Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы на основе средств обучения'

Организация самостоятельной работы на основе средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PRIMARY SCHOOL STUDENT / LEARNING SKILLS / LEARNER AUTONOMY / SELF-DIRECTION / LEARNING TOOLS / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыдзе О. А.

Умение самостоятельно вести поиск новых знаний и применять их в учении и повседневной жизни формируется на основе определенного набора действий, которые ученик осваивает на уроках и в повседневной жизни. Самостоятельность школьника лучше всего проявляется при выполнении им самостоятельной работы. При каких условиях работа ученика без помощи взрослого будет именно самостоятельной, а не воспроизводящей? В статье рассматривается эффективность использования трех условий, которые могут обеспечить успешную самостоятельную работу ученика на уроке. Первое условие способность ученика ориентироваться в средствах обучения (учебнике, обязательной учебной и справочной литературе). Опыт младшего школьника в работе с формальной информацией учебника (условными обозначениями, заголовками, сносками и гиперссылками) постоянно расширяется. От правильности понимания и учета в процессе познавательной деятельности этих, сопутствующих содержанию учебного курса, данных зависят его учебные достижения: учет условий учебной задачи, полнота и точность действий и т.д. Второе условие-умение находить идею решения и реализовывать ее с использованием доступных средств. Обучение в начальной школе опирается не только на память ученика и его умение воспроизводить факты, правила, алгоритмы. Способность рассуждать на заданную тему, видеть проблему, строить и доказывать гипотезу с опорой на содержание учебника, рабочей тетради, справочной литературы лежит в основе развития познавательной самостоятельности как качества личности современного школьника. Третье условие готовность школьника представить результаты своего учебного труда. Описание каждого из этих условий сопровождается характеристикой основных действий и операций, которые указывают на то, что учебная задача решается учеником самостоятельно. На примерах показаны проявления качеств самостоятельности школьника, таких как инициатива, предвидение результата, самооценка и самоконтроль действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SELF-DIRECTION WITH LEARNING TOOLS

The student develops her ability to feel free while searching for new knowledge and applying it both in her studies and daily life without the teacher’s supervision or direction when she learns to perform certain actions in class and out of it. Learner autonomy can be revealed best when she completes individual tasks or tests. What conditions ensure that the student’s work with no adult assistance will be self-directed instead of reproductive by its nature? This article analyzes the effectiveness of three conditions that may contribute to the student’s successful individual work in class. The first one would be the student’s ability to use learning tools (textbooks, course materials and reference books). The second condition would be the ability to come up with the solution and carry it out using available tools. The third condition would be the student’s readiness to present the results of her learning effort. As I describe each of the conditions, I comment on the main skills and operations, which may prove that the student manages the task independently. In the examples, one may observe the following features of learner autonomy: initiative, outcome prediction, self-assessment, and self-regulation.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы на основе средств обучения»

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

О. А. Рыдзе

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, г. Москва Е-mail: oxanarydze@ mail.ru

Oxana A. Rydze

Ph.D., Senior Research Assistant, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, Moscow

УДК 373.31 Б 01: 10.24411/2071-6427-2018-10033

Организация самостоятельной работы на основе средств обучения*

Умение самостоятельно вести поиск новых знаний и применять их в учении и повседневной жизни формируется на основе определенного набора действий, которые ученик осваивает на уроках и в повседневной жизни. Самостоятельность школьника лучше всего проявляется при выполнении им самостоятельной работы. При каких условиях работа ученика без помощи взрослого будет именно самостоятельной, а не воспроизводящей? В статье рассматривается эффективность использования трех условий, которые могут обеспечить успешную самостоятельную работу ученика на уроке. Первое условие — способность ученика ориентироваться в средствах обучения (учебнике, обязательной учебной и справочной литературе). Опыт младшего школьника в работе с формальной информацией учебника (условными обозначениями, заголовками, сносками и гиперссылками) постоянно расширяется. От правильности понимания и учета в процессе познавательной деятельности этих, сопутствующих содержанию учебного курса, данных зависят его учебные достижения: учет условий учебной задачи, полнота и точность действий и т.д. Второе условие—умение находить идею решения и реализовывать ее с использованием доступных средств. Обучение в начальной школе опирается не только на память ученика и его умение воспроизводить факты, правила, алгоритмы.

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (проект № 27.7948.2017/БЧ).

Как цитировать статью: Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). 2018. С. 166-175.

