Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ НА ДИСЦИПЛИНАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА (РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ / КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ / ИНТЕРВАЛЬНЫЙ / ТОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИЗУЧЕНИИ НОТ И РЕГИСТРОВ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Титова С.С.

В статье рассматриваются процесс визуализации музыкального произведения на дисциплинах музыкально-теоретического цикла при его изучении в Детской школе искусств и особенности применения программных продуктов по осуществлению визуализации музыкального произведения, поясняется образовательное назначение визуализации музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Титова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF MUSIC: EDUCATIONAL OPPORTUNITIES AND PRODUCTS TO CREATE THE VISUALIZATION

The article discusses the process of visualizing music on the disciplines of music theory cycle by studying it in School of arts and features of application software products for the implementation of the visualization of music, explains the educational purpose of visualizing music.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ»

словообразованием, формированию их словообразовательной компетенции, что позволит создать благоприятные условия для развития вторичной языковой личности.

Использованные источники:

1. Вендина Т. И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания. 2002. № 4. С. 42-72.

2. Игнатова И. Б., Петрова Л. Г., Самосенкова Т. В. Обучение русскому языку иностранных студентов-русистов в русле концепта «языковая личность». Белгород. 2003. 304 с.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.

4. Плотникова Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2003. 329 с.

5. Рукавицына О. Н., Устименко И. А. Личностно-ориентированный речевой урок в системе обучения продуктивному словообразованию. Губкин: ИП Уваров В. М., 2008. 199 с.

УДК 78.071.4

Титова С. С. преподаватель кафедра ИТМиК аспирант 2 года обучения ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»

Россия, г. Челябинск ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОГРАММНЫЕ

ПРОДУКТЫ

В статье рассматриваются процесс визуализации музыкального произведения на дисциплинах музыкально-теоретического цикла при его изучении в Детской школе искусств и особенности применения программных продуктов по осуществлению визуализации музыкального произведения, поясняется образовательное назначение визуализации музыкального произведения.

Ключевые слова: визуализация музыкального произведения, программные продукты визуализации музыкального произведения, формы работы на дисциплинах музыкально-теоретического цикла (работа с музыкальным диктантом, конструирование методического пособия, интервальный, аккордово-гармонический, тональный анализ, изучении нот и регистров).

Titova S.S., teacher of the chair of history and theory of music and compositions the graduate student of the second year of training in the «Southern Ural Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky». Russia, Chelyabinsk VISUALIZATION OF MUSIC: EDUCATIONAL OPPORTUNITIES AND PRODUCTS TO CREATE THE VISUALIZATION

The article discusses the process of visualizing music on the disciplines of music theory cycle by studying it in School of arts and features of application software products for the implementation of the visualization of music, explains the educational purpose of visualizing music.

Keywords: visualization of music works, software visualization of a musical work, forms of work in the discipline of music theory cycle (work with music dictation, design manuals, interval, chordal-harmonic tone analysis notes and registers).

Изучение музыкального произведения, в том числе постижение его с применением «живого» нотного текста электронного формата, отображением в реальном времени интервального и тонального наполнения, взамен статичным нотным клавирам, с применением визуализации вариантов исполнения на инструменте, в том числе посредством нотной клавиатуры, аппликатуры струнного инструмента -перечисленное доступно посредством программных продуктов визуализации музыкального произведения.

В данной работе мы обратимся к раскрытию основных характеристик и возможностей такого рода программных продуктов в образовательном процессе.

Актуальность видится в том, что нотные редакторы, миди-секвенсоры, пианороллы, радиальные драм машины - программные продукты привлекающие практиков и мало теоретиков, описывающих и систематизирующих наблюдения и достижения в этой области.

Обратимся к понятию «визуализация музыки» в современных исследованиях. Отечественный исследователь, художественный критик в области теории и истории искусств - Тамара Александровна Зиновьева, в своем обзорном очерке «Визуализация музыки» [3] рассматривает три способа визуализации музыки, иллюстративный, элементарный и структурный.

