Научная статья на тему 'Умение структурировать информацию: сущность, сензитивный период формирования и критерии сформированности'

Умение структурировать информацию: сущность, сензитивный период формирования и критерии сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2197
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ / УМЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ / ЦЕНТРИРОВАНИЕ / ГРУППИРОВКА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / STRUCTURING OF INFORMATION / ABILITY TO STRUCTURE INFORMATION / CENTERING / GROUP / REORGANIZATION / ELEMENTARY SCHOOL / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Борисовна, Семенова Зинаида Васильевна, Сапрыкина Надежда Александровна

В статье рассматривается сущность умения структурировать информацию в контексте требований Программы развития универсальных учебных действий для предшкольногои начального общего образования, а также требований, на которые ориентированы международные исследования ICILS, PIRLS, TIMSS. Охарактеризован набор умений (результаты) структурирования информации, которыми должны владеть учащиеся 2-4-го классов, и критерии оценивания сформированности этих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILL TO STRUCTURE INFORMATION: ESSENCE, CRITICAL PERIOD OF FORMATION AND CRITERIA OF WELL-FORMEDNESS

The essence of the skill to structure information in the context of requirementsof the program of development of universal educational actions for the primary general education, as well as requirements on which the international researches icils, pirls,tiMss are focused are considered in the article. the set of skills to structure information which pupils of classes 2-4 have to master is defined. evaluation criteria of well-formedness of these abilities are stated.

Текст научной работы на тему «Умение структурировать информацию: сущность, сензитивный период формирования и критерии сформированности»

УМЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ: СУЩНОСТЬ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ1

SKiLL ТО STRUCTURE iNFORMATiON: ESSENCE, CRiTiCAL PERiOD OF FORMATiON AND CRiTERiA OF WELL-FORMEDNESS

Zakharova Tatiana B.

Head of the Department of the Theory and Technique of Training informatics, Moscow State Pedagogical University, ScD in Education, professor

E-mail: t_zakh@mail.ru Semenova Zinaida V.

Head of the information Security Department, Federal State Budget Educational institution of Higher Vocational Training "The Siberian Automobile and Highway Academy (SibADi)", ScD in Education, Professor E-mail: semenova.z.v@gmail.com

Saprykina Nadezhda A,

iT-teacher, Budget Educational institution of Omsk "Lyceum "Business and information Technologies" E-mail: sna809@gmail.com

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

Захарова Татьяна Борисовна

Заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, профессор E-mail: t_zakh@mail.ru

Семенова Зинаида Васильевна

Заведующая кафедрой информационной безопасности ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильно-дорожная академия», г. Омск, доктор педагогических наук, профессор E-mail: semenova.z.v@gmail.com

Сапрыкина Надежда Александровна

Учитель информатики Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии» E-mail: sna809@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается сущность умения структурировать информацию в контексте требований Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования, а также требований, на которые ориентированы международные исследования ICILS, PIRLS, TIMSS. Охарактеризован набор умений (результаты) структурирования информации, которыми должны владеть учащиеся 2-4-го классов, и критерии оценивания сформированности этих умений.

Abstract. The essence of the skill to structure

information in the context of requirements of the Program of development of universal educational actions for the primary general education, as well as requirements on which the international researches iCiLS, PiRLS,

TiMSS are focused are considered in the article.

The set of skills to structure information which

abilities are stated.

pupils of classes 2-4 have to master is defined. Evaluation criteria of well-formedness of these

Ключевые слова: структурирование информации, умение структурировать информацию, центрирование, группировка,

Keywords: structuring of information, ability to structure information, centering, group, reorganization, elementary school, universal

реорганизация, начальная школа, универсальные educational actions. учебные действия.

Информационная среда, являющаяся основой для получения новых знаний и формирования необходимых компетенций, в которой находится современный школьник, требует от него эффективной обработки огромного количества информации. Очевидно, что степень эффективности этого напрямую зависит от ряда умений и навыков, которые, в частности, проверяются в рамках различных международных исследований

Так, в частности, от обучающихся начальной школы требуется [1-6]:

• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, процессов и схем;

• анализировать изображения и звуки;

• фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;

• владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

• владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать рабочие задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• определять основную и второстепенную информацию;

• выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов и др.

