Научная статья на тему 'Визуализация исторических событий в проектах Леонида Парфенова'

Визуализация исторических событий в проектах Леонида Парфенова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
544
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ РЕКОНСТРУКЦИИ / ПИКСЕЛЯЦИЯ / ПЛОСКАЯ МАРИОНЕТКА / ФЭЙС-ТРЕКИНГ / ТЕАТР ТЕНЕЙ / ФОТОПЕРЕКЛАДКА / ЭКЛЕРНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Футерман Евгения Борисовна

В статье рассматриваются новые технологии визуализации исторических событий и образов в ситуации отсутствия документальных кадров. Помимо традиционной в этом случае постановки, используются методы фейс-трекинга, инфографики, «театра теней», ожившие фотографии, 2D анимация, интерактивные карты и т.д. Игровые реконструкции в новой стилистике: они могут быть то близкими к кинохронике, то превращать в экранные образы значимые для сюжета предметы, здания, человеческие силуэты. Десятки исторических лиц с их подлинными цитатами. Чтобы это были действительно свидетельства от первого лица, используются технологии фейс-трекинга Профессиональные актеры «дарят» мимику, жесты, голос и артикуляцию знаменитым портретам. Все эти приемы визуализации рассматриваются с примерами и подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация исторических событий в проектах Леонида Парфенова»

УДК 070

Е. Б. Футерман

Челябинский государственный университет, Челябинск

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ПРОЕКТАХ ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА

В статье рассматриваются новые технологии визуализации исторических событий и образов в ситуации отсутствия документальных кадров. Помимо традиционной в этом случае постановки, используются методы фейс-трекинга, инфографики, «театра теней», ожившие фотографии, 2D анимация, интерактивные карты и т.д. Игровые реконструкции в новой стилистике: они могут быть то близкими к кинохронике, то превращать в экранные образы значимые для сюжета предметы, здания, человеческие силуэты. Десятки исторических лиц с их подлинными цитатами. Чтобы это были действительно свидетельства от первого лица, используются технологии фейс-трекинга Профессиональные актеры «дарят» мимику, жесты, голос и артикуляцию знаменитым портретам. Все эти приемы визуализации рассматриваются с примерами и подробно.

Ключевые слова: игровые реконструкции, пикселяция, плоская марионетка, фэйс-трекинг, театр теней, фотоперекладка, эклерный метод.

В 1916 году в кинотеатрах прошла премьера новой работы журналиста и телеведущего Леонида Парфенова «Русские евреи». Это трилогия об интеграции местечковых евреев в русскую культуру, карьеру, жизнь и их влиянии на страну в целом. Еще до выхода в прокат первой серии «Русские евреи. До революции», по трейлеру к фильму было ясно, что новых приемов и технологий использовано традиционно много. Да и как иначе показать на экране аутентичную жизнь евреев в российской глубинке начиная с XI века? Классическая стилистика документального кино здесь подходила - авторский фильм впервые вышел в кинопрокат и должен был оправдать финансовые вложения фонда «Генезис» и ожидания аудитории [11]. Так как практически никаких визуальных свидетельств той эпохи не сохранилось, авторы проявили технологическую изобретательность, используя уже знакомые приемы визуализации объектов, но в обновленном формате, либо, применяя новые, ранее широко не используемые ни в документалистике, ни в киноискусстве.

Мы уже рассказывали в предыдущих статьях о некоторых приемах, используемых Парфеновым и его командой при создании поликодовых мультимедийных произведений. С выходом трилогии «Русские евреи» появилась возможность проанализировать их более детально и на примерах.

Для визуализации первой серии (с XI века и до 1918 года) было использовано наибольшее количество креативных подходов [8]. Хроникальных кадров не было совсем, фотографий тех лет сохранилось мизерное количество, да и в местах «оседлости» евреев сегодня уже все поменялось. Почти весь визуальный ряд приходилось воссоздавать искусственно при помощи разнообразных приемов. Один из основных - реконструкция. Главная задача при использовании этого приема - соблюсти событийность, которую невозможно воспроизвести документально. Реконструкция в парфеновских проектах практически неотличима от хроники. В этом - профессионализм подходов к реализации задуманного. Мы видим практически реальное событие (например -еврейские погромы, ч.1, 00.37.05), воспринимаем увиденное «здесь и сейчас», ощущаем эффект присутствия. Воссозданные события имитируют кинохронику, сняты в той же стилистике, до мелочей воссозданы одежда, утварь, обстановка дома тех лет. Все, что можно назвать «челове-комерностью аудиовизуального пространства (цельность, неделимость, синкретизм потенциальных возможностей образной реальности, единство эстетических, художественных, технических, коммуникативных, физиологических и психических свойств аудиовизуальных пространств)» [3], все создает ощущение полного виртуального погружения в тот самый погром. Подстегивает психоэмоциональное состояние зрителя и звуковое сопровождение, сотканное из ударов, криков, нарастающей тревожной музыки и последующей тишины. Хорошо работает и игра светотени

