Научная статья на тему 'Визуализация образа советской эпохи в аудиовизуальных произведениях'

Визуализация образа советской эпохи в аудиовизуальных произведениях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОБРАЗ ЭПОХИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лысова Наталья Александровна

Образ выступает особым способом воспроизведения и познания действительности посредством чувственно воспринимаемых (а потому находящих мгновенный отклик в человеческом сознании) отражений предметов и явлений. Кинои телеиндустрия, репрезентируя и тиражируя образ советской эпохи, активно использует эти психологические аспекты воздействия образов на сознание широких масс и формирует тем самым определенную мировоззренческую позицию относительно исторического прошлого страны и народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация образа советской эпохи в аудиовизуальных произведениях»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТИКИ

УДК 94

Н. А. Лысова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В А УДИОВИЗ УАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Образ выступает особым способом воспроизведения и познания действительности посредством чувственно воспринимаемых (а потому находящих мгновенный отклик в человеческом сознании) отражений предметов и явлений. Кино- и телеиндустрия, репрезентируя и тиражируя образ советской эпохи, активно использует эти психологические аспекты воздействия образов на сознание широких масс и формирует тем самым определенную мировоззренческую позицию относительно исторического прошлого страны и народа.

Ключевые слова: визуализация, репрезентация, образ эпохи, аудиовизуальный продукт, культурный текст, массовое сознание.

Интерес гуманитарных наук (в частности, философии, социологии, культурологии) к изучению визуальной культуры в таких ее формах, как кино, телевидение, массовая культура в последние годы чрезвычайно возрос. При этом особое внимание уделяется проблемам репрезентации визуальной реальности и визуальному восприятию. Визуализация образов (отражений бытия, его репрезентация в сознании социума) и визуальный текст понимаются как один из аспектов культурного текста. Так визуальный текст «не является иллюстрацией, непосредственным "пассивным" отражением социальной реальности <.. .> Визуальность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики» [10]. Визуальный текст как текст культурный несет собственные смыслы относительно каких-либо явлений действительности, в том числе, на понимание и трактовку исторических реалий прошлого, а, следовательно, может подвергать их переоценке и переосмыслению.

Отметим, что мы не имеем в виду текстуальность, как таковую, то есть мы не говорим о буквальности и достоверности, поскольку в наши задачи входит исследование все-таки образа художественного, то есть «взаимодействующего единства объективного и субъективного» [7]. Образ является неотъемлемой частью репрезентации. Так мы вправе констатировать, что образ эпохи можно понимать как некую репрезентацию, как восприятие, опосредованное изображениями, формирующими стереотипы [11. С. 7].

Жанровое кино и телевизионная продукция, в частности, телевизионные сериалы и публицистические программы (то есть феномены массовой культуры) активно репрезентируют и тиражируют образы истории, в том числе, образ советской эпохи, ломая понимание этих десятилетий нашей истории, сложившихся в перестроечный и постперестроечный период.

Обращаясь к игровым аудиовизуальным произведениям - полнометражным кинокартинам и сериалам (то есть к произведениям, в большинстве своем, художественным), нам следует также помнить, что вопрос идентичности, тождественности аудиовизуального текста тем фактам прошлого, которые отражены в нем, хотя и является важным, но все-таки не доминирующий. Поскольку наше внимание в значительно большей степени сосредоточено на ценностно-смысловом аспекте - на определенных культурных образцах, формируемых в современном массовом сознании, что, в свою очередь, создает новый образ прошлого. Идентичность (в социокультурном контексте) относительно массового сознания выполняет особую функцию наделять смыслами и значениями (нередко оценочными) все аспекты бытия. Репрезентативные образы, воплощенные на экране, напрямую соотносятся с ценностными установками, с ментальностью тех социокультурных реалий, в которых создаются [3. С. 29], то есть являются одновременно как носителями этой ментальности (как мировоззренческой позиции социума), так и формирующим ее фактором.