(ICILS, PIRLS, TIMSS).

В совокупности обозначенные выше умения основаны на действиях по центрированию информации. Центрирование - это определение структурно-центральных и второстепенных элементов, их индивидуализация, конкретизация и оценка [7].

Также ученикам необходимо достигнуть следующих результатов [1-6]:

• владеть логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

• уметь отнести к известным понятиям;

• составить целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

• интегрировать идеи, информацию, содержащиеся в тексте;

• добавлять простое содержание в информационный продукт;

• находить соответствие между текстовой и другой формой представления информации (схемой, таблицей, диаграммой, иллюстрацией и пр.)

Все это, согласно определению центрирования, не что иное, как действия по группировке информации. При этом группировка - это «понимание структурной иерархии, способность отделить внешние признаки от структурных характеристик» [7].

Также от учащихся требуется [1-6]:

• подготавливать свое выступление и выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

• владеть основами наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, интерпретировать данные;

• структурировать знания, ответ;

• моделировать - преобразовывать объекты из чувственной формы в модель;

• выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями современных средств коммуникации;

• преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• строить логические цепочки рассуждений;

• доказывать;

• выдвигать гипотезы и их обосновывать;

• формулировать проблемы;

• создавать простые информационные продукты в соответствии со стандартами компоновки и оформления элементов;

• создавать информационные продукты для определенной аудитории;

• интерпретировать идеи и информацию, содержащуюся в тексте;

• представлять цепочки, объекты и явления.

Все это достижимо, если учащиеся владеют действием реорганизации информации. Реорганизация - это изменение структуры в соответствии с особенностями информации, подразумевающее перегруппировку, распределение элементов, составление списка, таблицы или схемы и пр. [7].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, а также научную и методическую литературу, можно отметить, что структурирование информации представляет собой выделение главных и второстепенных информационных объектов и их связей, результат которого может быть использован для представления его в различных формах и видах. Умение структурировать информацию - это общеинтеллектуальное учебно-информационное умение, способность индивида осознанно выполнять с информацией такие действия (группы действий), как центрирование, группировка и реорганизация.

Все это убедительно свидетельствует, что уже в начальной школе следует особое внимание уделять формированию умения структурировать информацию. Представляется, что сензитивный период для этого - со второго по четвертый класс, где в основном такое умение должно быть сформировано, а его дальнейшее развитие должно осуществляться в основной школе.

Анализ содержательного и деятельностного компонента обучения информатике учащихся начальной школы позволил сделать вывод, что ведущую роль в формировании указанного умения должно играть обучение именно информатике. Также значимый вклад могут внести интегрированные уроки и внеурочная деятельность по информатике. При этом нами конкретизирован набор умений (являющихся составляющими умения структурировать информацию) для каждого отдельного года обучения в начальной школе (табл. 1; 2; 3), а также критерии оценивания их сформированности.

В рамках проводимого нами педагогического эксперимента большое внимание уделялось теоретическому материалу, касающегося таких понятий, как: ключевое словосочетание (главный объект), список (включая одноуровневый список, многоуровневый список), таблица (включая строку таблицы, столбец таблицы, ячейку), схема (включая связи), информационная статья (включая элементарный фрагмент, элементарная группа), принципы объектографии, жизненного цикла, общезначимости, ссылки (виды и типы ссылок), оглавление, список главных тем, тезаурус, медиаобъект (включая графику, звук, видео, интерактивные элементы).

