Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / среднее профессиональное образование / инновации в образовании / образовательная среда / visualization / secondary vocational education / innovations in education / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аджарян Арменуи Гайковна, Русакова Дарья Александровна

Статья «Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды в образовательном процессе системы среднего профессионального образования» освещает значимость и эффективность внедрения визуализации в процесс обучения в рамках системы среднего профессионального образования. Авторы исследуют вопросы включения различных видов визуального контента, таких как инфографика, видеоматериалы, виртуальные модели и др., в учебные программы. Основной акцент статьи сделан на выявлении эффективности использования визуализации как инструмента для улучшения усвоения материала и стимулирования критического мышления. В статье также обсуждаются проблемы и вызовы, связанные с переходом на визуальное обучение, включая препятствия на уровне технологии, ресурсов и методологии. Рассматривается, как визуализация может служить инновационным подходом к созданию образовательной среды, способствуя более глубокому пониманию учебного материала студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аджарян Арменуи Гайковна, Русакова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION AS ONE OF THE STRATEGIES FOR CREATING AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article "Visualization as one of the strategies for creating an innovative educational environment in the educational process of the secondary vocational education system" highlights the importance and effectiveness of the introduction of visualization into the learning process within the framework of the secondary vocational education system. The authors explores the issues of inclusion of various types of visual content, such as infographics, video materials, virtual models, etc., in educational programs. The main focus of the article is on identifying the effectiveness of using visualization as a tool to improve the assimilation of material and stimulate critical thinking. The article also discusses the problems and challenges associated with the transition to visual learning, including obstacles at the level of technology, resources and methodology. It is considered how visualization can serve as an innovative approach to creating an educational environment, contributing to a deeper understanding of the educational material by students.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377+159.9

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОЗДАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аджарян Арменуи Гайковна

преподаватель высшей квалификационной категории, Западный филиал

РАНХиГС,

г. Калининград, Российская Федерация E-mail: adzharyan-ag@ranepa.ru

Русакова Дарья Александровна

Заведующий отделением «Информационные технологии», Западный филиал

РАНХиГС,

г. Калининград, Российская Федерация E-mail: rusakova-da@ranepa. ru

VISUALIZATION AS ONE OF THE STRATEGIES FOR CREATING AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Adzharyan Armenuhi Gaykovna

Senior Qualification Category Teacher, Western Branch of RANEPA,

Kaliningrad, Russian Federation E-mail: adzharyan-ag@ranepa.ru

Rusakova Darya Alexandrovna

Head of the "Information Technologies" Department, Western Branch of RANEPA,

Kaliningrad, Russian Federation E-mail: rusakova-da@ranepa. ru

Аннотация. Статья «Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды в образовательном процессе системы среднего профессионального образования» освещает значимость и эффективность внедрения визуализации в процесс обучения в рамках системы среднего профессионального образования. Авторы исследуют вопросы включения различных видов визуального контента, таких как инфографика, видеоматериалы, виртуальные модели и др., в учебные программы. Основной акцент статьи сделан на выявлении эффективности использования визуализации как инструмента для улучшения усвоения материала и стимулирования критического мышления. В статье также обсуждаются проблемы и вызовы, связанные с переходом на визуальное обучение, включая препятствия на уровне технологии, ресурсов и методологии. Рассматривается, как визуализация может служить инновационным подходом к созданию образовательной среды, способствуя более глубокому пониманию учебного материала студентами.

Abstract. The article "Visualization as one of the strategies for creating an innovative educational environment in the educational process of the secondary vocational education system" highlights the importance and effectiveness of the introduction of visualization into the learning process within the framework of the secondary vocational education system. The authors explores the issues of inclusion of various types of visual content, such as infographics, video materials, virtual models, etc., in educational programs. The main focus of the article is on identifying the effectiveness of using visualization as a tool to improve the assimilation of material and stimulate critical thinking. The article also discusses the problems and challenges associated with the transition to visual learning, including obstacles at the level of technology, resources and methodology. It is considered how visualization can serve as an innovative approach to creating an educational environment, contributing to a deeper understanding of the educational material by students.

Ключевые слова, визуализация, среднее профессиональное образование, инновации в образовании, образовательная среда.

Keywords: visualization, secondary vocational education, innovations in education, educational environment.

