампании, в экспертном сообществе возникло понимание значения Центральной Азии для обеспечения безопасности Российской Федерации. Наряду с кавказским фронтом борьбы с исламистским радикализмом у России также появился новый, Центрально-Азиатский фронт. Именно этот регион, из-за наличия неконтролируемых территорий в
Афганистане стал неформальной базой для подготовки радикально настроенных исламистов [Барский 2013: 19].
На новый, международный уровень, проблема Афганистана была поднята после беспрецедентной террористической атаки 11.09.2001 г. После вторжения США в Афганистан значение этой страны для своей безопасности переоценило и китайское руководство. Для Китая «прорыв» исламистов в Центральной Азии угрожал активизацией сепаратистов в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе, т. е. создавал прямую угрозу территориальной целостности Китая. Как минимум, наличие Афганистана являлось источником потенциальной террористической угрозы.
Как раз в этот период окончательно сформировалась Шанхайская Организация Сотрудничества, и ее участники сразу же оказались перед новой региональной проблемой, перед новыми вызовами для своей безопасности. При этом возникновение Афганистана как
региональной проблемы нужно
рассматривать в более широком контексте. Современные международные отношения характеризуется тем, что увеличивается число стран и территорий, местные власти которых не имеют возможность в полной мере их контролировать, и такие территории не именуемо становиться проблемой для окружающих их стран. При этом важно отметить, что нет недостатка в объектах возможной экспансии, но эффективность такой экспансии в современных условиях минимальна. Более того: формат, которым «афганскую проблему» собирались решать США, явно не может быть использован в отношениях между Афганистаном и ШОС.
Шанхайская Организация
Сотрудничества по своей природе существенно отличается от тех политических институтов, которые доминировали в международных
отношениях до ее создания. Так, в начале 2001 года было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества. Однако, создание данной структуры произошло не на пустом месте. Предшественником ее являлась так называемая «Шанхайская пятерка», которая стала результатом длительных российско-китайских переговоров о границах между странами, а также переговоров между всеми странами Центральной Азии и Китаем.
Собственно, переговоры про границу -это отдельный, длительный вопрос по части формирования ШОС в ее нынешнем виде. Этот вопрос для китайского руководства имеет особое историческое знание. При том, что на протяжении истории границы Китая существенно менялись, исторические события в XIX веке привели к тому, что Китай утратил контроль над некоторыми своими территориями. Восстановить полноценный контроль над всеми участками прежней границы не удалось. Значительная часть территории Китая оказалась утрачена навсегда. Вместе с тем китайское руководство не стало на путь ревизионизма и не инициировало возвращение к историческим границам: текущие переговоры были направлены на то, чтобы обозначить новые границы по контурам советско-китайской границы [Морозов 2014: 47].
Подобный принцип, - отказ от ревизии отношений и отказ от исторических амбиций - и является одним из принципов, по которым сейчас функционирует ШОС. Во многом именно на основе этого принципа произошел отказ от прямого военного вмешательства во внутренние дела Афганистана (в отличии от концепции, которой придерживались США).
Непосредственным толчком для развития международных отношений в Центральной Азии стал распад СССР. Тогда одномоментно образовалось 15 независимых государств, и Центральная Азия стала
полноценным игроком на международной арене, перестав быть просто «провинцией» СССР. Таким образом, для руководства Китая остро стал вопрос о налаживании отношений с новыми независимыми государствами Центральной Азии, которая продолжала быть не мене важным регионом. Из новообразованных государств четыре страны - Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - имеют общую границу с Китаем. При этом общая протяжённость такой границы со стороны Китая составляет 7 тыс. км. Обеспечение безопасности на этой границе, равно как и в регионе, к которому примыкает Китай, стало вопросом национальной безопасности «Поднебесной».
Уже тогда стал вопрос о том, что для Китая было бы удобнее объединить все страны, которые находятся на Западной границе. То есть, уже на этапе переговоров о проведении границы с вновь образованными государствами возникла необходимость создания некой группы из западных соседей (для Китая), что бы было легче вести переговоры.
Именно так и возникла «Шанхайская пятерка». С одной стороны в этой пятерке -Китай, а с другой стороны - Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 1996 г. между участниками «Шанхайской пятерки» был подписан договор, -«Соглашение про укрепление доверия в военной области в районе границы», и это был первый документ, подписанный в этом формате. Данная договоренность стала результатом длительным двусторонних переговоров между Китаем и его западными соседями. Изначально данная организация вовсе не имела официального названия. Словосочетание «Шанхайская пятерка» было придумано западными репортерами, которые хотели как-то обозначить новый формат. Тем не менее, название все же прижилось и быстро стало официальным [Чеклина 2015: 105].
Важно то, что для подписания этого соглашения был выбран не Пекин, в котором обычно проводится все официальные встречи международного уровня, а именно Шанхай. Это должно подчеркивать равноправие всех участников данного
соглашения. То есть, его нельзя рассматривать как определённый военный или политический блок, который был создан в Китае и для интересов Китая. Официальная церемония подписания соглашения о создании этой группы произошла 26 апреля 1996 г., в Шанхайском выставочном центре. Несмотря на то, что в момент подписания постсоветские страны находились в очень непростом политическом и экономическом состоянии, а Китай был очень далек от своего могущества, которое он демонстрирует в данный момент, подписание соглашения произвело на международное сообщество очень существенное впечатление.
Периодом, когда Афганистан стал основной проблемой и вызовом для безопасности в Центральной Азии, следует считать ввод советских войск в Афганистан. Уже тогда Центральная Азия рассматривалась руководством КНР как сфера своих интересов. И агрессия СССР была воспринята однозначно негативно. Улучшение в отношениях началось в 1985 г., когда советское руководство во главе с М. Горбачевым пошло на ряд уступок. Нормализация отношений касалась всех аспектов советско-китайских отношений, в том числе было подписано и соглашение о проведении границы в 1989 г. Кроме этого соглашения, важным шагом стало и то, что Китай и СССР договорились про сокращение военного присутствия на приграничных участках территории, а также договорились о снятии напряжения на границах и предотвращении приграничных инцидентов. Подобный уровень доверия в двусторонних отношениях наблюдается и в функционировании ШОС. Предпосылками для создания Шанхайской Организации Сотрудничества следует считать ряд двусторонних соглашений, который Китай подписал со своими соседями. В частности, с СССР было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве [Alimov 2018: 115].
Сейчас основной формат
взаимодействия стран в рамках ШОС-это регулярные всеобщие саммиты. Именно на таких саммитах рассматриваются ключевые вопросы для каждой из стран-участниц.