История отечественного кинематографа свидетельствует о духе противоречий, глубокого культурного и философского онтологического анализа образа советской эпохи. Первая рассматриваемая нами веха - это период второй половины 80-х годов и 90-е годы ХХ века, когда на фоне общего идеологического слома в художественной культуре в целом и в кинематографе в частности поднимается тема покаяния за содеянное «отцами» (то есть старшим поколением -современниками революционного и постреволюционного времени). Эта тенденция приобретает характер «резкой конфронтации с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами» [2. С. 45]. Достаточно вспомнить весьма известные отечественному зрителю картины: из игровых - «Покаяние» (реж. Т. Абуладзе, 1984 год), «Убить дракона» (реж. М. Захаров, 1988 год), «Цареубийца» (реж. К. Шахназаров, 1991 год); из неигровых -«А прошлое кажется сном» (реж. С. Мирошниченко, 1987 год) и «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс, 1986 года).

Слом идеологических представлений, сопровождающий распад СССР, запускает не просто процесс трансформации образа советской эпохи, а процесс деконструкции - разрушения стереотипов, символов прошлого и включения их в новый контекст. Образ эпохи невозможно отделить от образа страны, воплощенного в символе Родины-Матери. В этом смысле массовая культура начинает активно тиражировать деконструированный смысл этого образа (заимствованного с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет») в рекламе импортных моющих средств, а разочарование реформами выражается в образе Родины-мачехи, который находит визуализацию в кинематографической продукции [9], в телевизионных жанрах, обличающих реалии перестроечной и постперестроечной действительности. Массовая культура1990-х годов (в том числе и телевидение) начинает тиражировать образ новой России в крайне уничижительном контексте - в образе публичной женщины как метафоры внешнеполитических установок нового правительства [9]. Социальные дискурсы, поднимающие тему «России, которую мы потеряли» (кстати сказать, такое название носит фильм С. Говорухина, 1992 год), становятся ключевыми, определяющими смысл отношения не только к образу отечественной истории, но и к образу советской эпохи.

Бескомпромиссным отказом от советского прошлого, представленного в крайне негативных характеристиках, можно считать ленты «ЧП районного масштаба» (реж. С. Снежкин, 1988 год), «Трагедия в стиле рок» (реж. С. Кулиш, 1988 год), «Куколка» (реж. И. Фридберг, 1988 год), «Слуга» (реж. В. Абдрашитов, 1989 год), «Палач» (реж. В. Сергеев, 1990 год), «Сатана» (реж. В. Аристов, 1990 год). Названные фильмы несут одну из определяющих функций формирования мен-тальности посредством осмысления дня настоящего «как расплаты за долгие десятилетия существования при тоталитарном режиме» [2. С. 47]. И как продолжение темы расплаты за советское прошлое, когда «расплатой» является ментальная отстраненность от своей недавней истории, некая ментальная потерянность, мировоззренческий и ценностный кризис, являются картины: «Дорогая Елена Сергеевна» (реж. Э. Рязанов, 1988 год), «Интердевочка» (реж. П. Тодоровский, 1989 год), «СЭР» (реж. С. Бодров, 1989 год), «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович, 1990 год), «Такси-блюз», «Луна-парк» (реж. П. Лунгин, 1990 и 1992 годы), «Ленинград. Ноябрь» (реж. А. Шмитдт, О. Морозов, 1990 год), «Ночные забавы (реж. В. Усков, В. Краснопольский, 1991 год), «Ой вы, гуси» (реж. Л. Бобров, 1991 год), «Нелюбовь» (реж. В. Рубинчик, 1991 год), «Дюба-Дю-ба» (реж. А. Хван, 1992 год), «Русский регтайм» (реж. С. Урсуляк, 1993 год) и «Никотин» (реж. Е. Иванов, 1993 год).

