Научная статья на тему 'Медийный образ ученого - фольклориста, этнографа, антрополога, лингвиста (на примере российскихи зарубежных кинофильмов)'

Медийный образ ученого - фольклориста, этнографа, антрополога, лингвиста (на примере российскихи зарубежных кинофильмов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / УЧЕНЫЙ / АНТРОПОЛОГИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

Статья представляет обзор и анализ отражения образа ученого (фольклориста, этнографа, антрополога, лингвиста), имеющего существенные отличия от представителя естественных наук, в отечественном и зарубежном кинематографе. Рассматриваются способы создания визуального образа гуманитария на экране, его жизненных ценностей, особенностей характера, функций в художественном произведении. Благодаря исследуемому аспекту открывается возможность уточнения социального статуса ученого и общественного положения науки в разные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медийный образ ученого - фольклориста, этнографа, антрополога, лингвиста (на примере российскихи зарубежных кинофильмов)»

УДК 130.2

Т. В. Савельева

Миасский филиал Челябинского государственного университета, Миасс

МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ УЧЕНОГО - ФОЛЬКЛОРИСТА, ЭТНОГРАФА, АНТРОПОЛОГА, ЛИНГВИСТА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КИНО ФИЛЬМОВ)

Статья представляет обзор и анализ отражения образа ученого (фольклориста, этнографа, антрополога, лингвиста), имеющего существенные отличия от представителя естественных наук, в отечественном и зарубежном кинематографе. Рассматриваются способы создания визуального образа гуманитария на экране, его жизненных ценностей, особенностей характера, функций в художественном произведении. Благодаря исследуемому аспекту открывается возможность уточнения социального статуса ученого и общественного положения науки в разные периоды.

Ключевые слова: наука, ученый, антропология, кинематограф, медийный образ.

Общественное восприятие науки зависит, в том числе, от медийного образа ученого, от особенностей конструирования этого образа в СМИ, его основных черт, базовых мировоззренческих ценностей. Тип ученого выступает в качестве объекта символического отображения, закрепляемого в разнообразной культурной продукции - сообщениях средств массовой информации, литературе, кинематографе и т. п.

«Кино - главный потребитель и распространитель стереотипов, - отмечает В. И. Щербакова [8]. Исходя из этого, кино, которое рассказывает о научном сообществе, можно рассматривать как «источник по истории научной интеллигенции, ее взаимоотношений с властью, ценностей, профессиональной и частной сфер жизни ученых, тендерных аспектов» [7. С. 4].

Изучение данной темы представлено несколькими направлениями. Во-первых, образ науки в массмедиа. Репрезентация образа ученого в кинематографе, как и любая другая публичная репрезентация, согласно П. Бергеру, обусловлена социальным контекстом [1. С. 16-25]. Сразу оговоримся, что мы в данной работе рассматриваем только массовое кино, игровое, не беря во внимание такой существенный компонент визуального образа ученого, как популяризация науки, фильмы-биографии, документальное кино, учебные видеопроекты, популярные телепередачи и т. п. С. Медведева отмечает, что научная деятельность сама по себе и ученые не представляют интереса для массового зрителя, поэтому ученый как персонаж включается в зрелищные жанры: детектив, комедию, триллер, мелодраму [6].

Во-вторых, эволюция образа ученого в кинематографе. В. Матизен, изучая образ ученого в кинематографе, утверждает, что «дореволюционный российский кинематограф учеными и наукой не интересовался вовсе» [5], советский же развивал эту тему в направлении от ученого - врага советской власти, вредителя народного хозяйства к ученому «в себе», оторванному от действительности, тепличному созданию, неприспособленному к жизни. А. А. Зудина подчеркивает идеологическое разделение на положительных и отрицательных служителей науки, причем отрицательные в советском кинематографе более многочисленны: от агентов иностранной разведки до случайных пособников [3].

В-третьих, исследователей привлекают визуальные символы и метафоры при конструировании образа ученого.

Советский кинематограф до середины XX века не интересовался учеными гуманитарного направления науки. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что ученые рассматривались с точки зрения возможности повлиять на народное хозяйство. Поэтому в качестве главных героев берутся ученые естественно-научного направления, которые могут принести реальную, ощутимую в настоящее время пользу народному хозяйству, обороноспособности страны или, соответственно, вред. С. М. Медведева отмечает, что в отечественных фильмах довоенного периода не встретишь представителя гуманитарных наук: «ни филолога, ни историка, ни философа, ни психолога

(если только психология не рассматривается как часть медицины)», приводя в пример лишь одно исключение - образ ученого историка из фильма «Весна в Москве» (режиссеры И. Хейфец и Н. Кошеверова) [6].