Одно из первых подобных совещаний произошло в Москве в 1997 г. Одним из документов, которые были подписаны на этой встрече, стало соглашение про сокращение военных контингентов всех стран, расположенных вдоль приграничных участков. Третья встреча глав государств «Шанхайской пятёрки» произошла в 1998 г. в Алма-Ате. На этой встрече произошло еще один принципиальный сдвиг в отношениях между странами. Тогда представители стран стали использовать новый форм общения: каждая из стран, которая учувствовала в этом соглашении, занимала свою
принципиальную позицию, и для выработки общего решения, шли сложные многоэтапные переговоры, в рамках которых страны были вынуждены находить компромиссы друг с другом. Также на этой встрече изменению подвергся и круг вопросов, которые обсуждали главы государств этого объединения. От вопросов приграничного сотрудничества, и вообще проведения границы, фокус внимания сместился на проблемы региональной безопасности, а также развитие экономических отношений в рамках этого региона. Таким образом, изначально неформальная группа стран, которая объединилась для решения приграничных споров и размежевания участков границ друг с другом, стал одной из международных групп.
После этой встречи саммиты «Шанхайской пятерки» стали проходить довольно регулярно. Фактическое наполнение сотрудничества уже не соответствовало формату организации: его нужно было существенно расширить. Если изначально данная пятерка стран была предназначена для того, чтобы вырабатывать совещательную позицию по региональным вопросам безопасности и развития приграничных районов, то уже в конце 2000 года резко возросла заинтересованность развивать всесторонние отношения. Речь не шла о создании Центрально-Азиатского варианта Европейского Союза, однако однозначным стало то, что объединение усилий всех стран региона может решить самые насущные проблемы их развития [Ahmed 2019: 27].
К тому времени в регионе уже прошел период первоначального развития молодых государств, и возник вопрос про полноценное, поэтапное развитие каждой из стран.
В Центральной Азии только Афганистан оставался страной, которая существенно «выпадала» из общих тенденций и не была в состоянии обеспечить себя всеми ресурсами. Страна под властью радикального исламского движения - «Талибан» -практически не развивалась. В тоже время для соседних стран актуальными стали такие проблемы, как создание общих транзитных коридоров, а также налаживание связей в энергетическом секторе. Данный регион оказался очень важным в том плане, что располагает существенной минеральной базой, тогда как Китай испытывает серьезные потребности в таких ресурсах. Стремительный экономический рост страны с самым большим населением на планете сделает актуальным вопрос удовлетворения огромного потребительского спроса на самые разные товары и услуги. Именно в Центральной Азии размещаются месторождения полезных ископаемых, в которых заинтересован Китай. Таким обозом, стал вопрос про сооружение достаточно мощной транспортной инфраструктуры, которая бы могла обеспечить все потребности Китая [Алимов 2018: 90].
Возведению такой инфраструктуры в значительной степени препятствует именно непрекращающийся конфликт в
Афганистане. После того, как вооруженные силы США и их союзников вторглись в Афганистан, и в политической, и в экспертной среде баловало мнение о том, что именно эта страна сможет разрешить сложный конфликт, который длился столько лет. Однако, по прошествию больше десяти лет непрерывного конфликта, комплексного, исчерпывающего решения так ни не было выработано. С другой стороны, страны «Шанхайской пятерки» стали всерьез рассматривать Китай как ключевого экономического партнёра. Если ранее только страны Запада считались источником капитала, инвестиций, и возможным рынком
сбыта товаров, то теперь китайские инвесторы занимают лидирующие позиции в регионе Центральной Азии. Тоже можно сказать и про торговые балансы стран «Пятерки». Если ранее страны этого региона рассматривали Китай как мало значимого поставщика дешевых, но не качественных товаров, то по состоянию на начало 2022 г. Китай стал для них основным торговым партнёром. Именно на Китай приходится основная часть внешнеторгового оборота указанных стран. И именно Китаю, как ключевому экономическому игроку в регионе, стало наиболее невыгодно существование столь проблемной и нестабильной страны, как Афганистан. При этом развитие «Шанхайской пятерки» нельзя сравнивать с развитием политических или же экономических блоков в Европе. В отличии от европейских объединений, которые накладывают на своих участников очень большие обязательства, Шанхайская организация сотрудничества во многом остаётся рамочной структурой. То есть, при активном диалоге между ее участниками, не возникает дополнительных требований друг к другу [Гордиенко 2015: 35].
Дискуссии между странами в основном разворачиваются вокруг наиболее важных для региона проектов, и не выходят за эти рамки. К тому же от членов данной группы не требуется брать на себя обязательство по внутреннему переустройству собственных государственных институтов, что часто можно видеть в Европейских объединениях. То есть, сотрудничество в рамках ШОС - это сотрудничество суверенных государств, которое не требует от них отказываться от своего суверенитета.
Важной ролью ШОС является то, что эта организация позволила странам, которые в нее входят, уйти от стереотипов соперничества друг с другом, который существовал еще в 1990-х годах. То есть, участники ШОС, несмотря на разницу в экономическом и политическом влиянии, а также в человеческих и территориальных ресурсах, рассматривают друг друга именно как партнеры.
Война в Афганистане, проблемы с организованной преступностью, в том числе
международный наркотрафик - все это часть современной повести дня для ШОС. К тому же в последние годы большое значение придается китайскому проекту «Шелковый путь». Ввиду географического положения, страны ШОС играют большую роль в его реализации: именно благодаря транзитным путям, которые будут проложены через данный регион, можно будет говорить про экономическое значение договоренностей в рамках ШОС.
Афганистан остается слабой и раздробленной страной. Центральная власть в стране в состоянии поддерживать равновесие между всеми силами, но она малоэффективна и коррумпирована. Решение о выводе войск международной коалиции из Афганистана создал в регионе новую ситуацию. Во-первых, пока остается неясным, как будут развиваться события в этой стране. Во-вторых, государствам региона предстоит самостоятельно решать весь комплекс проблем, связанных с Афганистаном. В-третьих, последствия их действий будут иметь значение не только для стабильности и безопасности в этой стране и вокруг нее, но и для безопасности многих государств, которые находится вне пределов этого региона. Другими словами, Афганистан еще долго будет оставаться источником нестабильности для стран Центральной Азии, и им необходимо выработать стратегию сотрудничества, единую политику по отношению к этой стране [Рахимов 2018: 47].
Все эти факторы неразрывно связаны с задачей переформатирования
международного сотрудничества в деле стабилизации Афганистана. В этой связи следует рассмотреть возможности обеспечения региональной безопасности, перспективы выработки общей позиции государств-членов ШОС по вопросу стабилизации ситуации в Афганистане. Конечно, это очень широкий круг вопросов, поэтому мы попытаемся рассмотреть один из них - возможности стран-членов ШОС по экономическому содействию развитию Афганистана.
