Научная статья на тему 'Визуализация уголовно-правового и уголовно-процессуального блока дисциплин для восприятия современного студента'

Визуализация уголовно-правового и уголовно-процессуального блока дисциплин для восприятия современного студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ФИЛЬМОТЕКА / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE LEARNING / CRIMINAL LAW / CRIMINAL PROCEDURE / LEGAL PSYCHOLOGY / CLIP THINKING / MODERN FILM LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилина Наиля Журабековна, Мурузиди Алексей Викторович, Петропавловский Алексей Игоревич

Электронные образовательные технологии прочно вошли в модель обучения современного ученика и студента, что является закономерным следствием не только технического прогресса, но и изменения социальной коммуникативной модели в целом. Многие преподаватели, имеющие стаж педагогической деятельности свыше 20 лет, то есть минимум выпустили 2 поколения учащихся в высшей школе, солидарно отмечают, насколько изменилось восприятие учебной информации студентами. «Клиповое поколение» похожее на диагноз понятие, несущее в себе пояснение тенденций в динамике процессов запоминания, усвоения, интерпретации полученных знаний, задающее тренд новым образовательным технологиям. На него ориентированы авторские подходы к обучению, основные принципы которых прошли апробацию и будут раскрыты в данной статье. Имеет место общая ориентация статьи на уголовно-правовую и уголовно-процессуальную тематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилина Наиля Журабековна, Мурузиди Алексей Викторович, Петропавловский Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF A CRIMINAL LEGAL AND CRIMINAL PROCEDURE UNIT OF DISCIPLINES FOR PERCEPTION OF A MODERN STUDENT

Electronic educational technologies have become firmly established in the teaching model of the modern student and student, which is a natural consequence of not only technical progress, but also changes in the social communicative model as a whole. Many teachers who have more than 20 years of teaching experience, that is, at least 2 generations of students have graduated from high school, jointly note how much the students' perception of educational information has changed. “Clip generation” is a concept similar to a diagnosis, bearing in itself an explanation of trends in the processes of memorizing, learning, and interpreting the knowledge gained, setting the trend for new educational technologies. It focuses on the author's approaches to learning, the basic principles of which have been tested and will be disclosed in this article. Before proceeding to the main part of the material, one should be warned about the general orientation of the article to the criminal law and criminal procedure topics for objective reasons, which will also be disclosed from the substantive part.

Текст научной работы на тему «Визуализация уголовно-правового и уголовно-процессуального блока дисциплин для восприятия современного студента»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВИЗУАЛИЗАУИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО И УГОЛОВНО-ПРОУЕССУАЛЬНОГО БЛОКА ДИСУИПЛИН ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

© Н. Ж. Данилина © А. В. Мурузиди

_© А. И. Петропавловский

Данилина

Наиля Журабековна

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Институт права Тольяттинского государственного университета г. Тольятти

e-mail: n.begisheva@tltsu.ru Мурузиди

Алексей Викторович

преподаватель кафедры

уголовного права и процесса

Институт права

Тольяттинского

государственного

университета

г. Тольятти

e-mail: muruzidi72@mail.ru

Петропавловский Алексей Игоревич

преподаватель кафедры

уголовного права и процесса

Институт права

Тольяттинского

государственного

университета

г. Тольятти

e-mail:

4§tropavlovskiy_alexey@mail.ru

электронные образовательные технологии прочно вошли в молель обучения современного ученика и стулента, что является закономерным слелствием не только технического прогресса, но и изменения социальной коммуникативной молели в целом. Многие преполаватели, имеющие стаж пелагоги-ческой леятельности свыше 20 лет, то есть минимум выпустили 2 поколения учащихся в высшей школе, солиларно отмечают, насколько изменилось восприятие учебной информации стулентами. «Клиповое поколение» — похожее на лиагноз понятие, несущее в себе пояснение тенленций в линамике процессов запоминания, усвоения, интерпретации полученных знаний, залающее тренл новым образовательным технологиям. На него ориентированы авторские полхолы к обучению, основные принципы которых прошли апробацию и булут раскрыты в ланной статье. Имеет место общая ориентация статьи на уголовно-правовую и уголовно-процессуальную тематику.

Ключевые слова: цифровая образовательная срела, листанционное обучение, уголовное право, уголовный процесс, юрилическая психология, клиповое мышление, современная фильмотека.

Прежде всего, в контексте данной публикации следует обратиться к т. н. понятию «клиповое мышление». По одной из интерпретаций «клиповое мышление» — это способ обработки потока данных, основанный на мгновенном определении главного их компонента, сопровождающийся сменой визуального ряда для удержания интереса обучающегося1.

1 Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак: проблемное поле медиаоб-разования. 2017. № 2 (24). С. 107—118.

