DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.1.10
UDC 327(37+73)"1945" LBC 63.3(0)62-6
Submitted: 21.01.2023 Accepted: 20.04.2023
VISITS OF AMERICAN PARLIAMENTARY DELEGATIONS TO THE USSR
IN THE SUMMER - FALL OF 1945
Kristina V. Minkova
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. Introduction. The summer of 1945 became a period of exceptional activity for US parliamentary delegations in the field of studying the consequences of the war in Europe for this region, the USSR, and the countries of the Middle East. Methods and materials. The study of the documents deposited in the Archive of the Foreign Policy of the Russian Federation, the memoirs of the members of the delegations, and those involved in organizing the visits of American congressmen allows us to determine the goals of their visit to the USSR, along with the successes and failures of these missions, and to analyze their significance for the development of Soviet-American relations in the fall of 1945. Analysis. In just a month, from August 15 to September 15, 1945, four US parliamentary delegations and separately Senator C. Pepper, who also acted as a journalist, visited the Soviet Union. All these delegations belonged to different committees of the Congress, had different programs and purposes for the visit, and were received in the USSR at different levels. It should be noted that among the Soviet functionaries responsible for receiving foreigners, there was no consensus on the advisability of the congressmen's visit to the USSR, but the "liberals" won, assuming that their visits would serve to strengthen relations between Moscow and Washington. It is noteworthy that a considerable number of the congressmen approved by the People's Commissariat of State Security were known for their negative attitude towards the communist system in general and towards the Soviet Union in particular. Apparently, in the People's Commissariat of Foreign Affairs, it was believed that their visit to the USSR would help change this position to be more favorable for the Kremlin. Results. The visits of American parliamentary delegations to the USSR resulted in several loud statements about the importance of maintaining and strengthening Soviet-American relations and about J. Stalin's personal contribution to the victory over fascism, as well as a report by W. Colmer, which suggested rather harsh conditions for economic cooperation between Washington and Moscow. However, these visits did not bring any real benefit to the development of the Soviet-American dialogue.
Key words: Soviet-American relations, American congressmen, J. Stalin, W. Colmer, C. Pepper.
Citation. Minkova K.V. Visits of American Parliamentary Delegations to the USSR in the Summer - Fall of 1945. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, vol. 29, no. 1, pp. 113-123. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.L10
Аннотация. Лето 1945 г. стало периодом исключительной активности парламентских делегаций США в д сфере изучения последствий войны в Европе для этого региона, СССР и стран Ближнего Востока. Изучение § документов, отложившихся в Архиве внешней политики Российской Федерации, мемуаров участников деле-§ гаций и лиц, связанных с организацией визитов американских конгрессменов, позволяет определить цели их ^ посещения СССР, успехи и неудачи этих миссий, проанализировать их значения для развития советско-амери-
УДК 327(37+73)"1945 ББК 63.3(0)62-6
Дата поступления статьи: 21.01.2023 Дата принятия статьи: 20.04.2023
(N
канских отношений осенью 1945 года. Всего за месяц, с 15 августа по 15 сентября 1945 г., Советский Союз посетили четыре парламентские делегации США и отдельно сенатор К. Пеппер, выступавший к тому же в роли журналиста. Все эти делегации принадлежали к разным комитетам Конгресса, имели разные программы и цели визита и принимались в СССР на разном уровне. Следует отметить, что среди ответственных за прием иностранцев советских функционеров не было единого мнения относительно целесообразности приезда конгрессменов в СССР, однако победили «либералы», предполагавшие, что их визиты будут служить укреплению отношений между Москвой и Вашингтоном. Примечательно, что немалая часть одобренных НКГБ конгрессменов была известна своим негативным отношением к коммунистическому строю вообще и Советскому Союзу в частности. По всей видимости, в наркомате иностранных дел СССР (НКИД) полагали, что их визит в СССР будет способствовать изменению этой позиции на более благоприятную для Кремля. Результатом визитов американских парламентских делегаций в СССР стали несколько громких заявлений о важности поддержания и укрепления советско-американских отношений и о личном вкладе И. Сталина в победу над фашизмом, а также отчет У Колмера, предполагавший довольно жесткие условия экономического сотрудничества Вашингтона с Москвой. Однако никакой реальной пользы для развития советско-американского диалога эти визиты не принесли.
