Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ БОЕВЫХ МАШИН КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ БОЕВЫХ МАШИН КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии оценки / опытно-экспериментальная работа / военно-профессиональная подготовка / принципы обучения / образовательная деятельность / критерий Стьюдента / критерий Пирсона / когнитивный критерий / деятельностный критерий / мотивационный критерий / рефлексивный критерий / criteria for evaluation / experimental work / military vocational training / principles of teaching / educational activities / Student’s test / Pearson test / cognitive criterion / activity criterion / motivational criterion / reflexive criterion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Тарасов

Основной задачей исследования является охарактеризовать уровни освоения курсантами умений по вождению боевых машин. Критерии должны отражать динамику роста качества подготовки курсантов и иметь соответствующий диагностический инструментарий для самоидентификации. Изложение статьи представим в виде педагогической трактовки корректного использования термина «опытно-экспериментальная работа», используя уже разработанные другими авторами критерии эффективности педагогической деятельности в конкретных условиях обеспечения применения современных технических средств обучения, которые модифицируем к процессу обучения практическому вождению боевых машин. При этом учтём специфику образования курсантов ВООВО войск национальной гвардии вообще и особенности содержания военно-профессионального образования, связанного практикой вождения курсантами боевых машин. Содержание военно-профессиональной подготовки, связанное с обучением курсантов практическому вождению боевых машин, базируется на военно-профессиональных компетенциях, включающих сведения об организации повседневной деятельности подразделений и обеспечении безопасности военной службы, а также о бронетанковом вооружении и специальной технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Тарасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PRACTICAL DRIVING OF COMBAT VEHICLES OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION USING MODERN TECHNICAL TRAINING AIDS

The main objective of the study is to characterize the level of mastering by cadets of skills in driving combat vehicles. The criteria should reflect the dynamics of growth of quality of training and have appropriate diagnostic tools for identification. The article interprets the use of the term “experimental work”, using the criteria of the effectiveness of educational activities already developed by other authors in the specific conditions of ensuring the use of modern technical teaching aids. The researcher modifies practical driving of combat vehicles. The work shows specifics of education of cadets of the National Guard, peculiarities of the content of military vocational education associated with the practice of driving combat vehicles by cadets. The content of military professional training associated with teaching cadets the practical driving of combat vehicles on military professional competencies, including information on the organization of daily activities of units and ensuring the safety of military service, as well as on armored weapons and special equipment.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ БОЕВЫХ МАШИН КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

определить различие между процессами 'merger" и "acquisition". Видеоролик "Mergers and Acquisition Explained in 60 Seconds" помогает студентам не только освоить содержательную сторону заданной проблемы, но и сконцентрироваться на конкретных лексических единицах, грамматических конструкциях, которые используются экспертом для пояснения разницы между терминами, характеризующими данные процессы. Кроме того, осуществляется ненавязчивая коррекция произношения новых терминов.

Использование визуализации в учебном процессе обусловливает реализацию принципов целенаправленности, функциональности и комплексности обучения иностранному языку. Так, принцип целенаправленности предусматривает применения определенного средства визуализации к конкретной учебной ситуации с учетом обучающего, развивающего и познавательного компонентов иноязычного обучения. Принцип функциональности направлен на использование визуализации с целью активизации применения языковых средств в речевой деятельности, что представляет собой практическое овладение иностранным языком. Принцип комплектности представляет собой включение визуализации в учебный процесс с целью соединения информационного содержания конкретной тематики и грамматического, лексического аспектов, презентация которых в виде визуального статического или динамического изображения способствует продуктивному усвоению содержания учебного материала студентами. З.С. Тинькова и В.С. Макеева отмечают, что результативность образовательного процесса повы-

