Научная статья на тему 'Визуализация информации средствами сетевых сервисов'

Визуализация информации средствами сетевых сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / КОНТЕКСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / VISUALIZATION / NETWORK SERVICES / CONTEXT INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленкова И. В.

В данной статье представлены варианты использования интерактивных сетевых сервисов для визуализации контекстной информации. На конкретных примерах описывается применение данных технологий для представления учебной информации в более наглядном и доступном для восприятия и запоминания виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF INFORMATION BY MEANS OF NETWORK SERVICES

This article presents the use of interactive network services for visualizing context information. Specific examples describes the use of these technologies for presentation of educational information in a more visual and accessible for perception and memorizing.

Текст научной работы на тему «Визуализация информации средствами сетевых сервисов»

Беленкова И.В.,

Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ

СЕРВИСОВ

Аннотация

В данной статье представлены варианты использования интерактивных сетевых сервисов для визуализации контекстной информации. На конкретных примерах описывается применение данных технологий для представления учебной информации в более наглядном и доступном для восприятия и запоминания виде.

Ключевые слова: визуализация, сетевые сервисы, конктекстная информация

Belenkova I. V.,

Branch rgppu in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

VISUALIZATION OF INFORMATION BY MEANS OF NETWORK

SERVICES

Abstract

This article presents the use of interactive network services for visualizing context information. Specific examples describes the use of these technologies for presentation of educational information in a more visual and accessible for perception and memorizing.

Keywords: visualization, network services, contexta information

Говорят, один рисунок стоит тысячи слов, и это действительно так, но при условии, что рисунок хороший.

Боумен У.Дж.

Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с действующими запросами общества, которые предъявляются к образованию, или нет, однако адаптировать методические приемы к современному образовательному процессу необходимо, поскольку методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя «хорошо работающие старые

приемы» - одним из которых является визуализация. Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Я. А. Коменский, М. И. Махмутов, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, И. Я. Лернер. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах С. В. Арановой, А. А. Вербицкого. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны, В. Лаптев, и др.

Стоит сказать о том, что само по себе понятие «визуализация» происходит от латинского слова visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Понятие «визуализация информации» определяется как представление числовой и текстовой информации в виде графиков, структурных схем, таблиц, диаграмм, карт и т.д. Однако в таком виде понятие предполагает визуализацию лишь в качестве процесса наблюдения и предполагает сравнительно небольшую мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию.

Немного с другой позиции дают определение визуализации известные авторы педагогических концепций (теории схем - Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов - Ч. Фолкер, М. Минский и др.). Они представляют этот феномен как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции. Аналогичным образом понятие визуализации понимает Вербицкий А.А. [1]: «Процесс визуализации -это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий».

Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека. Процесс разворачивания мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план представляет собой проекцию психического образа.

Примеры наглядности и визуализации всегда широко применялись в образовании уже давно: опорные схемы и таблицы [6], оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели, дидактические наглядные пособия, «педагогический рисунок» на доске, метапланы [8].

Сегодня на практике используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causal chains).

Большинство психологов сходятся в едином мнении, что новая информация намного лучше усваивается и запоминает тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Таким образом, визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогически значимых задач, а именно:

- обеспечить интенсификационный процесс обучения;

- активизировать учебную и познавательную деятельность обучаемых;

- организовать процесс формирования и развития критического и визуального мышления, а также зрительного восприятия информации;

- организация процесса передачи знаний и распознавания образов;

- повышение уровня визуальной грамотности и визуальной культуры у обучаемых.

В практике преподавания выделено несколько направлений визуализации учебного контента, которые представляют собой примеры организации образовательной деятельности:

- закрепление пройденного учебного материала в виде текста или графического изображения, а также систематизация компьютерной графической информации;

- образного представления новой учебной информации как иллюстрации, в виде схем, таблиц, графиков, рисунков, графических образов и

др.;

- подготовка обучаемых к сохранению интеллектуальной собственности способами самостоятельной, творческой деятельности по приобретению знаний;

- интерпретирование учебной информации, превращение учебного контента в удобные для запоминания и хранения в памяти схемы и конструкты

[5].