Все страны Центральной Азии, Россия и Китай признают значимость невоенного решения проблем Афганистана путем
содействия экономическому развитию страны. После вывода сил МССБ, на наш взгляд, одним из ключевых игроков в стабилизации этой страны может стать Шанхайская организация сотрудничества, тем более что все страны региона связаны с ШОС либо в качестве членов, либо партнеров по диалогу или наблюдателей.
Если вспомнить процесс вовлечения ШОС в афганское урегулирование, то первоначально в условиях резкого изменения международной обстановки после 11 сентября 2001 г. данная организация не играла в этом процессе ведущей роли. 14 сентября 2001 г. главы правительств государств-участников ШОС в своем заявлении резко осудили террористические акты в США и выразили солидарность с американским народом. Объективности ради, следует отметить, что в тот момент ШОС действительно не играла значимой роли в тех переменах, которые происходили во всем Центрально-Азиатском регионе.
Впервые необходимость решения проблем, исходящих из Афганистана, была упомянута в 2002 году, когда ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру афганских границ. Политика ШОС начинает меняться в 2005 г., когда стало очевидно, что американцы останутся в Афганистане надолго, а борьба с терроризмом приняла вялотекущую форму. Кабул же еще в 2004 г. изъявил желание активно сотрудничать с государствами-членами ШОС. «Афганистан является транзитной страной и от его транзитных возможностей зависит, в том числе, и ваше будущее», - заявил Президент Афганистана Хамид Карзай, обращаясь к лидерам стран-членов Организации на саммите в Ташкенте [Шилина 2014: 55].
В 2005 г. по предложению России была создана Контактная группа ШОС -Афганистан с целью выработки предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между двумя сторонами. Афганское
урегулирование с участием ШОС стало важной темой обсуждения ряда саммитов этой организации. Были приняты многочисленные декларации. Страны ШОС
провели ряд конференций, посвященных обсуждению афганской проблемы. В июне 2012 г. на саммите в Пекине было принято решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС.
В 2014 г. был поставлен вопрос о получении Афганистаном полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества, что, как надеются афганские обозреватели, откроет перед страной новые возможности. Кабульская газета «Хашти-Собх» выразила надежду на то, что участие в региональной организации позволит республике расширить торгово-экономическое взаимодействие со странами Центральной и Южной Азии. Такого же мнения придерживаются многие афганские эксперты: «Если наши западные партнеры нам не помешают, и Афганистан получит членство в ШОС, то, безусловно, с экономической точки зрения, это отвечает нашим интересам».
На наш взгляд, такой шаг является преждевременным, поскольку столь нестабильное государство, как Афганистан, может пошатнуть относительное равновесие в самой ШОС. Многие эксперты как постсоветских, так и западных стран считают, что для решения вопросов стабилизации Афганистана и проблем региональной безопасности прежде всего необходимо обеспечить его экономическое развитие.
Принципиальным требованием для дальнейшей интеграции Афганистана в международное сообщество, в том числе в такие организации, как ШОС, является завершение военного конфликта на его территории. Только прекращение боевых действий, и восстановление контроля центрального правительства над большей частью территории страны может быть гарантом сохранения военно-политического баланса в стране в будущем. С другой стороны, обеспечение военно-политической безопасности страны недостижимо без возможности параллельного укрепления социально-экономической сферы страны.
Нынешнее состояние Афганистана дает основания для умеренного оптимизма по поводу происходящих в стране процессов
перехода к мирной жизни и восстановления экономики и социальной сферы. Однако все правительственные и международные программы экономического возрождения Афганистана гладко выглядят лишь на бумаге. Экономически государство беспомощно и уповает лишь на иностранные инвестиции и частную инициативу [Khan 2019: 3].
По состоянию на начало 2020 года можно констатировать, что афганская экономика находится в очень проблемном положении, и у нее всего три источника поступлений. Первый источник - это сфера обслуживания воинского контингента. В конце 2019 г. в Афганистане размещалось около 120 тыс. военнослужащих иностранных государств (большинство из них в статусе наемников), и это очень весомая часть афганской экономики. Второй источник - это сфера производства и вывоза наркотических средств. Хотя сфера полностью нелегальна, фактически в нее вовлечено значительная доля населения страны. Третий источник поступлений - это прямая экономическая помощь стране. Афганское правительство все еще крайне зависимо от иностранных поступлений в любом формате.
При этом надо учитывать, что одна из главных экономических проблем
Афганистана после 2014 г. состоит в восполнении выводимых из страны гражданских и военных ресурсов. Конечно, страны Запада обещают Кабулу оказывать помощь, но возникает вопрос: насколько она поможет созданию самодостаточной, устойчивой экономики? С выводом основного контингента сил ISAF сократилась и международная помощь военной отрасли Афганистана и, соответственно, сократилась экономика, сформировавшаяся вокруг их обслуживания, пропорционально снизятся и доходы афганского государства.
Одним из важнейших направлений развития афганской экономики является развитие транспортной системы страны, в первую очередь, железных дорог. Строительство железнодорожных
магистралей началось в 2008 г. и уже первые
успехи в этом направлении подтверждают, что железные дороги могут стать не только основой для роста товарного производства и экспорта, но и базой для дальнейшего создания основных отраслей
промышленности. Тем самым, железные дороги Афганистана могут стать ключевым пунктом экономического развития страны [Ahmed, 2019: 10].
Одним из самых успешных транспортных проектов является открытие в 2011 г. железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, строительство которой
финансировалось Азиатским банком развития. Ширина железнодорожного пути делает его совместимым с дорогами Узбекистана и других стран Центральной Азии. Развитие торговли со странами ЦА и РФ создало возможности для экономического развития северного региона Афганистана. Афганистан обладает уникальным положением, поскольку граничит со странами, использующими три различных вида железнодорожной колеи: европейскую, советскую и индо-пакистанскую. Специалисты уверены, что в таком технологическом окружении железные дороги Афганистана должны строиться по принципу «стыка трех колей», что предполагает развитие системы перегрузки товаров и грузов с одного типа железнодорожного маршрута на другой. Обеспечение эффективного
функционирования схемы «стыка трех колей», за которой стоят три крупнейшие в мире железнодорожные системы, по оценкам экспертов, гарантирует Афганистану большой транзитный поток грузов.
Также большое значение для стратегических, политических и
экономических интересов всех стран-участников проекта имеет строительство железнодорожного коридора Туркменистан-Афганистан-Таджикистан (ТАТ).
Магистраль свяжет две страны Центральной Азии с Афганистаном и может быть продлена далее в направлении Ирана на западе и к Кыргызстану и Китаю - на востоке [Гордиенко 2015: 33].