Постоянное ускорение темпа жизни в эпоху глобальной цифровизации, в том числе и образования, уменьшение времени на обработку информации, в том числе и обучающей, требует от человека навыков критического анализа образной, звуковой, текстовой информации, использования других форматов ее восприятия и усвоения. Новое поколение соискателей среднего профессионального образования, это поколение визуалов, усваивающее информацию фрагментарно. Инфографика, видео, постеры - это современный язык коммуникации, так как визуальной ведомости можно передать весь спектр человеческих эмоций, она более достоверна и понятна, стирает языковые барьеры и позволяет гораздо легче привлечь внимание людей.

Создание инновационной образовательной среды в системе среднего профессионального образования является критически важной задачей для поддержания соответствия этой системы современным требованиям и вызовам.

В центре этого подхода лежит понимание, что обучение должно быть сосредоточено на развитии гибких навыков и компетенций, которые призваны подготовить студентов к постоянно меняющимся требованиям рынка труда и общества в целом. Более того, в условиях цифровой эры, где технологии меняются с невероятной скоростью, обучение должно быть в состоянии адаптироваться и эволюционировать вместе с ними.

Инновационная образовательная среда также служит катализатором для развития творческого и критического мышления у студентов. Это означает создание среды, которая стимулирует их к самостоятельной работе, обучению и исследованию. Предполагается, что студенты берут на себя ответственность за свое обучение, взаимодействуя с учебным материалом на более глубоком

уровне, что в свою очередь способствует большей вовлеченности и эффективности обучения.

Инновационные процессы в области среднего профессионального образования тесно связаны с инновационной образовательной средой. Оба эти компонента взаимно влияют друг на друга и способствуют продвижению передовых идей, технологий и методов. Инновационная образовательная среда стимулирует развитие инновационных процессов, предоставляя подходящую платформу для их реализации. Среда, которая поддерживает инновации, предлагает учащимся и преподавателям возможность экспериментировать с новыми идеями, подходами и технологиями, и тем самым стимулирует творческое мышление и инновационность. Кроме того, инновационные процессы в среднем профессиональном образовании могут способствовать формированию инновационной образовательной среды. Например, разработка и внедрение новых методов обучения, педагогических технологий или образовательных программ могут способствовать созданию более современной, эффективной и вовлекающей образовательной среды.

Инновационные процессы в области СПО также могут подразумевать адаптацию обучения к требованиям современного рынка труда, что требует инновационной образовательной среды, способной адаптироваться и отвечать на быстро меняющиеся потребности и требования.

В общем, инновационные процессы и инновационная образовательная среда образуют взаимосвязанную систему, которая способствует непрерывному развитию и совершенствованию среднего профессионального образования.

По мнению Е.А. Макаровой и В.И. Писаренко, изучение научных исследований по вопросам создания и функционирования образовательной среды, а также вопросов интеграции инноваций, позволило вывести следующие основы формирования образовательного пространства:

- рассмотрение студента как активного участника образовательного процесса;

- его стремление к самообразованию и саморазвитию

(синергетический подход);

- учет личного опыта студента, его индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик, коммуникативных навыков (стилевой подход);

- обучение в контексте будущей профессиональной деятельности -специфичность образовательной среды;

- разделение различных ступеней обучения с независимыми целями, задачами, инструментами и методами обучения;

- непрерывность обучения; гибкость образовательной среды;

- полимодальность восприятия;

- учет всех инженерно-психологических особенностей взаимодействия системы «студент - технические средства обучения - среда»

[4].

Стратегия визуализации, на которую мы детально обратим внимание, является ключевым механизмом для создания психологического комфорта в образовательной среде, организованной с учетом вышеупомянутых принципов.

Известно, что человек запоминает 10% прочитанного и 30% увиденного. Если человек слышит и видит, процент запоминания увеличивается до 50%, а если слышит, видит и обсуждает, то до 70%. Эти данные физиологов позволяют заключить необходимость обязательного сочетания преподавателем для изложения учебного материала и его практического применения вербальных и невербальных (визуальных) методов обучения. В научно -методической литературе известны разные толкования термина «визуализация» (от лат. visualis - зрительный). Визуализация - «получение видимого изображения каких-либо предметов, явлений, процессов, недоступных непосредственному наблюдению» [7].

