Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ РКИ'

ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ РКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальная новелла / методика преподавания РКИ / текстоцентризм / коммуникативный аспект / visual novel / methods of teaching Russian as a foreign language / text-centered approach / communicative dimension.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Елизавета Евгеньевна Галимова, Индира Артуровна Авхадиева

В данной статье рассматривается жанр визуальной новеллы как новый подход к работе с текстом и развитию коммуникативной компетенции в контексте преподавания РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examines the genre of the visual novel as a novel approach to working with text and developing communicative competence in the context of teaching RCT.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ РКИ»

ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Елизавета Евгеньевна Галимова

Преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации БГМУ Минздрава России, Россия, Республика Башкортостан,

г.Уфа mmmgg@inbox. ru

Индира Артуровна Авхадиева

Преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации БГМУ Минздрава России, Россия, Республика Башкортостан,

г.Уфа [email protected]

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается жанр визуальной новеллы как новый подход к работе с текстом и развитию коммуникативной компетенции в контексте преподавания РКИ.

Ключевые слова: визуальная новелла, методика преподавания РКИ, текстоцентризм, коммуникативный аспект.

ABSTRACT

This paper examines the genre of the visual novel as a novel approach to working with text and developing communicative competence in the context of teaching RCT.

Keywords: visual novel, methods of teaching Russian as a foreign language, text-centered approach, communicative dimension.

Теория

Цифровизация проникает во все сферы жизни человека. Современные технологии открывают новые способы изучения текстов. Особый интерес на данный момент вызывают визуальные новеллы как интерактивное представление текстового материала. Эффективность данного жанра при изучении русского языка как иностранного вызывает вопросы.

363

April 26, 2024

Использование визуальных новелл при изучении иностранных языков рассмотрено в научной литературе недостаточно. Однако исследователи сходятся во мнении, что «интеграция жанра ... в процесс обучения РКИ обеспечивает более тщательную проработку языкового материала и его осмысление иностраннными студентами». [2. Кузнецова В.] и «может быть задействована с целью совершенствования обучающимися аспектов языка, благодаря наличию не только аутентичного текста, но и аудиовизуальной наглядности». [3. Линник А.]

Один из важных инструментов развития коммуникативной компетенции - текст. Ровдо О.И. выделяет следующие субкомпетенций, входящие в коммуникативную компетенцию:

• вербально-когнитивная (обработка, запоминание и воспроизведение знания с использованием языковых обозначений);

• вербально-коммуникативная (учёт контекстуальной уместности языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативных компетенций);

• лингвистическая (продуцирование неограниченного числа правильных в языковом отношении предложений);

• метакоммуникативная (использование средств понятийного аппарата, которые необходимы для анализа и оценки средств речевого общения). [5. Ровдо О.]

В развитии трёх компонентов языковой практики (вербально -когнитивная, лингвистическая, метакоммуникативная) работа с текстом в том или ином её проявлении играет немаловажную роль.

Очень остро стоит для преподавателя вопрос критериев отбора учебных текстов. У многих методистов свой взгляд на требования к материалам обучения. Например, Мыльцева М.В. в работе «Критерии выбора учебных текстов и эффективность обучения навыкам устной монологической речи» формулирует следующие:

• достаточность материала для формирования навыков устной монологической речи;

• доступность материала, его соответствие уровню профессионального становления обучающегося;

• соответствие тематической составляющей плана и специальности обучения. [4. Мыльцева М.]

364

April 26, 2024

От постановки правильных критериев к выбору учебных материалов зависит повышение интереса к предмету, реализация принципов научности, связи обучения с жизнью, а также усвоение учебного материала.

Перечень требований можно найти в статье «Роль и место учебного текста в концепции учебника русского языка как иностранного» Жофковой Г. Текст должен:

1. Быть образцом речи и её функциональных стилей.

2. Быть стимулом для продуцирования ответной речевой реакции обучающихся.

3. Соответствовать требованиям преемственности и перспективности.

4. Нести информацию о государстве изучаемого языка.

5. Выступать основой для совершенствования навыков построения монологических и диалогических высказываний. [1. Жофкова Г.] Эти же критерии мы будем использовать и при выборе визуальных новелл.

Цель и задачи исследования

Визуальные новеллы, как и текстовые материалы, могут соответствовать разным уровням знания языка. Однако они имеют существенное преимущество: они ломают стену между читателем и героями, позволяют влиять на сюжет и глубже сопереживать персонажам.

Исследование было произведено на базе ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, среди 15 студентов из Индии, обучающихся на 3 курсе направления «Лечебное дело». Цель исследования - разработка методологического обоснования применения визуальной новеллы в процессе обучения РКИ индийских студентов (уровень B1). В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• выявить дидактический потенциал визуальных новелл в обучении РКИ;

• определить подходящие типы и особенности послетекстовых заданий;

• проверить эффективность использования визуальной новеллы в ходе эксперимента;

• сопоставить эффективность традиционных текстов и визуальных новелл при изучении языка.

В исследовании используются следующие методы: эксперимент, анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Визуальные новеллы бывают разные: какие-то из них ближе к формату книг, какие-то - дальше. Мы выбрали мобильные приложения из серии Симбионт: в них достаточно много текста и интересный сюжет с более чем 40

365

April 26, 2024

вариантами концовки. Студентам предлагалось изучить две главы: первая - непосредственно в приложении, а вторая - представленная в виде художественного текста. К обоим вариантам прилагался одинаковый «набор» заданий: пересказ, выбор правильного ответа, «правда-неправда», «вопрос-ответ», объясните лексические единицы и подберите синонимы, предложите вариант продолжения текста, фронтальная беседа. Результат представлен на диаграмме:

Процент успешного выполнения заданий

— Текст — Визуальная новелла

100

50 25

0 -

Пересказ Выбор Правда-неправда Вопрос-ответ Беседа

правильного ответа

Таким образом, визуальные новеллы более эффективны для изучения содержания текста, в плане языковой работы разброс несущественный, на уровне погрешности.

ВЫВОДЫ

Визуальные новеллы показывают хороший результат при изучении содержания. Однако не стоить забывать о существенно меньшем содержании текста. Таким образом, преподаватель должен быть готов к уменьшению грамматических заданий на занятии и преобладанию коммуникативных и содержательных.

Прохождение визуальной новеллы позволяет погрузить игроков в сюжет, вызвать живой эмоциональный отклик и интерес к повествованию. А потому имеет смысл использовать этот жанр при изучении культуры и формировании коммуникативной компетенции обучающихся уровня В1 и выше.

REFERENCES

366

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

[1]. Жофкова, Г. Роль и место учебного текста в концепции учебника русского языка как иностранного. Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. трудов, Пермь, 1999, 2-9 с.

[2]. Кузнецова В.И. Визуальная новелла как компонент виртуальной интерактивной среды в обучении РКИ. Проблемы современного образования, Москва, 2023, №2, 254-261 с.

[3]. Линник А.А. Визуальная новелла как способ изучения иностранного языка в рамках инновационного подхода. III Всероссийская научно-практическая конференция. Язык. Общество. Культура, Ульяновск, 2023, 55-58 с.

[4]. Мыльцева М.В. Критерии выбора учебных текстов и эффективность обучения навыкам устной монологической речи. Международный научно-исследовательский журнал, 2016, 175-178 с.

[5]. Ровдо О.И. Знание стилистических ресурсов языка как фактор формирования коммуникативной компетенции. Русский язык: система и функционирование: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 2006, 207-209 с.

367

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.