Научная статья на тему 'Требования к применению в учебном процессе образовательного Web-ресурса'

Требования к применению в учебном процессе образовательного Web-ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-РЕСУРС / EDUCATIONAL WEB-RESOURCES / WEB-ТЕХНОЛОГИИ / WEB-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниматулаев М.М.

Статья раскрывает проблему разработки качественных электронных образовательных ресурсов, в которых должны использоваться дидактические возможности современных информационных и коммуникационных технологий. Приводится перечень требований к образовательному Web-ресурсу в плане создания и структуризации учебного материала, а также контрольно-оценочных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of developing high-quality electronic educational resources which have didactic possibilities to use in modern information and communication technologies. The list of requirements for the educational Web-resource in terms of creating and structuring the learning material and for monitoringevaluative training tools is given.

Текст научной работы на тему «Требования к применению в учебном процессе образовательного Web-ресурса»

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-РЕСУРСА

М.М. Ниматулаев

Аннотация. Статья раскрывает проблему разработки качественных электронных образовательных ресурсов, в которых должны использоваться дидактические возможности современных информационных и коммуникационных технологий. Приводится перечень требований к образовательному Web-ресурсу в плане создания и структуризации учебного материала, а также контрольно-оценочных средств обучения.

Ключевые слова: образовательный Web-ресурс, Web-технологии.

Summary. The article reveals the problem of developing high-quality electronic educational resources which have didactic possibilities to use in modern information and communication technologies. The list of requirements for the educational Web-resource in terms of creating and structuring the learning material and for monitoring- evaluative training tools is given.

Keywords: educational Web-resources, Web-technologies.

64

Д1

инамическое развитие компьютерных технологий и как следствие интенсивное использование их в создании и наполнении образовательного процесса соответствующим контентом (образовательные ресурсы), попытки формирования новых образовательных технологий, порождают различные подходы к введению терминологий и описанию такого рода ресурсов и технологий. В различных научных и методических работах используют понятия: компьютерные учебные средства, программные средства учебного назначения, автоматизированные обучающие системы, образовательные ресурсы, образовательные Web-ресурсы (ОWР), информационно-коммуникационные

технологии обучения, информационная образовательная среда и т.д. Очевидно, что все эти средства и технологии, использующиеся в образовательном процессе, позволяют:

• создать среду обучения;

• автоматизировать учебную деятель ность;

• разрабатывать образовательные ресурсы (обучающие и контролирующие);

• коммуникативно сопровождать образовательный процесс и т.д.

Образовательный Web-ресурс -электронный образовательный ресурс, построенный на основе преимуществ технологий гипертекста и гипермедиа, расположенный в образовательном Web-пространстве или Ин-

Преподаватель XX

3 / 2012

транет (образовательный портал учебного заведения, института повышения квалификации, образовательных интернет порталов и т.д.).

Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия.

Как мы уже отмечали в наших ранних статьях, важнейшим преимуществом гипертекстовой технологии является наибольшая степень соответствия особенностям ее восприятия и осмысления человеком. Можно выделить несколько уровней восприятия одной и той же информации (по крайней мере, текстовой) человеком:

• понятийный (на уровне отдельных понятий в предметной области);

• денотативный (на уровне отдельных смысловых единиц, отдельных мыслей, денотатов);

• уровень целостного представления об отдельном документе, структурной единице сложного документа и т.п.

Особенность гипертекстовой технологии заключается в том, что она позволяет одновременно поддерживать все три уровня восприятия, либо легко осуществлять выбор необходимого уровня. Это возможно за счет гибкого механизма связей между частями информации.

Использование образовательного Web-ресурса позволяет помимо связывания распределенных данных осуществлять еще одну очень важную функцию - рассматривать информацию с нужной степенью детализации,

что существенно упрощает анализ больших объемов данных. Можно быстро отобрать самое необходимое, а затем изучить выбранный материал во всех подробностях.

Высокое качество образовательных Web-ресурсов существенно облегчает и ускоряет процесс усвоения теоретического и практического учебного материала. Поэтому будущий преподаватель должен быть готов профессионально разрабатывать образовательные Web-ресурсы и эффективно их использовать на различных этапах учебного процесса.

При создании простейших образовательных Web-ресурсов достаточно использовать офисное приложение MS Word. Процесс создания можно разделить на следующие этапы:

1. Поиск (набор, копирование и т.д.) информации (контента) для наполнения образовательного Web-ресурса.

2. Формирование текста с помощью возможностей текстового редактора Word, определение единого стиля (форматирования) отображения всего документа (шрифт и его размер, межстрочный интервал, способы выравнивания, использование списков, заголовков различных уровней, использование графических объектов, таблиц, графиков и т.д.).

3. Структурирование контента в зависимости от цели занятия и в соответствии с тематическим планом учебного курса.