Учёными доказана уже не раз низкая степень усвоения звуковой и письменной информации2, поданной без интерактивных и видео-/фото- компонентов3, что является одной из главных причин появления обучающих видеоматериалов для студентов (например, по дисциплинам «Криминалистика», «Адвокатская деятельность» и др.), а также площадок для практикоориентированных занятий (например, учебный «Зал судебного заседания» для имитации уголовного процесса).

Использование подобной технологий обучения представляет себя с положительной стороны не один десяток лет назад. Однако если применять обучающие кинофильмы, в качестве инструмента, то они тоже несколько морально устарели, несмотря на их всё равно очевидную эффективность.

1. Основная идея и апробация методики.

Главным элементом нового формата обучающих видеороликов, а также подачи лекционного материала служат компоненты массовой культуры, перемежающиеся с классическими произведениями литературы и искусства.

Отдельные произведения на данном этапе развития педагогической мысли как классические4, так и современные5, являются предметами полноценных исследований, крайне узкоспециализированных и скорее ближе по функциональной направленности к поиску нового научного знания, нежели закреплению учебного материала (т. е. не для педагогических целей).

Авторы исследования предлагают на легко визуализируемых темах/ подтемах дисциплин уголовно-правового и уголовно-процессуального блоков на постоянной основе использовать фрагменты популярных фильмов/сериалов.

В соответствии с преподавательской нагрузкой каждый из авторов данной статьи использовал на преподаваемых дисциплинах предложенные «образовательные видеоинструменты» — вот некоторые из примеров:

а) «Юридическая психология» (Данилина Н. Ж., Мурузиди А. В.): демонстрация тактики диалога интервьюера и допрашиваемого лица на примере отрывка из фильма К. Нолана «Тёмный рыцарь» (разговор Бэтмена и Джокера в полицейском участке).

б) «Уголовное право» (Данилина Н. Ж., Петропавловский А. И.): использование отрывка из книги М. Пьюзо «Крёстный отец» в качестве примера деяния, подходящего под признаки состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ (избиение насильников6), а также использование

2 Кашина О. А., Ермолаев И. С., Устюгова В. Н, Архипов Р. Е. Учебные медиаресурсы: что нужно знать о них современному преподавателю вуза // Образовательные технологии и общество. 2018. № 2. С. 459—467.

3 Пантелеев А. В., Пауткина О. И, Потанин В. С. Технологии электронного обучения // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 4 (46). С. 139—141.

4 Сафронова Е. Ю. Право в художественном сознании Ф. М. Достоевского // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 3 (118). С. 147—157.

5 Попова А. Д. Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 221—226.

6 Пьюзо М. Крёстный отец / пер. с ит. И. И. Мансурова. М. : Центрполиграф, 2002. 392 с.

отрывка из книги Ч. Паланика «Бойцовский клуб» в качестве примера деяния, подходящего под признаки состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205 УК РФ пункта «б» (проект «Разгром»7).

в) «Уголовный процесс» (Мурузиди А., Петропавловский А..): использование отрывков книги Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» в качестве демонстрации принципов «разумного сомнения» (юридические факты «за» и «против» Дмитрия Карамазова8).

Следует отметить, что введение новой формы подачи материала вызвало бурную реакцию учащейся публики: беседы, семинары, коллоквиумы и другие интерактивные формы взаимодействия позволили не только сохранить аудиторию, но и увеличить показатели посещаемости занятий практически до 100 %, а ранее сухие темы докладов стали разбираться полностью. Данный эффект сохранялся вплоть до завершения учебного курса и, что принципиально, не наблюдался при демонстрации учебных фильмов программного материала.

Также авторами статьи в рамках университетской проектной деятельности в программу обучения студентов на ранних курсах были разработаны и внедрены на постоянной основе проекты «Профилактика домашнего насилия» и «Юридические мифы и оплошности в произведениях массовой культуры», напрямую связанные с отражением в культуре и искусстве спорных юридических ситуаций. В рамках проекта «Юридические мифы и оплошности в произведениях массовой культуры» с помощью видеомонтажа Петропавловский А. И. при содействии Мурузиди А. В. смог подготовить демо-версии видеороликов для самостоятельного изучения отдельных юридических аспектов уголовного права, т.е совместными усилиями была создана «болванка» (форма) конечного проектного продукта.

Таким образом, возможно констатировать следующий факт: первичная апробация результатов внедрения в обучение на дисциплинах уголовно-правового и уголовно-процессуального блоков прошла успешно, продемонстрировав положительные результаты.

