Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МЕДИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МЕДИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
медиация / социальная медиация / внесудебное урегулирование споров / преподавательская деятельность / универсальная компетенция медиации / mediation / social mediation / out-of-court dispute resolution / teaching / universal competence of mediation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.В. Самсонова, Ю.В. Долгушина

В статье анализируются основные причины низкой активности населения в использовании медиации как инструмента регулирования споров с участием посредника; устанавливаются факторы, препятствующие эффективной интеграции медиации в систему институтов разрешения споров в России; изучаются исторические предпосылки формирования института медиации в России; проводится сравнение судебного порядка разрешения споров и медиации; выявляются проблемы просветительской деятельности в области медиации в России; формулируются предложения об основах просветительской деятельности в области медиации для населения; выявляются пробелы в законодательстве, регулирующем семейную медиацию в России; приводятся данные о реализации института медиации как альтернативной процедуры регулирования споров в Калининградской области и об уровне активности населения Калининградской области в использовании медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEMAND FOR MEDIATION AS A BASIS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH THE POPULATION

The article provides an analysis of the main reasons for the low activity of the population in the use of mediation as a tool for resolving disputes with the participation of a mediator; identifies factors that hinder the effective integration of mediation into the system of dispute resolution institutions in Russia; examines the historical background of the formation of the mediation institute in Russia; compares the judicial procedure for dispute resolution and mediation; identifies the problems of educational activities in the field of mediation in Russia; formulates proposals on the basics of educational activities in the field of mediation for the population; identifies gaps in the legislation regulating family mediation in Russia; provides data on the implementation of the institute of mediation as an alternative dispute resolution procedure in the Kaliningrad region and the level of activity of the population of the Kaliningrad region in the use of mediation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МЕДИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ»

тому, как в природной экосистеме происходит обмен энергией между природными компонентами.

Основными свойствами образовательной экосистемы, по нашему мнению, являются (схематично данные свойства представлены на рис. 1) следующие:

- многогранность, подразумевающая интегративный характер содержания, методов, средств обучения и альтернативных источников знания, объединенных разнообразными взаимосвязями;

- независимые субъекты образовательной экосистемы (обучающиеся, родители, преподаватели, члены сообществ, профессионалы, ученые, исследователи, библиотекари, администраторы, тьюторы, консультанты и т.д.) являются постоянно адаптирующимися саморганизующимися частями единого целого;

- происходит смещение с единой платформы (как физической, так и виртуальной) в сеть (как физическую, так и виртуальную);

- экосистемы предоставляют все возможности для развития каждого персонально и одновременно с этим для развития коллективного разума или, как определяет теория коннективизма, разума толпы;

- коэволюция среды и ее субъектов, то есть взаимообогащение и взаиморазвитие;

- ядро, центр образовательной экосистемы - обучающийся с его психофизическими индивидуальными особенностями, жизненными и образовательными потребностями, когда одновременно субъектами образования являются индивиды различного возраста, представители различных стран, религий, мировоззрений и культур;

- адаптивность под нужды каждого субъекта и саморганизация и саморегуляция процессов энерго- и инфообмена.

Важным аспектом образовательной экосистемы является сохранение ее (системы) экологии, то есть ее способности самоорганизовываться и корректно функционировать. С этой целью необходимо всесторонее изучение образовательных экосистем, и перед педагогической наукой появляются новые задачи среди которых установление общих закономерностей круговорота форм энерго и инфообмена, изучение норм воздействия на этот круговорот, при которых будут создаваться максимально комфортные и эффективные условия существования в образовательной среде для всех ее обитателей.

По аналогии с биологической средой обитания человека каждый обитатель среды образовательной должен способствовать рациональному ресурсопотреблению, то есть сократить информационный выброс в образовательную среду,

Библиографический список

1. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука, 1983.

2. Васютенкова И.В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы. Вестник евразийской науки. 2014; № 5 (24). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly

3. Карпова А.В. Сетецентрическая концепция - новая реальность в современной экономике. Экономика и бизнес: теория и практика. 2016; № 10. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/setetsentricheskaya-kontseptsiya-novaya-realnost-v-sovremennoy-ekonomike

4. Котлярова В.В. Обусловленность применения парадигмальной методологии в аксиологии культуры. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010; № 5: 88 - 96.