в черно-белых кадрах реконструкции. Пристальное внимание уделено деталям реконструкции: цветовые решения подобраны так, что общий тон изображения чуть красноватый - как на первых кино и фото пленках (ч.1, 00.05.19). И совсем неотличимый от хроники эпизод с еврейского базара в местечке Сатанов (ч.1, 00.08.17): пересвеченные кадры, размытый фокус, общий серый тон изображения. Скорость передачи видеоряда чуть увеличена, отсюда - эффект неестественно быстрых движений людей в кадре, что также присуще старым архивным хроникам. Когда следом сразу без отбивки появляются натурные съемки, зритель даже не различает подмены, не осознает временной телепортации: он находится все в том же в Сатанове времен царской России.

Второй прием реконструкции - диалоговая игра актеров, когда они воссоздают не хронику, а проигрывают событие из жизни с диалогами и отношениями героев между собой в формате маленькой житейской истории (сторитейлинг), как в третьей части «Русские евреи. После 1948» в эпизоде про дело врачей (банда Джойнт) или в первой части про устройство маленького Утесова (Лазаря Вайсбейна) в училище (00.28.41). В отличие от хроникальной постановки, зритель понимает, что перед ним - разыгранная сцена, воспринимает ее как художественную, игровую вставку в историческое повествование.

Следующий прием визуализации, активно применяемый авторами трилогии при работе с фотоизображениями - компьютерная технология «оживления» картин и совмещения изображений, созданных фотографами и художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу. В анимации такой прием называется «плоская марионетка» или «перекладка» [12]. Примеры мы видим в первой части, где эпизод про различные социальные слои еврейства показан как подъем по знаменитой одесской потемкинской лестнице. Разные кланы стоят на различных ступенях, они чуть подвижны, но мы понимаем - это плоское рисованное изображение (ч.1, 00.24.01), там же эпизод с Брежневым и членами ЦК партии на мавзолее, где подвижны только руки в приветственном помахивании (00.35.00), бандиты, собирающие дань с торговцев (ч.1, 00.55.30). В эпизоде про названия местечек, превращающиеся в фамилии используется 3D графика (ч.1, 00.10.59). Здесь нарисованные флигели-указатели вращаются вкруг своей оси. Сильное впечатление оставляет и так называемый эклерный способ визуализации (Ленин и Троцкий ч.1, 01.16.00), когда изображение превращается в человека [5]. Так же наглядно этот прием показан в эпизоде с Идой Рубинштейн, когда ее картина превращается в живую женщину (ч.1, 00.22.02). Интересно представлен прием марионеточной плоской анимации во второй части картины в эпизоде про русского художника-авангардиста Мойше Хацкевича (Марка Захаровича) Шагала. Как будто вырезанные из детских рисунков фигуры уличных торговцев, животных, домов накладываются на движущийся общий фон ярморочно-лубочного родного города художника - Витебска (ч.2, 00.25.00).

Все три части фильма демонстрируют зрителю работу с фотоизображениями различной природы, не раскрывая тайны выразительного одушевления. Мы видим технологические превращения, вызванные технической фантазией изобретателя, основанные на требованиях художественного воображения. Это и порождает магию кино, вытекающую из самого необычного характера движения в анимационном характере фильма. Большое воздействие на зрителя оказывает теневая или силуэтная анимация (ч.1, 00.43.29). В этой сцене - фотовырезки фигур убийц министров, надевающих маски. Или Корней Чуковский и Вольф Жаботинский (ч.1, 00.45.58), где оживают их фотографии и читают стихи, а также - эпизод про русифицированных революцией евреев (00.48.50). То, что эти моменты визуализируются в фильме не при помощи постановки, а техникой «оживления», делает сцену более достоверной, документально подтвержденной, однако не скучной и современной, тогда как при традиционном показе фотоизображений на экране, картинка выглядит мертвой и визуально непривлекательной, «не держит глаз» - по выражению Леонида Парфенова [10]. Интересен так же прием пикселяции - съемки фото в продуманной последовательности и покадровый их монтаж, что оставляет ощущение ирреальности происходящего. Например, в ч.1, 00.17.11 про русских поэтов и художников за чаепитием [9].