Способность рассуждать на заданную тему, видеть проблему, строить и доказывать гипотезу с опорой на содержание учебника, рабочей тетради, справочной литературы лежит в основе развития познавательной самостоятельности как качества личности современного школьника. Третье условие — готовность школьника представить результаты своего учебного труда. Описание каждого из этих условий сопровождается характеристикой основных действий и операций, которые указывают на то, что учебная задача решается учеником самостоятельно. На примерах показаны проявления качеств самостоятельности школьника, таких как инициатива, предвидение результата, самооценка и самоконтроль действий.

Ключевые слова: младший школьник, умение учиться, самостоятельность, средства обучения, самостоятельная работа.

Важность формирования у школьника способности самостоятельно принимать решения в рамках предлагаемых в школе учебных задач не вызывает сомнения у педагогов. Самостоятельность младшего школьника рассматривается в последние годы как планируемый результат обучения в начальной школе. На этом этапе общего образования осуществляется становление основ умения учиться, закладываются основы самоорганизации, формируется «умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе...» [12, с. 7]. Что же делает ученика самостоятельным? Возможно ли стихийное развитие этого качества личности школьника? Как учебный процесс влияет на становление ведущих характеристик самостоятельности — инициативы, предвидения результата, самооценки, самоконтроля?

На уроке младший школьник работает как с основным средством обучения — учебником, так и другими обязательными пособиями — рабочей тетрадью, справочниками и словарями, выбранными педагогом ресурсами сети Интернет. Но умеет ли ребенок пользоваться ими на уровне, достаточном для того, чтобы педагог мог предложить ему самостоятельную работу и не включаться в нее из-за того, что ученик не может свободно пользоваться необходимыми средствами учения? В 2016-2017 учебном году в рамках исследования, проводимого аспиранткой Института стратегии развития образования Т. С. Позднеевой, пятиклассникам экспериментальных школ на уроке математики было

предложено записать все, что они знают об окружности, и придумать две задачи, связанные с этой темой. Исследование проводилось в начале второй четверти, школьники работали в группах по 3-4 человека. Дети обучались по учебникам, в содержании которых тема «Окружность» была представлена в оглавлении [1; 6]. Только 40% учеников обратились к учебнику для сбора информации, 20% воспользовались справочными пособиями, имеющимися в классе. Составной частью исследования было получение информации от учителей начальной школы о месте и значении учебника в организации обучения. Более 80% респондентов указали на необходимость систематической работы с учебником для развития регулятивных учебных действий, для становления информационных умений, для обучения построению правильного и обоснованного решения любой учебной задачи. Около 95% педагогов указали на то, что они научили своих учеников пользоваться учебником. Полученные результаты говорят о том, что успешность детей в работе с учебником переоценена. Значительная часть выпускников начальной школы при обучении в основной школе испытывают трудности в обучении не из-за отсутствия знаний, а из-за неумения актуализировать их с помощью учебника, из-за неготовности обращаться к учебным и доступным справочным пособиям (в том числе ресурсам сети Интернет). В исследованиях последних лет неоднократно поднимается вопрос о назначении учебника, о его соответствии требованиям времени, роли в самообразовании современного школьника, изменениях в связи с возрастающей ролью информационных, мультимедийных средств обучения [2; 5; 7; 11]. Н. Ф. Виноградова в концепции «Начальная школа XXI века» говорит о том, что информация в средствах обучения нужна не столько для восприятия и воспроизведения, сколько «для интеллектуальной (анализ, классификация, обобщение, сравнение и др.) деятельности; а также для самостоятельной работы по ее применению в практической деятельности» [2, с. 61]. В современных исследованиях средств обучения указывается и на то, что учебники, их электронные формы обладают большими возможностями для самообразования ученика, но следует развивать систему их дидактического и методического сопровождения. Поэтому актуальной задачей работы педагога начальной школы является развитие у детей способности ориентироваться в основных (по разным учебным предметам) и дополнительных учебных пособиях, а также

контроль этого процесса. В качестве объектов контроля могут быть рассмотрены соответствующие информационные умения школьника, такие как понимание и интерпретация данных, представленных в разной форме (текст, рисунок, схема и т.д.). Эти умения являются универсальными единицами содержания. Например, нет ни одного учебного курса, в ходе изучения которого нужно было бы найти информацию на рисунке или в тексте. Чем больше таких универсальных единиц освоил младший школьник, тем успешнее он в выполнении заданий без непосредственного руководства взрослого. На важность умения освоить и применить в решении весь объем предложенной информации говорится и в исследованиях, проводимых по результатам международных тестов, например, Т1М88, направленного на оценку качества математического и естественнонаучного образования [14;15]. Разработчики отмечают, что качество выполнения заданий страдает оттого, что школьник не может сопоставить данные текста и графика, диаграммы и таблицы, не может представить результаты своего труда в заданной (знакомой из школьного обучения) форме [13].