Ученые гуманитарных специальностей начинают появляться в советском кино с конца 50-х годов. Так, в фильме Александра Столпера (1957) в центре внимания молодая семья археологов, отправившаяся вместо медового месяца на раскопки в Среднюю Азию. Главный герой фильма М. Израилева «Я вам пишу» (1959) по сценарию Анатолия Алексина, доцент Сергей Сергеевич, тоже археолог, его раскопки также проходят в Средней Азии. Фильм Виталия Аксенова «Возвращенная музыка» (1964) рассказывает об искусствоведе Марине Габриэлян, которая пишет диссертацию о композиторе Корнилове и разыскивает уничтоженную им симфонию. Все три фильма относятся к жанру мелодрамы. В своем обзоре С. Медведева отмечает, что представители академической науки «часто окрашены комически и выстроены таким образом, чтобы вызывать иронию. Акцентируются "тепличность", неприспособленность к реальной жизни, откровенная беспомощность в быту, их потребность в "заботе" и руководстве со стороны партии» [6]. Однако ни один из приведенных автором примеров не доказывает этого тезиса. Ни в одном из фильмов нет речи о руководящей роли партии, археолог Евгений Буров прекрасно скачет на лошади, водит грузовик, быстро принимает решения в стрессовых ситуациях. Преданные науке главные герои готовы рисковать ради нее жизнью, и судьба вознаграждает их за это историческими находками, например, прекрасно сохранившейся античной статуей. Все приведенные образы ученых относятся к типу героических, а не комических.

Комические образы представителей гуманитарных наук в советском кинематографе начинаются с Шурика, персонажа Александра Демьяненко, в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), где студент летом проходит индивидуальную фольклорную практику на Кавказе. Кстати, в первом фильме про Шурика «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) главный герой - студент политехнического института, где явно никакой фольклорной практики быть не может.

Увлеченность наукой, готовность ради нее на любые действия, подчас опасные и даже незаконные, демонстрирует историк из комедийного фильма А. Серого «Джентльмены удачи» (1971). Профессор Николай Георгиевич Мальцев, руководитель археологической экспедиции в Средней Азии, откуда был украден шлем Александра Македонского, придумывает узнать информацию о шлеме благодаря внедрению в бандитскую шайку человека, как две капли воды похожего на главаря преступников. В фильме реализован стереотип, что ученый всегда немного не от мира сего.

К концу XX - началу XXI вв. образы ученых-гуманитариев на экране начинают появляться чаще. Это касается, прежде всего, зарубежных фильмов, а не отечественного кинематографа. Теперь на первый план выходят приключенческие фильмы, часто с фантастическими и мистическими мотивами.

Начинает этот ряд серия фильмов об Индиане Джонсе, археологе в исполнении Харрисона Форда: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981, режиссер Стивен Спилберг), «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход»(1989), телесериал «Хроники молодого Индианы Джонса», «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» (2008). Прообразом главного героя стал «немецкий археолог, писатель, оберштурм-фюрер СС Отто Ран и его поиски Святого Грааля» [4]. Фильм репрезентирует массовый стереотип о профессии археолога как о пути, полном опасностей и приключений, где на каждом шагу встречаются сокровища и магические артефакты, а ученые затевают друг с другом и всевозможными бандитскими группировками войны из-за найденных кладов. Это прекрасно демонстрирует завязка первого из фильмов вышеназванной серии: «В южноамериканских джунглях археолог Индиана Джонс преодолевает наполненный опасностями путь в поисках золотого идола из древнего храма. Найдя его, он спасается из храма бегством, убегая от катящегося за ним гигантского каменного шара. Однако на выходе он встречает своего соперника, археолога Рене Беллока, поджидающего его вместе с группой вооружённых туземцев» [4].

Во всех этих фильмах профессия главного героя играет сюжетообразующую функцию, так как именно она заставляет героя пускаться в рискованные путешествия, позволяет решать загадки, с которыми не справился бы представитель точных или естественных наук.

Не отстает от западного в подобной репрезентации образа ученого и отечественный кинематограф. Археолога мы встречаем в фильме «Три талера» (2005, режиссер Игорь Четвериков), снятом

по мотивам повести Андрея Федоренко «Щербатый талер». Непременным атрибутом археологии и здесь являются поиски клада. Кандидат исторических наук Александр Александрович Тушинский в исполнении Андрея Соколова не относится к кабинетным ученым, он имеет прекрасную физическую форму, хорошо стреляет. Типичной чертой ученого-археолога как в западном, так и в отечественном кинематографе является бескорыстное служение науке.