Ключевые слова: советско-американские отношения, американские конгрессмены, И. Сталин, У Кол-мер, К. Пеппер.
Цитирование. Минкова К. В. Визиты американских парламентских делегаций в СССР летом - осенью 1945 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, №№ 1. - С. 113-123. - DOI: https://doi.org/10.15688/гтоки4.2024.1.10
Введение. Лето и ранняя осень 1945 г. стали уникальным периодом по интенсивности посещения Советского Союза американскими парламентскими миссиями. Эти поездки организовывались по разным линиям (советского посольства в США, НКИД и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС)), имели разные цели, продолжительность и программы.
Методы и материалы. Цель настоящей статьи - рассмотреть визиты американских конгрессменов в СССР в августе - сентябре 1945 г. и оценить мотивы этих визитов, впечатления американских гостей и реакцию на эти визиты советской стороны. Лучше всего в отечественной историографии исследованы визиты группы Колмера и сенатора К. Пеппе-ра, речь о которых пойдет в конце данной статьи. О пребывании в Советском Союзе летом 1945 г. других американских делегаций известно немного. Некоторый свет на подробности этих визитов проливает соответствующее дело, отложившееся в Архиве внешней политики Российской Федерации [5], личные документы сенатора К. Пеппера [7; 20], воспоминания непосредственных участников событий [14; 15; 19], сообщения в советской прессе [2]. Комплексное исследование этих источников позволяет составить представление об интересе американских парламентариев к Советскому Союзу, готовности советской сто-
роны принимать многочисленные делегации, стремлении обеих сторон к укреплению отношений между Москвой и Вашингтоном.
Анализ. Впервые речь о визите американских конгрессменов в Советский Союз зашла в апреле 1945 г. в разговоре между наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым и послом США в СССР А. Гарриманом на полях конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. 9 июня и.о. заведующего отделом США НКИД К.А. Михайлов получил из советского посольства в Париже запрос на предоставление виз группе сенаторов, входивших в Комиссию по военным делам Сената, в следующем составе: Т. Стюарт, Дж. МакКле-лан, О. Истленд, Б.Р. Мейбэнк, Ч. Ренсеркомб, Р. Рассел, Ч. Герни, Г.Ф. Бирд [5, л. 1]. Запрос был перенаправлен заместителю Молотова С.А. Лозовскому, который, в свою очередь, переслал запрос своему шефу с вопросом, действительно ли подобное приглашение имело место, причем для каждого сенатора указывался род его занятий, а не партийная принадлежность [5, л. 2].
11 июня одобрение было получено, и Михайлов проинформировал об этом начальника II управления НКГБ СССР П.В. Федотова, запросив его о предоставлении «политической физиономии американских сенаторов» [5, л. 3].
Ответное письмо было направлено комиссаром государственной безопасности
В.Н. Меркуловым на имя другого заместителя Молотова - А.Я. Вышинского - лишь через месяц, 10 июля. Оно содержало сведения о пяти сенаторах из списка Михайлова, из которых следовало, что все они - «сторонники реакционной политики и империалистической экспансии США» [5, л. 4].
О приезде этой группы американских политиков не имеется более никаких сведений ни в советских, ни в американских источниках, поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что он не состоялся.
Однако 17 июля 1945 г. Председатель правления Всесоюзного общества культурной связи с заграницей В.С. Кеменов направил Вышинскому запрос о возможности неофициального (по линии ВОКС) визита в СССР группы членов комитета по международным делам Палаты представителей, что, по его словам, было санкционировано Молотовым в разговоре с Гарриманом 15 июля [5, л. 5]. По всей видимости, этот запрос явился результатом переговоров заместителя председателя правления ВОКС А. Караганова со вторым секретарем посольства США в Москве Ричардом Дэвисом. Конгрессмены намеревались пробыть в Москве 3-4 недели, из которых 8-9 дней они собирались провести в Москве, а затем посетить Ленинград, Киев и Сталинград, после чего вылететь на восток -в Иран, Ирак, Индию и т. д. [5, л. 6].