Библиографический список

шается как следствие применения дополнительных факторов воздействия, таких как визуализация и звуковое воздействие по отношению к учебной активности студентов [5, с. 44].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что использование различных средств визуализации в учебном процессе способствует созданию психологически комфортной атмосферы в группе. Применение мини-видео влечет снятие напряженности студентов, которая у некоторых возникает в ситуациях коррекции произношения со стороны преподавателя. Студенты эмоционально положительно настроены на выполнение заданий по содержанию видео. Визуализация оказывает позитивное воздействие и на познавательный, и на когнитивный аспекты учебной деятельности. Согласно В.С. Ермоловой, только активное вовлечение студентов в процесс обучения может привести к достижению высоких и качественных результатов при освоении и активизации полученных ими знаний [6, с. 15]. Использование соответствующих учебной ситуации средств визуализации способствует росту мотивации студентов к изучению иностранного языка. Усилия и время, затраченные преподавателем в отношении подбора, разработки средств визуализации, оцениваются студентами. 73% студентов, согласно анкетированию, считают, что преподаватель в современных условиях не только должен повышать профессиональную компетентность, но и применять современные информационные технологии в образовательном процессе, поскольку нынешнее студенты - это поколение, свободно использующее различные цифровые средства.

1. Яцык В.З., Чернышенко Ю.К., Пискарева О.В. Парадигмы современного образования. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2008; № 2: 47 - 51.

2. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.

3. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования 2021; № 1 (86): 316 - 318.

4. Восковская А.С., Карпова Т.А. Цифровые технологии обучения как основа подготовки студентов в новых экономических условиях. Самоуправление. 2021; № 1 (123): 193 - 196.

5. Тинькова З.С., Макеева В.С. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в режиме дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 42 - 44.

6. Ермолова В.С. Компетентностный подход в качестве ведущего при создании новой образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 14 - 16.

References

1. Yacyk V.Z., Chernyshenko Yu.K., Piskareva O.V. Paradigmy sovremennogo obrazovaniya. Fizicheskaya kul'tura, sport nauka i praktika. 2008; №: 47 - 51.

2. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

3. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2021; № 1 (86): 316 - 318.

4. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Cifrovye tehnologii obucheniya kak osnova podgotovki studentov v novyh 'ekonomicheskih usloviyah. Samoupravlenie. 2021; № 1 (123): 193 - 196.

5. Tin'kova Z.S., Makeeva V.S. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v rezhime distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 42 - 44.

6. Ermolova V.S. Kompetentnostnyj podhod v kachestve veduschego pri sozdanii novoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 14 - 16.

Статья поступила в редакцию 31.05.21

УДК 378

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: trxaker@mail.ru

CRITERIA AND LEVELS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PRACTICAL DRIVING OF COMBAT VEHICLES OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION USING MODERN TECHNICAL TRAINING AIDS. The main objective of the study is to characterize the level of mastering by cadets of skills in driving combat vehicles. The criteria should reflect the dynamics of growth of quality of training and have appropriate diagnostic tools for identification. The article interprets the use of the term "experimental work", using the criteria of the effectiveness of educational activities already developed by other authors in the specific conditions of ensuring the use of modern technical teaching aids. The researcher modifies practical driving of combat vehicles. The work shows specifics of education of cadets of the National Guard, peculiarities of the content of military vocational education associated with the practice of driving combat vehicles by cadets. The content of military professional training associated with teaching cadets the practical driving of combat vehicles on military professional competencies, including information on the organization of daily activities of units and ensuring the safety of military service, as well as on armored weapons and special equipment.

Key words: criteria for evaluation, experimental work, military vocational training, principles of teaching, educational activities, Student's test, Pearson test, cognitive criterion, activity criterion, motivational criterion, reflexive criterion.

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: trxaker@mail.ru

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ БОЕВЫХ МАШИН КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основной задачей исследования является охарактеризовать уровни освоения курсантами умений по вождению боевых машин. Критерии должны отражать динамику роста качества подготовки курсантов и иметь соответствующий диагностический инструментарий для самоидентификации. Изложение статьи представим в виде педагогической трактовки корректного использования термина «опытно-экспериментальная работа», используя уже разработан-

ные другими авторами критерии эффективности педагогической деятельности в конкретных условиях обеспечения применения современных технических средств обучения, которые модифицируем к процессу обучения практическому вождению боевых машин. При этом учтём специфику образования курсантов ВООВО войск национальной гвардии вообще и особенности содержания военно-профессионального образования, связанного практикой вождения курсантами боевых машин. Содержание военно-профессиональной подготовки, связанное с обучением курсантов практическому вождению боевых машин, базируется на военно-профессиональных компетенциях, включающих сведения об организации повседневной деятельности подразделений и обеспечении безопасности военной службы, а также о бронетанковом вооружении и специальной технике.