Кратко раскрывая суть трех способов, их характеристика предстанет в следующем: первый - наиболее распространённый способ подбора изобразительных эквивалентов к музыке - иллюстративный - к музыке подбирается образ, соответствующий теме и настроению прослушиваемого произведения; второй способ организации параллельного видеоряда -

элементарный - предполагает поиск изобразительных эквивалентов отдельным элементам, составляющим музыкальную форму (нотам, тембрам, темпам, ритмам, тональностям); третий способ - структурный -устанавливает эмоциональную эквивалентность музыки и изображения на уровне структур, обладающих художественной целостностью, создание изобразительного целого, соответствующего строению музыкального произведения или его фрагмента.

При этом, Т.А. Зиновьева, замечает, что: «...музыка должна «подходить» к словам, движениям, зрительным образам: во-первых, по формальным параметрам, обеспечивающим синхронность восприятия информационных каналов; во-вторых, по эмоциональному содержанию». И с этим положением автора мы полностью согласны.

Одним из немногочисленных трудов по вопросам визуализации музыки выступает диссертационное исследование в области «музыкального образования» Этана Хейна из Нью-Йоркского университета «Конструктивистская система учебника ритма IOS для начинающих»[8], основные положения которого доступны на русском языке в его статье «Визуализация музыки: от традиционных подходов к современным интерфейсам» [7]. Так, Э. Хайн «визуализацию музыки» подразделяет на виды. «Отображение данных посредством программных продуктов, разного рода. Одни программы конструируют визуализацию информационного характера в виде волн, сеток и линейных граф, другие исключительно декоративные и создают психоделическую наполовину случайную графику. существуют и такие системы, которые представляют собой нечто среднее, они могут помочь лучше понять принцип действия музыки и найти новые оригинальные композиционные приемы» [7].

Отдельные материалы по теме визуализации музыки принадлежат, в частности, композитору Алексею Архипенко (Alexey Arkhipenko, он же автор статьи с одноименным названием в Wikipedia) «Music visualization», в которой обозначена краткая историография становления применения музыкальной визуализации, начиная с 1976 г. Согласно А. Архипенко, «визуализация музыки» есть не что иное, как «реализованные электронными визуализаторами музыки и программным обеспечением медиа-плееров анимированные образы на основе музыкального произведения в режиме реального времени и таким образом синхронизированное с музыкой» [2].

Данной теме посвящены и статьи на страницах сайта «Design Observer» [4], специализирующегося на вопросах дизайна, социальных инноваций и вопросах массовой культуры. Например, материалы от журналиста Роба Уолкера (Rob Walker) - «Музыкальное видео: перезагрузка» (от 26.01.2015) [9], в которых приведен термин «технико-ориентированная визуализация» как воплощение компьютерными средствами сочетания изображения, звука и идеи. Автор материалов

анализирует современные музыкальные клипы (приведены примеры сочетания изображений посредством компьютерного наложения нескольких видео, эксперименты с фактурами и материалами, на которые воздействует звуковая волна, динамичное видео с задействованием нескольких гаджетов и пр.), но его выводы интересны нам по причине того, что поднята сама идея изучения явления визуализации и компьютерных возможностей.

Таким образом, «Визуализация музыки» - термин, который понимается нами следующим образом: динамическое изображение, сопровождающее звуковой материал в сопряжении с изменениями в нотах в зависимости от их характеристики (высота, длительность, тембр, фактура и пр.), служащее дополнительной информацией для активизации процесса восприятия.

Современные существующие программные продукты, функционал которых позволяет выполнить полностью или частично задачи в процессе изготовления визуализации музыкального произведения, в настоящее время полностью ориентированы на формат работы с «midi» файлами.

