3. Семенова З. В. Углубленное обучение информатике: истоки и тенденции развития: моногр. Омск: изд-во ОмГТУ, 2003. 176с.
4. Яцюк Т. В. Практические задачи по теме «Передача информации» // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 6 (25). С. 236-238.
5. Леоньтьев А. В. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Проблемы, 1976. 304 с.
6. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с.
7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 361 с.
9. Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
10. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучении. М., 1981.
11. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., Педагогика, 1971. 193 с.
12. Смирнова И. М. Личностная ориентация процесса обучения [Электронный ресурс]. URL: http:// geometry2006.narod.ru/Art/Lichnost.htm (дата обращения 29.09.13).
13. Великович Л. С. Информатика в стихах для детей [Электронный ресурс]. URL: http:// inf.1september.ru/article.php?ID=200601300 (дата обращения: 29.09.13).
14. CD-R // Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/CD-R (дата обращения 29.09.13).
15. CD-R диски в вопросах и ответах // Media-R-Us [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvd-r. ru/technology/cdr_faq/cdr_faq.htm (дата обращения 29.09.13).
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ UML-ДИАГРАММ
BUSINESS PROCESSES VISUALIZATION OF TRAINING BY UML-DIAGRAMS
О. П. Михеева
В статье рассматривается системно-деятельност-ный подход формирования ИКТ-компетенций педагогических работников в вопросах проектирования и графического представления бизнес-процессов образовательного учреждения. Описывается опыт пилотного проекта по сетевому обучению педагогов способам стандартизированного моделирования и описания бизнес-процессов образовательного учреждения, полученный в ходе реализации мастер-класса «Визуализация бизнес-процессов учебной деятельности средствами иЫЬ-диаграмм», который проводился в рамках конференции «Новая школа: мой маршрут» осенью 2012 г.
Ключевые слова: ФГОС, сетевое обучение, иЫЬ-диаграммы, бизнес-процессы в образовании, Веб 2.0.
O. P. Mikheeva
The article considers the system-activity approach of forming the ICT competences of pedagogical workers on issues of design and graphical representation of business processes of an educational institution. It describes the experience of the pilot project on on-line learning of teachers to standardized modeling techniques and describing business processes of educational institutions, received in course of workshop "Business processes visualization of training by UML-diagrams", that was held at the conference "New School: my route" in the fall of 2012.
Keywords: FSES, on-line learning, UML-diagrams, business processes in education, Web 2.0.
Современный этап развития российского образования определяется Законом об образовании и комплексом Федеральных государственных образовательных стандартов. Новые стандарты для всех уровней образования и форм обучения определяют конкретные требования к результатам освоения основной образовательной программы. Основополагающими характеристиками дидактики нового образова-
ния названы личностная, метапредметная и предметная составляющие.
Личностное направление рассматривает процесс обучения с нравственно-эстетической позиции и предполагает готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметная составляющая дидактической системы формирует способность учащихся к использованию межпредметных понятий в познавательной и социальной практике учащихся, что, в свою очередь, приводит к получению навыков самостоятельной работы в планировании и осуществлении учебной деятельности, а также к организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Развитие предметных компетенций позволяет сформировать у учеников целостное представление о мире и обеспечить их общеобразовательную подготовку в ходе получения новых знаний, освоения умений и приобретения навыков, специфических для данной предметной области. Более детальное знакомство с учебным предметом позволяет систематизировать знания по предмету, познакомиться с основами наук и способов действий, присущих данному учебному предмету, что позволяет ученикам определить область интересов для последующего профессионального образования [1].
Выполнение дидактических требований образовательного стандарта предполагает использование новых форм и методов обучения, которые становятся доступными благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий. Для совершенствования российской образовательной системы необходимо разностороннее профессиональное развитие учителей, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, современный педагог должен обладать различными ИКТ-компетенциями, в числе которых особо выделяют: понимание роли ИКТ в образовании, организация и управление образовательным процессом и профессиональное развитие [2].