Можно предвидеть, что афганские железные дороги будут в состоянии обеспечить простой и прямой доступ стран
Южной Азии на центрально-азиатский, российский и европейский рынки. Реализация подобных проектов
способствует развитию экономики, а также заинтересованности всех стран-участниц в установлении и сохранении безопасности на афганско-пакистанской территории. Это хорошая возможность, чтобы поднять уровень экономического сотрудничества между странами ШОС и сформировать механизм многостороннего сотрудничества между ними.
В тоже время можно сделать предположения о том, что и страны ШОС, и другие страны Центральной Азии рассматривают территорию Афганистана как пространство для развития транспортной инфраструктуры. Помимо того, что развитие инфраструктуры само по себе является важным рычагом экономического сотрудничества, именно инфраструктурные проекты способны оказать наибольшее положительное влияние на афганскую экономику в целом. На протяжении десятилетий транспортная инфраструктура страны в принципе не развивалось, и это крайне пагубно сказалось на общем состоянии процессов интеграции меду афганскими провинциями.
Специализированная региональная
конференция по проблемам Афганистана (RECCA-V) также задекларировала в качестве основной цели восстановления экономики Афганистана также развитие в первую очередь проектов.
Крайняя бедность самого населения Афганистана, а также практически полное отсутствие промышленного производства делают создают дополнительную сложность для развития современной инфраструктуры: местному афганскому населению она попросту не нужна на данном этапе. Также проблематично рассчитывать на активное содействие со стороны местных властей по сооружению объектов такой
инфраструктуры. Страны ШОС в случае реализации совместных проектов подобного рода на территории Афганистана столкнутся с тем, что им нужно будет брать на себя практически все издержки по их реализации, а также по эксплуатации на начальном этапе.
Географическое положение Афганистана таково, что страна располагает максимально благоприятными условиями для
наращивания своего транзитного
потенциала. Кроме этого, физико-географические условия страны также способствуют развитию гидроэнергетики. Основным препятствием на пути реализации всего этого потенциала является отсутствие внутренней стабильности, а также наличие регионов в самом Афганистане, в которых физическая безопасность человека в принципе не гарантирована никем.
Еще один аспект сотрудничества стран ШОС с Афганистаном заключается в дефиците электроэнергии в этой стране. После того, как в начале 2000-х гг. движение Талибан было серьезно потеснено, и на большей части территории Афганистана установилась власть международно признанного правительства, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан начали поставки электроэнергии в Афганистан
(приграничные провинции этой страны). Однако, нынешних иностранных поставок явно недостаточно для того, чтобы вывести страну из энергетического кризиса. Мало того, что в самом Афганистане наблюдается дефицит энергетического сырья и генерирующих мощностей, также сами сети для транспортировки электроэнергии находятся в крайне неудовлетворительном состоянии [Рахимов 2018: 50].
Еще одним потенциально важным направлением развития экономики Афганистана в содействии со странами ШОС является создание инфраструктуры для переправки энергетических ресурсов из стран Центральной Азии в Афганистан, и далее - в Индию и Пакистан (страны, которые испытывают острый дефицит энергетических ресурсов). При этом и Пакистан, и Индия активно развивают свой промышленный комплекс, и им крайне необходимы дополнительные источники энергии.
Одним из потенциально важных проектов, который может положительно сказаться на экономике Афганистана, а также быть крайне выгодным для всех стран-участниц ШОС, является ТАПИ - проект
строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Данный
газопровод предусматривает
транспортировку туркменского газа с месторождения Довлетабад в южном направлении. Этот газ может быть востребован как в Индии и Пакистане, так и в других странах Южной Азии. В целом же, региональное положение Афганистана таково, что его территория является крайне выгодной для размещения на ней транзитных энергетических мощностей.
Еще одним значимым проектом по развитию транзитной инфраструктуры Афганистана является CASA-1000. Данный проект предназначен для того, чтобы поддерживать транспортировку
электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Суть данного проекта в том, что и в Киргизии, и в Таджикистане есть потенциальные избыточные мощности генерации. Используя эти мощности, можно наладить снабжение Афганистана необходимым объемом электроэнергии, и, таким образом, способствовать экономическому развитию этой страны.
В тоже время следует сказать и про то, что все сколько-нибудь значимые экономические проекты на территории Афганистана по состоянию на 2020 г. находятся на начальном этапе, и конкретные сроки их реализации не ясны. Основная причина задержек таких проектов - это проблемы с обеспечением безопасности. Уровень сотрудничества между странами ШОС и Афганистаном на уровне декларирования очень высок. Однако на практике реализация достигнутых договоренностей тормозиться именно из-за того, что правительство Афганистана не контролирует ситуацию в полной мере. Вопреки тому, что сраны ШОС предложили ряд многообещающих проектов, в самом регионе (среди стран, которые не входят в ШОС) по отношению к таким проекторам наблюдается серьезный скептицизм. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, кроме ШОС, в регионе также представлены интересы и других стран, поэтому зачастую речь идет именно про столкновение
принципиальных интересов наиболее сильных государств региона. Во-вторых, в том, что касается именно Афганистана, нужно отметить, что в стране на протяжении последних тридцати лет практически не реализовывались сколько-нибудь значимые проекты. Даже реконструкция действующей дорожной сети в стране является серьезной проблемой. Относительно значимые стройки ведутся только в столице страны - Кабуле. Основная же часть провинций находится в очень непростом положении [Алимов 2018: 94].
Обеспечение финансирования проектов ШОС в Афганистане, а также обеспечение действенной системы контроля над выделенными финансами являются второй серьезной проблемой, которая сдерживает реализацию уже запланированных и согласованных проектов. Спецификой сотрудничества между странами ШОС является то, что на согласованные проекты со стороны доноров средства поступают относительно стабильно. Но в случае с Афганистаном остро возникает вопрос про обеспечение фактического контроля и надзора над выполняемыми работами уже на территории, подконтрольно афганскому правительству. Несмотря на многолетние усилия официальной власти в Афганистане, а также на то, что в стране на протяжении почти двадцати лет находится воинский контингент иностранных государств, обеспечить приемлемые для иностранных компаний условия работы афганское правительство все еще не в состоянии.
Стабилизация политической сферы Афганистана, а также урегулирование вопроса военного присутствия иностранных войск, контроля за территорией страны, - все эти вопросы лежат вне компетенции ШОС. Шанхайская организация не является военным блоком и декларирует свою нейтральную позицию в военных вопросах. Фактический военный контроль над афганским правительством осуществляют США и их союзники. Поэтому именно от их воли зависит то, будет ли в обозримом будущем установлен фактический контроль афганского правительства над своей же территорией.