Во многих современных учебниках используется аппарат ориентировки, максимально доступный ученикам, позволяющий ребенку понять требования к заданию, выполнить его с учетом условного обозначения, расположения на странице или дополнительного заголовка. Знаки на страницах учебных пособий помогают школьнику переключать внимание с помощью «перемен» (Г. Г. Граник), ориентируют на контроль рубриками «Проверь себя», «В портфель твоих достижений» (Н. Ф. Виноградова, С. С. Минаева). Очевидно, что, предлагая работу с текстом учебника, учитель заостряет внимание школьников на теме, разделе, обсуждает, для чего создатели пособия используют то или иное условное обозначение в конкретном задании. Но присваивается ли учеником умение считывать знакомые знаки, указания, ссылки (например, на страницу с ответом или определением, алгоритмом действий)? Это легко увидеть, предлагая ученику самостоятельную работу.

Под самостоятельной работой рассматривается специально организованная работа учащихся по открытию, обобщению или закреплению знаний. Характерными особенностями самостоятельной работы являются: проявление школьником инициативы; способность прогнозировать результаты деятельности («видеть» цель работы); готовность ученика осуществлять самооценку и самоконтроль. Инициатива

предполагает необходимость и возможность решения предложенной учебной задачи или ее оформления в виде или форме, отличной от задуманной учителем (например, решение текстовой задачи может быть описано в определенной логической последовательности, а не записано по действиям или с помощью числового выражения). Способность прогнозировать можно проконтролировать, если предложить отдельным ученикам охарактеризовать результат, который они получат в конце работы. Например, если четвероклассники учатся классифицировать треугольники, то итогом их действий будут основания для распределения и группы объектов, обладающих общим свойством. Самооценка и самоконтроль хода и результатов самостоятельной работы проявляются в готовности и умении проверять и корректировать свои действия, исправлять ошибки, пересматривать идею решения, делать выводы о собственном знании и незнании. Ученик, который умеет работать самостоятельно, в ходе и после выполнения работы готов ответить на вопросы: «Какие могут возникнуть (возникли) затруднения?», «Считаешь ли ты выбранное решение рациональным и почему?», «Каких ошибок нужно остерегаться в ходе работы (какие ошибки были исправлены)?».

Самостоятельная работа с привлечением материала учебника или других учебных пособий и материалов имеет свои особенности, которые помогают сделать такую работу более успешной.

Приступая к самостоятельной работе с учебником, школьник:

- готовится наблюдать, исследовать, сравнивать, делать выводы. Овладению методами освоения окружающего мира способствуют указания и рубрики: «Давай подумаем» в пособиях С. В. Иванова [6], «Исследовательская работа» в учебнике Г. К. Муравина [9], «Рассуждай» в учебнике под ред. В. А. Булычева [8];

- может планировать свои действия до выполнения задания. Например, если в учебнике перед заданием стоит знак «Моделируй» [8], четвероклассник готовится выполнить чертеж, построение или использовать разрезной материал. Понимание школьником способа действий повышает мотивацию и заинтересованность в конечном результате работы;

- знает, что информация, которую он сейчас получит, расширит его представление об изучаемом явлении, событии (рубрики «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир» в учебнике Н. Ф. Виноградовой

[3], «Интересный материал из истории языка» в учебнике С. В. Иванова и др.). Познавательная активность, поддерживаемая педагогом с помощью разнообразных средств обучения, способствует развитию эрудиции ребенка, повышает его самооценку и самоконтроль («могу выполнить», «попытаюсь сделать сам и сравню с ответами одноклассников»).