Еще один прием, используемый в трилогии и создающий атмосферу аутентичности - особый звуковой ряд. Леонид Парфенов не раз признавался, что очень любит озвучку [6]. Недаром он озвучивал несколько мультфильмов («38 обезьян», «Приключения мистера Пибоди и Шермана»). Поэтому особое внимание он всегда уделял звукоряду в своих проектах. В фильме «Русские евреи» особенная темпоритмическая непрерывность создается не благодаря простой синхронизации звука и изображения. Своеобразный характер знаковых соединений пронзительной скрипки

и звуков удара топора при сцене погромов, карканье ворон, гром и вой ветра при убийстве Троцкого, звуковые повторы как эхолокация (ч.1, 01.05.01 про дело Бейлиса), отдельные звуковые фраз как рефрены (ч.1, 01.01.10) дает особый звукоизобразительный рисунок, сочетает реальные образы с нереальными. Это не озвучивание движения, а «оживление» звука. Он становится самостоятельным выразительным каналом информации и эмоций. На звуковой рад нанизывается изобразительный и в процессе анимирования движение накладывается на звук. Особенно четко этот прием прослеживается во второй части трилогии, когда речь идет о первых лагерях. Здесь уже много кинохроники, а она, как известно, глаз «притягивает» плохо, и авторы большую психоэмоциональную нагрузку перекладывают на аудиальный рад. Он складывается из тревожной музыки, звучащей особенно громко на самых важных словах ведущего, звуков стройки, ударов топора на лесоповале, отдаленных голосов лагерных служащих. Объемный, многокомпонентный звук достраивает скудный видеоряд и создает необходимый эффект погружения. Парфенов называет такой «перехват» внимания «диверсификацией рисков или умением играть на разных барабанах» [4]. Другими словами - задействовать разные каналы восприятия (ментальный, визуальный и аудиальный) для передачи информации и нужного попадания в ожидания аудитории. Следовательно, киноанимация вкупе со звукорядом являет собой художественно-коммуникационную систему, позволяющую визуализировать и развивать неозначенные идеи и транслировать их зрителю.

Еще один, совершенно новый прием, не использованный до этого ни в одной работе Леонида Парфенова - карандашные плоские контурные рисунки. Это чисто мультипликационный прием, такой, как рисованная смерть в ч.1, 00.43.56: черно-белый тонкий плоский штрихованный набросок, схематичный, но легко узнаваемый силуэт). Та же смерть, нарисованная чуть иначе, в деле Бейлиса ч.1, 01.06.14. Эти приемы добавляют мистики, демоничности, ведь именно так воспринимались евреи - иноверцы и чужеродцы - на рубеже веков в неграмотной отсталой России. Сатанинские тени, вырастающие, как в фильмах ужасов (хорроре), как фото Ленина и Троцкого в начале второй части «Русские евреи. 1918-1948гг.), вырастающая фигура того же Троцкого и еще окрашивающаяся в красный цвет. Окончательно погружает нас в жанр ужасов кровь, стекающая по стеклу после погрома в ч.1, 00.42.23. Тот же прием используется в подаче образа смерти сцене дела Бейлиса ч.1, 01.06.14. Стилистических приемов, жанрово созвучных хоррору (фильмам ужасов), вызывающих так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость) в трилогии много [7]. Не новый, но прекрасно работающий - масштабирование: огромные портреты в рамках и внизу - маленькая фигура Парфенова, символизирующая бесправный народ; руки, играющие на пианино и маленькая подставка для нот на переднем плане (ч.1, 00.18.59); фигура Якова Свердлова в полный рост на весь экран и маленькая вешалка с кожанкой в углу, которую потом наденет автор (ч.2, 00.10.00). А мистическим образом вырастающая фигура Троцкого в 1 части 01.19.00. Эти образы четко противопоставлены маленькому человеку, копошащемуся в толпе внизу экрана (ч.2, 00.07.11). Или во второй части на 12-ой минуте, когда толпа мужиков, плавно покачиваясь из стороны в сторону как зомби, наступает на портрет императора Николая Второго и он уменьшается по общему объему в кадре, а толпы становится все больше - такая игра с масштабом работает на смысловом уровне просто отлично! Плюс выколотые глаза царской семьи, гром и молнии, каркающие вороны, низко-бегущие облака, летающие надоедливые мухи (как мемы) в последней части, игра светотени (ч.1, 01.05.01 про дело Бейлиса), использование теневого театра (например, в ч.1, 00.36.38 про убийство министра внутренних дел Себягина). Визуальные и аудиальные приемы погружают аудиторию в мракобесие тех времен, вся античеловечность проникает в зрителя, он начинает чувствовать происходящее «кожей», испытывает глубокое эмоциональное потрясение. Для достижения подобной реакции и были привнесены все вышеперечисленные приемы визуализации.