Недоверие между самими странами Центральной Азии также является существенным фактором, который влияет на результативности ШОС. Между некоторыми государствами региона исторически сложились очень сложные отношения. Это касается также и тех стран, которые были республиками в составе СССР. Данное положение дел можно объяснить спецификой истории этнических отношений в регионе, а также формированием самих Центрально-Азиатских государств. До сих пор в регионе во многих странах проживают многочисленные национальные
меньшинства. Это создает определенные сепаратистские тенденции и снижает доверие между странами.
Таким образом, у стран ШОС на данный момент весьма ограниченные возможности по активному участию в решении проблем Афганистана как такового, а также многочисленных нерешенных конфликтов между Афганистаном и соседними с ним странами.
Среди Центрально-Азиатских стран с Афганистаном общая граница есть у Таджикистана и Узбекистана. При этом в культурном, этническом отношении самые близкие связи прослеживаются между Афганистаном и Таджикистаном: сказывается этническая идентичность [Барский 2013: 30].
При этом все страны региона, в том числе и те, которые входят в ШОС, заняли весьма конструктивную позицию. Ввиду специфического положения дел в самом Афганистане, а также неясной внутриполитической ситуации, страны региона сделали акцент на развитии в первую очередь экономических отношений с афганским правительством.
Такая ситуация нашла свое отражение в официальной позиции Афганистана. В
соответствии
ней
экономическая
поддержка страны рассматривается в первую очередь как способ противостояния различным отрицательным последствиям. В том числе экономически поддержка рассматривается афганскими властями как эффективный инструмент противодействия негативным политическим и социальным эффектам внутри страны [Морозов 2014: 41].
Так, отношения между
Таджикистаном и Афганистаном
развиваются преимущественно в четырех основных направлениях: стимулирование приграничной торговли, развитие проектов в гидроэнергетике, а также реализация совместной борьбы с террористическими организациями и преступностью в регионе. Наиболее успешным является
сотрудничество двух стран в области энергетики. Таджикистан с 2008 г. по настоящее время экспортирует в Афганистан электроэнергию и планирует многократно увеличить объем ее поставок.
Позиция Таджикистана заключается в том, что наиболее эффективными методами борьбы с совместными угрозами для обеих стран следует считать экономическое сотрудничество, а также развитие гуманитарных связей и приграничного сотрудничества.
Несмотря на намерения, Афганистан все еще занимает очень малую долю во внешнеторговом обороте своих соседей. Так, абсолютные показатели торговли между Афганистаном и Таджикистаном в 2018 г. были на уровне 310 млн. долл. в год, что очень мало для таких больших стран. При этом значительную часть этого оборота составили поставки электроэнергии из Таджикистана в Афганистан.
Таджикистан в отличие от большинства соседей Афганистана по региону не признал новую власть в Кабуле. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон заявлял, что, несмотря на обещания создать инклюзивное правительство, талибы на самом деле строят исламский эмират. «Безразличие международного сообщества к ситуации в Афганистане может привести к затяжной гражданской войне»,
предупреждал он1.
В стране опасаются наплыва беженцев из Афганистана. В начале лета стране уже пришлось принять у себя несколько тысяч
1 Осеннее обострение: Таджикистан и Афганистан
стоят на пороге военного конфликта // URL: https://iz.ru/1228684/kseniia-loginova/osennee-obostrenie-tadzhikistan-i-afganistan-stoiat-na-poroge-voennogo-konflikta (дата обращения 15.05.2022).
афганских военнослужащих и около тысячи мирных жителей. Беспокоит Душанбе и возможное увеличение потока наркотиков. В середине июля 2021 г. погранслужба Таджикистана обнаружила 3,5 кг героина у афганских беженцев.
Для многих стран Центральной Азии вопрос транспортного сообщения стоит очень остро: они отрезаны от мирового океана, и полноценное грузовое сообщение этих стран с окружающим миром затруднено. Для таких стран, как Узбекистан и Таджикистан такая транспортная изоляция в самом центре региона является серьезной проблемой. Именно путем сооружения транзитных путей через Афганистан такую проблему изоляции можно решить комплексно. Одним из практических результатов как двустороннего
сотрудничества, так и сотрудничества на платформе ШОС является то, что между Таджикистаном и Афганистаном все же развивается транспортная сеть. Так, в течение 2010-2020 гг. между двумя странами было введено в строй пять мостов, и еще три находятся на этапе возведения. Для Таджикистана наиболее короткие пути сообщения с другими странами региона проходят именно через Афганистан.
Позиции Узбекистана в отношении сотрудничества с Афганистаном являются наиболее выгодными в сравнении с другими странами региона2. Так, именно Узбекистан обладает наиболее оборудованной и освоенной общей границей с Афганистаном. Именно через эту границу удобнее всего выстраивать торговые и прочие отношения с Афганистаном.
Если анализировать позицию официальных узбекских властей, то можно прийти к нескольким выводам. Во-первых, официальные узбекские власти утверждают, что военное решение афганской проблемы в принципе невозможно. Установление мира в этой стране допускается только путем
2 Все к одному: страны ШОС и ОДКБ согласуют позицию по Афганистану // URL: https://iz.ru/1219085/elnar-bainazarov/vse-k-odnomu-strany-shos-i-odkb-soglasuiut-pozitciiu-po-afganistanu (дата обращения 19.05.2022).
поиска приемлемого компромисса между всеми вовлеченными в конфликт сторонами (в самом Афганистане). Во-вторых, узбекские власти констатируют, что комплексное решение афганской проблемы потребует активного вовлечения мирового сообщества. В-третьих, фактом является и то, что текущее положение дел в Афганистане крайне отрицательно сказывается на всем регионе. Фактически перманентный внутренний военный конфликт в стране влечет за собой серьезные гуманитарные риски, а также провоцирует распространение радикальной исламской идеологии и рост активности террористических организаций [Чеклина 2015: 105].
В виду своего географического положения Узбекистан является одним из основных торговых партнеров Афганистана, - наряду с такими странами, как Пакистан и Объеденные Арабские Эмираты. На территорию Афганистана из Узбекистана в основном поставляются строительные материалы, а также топливо, продовольствие и минеральные удобрения. Узбекистан является одной из немногих стран, которые самым активным образом учувствуют в экономической реконструкции Афганистана. Именно узбекская сторона организовывает возведение и эксплуатацию железных дорог, мостов и социальных объектов в граничащих с ним районах Афганистана. Также узбекские власти наладили поставки на соседние афганские территории электроэнергии. Кабул, а также прилегающие к нему районы страны обеспечиваются электричеством именно благодаря поставкам из Узбекистана.
Для Узбекистана именно Афганистан был бы наиболее желательным соседом из-за того, что именно через территорию Афганистана ведет самый короткий маршрут, который бы мог соединить Центральную Азию с прибрежными районами Индийского океана. Ввиду специфики рельефа в регионе, территория Афганистана важна для узбекских интересов еще и потому, что именно через афганскую территорию проходят самые короткие и удобные сухопутные маршруты в Центральной Азии [Шилина 2014: 44].