По выражению заявителей, цель их поездки [не только в Советский Союз, но и во все другие страны, которые они должны были посетить] состояла в «желании укрепить взаимопонимание и дружелюбие между Соединенными Штатами и теми странами, которые мы посетим.
Мы хотим изучить тот вклад, который сделали эти страны, а особенно Советский Союз, в военные усилия Объединенных Наций и этим вызвать еще большее восхищение народа Америки их великими достижениями.
Наша поездка преследует и еще одну цель - лично познакомиться с возможно большим числом людей, членов правительств тех стран, которые мы посетим. Это тем более важно, что мы надеемся установить более тесные и дружественные связи с ними в деле восстановления наших общих экономических интересов» [5, л. 8-9].
18 июля 1945 г. госдепартамент США обратился в советское посольство в Вашингтоне с просьбой выдать визы восьми американцам (семи членам Конгресса и представителю госдепартамента) для обследования работы загранслужбы США в Советском Союзе. Визит должен был продолжаться две недели и не требовал специального обслуживания по линии НКИД или ВОКС [5, л. 12].
24 июля поверенный в делах США в Москве Дж. Кеннан обратился в Отдел Северной Америки НКИД с просьбой разрешить трехдневное пребывание в Москве группы из 11 членов Палаты представителей. Этот визит планировался как неофициальный и должен был также проходить по линии ВОКС [5, л. 10].
3 августа в советское посольство в Вашингтоне обратилась за визами группа членов Палаты представителей, составлявшая специальный комитет Палаты по экономической политике и планированию в послевоенный период и включавшая четыре других лица [5, л. 17]. Эта делегация предполагала приехать в Москву 5 сентября и пробыть там 3 дня. Дж. Кен-нан предложил, чтобы их приняли по линии наркомата внешней торговли. Соответствующее письмо было направлено заведующим отделом США НКИД С.К. Царапкиным заместителю наркома внешней торговли И.Ф. Семичастнову 9 августа 1945 г. [5, л. 30].
8 августа Царапкин дал указания о выдаче советских виз четырем группам американских конгрессменов и сопровождающих их лиц:
1) Группа членов комитета по международным делам Палаты представителей в составе: Томас Гордон (демократ, ярый враг СССР1); Джозеф Райтер (демократ, антисоветчик); Карл Мундт (республиканец, изоляционист, выступал против включения Советского Союза в программу ленд-лиза); Фрэнсис Болтон (республиканец, выступала против раздувания польского вопроса и стремления реакционеров вбить клин между СССР и США); Лэнхем Коннор (служащий Конгресса) и Фредерик Райнхарт (чиновник госдепартамента). Эта группа должна была прибыть в СССР 18-20 августа на 3-4 недели (позже речь шла о двух неделях) с неофициальным визитом, целью которого, однако, было уста-
новление личного знакомства с руководителями страны [5, л. 20; 22, р. 25-26].
2) Группа членов комитета Палаты представителей по ассигнованиям в составе: Льюс Робат (демократ, сторонник курса Рузвельта и руководящей роли великих держав в международных отношениях); Томас О'Брайен (демократ, сторонник Рузвельта); Роберт Джонс (республиканец, противник распространения ленд-лиза на СССР); Дин Гиллеспи (республиканец); Батлер Хэйр (демократ, выступавший против социалистических тенденций общественного развития); Джон Керр (демократ); Альберт Шнайдер (стенограф), Джералд Дрю (чиновник госдепартамента). Предполагалось, что пребывание этой группы в Советском Союзе продлится две недели [5, л. 20].
3) Группа членов Палаты представителей в составе: Виктор Уикершем (демократ, либерал); Джордж Дондэрс (республиканец, враждебно настроенный по отношению к СССР); Джеймс Фултон (прогрессивный республиканец); Майкл Фэйхен (прогрессивный демократ); Самуэль Вейс (демократ, сторонник Рузвельта); Уолтер Хоран (республиканец, реакционер); Альберт Сидни Джонсон Карна-хан (демократ, умеренный либерал); Уолтер Хьюбер (демократ); Честер Эрл Мёрроу (республиканец, сторонник польского правительства в изгнании); Гомер Рэйми (республиканец, враждебно относившийся к СССР); Фрэнк Чэлф (демократ); Клэйр Ингл и сопровождающий от военного министерства Джеймс Уит-мор. Эта группа планировала провести в Москве 4 дня проездом на восток - в Турцию, Иран и Ирак [5, л. 15; 20].
