ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
FORMATION OF THE ABILITY OF JUNIOR SCHOOL STUDENTS TO STRUCTURE INFORMATION AT ICT AND COMPUTER SCIENCE LESSONS
Н. А. Сапрыкина
В статье представлено определение и состав умения структурировать информацию. Делается вывод о том, что формирование данного умения целесообразно реализовать, основываясь на принципе вложенности следующих групп умений: центрирования, группировки и реорганизации.
Ключевые слова: начальная школа, формирование умений, уроки по информатике, умение центрирования, группировки и реорганизации.
В рамках программы развития универсальных учебных действий умение структурировать знания рассматривается как общеучебное познавательное действие [1].
Во множестве общеучебных познавательных действий, совокупности обобщенных действий обучающегося и относящихся к ним умений и навыков учебной работы указано такое умение, как «выделение существенных пространственно-графических или знаково-символиче-ских характеристик объекта и их преобразование». Целью овладения таких действий является обеспечение обучающихся способностью самостоятельного усвоения знаний, умений и компетентностей [2].
З. В. Семенова отмечает, что «информатика позволяет вносить значительных вклад, в формирование указанных умений» [3, с. 142], которые, как указывает Т. В. Яцюк, являются основополагающими в процессе обучения информатике в средней школе [4].
В концепции деятельности А. Н. Леонтьева [5] умение - это процесс, последовательность действий; сложное устойчивое образование, совокупность системы знаний и навыков, способов внутренней возможности наиболее эффективного выполнения деятельности.
В психолого-педагогической литературе интеллектуальные умения встречаются в качестве синонимов к терминам «логические приемы мышления», «приемы мыслительной деятельности», «межпредметные умения», «приемы умственной деятельности», «мыслительные операции». Такие формулировки можно встретить у Ю. К. Бабанского, М. Вертгеймера, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. Н. Кабановой-Меллер, М. Н. Скаткина [6-11].
А М. Вертгеймер, описывая существенные факторы мышления, называет следующие: группировка, центрирование и реорганизация. Для понимания процесса струк-
N. A. Saprykina
The article presents the definition and composition of skills to structure information. It is concluded that the ability of formation of the advisable skills is based on the principle of nested groups of skills: centering, grouping and reorganization.
Keywords: primary school, formation of learning activities, computer science lessons, skills of centering, grouping and reorganization.
турирования информации, на наш взгляд, эти операции являются наиболее важными.
Центрирование - это определение структурно-центральных и второстепенных элементов, их индивидуализация, конкретизация и оценка. Требуемые для этого мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
Группировка - это «понимание структурной иерархии, способность отделить внешние признаки от структурных характеристик», для выполнения этого действия необходимы следующие мыслительные операции и действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, типизация, поиск аналогии, систематизация элементов.
Реорганизация - это изменение структуры в соответствии с особенностями информации, подразумевает перегруппировку, распределение элементов, составление списка, таблицы или схемы. Для «реорганизации» важны такие мыслительные операции, как анализ, синтез, общение, систематизация.
Структурирование информации - это процесс выделения главных и второстепенных информационных объектов и их связей, результат которого может быть использован для представления в различных формах и видах.
Умение структурировать информацию - это владение совокупностью определенных мыслительных операций: группировки, центрирование, реорганизации.
Ученые рассматривают понятие «формирование» как «процесс развития под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды» [12]. Таким образом, под процессом формирования умения структурировать информацию следует понимать совершенствование и закрепление умения отделять существенное от несущественного под воздействием целенаправленного педагогического процесса организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, в состав которого входит комплекс специально созданных и отобранных заданий, направленная на развитие этого умения.
Формирование умения структурировать информацию целесообразно начинать с операции центрирования, так как это основная операция, которая предполагает выделение главных, «центральных элементов». Очевидно, что группировка (объедение по какому-либо признаку) или реорганизация (преобразование) информационных структур требуют сформированности такой операции мышления, как центрирование, а для выполнения младшеклассником реорганизации необходимо, чтобы он владел предыдущими двумя операциями. Таким образом, назовем это принципом вложенности при развитии умения структурировать информацию у младших школьников (рис. 1).
Для формирования операции центрирования подходят задания на выделение главного, второстепенного объекта, его основных и незначительных признаков, типов связей, озаглавливание группы, списка, столбцов, строк таблицы, схемы, информационной статьи, ссылок, создание оглавления. Группировка основывается на центрировании и отрабатывается в заданиях на систематизацию, обобщение, классификацию, селекцию, упорядочивание, сортировки элементов, дифференциацию, индивидуализацию, типизацию, конкретизацию главных и второстепенных объектов и их основных и второстепенных признаков, а также поиска аналогий. Операция реорганизации является самой сложной и поэтому отрабатывается самой последней, так как требует уже развитых операций группы центрирования и группировки для перехода от линейного текста к гипертексту, оптимального представления и оформления выделенных объектов, перегруппировки и распределения главных и второстепенных элементов, их признаков по спискам, таблицам, схемам, информационным статьям, ориентирования в таблице, списке, схеме, информационных статьях.