З.С. Белова под визуализацией понимает «кодирование, интерпретацию, передачу информации с помощью зрительных представлений - реалистических и ассоциативных образов, цветов, графических схем» [2, с. 97].

А. Вербицкий определял процесс визуализации как «сворачивание

мыслительных содержаний в наглядный образ; как воспринятый, образ может быть развернут и служит опорой адекватных умственных и практических действий» [4, с. 112].

Так педагог выделял такие понятия как «визуальный», «визуальные средства» от «наглядный», «наглядные средства». С точки зрения дидактики, визуализация - это «создание из устной наглядной информации нового объекта творческого характера, непосредственно связанного с сущностью и содержанием учебно-теоретического материала.

Визуализация - это процесс представления данных посредством изображения с целью максимального удобства их понимания; придание обозримой формы любому объекту, субъекту, процессу и т. п. Однако такое понимание визуализации предполагает минимальную умственную и познавательную активность учащихся, а визуальные дидактические средства выполняют только иллюстративную функцию» [7, с. 2].

Итак, вообще, визуализация - это наглядность, создание условий для визуального наблюдения; метод представления информации посредством оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). В современной практике используются около сотни как традиционных (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т. п.), так и инновационных (интеллект-карты, стратегические карты, инфографика, презентации, скрайбинг, кроссенс и т. п.) средств визуализации. Визуализацию можно использовать на любых этапах изучения учебного материала: на лекциях и практических занятиях при объяснении нового материала, при повторении и закреплении, контроле и систематизации, обобщении, работе с текстом произведения, при выполнении самостоятельной работы и т. д.

Мировая практика развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе среднего профессионального образования демонстрирует тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного

общества. Актуальной проблемой сегодняшнего дня является необходимость изменения парадигмы преподавания дисциплин компьютерного профиля. Обучение дисциплинам компьютерного профиля осуществляется в условиях изменчивой предметной области и большого количества разнообразных методов и инструментальных средств. Одним из главных принципов обучения становится высокий уровень абстрагирования учебного материала. Классические методики обучения предусматривают лекционно-практическую форму обучения с преимущественно текстовыми дидактическими материалами, имеющими низкий уровень абстрагирования по сравнению с использованием видеоматериалов [6].

Несмотря на высокую публикационную активность по вопросам профессиональной подготовки студентов СПО и использования визуализации, которые раскрывают ее техническую составляющую и обосновывают экономическую и педагогическую целесообразность использования, недостаточно изучена проблема использования визуализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов и определения особенностей и разработки научно обоснованной технологии обучения компьютерной визуализации с использованием видеоматериалов.

Целью использования визуализации в профессиональной подготовке является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, индивидуализации и дифференциации, активизации работы студентов; реализация таких педагогических принципов как научность и доступность, системность и последовательность, индивидуальный, дифференцированный, личностно ориентированный подход.

При классической форме лекции визуализация может использоваться для активизации целей, мотивов, желаний и интересов студентов. При проведении проблемной лекции с помощью визуализации студенты приглашаются для размышлений и ответов на проблемные вопросы. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию аналитического мышления.

Основной целью колледжей и других средних профессиональных образовательных учебных заведений является воспитание специалистов, способных к творческому мышлению, «находчивым решениям» и быстрой адаптации к нововведениям.

Современные подходы к обучению в СПО активно применяют инновационные методики для подготовки студентов к будущей профессии.

Существует ряд современных техник, используемых для подготовки компетентных и конкурентоспособных профессионалов.

Технология портфолио - это обучающий метод, который позволяет отслеживать все достижения студента. Этот подход включает несколько разделов, каждый из которых демонстрирует определенные результаты (например, научно-исследовательскую работу, спортивные успехи, академический прогресс и т. д.).

Техника проблемного обучения предполагает, что преподаватель не просто представляет студентам готовый материал, но ставит перед ними задачу (создает проблемную ситуацию). При решении задачи обеспечивается оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности студентов с усвоением новых знаний. Этот подход делает студентов активными участниками образовательного процесса, и помогает им в дальнейшем применить полученные знания на практике.

Проектный метод - это подход, при котором студенту предлагается проблема, решение которой он должен найти, разрабатывая новый проект.