4. Создание на основе заголовков автоматического оглавления, списка иллюстраций, организация перекрестных ссылок для возможности быстрого перехода по тексту ресурса.

5. Конвертирование текста MS Word с помощью HTML-редакторов в

65

66

электронный образовательный Web-ресурс.

6. Проектирования навигации между образовательными Web-ресурсами в рамках изучаемого модуля или курса.

Образовательный Web-ресурс отличается от электронного образовательного ресурса тем, что, как правило, состоит из набора образовательных электронных файлов, некоторые из которых могут удаленно располагаться друг от друга (в Web-пространстве), то есть представляют собой ресурс, созданный на основе технологий гипертекста и гипермедиа с использованием «внешних» ссылок (URL-ссылки).

Одним из преимуществ образовательного Web-ресурса является, использование технологий гипертекста и гипермедиа, с помощью которых студент может выйти из текста учебного материала на информационные ресурсы локальных и глобальных сетей (для уточнения того или иного понятия и т.д.), не прибегая к дополнительным программам адаптирования (отображения) образовательного Web-ре-сурса. Гипертекст позволяет связывать распределенную в глобальной (локальной) сети информацию (контент), кроме того важной функцией является возможность рассмотрения информации с нужной степенью детализации (содержание контента является самой актуальной информацией, а дополнительная информация тут же «привязана» к тексту с помощью активных ссылок) для анализа больших объемов информации.

Образовательный Web-ресурс, скомпонованный из множества электронных образовательных файлов, распределенных в глобальной и (или) локальной сети, представляет собой

электронный документ, содержательная часть которого состоит из следующих компонентов [2]:

• аннотация и титульный лист ОWР;

• представление (обращение) автора (авторов) ОWР;

• учебная программа ОWР (цели, задачи, структура и тематический план);

• электронные учебные ресурсы (структурированные в соответствии с тематическим планом);

• иллюстрации (таблицы, графики, видео, звук и др., используемые в соответствии с требованиями эргономики) к ОWР;

• список основной и дополнительной литературы к ОWР;

• словарь терминов и понятий ОWР, связанный гиперссылками с основным текстом ОWР;

• методические и практические рекомендации по изучению отдельных тем и всего ресурса в целом, в том числе и в условиях самостоятельной работы обучаемых;

• инструкции по эффективному взаимодействию с ОWР, правила работы с элементами контекстного меню, подсказками и ссылками.

Неотъемлемым компонентом качественной организации образовательного процесса с помощью ОWР который нацелен не только на формирование соответствующих знаний, умений и навыков, является создание контрольно-оценочных средств электронного обучения.

В связи с этим, следующий этап разработки ОWР должен обеспечить поддержку в проведении практических занятий, контрольно-оценочными мероприятиями и сформировать дополнительный справочный

Преподаватель |_

3 / 2012

материал. Для этого необходимо разработать:

• задания и вопросы для контроля и самоконтроля успеваемости по той или иной теме, главе, раздела и ко всему курсу, изучение которого вве-дется с помощью OWP;

• тестовые задания для самостоятельной проверки уровня знаний по определенным темам, главам и разделам (в режиме of-line, с помощью интернет ресурса вуза, кафедры и т.д.);

• тренинговые вопросы и задания для закрепления образовательного материала определенных тем или разделов;

• тематический список рефератов, эссе или итоговых проектных работ по курсу;

• примерный перечень контрольных заданий с решениями для самоподготовки к контрольным работам, зачету и экзамену;

• список Интернет-ресурсов для поддержки учебного процесса (образовательный портал вуза, кафедры, глобальные информационные ресурсы);

• перечень дополнительных материалов, хранящихся в медиатеке учебного заведения (электронные издания, ранее разработанные OWP, тренажеры, словари и т.д.).

Большинство педагогов используют для организации контроля успеваемости обучаемых тестовые технологии, не обращая внимания на их положительные и отрицательные стороны. Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, с заранее продуманной технологией обработки и анализа полученных результатов, которые позволяют измерить личностные качества испытуемого, а также его знания, умения и

навыки. Тестовые задания применяются при контроле усвоения знаний, как правило, после изучения «зачетной единицы» в предметной области, причем тесты могут использоваться как для самоконтроля, самоподготовки обучающихся, так и при осуществлении контроля в аудитории с преподавателем. Тестовые ОWР, предназначенные для самоконтроля знаний вне учебного процесса, должны содержать подробные комментарии, гиперссылки на справочную информацию, на образовательные электронные ресурсы по тематике тестовых заданий.

Образовательные Web-ресурсы, направленные на контроль и измерение качества образовательного процесса, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Вопросы предъявляются для выбора «правильного ответа из многих», «правильных ответов из многих», «вписать правильный ответ» и т.д.

2. Система должна содержать адаптивное предъявление следующих вопросов-ответов в зависимости от правильности предыдущих тестовых заданий. 67

3. В тестовых заданиях присутствуют гиперссылки и иллюстрации, с пояснениями и дополнениями наводящими на правильное выполнение того или иного задания.