Наряду с глубоким художественным проникновением в трагические события советского прошлого, наряду с художественным анализом судеб людей, представленных фильмами «Завтра была война» (реж. Ю. Кара, 1987 год), «Холодное лето пятьдесят третьего...» (реж. А. Прошкин, 1988 год), «Защитник Седов» (реж. Е. Цымбал,1988 год), «Какая чудная игра!» (реж. П. Тодоровский, 1995 год). «Умирать не страшно» (Н. Фокин, 1991 год) и т. д., присутствует «пафос разоблачения и обличения в фильмах, воскрешающих более отдаленные эпизоды советской истории» [2. С. 53]. Речь идет о таких картинах, как «Троцкий» (реж. Л. Марягин, 1993 год), «Серп и молот» (реж. С. Ливнев, 1994 год), «Ближний круг» (реж. А. Михалков-Кончаловский, 1991 год). И, наконец, как ответ на ценностные установки и взгляды не столько на сам образ советской эпохи, сколько на трансформацию советской идеологии, на экраны выходят «Анкор, еще анкор!» (реж. П. Тодоровский, 1992 год), «Над темной водой» (реж. Д. Месхиев, 1993 год) и др. Символическое прощание с образом прошлого и размышления о будущей судьбе страны воплощены в картинах

конца 1990-х годов: «Тоталитарный роман» (реж. В. Сорокин, 1998 год), «Романовы - венценосная семья» (реж. Г. Панфилов, 1999 год) и некоторых других.

На фоне вполне объективных культурно-исторических условий, в которые погрузилась страна в середине 1980-х и в 1990-х годах, характеризующихся стремительной переоценкой ценностей, жесткой критикой советской идеологии, ужесточением противоречий между поколениями и активной агрессивной пропагандой западноевропейской культуры образ советского прошлого в массовом сознании молодого и среднего поколений низвергается до негативного.

Представляется необходимым также упомянуть о таком явлении постперестроечного периода, как экспорт дешевой зарубежной кинопродукции, в которой образ советской действительности «подавался» в негативных, комических, уничижительных нарративах (под которыми мы понимаем изложения аудиовизуального ряда в контексте идеи). Это способствовало формированию некой ущербности в оценке исторического прошлого и настоящего, нивелировало в сознании молодого поколения достижения советской эпохи. И, как следствие, низводило до уровня отрицания саму ценность истории. На ментальном уровне образ эпохи (и более того - образ страны) маргинализировался, принижался относительно западноевропейской культуры. Безусловно, такое явление имело пагубное влияние с точки зрения ценностно-мировоззренчеких установок массового сознания.

Теле- и киноиндустрия, будучи коммерциализированными сферами культуры, ориентированы, в первую очередь, на прибыль от проката и продажи своей продукции, а потому в создании продукта ориентируются на те запросы, которые предъявляет потребитель. Но, с другой стороны, они реализуют требования государственной политики в сфере культуры. Обращение к истории России, к ее советскому прошлому, и, как следствие, к возвращению собственной национальной и исторической идентичности, полагаем, продиктовано установками государственной культурной политики, направленной на «сохранение, трансляцию и актуализацию культурного опыта, культурной памяти и культурного наследия» [5. С. 97]. Одной из целей государственной культурной политики РФ является «укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования» [8]. Проблема поиска способов адекватного формирования нового образа исторического прошлого страны, находит свое разрешение, как мы уже сказали, в возможностях массовой культуры, в таких ее формах, как кино и телевидение. Так кино- и телеиндустрия вновь становится инструментом трансляции идеологических установок.

Если государственная культурная политика представляет собой теоретико-концептуальный этап формирования системы идей (где национальная идентичность и формирование позитивного образа отечественной истории являются одними из приоритетных и направлены не только на поддержание позитивного имиджа страны, но несут более глубокий - онтологический смысл единения и сплочения общества вокруг позитивно репрезентированного образа России), то визуализацию исторического прошлого можно считать этапом актуализации программы. Это этап внедрения новых ценностных установок в массовое сознание, создание и популяризация привлекательного имиджа советского прошлого, базирующийся на запросах современных социокультурных реалий.