«Musical Instrument Digital Interface» (MIDI) - цифровой интерфейс инструментов, формат обмена данными между электронными музыкальными инструментами, представляющий собой пример кодированного сообщения (кодированию подвергаются следующие характеристики звука: динамика, тембр, темп, тональность, высота с привязкой ко времени). Данный формат воспроизводится синтезаторами, секвенсорами.

Рассмотрим формы работы на дисциплинах музыкально-теоретического цикла, которые возможно сопровождать и дополнять компьютерными программными средствами.

Работа с музыкальным диктантом - проверка, прежде всего способ самопроверки. Данная форма предназначена для дисциплин сольфеджио, теория музыки, инструментовка - представляет собой работу над музыкальным диктантом и освоением навыков записи звучащего произведения в нотном выражении (длительности, высота, ключи, тональность, паузы, фактура). Лучше всего подходят программные средства для перевода в ноты одноголосных сочинений - наиболее четко и приближенно к оригиналу. Сложнее с тембровыми диктантами симфонических произведений, композициями с гомофонно-гармоническим и полифоническим типами фактуры. При всем большом недостатке - со штилями, расположениями по нотным станам, излишними темповыми нагромождениями, полученными при автоматическом переводе, что требует потом доработки, при дальнейшем необходимом использовании. Существует неоценимое преимущество таких программ (например, современная в настоящее время версия «Sibelius 8.6») - создание основы из нотного текста - ориентир для профессионала, материал для самопроверки в процессе обучения при самодиктанте. В ряде редакторов включен функционал по

выгрузке формата «.pdf» от импортируемого midi файла в редактор.

Программные средства, при всех своих недостатках при отображении тембров, вполне способны выстроить партитуру, которая в свою очередь может послужить канвой к записи нотного текста. Речь идет о партитуре инструментов, нотируемых в разных ключах, хотя бы для создания нотного стана и «чернового» нотного текста.

Схема 1

Пошаговый алгоритм создания нотного клавира или видео-визуального пособия_

Звуковой файл необходимой композиции Перевод в midi формат Импорт midi-файла в программу-редактор нотного текста Pdf выгрузка клавира/ партитуры

или J f Методическое пособие по изучению музыкального произведения с «живой» нотной видео-визуализацией

Набор нотного текста вручную

Дополнительное предназначение в образовательном процессе -применение в качестве средства по экономии времени при создании шаблонного материала для конструирования преподавателем методического пособия по музыкальной литературе, слушанию музыки, истории музыки - для доработки, которая объективно займет меньше времени, чем создание композиции с самого начала - пусть это даже будут ноты, которые уже не надо набирать вручную. Речь идет о создании видеометодических пособий по изучению музыкальных произведений с автоматическим курсором на звучащем в конкретный момент времени музыкальном фрагменте. Можно оформлять партии, темы, разделы и целые музыкальные композиции, сохраняя тембры, преобразуя тембры, создавая вариантные модели. Некоторые программы наделены функцией прямой публикации-выгрузки видео рабочего окна редактора в «You Tube». Если же нужна доработка текста, полученного от преобразования звукового файла, невозможно по каким-либо причинам отправлять материал напрямую для всеобщего доступа, - то можно обратиться к функционалу программ скрин-рекордеров видео (например, «Screen Recorder» [6], «Icecream Screen Recorder», «Atomi ActivePresenter») с экрана монитора компьютера (в ручном режиме настроить область и осуществить запись конкретного фрагмента музыкальной композиции, что незаменимо при подготовке видео партий, тем, разделов, а не всей композиции) и программам-редакторам видео, функционал которых включает корректировку длительности файла и дефектов звуковой дорожки, создание заголовков и пр. (например, «Movie Maker 7.3», «VSDC Free Video Editor», «Camtasia Studio 7.7» [5]).

Получение нотного текста в редакторе возможно либо через ручной

набор текста в нотный редактор, или загрузки файла формата «. midi». В настоящее время практически любой формат звука и видео можно преобразовать в «миди файл» при помощи программ - конверторов форматов (например, «Format Factory», «WIDI Recognition System Professional 4.03», «WIDI Recognition System Standard 4.03»).

