Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / иноязычная коммуникативная компетенция / коммуникативное взаимодействие / педагогические условия / мотивация / микроклимат / visualization / foreign language communicative competence / communicative interaction / pedagogical conditions / motivation / microclimate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Танцура

В статье анализируются преимущества применения различных средств визуализации в процессе обучения студентов неязыкового вуза профессионально ориентированному иностранному языку. Автор отмечает, что различные программы оформления и представления визуального ряда, источники интернет-пространства могут использоваться преподавателем для повышения эффективности познавательной деятельности студентов. В статье подчеркивается, что подобранный соответствующий тематике видеоматериал представляет собой дидактическое средство, которое может быть использовано для совершенствования знаний лексики и грамматики и развития навыков речевого взаимодействия на иностранном языке. Применение средств визуализации способствует снятию психологической скованности студентов, благоприятно отражается на микроклимате группы, положительно влияет на рост мотивации к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes advantages of using various visualization tools in the process of teaching students of a non-linguistic university a professionally oriented foreign language. The author notes that various programs for the design and presentation of the visual series, sources of the Internet space can be used by the teacher to increase effectiveness of students’ cognitive activity. The article emphasizes that the selected video material is a didactic tool that can be used to improve the knowledge of vocabulary and grammar and to develop the skills of speech interaction in a foreign language. The use of visualization tools helps to remove psychological constraint of students, has a positive effect on microclimate of the group, and has a positive effect on the growth of motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

бы судам разъяснять такой порядок разрешения спора не просто как формальное право, а как работающий институт.

Более того, к настоящему моменту в Калининградской области и институт медиации представлен исключительно при Торгово-промышленной палате, к сфере его работы относятся экономические споры хозяйствующих субъектов. Организации, осуществляющей медиацию в социальной сфере, в настоящей момент нет В связи с этим направить стороны возможно лишь к частнопрактикующим медиаторам. Однако и единая информационная база или реестр таких специалистов отсутствует.

Библиографический список

Таким образом, медиация обладает большими преимуществами перед судебным процессом и имеет право занять большую нишу в системе. Ограничение числа лиц, допущенных к просветительской деятельности, и требования, установленные для просветительской деятельности, сократят и без того небольшую группу заинтересованных медиаторов-просветителей. В таких условиях необходимо проведение государственных мер по обеспечению для граждан доступности медиации наравне с доступностью правосудия, а также осуществление интенсивной просветительской деятельности среди широкого круга населения.

1. Хисматуллина РР, Ягафарова К.М., Долгов С.Ф. Правовое положение судебного примирителя. E-Scio: сетевой журнал. 2020. Available at: https://e-scio.ru/?p=11021

2. Белкин А.А. Основные проблемы оказания медиативных услуг Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2019.

3. Галицкая В.А., Казарян К.В. Институт примирительных процедур в России: история становления и развития. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016; Выпуск № 1. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnogo-primiritelya/viewer

4. Мхитарян Л.Ю. Деятельность совестных судов в дореволюционной России (на примере Пермской губернии). Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014; Выпуск 1 (23). Available at: https://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/component/ content/article?id=548:mxitaryanlyu-deyatelnost-sovestnyx-sudov-v-dorevolyuczionnoj-rossii-na-primere-permskoj-gubernii

5. Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-rezultat-vzaimodeystviya-konfliktologii-i-yurisprudentsii

6. Бондарева А.Н., Михайлова М.В. Применение процедуры медиации при разрешении семейных конфликтов с участием детей. Семейная медиация в ювенальной политике: сборник статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург 2014.

7. Об альтернативной процедуре урегулирования спорое с участием посредника (процедуре медиации). Справка о практике применения Федерального закона от 6 июня 2012 года. Available at: https://www.vsrf.ru/documents/all/15109/

8. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

9. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения 03.04.21);

10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

11. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г № 193-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

12. О внесении изменений в Федеральный закон ,Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон от 05 апреля 2021 года № 85-ФЗ. Available at: https://docs. cntd.ru/document/573249877

13. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г N 193-ФЗ за период с 2013 по 2014 год (утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 1 апреля 2015 г). Available at: http://base.garant. ru/70938082/#p_103

14. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/

References

1. Hismatullina R.R., Yagafarova K.M., Dolgov S.F. Pravovoe polozhenie sudebnogo primiritelya. E-Scio: setevoj zhurnal. 2020. Available at: https://e-scio.ru/?p=11021

2. Belkin A.A. Osnovnye problemy okazaniya mediativnyh uslug. Mediaciya v sovremennom mire: problemy i perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk, 2019.