4) Группа членов Палаты представителей, составлявшая специальный комитет по экономической политике и планированию в послевоенный период и сопровождающие лица в составе: Уильям Колмер (демократ); Клиффорд Хоуп (республиканец); Джей Лефевр (республиканец); Сидни Симпсон (республиканец); Фрэнсис Уолтер; Джесси Уолкотт (республиканец); Чарлз Уолвертон (республиканец); Орвилл Зиммерман (демократ); Мэрион Филсом (директор исследовательской группы комитета); У. Эллиотт (вице-председатель Бюро военного производства); Джеймс Фар-рисс (представитель госдепартамента); Уил-
сон Гилмор (представитель ВМФ). Эта группа должна была прибыть в Москву 5 сентября с трехдневным визитом [5, л. 17, 21].
5) Отдельно был подан запрос о выдаче советской визы Клоду Пепперу - члену комитета Сената по делам малого бизнеса, который желал выяснить, каким способом мелкие фирмы США могут получить доступ к торговле с СССР (как выяснилось впоследствии, Пеппер приехал в Советский Союз не только как сенатор, но и как журналист [15, p. 278]). Его сопровождал Херман Эдель-сберг, чиновник Внешнеэкономического управления. Пеппер и Эдельсберг хотели прилететь в Москву 5 сентября и 14 сентября отбыть в Тегеран [5, л. 32].
Самые большие разногласия возникли вокруг приезда в СССР членов комитета по иностранным делам Палаты представителей (The House Foreign Affairs Committee). Эти разногласия нашли отражение в следующей записке заместителя наркома иностранных дел В.Г. Деканозова Молотову: «Тов. Новиков [поверенный в делах Советского Союза в США], указывая на то, что среди вышеуказанных лиц имеются недружелюбно настроенные к СССР люди, считает целесообразным разрешение на въезд в СССР не выдавать. Считал бы целесообразным не согласиться с мнением т. Новикова и разрешить обеим группам конгрессменов посетить СССР» [5, л. 15].
Уикершем и Гордон. 15 августа в Москву прибыла группа Уикершема. Любопытно, что уже непосредственно в день их приезда оказалось, что американцев невозможно разместить в гостинице «Метрополь», куда традиционно помещали иностранцев. Номера, в которые их должны были заселить, ранее занимались японцами, после чего оказались «в таком состоянии, что их невозможно предоставить конгрессменам». «Интурист» предложил номера в гостинице «Савой», которая ранее была полностью предоставлена в ведение Репарационной комиссии, но на 15 августа располагала свободным номерным фондом [5, л. 46].
Большой интерес представляет программа, составленная для краткого знакомства американских конгрессменов с Москвой. Утро 16 августа 1945 г. началось с посещения Неврологической клиники им. Гра-
щенкова. За ним последовала беседа с архитекторами А.В. Щусевым и Н.Д. Колли о восстановлении городов; вечером - посещение театра. В первой половине дня 17 августа американцы могли отправиться либо в колхоз, либо на станкостроительный завод «Красный пролетарий». На вечер было запланировано посещение Кремля [5, л. 45].
Из беседы советского посла в Турции С.С. Михайлова с конгрессменом Хьюбером, состоявшейся 6 сентября в Анкаре, выяснилось, что примерно за три недели его группа посетила более 10 стран (Шотландию, Норвегию, Швецию, Францию, Тунис, Германию, СССР, Италию, Югославию, Грецию, Сирию и Ливан), а после Турции собиралась направиться в Палестину, Иран и Ирак [5, л. 73]. При этом цель, которую ставили себе конгрессмены - «ознакомление с политическим и экономическим положением в различных странах, создавшимся в связи с окончанием войны в Европе», - вряд ли могла быть достигнута, поскольку, очевидно, что большую часть времени американцы провели в воздухе. Разумеется, не могла способствовать этой цели и программа пребывания их группы в Москве.