Традиционно много в фильме используется репортажных приемов (стендапы, интервью, присутствие на месте события). Например, в ч.1, 00.41.41 Леонид Парфенов залезает на крышу, рассказывая про то, как евреи пытались скрыться от погромщиков. Особенности всех появлений в кадре автора в этом фильме в том, что ставшие фирменными проходки по местам событий на сей раз перемежаются графическими решениями по воссозданию локации того времени. Так же в стендап подмонтированы постановочные сцены самого погрома. Парфенов, с присущим ему вниманием к деталям, рисует перед глазами зрителя события тех лет. Технология «флайвай» -

«прямиться на натуре» (т.е. - делать стендап) - фишка Парфенова. В трилогии «Русские евреи» он довел ее до совершенства с применением максимального актерского изобретательства. Условно авторские стендапы можно разделить на две категории: стендап на современной натуре той же локации с рассказом о событиях прошедших лет, либо сам автор становится героем, совершая соответствующие этому герою поступки с характерным предметом в руках. Например, эпизод убийства Троцкого в Мексике, где Парфенов изображает убийцу Рамона Меркадера, неся в руках плащ, скрывающий орудие убийства - ледоруб. Или во второй части трилогии, где на шестой минуте повествования, Парфенов залезает на броневик и, изображая Троцкого, произносит свой стендап на манер призывно-революционной агитки. Еще - отчаянная попытка юнкера Леонида Каннегисера, после убийства председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого, уехать с места теракта на велосипеде: весь этот путь Парфенов проделывает, убегая от преследования (ч.2, 00.17.00). Новое в исполнении стендапа продемонстрировал автор так же в эпизоде в кондитерской Фанконе (ч.1, 00.56.00). Здесь, сидя за столиком сохранившейся по сей день кофейни, автор доверительно и с опаской, приложив ладонь ко рту, шепчет зрителю имя легендарного бандита Миши Япончика, ставшего впоследствии главным героем «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, Беней Криком [2]. Леонид Парфенов в этом стендапе изображает из себя осведомителя и, опасливо оглядываясь по сторонам, как бы боится быть раскрытым, опасается эпикфейла - полного провала. И таких новых технологических приемов в фильме еще много. Сам автор называет подобные появления за столиками каких-то заведений «кофейным неореализмом».

Еще одна новая технология - фэйс-трекинг. Это визуально-графический прием, когда реальные актеры «дарят» мимику и голос портрету. Портрет или фотография при таком приеме частично оживают, превращаясь в видеоизображение с минимальными движениями в кадре [1]. Так, императрица Екатерина II получает возможность зачитать в кадре приказ о позволении евреям селиться на русских территориях, министр Столыпин (ч.1, 00.52.04) смог порассуждать о еврейской нищете, а Ленин поспорить с Троцким. Прием фэйс-трекинга можно разделить на два типа: когда при помощи наложения компьютерной маски на фотографию оживает только лицо прототипа и - актер изображает из себя прототип, а на его лицо накладывается маска. При последнем способе изображение еще может двигать руками и переставлять предметы. Например, во второй части на пятой минуте Троцкий обращается к Ленину с вопросом про свое еврейство. И Ленин и Троцкий выполнены в этом эпизоде при помощи приема фейс-трекинга с актерской игрой. Прекрасно выполнен этот же прием и при «оживлении» речи Ленина во второй части на девятой минуте фильма.