Аудиовизуальное произведение - будь то игровой или неигровой фильм -в силу особенностей этого вида искусства может «нести в себе идеологические предпосылки, сознательно распознавать которые зритель не в состоянии, однако на уровне бессознательного идеология исполняет свою миссию [4. С. 36-37]. Поскольку любое аудиовизуальное произведение базируется на определенной идеологической ценностной установке и предполагает какую-либо модель восприятия и реакций зрителей (о чем подробно изложено у Арабова [1. С. 54]). В этом контексте довольно показательна нетерпимость государственных институтов к фильмам, в негативном ключе репрезентирующих образы эпохи - достаточно вспомнить факт отзыва прокатного удостоверения картины «Смерть Сталина» (реж. А. Ианнуччи, 2017 год).

И, действительно, на фоне внешней и внутренней политической нестабильности и потенциальных угроз различного характера, в том числе, актов вандализма по отношению к памятникам истории и экстремизма актуализируется потребность в чувстве национального единства и национальной и исторической идентичности. В некотором смысле, кино- и телеиндустрия посредством

наглядных, чувственно воспринимаемых (а потому легко усваиваемых) нарративов удовлетворяют эту потребность. Мы полагаем, что именно по этой причине в последние годы интерес к историческим и историко-биографическим фильмам значительно возрос. На сегодняшний день это явление становится почти мейнстримом современных реалий.

На наш взгляд, переломным моментов в репрезентации образа советской эпохи в массовом сознании можно считать фильмы «Мы из будущего» (реж. А. Малюков, 2008 год) и «Туман» (реж. И. Шурховецкий, А. Аксененко, 2010 год), в котором по-новому, через призму мировоззрения современного человека представлены события Великой Отечественной войны и, как результат, -кардинальная переоценка своего отношения к этим событиям. Продолжают тему войны «Брестская крепость» (реж. А. Котт, 2010 год), «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Цитадель» (реж. Н. Михалков, 2010 и 2011 годов), «Жизнь и судьба» (реж. С. Урсуляк, 2012 год), «Шпион» (реж. А. Андрианов, 2012 год), «Дорога на Берлин» (реж. С. Попов, 2015 год), «Двадцать восемь панфиловцев» (реж. А. Шальопа, К. Дружинин, 2016 год) и другие.

Современные режиссеры и киноведы (в частности, Д. Киселев, К. Разлогов, В. Фурман) объясняют столь частое обращение к исторической и историко-биографической тематике интересом, который проявляет современный зритель к подобным картинам. Основную аудиторию они определяют возрастом от 14-20 лет - это то молодое поколение, которое воспринимает советскую эпоху как «идеальный пример времени. <.. .> Как раньше мы воспринимали Америку. <.. .> некая волшебная страна. <.> Есть ощущение, что у зрителей к советскому периоду появился большой кредит доверия. Если есть доверие, они верят в историю» [6]. Примерами репрезентации советской эпохи в нарративах, близких к определению «волшебная страна» могут служить следующие работы: «Синие ночи» (реж. Д. Ткебучава, 2008 год), «Стиляги» (реж. Ю. Коротков, 2008 год), «Исчезнувшая империя» (реж. К. Шахназаров, С. Симагин, А. Верлоцки, 2007 год) и вторая монтажная версия этого фильма «Любовь в СССР» (реж. К. Шахназаров, 2012 год), «Салют-7» (реж. К. Шипенко, 2017 год) и т. д.

В связи с этим большинство режиссеров ставят одной из приоритетных задач своего творчества стремление к достоверности (насколько это возможно для художественного произведения), правдоподобию. «Некий образ, который в известной мере компенсирует ощущение неудовлетворенности современностью, утверждает не то, что всё было прекрасно, но то, что жили люди и совершали великие поступки. <...> Очень недавнее прошлое, как правило, боятся трогать, а советский период оказался очень модным и популярным. Именно с этим периодом связаны наши победы в космосе, спорте и международных делах. Советская эпоха стала золотым веком, который еще и сказочный золотой век» [6].