5. Олейников Б.В., Подлесный С.А. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 4. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya

6. Писаренко В.И. Парадигмальный подход как методологическая основа инновационной педагогики. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006; № 8. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-innovatsionnoy-pedagogiki

7. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме. Молодой ученый. 2019; № 28 (266): 246 - 250. Available at: https://moluch.ru/ archive/266/61494/

References

1. Bykov B.A. 'Ekologicheskij slovar'. Alma-Ata: Nauka, 1983.

2. Vasyutenkova I.V. Pedagog v razvivayuschejsya obrazovatel'noj 'ekosisteme shkoly. Vestnik evrazijskoj nauki. 2014; № 5 (24). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly

3. Karpova A.V. Setecentricheskaya koncepciya - novaya real'nost' v sovremennoj 'ekonomike. 'Ekonomika ibiznes: teoriya iprakiika. 2016; № 10. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/setetsentricheskaya-kontseptsiya-novaya-realnost-v-sovremennoy-ekonomike

4. Kotlyarova V.V. Obuslovlennost' primeneniya paradigmal'noj metodologii v aksiologii kul'tury. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2010; № 5: 88 - 96.

5. Olejnikov B.V., Podlesnyj S.A. O koncepcii «'Ekosistema obucheniya» i napravleniyah razvitiya informatizacii obrazovaniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya

6. Pisarenko V.I. Paradigmal'nyj podhod kak metodologicheskaya osnova innovacionnoj pedagogiki. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2006; № 8. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-innovatsionnoy-pedagogiki

7. Fedorov I.M. Perehod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj 'ekosisteme. Molodoj uchenyj. 2019; № 28 (266): 246 - 250. Available at: https://moluch.ru/archive/266/61494/

Статья поступила в редакцию 31.05.21

УДК 37.014.53

Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia),

E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

Dolgushina Yu.V., MA student, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: otomiud@gmail.com

PROBLEMS OF THE DEMAND FOR MEDIATION AS A BASIS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH THE POPULATION. The article provides an analysis of the main reasons for the low activity of the population in the use of mediation as a tool for resolving disputes with the participation of a mediator; identifies factors that hinder the effective integration of mediation into the system of dispute resolution institutions in Russia; examines the historical background of the formation of the mediation institute in Russia; compares the judicial procedure for dispute resolution and mediation; identifies the problems of educational activities in the field of mediation in Russia; formulates proposals on the basics of educational activities in the field of mediation for the population; identifies gaps in the legislation regulating

Рис.1.Свойстваобразовательной экосистемы

контролировать критику исключить агрессию и недоброжелательность по отно-шениюк другим обитателям образовательной среды.

И, напротив, содействовать эффективному энерго- и инфообмену в рамках законов этики и толерантности, предоставлять возможности для максимального развития личности, использовать образовательную экосистему в наиболее эффективном режиме с сохранением физического и психического здоровья всех ее обитателей и их социального благополучия.

family mediation in Russia; provides data on the implementation of the institute of mediation as an alternative dispute resolution procedure in the Kaliningrad region and the level of activity of the population of the Kaliningrad region in the use of mediation.

Key words: mediation, social mediation, out-of-court dispute resolution, teaching, universal competence of mediation.

Н.В. Самсоноеа, д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград,

E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

Ю.В. Долгушина, магистрант, «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград,

E-mail: otomiud@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МЕДИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ

В статье анализируются основные причины низкой активности населения в использовании медиации как инструмента регулирования споров с участием посредника; устанавливаются факторы, препятствующие эффективной интеграции медиации в систему институтов разрешения споров в России; изучаются исторические предпосылки формирования института медиации в России; проводится сравнение судебного порядка разрешения споров и медиации; выявляются проблемы просветительской деятельности в области медиации в России; формулируются предложения об основах просветительской деятельности в области медиации для населения; выявляются пробелы в законодательстве, регулирующем семейную медиацию в России; приводятся данные о реализации института медиации как альтернативной процедуры регулирования споров в Калининградской области и об уровне активности населения Калининградской области в использовании медиации.