Узбекское влияние ощущается во всех сферах афганской жизни в тех районах страны, которые непосредственно прилегают к афганской границе. Одним из дополнительных факторов такого влияния является то, что именно узбекская диаспора, которая компактно проживает в северных районах страны, является одной из наиболее многочисленных. Узбекские специалисты прикипают самое разнообразное участие в экономической жизни в Афганистане. Они присутствуют в таких сферах, как энергетика, горнодобывающая
промышленность, а также образование.
Всеми аналитиками и специалистами отмечается тот факт, что уровень отношений между двумя странами не отвечает потенциалу их экономик и территорий. Однако, по мере того как внутриполитическая ситуация в
Афганистане постепенно стабилизируется (по крайней мере, в некоторых районах страны), все более отчетливо проявляется еще один фактор нестабильности - это соперничество между странами региона. То есть, нынешнее положение Афганистана, его крайняя экономическая слабость пока еще не обострила ключевые несоответствия между государствами региона. Но практика показывает, что такие противоречия очень острые и их все равно придется регулировать. В противном случае неразрешенные противоречия могут стать источником еще одного конфликта.
Важным препятствием для
восстановления экономики и социальной сферы Афганистана, а также стабилизации его внутренней ситуации является то, что значительная часть населения страны вовлечена в индустрию выращивания опиумного мака, его первичной обработки и транспортировки. Целые регионы страны специализируются на этом виде деятельности. В результате во множестве случаев в регионах попросту не остается вакантных плодородных земель для того, чтобы развивать другую активность.
Казахстан не граничит с Афганистаном непосредственно, но, тем не менее, уделяет очень много внимания афганскому направлению своей политики. В Казахстане существует ясное понимание
важности Афганистана для сохранения региональной безопасности в Центральной Азии, и Нур-Султан (Астана) занимает активную позицию по вопросу стабилизации этой страны. Казахские власти неоднократно подчеркивали то, что Казахстан в полной мере разделяет ответственность за состояние дел в Афганистане, и рассматривает эту страну в качестве одно из ключевых игроков в регионе. Именно уровень безопасности в Афганистане наиболее существенно влияет на уровень безопасности в регионе. Казахстан поддерживает все мирные инициативы и процессы по урегулированию ситуации в Афганистане и неоднократно подтверждал обязательство поддерживать глобальное партнерство в помощи Афганистану.
В течение периода 2015-2021 гг. приоритет казахской политики по отношению к Афганистану заключался в оказании гуманитарной помощи, а также инициации различных проектов, которые должны стимулировать экономическое сотрудничество между странами. В частности, Казахстан ежегодно оказывает Афганистану безвозмездную
экономическую и технологическую помощь. Такой план помощи действует уже с 2007 г. Помощь предусматривает дотации для строительства дорог, школ и других социальных объектов. Также Казахстан за свой счет готовит специалистов мирных профессий. На такую помощь выделяются ежегодные дотации на 50 млн. долл. Также Казахстан ежегодно оказывает прямую финансовую помощь Афганистану на безвозмездной основе - в пределах 10-15 млн. долл. Также в порядке оказания гуманитарной помощи казахские власти ежегодно отправляют в Афганистан порядка 10-20 тыс. тонн продовольствия.
Важность афганского направления для казахской политики выражается в том, что специально для этого направления была создана комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству между странами. Так, в 2019 г. объем торговли между странами превысил 605 млн. долл., и продолжал демонстрировать
положительную динамику. Однако,
учитывая масштабы стран, а также объемы торговли Казахстана с другими партнерами, этот показатель явно не отвечает всему потенциала отношений.
Казахстан также поддерживает региональные и международные проекты в сфере энергетики и развития транспортной инфраструктуры. Руководством страны рассматривается возможность участия в развитии железнодорожной сети Афганистана. Также казахское
правительство активно предлагает свои посреднические и дипломатические услуги для решения афганских проблем. К числу таких предложений нужно отнести инициативу Казахстана использовать Астану как площадку для переговоров между всеми сторонами конфликта в Афганистане. В 2017 г., учитывая меняющуюся ситуацию в Афганистане, внешнеполитическое
ведомство и официальные лица РК решили скоординировать свою политику в отношении этой страны и подвергли серьезному анализу предыдущий опыт. Наряду с вопросами безопасности, речь идет об увеличении финансирования программ экономического сотрудничества, об участии Казахстана в реализации индустриальных проектов на территории Афганистана [Алимов 2018: 89].
Киргизия также является стороной, которая заинтересована во всестороннем восстановлении стабильности в
Афганистане, а также возобновлении всех аспектов двустороннего сотрудничества. По состоянию на 2019 г. между странами подписаны соглашения про транзит. А также другие аспекты двустороннего
сотрудничества. К недостаткам
двусторонних отношений нужно отнести то, что в экспортно-импортных операциях с обеих сторон нет стабильной товарной структуры. Также абсолютные показатели этих поставок очень сильно меняются от года к году. В основном товарооборот между странами обеспечивается поставками в Афганистан сахара, одежды, а также машин, различного оборудования и
продовольственных товаров.
В Афганистане работают совместные афганско-кыргызские предприятия.
Конечно, результаты их работы скромны в сравнении с работой совместных предприятий с другими государствами Центральной Азии. Но важен сам факт сотрудничества, тем более что оно имеет резервы роста. Одним из факторов такого сотрудничества является то, что в Афганистане проживает значительная киргизская диаспора. Связь между киргизами не прерывается даже через государственную границу. Поэтому можно согласиться с мнением кыргызских исследователей, что приоритет в сотрудничестве с Кабулом надо искать в другом, а именно, в направлении квалифицированных кадров.
Именно кадровая политика и кадровые аспекты взаимодействия окажут более благоприятный эффект и на ситуацию в Афганистане, и на ситуацию в самой Киргизии. Наиболее перспективными направлениями в этом отношении является сооружение гидроэлектростанций в Афганистане, а также развитие систем мелиорации и орошения.
Российская позиция и касательно самой ШОС, и касательно сотрудничества стран ШОС вокруг афганских проблем предельно ясна. Российское руководство многократно заявляло, что Шанхайская Организация Сотрудничества является универсальной площадкой для кооперации вокруг афганской проблемы. Кроме этого, российское руководство также предпочитает рассматривать конкретные проекты сотрудничества между странами, и готово брать на себя ответственность за реализацию таких проектов [Алимов 2018: 90].