Ключевые слова: критерии оценки, опытно-экспериментальная работа, военно-профессиональная подготовка, принципы обучения, образовательная деятельность, критерий Стьюдента, критерий Пирсона, когнитивный критерий, деятельностный критерий, мотивационный критерий, рефлексивный критерий.

В настоящее время перехода Российского высшего образования на уров-невую систему перехода вузов к новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования требуются технологические изменения многих процедур оценки качества образования как в контексте управленческих решений со стороны руководства, так и педагогических решений профессорско-преподавательского состава в отношении оценивания результатов своей работы.

Данная тема становится все более популярной и актуальной, чтобы понимать, насколько данные методики оптимальны, и какие шаги нам необходимо сделать на пути к качественному высшему образованию и его оценке. Итак, в соответствии с методологией педагогических исследований В.И. Завязинского опыт в педагогической деятельности соотносится с обобщением передовых находок [1]. Опытная работа, как и проверка, имеет свойство непосредственной включенности в педагогическую деятельность. В нашем случае эффективность разработанной модели педагогического обеспечение применения современных технических средств к практическому вождению боевых машин проверялась каждым преподавателем на каждом занятии [2]. При этом сведения анализировались на заседаниях методических предметных комиссий. Однако такой формат сбора информации носил несколько стихийный характер, был связан с прикладными результатами практического плана, хотя и осуществлялся на основе выдвинутого предположения, вытекающей из него программы действий, а также исследовательского замысла. Поэтому в дальнейшем это направление нами было дополнено более строгими экспериментальными формами исследовательского характера.

На первом этапе опытная работа позволила нам внести в образовательную деятельность курсантов ВООВО изменения, связанные с практикой вождения боевых машин с применением современных технических средств обучения. Формированию у курсантов профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями и осуществлению профессиональной деятельности помогают различные виды технических средств обучения [3].

Дело в том, что курсанты, функционируя в образовательной среде ВООВО, активно включены в исследовательские проекты, не впрямую воплощающие замысел нашего исследования. Обучающие, используя различные методы, формы и средства обучения, вооружают будущих офицеров необходимыми знаниями, навыками и умениями, формируют у них высокие морально-деловые и боевые качества, развивают интеллектуальные способности, совершенствуют психологическую закалку [4]. Однако курсанты, приобретая опыт эмоционально-ценностных отношений, развивая волевые качества, готовят себя к разным видам военно-профессиональной деятельности. Один из них - практическое вождение боевых машин. Именно на совершенствование практического навыка вождения боевых машин курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных технических средств обучения направлена наша активность.

Достаточно регламентированный и строго оформленный педагогический эксперимент «отсекает» часть феноменов, не подпадающих под исследовательские инструменты пункты программы, и такие феномены могут «проскользнуть» через «диагностическую решётку» научных наблюдений. Резюмируя целесообразность применения опытной работы, сошлёмся на мнение М.Н. Скаткина [5]. Автор считал, что опытная работа есть самостоятельный метод исследования, в каких-то ситуациях незаменимый. При этом необходимо учитывать, чтобы опытная работа велась на основе научно обоснованного предположения и вытекающей из него рабочей гипотезы.

В результате должно состояться преобразование педагогической действительности, желательной для исследовательского замысла. Весь ход опытной работы сопровождается промежуточными диагностическими срезами, анализом результатов этих срезов, корректировкой возникающих ошибок. В итоге делаются окончательные выводы и намечаются пути дальнейшего развития замысла.

Как правило, в завершении эксперимента возможны теоретические обобщения, выведенные из анализа статистических данных. В самом общем виде под экспериментом будем понимать планируемое изменение или лабораторное воспроизведение психолого-педагогического или военно-педагогического явления с целью его исследования в приемлемых условиях, позволяющих видеть факт в чистом виде, чётко фиксируемом, очищенном от постороннего влияния всевозможных артефактов.