Ключевые слова: медиация, социальная медиация, внесудебное урегулирование споров, преподавательская деятельность, универсальная компетенция медиации.

Более десяти лет медиация имеет законный статус. В 2010 году был принят Федеральный закон № 193 «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». К настоящему моменту российское законодательство претерпело множество изменений, направленных на интеграцию процедуры медиации в систему российского законодательства. Целью данного исследования является выявление причини низкой интеграции института медиации в общественную жизнь частных лиц.

Медиация, с одной стороны, значительно снижает нагрузку на судебную систему, а, с другой, имеет множество преимуществ перед судебным порядком разрешения споров для граждан. К преимуществам медиации относится непродолжительное время процедуры, ее персонифицированный подход, не отяго-щённость процессуальными формальностями, конфиденциальность, а также ее миротворческий характер [1].

Принятый от 5 апреля 2021 г Федеральный закон № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» создал новые условия для осуществления просветительской деятельности. Закон дал ее определение и ограничил круг лиц, допущенных к ее осуществлению [2]. На сегодняшний день просветительская деятельность в сфере медиации носит стихийный характер, затрагивая отдельные регионы, и ориентируется на узкий круг лиц. С вступлением этого закона в силу такая тактика станет невозможной.

К настоящему моменту медиация не имеет всеобщего характера в России. Изучение ряда документов, в том числе обобщений практики Верховного суда, в частности справки о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 6 июня 2012 года и справки о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год, где приводится обобщённая информация о практике применения медиации в рамках гражданского судопроизводства, проведенный нами опрос представителей юридического сообщества и населения Калининградской области, а также анализ публикаций на данную тему последних лет позволили сформулировать ключевые проблемы, обусловливающие стагнацию развития медиации как социального института в России.

Существует мнение, что медиация - совершенно новый институт, который противоречит российскому менталитету Однако было бы некорректным называть медиацию принципиально новым способом разрешения споров для России. Отечественные правовые памятники свидетельствуют о достаточно древних традициях примирения через посредничество в нашей стране.

Галицкая В.А. и Казарян К.В. в своем исследовании полагают, что «побратимство», древний славянский обряд, берет свое начало из ранних примирительных процедур с участием посредника. Одной из функций этого обряда было ограничение кровной мести. Сведения об этом появляются уже в источниках VI века. Также ученые утверждают, что период действия Русской Правды при определении «головничества», денежного выкупа, причитавшегося родственникам убитого с «головняка» (убийцы), участвовали судьи-медиаторы [3].

С XVI века примирительные процедуры представляли собой досудебный порядок урегулирования споров и являлись частью разбирательства.

Существует даже документ, представляющий собой раннюю версию мирового соглашения, составленный в 1538 году. Он содержит сведения о сторонах спора и условия разрешения земельного спора при содействии посредников, именуемых «третьими». Документ свидетельствует, что посредникам на рассмотрение был передан спор о земле, границы которой также указаны, и урожае, на

ней полученном. «Третьи» назначили сторонам встречу, выслушали каждую, обследовали спорные земли и помирили спорщиков без вынесения решения, подкрепленного принуждением. Между сторонами были разделены земли, а урожай, полученный крестьянами сторон, был оставлен им в полном объеме.

Также представляют интерес «совестные суды», учрежденные в 1775 г. указом Императрицы Екатерины II, рассматривавшие гражданские споры в порядке примирительной процедуры. У российского учёного-правоведа можно найти определение «совестных судов» И. Наумов в 1830 г: «Оный суд не решит дел без согласия тяжущихся: он только убеждает их к окончанию их дела по совести. Совестный суд отличается тем от прочих судов, что в нем уважается не обряд письменный, или форма, но существо дела» [4].