Профессиональные ИКТ-компетенции учителя способствуют развитию ИКТ-грамотности учащихся в мере, необходимой для производства новых знаний. Знакомство учителей с современными технологиями, используемыми в разных сферах информационного общества, позволит повысить их профессионализм и адаптировать к новым реалиям. Так, понятие бизнес-процесса, пришедшее из сферы экономики, активно используется во многих областях современной действительности, в том числе и в образовании. Под бизнес-процессом подразумевается любой процесс, приводящий к определенному результату. Каждый бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Моделирование и построение бизнес-процесса позволяет исключить любые необязательные или лишние активности, структурировать информацию о некотором объекте и определить пути оптимизации проектируемого процесса.
Применительно к учебному учреждению бизнес-процессом можно считать любую административную, организационную, учебную, внеучебную деятельность: подготовка к аттестации учебного заведения, организация выпускного вечера, написание диктанта, сдача ЕГЭ, проведение урока, субботника, родительского собрания и тому подобное.
Описание бизнес-процесса осуществляется специально разработанными и стандартизированными методами, среди которых наиболее популярными являются графические средства представления, например, такие, как диаграммы UML. UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования) является языком графического описания объектных моделей и изначально использовался в области разработки программного обеспечения. На сегодняшний день UML является языком широкого профиля, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели любой системы, называемой UML-моделью. Его используют для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.
Диаграммы UML-модели строятся по определенным правилам, позволяя наглядно и компактно представить большой объем структурированной информации. Использование UML-диаграмм в организационных и презентационных документах является показателем высокой ИКТ-грамотности любого специалиста, в том числе, и преподавателя.
Информатизация образования приводит к изменению традиционной роли преподавателя, к появлению новых методов и организационных форм повышения квалификации педагогов. Использование глобальных сетей и их сервисов позволяет проводить повышение квалификации педагогов вне зависимости от времени и расстояния. В сообществе учителей Образовательная Галактика Intel http://edugalaxy.intel.ru/ постоянно организуются различные мероприятия, направленные на повышение ИКТ-компетентности педагогических кадров. Познавательный процесс сообщества строится на основе сетевого обучения, являющегося новой формой дистанционного обучения. Согласно ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» под сетевым обучением (on-line learning) понимают обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети. При сетевом обучении используются различные он-лайн-сервисы, особый акцент делается на совместную (коллаборативную) деятельность учащихся при выполнении заданий курса.
Технология сетевого обучения использовалась при проведении мастер-класса, который проходил в рамках конференции «Новая школа: мой маршрут» осенью 2012 г. и знакомил преподавателей с современными ИКТ-тенденциями формализованного описания учебно-воспитательного процесса. Цель мастер-класса заключалась в формировании представления о способах структуризации информации в виде бизнес-диаграмм и возможности ее визуализации средствами сервисов Веб 2.0.
В ходе работы мастер-класса перед слушателями были поставлены следующие задачи:
• знакомство с основами UML-моделирования на примере бизнес-процессов образования;
• формирование практических навыков обработки и моделирования знаний предметной области с ис-
пользованием специальных моделей и нетрадиционных объектов;
• создание UML-диаграмм учебно-воспитательного процесса средствами сервисов Веб 2.0.
Для организации обучения использовались технологии облачных сервисов. Организация и проведение мастер-класса осуществлялось на платформе сервисов Google: сайт для информационной поддержки, диск для хранения работ участников и группа для обмена мнениями. Для построения UML-диаграмм применялись сервисы http://www. gliffy.com, https://www.draw.io, https://cacoo.com, последний ресурс оказался наиболее популярным среди слушателей, что можно объяснить дружественным интерфейсом, простотой в освоении и возможностью совместной работы над диаграммой несколькими участниками.
В мастер-классе принимали участие методисты, учителя, педагоги дополнительного образования, то есть слушатели ранее незнакомые с методологией UML. В ходе работы мастер-класса слушатели осваивали основы бизнес моделирования и учились представлять бизнес-процессы средствами UML-диаграмм. В качестве итоговой работы предлагалось построить UML-диаграм-мы моделирующие бизнес-процессы, происходящие в образовательном учреждении. Представленное слушателями разнообразие диаграмм позволяет сделать вывод о том, что UML-диаграммы можно использовать для описания любого процесса, происходящего в учебно-воспитательном учреждении всех профилей и форм обучения. Познакомиться с работами слушателей можно по ссылке http://goo.gl/Ktvlu.