3. Galickaya V.A., Kazaryan K.V. Institut primiritel'nyh procedur v Rossii: istoriya stanovleniya i razvitiya. 'Elektronnyj vestnik Rostovskogo social'no-'ekonomicheskogo instituta. 2016; Vypusk № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnogo-primiritelya/viewer

4. Mhitaryan L.Yu. Deyatel'nost sovestnyh sudov v dorevolyucionnoj Rossii (na primere Permskoj gubernii). Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2014; Vypusk 1 (23). Available at: https://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/component/ content/article?id=548:mxitaryanlyu-deyatelnost-sovestnyx-sudov-v-dorevolyuczionnoj-rossii-na-primere-permskoj-gubernii

5. Aleshina A.V., Kosovskaya V.A. Mediaciya kak rezul'tat vzaimodejstviya konfliktologii i yurisprudencii. Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2012. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-rezultat-vzaimodeystviya-konfliktologii-i-yurisprudentsii

6. Bondareva A.N., Mihajlova M.V. Primenenie procedury mediacii pri razreshenii semejnyh konfliktov s uchastiem detej. Semejnaya mediaciya vyuvenal'nojpolitike: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 2014.

7. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Spravka o praktike primeneniya Federal'nogo zakona ot 6 iyunya 2012 goda. Available at: https://www.vsrf.ru/documents/all/15109/

8. Semejnyjkodeks RFot29.12.1995 № 223-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

9. Grazhdanskijkodeks RF ot 30.11.1994 № 51-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (data obrascheniya 03.04.21);

10. Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18.12.2001 N 174-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

11. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Federal'nyj zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 193-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

12. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon „Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Federal'nyj zakon ot 05 aprelya 2021 goda № 85-FZ. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/573249877

13. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Spravka o praktike primeneniya sudami Federal'nogo zakona ot 27 iyulya 2010 g. N 193-FZ za period s 2013 po 2014 god (utverzhdena Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 1 aprelya 2015 g.). Available at: http://base.garant.ru/70938082/#p_103

14. Ob ispolnitel'nom proizvodstve. Federal'nyj zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/

Статья поступила в редакцию 26.05.21

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

VISUALIZATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN UNIVERSITY STUDENTS. The article analyzes advantages of using various visualization tools in the process of teaching students of a non-linguistic university a professionally oriented foreign language. The author notes that various programs for the design and presentation of the visual series, sources of the Internet space can be used by the teacher to increase effectiveness of students' cognitive activity. The article emphasizes that the selected video material is a didactic tool that can be used to improve the knowledge of vocabulary and grammar and to develop the skills of speech interaction in a foreign language. The use of visualization tools helps to remove psychological constraint of students, has a positive effect on microclimate of the group, and has a positive effect on the growth of motivation to learn a foreign language.

Key words: visualization, foreign language communicative competence, communicative interaction, pedagogical conditions, motivation, microclimate.

Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье анализируются преимущества применения различных средств визуализации в процессе обучения студентов неязыкового вуза профессионально ориентированному иностранному языку. Автор отмечает, что различные программы оформления и представления визуального ряда, источники интернет-пространства могут использоваться преподавателем для повышения эффективности познавательной деятельности студентов. В статье подчеркивается, что подобранный соответствующий тематике видеоматериал представляет собой дидактическое средство, которое может быть использовано для совершенствования знаний лексики и грамматики и развития навыков речевого взаимодействия на иностранном языке. Применение средств визуализации способствует снятию психологической скованности студентов, благоприятно отражается на микроклимате группы, положительно влияет на рост мотивации к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: визуализация, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативное взаимодействие, педагогические условия, мотивация, микроклимат.