Кроме того, в рамках эксперимента мы использовали задания на формирование разнообразных умений, а именно умения:

• выделить ключевое словосочетание (главный объект);

• озаглавить список, таблицу или столбец, схему, информационную статью;

• дополнить одноуровневый и многоуровневый список, схему;

• составить одноуровневый и многоуровневый список (в том числе в специфических условиях), таблицу (в том числе в специфических условиях), схему (в том числе в специфических условиях), оглавление, список главных тем;

• определить тип связи, тип ссылки; объединить ключевые словосочетания в элементарный фрагмент или группу;

Таблица 1

Набор умений (результаты) структурирования информации второго года обучения в начальной школе и критерии оценивания их сформированности

Критерии Показатели оценки Показатели оценки

содержания оформления

ь т с о н Несущественность я-а -н не ННи а н и ю а т о н м ь т с о т ^ и ь т с о § -н е 8 л Н Н £ о -з а р бь от 8 о -ч и я й ° и И о -ч иь нт О и

Набор умений (результаты) * а № урн ро Н В и [у у £ л о П н р е в и ч а н со оо рн о т № со ен лен е о £ И р т мо рн £

Составлен список + + + + +

Составлен список в специ-

фических условиях (зашумленности)* + + + + +

Дополнена таблица + + + + +

Дополнена схема + + + + +

Оформлена информационная статья со ссылками + + + + + + + + + + +

Оформлена информацион-

ная статья с рисунком и со + + + + + + + + + + +

ссылками

* Примечание: Зашумленность, или информационный шум, определяется нами, как наличие в тематическом информационном материале, предназначенном для структурирования, таких неосновных информационных элементов, как реклама, баннер и/или множество ссылок.

• сформировать тезаурус, информационную статью (согласно принципам объекто-графии, жизненного цикла, общезначимости), а также вставить в гипермедиа ме-диаобъект (звук, графика, видео, интерактивные элементы).

Следует заметить, что в традиционной методике не предусмотрены задания, в которых учащимся следует самостоятельно определять ту или иную универсальную структуру в зависимости от особенностей самого текста. Здесь к универсальным структурам вслед за Т. А. Рудченко и А. Л. Семеновым мы относим список (упорядоченная структура); схему (ветвящаяся структура), таблицу и связанное с ней понятие классификации (многомерная структура) [8].

Кроме того, в традиционной методике, как правило, рассматривается от двух до четырех видов связи (часть-целое, род-вид, процесс-результат) из шестнадцати. Считаем необходимым формировать у учащихся представление о таких видах связи, как «процесс - над-процесс», «процесс - этап процесса», «объект - модель», «цель - результат». Это обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования у ученика начальной школы должны быть сформированы такие познавательные универсальные действия (УУД), как «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности» [5]. Изучение

Таблица 2

Набор умений (результаты) структурирования информации третьего года обучения в начальной школе и критерии оценивания их сформированности

Критерии Показатели оценки Показатели оценки

содержания оформления

ь т с н е в ть « . Й м не Н Н и а н а т о ь т с о т ь т с о М е 8 ^ м а р бь г и Я Й £ иь

о н ст с е Н и ю н м ^ И м тт 5 о от 2 о ° и И о нт О и

Набор умений (результаты) * а № урн ро Н В и [у у £ л о П н р е в и ч а н со оо рн о т № со ен лен е о £ и р т мо рн £

Составлен список в специфических условиях (повышенной красочности) + + + + + +

Составлена таблица + + + + + + +

Сформирована таблица в специфи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческих условиях (зашумленности)

Составлена схема + + + + + + +

Построен гипертекст (информаци-

онная статья гипертекста, ссылки, + + + + + + + + + + +

оглавление и список к главных тем)

Оформлен гипермедиаобъект (гра-

фика, интерактивные элементы) в

специфических условиях (информационной избыточности, зашумлен- + + + + + + + + + + +

ности, разнообразности форм пред-

ставления)

теоретических вопросов технологии гипермедиа, связанных с указанными видами связи, вносит существенный вклад, в том числе в развитие соответствующих УУД.

Еще одна особенность традиционной методики - знакомство учащихся начальной школы лишь с двумя видами гиперссылок из шести. Представляется необходимым расширить этот список, включив в него такие виды ссылок, как организационные, ссылки на комментарии или аннотации к тексту, ссылки на оглавления различного рода. Это важно в силу того, что ученикам приходится оперировать подобными ссылками при работе в современной образовательной среде, а также самостоятельно создавать гипермедиа, основанные на более широком разнообразии ссылок.