На втором месте после археологов в кинематографическом воплощении образа ученого-гуманитария стоят филологи, в широком понимании академического направления. Кроме уже вышеупомянутого комического образа Шурика, мы нашли довольно много примеров, где главным персонажем фильма становится лингвист, профессор семиотики, фольклорист.

Герой фильма «Библиотекарь. В поисках копья судьбы» (2004) - первого из серии, объединенной главным персонажем в исполнении Н. Уайли - Флинн Карсен имеет 22 высших образования, единственное увлечение в его жизни - получение новых знаний. На должность «библиотекаря» -хранителя исторических ценностей и магических артефактов - его выбирают за эрудицию, незаурядный ум, знание огромного количества языков.

Другой представитель гуманитарной науки, профессор, занимающийся семиотикой, религиозной символогией, Роберт Лэнгдон объединяет экранизации романов Дэна Брауна «Код да Винчи» (режиссер Рон Ховард, 2006), «Ангелы и демоны» (2009), «Инферно» (2016). Биография гарвардского профессора подробно представлена как в романах, так и в фильмах. Родом Лэнгдон из г. Эссекс. Браун сравнивает его с Харрисоном Фордом в твидовом костюме, несмотря на это для исполнения главной роли режиссером был выбран Том Хэнкс. Отошел режиссер и от другого визуального стереотипа образа ученого: очков и мешковатого костюма не по размеру. Уходит образ этакого взрослого ребенка, не приспособленного к реальной жизни. Лэнгдон имеет 6 футов роста, темно-русые волосы, не атлетическую, но достаточно спортивную фигуру (в молодости он играл в водное поло), художественной деталью образа служат наручные часы с Микки Маусом, подаренные ему на 9 лет родителями. Лэнгдон является автором шести научных монографий: «Символика тайных сект», «Искусство иллюминатов: Часть 1», «Забытый язык идеограмм», «Религиозная иконология», «Христианские символы в мусульманском мире», «Символы утраченного священного женского начала». Здесь профессия героя также играет, прежде всего, сюжетоо-бразующую роль.

Интересный образ лингвиста представлен в американском фантастическом фильме «Прибытие» (2016, режиссер Дени Вильнёв). Это один из двух найденных нами образов женщины-ученого. В двенадцати местах Земли появляются объекты внеземного происхождения. Луиза Бэнкс, лингвист, вызванный в качестве консультанта спецслужбами США, пытается разгадать язык пришельцев и наладить с ними коммуникацию. Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» пишет о коммуникативных проблемах: «Теория информации предлагает стандартную модель коммуникации: Отправитель, Сообщение, Адресат. Сообщение порождается, а позже интерпретируется, исходя из определенного Кода, общего для Отправителя и Адресата» [9. С. 72]. Этот общий Код и предстоит найти главной героине. Благодаря тому, что Луизе удается овладеть письменным языком инопланетян, а также благодаря ее храбрости, бескомпромиссности предотвращен вооруженный конфликт с инопланетной цивилизацией. Надо отметить, что вопреки более ранним стереотипам о женщинах - представителях академических кругов, Луиза женственна, красива, пользуется вниманием мужчин, хотя и несчастлива в личной жизни.

Второй найденный нами образ женщины-ученого - Сесиль Бюсси из французского фильма «Красотки» (1998, режиссер Ариэль Зейтун). Антрополог, не получившая грант на исследование какого-то дикого племени, она начинает изучать мир «красоток» методом включенного наблюдения. Благодаря своей новой подруге ей удается не только сформулировать основные черты «племени красоток», но и получить деньги на издательство своей книги, а заодно самой превратиться из «синего чулка» в «красотку».

Отечественный фантастический фильм «Темный мир» (2010, режиссер Антон Метердичев) показывает нам, что научное исследование может служить только созданию приключенческой завязки истории и не иметь репрезентации в дальнейшем. Студенты-филологи под руководством своего профессора отправляются собирать фольклорные тексты в глухих северных деревнях. Одна из участниц фольклорной экспедиции, случайно попадает в древний могильник, где заключен дух зла, и высвобождает его. Профессор Сергей Рудольфович (стереотипный образ -

чудаковатый, мягкий профессор в очках и странноватой шляпе, плохо справляющийся со своими подопечными) вскоре убит. Перед студентами стоит задача спастись самим и спасти весь мир. Однако кроме изначальной установки на собирание фольклора больше ничто в фильме не напомнит, что они являются филологами. Лишь в конце фильма главная героиня Марина (Светлана Иванова) делает по итогам экспедиции доклад о старинных лапландских заговорах на научной конференции.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги нашему обзору.