Лекция-визуализация - это форма обучения, которая помогает глубже усвоить новые знания. В процессе лекции преподаватель визуально демонстрирует материал на плакатах, видео и других материалах. Полученные таким образом знания специалисты в дальнейшем используют в полном объеме.

Существуют и другие методики обучения, их количество растет с каждым днем. Они разрабатываются с целью формирования высококвалифицированных специалистов.

С развитием информационных технологий в образовательном процессе

становятся все более популярными обучающие видеоролики. Они используются для визуализации информации на лекциях, семинарах, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций.

Визуальные материалы обладают уникальным образовательным потенциалом и предоставляют многоуровневую информацию. Визуализация информации является одним из наиболее эффективных методов ее передачи. Она стимулирует повышение уровня понимания, обобщения воспринимаемой информации.

Несмотря на очевидные преимущества, переход к визуальному обучению представляет собой целый ряд проблем и вызовов. Во -первых, для создания качественного визуального контента требуются специальные навыки и технологии. Во-вторых, не все темы и материалы могут быть эффективно представлены в графическом формате. В-третьих, есть риск, что учащиеся могут сосредоточиться на визуальных элементах, игнорируя содержание.

Кроме того, по мнению И.Ю. Василенко и И.В. Султановой «остается достаточно открытых вопросов и нерешенных задач в плане активного внедрения визуализации в образовательный процесс в ВУЗе, поскольку сама область исследования мультидисциплинарна. Так, недостаточно разработанными остаются вопросы учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся и их когнитивных профилей; актуальной остается проблема психологической готовности самих преподавателей и студентов»[3].

Решить эти проблемы можно, внедряя визуализацию в образовательный процесс постепенно и осознанно. Важно проводить обучение преподавателей, разрабатывать гибкие учебные планы и интегрировать визуальные элементы в уже существующие методы обучения. Кроме того, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень подготовки и интересы.

Выводы: в эпоху цифровых технологий и визуального мышления становится все более очевидной необходимость внедрения визуализации в образовательный процесс. Понимание сущности и эффективности применения этого инструмента особенно важно для системы среднего профессионального

образования, где готовятся специалисты, способные работать в условиях быстро меняющегося рынка труда.

Визуализация в образовательном процессе - это преобразование учебного материала в графический или изобразительный формат. Это может быть что угодно: от простых схем и диаграмм до сложных виртуальных моделей и анимаций. Основная цель визуализации - сделать сложные концепции более доступными и понятными для учеников, упрощая процесс усвоения материала и стимулируя критическое мышление.

Применение визуализации в образовании может служить мощным инструментом инновационного обучения. Внедрение графических и визуальных методов в учебный процесс помогает не только упростить и ускорить процесс усвоения информации, но и усилить мотивацию учеников, сделать обучение более интерактивным и интересным.

Визуализация представляет собой мощный инструмент, способный обновить и усовершенствовать образовательный процесс в системе среднего профессионального образования. При правильном подходе она способствует улучшению процесса усвоения материала, стимулированию критического мышления и повышению мотивации учеников. Несмотря на существующие проблемы и вызовы, с помощью разработанных рекомендаций внедрение визуализации в образовательный процесс становится возможным и эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева А.З. Визуализация - метод когнитивной технологии в дополнительном профессиональном образовании // Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - № 4 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-metod-kognitivnoy-tehnologii-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 24.06.2023).

2. Белова З.С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: дис. ... д-ра фи-лос. наук: 09.00.01. - М., 2000. - 280 с.

57

3. Василенко И.Ю., Султанова И.В. Внедрение метода визуализации в образовательный процесс в вузе // Гуманитарные науки. - 2019. - № 4 (48). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-metoda-vizualizatsii-v-obrazovatelnyy-protsess-v-vuze (дата обращения: 24.06.2023).

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

5. Дочкин С.А, Гутова Е.В. Использование технологии визуализации в учреждениях профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 17. - С. 155-159.

6. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vizualizatsiya-kak-odna-iz-strategiy-sozdaniya-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 24.06.2023).

7. Усеинова Л.Ю., Самухова Н.В. Актуализация использования технологии визуализации учебной информации в СПО: теоретические основы [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_34958088_73518502.pdf/. (дата обращения: 24.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.