Ярким примером этого может служить система коммерческих судов, которая была создана в начале XIX в. в Российской Империи. Процесс представлял собой примирительное разбирательство, где судьями выступали избранные уважаемые представители купеческого сословия [5]. Более того, в 1890 году была опубликована монография правоведа Е.А. Нефедьева «Склонение сторон к миру в гражданском процессе». В ней автор рассматривает примирение как институт разрешения споров в академическом ключе. В советский период существовал институт «товарищеских судов». Он представлял собой выборные общественные органы, создававшиеся по территориальному и производственному принципу в учебных заведениях по месту жительства. Таким образом, медиация, как альтернативный способ урегулирования споров, не является новаторством для России, а, наоборот, становится возвращением к эффективным и проверенным методикам.

Медиация имеет значительные преимущества перед судебным разбирательством при разрешении гражданско-правовых споров частных лиц. Так, процедура медиации занимает существенно меньше времени. В отличие от суда, где без учета подготовки к судебному процессу судебное разбирательство занимает не менее двух месяцев в очень удачном случае, для медиации, не обременённой сложным порядком процессуальной организации, достаточно одной - двух встреч общей длительностью до трех часов.

Медиация позволяет сохранить отношения сторон, потому что не противопоставляет стороны друг другу, а помогает им направить общие усилия для решения проблемы. Эта особенность медиации дает существенное преимущество для семейных споров, где эскалация конфликта между родителями причиняет вред в первую очередь детям или соседям, с которыми предстоит поддерживать отношения долгие годы. Вместе с тем состязательность - один из ключевых принципов правосудия, напротив, обостряет конфликт.

Также медиация позволяет сохранить конфиденциальность спора. Гласность как принцип правосудия обусловливает проведение открытого судебного заседания, где помимо сторон судьи и секретаря суда присутствуют в зависимости от характера спора прокурор, органы опеки, третьи лица и так далее. Репутация сейчас имеет огромное значение как для бизнеса, так и для частного лица. Возможность продолжать свою деятельность, сохранить привычный образ жизни зависят напрямую от того, какова репрезентация этой деятельности. Сохранение конфиденциальности сводит к минимуму вред, который может принести придание публичности спору.

Во многих государствах Европы данный способ урегулирования споров является или обязательной формой досудебного урегулирования, или очень распространенной. Это относится, например, к Великобритании, Италии, Аргентине, Германии, где стороны обязаны проконсультироваться у медиатора и получить его заключение о медиабельности спора перед обращением в суд. Уклонение

от этого мероприятия влечет дополнительные финансовые расходы на судебное разбирательство.

Вместе с тем в России обращение к медиации носит эпизодический характер. Причин этого много. С одной стороны, государством не были предприняты централизованные меры для интеграции института медиации в систему разрешения споров в России.

Так, например, проекты, которые популяризовали медиацию для разрешения семейных конфликтов в Великобритании, предлагали эту услугу бесплатно. При том, что правосудие в Великобритании - дорогостоящая процедура, люди охотно обращались к менее затратным путям разрешения проблемы [6]. В России же, напротив, - правосудие в целом обходится недорого, споры о детях не облагаются пошлиной, а при спорах об имуществе она сравнительно невысока. Услуги представителя также не очень дороги, а то и вовсе необязательны: существует множество правозащитных организаций, которые окажут консультационные услуги на безвозмездной основе. В это же время услуги медиатора придется однозначно оплачивать из своего кармана, а при желании придать соглашению силу исполнительного документа - еще и нотариуса.

С другой стороны, юридическое сообщество воспринимает медиаторов как конкурентов и поэтому не заинтересовано в привлечении их к своей работе. Более того, в конце 2019 года в Гражданско-процессуальный кодекс РФ были внесены изменения, создающие новую процессуальную фигуру - судебный примиритель. Выступать в этом качестве могут только судьи в отставке, функции примирителя по большей части тождественны функциям медиатора.

Но, даже несмотря на это, в отечественном законодательстве существуют большие проблемы, осложняющие применение медиации на практике.