4. Существует возможность пропускать тот или иной вопрос, который вернется на экран после прохождения всех тестовых заданий.

5. Сбор всех сведений о прохождении теста (время, личные данные, тема, количество правильных и неправильных ответов, оценка и т.д.).

6. Возможность дистанционного прохождения теста в условиях самоконтроля.

ЕК

68

7. Выдача системой (после выполнения теста) всей служебной информации о прохождении теста, для просмотра итогов тестирования (все вопросы с правильными и собственными ответами, процент правильных ответов и т.д.).

Особо надо отметить качество организации системы поиска, навигации и гиперссылок, которое имеет непосредственное влияние на эффективность использования ОWР в образовательном процессе. Исходя из этого, обозначим следующие требования к структуре ОWР с позиции создания системы поиска и навигации [1]:

1. При разработке ОWР на всех страницах необходимо внедрить систему поиска по ключевым словам.

2. При создании оглавлений надо стремиться к созданию кратких но «емких» оглавлений, раскрывающих суть учебного материала.

3. Гиперссылки должны быть выделены в тексте, и «пояснять» какая информация будет загружена по этой ссылке.

4. Текст материала учебной «единицы» должен помещаться на один или два «экрана», поэтому, слишком длинный текст необходимо разбить на соответствующие части (подразделы) и организовать локальные ссылки.

5. Каждый загружаемый дополнительный материал (текст, мультимедиа-файлы и т.д.) должен содержать описание, дабы избежать затраты учебного времени, если загружаемая страница не содержит необходимой информации.

6. Использование в качестве навигации графических средств оправданна в том случае, если графическая ссылка сопровождается описанием в виде текстовой строки.

7. Следует отличать выделение текста в учебном материале (акцентирования внимания обучаемых) от формата организации ссылок.

8. Создаваемая схема гиперссылок должна подчиняться четкой логической структуре изложения материала. После изучения раздела, параграфа, темы рекомендуется создать «связку» гиперссылок, с помощью которых можно вернуться в существующие оглавления параграфов, глав, разделов.

Большинство педагогов-разработчиков не знакомо с гипертекстовыми технологиями разработки ОWR В свою очередь, специалисты по ИКТ (программисты, дизайнеры и т.д.) не владеют методикой решения дидактических задач. Разработчик ОWР в исключительных случаях сочетает в себе качества педагога-методиста и специалиста в области применения Web-технологий.

Педагоги, самостоятельно занимающиеся разработкой образовательных Web-ресурсов на этапе подготовки учебных материалов, должны знать:

1. Требования к составу ОWR

2. Требования к контенту ОWР (содержание, объем, доступность, структурированность текста, эрго-номичность текста и т.д.).

3. Методику разработки теоретических вопросов и практических заданий к ОWR

4. Методику разработки тестовых заданий, тренинговых упражнений.

5. Методику разработки и применения медиафайлоф и иллюстративного материала.

6. Методику создания файлов гипертекстовой структуры (внутренние и внешние ссылки, внедрение различных объектов и т.д.).

Преподаватель |_

3 / 2012

Разработка ОWР должна сопровождаться выработкой и соблюдением комплекса требований к качеству образовательного Web-ресурса с позиции выполнения педагогических задач (технических, технологических, технико-функциональных, педагогических, психологических, эргономических). В связи с этим отметим, что соблюдение этих требований является основополагающим при создании ОWR

Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов с помощью компьютерных технологий, Web-технологий и средств ИКТ в учебную деятельность является достаточно трудоемким и сложным процессом. Педагоги и учителя, взявшие на себя ответственность создания таких ресурсов, должны обладать знаниями не только в своей предметной области, но и разбираться в различных компьютерных программах и редакторах гипертекста, владеть «тонкостями» использования видео, графики, анимации, звука, создания простого, но в то же время оптимального интерфейса, продумать навигацию по электронному документу. Большинство разработчиков электронных образовательных ресурсов ограничиваются простым переложением предметного содержания курса на цифровую основу, что приводит к не-

эффективному использованию дидактических возможностей Web-техно-логий и средств ИКТ, которые предлагают колоссальные возможности визуализации учебного процесса, активации познавательных и творческих способностей и т.д.

При создании образовательного Web-ресурса необходимо определить потребности в них системы образования, учесть специфику изучаемых наук и соответствующих им учебных дисциплин. Определяя педагогические требования, предъявляемые к образовательным Web-ресурсам, необходимо учитывать также обоснование выбора их темы, аргументированное конкретными методическими целями, и обеспечить проверку педагогической эффективности использования образовательных Web-ресур-сов в процессе обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей Ои системы повышения квалификации работников образования. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006.

2. Гриншкун В.В., БеляевМ.И., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. - М. 2007. - URL: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/82636 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.