Анализ диаграмм, создаваемых участниками в ходе мастер-класса, позволяет выделить некоторые общие ошибки, характерные для всех начинающих пользователей UML.
Ошибка первая - несоответствие графической реализации диаграмм правилам UML. Слушатели пытались использовать сервисы инфографики как возможность
продемонстрировать имеющиеся художественно-эстетические навыки и умение работать с онлайн-сервисами, в то время как от них требовалось лишь точное исполнение формальных правил визуального моделирования. Желание нарисовать красивую картинку вместо 11М1--диаграммы, где каждый элемент имеет стандартизированное обозначение и запрещено неоднозначное трактование терминов и символов при описании бизнес-процесса, удалось нейтрализовать тезисом «Чертеж, а не рисунок!». Данная ошибка легко поддавалась корректировке и не вызывала особых проблем в дальнейшей работе.
Ошибка вторая - несоответствие выбранной терминологии отображаемому бизнес-процессу. У слушателей возникали затруднения с точной формулировкой характеристик бизнес-процесса. Например, при построении 11М1--диаграммы «Написание учебного исследования» изображается бизнес-процесс, описывающий реализацию ученического исследования от этапа его организации до презентации полученных результатов. Термин «написание» в общем смысле трактуется как процесс изложения результатов исследования на бумаге или цифровом носителе. Смоделированный процесс изображает действия, характеризующие организацию учебного исследования, а не его написание, следовательно, и должен называться соответственно. При создании модели также важно указать, для кого строится бизнес-процесс. Модель процесса «Написание учебного исследования» с позиции ученика не совпадет с одноименным процессом с точки зрения руководителя или организатора исследования.
После совместных консультаций и коллективных обсуждений разработанных диаграмм, слушателям удалось вникнуть в суть понятий бизнес-моделирования и грамотно визуализировать разработанные модели. В качестве примера работ слушателей представлены два вида 11М1--диаграмм. На рис. 1 изображена диаграмма преце-
У^гтьпь. Ь:
РУКОВОДЩЦИИ написанием ушмичосята исспедоинил
Рис. 1. Диаграмма прецедентов бизнес-процесса «Написание учебного исследования»
Создание курсовой работы
При вести 8 соответствие с требованиями
Работа соответствует требованиям?
НЕТ
I
ДА
Защита курсовой работы
Рис. 2. Диаграмма действий бизнес-процесса «Создание курсовой работы»
дентов с позиции ученика, автор Рачинская Ю.О. Диаграмма прецедентов описывает функциональное назначение системы, то есть то, что бизнес-система должна делать в процессе своего функционирования.
На рис. 2 показана диаграмма действий бизнес-процесса «Создание курсовой работы» с позиции слу-
2.
шателя курсов повышения квалификации работников образования, автор Г. В. Михайлова. Диаграмма действий представляет алгоритм выполнения заданий при выполнении диаграммы прецедентов данного процесса. Представленная диаграмма наглядно и многомерно показывает технологию создания курсовой работы слушателем, демонстрируя весь перечень запланированных учебных заданий, последовательность их реализации и периодичность выполнения.
Приведенные в качестве примеров UML-диаграммы участников мастер-класса по визуализации образовательных бизнес-процессов позволяют констатировать доступность освоения данной темы непрофессиональной аудиторией. Результаты выходного анкетирования слушателей продемонстрировали положительную оценку полученных ими практических навыков, а большинство участников мастер-класса считают, что UML-диаграммы следует использовать в деятельности педагога для знакомства учеников с профессиональным подходом к моделированию и описанию бизнес-процессов, а также для повышения статуса ИКТ-компетентности учителя. В продолжение знакомства с темой графического представления бизнес-процессов в образовании можно рекомендовать изучение других методологий, например IDEF0, которая отображает и анализирует модели деятельности сложных систем в различных ракурсах.
СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы (дата обращения 09.04.2013).
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/321 4694/ (дата обращения 09.04.2013).