В Гражданско-процессуальном кодексе РФ в законе или подзаконных актах отсутствует указание на то, как в случае, если семья направлена к медиатору судом, определяются границы вопросов, которые согласовывает медиатор, предмет и основание иска. Закон определяет, что соглашение утверждается судом как мировое. Значит ли это, что медиатор должен составлять соглашения, ориентируясь только на законодательство и исковое заявление, или медиатор проводит медиацию исходя из интересов сторон? В справке Президиума Верховного суда говорится о том, что при необходимости исковые требования могут уточняться [7], однако можно ли охватить требованиями, применимыми для искового заявления, весь спектр интересов, которые может разрешить медиация? И должен ли медиатор обладать юридическими знаниями, если разрешает спор, определенный исковыми требованиями и действующим законодательством?

Еще одним важным пробелом законодательства является отсутствие определения статуса ребенка в процедуре медиации: может ли он давать пояснения, высказывать позицию, участвуют ли органы опеки в какой-либо форме при рассмотрении споров о детях. Данные вопросы сейчас решаются ситуативно и не имеют четко определенного законом порядка.

Помимо этого, еще одним важным моментом является закрепление в Федеральном законе № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» обязанности медиатора информировать уполномоченные органы о нарушении или угрозе нарушения прав ребенка, если об этом станет известно при проведении процедуры медиации. Принцип конфиденциальности, закрепленный в Федеральном законе, не должен противоречить положениям ч. 3 ст. 56 СК РФ [8], закрепляющим право ребенка на защиту, и именно жизнь и здоровье ребенка должны составлять приоритет при разрешении семейного спора.

Отсутствует прямое указание в Российском законодательстве, но допустимо включение в семейно-правовые соглашения таких как соглашение о разделе совместно нажитого имущества или об определении места жительства ребенка, медиативных оговорок. Это не противоречит положениям Гражданского кодекса о свободе договора [9].

Помимо этого, медиатор не отнесен к категории лиц, которые в силу статьи 56 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации освобождены от дачи показаний в качестве свидетелей в отношении сведений [10], полученных при проведении процедуры медиации. Это делает менее эффективным принцип конфиденциальности, закрепленный в Федеральном законе «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [11].

Еще одной причиной, обусловливающей низкую популярность медиации как способа разрешения споров, является неинформированность населения о примирительных процедурах. Органы государственной власти, местного самоуправления и судебной системы не имеют мотивации к продвижению альтернативных способов регулирования споров. Популяризация института осуществляется исключительно силами самих медиаторов и отельных общественных организаций, что, соответственно, носит точечный характер и отвечает законам рынка, то есть ориентированно преимущественно на бизнес-медиацию. В регионах проводятся различные общественные мероприятия по вопросам примирительных процедур с привлечением представителей юридического сообщества, представителей власти и средств массовой информации, однако это носит, скорее, формальный характер. Принятый недавно Федеральный закон № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» также может негативно отразиться на просвещении населения о медиации.

Закон дает определение «просветительской деятельности», включая в это понятие деятельность, осуществляемую вне рамок образовательных программ, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающую отношения, регулируемые российским законодательством. Под это довольно широкое понятие подпадает любая деятельность, направленная на информирование населения о медиации, медиативном подходе, осуществляемая медиаторами, общественными и коммерческими организациями, ставящими своей целью привлечение внимания населения к медиации, популяризации медиации в социальной сфере.

С одной стороны, данный закон призван сократить количество непрофессиональных образовательных курсов и мероприятий, имеющих низкое качество, не гарантирующих соответствие предоставляемых сведений действительности. Новый закон не допускает использование просветительской деятельности в целях, прямо или косвенно нарушающих действующее законодательство: для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации [12].

С другой стороны, определен круг лиц, которые смогут осуществлять просветительскую деятельность. К ним относятся органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и юрлица при соблюдении установленных требований. Указанные требования, а именно - условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней будет установлен Правительством РФ.

Планируется создание реестра организаций, в обязанности которых будет входить контроль просветительской деятельности, в частности, методическое и научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования. Вопросы отбора таких организаций будут в ведении Минпросвещения России.