Планирование своих действий, смысловое чтение текста учебника, наблюдение и другие операции, которые нужны для успешной самостоятельной работы, носят универсальный характер и формируются при изучении всех учебных курсов. Успешность их становления обеспечивается развитием у школьников способности вести поиск способа решения, его обоснования, реализации и проверки. Особенностью учебной деятельности младшего школьника является установка на поиск общего способа решения группы аналогичных задач (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). К сожалению, дефицит времени и несовершенство методики работы педагога начальной школы (например, учителю удобно бывает работать по усовершенствованному учебнику с помощью устаревшей методики, а не новой, предложенной авторами учебника) не позволяет говорить о смещении акцента в формировании умений с называния (записи) ответа к объяснению способа его получения. Многие школьники не готовы к тому, чтобы описывать действия, которые приводят к результату (верному или неверному). Решить эту проблему можно, например, через организацию групповой самостоятельной работы, постепенно готовя ученика к индивидуальной. Например, если в 3-м классе предложить ученикам описать несколько способов нахождения площади прямоугольника со сторонами 3 см 5 мм и 2 см без вычисления результата, то ученики будут вести поиск идеи, а не ответа. При желании педагог может даже сообщить детям, что площадь этого прямоугольника составит 700 кв. мм или 7 кв. см. Если ученик не может сам предложить способ, то у него есть возможность включиться в обсуждение чужого, предложить одноклассникам поискать образцы в учебнике, справочнике по математике. Результатом совместной деятельности учащихся будут не только способы нахождения площади данной фигуры (переход к меньшей единице длины и вычисление по правилу, суммирование площадей, мысленное разбиение на единичные квадраты и прикидка результата и др.), но и вклад каждого участника в описание или представление итогов работы группы. Операции и действия, выполненные третьеклассником, послужат в дальнейшем

основой для самостоятельных действий при выполнении других заданий на поиск и применение способа решения. Очевидно, что не только на уроке математики, поскольку решение любой учебной задачи требует владения или конструирования способа действий.

Еще одним условием успешной самостоятельной работы ученика является его готовность представлять результаты своего учебного труда. Оценка правильности, рациональности, а иногда и полноты ответа (если речь идет о правилах, алгоритмах) или решения часто находят свое подтверждение в используемых средствах обучения. Например, устанавливая, с какой скоростью мог идти турист, школьник получил ответ «8 км/ч» и готовится представить этот ответ классу. С точки зрения прогнозирования на этапе решения, ответ выглядит правильным: верно указаны единицы, ответ является однозначным числом. Но сможет ли ученик доказать достоверность ответа? Если младший школьник имеет установку на необходимость объяснения результата своих действий, он наверняка использует учебник или справочное пособие для того, чтобы убедиться в недостоверности именно этого ответа — турист не может двигаться с такой большой скоростью. Обращение к учебнику и другим средствам обучения для подтверждения верности своих действий или суждений не может быть эпизодическим, поскольку в этом случае оно не обеспечивает формирования устойчивых к разному предметному содержанию действий, необходимых для самостоятельной работы ученика. Для представления результатов школьнику необходимо владеть следующими универсальными (актуальными для работы с любым предметным содержанием) действиями:

- понимать смысл поставленной учебной задачи;

- объяснять выбор или основания для конструирования способа решения, осуществлять выбор соответствующих способу предметных действий в определенной последовательности;

- уметь формулировать свою точку зрения, принимать чужие мнения;

- быть готовым к доработке, устранению недостатков в презентации результатов.

Например, в рассмотренной выше ситуации презентации ответа «Турист шел со скоростью 8 км/ч» ученику нужно быть готовым к тому, что недостоверность ответа легко подтверждается справочной информацией учебника или энциклопедии. При исправлении или до-

работке может быть осуществлен поиск и объяснение ошибки (например, вычислительной).

Самостоятельность ученика в учении является результатом обучения, включающего его самостоятельную работу, основанную на использовании материалов учебника и других средств обучения. Внимание педагога к развитию у школьника умений, которые организуют его поисковую деятельность, поощрение выбора, проверки, оценки способов и средств решения учебных задач, интерес к комментированию хода и результата действий способствует формированию у современного ученика установки на самообразование.

Литература

1. Бунимович Е. А., Дорофеев Г. В., Суворова С. Б. и др. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложение на электрон. носителе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 224 с.

2. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2017. 64 с.

3. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

4. Граник Г. Г., Борисенко М. А. Проблема переключения внимания при работе с учебником // Педагогика. 2016. № 9. С. 46-53.

5. Дронов В. П. Методологические проблемы разработки инновационных учебно-методических комплексов для школы // Педагогика. 2016. № 1. С. 54-64.

6. Иванов C. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. и др. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М.: Вентана-Граф, 2015. 192 с.

7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект // Педагогика. 2017. № 1. С. 3-10.

8. Минаева C. С., Рослова Л. О. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / под ред. В. А. Булычева. М.: Вентана-Граф, 2015. 144 с.