Также немаловажным остаётся тот факт, что внедрение подобных инструментов в иные юридические отрасли не способствовало бы росту интереса со стороны студентов в силу объективных причин:

— тяжёлой визуализируемости: проблематично подобрать видеоролики, связанные с чисто гражданскими или административными правонарушениями;

— отсутствия зрелищности: развлекательный компонент невозможно не принимать во внимание — криминальные ситуации в разы более интересны зрителю в силу большей общественной опасности преступлений, чем иных деликтов, что очевидно даже по рейтингам тематических сериалов — сериалы о гражданских юристах попросту отсутствуют (тяжело представить сериал, не упускающий рейтинг, основанный на решении трудовых споров), в то время как детективные истории остаются в топе по всему миру («Настоящий детектив», «Звоните Солу», «Во все тяжкие», «С.Б.!.: место преступления — Лас-

7 Палланик Ч. Бойцовский клуб / Ч. Палланик ; пер. с англ. И. Кормильцева. М. : АСТ, 2009. 344 с.

8 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М. : Современник, 1981. 542 с.

Вегас», «Декстер», «Коломбо», «Пуаро Агаты Кристи», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Уотсона», «Шерлок» и многие-многие другие).

2. Потенциальное использование в дистанционном обучении.

Ограничение форм коммуникации и контроля, а также формат обратной

связи не позволяют установить полноценные отношения «преподаватель — студент» в дистанционной форме обучении.

В отсутствие возможности живого обсуждения необходимо, чтобы обучающий видеоролик был вставлен в текст электронного учебника.

Немаловажной остаётся правовая сторона вопроса: не нарушаются ли права авторов произведений, используемых в процессе обучения? Обратимся к Гражданскому кодексу РФ:

Часть 1 статьи 1274 ГК РФ гласит: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио-и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью»9. И если использование охраняемых авторским правом материалов для очной формы обучения видится вполне правомерным вследствие юридического статуса вуза, то вот коммерческая составляющая дистанционной формы обучения, явно превалирует, вследствие чего остаются актуальными вопросы подобного внедрения в контексте только формирующейся в правовом поле РФ правоприменительной практики относительно авторского права.

3. Использование развлекательного компонента.

Если разделить учебный контент, сопровождающийся киноматериалами, на базовую (обязательную) часть и дополнительную (для самостоятельного изучения), причём открытого доступа для различных специальностей, то вполне предпочтителен будет формат видеообзора, строящегося по принципу «текст-пояснение/закадровый голос-пояснение + видеоряд из фильмов/сериалов».

Если определённую ответственность перед взором преподавателя студент ощущает и в некоторой степени привязан к учебной аудитории, то при самостоятельном изучении представленного материала у него будут все возможности выключить трансляцию. Принудительное прослушивание, оцениваемое по бально-рейтинговой системе несёт репрессивный характер, вследствие чего студенты ищут пути обхода системы: например, ставят электронный учебник на «воспроизведение», а сами занимаются своими делами. Данный подход явно контрконструктивен, вследствие чего встаёт необходимость удержания интереса студентов иными путями.

Популярный сериальный/фильмовый контент должен стать одним из таких инструментов, как было описано выше, однако, этого средства может не хватить. В качестве дополнительного удерживающего целевую аудиторию компонента возможно включение развлекательного контента, например, вставок из юмористических сериалов или интернет-мемов (см. рис. 1).

9 Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. 3301 с.

Рис. 1. Интернет-мем в качестве вставки в контент для самостоятельного изучения

При всей серьёзности уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сферы, учёные отмечают положительный эффект от щепотки юмористических элементов в обучении10. Очевидно, подобные вставки должны быть уместны: сочетаемость элементов контента не должна нарушаться, например, даже для такой серьёзной темы как «Квалификация убийства» вполне подойдут юмористические кадры из «Криминального чтива» К. Тарантино.

В целом современный студент в процессе обучения ориентирован на визуализированный поток информации. «Клиповое» восприятие — это не один из побочных эффектов технологического прогресса, его следует принять как данность, которую бесполезно отрицать или пытаться «вернуть к истокам». К ней нужно приспособиться, извлекая максимальный эффект для будущей профессиональной деятельности подготавливаемого специалиста.

Начальные этапы апробации и сборки эмпирического материала позволяют уже сейчас спрогнозировать высокую эффективность сочетания визуализированного ряда с текстовым/устным лекционным материалом учитывая, что данный видеоряд будет извлечён из знакомой студенту среды современного киноискусства. В свою очередь отрывки классики синематографа вполне могут побудить учащегося к ознакомлению с первоисточником, вполне возможно приобретшим культовый статус и ставшим национальным достоянием.