Визуализация произведения для интервального, аккордово-гармонического, тонального анализа. Данный тип визуализации является наиболее специфичным и адресован профессиональным музыкантам, знающим основы теории музыки, способным соотнести числовые значения со ступенями и положением аккордов, музыкантам имеющим навык анализа тональностей и трактовку родства тональностей, выстроенных в редакторе по кварто-квинтовому кругу. Приемлемо применять в ходе дисциплин теории музыки, анализа музыкальных произведений, гармонии.

Для создания такой видео-визуализации необходимо программное обеспечение «MAMPlayer». К данной программе существует подробное описание на английском языке [1], суть создания визуализации довольна логична и имеет ряд вариантов - шаблонов.

Рассмотрим возможности данной программы.

Отображение звука «интервалами» (чем больше расстояние между одновременно звучащими звуками, тем больше длина соединения). Т.е. программа способна отображать визуально «узкие» и «широкие» интервалы.

Отображение ступеней, использованных в музыкальном фрагменте. Все ступени представлены цифрами (без различия регистров, но будет полезно при анализе гармонических функций), где нота «до» выражена цифрой «1», «до#» цифрой «1#» и т.д. При звучании нескольких разных ступеней отображаются несколько цифр, которые удобно складывать в аккорд.

Отображение «компаса»-«колеса» тональностей, задействованных в музыкальной композиции. Данное «колесо» состоит из трех окружностей: внутренняя - высвечивает тональности звучащие в настоящий момент, вторая окружность - высвечивает только что звучащие тональности, внешняя окружность указывает на наиболее часто появляющиеся в композиции тональности.

Схема 2

Возможности использования «MAMPlayer» на дисциплинах музыкально-теоретического цикла_

Л Простое графическое волновое отображение звука

Исходный миди файл ^ Отображение звука «интервалами».

Отображение ступеней, использованных в музыкальном фрагменте.

Отображение «компаса»-«колеса» тональностей,

У задействованных в музыкальной композиции.

При желании, помимо непосредственного использования программы «MAMPlayer» на дисциплине (переключаясь, например между режимами -от интервального - к тональному), материалы визуализации, полученные от импорта миди файла в данную программу также можно оформить посредством скрин-рекордеров и видео-редакторов, создавая видеометодические пособия.

Следующий тип визуализации осуществляется черед секвенсоры с функцией «пианоролл» - предназначен для обучения на уроках по специальному и/ или дополнительному инструменту и теории музыки при изучении нот и регистров. Идея не нова, первые механические фортепиано (пианороллы) были изобретены в далеком 1852 году Г.Гаунтлеттом. Современная интерпретация идеи, посредством секвенсоров доступна по функционалу программ: «Able MIDI Editor 1.3», «Orion 8.5», «Cubase 5» и др.

Движение нот эквивалентно геометрическим (прямоугольным, треугольным, шарообразным - в зависимости от настроек секвенсора) построениям соответствующей по протяженности длительностям звуков музыкального фрагмента, пространственное положение фигур относительно остальных соответствует высотному положению звуков. Все появляющиеся фигуры скоординированны с движущимися клавишами фортепианной клавиатуры или с аппликатурой на грифе струнных инструментов (разновидность секвенсоров, появившаяся сравнительно, с фортепианным отображением, недавно, например, посредством программного продукта «Friedlander Violin 1.5» и пр.).

Схема 3

Образовательные возможности применения секвенсоров в рамках музыкальных дисциплин

Импорт миди файлов или набор сигналов в секвенсоре или редакторе Просмотр визуализации посредством отображения движения нот на фортепианной клавиатуре или грифе струнного инструмента в реальном времени.

Возможность записи скрипта видео с экрана монитора для создания видео- методического пособия.