Набор инструментов визуализации достаточно обширен - от простейших линейных графиков до сложных отображений множества связей [2]. В качестве инструментов сегодня широко используют сетевые сервисы для учебной деятельности. Среди них можно выделить:

Создание схем и диаграмм. www.Схемо.рф (см. рис. 1).

О !_ «ут.схемо.р<£> " ¡и -рпеИд.тт!

yirelai.ru/dcfcOsr« и "'' ' yando.ru/dcb»!«) » [^¡УёЬ^^Д

-

I

- Маз1егз Degree

, - —-ИДЕЯ ПОЕКТА □ваш

V /

3

\ ь

1_г>0у« Ьг_«гЦ4Э0 2- рй' " С

Рис. 1. Сервис Схемо.рф

Создание интерактивных он-лайн презентаций Prezi.com Создание видеоинструкций. http://xplainto.me/

. no.ni.5iu.« .г— - I -.-Г,г-..».-«., I "Я Ьс.ыгг « Д- ИДУЧШИЕ ПШЛПИ Я.У Ойалаашп.-просто » * . ^

При««» В мире Делай о». Кяяжи»й «туб

Г

1 - е 1 8 о О

Л сея" ЁПЯ

Н£ ПОНИМЛКГТ КЛ Чтлг^он^мнлм.. ОЧЕНЬ МН"отТ^Цмм}

-_ " .г.': ' С I..-—. ^ - Г ' Р ГАЯ

е а 'з ©га 81 ^ I в | -.щ

Рис. 2. Сервис хрЫПю.те Создание графиков http://graphing.ru/

Создание интерактивных плакатов Glogster http://blog.edu.glogster.com/ Рисование и создание графиков Сасоо.тот Визуализация рефлексии по ключевым словам Wordle.net/ Построение кластеров www.Bubbl.us

иучвбноп I х ' [Я yAvw.Bubbl.ut— Янде*1 * J fei bubbl.u

С d https://bubbl.us

ыь^еУеве!

boDbl.us

Brainstorming made simple

Start

Brainstorming

T

"Tj u.leflure.pdf

Create and collaborate

Export your work as an Image ш ^

Add mind map to your website s \

" ^ Ieetuie2.pdf * {■" Вшудлииция д»к....Ьп

On the go

Now available on the ¡OS

6" Ви5>чпинция инф..,.1«т1 " Ç Г,6. Лаврентьев -.

Рис. 3. Сервис Bubbl.us

Интеллектуальные карты http://www.mindmeister.com/ru Создание видеоинструкции http://screencastle.com/ Облако тегов tag cloud http://tagul.com Список может быть продолжен.

Обучение с применением таких облачных информационных технологий для визуализации способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет по-новому, по сравнению с традиционным обучением, организовать образовательный процесс [4].

Таким образом, сегодня становится намного проще модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Одним из важнейших направлений применения информационных коммуникационных технологий в образовании является использование возможностей визуализации практически любой информации, что позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации.

Не следует сегодня игнорировать визуализацию, в том числе и на уроках, так как она способствует развитию образно-эмоциональной памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов различных исследований. Тем более, что информационные технологии сегодня позволяют справляться с визуальным представлением информации достаточно просто.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение DOC. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Ветров Ю. Визуализация данных: классификация. [Электронный ресурс] - URL: http://experiment.ru/technologies/data-visualization-1/ (дата обращения 9.02.2015).

3. Вылегжанина И.В. Дидактические возможности ИКТ. [Электронный ресурс] - URL: http://itedu.do-vggu.ru/?p=79 (дата обращения 7.02.2015).

4. Ивашова О.Н., Яшкова Е.А. Применение облачных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. - 2015. - № 1; URL: nip.esrae.ru/ru/6-16 (дата обращения: 31.07.2016).

5. Макарова Е.А. Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства. [Электронный ресурс] - URL: http://oprb.ru/data/partner/6/message/RR9f14_3049.pdf (дата обращения 10.02.2015).

6. Сигналы помощники. [Электронный ресурс] - URL: http://videouroki.net/filecom.php?fLleid=98666789 (дата обращения 7.02.2015).

7. Систематизация методов визуализации [Электронный ресурс] -URL: https://sites.google.com/site/mkiktkm/sistematizacia-metodov-vizualizacii (дата обращения 7.02.2015).

8. Формы наглядного представления учебной информации [Электронный ресурс] - URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения 7.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.