Говоря о перспективах развития отношений между Москвой и Вашингтоном, Хьюбер заявил Михайлову: «Сейчас в мире существуют практически только две великих державы, обладающие достаточной мощью, чтобы сравнительно безболезненно и без посторонней помощи решить все эти проблемы - США и СССР. Англия сейчас является державой уже третьего порядка. Реконструкция всего мира и обеспечение длительного мира возможны только при условии тесного сотрудничества между США и СССР» [5, л. 73].
1 сентября в Москву прибыла группа Гордона. Сам Гордон и Райтер пробыли в советской столице всего 3 дня и 5 сентября улетели обратно в Берлин [5, л. 67, 71]. 4 сентября состоялась их встреча с Вышинским, носившая весьма общий характер. Судя по записям в дневнике Вышинского, конгрессмены интересовались, в частности, организацией верховной власти в Советском Союзе [5, л. 77]. Этот момент весьма любопытен, так как свидетельствует о том, что через 12 лет после установления дипломатических отношений, после масштабной информационно-про-
пагандистской кампании, проводившейся в США не только американскими СМИ по инициативе Ф.Д. Рузвельта, но и усилиями советского посольства и Амторга, в американском парламенте не было четкого понимания структуры советской верховной власти.
По всей видимости, встреча с Вышинским прошла успешно и произвела на американцев благоприятное впечатление, поскольку Карл Мундт заявил, что «правительствам двух стран, устанавливая дружественные отношения, так же необязательно придерживаться одной и той же политической и экономической системы, как двум фермерам не обязательно сеять один и тот же злак для того, чтобы находиться между собой в дружбе» [5, л. 77].
5 сентября Мундт и Болтон посетили Ленинград, а на следующий день побывали на заводе им. Сталина [5, л. 70].
8 сентября эти конгрессмены изъявили желание встретиться с наркомом просвещения В.П. Потемкиным для обсуждения возможностей советско-американского сотрудничества в области образования. По всей видимости, советскую сторону кооперация в этой сфере не слишком интересовала (или запрос был сделан слишком поздно, поскольку утром 9 сентября Мундт и Болтон покидали Москву), так что вместо Потемкина была организована встреча с заместителем Молотова М.М. Литвиновым. Помимо вопросов обучения, которые живо интересовали Мундта, обсуждались также проблемы финансирования войны и возможные результаты ближайших выборов в американский конгресс [5, л. 82-84].
На следующий день Мундт и Болтон были уже в Баку, где активно интересовались советскими нефтепромыслами [13].
Клод Пеппер и группа Колмера. 5 сентября в Советский Союз приехали Пеппер и Эдельсберг, а 11 сентября прибыли члены специального комитета Палаты представителей по экономической политике и планированию в послевоенный период. 12 сентября И.В. Сталин согласился принять и группу конгрессменов, и отдельно Пеппера через день - 14 сентября 1945 г. [5, л. 86, 88].
Колмер и Пеппер обсуждали с советским лидером схожие вопросы, в результате чего в историографии закрепилось суждение о важности миссии Пеппера, а визит группы
Колмера описывается весьма немногословно [17, р. 64] либо не упоминается вовсе [16]. На наш взгляд, это неверный подход. Благодаря отчету присутствовавшего в Кремле Кеннана мы можем проследить весь ход разговора Колмера со Сталиным - а именно этот разговор, безусловно, оказал решающее влияние на последовавшие рекомендации комитета. Например, распространено мнение о том, что вопрос о предоставлении СССР американского правительственного кредита поднял сам Сталин в разговоре с Пеппером, пожаловавшись, что на соответствующий запрос советской стороны до сих пор нет ответа. Это утверждение соответствует действительности [19, р. 178], однако перед этим условия предоставления кредита обсуждались с Колмером, причем по инициативе последнего (здесь и далее курсив наш. - К. М.). Сталин сообщил, что потери в железнодорожной отрасли и в области промышленного оборудования были особенно тяжелыми и что СССР требуется 5 млн т рельсов, 10 тыс. локомотивов, от 100 до 150 тыс. железнодорожных вагонов, прокатные станки и доменные печи, оборудование для производства рельсов и для металлургических заводов. По его словам, России также нужны были миллионы тонн зерна и мяса, значительное количество хлопка: «Наш внутренний рынок бездонен, и мы можем проглотить бог знает сколько». Если запрошенных 6 млрд долларов не хватило бы для закупки перечисленного Сталиным, он готов был увеличить сумму кредита и не сомневался в том, что Советский Союз сможет полностью выполнить взятые на себя обязательства.