Динамика экономических, технологических, социальных изменений, происходящих в современном мире, влияет на изменение спроса на рынке труда. В современных условиях успешность специалиста определяется как уровнем владения профессиональными знаниями и навыками, так и сформированными личностными качествами, такими как способности организации личностной профессиональной деятельности, анализа информации и профессиональной ситуации и, как следствие, принятия оптимального решения, которое будет наиболее благоприятным для достижения спланированного результата.

Парадигма современного образования в вузе нацелена не только на реализацию полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, но и на формирование способности к постоянному личностному саморазвитию, самообразованию на протяжении всей жизни, непрерывному самосовершенствованию профессиональных знаний и навыков. С учетом данного направления педагогикой высшей школы осуществляется анализ и переоценка методических средств и психолого-педагогических условий, способствующих определению студентами профессиональных ориентиров и осознанию потребности личностного саморазвития.

Парадигма рассматривается современными учеными как «определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности» [1, с. 48]. Педагогические подходы, разрабатываемые с учетом принятой парадигмы образования, направлены на решение как научно-теоретических, так и практических проблем в сфере образования. Современная парадигма определяется как гуманистическая, основное место в ней отводится обучающемуся, его развитию как духовной личности, готовой к постоянному познанию и саморазвитию. Взаимоотношения между педагогом и обучаемыми строятся на основе сотрудничества, что обусловливает передачу ценностного опыта с учетом целевых установок обучаемого [2, с. 457].

Проблема успешного формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов остается по-прежнему актуальной, несмотря на возможности совершенствования знаний и навыков коммуникативного взаимодействия на иностранном языке, которые появились благодаря скачку в развитии современных цифровых технологий, академической мобильности студентов вуза. Иноязычная коммуникативная компетентность представляет собой совокупность знаний и навыков, которые реализуются студентами в процессе общения на иностранном языке в заданных ситуациях. Необходимо отметить, что задаваемые ситуации для студентов неязыкового вуза разрабатываются с учетом будущей профессиональной деятельности студентов. Профессионально ориентированная деятельность охватывает как ситуации устного общения, так и письменной коммуникации, которая, в частности, представлена деловой корреспонденцией. Целью обучения иностранному языку в вузе является подготовка студента к применению знаний и навыков в ситуациях профессиональной деятельности на иностранном языке в будущем и сформирование способности к самостоятельному процессу совершенствования иноязычных знаний.

Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов представляет собой планируемую, организованную и прогнозируемую деятельность преподавателя. Чтобы добиться устойчивой динамики пополнения знаний и развития умений и навыков, педагогу необходимо создать такие условия, которые будут способствовать достижению учебных целей. Определение и реализация в учебном процессе педагогических условий предполагает их направленность на личность студента, его интересы и потребности в рамках образовательной системы. Создавая педагогические условия, педагог стремится максимально вовлечь студентов в интерактивные виды деятельности с целью развития навыков коммуникативного поведения на иностранном языке.

Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза напрямую будет зависеть от психолого-педагогических и дидактических условий, выбор и реализация которых определяется педагогом. Психолого-педагогические условия представляют собой совокупность таких методов и форм организации учебного процесса, применение которых наиболее успешно будет оказывать воздействие на каждого студента, способствовать формированию позитивного микроклимата в группе с целью продуктивного овладения информационным содержанием и лингвистической составляющей дисциплины. Дидактические условия представляют собой организуемые пре-

подавателем учебные процедуры, побуждающие студентов к проявлению самостоятельной активности по овладению знаниями. Смоделированные преподавателем на основе содержательного и деятельностного компонентов обучения обстоятельства учебного процесса могут выступать активаторами репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов.

Выбор оптимальных дидактических средств и методов осуществляется преподавателем при планировании и организации каждого занятия. Определение содержания учебного материала с учетом профессионально значимого для студентов контекста является существенным, поскольку способствует реализации потребности студентов в овладении профессиональной информацией посредством изучения иностранного языка. На современном этапе не только учебники и учебные пособия представляют собой основной арсенал преподавателя. Современные технологии в значительной степени обогатили учебный процесс. П.П. Ростовцевой и Н.В. Гусевой отмечают, что современные информационные технологии предлагают такие возможности преобразования и повышения эффективности образовательного процесса в целом, что и объясняет их глобальное внедрение в сфере образования [3, с. 316]. Подчеркивая преимущества современных цифровых технологий, А.С. Восковская и Т.А. Карпова указывают на необходимость изменения методики преподавания и содержания обучения с учетом новых реалий [4, с. 197]. Использование программы PowerPoint дает возможность преподавателю создавать дополнительный материал к содержанию базового учебника. Однако продуманное оформление слайда, в который можно включить соответствующую анимацию или видео, становится эффективным учебным средством.

