Ю.В. Архипова, канд. филол. наук, доцент, кафедра связи с общественностью, Гуманитарный университет, г. Екатеринбург, Россия juliawa@k66.ru
ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
КОНЦЕПТА «ПОЛИТИК» В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В статье речь идет о визуальной репрезентации политических концептов. Объектом исследования является политический дискурс как сфера представления политических объектов, действий, ситуаций. В качестве предмета исследования концепт выступает как элементарная единица дискурса. Переживание понятия в конкретном акте коммуникации превращает концепт в интерсубъективный феномен. Исследуя возможности репрезентации политических концептов в виде изображений, автор исходит из того, что политический дискурс постепенно переходит от вербального восприятия к визуальному. Среднестатистический потребитель продукции массмедиа, погруженный в пространство визуальных образов, в качестве основного источника информации предпочитает изображения. В статье делается акцент на силе воздействия визуализированных концептов. Глядя на фото политических деятелей, зритель улавливает не столько информацию о принадлежности изображенных персонажей к миру политики, сколько их готовую интерпретацию, заключенную в концепте. Для подтверждения данного тезиса приводится несколько примеров. Политик, изображенный на фоне российского флага или герба, будет для зрителя воплощением силы, права, влияния. Политик, лепящий пельмени или гуляющий с собакой, будет восприниматься как простой, человечный, «такой же, как все люди». Политический деятель, нелепо размахивающий руками или состроивший гримасу, в глазах обывателя будет выглядеть «больным» (то есть неадекватным, непрофессиональным, плохим). По мнению автора исследования, визуальная репрезентация концепта «политик» способствует разделению политиков на «своих» и «чужих», наделяет их качествами профессионализма, успешности, дальновидности или лишает этих качеств в глазах аудитории. Это дает возможность рассматривать визуальную репрезентацию как инструмент политического имиджирования и средство моделирования политического дискурса.
Ключевые слова: коммуникация, политический дискурс, концепт, интерсубъективный феномен, визуальная репрезентация, политический имидж, моделирование политического дискурса.
Современная политическая коммуникация в силу ее сложности и смысловой насыщенности является объектом пристального внимания исследователей. Попытка описать процесс информационного обмена, разворачивающегося в пространстве политики, в терминах «дискурс» и «концепт» связана с неизменным стремлением ученых к пониманию механизмов его моделирования.
Оба понятия — «дискурс» и «концепт» — возникли в недрах средневековой схоластики и были взяты на вооружение
современной философией и лингвистикой в связи с очевидным поворотом современной культуры в сторону коммуникации. Необходимость осмысления прагматики языка, коммуникативных структур сознания во всех его разновидностях способствовала введению в обиход гуманитарного знания понятия «дискурс».
Под дискурсом в классической философии понималась практика мышления, последовательно развернутого в понятиях и суждениях, переходящего от одного умо-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
заключения к другому. Такое мышление представляло собой логическую цепочку последовательных выводов и противопоставлялось интуитивному восприятию. Современная методология науки снимает оппозицию дискурсивного и интуитивного сознания, включая в дискурс понятие ментальности, имеющей репрезентацию в речи. Сегодня дискурс трактуется как «сложное коммуника- =
тивное событие и одновременно связная последовательность предложений, которые анализируются с точки зрения лингвистических кодов, фреймов, сценариев, установок, моделей контекста, социальных репрезентаций, организующих социальное общение и понимание»1. То есть современное толкование дискурса смещает акценты с индивидуального мышления на активное взаимодействие двух и более субъектов. Исходя из природы и содержания этого взаимодействия определяются тип дискурса и его характеристики.
Основной целью политического дискурса, а также его содержанием является борьба за власть. Этот дискурс отличается большим количеством участников и очевидной предрасположенностью к использованию манипулятивных технологий. Явное тяготение политического дискурса к мета-форизации и символизации политической реальности позволяет рассматривать его как «своеобразную знаковую систему, в которой происходит модификация семантики и функций разных типов языковых единиц и стандартных речевых действий»2. Представленные в политическом дискурсе образы и репрезентации конкретных политических объектов, действий и ситуаций замещают собственно объекты, действия и ситуации, принадлежащие реальной действительности. Иными словами, в поли тическом дискурсе мы имеем дело не с по литиком или событием, ас их семиотиче ской репрезентацией.
Репрезентация политических концептов в виде изображений (чаще всего фотографий) становится всё более популярной в связи с тем, что политический дискурс постепенно переходит от вербального к визуальному.