В числе прочих Колмер хотел получить ответы на следующие вопросы:
1) какие гарантии может дать Советский Союз в том, что он будет продолжать торговлю с другими странами, достигнув самообеспечения;
2) как Советский Союз собирается платить за экспортные излишки стран Восточной Европы, которые представляют для него интерес, и что надеется получить от них за свои товары;
3) собирается ли Советский Союз публиковать данные о своих экономических показателях;
4) доволен ли Сталин теми усилиями, которые предпринимают Соединенные Штаты для достижения послевоенного сотрудничества.
Мы не можем утверждать, что ответы Сталина на вопросы конгрессменов отражали подлинные настроения советского руководства в сентябре 1945 г., однако они, безусловно, представляют огромный интерес.
Советский лидер начал с того, что поставил внешнеторговый потенциал страны в прямую зависимость от экономического развития. По его словам, внутренний рынок Советского Союза «не имел пределов». Затем он заявил, что возможности торговли СССР со странами Восточной Европы весьма ограничены, причем с обеих сторон («мы не так много можем у них взять и относительно немного можем им дать»). Кроме того, запросы по снабжению, которые до настоящего времени направлялись в страны Восточной Европы, были продиктованы пребыванием там советских оккупационных войск, а войска скоро будут выведены. Советский вождь также пообещал Колмеру, что СССР вскоре возобновит публикацию своих экономических показателей, как это делалось до войны [12, р. 881-884].
После ухода конгрессменов Сталин подошел к Кеннану и сказал: «Пусть ваши коллеги не беспокоятся об этих восточноевропейских странах. Наши войска уйдут оттуда, и все будет хорошо». По мнению Кеннана, «возможно, упор на проблемы восстановления России должен был оказать на конгрессменов положительное воздействие в отношении вопроса о кредите; но в основном, мне кажется, он [Сталин] говорил все это искренне» [14].
Как мы помним, в группу Колмера входили в том числе и конгрессмены, весьма отрицательно настроенные к Советскому Союзу и его лидеру. Это отношение, по воспоминаниям Кеннана, нашло свое отражение и в том, что на встречу со Сталиным часть американцев явилась навеселе; некоторые вели себя не очень адекватно. В частности, один из конгрессменов сидел напротив Сталина на другом конце стола, ухмылялся ему и подмигивал, однако никакой ответной реакции не последовало [15, р. 277].
После встречи со Сталиным конгрессмены направились на торжественный прием в
ВОКСе, в заключение которого «американские гости, под дружные аплодисменты присутствующих, спели хором несколько национальных песен» [2].
Дж. Кеннан в своих мемуарах писал: «Этот эпизод... был одним из тех, что постепенно взрастили во мне глубокий скептицизм относительно ценности личных контактов для улучшения международных отношений. С другой стороны, я должен сказать, что наши визитеры из Конгресса сильно различались между собой по своей способности извлекать пользу для себя и служить на благо интересам своей страны во время визитов - от самых безнадежных до самых лучших. В их число входили компетентные и серьезные люди, которые не только смогли оказать нам значительную поддержку по возвращении в Вашингтон, но были весьма полезны благодаря своим впечатлениям от пребывания в Москве и предложенным нам советам» [15, p. 277].
Из Москвы группа Колмера - так же, как Мундт и Болтон - направилась в Баку. Выступая 16 сентября 1945 г. на приеме, организованном бакинским горкомом, Колмер заявил: «Никогда еще мысли и чаяния народов мира не были сосредоточены на трех великих союзных государствах... Великое значение этого момента заключается в том, что в ходе войны был заложен прочный фундамент сотрудничества между народами СССР и США. Это относится и к мирным дням. И если это братство привело врага к краху, то дальнейшее его продолжение станет залогом свободы и сердечной дружбы, подтверждающим, что жертвы были не напрасны». Его спич подхватил Джесси Уолкотт: «Новая эра должна создать новый мир. Этот лозунг, за который боролись великие державы, должен стать реальностью. Нашей всеобщей задачей было победить силы зла. Это стало возможным только благодаря совместной деятельности и взаимному доверию Советского Союза, США и Великобритании. Это взаимное доверие является основой для построения современного мира» [13].