В числе проектов, которые для российского руководства являются приоритетными - как с точки зрения собственных интересов, так и с точки зрения стабилизации ситуации в самом Афганистане, - следует указать сооружение транзитного газопровода, сети
распределительных газопроводов, а также восстановления линий электропередачи в стране. Самыми большими перспективами, по мнению российского руководства, обладают инфраструктурные проекты, которые должны вернуть Афганистану позиции транзитной страны. По состоянию
на начало 2020 г. целостная система транспортного сообщения в Афганистане отсутствует: дорожное покрытие
восстановлено только в Кабуле и его пригородах, а также в некоторых приграничных регионах. Железнодорожное сообщение также развито преимущественно в приграничных районах. То есть, большая часть провинций Афганистана не имеет стабильного сообщения с мировой экономикой. Внутренние провинции страны изолированы от внешнего рынка, и их связь с другими территориями эпизодична.
Наибольшим препятствием для развития российско-афганских отношений является то, что афганское правительство слабо реагирует на те инициативы, которые озвучивает российская сторона. Видимо, суть проблемы в том, что афганское правительство связано негласными договоренностями с третьими сторонами, и проигнорировать такие договоренности оно не в силах. При этом, как и в отношениях с другими странами, для российско-афганских отношений важным аспектом остается обеспечение физической безопасности тех работников, которые будут реализовывать эти проекты на местах.
Очевидно, что для российского руководства было бы актуальным разработать новую программу
сотрудничества с афганским
правительством. При этом для того, чтобы обойти возможные конфликты с третьими странами, наиболее целесообразным бы было разработать такую программу с учетом возможностей многостороннего
сотрудничества: вовлечение одновременно нескольких сторон (стран) в один проект позволяет минимизировать риски, а также избежать непреднамеренного становления интересов.
Несмотря на то, что Китай имеет с Афганистаном общий участок границы, на протяжении длительного времени эта страна оставалась на периферии китайских интересов. Однако, ситуация начала меняться с конца 2000-х годов. На это повлияло, с одной стороны, то, что начиная с этого времени американская политика в этом отношении, которая долгое время была определяющим фактором, начала терпеть
неудачу. С другой стороны, сказалось общее расширение сферы влияния китайских интересов в регионе. Так, в 2008 г. Китай осуществил беспрецедентные для Афганистана инвестиции в его экономику, в течение года вложив 3,5 млрд. долл. в различные инвестиционные проекты [Шилина 2014: 45].
Кроме экономического интереса, у Китая в Центральной Азии вообще и в Афганистане в частности также присутствуют интересы, связанные с региональной стабилизацией. Так, в западных провинциях Китая, которые соседствуют, в том числе, и с афганской территорией, все еще остро стоит вопрос сепаратизма и религиозного экстремизма. Беспокойства в провинции Синьцзян, которые вспыхивают с устойчивой регулярностью, являются важным фактором, который подталкивает китайское
правительство к решительным действиям. В том числе и по отношению к очагам такого типа терроризма на территории Афганистана. Факт того, что исламский фундаментализм, также как и исламский терроризм являются обще региональной проблемой, стимулирует китайского руководство более активно вмешиваться в процесс урегулирования ситуации в Афганистане.
В течение периода 2014-2022 гг. для всех стран-участниц ШОС присуща
конкретизация позиции касательно афганской проблемы и урегулирования в этой стране, - как военного, так политического и экономического. На протяжении длительного времени одним из «камней преткновения» в афганской проблеме оставался вопрос поиска взаимно приемлемого решения для урегулирования ситуации в регионе в целом. В течение многих лет, пока развевался конфликт в Афганистане, у всех стран, чьи интересы представлены в регионе, возникло собственное видение решения данной ситуации, и собственная концепция реализации такого решения. То есть, для урегулирования ситуации в этой стране важно найти ту формулу, которая бы стала
приемлемой для всех стран, представленных в Центральной Азии.
Заключение. Таким образом. Опираясь на приведенные выше сведения, можно сделать ряд обобщений касательно специфики урегулирования ситуации в Афганистане, а также того, каким образом может в данном случае проявить себя Шанхайская Организация Сотрудничества и ее инициативы:
1) очевидно, что путь ШОС -последовательная реализация конкретных проектов, в первую очередь транспортных, -способна комплексно и положительно повлиять на ситуацию в Афганистане. Как с политической, так и с экономической точки зрения;
2) для более успешной экономической политики по отношению к Афганистану необходимо более четко разграничить ответственность между всеми странами ШОС, а также более тщательно отслеживать интересы между ними. Опыт урегулирования ситуации в Афганистане показал, что только всесторонний учет интересов всех вовлеченных сторон может обеспечить продвижение вперед;
3) для того, чтобы стабилизация в Афганистане продолжалась, необходимо вовлечение в этот процесс всех сторон, которые имеют влияние на страну. При этом для тех стран чье влияние - определяющее, разумно проработать отдельный алгоритм участия в развитии страны. В первую очередь речь идет про Таджикистан и Узбекистан;
4) роль ШОС как главной платформы урегулирования ситуации в Афганистане также заключается в том, чтобы использовать собственный авторитет для укрепления позиций посредников в переговорах. Опыт диалога внутри Афганистана, в том числе между враждующими сторонами показывает, что очень важно добиться доверия между сторонами. К сожалению, за все время конфликта доверие между его участниками пострадало в самой большей степени.
Одним из шагов, который бы способствовал всестороннему улучшению ситуации в Афганистане, а также облегчил
бы миссию самой ШОС, мог бы стать повышенный статус афганской стороны. Имеет смысл предоставить Афганистану большие полномочия в рамках ШОС. При том, что сам Афганистан изъявил желание быть страной-участником ШОС, фактическое положение дел в Афганистане еще не соответствует тем требованиям, которые формально и неформально предъявляются к членам самой ШОС.
При том, что среди стран ШОС в целом установился консенсус касательно ситуации в Афганистане и того, в каком направлении нужно двигаться для ее разрешения, в целом разногласия на международной арене касательно афганского вопроса очень существенные. При этом основная линия раскола намечается в отношении условного «коллективного Запада» и стран ШОС и тех, кому их позиция в данном вопросе близка. Однако, предыдущий опыт урегулирования афганской проблемы указывать на то, что в приоритете должен быть именно позитивный подход.
Современная ситуация в Афганистане является очень неоднозначной, и в ближайшее время она может усложниться. Вывод западного военного контингента из и
западного влияния в этой стране может привести к тому, что странам ШОС придется более оперативно реагировать на изменение ситуации.
Для самой афганской официальной власти актуальным остается вопрос получения оперативной помощи уже сейчас: речь идет как о финансовой помощи, так и о поддержке на мировой арене. За прошедшие годы сформировалась глубокая зависимость Афганистана от внешнего финансирования и от внешнего влияния в целом. При этом у самих афганских властей есть значительный опыт антикризисного управления, а также наработанная сеть неформальных контактов и управления в стране.