Среднестатистический потребитель продукции массмедиа, погруженный в пространство визуальных образов, в качестве основного источника информации предпочитает изображения.
Элементарной единицей дискурса является концепт, который можно истолковать как «логически смысловой компонент глубинной семантической структуры отдельного высказывания или цепочки высказываний»3. Он связан с пониманием и коммуникативной ситуацией. Концепт близок понятию, но не тождествен ему. Понятие выражает объективный смысл, заложенный в системе языка. Концепт — это индивидуальное переживание понятия в конкретном акте коммуникации, который позднее может трансформироваться в «интерсубъективный фе-номен»4, представленный различными языковыми кодами, в том числе визуальными. В этом смысле концепт может быть рассмотрен и как результат коммуникации.
Концепты обладают невербальной частью содержания, что открывает безграничные возможности для интерпретации.
Будучи принадлежностью человеческого сознания, концепты могут рассматриваться как образцы понимания, толкования значений и порождающие модели поведения. Независимо от того, вырабатываются концепты человеком самостоятельно или осознанно воспринимаются извне, они являются важнейшей составляющей его мироот-ношения, мировоззрения и миропонимания.
Политические концепты, с одной стороны, помогают субъекту сориентироваться в политическом пространстве, выделить среди разнообразия партий и идеологий «свои», «близкие»; с другой стороны, сформировать устойчивое отношение к этим - партиям и идеологиям. Реализуясь в речи, концепты носят характер индивидуального осмысления и переживания фрагмента действительности. Но под воздействием культурных = стереотипов, доминирующих социальных установок и работы СМИ они могут приобретать интерсубъективный характер, могут быть модифицированы или полностью изменены.
дискуссия
журнал научных публикаций
Особый интерес в связи с этим представляют способы визуальной репрезентации концептов. Репрезентация политических концептов в виде изображений (чаще всего фотографий) ста- :
новится всё более популярной в связи с тем, что политический дискурс постепенно переходит от вербального к визуальному. Среднестатистический потребитель продукции массмедиа, погруженный в пространство визуальных образов, в качестве основного источника информации предпочитает изображения. Кроме того, тяготение политической речи к метафоризации требует соответствующего воплощения в ярких, выразительных изображениях. В процессе визуальной коммуникации потребитель воспринимает информацию, переживает ее, домысливает. Иными словами, он ее концептуализирует, как ранее ее концептуализировал автор изображения.
Основными концептами политического дискурса являются «политик» и «политика». Интересен тот факт, что в русской язы-
Фотография политика с обнаженным торсом (только если он молод и в отличной физической форме!) может рассматриваться как воплощение «силы» и «способности», особенно если политик изображен в движении.
ковой картине мира работа в области политики оценивается чрезвычайно негативно, что подтверждается лингвистическим анализом концепта «политика»5. В то же время = в отечественном публицистическом дискурсе, развернутом на страницах газет и журналов, положительная оценка деятельности политика превалирует6. Это подтверждает мысль о том, что под действием средств массовой информации концепты могут подвергаться модификации, а пространство политического дискурса может моделироваться.
Рассмотрим основные составляющие концепта «политик», реализуемые в российском политическом дискурсе. Основным содержанием понятия «политик» является следующее: «политический деятель, лицо, занимающееся вопросами политики»7. Концепт, формирующийся на основе этого понятия, включает такие компоненты, как «господство», «право», «способность», «влияние», «контроль», «авторитет»8. Он также может быть представлен в виде раз-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
личных метафор типа «сильная рука», «вождь», «актер», «игрок»9 или сопровождаться определениями «гибкий», «маневренный», «умный», «знающий», «опытный», «дальновидный» и т. п.
С точки зрения политической имид-желогии наибольший интерес представляет визуализация различных компонентов концепта, а не самого понятия. Глядя на изображение, зритель улавливает не столько информацию о принадлежности изображенного персонажа к миру политики, сколько его готовую интерпретацию, заключенную в концепте. Изображение политика с портретом Президента на заднем плане, на фоне российского триколора, герба РФ и иных атрибутов власти будет подчеркивать такие содержательные составляющие концепта «политик», как «сила», «право», «влияние». Фотография политика с обнаженным торсом (только если он молод и в отличной физической форме!) может рассматриваться как воплощение «силы» и «способности», особенно если политик изображен в движении.