Использование визуализации на занятиях реализует принцип наглядности, который является базовым в процессе обучения иностранному языку. Именно соединение текстового содержания с визуальным контентом способствует более полному восприятию учебной информации, поскольку одновременно происходит восприятие вербальной и невербальной информации. Использование слайдов в качестве составляющих элементов различных видов учебной деятельности помогает более эффективному овладению лексикой, грамматикой, развитию устной и письменной речи. Переход во время занятия к слайдам снимает напряжение, которое присутствует, если все занятие сконцентрировано на использовании текстовой информации учебника. Несомненно, подготовка наглядного материала в таком формате требует значительных временных затрат как с точки зрения анализа и определения наиболее значимого текстового материала, рисунков, видеофрагментов, так и со стороны технической обработки материала, его структурирования и размещения.

Ресурсы интернет-пространства дают возможность преподавателю использовать не только звуковые дорожки для аудирования, но и видеоролики, соответствующие тематике занятия. Коллекция сайтов Ted Talks, YouTube позволяет осуществить подборку видео на различные темы и любой длительности. Осуществляя выбор видео, преподаватель учитывает темп речи спикера, способность восприятия речи участников видеофрагмента студентами. Чтобы закрепить лексический и грамматический материал, который используется в информационном содержании видео, преподаватель разрабатывает упражнения, которые будут способствовать установлению взаимосвязи визуальной невербальной информации и речевого материала, представленного в конкретной ситуации иноязычного общения. Данный вид деятельности позволяет студентам воспринимать более подробно аспекты профессионально ориентированного содержания.

Более того, мини-видеоролики (длительностью 1,5 - 2,5 мин.) можно использовать в качестве поясняющего материала к определенным упражнениям учебника. Например, в комплект к учебнику «Absolute Legal English» входит диск с аудиозаписями с заданиями к конкретным темам. Однако в силу различий, которые существуют между отраслями права Великобритании и отечественным законодательством, некоторые аспекты являются сложными для восприятия студентов. Не всегда обучающиеся успешно справляются с заданием пояснения разницы между двумя и более явлениями или процессами. Сначала можно, согласно заданной проблеме учебника, дать студентам высказаться, а затем предложить проверить точность своих суждений просмотром поясняющего видео. Пояснение, представленное на видео экспертом, с большим интересом воспринимается студентами. Например, задание в разделе "Company", предлагающее

определить различие между процессами 'merger" и "acquisition". Видеоролик "Mergers and Acquisition Explained in 60 Seconds" помогает студентам не только освоить содержательную сторону заданной проблемы, но и сконцентрироваться на конкретных лексических единицах, грамматических конструкциях, которые используются экспертом для пояснения разницы между терминами, характеризующими данные процессы. Кроме того, осуществляется ненавязчивая коррекция произношения новых терминов.

Использование визуализации в учебном процессе обусловливает реализацию принципов целенаправленности, функциональности и комплексности обучения иностранному языку. Так, принцип целенаправленности предусматривает применения определенного средства визуализации к конкретной учебной ситуации с учетом обучающего, развивающего и познавательного компонентов иноязычного обучения. Принцип функциональности направлен на использование визуализации с целью активизации применения языковых средств в речевой деятельности, что представляет собой практическое овладение иностранным языком. Принцип комплектности представляет собой включение визуализации в учебный процесс с целью соединения информационного содержания конкретной тематики и грамматического, лексического аспектов, презентация которых в виде визуального статического или динамического изображения способствует продуктивному усвоению содержания учебного материала студентами. З.С. Тинькова и В.С. Макеева отмечают, что результативность образовательного процесса повы-