Для стран-участниц ШОС актуальным остается выработка единой позиции по решению афганской проблемы, а также поиск приемлемого формата ее реализации, который бы позволил учитывать интересы всех вовлеченных сторон. При этом важно ценить и то, что именно конструктивная позиция стран, которую можно было наблюдать в течение прошедшего десятилетия, положительно сказалась как на репутации каждой из стран-участниц ШОС, так и всей организации в целом
Афганистана и вообще ослабление
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ahmed, Z. S., Ahmed, S., & Bhatnagar, S. (2019). Conflict or Cooperation? India and Pakistan in Shanghai Cooperation Organization. Pacific Focus, 34(1), 5-30.
Alimov, R. (2018). The Shanghai Cooperation Organization: Its role and place in the development of Eurasia. Journal of Eurasian studies, 9(2), 114-124.
Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества и Большая Евразия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №13. С. 87-95.
Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества накануне саммита в Бишкеке: основные задачи момента // Международная жизнь. 2013. №5. С. 17-36.
Гордиенко Д.В. Шанхайская организация сотрудничества как площадка для диалога по вопросам региональной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №37. С. 32-39.
Khan, J., & Sultana, R. (2019). Shanghai Cooperation Organization and Afghanistan: An Overview. FWU Journal of Social Sciences, 13(2), 1-13.
Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центрально-азиатскими партнерами в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. С. 34-42.
Рахимов К.Х. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как международная межправительственная организация // Евразийский юридический журнал. 2018. №2. С. 46-51.
Рахимов К.Х., Курылев К.П. Роль ШОС в обеспечении безопасности Центральной Азии /. - [научная монография.]: Издательские решения, Москва. 2018. - 202 с.
Рахимов К.Х., Курылев К.П., Химич Г.А. Взаимодействие Шанхайской организации сотрудничества с международными и региональными организациями по поддержанию
международного мира и коллективной безопасности // Вопросы национальных и федеративных отношений. Выпуск 9(66). 2020. Том 10. С.2322-2338.
Рахимов К.Х. История создания основных этапов становления и развития ШОС // Альманах Казачество, издательство Некоммерческое партнерство Альманах "Казачество" (Москва), №51, 2021 г. С.52-70.
Чеклина Т.Н. Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №2. С. 103-110.
Шилина М.Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективы // Бизнес. Общество. Власть. 2014. №21. С. 41-61.
Шпаковская М.А., Дегтерев Д.А. Ситуация в Афганистане и формирование региональной системы безопасности в Центральной Азии: материалы IX Международной научной конференции. Москва, 18 ноября 2016 г. / под ред. Д.А. Дегтерева, М.А. Шпаковской. - М.: РУДН, 2017. - 164 с.
ШОС в системе безопасности в Евразии: проблемы многостороннего взаимодействия / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; ред.-сост. Л.Е. Васильев. — М.: ИДВ РАН, 2020. — 240 с.
Юртаев В.И., Рогов А.С. ШОС и БРИКС: особенности участия в процессе евразийской интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 469—482.
REFERENCES
Ahmed, Z. S., Ahmed, S. and Bhatnagar, S. (2019). Conflict or cooperation? India and Pakistan in the Shanghai Cooperation Organization. Pacific Focus, 34(1), 5-30.
Alimov R. (2018). Shanghai Cooperation Organization: its role and place in the development of Eurasia. Journal of Eurasian Studies, 9 (2), 114-124.
Alimov R.K. Shanghai Cooperation Organization and Greater Eurasia // Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy. 2018. No.13. pp. 87-95.
Barsky K.M. Shanghai Cooperation Organization on the eve of the Bishkek Summit: the main tasks of the moment // International life. 2013. No.5. pp. 17-36.
Gordienko D.V. Shanghai Cooperation Organization as a platform for dialogue on regional security issues // National interests: priorities and security. 2015. No.37. pp. 32-39.
Khan, J., and Sultana, R. (2019). Shanghai Cooperation Organization and Afghanistan: An overview. Journal of Social Sciences FWU, 13 (2), 1-13.
Morozov Yu.V., SafronovaE.I. The importance of humanitarian cooperation between Russia and China with Central Asian partners within the framework of the Shanghai Cooperation Organization // National interests: priorities and security. 2014. pp. 34-42.
Rakhimov K.H. Shanghai Cooperation Organization (SCO) as an international intergovernmental organization // Eurasian Law Journal. 2018. No.2. pp. 46-51.
Rakhimov K.Kh., Kurylev K.P. The role of the SCO in ensuring the security of Central Asia /. -[scientific monograph.]: Publishing Solutions, Moscow. 2018. - 202 p.
Rakhimov K.Kh., Kurylev K.P., Khimich G.A. Interaction of the Shanghai Cooperation Organization with international and regional organizations for the maintenance of international peace and collective security // Issues of national and federal relations. Issue 9(66). 2020. Volume 10. pp.2322-2338.
Rakhimov K.H. The history of the creation of the main stages of the formation and development of the SCO // Almanac Cossacks, publishing house Non-profit partnership Almanac "Cossacks" (Moscow), No. 51, 2021, pp.52-70.
Cheklina T.N. Prospects for cooperation between the countries of the Shanghai Cooperation Organization within the framework of the project "Economic Belt on the Great Silk Road" // Russian Foreign Economic Bulletin. 2015. No.2. pp. 103-110.
Shilina M.G. Shanghai Cooperation Organization as a format of political and economic interaction of states: realities and prospects // Business. Society. Power. 2014. No.21. pp. 41-61.
Shpakovskaya M.A., Degterev D.A. The situation in Afghanistan and the formation of a regional security system in Central Asia: Proceedings of the IX International Scientific Conference. Moscow, November 18, 2016 / edited by D. A. Degterev, M. A. Shpakovskaya. - M.: RUDN, 2017. - 164 p.
SCO in the security system in Eurasia: problems of multilateral interaction / Russian Academy of Sciences, Institute of the Far East; ed.-comp. L.E. Vasiliev. - M.: IDV RAS, 2020. — 240 p.
Yurtaev V.I., Rogov A.S. SCO and BRICS: features of participation in the process of Eurasian integration // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2017. Vol. 17. No. 3. pp. 469-482.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Рахимов Комрон Хакимджонович, Komron Kh. Rakhimov, Candidate of
кандидат исторических наук, ассистент- Historical Sciences, Post-graduate Assistant of
аспирант кафедры теории и истории the Department of Theory and History of
международных отношений Российского International Relations Peoples' Friendship
университета дружбы народов, специалист University of Russia, specialist Center for
Центра исследований постсоветских стран Research of Post-Soviet Countries (CIS),
(ЦИПС), Москва, Россия. E-mail: Moscow, Russia. E-mail:
rahimov_k93@mail. ru rahimov_k93@mail.ru