Занятия спортом — отличная тема для транслирования соответствующих интерсубъективных значений. При этом важно, каким видом спорта увлечен политик. Если это бокс или борьба — в изображении будет транслироваться «сила», если это, к примеру, теннис — фотография будет транслировать метафорический компонент концепта «игрок».
Представление персонажа в кругу семьи, лепящего пельмени или гуляющего с собакой, способствует репрезентации концепта «человечный политик». Переживание этого концепта в момент его восприятия влечет за собой категоризацию, то есть распознавание политического деятеля как «своего», «такого же, как простые люди». Если поместить политика в «технический контекст», то есть окружить его гаджетами, зритель поверит в его «современность», «актуальность» и «интеллект».
Следует отметить, что в период обострения отношений со странами Запада
из отечественного дискурса практически исчезает концепт «партнерство». Политика недружелюбно настроенных стран оценивается как «агрессивная» и «несправедливая», в то время как политика, проводимая российскими президентом, наоборот, переживается как «справедливая» и «правильная», полностью удовлетворяющая чувство справедливости российской общественности. На страницах российских СМИ Президент предстает как «национальный лидер», ведущий «мудрую политику», «профессиональный политик», который часто оказывается «на голову выше» и «на несколько корпусов впереди своих коллег».
Надо отметить, что концепт «профессиональный политик» трудно поддается визуализации. Поэтому он реализуется через метафоры «на голову выше других», «на несколько корпусов впереди». Визуальная репрезентация доминирования как следствие профессионализма политика достигается за счет композиционных решений: на групповых портретах политик оказывается слегка впереди буквально — на переднем плане, или в самом центре кадра.
Визуальная или вербальная репрезентация концепта «политик» может носить как положительный, так и отрицательный характер. Политик может быть «умным», «дальновидным», «хорошим профессионалом», а может и наоборот, быть «глупым», «недальновидным», «непрофессиональным». «Глупость» и «непрофессионализм» политика очень часто представлены метафорой «болезнь», которая находит выражение как в вербальных текстах, так и в фоторепортажах. Признаками «болезни» чаще всего наделяются «чужие» политики, ведущие «агрессивную» или «несправедливую» политику по отношению к России. «Болезнь» таким образом становится средством различения «своих» и «чужих».
«Чужие» политики нелепо размахивают руками, глупо смеются, строят гримасы или все время хмурятся, кусают губы. Фоторепортажи подчеркивают несуразность их внешнего вида, неадекватность, с точки
Визуальная репрезентация доминирования как следствие профессионализма политика достигается за счет композиционных решений: на групповых портретах политик оказывается слегка впереди буквально — на переднем плане, или в самом центре кадра.
дискуссия
журнал научных публикаций
зрения российской аудитории, поведения. У таких политиков унылый вид и плохой цвет лица. Они выглядят не просто «непрофессиональными» и «недальновидными» (что на самом деле очень трудно поддается визуальной репрезентации), они выглядят «больными».
Таким образом, визуальная репрезентация политических концептов способствует тому, что из субъективного осмысления и переживания отдельной личности они превращаются в интерсубъективные феномены. Это позволяет рассматривать визуальную репрезентацию концептов в целом и концепта «политик» в частности как инструмент политического имиджирования и средство моделирования политического дискурса. (
Литература
1. Неретина С., Огурцов А. Концепты политического сознания // Политическая концептология: журнал междисциплинарных исследований. 2009. № 1. С. 59.
2. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: дис. д-ра филол. наук. Волгоград. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dslib.net/russkij-jazyk/ semiotika-politicheskogo-diskursa.html (дата обращения: 05.11.2011).
3. Неретина С., Огурцов А. Концепты политического сознания // Политическая концептология: журнал междисциплинарных исследований. 2009. № 1. С. 64.
4. Там же.
5. См.: Пименова М.В. Концепт «политика» и способы его репрезентации // Политическая лингвистика. 2005. № 15. С. 32-39.
6. Рязанова М.И. Анализ лингвокультурного концепта «политик» // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Т 24(63). № 4. Ч. 1. С. 487-493.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2005. С. 553.
8. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: дис. д-ра филол. наук. Волгоград. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dslib.net/russkij-jazyk/ semiotika-politicheskogo-diskursa.html (дата обращения: 05.11.2011).
9. См.: Рязанова М.И. Анализ лингвокультурного концепта «политик» // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». Т. 24(63). № 4. Ч. 1. С. 488-489; Пименова М.В. Концепт «политика» и способы его репрезентации // Политическая лингвистика. 2005. № 15. С. 38.
VISUAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT «POLITICIAN» IN THE POLITICAL DISCOURSE
J.V. Arhipova, Candidate of philology, Docent, the department of public relations, University for Humanities, Ekaterinburg, Russia, juliawa@k66.ru
The article is about the visual representation of political concepts. The object of research is the political discourse as the sphere where political objects, actions, situations are represented. The subject of study is a concept as the elementary unit of discourse. The concept experienced in a real communication act turns into an inter-subjective phenomenon.
Exploring the possibilities of political concepts representation in the form of images the author assumes that political discourse gradually moves from verbal perception into visual one. Immersed in space of visual images an average consumer of mass media production prefers them as the main source of information. The article focuses on the force of visualized concepts' impact. Taking look on the photo ofpoliticians, the viewer catches not so much information concerns affiliation those people to the world of politics. Much deeper he senses the interpretation expressed in the concept.
There are a few examples to confirm this thesis. A politician placed in front of the Russian flag or the coat of arms will personify power, legitimacy, and influence. A politician cooking pelmeni or walking a dog is perceived as ordinary, «the same, as others». The politician ridiculously swinging his hands or making a grimace will be seen as "insane" (the same as inadequate, nonprofessional, bad) in popular mind.
According to the author's visual representations of the concept «politician» facilitate politicians' separation into «ours/us» and «theirs/them», either investing them with such qualities as professionalism, success, foresight or depriving policy-makers of these features thereby compromising their public image. It gives the chance
to consider visual representation as the tool of a political image making and a means of political discourse modeling.
Key words: communication, political discourse, concept, inter-subjective phenomenon, visual representation, political image, political discourse modeling.
References
1. Neretina S., Ogurtsov A. Kontsepty politichesk-ogo soznaniia [The concepts of political consciousness]. Politicheskaia kontseptologiia: zhurnal mezhdist-siplinarnykh issledovanii — Political conceptology: journal of interdisciplinary studies, 2009, no. 1, pp. 17—78.
2. Sheigal E.I. Semiotika politicheskogo diskursa. dis. d-ra filol. nauk [Semiotics of political discourse. Dr. of philology sci. dis.]. Volgograd, 2000. Available at: http://www. dslib.net/russkij-jazyk/semiotika-politicheskogo-diskur-sa.html (accessed 05.11.2011).
3. Neretina S., Ogurtsov A. Kontsepty politichesk-ogo soznaniia [The concepts of political consciousness]. Politicheskaia kontseptologiia: zhurnal mezhdist-siplinarnykh issledovanii — Political conceptology: journal of interdisciplinary studies, 2009, no. 1, pp. 17—78.
4. Neretina S., Ogurtsov A. Kontsepty politichesk-ogo soznaniia [The concepts of political consciousness]. Politicheskaia kontseptologiia: zhurnal mezhdist-siplinarnykh issledovanii — Political conceptology: journal of interdisciplinary studies, 2009, no. 1, pp. 17—78.
5. Pimenova M.V. Kontsept «politika» i sposoby ego reprezentatsii [The concept of "policy" and the ways of its representation]. Politicheskaia lingvistika — Political linguistics, 2005, no. 15, pp. 32—39.
6. Riazanova M.I. Analiz lingvokul'turnogo kontsepta «politik» [The analysis of the linguistic-cultural concept of «policy»]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo — Scientific notes of Taurida national University. V.I. Vernadsky. Series Philology. Social communication, vol. 24(63), no. 4, part 1, pp. 487—493.
7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Iu. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, OOO «ITI TEKhNOLOGII» Publ., 2005, 941 p.
8. Sheigal E.I. Semiotika politicheskogo diskursa. dis. d-ra filol. nauk [Semiotics of political discourse. Dr. of philology sci. dis.]. Volgograd, 2000. Available at: http://www dslib.net/russkij-jazyk/semiotika-politicheskogo-diskur-sa.html (accessed 05.11.2011).
9. Riazanova M.I. Analiz lingvokul'turnogo kontsepta «politik» [The analysis of the linguistic-cultural concept of «policy»]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo — Scientific notes of Taurida national University. V.I. Vernadsky. Series Philology. Social communication, vol. 24(63), no. 4, part 1, pp. 487—493; Pimenova M.V. Kontsept «politika» i sposoby ego reprezentatsii [The concept of "policy" and the ways of its representation]. Politicheskaia lingvistika — Political linguistics, 2005, no. 15, pp. 32—39.