В ходе эксперимента мы установили эффективность использования каждого технического средства обучения, таких как имитационные компьютерные программы, тренажёры, ситуационные макеты, средства мультимедиа и др. Как

видим, каждое вмешательство в образовательную деятельность сопровождается применением методики объективного представления как состояния системы «на входе» в эксперимент, так и её состояния «на выходе» из него. Для этого необходимо рассмотреть критерии, в нашем случае успешности обучения практическому вождению боевых машин курсантов с применением современных технических средств обучения, а также уровни этой успешности, установленные на основе соответствующих показателей.

Прежде всего произведём терминологический анализ «критерия», который широко представлен в методологических работах В.И. Загвязинского, В.В. Кра-евского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. [1; 2; 3; 6]. Критерий в педагогике применяется для корректного измерения какого-то свойства с помощью заранее подготовленных индикаторов. В нашем случае такими индикаторами выступали показатели успешности выполнения действий курсантами, осуществляющими вождение боевых машин. В педагогике, как и в большинстве научных дисциплин, критерии оформляются, формулируются в виде соответствующего правила, которое используется исследователем для анализа полученных сведений, контроля промежуточных результатов, подготовки выводов при получении окончательных результатов. В ходе эксперимента мы занимались статистической обработкой базы данных, поэтому использовали статистические критерии достоверности. В основном это были ^критерий Стьюдента и критерий х2 Пирсона [7; 8]. Поэтому, рассматривая именно установленные образовательной программой критерии, мы дополнили их перечнем необходимых нам экспериментальных правил с соответствующими показателями.

Исходным моментом, обусловливающим содержательную сторону методической системы обучения, является цель обучения. В соответствии с целью определяется содержание учебного материала [8].

Для опытно-экспериментальной работы определим следующие критерии, которые получены, во-первых, на основе анализа подобных диссертационных работ, во-вторых, в результате обсуждения со специалистами кафедры.

1. Когнитивный критерий результативности обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных технических средств определяет овладение сведениями о содержании и методах работы с обучающимися ВООВО, применении современных технических средств, умение курсантов самостоятельно добывать и перерабатывать информацию из разных источников с помощью современных технических средств.

2. Деятельностный критерий результативности обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных технических средств обучения связан с готовностью использования всего комплекса военно-специальных знаний, отработанных умений и закреплённых навыков по практическому освоению вождения боевых машин. Деятельностный критерий распространяется на умение организовать правильную, безаварийную эксплуатацию боевой машины, проведение осмотра при подготовке к использованию согласно штатному предназначению на занятиях или учениях.

3. Мотивационный критерий описывает понимание и принятие военной профессии в целом - как служение Отечеству. Предполагает выработку личной ответственности офицера за принятые решения при выполнении служебно-бое-вого долга. Мотивационный критерий характеризует и определяет способность военнослужащего (в нашем случае курсанта) осознавать социально-профессиональную и эмоционально-ценностную значимость своей будущей профессии, сущность патриотизма, готовность к работе с подчинёнными, способность принимать ответственные решения.

4. Рефлексивный критерий. Умение осуществлять самоанализ при вождении боевой машины, контроль действий, проводимых при вождении боевой машины, глубокое осмысление приобретенного практического опыта применения современных технических средств обучения, подбор пригодных способов решения служебно-боевых задач, эмоционально-волевая регуляция. Закономерная зависимость процесса усвоения знаний обучающимися от степени осмысливания учебного материала находит свое отражение в требованиях принципа сознательности и активности обучающихся [10].

Таким образом, успешное формирование и развитие профессионально важных качеств офицеров определяется эффективностью использования всех условий и требований безопасности военной службы и не только повышает результативность образовательной деятельности, но и способствует развитию профессиональных компетенций офицера [11].

Библиографический список

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Нужнова С.В. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов вузов: монография. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2013.

3. Тарасов А.Н. Основы использования технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов. Молодой ученый. 2020; № 48 (338): 445 - 448.

4. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. Москва: Просвещение, 1995.

5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Просвещение, 1986.

6. Нужнова С.В. Применение статистических методов в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие. Троицк, 2005.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Тухватуллин Б.Т., Фахрудинов РР, Тарасов А.Н. Методическая система обучения будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Современные исследования социальных проблем. 2017; Т. 8, № 8-2.

9. Тарасов А.Н. Педагогическое обеспечение применения современных технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов. Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВНГРФ: сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2020; Ч. 3.