Далее приведем примеры заданий, выполнение которых способствует развитию умения структурировать информацию. Рассмотрим задания по структурированию информации, предлагаемые во втором классе.
В качестве информационного материала для структурирования взято стихотворение Л. С. Великович [13].
Задания, направленные на формирование операции центрирования (1-8), группировки (2-6, 8) и реорганизации (5-6, 8).
Школьникам предлагается следующая ситуация. Бура-тино заинтересовался информатикой и попросил Мальвину помочь ему в изучении этого предмета. Для лучшего понимания и запоминания она стала преподавать информатику в стихах, которые она когда-то учила. Недавно Мальвина уехала на гастроли и попросила вас, ребята продолжить обучать Буратино информатике. К сожалению, она не успела проверить правильность выполнения заданий и послать новое.
У нас есть отрывки черновиков четырех писем Маль-вины и три ответа Буратино. Нам с вами необходимо понять, чему именно в данный момент необходимо обучать Буратино, чтобы проверять правильность выполнения им заданий, а также переписать последний черновик и отправить его Буратино.
Центрирование
Рис. 1. Принцип вложенности при развитии умения структурировать информацию у младших школьников
После выполнения задания необходимо сверять ответы детей с ответами Буратино.
1. Дано стихотворение (черновик) и ответ Буратино. Прочитайте и определите (выделите) главный объект, о котором идет речь в нем (Чему хотела научить Мальвина Буратино?).
И третий кит нам интересен, Подробно речь о нем пойдет, Его, держащего планету, Все Информацией зовут. Ответ: Информация.
Буратино прислал ответ: Информация.
2. Дано стихотворение (черновик) и ответ Буратино. Выделите группу главных объектов. Озаглавьте ее. О чем этот черновик?
Подробно речь о нем пойдет, Он - книги ...., Он и газеты, и журналы, Он и кассеты,
Он календарь и он плакат.
Ответ: Носители информации - книга, газета, журнал, кассета, календарь, плакат.
Буратино прислал ответ - «Информация находится на таких носителях, как книги, газеты, журналы, кассеты, календари, плакаты».
3. Дано стихотворение и ответ Буратино. Прочитайте и выделите главные и второстепенные объекты. Объедините объекты в группы и озаглавьте их. (О чем хотела сказать Мальвина в этом черновике?)
И третий кит нам интересен, Подробно речь о нем пойдет, Он - книги и разливы песен, И фильм, что вечером идет. Он и газеты, и журналы, Он радио и Интернет, Как плохо без него бы стало, Он знание и жизни свет. Он фонотеки и кассеты, Он календарь и он плакат, Так угадал ты имя это? О ком беседуем мы тут? Его, держащего планету, Все Информацией зовут.
Ответ: Носители информации - книга, газета, журнал кассета, календарь, плакат. Источники информации: разливы песен, радио, фильм, интернет.
Ответ Незнайки тот же.
Как уже говорилось, последний черновик не был послан. Стихотворение получилось слишком большое, и много незнакомых слов было в нем. Отправить письмо со стихотворением, дополнительной информацией и изображениями по почте целиком не получится, а без пояснений Буратино может запутаться. Мальвина просит вас, ребята, выделить и объяснить незнакомые слова и как-то разделить информацию для пересылки в письме по частям. На одной станице письма может поместиться только 7 строк текста или 3 строки текста и рисунок.
4. Дано стихотворение. Прочитайте и выделите группу незнакомых объектов. Составьте список.
И третий кит нам интересен,
Подробно речь о нем пойдет,
Он - книги и разливы песен,
И фильм, что вечером идет.
«Мобильник» он, e-mail и чат.
Он и газеты, и журналы,
Он фонотеки и кассеты, /"' __
Он радио и Интернет, \
Как плохо без него бы стало, .
Он знание и жизни свет.
Он календарь и он плакат,
Он CD-R'bi и дискеты.
О ком беседуем мы тут?
Его, держащего планету,
Все Информацией зовут.
Ответ:
Незнакомые слова
• e-mail,
• чат,
• CD-R,
• дискеты,
• кассеты
• фонотека.