Материалы данной публикации были апробированы в докладе с элементами практического показа в рамках методического объединения по итогам 2016-2017 уч. года «Теоретического отделения» МБУ ДО «ДШИ №9. Г. Челябинска». Все перечисленные формы работы были апробированы автором в рамках музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ №9 в 2015-16 и 2016-2017 учебных годах.

Одно из высказываний, принадлежащее композитору Фрэнку Заппа: «Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре» - в контексте осуществленной статьи приводит нас к размышлению. А именно -по нашему мнению, почему бы не исполнить танцевальную композицию не вместо, а около собора или храмовой постройки, а музыкальную композицию не сопроводить дополнительным видеорядом, обусловленным ее образным и конструктивным наполнением - дабы достичь активизации восприятия и дополнения информации о самом изначальном образце искусства.

Использованные источники:

1. Аннотация к программе «MAMPlayer» Режим доступа: http://www.softpedia.com/get/Multimedia/Audio/Audio-Players/MAM-Player.shtml Дата обращения: 01.08.2017

2. Архипенко, А. Визуализация музыки / А. Архипенко Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Music_visualization Дата обращения: 05.08.2017

3. Зиновьева, Т.А. Визуализация музыки / Т.А. Зиновьева Режим доступа: http://www.tamaristch.ru/muzoviz/muzovi.htm Дата обращения: 05.08.2017

4. Официальный сайт «Design Observer» Режим доступа: http://designobserver.com Дата обращения: 01.08.2017

5. Топ-18 программ для монтажа видео Режим доступа: http://softobase.com/ru/article/top-programm-dlya-montazha-video#game-5418 Дата обращения: 05.08.2017

6. Топ-5 бесплатных рекордеров видео с экрана для Windows Режим доступа: https://freelance.today/poleznoe/top-5-besplatnyh-rekorderov-video-s-ekrana-dlya-windows.html Дата обращения: 01.08.2017

7. Хейн, Э. Визуализация музыки: от традиционных подходов к современным интерфейсам / Э. Хейн Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/audiomania/blog/235339/ Дата обращения:

05.08.2017

8. Хейн, Э. Конструктивистская система учебника ритма IOS для начинающих (на английской языке) / Э. Хейн Режим доступа: http://www.ethanhein. com/wp/my-nyu-masters-thesis/ Дата обращения: 22.05.2017

9. Walker, R. The Music Video, Rebooted / R.Walker // Design Observer Режим доступа: http://designobserver.com/feature/the-music-video-rebooted/38737 Дата обращения: 05.08.2017

References:

1. Abstract the program «MAMPlayer» Mode of access: http://www.softpedia.com/get/Multimedia/Audio/Audio-Players/MAM-Player.shtml date of access: 01.08.2017

2. Archipenko, A. Visualization of music / A. Archipenko access Mode: https://en.wikipedia.org/wiki/Music_visualization date: 05.08.2017

3. Zinoviev, A. T. Visualization of music / A. T. Zinoviev access Mode: http://www.tamaristch.ru/muzoviz/muzovi.htm date: 05.08.2017

4. Official website «Design Observer» Mode of access: http://designobserver.com date of access: 01.08.2017

5. The top 18 programs for installation videos available at: http://softobase.com/ru/article/top-programm-dlya-montazha-video#game-5418 date: 05.08.2017

6. Top 5 free recorders video screen for Windows available at: https://freelance.today/poleznoe/top-5-besplatnyh-rekorderov-video-s-ekrana-dlya-windows.html date of access: 01.08.2017

7. Hein, E. Visualization of music, from traditional approaches to modern interfaces. Hein < https://habrahabr.ru/company/audiomania/blog/235339/ date: 05.08.2017

8. Hein, E. Constructivist system of rhythm IOS tutorial for beginners (English) / E. Hein: http://www.ethanhein.com/wp/my-nyu-masters-thesis/ date accessed: 22.05.2017

9. Walker, R. The Music Video, Rebooted / R. Walker // Design Observer access Mode: http://designobserver.com/feature/the-music-video-rebooted/38737 date: 05.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.