Эта новелла существенно ограничит возможности организаций, занимающихся медиацией в части ее популяризации, что сократит и без того небольшое число подвижников. При таких обстоятельствах интенсивность просвещения и информирования о медиации существенно сократится.

Обобщения, проведенные Верховным судом Российской Федерации, свидетельствует о том, что граждане принимают решение о привлечении медиатора в тех случаях, когда суд подробно разъясняет существо этого института, а также преимущества урегулирования спора медиативным путем [13]. Суды, где стороны выбирали медиацию, размещали сведения о соответствующих организациях и практикующих медиаторах. Самостоятельно стороны редко принимают решение об обращении к процедуре медиации.

Следствием этого является то, что к настоящему моменту очень небольшой процент населения имеет представление о том, что такое медиация, каковы ее преимущества перед судебным разбирательством. Хотя медиативное соглашение, заверенное нотариусом по алиментам, порядку общения с детьми или разделе совместно нажитого имущества имеет силу исполнительного листа [14] и в силу способа его достижения, способствует сохранению отношений между сторонами и соответствует их интересам.

Наше исследование, проведенное на территории Калининградской области, показало, что к нотариусам с целью удостоверения медиативного соглашения с октября 2019 года по март 2021 года не обращались.

О преимуществах медиации как уникального института, целью которого является содействие развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений, населению неизвестно. Среди опрошенных жителей Калининградской области в феврале 2021 года от 25 до 40 лет, 60% сообщили, что знают о возможности заключить соглашение у нотариуса вместо судебной процедуры, только 5% сообщили, что знают о медиации как о способе урегулирования спора, однако никому из опрошенных не известно о возможности решить семейный спор с помощью медиатора и придать соглашению силу исполнительного листа.

Опрошенные нотариусы сообщили, что им известно о такой форме соглашений, однако регламент об удостоверении медиативного соглашения разработан не был. Вместе с тем примерная стоимость услуг нотариуса, включая государственную пошлину, составит около 12 000 рублей. При таких обстоятельствах говорить об экономических преимуществах медиации для граждан не приходится.

Калининградским областным судом также к настоящему моменту не было принято положение о медиации, которое регламентировало бы работу судей при избрании такой меры сторонами, обеспечило единообразие подхода и позволило

бы судам разъяснять такой порядок разрешения спора не просто как формальное право, а как работающий институт.

Более того, к настоящему моменту в Калининградской области и институт медиации представлен исключительно при Торгово-промышленной палате, к сфере его работы относятся экономические споры хозяйствующих субъектов. Организации, осуществляющей медиацию в социальной сфере, в настоящей момент нет В связи с этим направить стороны возможно лишь к частнопрактикующим медиаторам. Однако и единая информационная база или реестр таких специалистов отсутствует.

Библиографический список

Таким образом, медиация обладает большими преимуществами перед судебным процессом и имеет право занять большую нишу в системе. Ограничение числа лиц, допущенных к просветительской деятельности, и требования, установленные для просветительской деятельности, сократят и без того небольшую группу заинтересованных медиаторов-просветителей. В таких условиях необходимо проведение государственных мер по обеспечению для граждан доступности медиации наравне с доступностью правосудия, а также осуществление интенсивной просветительской деятельности среди широкого круга населения.

1. Хисматуллина РР, Ягафарова К.М., Долгов С.Ф. Правовое положение судебного примирителя. E-Scio: сетевой журнал. 2020. Available at: https://e-scio.ru/?p=11021

2. Белкин А.А. Основные проблемы оказания медиативных услуг Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2019.

3. Галицкая В.А., Казарян К.В. Институт примирительных процедур в России: история становления и развития. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016; Выпуск № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnogo-primiritelya/viewer

4. Мхитарян Л.Ю. Деятельность совестных судов в дореволюционной России (на примере Пермской губернии). Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014; Выпуск 1 (23). Available at: https://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/component/ content/article?id=548:mxitaryanlyu-deyatelnost-sovestnyx-sudov-v-dorevolyuczionnoj-rossii-na-primere-permskoj-gubernii

5. Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-rezultat-vzaimodeystviya-konfliktologii-i-yurisprudentsii

6. Бондарева А.Н., Михайлова М.В. Применение процедуры медиации при разрешении семейных конфликтов с участием детей. Семейная медиация в ювенальной политике: сборник статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2014.

