психологические науки
УДК 159.9.072.533 ББК 88.8, 88.803, 88.809
визуальная психодиагностика
как метод познания
и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога
ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА КОСТИНА,
профессор кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент, Научная специальность 19.00.03. — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности визуальной психодиагностики личности как метода исследования. Показана роль этого метода в деятельности психолога органов внутренних дел. Представлено авторское видение применения визуальной психодиагностики для предварительной оценки личности. Подчеркивается необходимость целенаправленного развития и совершенствования у психологов способности визуальной психодиагностики.
Ключевые слова: метод, визуальная психодиагностика, личность, психолог.
Annotation. The article examines the features of visual psycho-diagnostics of personality as a method of research. It shows the role of this method in the professional activity of Internal Affairs psychologist. The author's view on the use of visual psychodiagnostics for preliminary evaluation of the personality is presented. In the article emphasizes the necessity of purposeful development and improvement of the ability of psychologists of visual psycho-diagnostics.
Keywords: method, visual psycho-diagnostics, personality, psychologist.
Профессиональная деятельность психолога отличается специфическими особенностями. Одна из основных сводится к постоянным контактам с людьми, с каждым человеком в отдельности, которые ждут от психолога помощи или поддержки. Обеспечение этих видов деятельности опирается на первичные данные о психологических особенностях личности, которые психолог получает при помощи метода наблюдения. Актуальность рассмотрения вопросов визуальной диагностики личности обусловлена необходимостью оперативного и объективного исследования психологом личности (гражданина, сотрудника). Значимость рассмотрения темы обусловлена результатами опроса курсантов 2 курса, обучающихся в институте-факультете психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя. Респонденты как будущие психологи отметили, что им необходимы навыки визуальной психодиагностики для: предварительной оценки личности и прогнозирования поведения человека (100 % от числа опрошенных), использования знаний о личности в других видах психологической работы (84 %), решения личных и житейских проблем (62 %).
Благодаря работам отечественных и зарубежных учёных о взаимосвязи внешнего и внутреннего в проявлениях психики и личности, в практической психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. При всем разнообразии методов диагностики психолог органов внутренних дел использует метод наблюдения и визуальную психодиагностику как часть наблюдения для сбора первичных данных о личности партнёра, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению, дополнению, обработке и оценке [4, с. 103].
Применительно к профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел визуальная психодиагностика личности имеет ряд особенностей, выделенных автором на основе практического опыта как психолога и преподавателя [3, с. 187]. Первая особенность заключается в том, что визуальная диагностика личности осуществляется в процессе наблюдения и во время беседы с гражданином или сотрудником. Это способствует повышению достоверности получаемой информации, нейтрализации ошибочных суждений. Даже самые опытные психологи не подда-
№ 6/2016
Вестник Московского университета МВД России
195
психологические науки
ются искушению судить о личности, основываясь на поверхностных впечатлениях во время наблюдения, а проверяют свои выводы во время беседы. Вторая особенность связана с тем, что для получения информации психолог одновременно обращает внимание и оценивает пять групп признаков, в которых человек проявляет себя как личность: 1) анатомические особенности физического облика; 2) голосовые и речевые признаки; 3) выразительность поведения; 4) оформление внешности; 5) специфика действий и поступков. [1, с. 17-31]. Необходимо помнить, что при визуальной диагностике личности собеседника наиболее высокой информативностью обладают экспрессия глаз, мимика и пантомимика, жестикуляция, речь [5, с. 290-291], которые позволяют определить не только состояние человека, но и правдивость предоставляемых сведений [2, с. 17-22].
Третья особенность состоит в выборочности и иерархичности составляющих структуры личности, подлежащих визуальной диагностике и определяющих эффективность выполнения психологом профессиональных задач. Так, например, при поступлении гражданина на службу/учебу в органы внутренних дел Российской Федерации психолог в процессе наблюдения и предварительной беседы оценивает психическое состояние человека, свойства нервной системы, его готовность к прохождению процедуры психологической диагностики. Четвертая особенность визуальной психодиагностики личности заключается в использовании полученной информации для выполнения других профессионально-психологических действий. Так, например, выявленные у гражданина растерянность, тревога, заторможенные реакции и пр. становятся основой для корректировки психоэмоционального состояния личности, создания комфортных условий для обеспечения эффективности интеллектуальной работы, которую предстоит выполнять гражданину в процессе тестирования.
Пятая особенность сводится к тому, что первичная информация о личности гражданина является своеобразным фундаментом для изучения индивидуально-психологических особенностей при помощи других методов исследования. Глубокое проникновение в психологию личности способствует не только определению пригодности гражданина на службу в органы внутренних дел или пригодности сотрудника в кадровый резерв, но и пониманию индивидуальности и неповторимости этой личности. А это, в свою очередь, имеет продолжение в решении более глобальных и перспективных целей в работе психолога — организации и обеспечении помощи в раскрытии человека как личности и профессионала, а по необходимости — в осуществлении профилактических и психокоррекци-онных мероприятий.
Таким образом, визуальная психодиагностика как метод исследования способствует познанию и предварительной оценке личности. Кроме того, указанные особенности визуальной психодиагностики использу-
ются и в образовательной деятельности, в процессе проведения занятий по дисциплине «Психология личности». Возвращаясь к результатам опроса, отметим, что курсанты указывают на необходимость совершенствования навыков визуальной диагностики (100%), постоянной практики исследования личности (100%), дополнительного прохождения обучения при помощи тренинга (54%). Это свидетельствует об обращенности будущих психологов органов внутренних дел к конкретному человеку, познанию уникальности личности. Поэтому в процессе обучения автор запланировал проведение научного исследования и тренинговых занятий с курсантами для целенаправленного формирования у них профессиональной наблюдательности.
Литература
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М: Изд-во Московского университета, 1982. — 200 с.
2. Деулин Д.В. Психологические средства выявления ложных показаний в процессе допроса подозреваемых (обвиняемых) в совершении экономических преступлений / Д.В. Деулин. — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011 . — 88 с.
3. Костина Л.Н. Особенности повышения квалификации психологов подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С. 185-189.
4. Носс И.Н. Проективная психодиагностика: учебное пособие. — М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2014. - 200 с.
5. Энциклопедия юридической психологии /Под общ. ред. проф. А.М.Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДА-НА, Закон и право, 2003. — 607 с.
Reference
1. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. — M: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1982. — 200 s.
2. Deulin D.V. Psikhologicheskie sredstva vyyavleniya lozhnykh pokazanii v protsesse doprosa podozrevaemykh (obvinyaemykh) v sovershenii ekonomicheskikh prestuplenii / D.V. Deulin. — M.: Akademiya ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii, 2011 . — 88 s.
3. Kostina L.N. Osobennosti povysheniya kvalifikatsii psikhologov podrazdelenii Gosavtoinspektsii territorial'nykh organov MVD Rossii // Vestnik Tyumenskogo instituía povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. 2014. №3. S. 185-189.
4. Noss I.N. Proektivnaya psikhodiagnostika: uchebnoe posobie. — M.: MGI im. E.R.Dashkovoi, 2014. — 200 s.
5. Entsiklopediya yuridicheskoi psikhologii /Pod obshch. red. prof. A.M.Stolyarenko. — M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2003. — 607 s.
196
Вестник Московского университета МВД России
№ 6/2016