Во-первых, с конца XX века образ ученого-технаря, изобретателя, ученого, отбирающего тайны у природы, сменяется образами ученых гуманитарных направлений: антропологов, лингвистов, археологов, фольклористов. В.В. Зверева связывает это, в первую очередь, с тем, что «общество сильно разочаровалось в прогрессе. В философии и в гуманитарном знании была демистифицирована сама идея поступательного, линейного, единого движения человечества к счастью» [2]. Следовательно, обществу на современном этапе нужны не столько знания, сколько их осмысление. Образ ученого-гуманитария в кинематографе проходит эволюцию от полного игнорирования к различным типам воплощения: героический в середине XX века, комический в 70-х годах, авантюрный к концу века.

Во-вторых, профессия, научное направление ученого в кинематографе в силу его развлекательной сущности выполняет, прежде всего, сюжетообразующую функцию, позволяя сценаристу, режиссеру создать запутанную историю, поставить своего героя в нестандартные, отличные от повседневности, ситуации. Знание героя, его профессиональные навыки служат уникальным ключом к разгадке тайны сюжета.

В-третьих, кинематограф не дает образы кабинетных ученых. Большинство рассмотренных нами типов - это люди с хорошей физической подготовкой, умеющие стрелять, водить машину, вертолет, владеющие навыками рукопашного боя и т. п. То есть, они представляют собой типичный образ супермена с дополнительным качеством - узкоспециальными знаниями, касающимися, прежде всего, языков и символики различного рода, широкой эрудицией. От массового стереотипа об ученом у героев остается какая-нибудь чудаковатая черта, милая фобия, элемент во внешнем облике - странная шляпа, часы с Микки Маусом, умение видеть будущее. Так, для археолога главными чертами портрета становятся грязная рубашка, потрёпанная шляпа, хлыст и револьвер.

В-четвертых, среди найденных нами образов ученых-гуманитариев преимущественно мужчины, женских образов нами зафиксировано всего два, что соответствует массовым гендерным стереотипам об академической деятельности.

Список литературы

1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Г. Лукман. - М., 1995. - 124 с.

2. Зверева, В. В. О доблестях, о подвигах, о славе. Какой образ ученого характерен для массовой культуры? [Электронный ресурс] / В. В. Зверева // USB-порт для учёных, 27 апреля 2009. - URL: http://www.courier-edu.ru/cour0905/4700.htm (дата обращения: 12.01.2018).

3. Зудина, А. А. Наука и образ ученого в советском кино (1928-1986 годы) [Текст] / А. А. Зудина // Общественные науки и современность. - 2011. № 5. - С. 167-176.

4. Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега [Электронный ресурс] // Википедия. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.01.2018).

5. Матизен, В. Учёное кино - Образ ученого в зарубежном и отечественном кино [Электронный ресурс] / В. Матизен. - URL: http://www. rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&id s=143&ida=1743&idv=1761 (дата обращения: 12.01.2018).

6. Медведева, С. М. Российская наука и государство: образ учёного в современном российском кино [Электронный ресурс] / С. М. Медведева // Вестник МГИМО, 2014. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-nauka-i-gosudarstvo-obraz-uchyonogo-v-sovremennom-rossiyskom-kino (дата обращения: 12.01.2018).

7. Теплинский, О. В. Научная интеллигенция в советском кинематографе: Основные тенденции репрезентации [Электронный ресурс] / О. В. Теплинский // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - URL: http://www.dissercat.com/content/nauchnaya-intenigentsiya-v-sovetskom-kinematografe-osnovnye-tendentsii-reprezentatsii#ixzz59BIXbcno (дата обращения: 12.01.2018).

8. Щербакова, В. И. Кино как способ формирования, отражения и распространения стереотипов: На материале фильмов Голливуда о России последних 10 лет [Электронный ресурс] / В. И. Щербакова. - Москва, 2004. - URL: http://www.dissercat.com/content/kino-kak-sposob-formirovaniya-otrazheniya-i-rasprostraneniya-stereotipov-na-materiale-filmov#ixzz59AZ4OL3x (дата обращения: 12.01.2018).

9. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста [Электронный ресурс] / Умберто Эко. - URL: https://litportal.ru/avtory/umberto-eko/read/page/1/kniga-rol-chitatelya-issledovaniya-po-semiotike-teksta-275980.html (дата обращения: 12.01.2018).

MEDIA IMAGE OF THE SCIENTIST - FOLKLORIST, ETHNOGRAPHER, ANTHROPOLOG, LINGUIST (FOR EXAMPLE RUSSIAN AND FOREIGN CINEMA)

Saveljeva T. V., Miass Branch of Chelyabinsk State University, Miass, tatjana-saveljeva2010@yandex.ru

The article presents an overview and analysis of the reflection of the image of the scientist (folklore, ethnographer, anthropologist, linguist), which has significant differences from the representative of natural Sciences, in domestic and foreign cinema. The methods of creating a visual image of the human-itarium on the screen, its vital values, character features, functions in the work of art are considered. Thanks to the studied aspect, it is possible to clarify the social status of the scientist and the social status of science in different periods.

Profession, scientific field of the scientist in the film because of its entertainment entity is primarily plot-function. Scientist in the movies of the XXI century is a typical image of Superman with additional quality - highly specialized knowledge concerning, first of all, languages and symbols of various kinds, wide erudition. Among the images of scientists-humanitarians found by us mainly men, women's images we recorded only two, which corresponds to the mass gender stereotypes about academic activity.

Keywords: science, scientist, anthropology, cinema, media image.

References

1. Berger, P. and Lukman, G. (1995) Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sociologii znaniya [=The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge], 124 p. (In Russ.).

2. Zvereva, V. V. (2009) O doblestyah, o podvigah, o slave. Kakoj obraz uchenogo harakteren dlya massovoj kul'tury? [=On the valor, heroic deeds and glory. What image of a scientist is typical for mass culture?], available at: http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Berger_Lukman_-_Sotcialnoe_ konstruirovanie_realnosti_Skepdic.ru_.pdf accessed 28.02.2018. (In Russ.).

3. Zudina, A. A. (2011) Nauka i obraz uchenogo v sovetskom kino (1928-1986 gody) [=Science and the image of a scientist in Soviet cinema (1928-1986)], in: Obshchestvennye nauki i sovremennost' [=Social Sciences and modernity], available at: http://www.courier-edu.ru/cour0905/4700.htm, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

4. Indiana dzhons: v poiskah utrachennogo kovchega [=Indiana Dzhons: v poiskah utrachennogo kovchega], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

5. Matizen, V. (2003) Uchyonoe kino - obraz uchenogo v zarubezhnom i otechestvennom kino [=Academic cinema - the image of a scientist in foreign and domestic cinema], available at: http:// www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ids=143&ida=1743&idv=1761, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

6. Medvedeva, S. M. (2014) Rossijskaya nauka i gosudarstvo: obraz uchyonogo v sovremennom rossijskom kino [=Russian science and state: the image of a scientist in contemporary Russian cinema], in: VestnikMGIMO [=Bulletin of MGIMO], available at https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-nauka-i-gosudarstvo-obraz-uchyonogo-v-sovremennom-rossiyskom-kino, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

7. Teplinskij, O. V. (2006) Nauchnaya intelligenciya v sovetskom kinematografe: Osnovnye tendencii reprezentacii [=Scientific intelligentsia in Soviet cinema: the Main trends of representation],

available at: http://www.dissercat.com/content/nauchnaya-intelligentsiya-v-sovetskom-kinematografe-osnovnye-tendentsii-reprezentatsii#ixzz59BIXbcno, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

8. SHCHerbakova, V. I. (2004) Kino kak sposob formirovaniya, otrazheniya i rasprostraneniya stereotipov: Na materiale fil'mov Gollivuda o Rossii poslednih 10 let [=Cinema as a way of forming, reflecting and spreading stereotypes: based on the material of Hollywood films about Russia of the last 10 years], available at: http://www.dissercat.com/content/kino-kak-sposob-formirovaniya-otrazheniya-i-rasprostraneniya-stereotipov-na-materiale-filmov#ixzz59AZ4OL3x, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

9. Eko, U. (2002-2010) Rol' chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta [=The role of the reader. Researches on semiotics of the text], available at: https://litportal.ru/avtory/umberto-eko/read/page/1/ kniga-rol-chitatelya-issledovaniya-po-semiotike-teksta-275980.html, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

Савельева Татьяна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Миасский филиал Челябинского государственного университета, Миасс.

tatjana-saveljeva2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.