Интересен прием визуализации интерактивных карт совместно со съемкой местности сверху дронами (квадрокоптерами). Карта нанесена на земной шар, по ней движутся стрелки и растекается полупрозрачная полоса - то ли означая территорию расширения границ, то ли кровь жертв, как например в ч.1, 00.38.25 про погромы в Кишиневе.

Хроникальные кадры, которых, конечно, в фильме много, использованы тоже стилизовано. Цветовая тональность, многослойность изображения, наложение полупрозрачных слоев, светотени, силуэтные образы, видеопроекции, комбинаторные съемки (комбинированные), подцвеченные и подсвеченные фотографии. Например, во второй части 00.06.53 используется многослойность при показе двух фото авторов марша «Красная армия всех сильней!» Самуила Покраса и Павла Григорьева-Гринштейна. Помимо фото самих авторов, в кадре присутствует слой партитуры марша, бегущей строкой показан текст и силуэты красноармейцев. Или хроникальные кадры помещаются внутрь полупрозрачной красной звезды (ч.2, 00.43.00), когда речь идет о евреях, представлявших страну Советов на международной арене. Театр теней, как прием визуализации, хорошо показан в сцене убийства Троцкого ледорубом (ч.2, 01.38.37). В общей стилистике просматриваются неяркие тона, практически все изображения - черно-белые, только красный цвет приливается к ним, как символ террора и цвет пролитой крови. Традиционно много внимания уделено бытовым деталям. Во время погрома 1905 года — это синий таз, который кидали под ноги бегущим в ужасе евреям, и он уморительно гремел, в деле Бейвиса - интересная и совсем неизвестная история личного расследования Александра Красовского, который пытался найти настоящего убийцу Андрюши Ющинского, но до войны так и не успел.

Список литературы

1. Альперина, С. Новый фильм Леонида Парфенова «Русские евреи» выйдет в мировой прокат [Электронный ресурс] / С. Альперина. - URL: https://rg.ru/2016/03/29/nazvana-data-premery-filma-leonida-parfenova-russkie-evrei.html.

2. Бабель, И.Э. Одесские рассказы [Текст] / И. Э. Бабель // Авторский сборник «Конармия». -М.: Правда, 1990.

3. Введение в экранную культуру: новые аудиовизуальные технологии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riku.ru/bibl1/audio_viz/gloss.htm.

4. Дудь, Ю. Парфенов - о преемнике, Серебренникове и мате [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=t6i4ElZV1K0.

5. Иванов-Вано, И. П. Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов [Текст] / И. П. Иванов-Вано // Киноведческие записки. - № 80. - М., 2006. - С. 174.

6. Леонид Парфенов озвучил собаку [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kinoteatr.ru/ kino/news/y2014/2-7/4871/.

7. Огнева, И. Что такое хоррор? [Электронный ресурс] / И. Огнева. - URL: https://shkolazhizni. ru/culture/articles/42519/.

8. Парфенов, Л. Г. Русские евреи. Фильм первый. До революции [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов. - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=LDHTXmnllLk.

9. Работы молодых аниматоров собраны на выставке «Потолок» [Электронный ресурс]. -URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/138482/.

10. Цветкова, В. Парфенов 18+ [Электронный ресурс] / В. Цветкова. - URL: http://www.ng.ru/ antrakt/2016-04-15/9_parfenov.html.

11. Цулая, Д. Леонид Парфенов об интересе к нон-фикшн, евреях и Майкле Муре [Электронный ресурс] / Д. Цулая. - URL: https://www.kinopoisk.ru/interview/2757452/.

12. Цыпышева, В. Отбор способов реконструкции событий в документальном фильме [Электронный ресурс] / В. Цыпышева. - URL: http://www.informio.ru/publications/id3062/0tbor-sposobov-rekonstrukcii-sobytii-v-dokumentalnom-filme.

VISUALIZATION OF HISTORICAL EVENTS IN THE PROJECTS OF LEONID PARFENOV

Futerman E. B., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The article considers new technologies for visualization of historical events and images in the situation of the lack of documentary personnel. In addition to the traditional setting in this case, the methods of face tracking, infographics, «shadow theater», animated photographs, 2D animation, interactive maps, etc. are used. Game reconstructions in the new style: they can be something close to the newsreel, then turn into screen images relevant to the plot of objects, buildings, human silhouettes. Dozens of historical figures with their true quotes. To make it really evidence from the first person, face-tracking technology is used. Professional actors «give» facial expressions, gestures, voice and articulation to famous portraits.