10. Тухватуллин Б.Т., Тарасов А.Н., Борисов С.В. Принципы обучения курсантов вузов ВНГ РФ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

11. Корсаков А.С., Тарасов А.Н Методы воспитания у курсантов дисциплинированности в ходе проведения практических занятий на ВВСТ. Сборник научных трудов. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии РФ, 2018; Ч. 2.

References

1. Zagvyazinskij V.l., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

2. Nuzhnova S.V. Razvitie gotovnostikprofessional'noj mobil'nosti u studentov vuzov: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

3. Tarasov A.N. Osnovy ispol'zovaniya tehnicheskih sredstv obucheniya prakticheskomu vozhdeniyu boevyh mashin kursantov voennyh institutov. Molodoj uchenyj. 2020; № 48 (338): 445 - 448.

4. Lerner I.Ya. Filosofiya didakíiki ididakíika kak filosofiya. Moskva: Prosveschenie, 1995.

5. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Prosveschenie, 1986.

6. Nuzhnova S.V. Primenenie statisticheskih metodov v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah: uchebnoe posobie. Troick, 2005.

7. Kraevskij V.V. Obschie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

8. Tuhvatullin B.T., Fahrudinov R.R., Tarasov A.N. Metodicheskaya sistema obucheniya buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; T. 8, № 8-2.

9. Tarasov A.N. Pedagogicheskoe obespechenie primeneniya sovremennyh tehnicheskih sredstv obucheniya prakticheskomu vozhdeniyu boevyh mashin kursantov voennyh institutov. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah VNG RF: sbornik nauchnyh statej HII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, 2020; Ch. 3.

10. Tuhvatullin B.T., Tarasov A.N., Borisov S.V. Principy obucheniya kursantov vuzov VNG RF. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

11. Korsakov A.S., Tarasov A.N Metody vospitaniya u kursantov disciplinirovannosti v hode provedeniya prakticheskih zanyatij na VVST. Sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: NVI vojsk nacional'noj gvardii RF, 2018; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 28.05.21

УДК 378.147.88

Kukina E.A., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kukinaelena1@gmail.com

Kulinskaya E.V., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kulinsk1@mail.ru

Shimanskaya G.S., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: galya.shimanskaya@list.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LABORATORY AND PRACTICAL LESSONS IN PHYSICS IN HIGHER EDUCATION AT INTERNAL AND DISTANCE LEARNING BASED ON THE ANALYSIS OF STUDENTS AND TEACHERS. The purpose of the study is the use of remote practical training and laboratory work on the course of General Physics at a university in a pandemic. The article deals with aspects of transition to a fully remote learning format with space for group work Microsoft Teams and the Moodle distance learning system, the analysis of which is to identify the advantages and disadvantages of different forms of various forms of education. The authors consider features of conducting practical exercises on solving problems and laboratory work, the purpose of which is to study physical processes. Particular attention is paid to the study of effectiveness of training and impression of students from the remote form of conducting classes. The scientific novelty of the work lies in the study of a fundamentally new form of education for full-time students, both from the point of view of the teacher and from the point of view of the students. The study conclusions are drawn regarding the organization of distance learning at the level of the development of methods of teacher training, which considered as a form of conduct, as well as various software implementation, social and psychological aspects of the learning process, the teacher workload.

Key words: distance learning, e-learning, laboratory work remotely.

Е.А. Кукина, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kukinaelena1@gmail.com

Е.В. Кулинская, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kulinsk1@mail.ru

Г.С. Шиманская, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: galya.shimanskaya@list.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В ВУЗЕ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ АНАЛИЗА СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

В настоящей статье рассматриваются особенности очного и дистанционного обучения на примере практических занятий и лабораторных работ по предмету «Физика» в высшем учебном заведении. Необходимость использования технологий дистанционного обучения обусловлена пандемией, во время которой очное проведение занятий не представлялось возможным. В статье рассматриваются программные и технические средства для организации работы преподавателя с обучающимися, особенности ведения практических занятий по решению задачи и лабораторных работ, целью которых является изучение физических процессов, а также проведен анализ функциональности дистанционного обучения как со стороны обучающихся, так и со стороны пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.