7. Об альтернативной процедуре урегулирования спорое с участием посредника (процедуре медиации). Справка о практике применения Федерального закона от 6 июня 2012 года. Available at: https://www.vsrf.ru/documents/all/15109/

8. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

9. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения 03.04.21);

10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

11. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

12. О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон от 05 апреля 2021 года № 85-ФЗ. Available at: https://docs. cntd.ru/document/573249877

13. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ за период с 2013 по 2014 год (утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 1 апреля 2015 г.). Available at: http://base.garant. ru/70938082/#p_103

14. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Hismatullina R.R., Yagafarova K.M., Dolgov S.F. Pravovoe polozhenie sudebnogo primiritelya. E-Scio: setevoj zhurnal. 2020. Available at: https://e-scio.ru/?p=11021

2. Belkin A.A. Osnovnye problemy okazaniya mediativnyh uslug. Mediaciya v sovremennom mire: problemy i perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk, 2019.

3. Galickaya V.A., Kazaryan K.V. Institut primiritel'nyh procedur v Rossii: istoriya stanovleniya i razvitiya. 'Elektronnyj vestnik Rostovskogo social'no-'ekonomicheskogo instituta. 2016; Vypusk № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnogo-primiritelya/viewer

4. Mhitaryan L.Yu. Deyatel'nosf sovestnyh sudov v dorevolyucionnoj Rossii (na primere Permskoj gubernii). Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2014; Vypusk 1 (23). Available at: https://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/component/ content/article?id=548:mxitaryanlyu-deyatelnost-sovestnyx-sudov-v-dorevolyuczionnoj-rossii-na-primere-permskoj-gubernii

5. Aleshina A.V., Kosovskaya V.A. Mediaciya kak rezul'tat vzaimodejstviya konfliktologii i yurisprudencii. Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2012. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-rezultat-vzaimodeystviya-konfliktologii-i-yurisprudentsii

6. Bondareva A.N., Mihajlova M.V. Primenenie procedury mediacii pri razreshenii semejnyh konfliktov s uchastiem detej. Semejnaya mediaciya vyuvenal'nojpolitike: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 2014.

7. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Spravka o praktike primeneniya Federal'nogo zakona ot 6 iyunya 2012 goda. Available at: https://www.vsrf.ru/documents/all/15109/

8. Semejnyjkodeks RFot29.12.1995 № 223-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

9. Grazhdanskijkodeks RF ot 30.11.1994 № 51-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (data obrascheniya 03.04.21);

10. Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18.12.2001 N 174-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

11. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Federal'nyj zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 193-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

12. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon „Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Federal'nyj zakon ot 05 aprelya 2021 goda № 85-FZ. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/573249877

13. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Spravka o praktike primeneniya sudami Federal'nogo zakona ot 27 iyulya 2010 g. N 193-FZ za period s 2013 po 2014 god (utverzhdena Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 1 aprelya 2015 g.). Available at: http://base.garant.ru/70938082/#p_103

14. Ob ispolnitel'nom proizvodstve. Federal'nyj zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/

Статья поступила в редакцию 26.05.21

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

VISUALIZATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN UNIVERSITY STUDENTS. The article analyzes advantages of using various visualization tools in the process of teaching students of a non-linguistic university a professionally oriented foreign language. The author notes that various programs for the design and presentation of the visual series, sources of the Internet space can be used by the teacher to increase effectiveness of students' cognitive activity. The article emphasizes that the selected video material is a didactic tool that can be used to improve the knowledge of vocabulary and grammar and to develop the skills of speech interaction in a foreign language. The use of visualization tools helps to remove psychological constraint of students, has a positive effect on microclimate of the group, and has a positive effect on the growth of motivation to learn a foreign language.

Key words: visualization, foreign language communicative competence, communicative interaction, pedagogical conditions, motivation, microclimate.

Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.