Библиографический список

шается как следствие применения дополнительных факторов воздействия, таких как визуализация и звуковое воздействие по отношению к учебной активности студентов [5, с. 44].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что использование различных средств визуализации в учебном процессе способствует созданию психологически комфортной атмосферы в группе. Применение мини-видео влечет снятие напряженности студентов, которая у некоторых возникает в ситуациях коррекции произношения со стороны преподавателя. Студенты эмоционально положительно настроены на выполнение заданий по содержанию видео. Визуализация оказывает позитивное воздействие и на познавательный, и на когнитивный аспекты учебной деятельности. Согласно В.С. Ермоловой, только активное вовлечение студентов в процесс обучения может привести к достижению высоких и качественных результатов при освоении и активизации полученных ими знаний [6, с. 15]. Использование соответствующих учебной ситуации средств визуализации способствует росту мотивации студентов к изучению иностранного языка. Усилия и время, затраченные преподавателем в отношении подбора, разработки средств визуализации, оцениваются студентами. 73% студентов, согласно анкетированию, считают, что преподаватель в современных условиях не только должен повышать профессиональную компетентность, но и применять современные информационные технологии в образовательном процессе, поскольку нынешнее студенты - это поколение, свободно использующее различные цифровые средства.

1. Яцык В.З., Чернышенко Ю.К., Пискарева О.В. Парадигмы современного образования. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2008; № 2: 47 - 51.

2. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.

3. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования 2021; № 1 (86): 316 - 318.

4. Восковская А.С., Карпова Т.А. Цифровые технологии обучения как основа подготовки студентов в новых экономических условиях. Самоуправление. 2021; № 1 (123): 193 - 196.

5. Тинькова З.С., Макеева В.С. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в режиме дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 42 - 44.

6. Ермолова В.С. Компетентностный подход в качестве ведущего при создании новой образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 14 - 16.

References

1. Yacyk V.Z., Chernyshenko Yu.K., Piskareva O.V. Paradigmy sovremennogo obrazovaniya. Fizicheskaya kul'tura, sport nauka i praktika. 2008; №: 47 - 51.

2. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

3. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2021; № 1 (86): 316 - 318.

4. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Cifrovye tehnologii obucheniya kak osnova podgotovki studentov v novyh 'ekonomicheskih usloviyah. Samoupravlenie. 2021; № 1 (123): 193 - 196.

5. Tin'kova Z.S., Makeeva V.S. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v rezhime distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 42 - 44.

6. Ermolova V.S. Kompetentnostnyj podhod v kachestve veduschego pri sozdanii novoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 14 - 16.

Статья поступила в редакцию 31.05.21

УДК 378

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: trxaker@mail.ru

CRITERIA AND LEVELS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PRACTICAL DRIVING OF COMBAT VEHICLES OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION USING MODERN TECHNICAL TRAINING AIDS. The main objective of the study is to characterize the level of mastering by cadets of skills in driving combat vehicles. The criteria should reflect the dynamics of growth of quality of training and have appropriate diagnostic tools for identification. The article interprets the use of the term "experimental work", using the criteria of the effectiveness of educational activities already developed by other authors in the specific conditions of ensuring the use of modern technical teaching aids. The researcher modifies practical driving of combat vehicles. The work shows specifics of education of cadets of the National Guard, peculiarities of the content of military vocational education associated with the practice of driving combat vehicles by cadets. The content of military professional training associated with teaching cadets the practical driving of combat vehicles on military professional competencies, including information on the organization of daily activities of units and ensuring the safety of military service, as well as on armored weapons and special equipment.

Key words: criteria for evaluation, experimental work, military vocational training, principles of teaching, educational activities, Student's test, Pearson test, cognitive criterion, activity criterion, motivational criterion, reflexive criterion.

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: trxaker@mail.ru

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ БОЕВЫХ МАШИН КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основной задачей исследования является охарактеризовать уровни освоения курсантами умений по вождению боевых машин. Критерии должны отражать динамику роста качества подготовки курсантов и иметь соответствующий диагностический инструментарий для самоидентификации. Изложение статьи представим в виде педагогической трактовки корректного использования термина «опытно-экспериментальная работа», используя уже разработан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.