9. Муравин Г. К., Муравина О. В. Математика. 4 класс.: учебник. В 2-х ч. М.: Дрофа, 2014. 160 с.

10. Никольский С. Н., Потапов М. К., Решетников Н. Н. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016. 272 с.

11. Рослова Л. О. Давайте поговорим об учебниках // Математика. Первое сентября. 2013. № 5. С. 3.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. М.: Просвещение, 2015. 54 с.

13. Lompscher J. Motivation and activity // European Journal of Psychology of Education. 1999. No. 1. P. 11-21.

14. TIMSS and PIRLS 2011: relationships among reading, mathematics and science achievement at the fourth grade — implications for early learning / Martin M. O., Mullis I. V. S. (Eds.). Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College, 2013. 300 с.

15. TIMSS 2015. Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Mathematics and Science / Mullis I. V. S., Martin M. O., Goh S., Cotter K. (Eds.). Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College 2016. 168 c.

DEVELOPING SELF-DIRECTION WITH LEARNING TOOLS

The student develops her ability to feel free while searching for new knowledge and applying it both in her studies and daily life without the teacher's supervision or direction when she learns to perform certain actions in class and out of it. Learner autonomy can be revealed best when she completes individual tasks or tests. What conditions ensure that the student's work with no adult assistance will be self-directed instead of reproductive by its nature? This article analyzes the effectiveness of three conditions that may contribute to the student's successful individual work in class. The first one would be the student's ability to use learning tools (textbooks, course materials and reference books). The second condition would be the ability to come up with the solution and carry it out using available tools. The third condition would be the student's readiness to present the results of her learning effort. As I describe each of the conditions, I comment on the main skills and operations, which may prove that the student manages the task independently. In the examples, one may observe the following features of learner autonomy: initiative, outcome prediction, self-assessment, and self-regulation.

Keywords: primary school student, learning skills, learner autonomy, self-direction, learning tools, test

References

• Bunimovich E. A., Dorofeev G. V., Suvorova S. B. i dr. Matematika. Arifmetika. Geometriya. 5 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij s prilozhenie na ehlektron. nositele. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2013. 224 s. [In Rus].

• Dronov V. P. Metodologicheskie problemy razrabotki innovacionnyh uchebno-metodicheskih kompleksov dlya shkoly // Pedagogika. 2016. № 1. S. 54-64. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. M.: Prosveshchenie, 2015. 54 s. [In Rus].

• Granik G. G., Borisenko M. A. Problema pereklyucheniya vnimaniya pri rabote s uchebnikom // Pedagogika. 2016. № 9. S. 46-53. [In Rus].

• Ivanov S. V., Evdokimova A. O., Kuznecova M. I. i dr. Russkij yazyk. 3 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. V 2-h ch. M.: Ventana-Graf, 2015. 192 s. [In Rus].

• Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Perspektivnye obuchayushchie tekhnologii: didakticheskij aspekt // Pedagogika. 2017. № 1. S. 3-10. [In Rus].

• Lompscher J. Motivation and activity // European Journal of Psychology of Education. 1999. No. 1. P. 11-21.

• Minaeva S. S., Roslova L. O. Matematika. 4 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. V 2-h ch. / pod red. V. A. Bulycheva. M.: Ventana-Graf, 2015. 144 s. [In Rus].

• Muravin G. K., Muravina O. V. Matematika. 4 klass.: uchebnik. V 2-h ch. M.: Drofa, 2014. 160 s. [In Rus].

• Nikol'skij S. N., Potapov M. K., Reshetnikov N. N. Matematika. 5 klass: uchebnik dlya

obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie, 2016. 272 s. [In Rus].

• Roslova L. O. Davajte pogovorim ob uchebnikah // Matematika. Pervoe sentyabrya. 2013. № 5. S. 3. [In Rus].

• TIMSS and PIRLS 2011: relationships among reading, mathematics and science achievement at the fourth grade — implications for early learning / Martin M. O., Mullis I. V. S. (Eds.). Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College, 2013. 300 s.

• TIMSS 2015. Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Mathematics and Science / Mullis I. V. S., Martin M. O., Goh S., Cotter K. (Eds.). Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College 2016. 168 s.

• Vinogradova N. F. Koncepciya nachal'nogo obrazovaniya: «Nachal'naya shkola XXI veka». M.: Ventana-Graf, 2017. 64 s. [In Rus].

• Vinogradova N. F., Kalinova G. S. Okruzhayushchij mir. 3 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. V 2-h ch. M.: Ventana-Graf, 2014. 160 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.