Вышеописанный контент должен отвечать ряду требований:

— информативность: отрывок должен раскрывать тему/вопрос обсуждения/изучения, показывая наглядный пример криминальной/процессуальной ситуации учащемуся;

— полнота объёма: вырванные из контекста фрагменты должны быть понятны зрителю без долгой предыстории; в противном случае фрагмент останется непонятым и не сможет проиллюстрировать оговорённую ситуацию;

1 Юсфин С. М. Юмор как средство педагогической поддержки // Проблемы современного образования. 2015. № 2. С. 93—101.

— адекватная длительность в соответствии с учебным планом для изучения курса: здесь возможны вариации — общая версия и расширенная для самостоятельного изучения по аналогии с режиссёрской версией фильма;

— разнообразие: материалы разных временных эпох и жанров должны переплетаться и дополнять друг друга, что требует не только высокого уровня профессиональной подготовки от преподавателя, но и его знание содержания культурных феноменов современности и прошедшего времени.

Под вопросом для дальнейшего изучения встали следующие аспекты:

— использование текстового или же голосового сопровождения (то есть озвучивание ролика или вставка текстовых фрагментов);

— использование развлекательных элементов молодёжных субкультур.

В заключении хотелось бы добавить, что помимо выполнения прикладных учебных задач, касающихся изучения дисциплин уголовно-правового и уголовно-процессуального блоков, выполняется иная, но не менее важная задача — культурного обогащения студенческих умов.

Приправленные современными технологиями съёмки произведения, основанные на книгах, являющихся достоянием национальной, культуры, наверняка побудят интерес к ознакомлению с оригиналом. Примеров «старых книг» в современной «обёртке», не испорченной постановкой, тысячи. Вот только некоторые из них, пригодные для изучения уголовно-правового и уголовно-процессуального блоков:

— «Моби Дик, или Белый Кит» 1851 года и «В сердце моря» 2015 года;

— «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» 1968 года и «Бегущий по лезвию 2049» 2017 года;

— «Кто идёт?» 1938 года и «Нечто» 2011 и 1982 годов;

— «Хранители» 1987 года и «Хранители» 2009 года и т. д.

Также вполне вероятно, что некоторые современные фильмы/сериалы смогут со временем отвоевать своё место в звании «классика»: «Настоящий детектив», «Во все тяжкие», «Люди в чёрном» и др.

Таким образом, можно оказать небольшую помощь в задании культурных ориентиров молодому человеку/девушке, только вступившим на порог зрелости и получившим законодательную возможность расширить кругозор до произведений «18+» — ту помощь, что много лет несли уроки литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Москва: Современник, 1981. 542 с.

2. Кашина О. А., Ермолаев И. С, Устюгова В. Н, Архипов Р. Е. Учебные медиаресурсы: что нужно знать о них современному преподавателю вуза // Образовательные технологии и общество. 2018. № 2. С. 459—467.

3. Палланик Ч. Бойцовский клуб / Ч. Палланик ; пер. с англ. И. Кормильцева. Москва : АСТ, 2009. 344 с.

4. Пантелеев А. В., Пауткина О. И., Потанин В. С. Технологии электронного обучения // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 4(46). С. 139—141.

5. Попова А. Д. Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4(60). С. 221—226.

6. Пьюзо М. Крёстный отец / М. Пьюзо ; пер. с ит. И. И. Мансурова. Москва : Центрполиграф, 2002. 392 с.

7. Сафронова Е. Ю. Право в художественном сознании Ф. М. Достоевского // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 3(118). С. 147—157.

8. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2(24). С. 107—118.

9. Юсфин С. М. Юмор как средство педагогической поддержки // Проблемы современного образования. 2015. № 2. С. 93—101.

VISUALIZATION OF A CRIMINAL LEGAL AND CRIMINAL PROCEDURE UNIT OF DISCIPLINES FOR PERCEPTION OF A MODERN STUDENT

N. DanilinaA., A. Muruzidi, A. Petropavlovskiy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Electronic educational technologies have become firmly established in the teaching model of the modern student and student, which is a natural consequence of not only technical progress, but also changes in the social communicative model as a whole. Many teachers who have more than 20 years of teaching experience, that is, at least 2 generations of students have graduated from high school, jointly note how much the students' perception of educational information has changed. "Clip generation" is a concept similar to a diagnosis, bearing in itself an explanation of trends in the processes of memorizing, learning, and interpreting the knowledge gained, setting the trend for new educational technologies. It focuses on the author's approaches to learning, the basic principles of which have been tested and will be disclosed in this article.

Before proceeding to the main part of the material, one should be warned about the general orientation of the article to the criminal law and criminal procedure topics for objective reasons, which will also be disclosed from the substantive part.

Key words: digital educational environment, distance learning, criminal law, criminal procedure, legal psychology, clip thinking, modern film library.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.