Что касается медиаобъектов, то как показал анализ, у современного школьника формируют умение добавлять медиаобъекты, но, как правило, не рассматривают вопросы гармоничного и эргономичного использование тех или иных объектов. Мы же убеждены, что это крайне важно для формирования умения структурировать информацию.

Таблица 3

Набор умений (результаты) структурирования информации четвертого года обучения в начальной школе и критерии оценивания их сформированности

Критерии Набор умений (результаты) Показатели оценки содержания Показатели оценки оформления

Важность Несущественность Структурная упорядоченность а н и ю у £ Полнота Свернутость Значимость Второстепен-ность Целесообразность Эргономич-ность Гармоничность

Составлен список в специфических условиях (разнообразных формам представления) + + + + + +

Сформирована таблица в специфических условиях (информационной избыточности, разнообразных форм представления) + + + + + + + +

Составлена схема в специфических условиях (информационной избыточности, зашумленности, разнообразных форм представления) + + + + + + + +

Сформирован гипертекст (информационная статья гипертекста, ссылки, оглавление, список главных тем, тезаурус) согласно принципам объек-тографии, жизненного цикла, общезначимости + + + + + + + + + + +

Сформирован гипермедиаобъект (графика, интерактивные элементы, звук, видео) + + + + + + + + + + +

Список литературы

1. Авдеева, С. М. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS-2010-2015) [Электронный ресурс] / С. М. Авдеева. - Режим доступа: http:// www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/icils-2013_prezentaciya_ avdeevoy_s.m.pdf (дата обращения: 29.09.15).

2. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: аналитический отчет [Текст] / Г. С. Ковалева и др.; под науч. ред. Г. С. Ковалевой. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 132 с.

3. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 (дата обращения: 29.09.15).

4. Рекомендации по использованию результатов международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 29.03.15).

5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф /документы/922/ файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 20.10.2015).

6. Fraillon, J. International Computer and Information Literacy Study: Assessment Framework [Текст] / J. Fraillon, W. Schulz, J. Ainley. - Amsterdam: IEA, 2013.

7. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер; пер. с англ.; общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

8. Рудченко, Т. А. Курс информатики в начальной школе в контексте Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов // Информатика и образование. - 2010. - № 1. - С. 53-66.

References

1. Avdeeva S. M. Mezhdunarodnoe issledovanie kompyuternoy i informatsionnoy gramotnosti (ICILS-2010-2015). Available at: http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/ files/news/ icils-2013_prezentaciya_avdeevoy_s.m.pdf (accessed: 29.09.15).

2. Kovaleva G. S. (et al.) Osnovnye rezultaty mezhdunarodnogo issledovaniya chitatelskoy gramotnosti PIRLS-2011: analiticheskiy otchet. Moscow: MAKS Press, 2013. 132 p.

3. Programma razvitiya universalnykh uchebnykh deystviy dlya predshkolnogo i nachalnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=452 (accessed: 29.09.15).

4. Rekomendatsii po ispolzovaniyu rezultatov mezhdunarodnogo issledovaniya kachestva matematicheskogo i estestvennonauchnogo obrazovaniya TIMSS-2011. Available at: http://www.centeroko.ru/public.htm (accessed: 29.03.15).

5. Federalnyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya. Available at: минобрнауки.рф /документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (accessed: 20.10.2015).

6. Fraillon J., Schulz W., Ainley J. International Computer and Information Literacy Study: Assessment Framework. Amsterdam: IEA, 2013.

7. Wertheimer M. Produktivnoe myshlenie. Moscow: Progress, 1987. 336 p. (in Russian)

8. Rudchenko T. A., Semenov A. L. Kurs informatiki v nachalnoy shkole v kontekste Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta. Informatika i obrazovanie. 2010, No. 1, pp. 53-66.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.