Далее необходимо разделить детей на группы. Каждой группе дать пример оформления сноски, информационный материал для анализа по составленному списку незнаковых слов. Одна группа работает CD-R^, другая - фонотекой и так далее. Приведем пример для одной из групп.
5. Найдите, подберите и отредактируйте пояснение к непонятным словам для Буратино.
CD-R (записываемый компакт-диск в русской разговорной речи «чистый диск») - разновидность компакт-диска (CD), разработанная компаниями Philips и Sony для
однократной записи информации. CD-R поддерживает все возможности стандарта плюс к этому позволяет записать данные [14].
Записываемые компакт-диски, или CD-R, — это диски, произведенные по технологии, позволяющей пользователю самому создать собственный компакт-диск в одном из индустриальных форматов [15].
6. Оформите страницу письма с пояснением (рис. 2).
Он календарь и он плакат, Он CD-R'bi1 и дискеты.
0 ком беседуем мы тут? Его, держащего планету, Все Информацией зовут.
1 CD-R — компакт-диск для однократной записи информации
Рис. 2. Результат структурирования информации (задание 6)
7. Найдите и подберите изображения, к выделенным объектам (рис. 3).
Рис. 3. Изображения для задания 7
8. Оформите страницу письма с пояснением и изображением (рис. 4).
Таким образом, опыт преподавания свидетельствует: если обучение происходит на основе последовательного выполнения трех групп операций: центрирования, группировки и реорганизации, то это обеспечивает в целом успешное формирование умения структурировать информацию у учащихся начальной школы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 452 (дата обращения 29.09.13).
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур-менская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Вторая страница
Первая страница
Он календарь и он плакат, Он СБ-К'ы1 и дискеты. О ком беседуем мы тут? Его, держащего планету, Все Информацией зовут.
Рис. 4. Результат структурирования информации (задание 8)
3. Семенова З. В. Углубленное обучение информатике: истоки и тенденции развития: моногр. Омск: изд-во ОмГТУ, 2003. 176с.
4. Яцюк Т. В. Практические задачи по теме «Передача информации» // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 6 (25). С. 236-238.
5. Леоньтьев А. В. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Проблемы, 1976. 304 с.
6. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с.
7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 361 с.
9. Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
10. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучении. М., 1981.
11. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., Педагогика, 1971. 193 с.
12. Смирнова И. М. Личностная ориентация процесса обучения [Электронный ресурс]. URL: http:// geometry2006.narod.ru/Art/Lichnost.htm (дата обращения 29.09.13).
13. Великович Л. С. Информатика в стихах для детей [Электронный ресурс]. URL: http:// inf.1september.ru/article.php?ID=200601300 (дата обращения: 29.09.13).
14. CD-R // Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/CD-R (дата обращения 29.09.13).
15. CD-R диски в вопросах и ответах // Media-R-Us [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvd-r. ru/technology/cdr_faq/cdr_faq.htm (дата обращения 29.09.13).
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ UML-ДИАГРАММ
BUSINESS PROCESSES VISUALIZATION OF TRAINING BY UML-DIAGRAMS
О. П. Михеева
В статье рассматривается системно-деятельност-ный подход формирования ИКТ-компетенций педагогических работников в вопросах проектирования и графического представления бизнес-процессов образовательного учреждения. Описывается опыт пилотного проекта по сетевому обучению педагогов способам стандартизированного моделирования и описания бизнес-процессов образовательного учреждения, полученный в ходе реализации мастер-класса «Визуализация бизнес-процессов учебной деятельности средствами иЫЬ-диаграмм», который проводился в рамках конференции «Новая школа: мой маршрут» осенью 2012 г.
Ключевые слова: ФГОС, сетевое обучение, иЫЬ-диаграммы, бизнес-процессы в образовании, Веб 2.0.
O. P. Mikheeva
The article considers the system-activity approach of forming the ICT competences of pedagogical workers on issues of design and graphical representation of business processes of an educational institution. It describes the experience of the pilot project on on-line learning of teachers to standardized modeling techniques and describing business processes of educational institutions, received in course of workshop "Business processes visualization of training by UML-diagrams", that was held at the conference "New School: my route" in the fall of 2012.
Keywords: FSES, on-line learning, UML-diagrams, business processes in education, Web 2.0.
Современный этап развития российского образования определяется Законом об образовании и комплексом Федеральных государственных образовательных стандартов. Новые стандарты для всех уровней образования и форм обучения определяют конкретные требования к результатам освоения основной образовательной программы. Основополагающими характеристиками дидактики нового образова-
ния названы личностная, метапредметная и предметная составляющие.
Личностное направление рассматривает процесс обучения с нравственно-эстетической позиции и предполагает готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.