Нельзя не упомянуть о тенденции последних лет - о репрезентации образов-символов эпохи, а именно о тех ключевых фигурах, которыми прославилась советская эпоха. Их жизнь, поступки, проблемы и достижения становятся ценностным посылом. Ориентиром для мировоззренческих позиций молодого поколения. Речь идет о таких работах, как: «Жуков» (реж. А. Мурадов, 2011 год), «Анна Герман: история любви» (реж. И. Малкин, 2011год), «Легенда № 17» (реж. Н. Лебедев, 2012 год), «Гагарин» и «Гагарин. Первый в космосе» (реж. П. Пархоменко, 2014 и 2016 годы), «Орлова и Александров» (реж. В. Москаленко, 2015 год) и, безусловно, картины, недавно вышедшие в прокат, «Движение вверх» (реж. А. Мегердичев, 2017 год) и «Время первых» (реж. Д. Киселев, 2017 год).

Таким образом, мы можем заключить, что положительно репрезентируемый образ советской эпохи современным отечественным кинематографом и телевидением задействует ряд важнейших функций: задает семантические, онтологические и аксиологические установки общественного сознания, несет глубокий философско-мировоззренческий потенциал и солидаризирует общественное сознание вокруг национальной государственной идеи.

Список литературы

1. Арабов, Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия: Учебное пособие [Текст] / Ю. Н. Арабов. - М.: ВГИК, 2003. - 106 с.

2. Власов, М. П. История отечественного кино: учебник [Текст] / М. П. Власов, С. В. Дробы-шенко. - М.: Изд-во Всероссийский гос. институт кинематографии, 2006. - 57 с.

3. Говорунов, А. В. Кинематограф, ориентализм и репрезентация [Текст] / А. В. Говорунов // Kunst/камера: искусство, кино и межкультурный диалог: тезисы научной конференции. - Изд-во РАН, 2016. - 105 с.

4. Долгих, У. О. Идеология в российском кино: тенденция к возвращению госзаказа [Текст] / У. О. Долгих // Kunst/камера: искусство, кино и межкультурный диалог: тезисы научной конференции. - Изд-во РАН, 2016. - 105 с.

5. Лысова, Н. А. PR-деятельность в сфере реализации государственной культурной политики [Текст] / Н. А. Лысова // Вестник Челябинского гос. ун-та : филологические науки. - 2016. -№ 7. - С. 97-102.

6. Наборщикова, С. В жизни, как в кино [Электронный ресурс] / С. Наборщикова // Известия. RU. - URL: https://iz.ru/705105/svetlana-naborshchikova/v-zhizni-kak-v-kino

7. Образ, художественный образ, кинообраз [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн. - URL: http://studbooks.net/573603/kulturologiya/obraz_hudozhestvennyy_.

8. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. - URL: http://state.kremlin.ru/ face/21027.

9. Рябов О. В. «Россия-Матушка»: История визуализации [Электронный ресурс] / О. В. Рябов. - URL: https://yarodom.livejournal.com/415468.html.

10. Семихат, Е. И. Идентичности и репрезентации прошлого [Электронный ресурс] / Е. И. Се-михат // Политическая экспертиза - URL: http://www.politex.info/content/view/740/30/.

11. Усманова, А. Повторение и различение или еще раз про любовь в советском и постсоветском кинематографе [Текст] / А. Усманова // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 68.

VISUALIZATION OF THE SOVIET PERIOD IMAGE IN AUDIOVISUAL WORKS

Lysova N. A., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Natali02.1977@mail.ru

The image is a special way of realization and understanding of reality by sensually perceived (and therefore finds immediate response in the human mind) reflections of objects and phenomena. The film and television industry, representing and replicating the image of the Soviet period, actively uses these psychological aspects of the impact of images on the minds of the masses and thus forms a certain ideological position regarding the historical past of the country and the people. Visual text as a cultural text has its own meanings regarding any phenomena of reality, including the understanding and interpretation of the historical realities of the past, and, therefore, can subject them to re-evaluation and rethinking. Turning to the playing audiovisual works - full-length films and serials (that is, to the works, mostly artistic), we should also remember that the question of identity of the audiovisual text to the facts of the past, which are reflected in it, is not dominant. In this article attention is to a much greater extent focused on the value-semantic aspect - on certain cultural patterns formed in the modern mass consciousness, which, in turn, creates a new image of the past.