All three parts of the film demonstrate to the viewer work with photo-images of various nature, without revealing the secrets of expressive animation. The new technology is face-tracking. This is a visual-graphic reception, when real actors «give» facial expressions and voice portraits. The portrait or photo with this reception is partially revived, turning into a video image with minimal movements in the frame. Thus, Empress Catherine II gets the opportunity to read out in the frame an order to allow Jews to settle in Russian territories, Minister Stolypin (p. 1, 00.52.04) was able to speculate about Jewish poverty, and Lenin to argue with Trotsky. All these methods of visualization are examined with examples and in detail.

Keywords: game reconstruction, pixelation, flat puppet, face-tracking, shadow theater, photo-transformation, eclair method.

References

1. Alperina, С. Novyyfil'mLeonidaParfenova «Russkiyeyevrei» vyydetv mirovoyprokat [=New film by Leonid Parfenov «Russian Jews» will be released in the world], available at: https://rg.ru/2016/03/29/ nazvana-data-premery-filma-leonida-parfenova-russkie-evrei.html, accessed 23.02.2018. (In Russ.).

2. Babel, I.E. (1990) Odesskiye rasskazy [=Odessa stories], in: Avtorskiy sbornik «Konarmiya» [=Author's collection «Konarmiya»], Moscow. True, 295 p. (In Russ.).

3. Vvedeniye v ekrannuyu kul'turu: novyye audiovizual'nyye tekhnologii [=Introduction to screen culture: new audiovisual technologies], available at: http://www.riku.ru/bibl1/audio_viz/gloss.htm, accessed 25.02.2018. (In Russ.).

4. Dud, Y. Parfenov - o preyemnike, Serebrennikove i mate [=Parfenov - about the successor, Serebrennikov and mate], available at: https://www.youtube.com/watch?v=t6i4ElZV1K0, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

5. Ivanov-Vano, I. P. (2006) Primeneniye eklernogo metoda v proizvodstve risovannykh fil'mov»[=The use of the eclair method in the production of hand-drawn films], in: Kinovedcheskiye zapiski [=Notes of movies], no. 80, Moscow, 174 p. (In Russ.).

6. Leonid Parfenov ozvuchil sobaku [=Leonid Parfyonov voiced the dog], available at: http://www. kinoteatr.ru/kino/news/y2014/2-7/4871/, accessed 22.02.2018. (In Russ.).

7. Ogneva, I. Chto takoye khorror? [=What is horror?], available at: https://shkolazhizni.ru/culture/ articles/42519/, acessed 21.02.2018. (In Russ.).

8. Parthenov, L. G. Russkiye yevrei. Fil'm pervyy. Do revolyutsii [=Russian Jews. The film is the first. Before the Revolution], available at: https://www.youtube.com/watch?time_ continue=8&v=LDHTXmnllLk, accessed 20.02.2018. (In Russ.).

9. Raboty molodykh animatorov sobrany na vystavke «Potolok» [=The works of young animators are collected at the exhibition «Ceiling»], available at: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/138482/, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

10. Tsvetkova, V. Parthenov 18+ [=Parthenov 18+], available at: http://www.ng.ru/ antrakt/2016-04-15/9_parfenov.html, accessed 28.02.2018. (In Russ.).

11. Tsulaya, D. Leonid Parfenov ob interese k non-fikshn, yevreyakh i Maykle Mure [=Leonid Parfenov about interest in non-fiction, Jews and Michael Moor], available at: https://www.kinopoisk.ru/ interview/2757452/, accessed 18.02.2018. (In Russ.).

12. Tsypysheva, V. Otborsposobov rekonstruktsii sobytiy v dokumental'nomfil'me [=Selection ofways to reconstruct the events in the documentary], available at: http://www.informio.ru/publications/id3062/ Otbor-sposobov-rekonstrukcii-sobytii-v-dokumentalnom-filme, accessed 01.03.2018. (In Russ.).

Футерман Евгения Борисовна - начальник отдела электронных СМИ УСО; заведующая Ме-диалабораторией кафедры журналистики и массовых коммуникаций, старший преподаватель, Челябинский государственный университет, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.