Keywords: visualization, representation, image of the era, audiovisual product, cultural text, mass consciousness.

References

1. Arabov, YU. N. (2003) Kinematograf i teoriya vospriyatiya [=Cinema and the theory of perception], VGIK, Moscow, 106 p. (In Russ.).

2. Vlasov, M. P. and Drobyshenko, S. V. (2006) Istoriya otechestvennogo kino [=History of Russian cinema], izdatel'stvo Vserossijskij gos. institut kinematografii, Moscow, 57 p. (In Russ.).

3. Govorunov, A. V. (2016) «Kinematograf, orientalizm i reprezentaciya» [=Cinema, Orientalism and representation], in: Kunst/kamera: iskusstvo, kino i mezhkul'turnyj dialog: tezisy nauchnoj konferencii [=Kunst / chamber: art, cinema and intercultural dialogue: abstracts of the scientific conference], izdatel'stvo RAN, Sankt-Peterburg, pp. 29-30. (In Russ.).

4. Dolgih, U. O. (2016) «Ideologiya v rossijskom kino: tendenciya k vozvrashcheniyu goszakaza» [=Ideology in Russian cinema: the trend towards the return of state orders], in: Kunst/kamera: iskusstvo, kino i mezhkul'turnyj dialog : tezisy nauchnoj konferencii [=Kunst / chamber: art, cinema and intercultural dialogue: abstracts of the scientific conference], izdatel'stvo RAN, Sankt-Peterburg, pp. 36-37. (In Russ.).

5. Lysova, N. A. (2016) «PR-deyatel'nost' v sfere realizacii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki» [=PR-activities in the field of implementation of the state cultural policy], in: Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universita: filologicheskie nauki [=Bulletin of the Chelyabinsk state University: philological Sciences], Chelyabinsk, pp. 97-102. (In Russ.).

6. Naborshchikova, S. V zhizni, kak v kino [=In life, as in movies], in: Izvestiya.RU [=News.RU], available at: https://iz.ru/705105/svetlana-naborshchikova/v-zhizni-kak-v-kino, accessed 14.02.2018 (In Russ.).

7. Obraz, hudozhestvennyj obraz, kinoobraz [=Image, art image, movie image], in: Studencheskaya biblioteka onlajn [=Student library online], available at: http://studbooks.net/573603/kulturologiya/ obraz_hudozhestvennyy_, accessed 13.02.2018 (In Russ.).

8. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kulturnoy politiki. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808 [=For adoption of the foundations of the state cultural policy. Decree of the President of the RF from 24.12.2014 № 808], in: Sayt Prezidenta RF [=Site of the President of the RF], available at: http:// state.kremlin.ru/face/21027, accessed 16.12.2017 (In Russ.).

9. Ryabov O. V. «Rossiya-Matushka»: Istoriya vizualizacii [="Mother Russia": the history of visualization], available at: https://yarodom.livejournal.com/415468.html, accessed 16.12.2017 (In Russ.).

10. Semihat, E. I. Identichnosti i reprezentacii proshlogo [=Identities and representations of the past], in: Politicheskaya ehkspertiza [=Political expertise], available at: http://www.politex.info/content/ view/740/30/, accessed 14.02.2018 (In Russ.).

11. Usmanova,A. (2004) Povtorenie i razlichenie ili eshche raz pro lyubov' v sovetskom i postsovetskom kinematografe [=Repetition and distinction or once again about love in Soviet and post-Soviet cinema], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 117 p. (In Russ.).

Лысова Наталья Александровна - кандидат культурологии, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения факультета театра, кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск.

Natali02.1977@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.