Член комитета Сената по международным отношениям (Senate Committee on Foreign Relations) Клод Пеппер, напротив, был известен в Советском Союзе как сторонник дружественных отношений между СССР и США.
В частности, в 1941 г. он активно выступал за распространение на СССР программы ленд-лиза [3, с. 120]. Любопытна реакция Кеннана на двойственность роли Пеппера в Москве. В своих мемуарах он замечает, что ему было невероятно сложно объяснить принимающей стороне, почему уважаемый сенатор решил заработать на статьях, написанных по итогам своего турне. «В этой ситуации, - писал Кен-нан, - мои симпатии были на стороне русских» [15, р. 278].
На встрече Пеппера со Сталиным обсуждались приблизительно те же вопросы, что затронул Колмер. Сенатор пояснил, что предоставление кредитов помощи будет напрямую зависеть от соблюдения Москвой Ялтинских соглашений. Такая позиция не была субъективной - Пеппер просто обрисовал настроения в Вашингтоне. Сталин, в свою очередь, заявил Пепперу, что использовать любые кредитные средства в военных целях «было бы самоубийством» [23, р. 176-180]. Пеппер спросил советского лидера, считает ли он, что Соединенные Штаты сотрудничают с Советским Союзом в международных делах удовлетворительным образом. Сталин ответил, что во время войны Соединенные Штаты и Советский Союз сблизили общие интересы, и Советский Союз в большом долгу перед США за ту помощь, которую СССР получил от Соединенных Штатов. Однако, сказал он, связывающих нас уз более не существует, и нам придется найти новую основу для наших тесных отношений в будущем. Он продолжил: «Христос сказал: ищите и обрящете» [12, р. 884].
Впечатления Пеппера от встречи со Сталиным и от увиденного в СССР нашли выражение в его радиовыступлении из Москвы. В нем сенатор, в частности, заявил: «Американцы никогда не допустят, чтобы США участвовали в каком-либо блоке, враждебном Советскому Союзу» [20]. К сожалению, эти заверения Пеппера привели лишь к тому, что на родине его причислили к коммунистам или, по крайней мере, к «сочувствующим». (Позднее в мемуарах Пеппер писал, что «ни за что бы не отказался от этого опыта (имеется в виду личная встреча со Сталиным. - К. М ), даже если бы знал, как Эд Болл и его друзья воспользуются этим2» при его переизбрании в
Конгресс [19, p. 176-177].) При этом никаких практических последствий для развития советско-американских отношений позитивные впечатления Пеппера о встрече с советским лидером не возымели.
В своей регулярной колонке для флоридских газет Пеппер писал, что для восстановления экономики Советам отчаянно нужен мир, и поэтому он убежден в том, что «у русских нет никаких агрессивных намерений» [6, p. 5].
В личных бумагах Пеппера сохранилась сделанная непосредственно после встречи со Сталиным запись о том, что «цель внешней политики Советского Союза - сотрудничать с другими государствами во имя сохранения мира» [7, p. 227].
Последовавший переезд Пеппера в Баку [13] после Мундта, Болтона и группы Колмера вряд ли был случайным совпадением: интерес США к иранской нефти в полной мере распространялся и на азербайджанские нефтепромыслы.
Почему советское руководство не возражало против визита в СССР всех перечисленных нами американских чиновников и политических деятелей? Дело в том, что их приезд в Москву пришелся на очень краткий период отказа Кремля от традиционной подозрительности в отношении Запада и переориентации на международное сотрудничество. О новом подходе (правда, с некоторым опозданием) писал в 1946 г. академик Е.С. Варга [1, с. 319], его сторонниками были и высокопоставленные сотрудники Госбанка, наркоматов внешней торговли, иностранных дел и финансов, побывавшие за границей, принимавшие участие в различных переговорах по созданию послевоенной торгово-экономической и финансовой системы и понимавшие преимущества отказа от политики изоляции.
Результаты. Американские газеты, причем как крупные, так и местного значения, не оставили вниманием визиты американских конгрессменов в СССР и итоги этих визитов [8-10; 21 ; 24]. При этом важно подчеркнуть, что соответствующие заметки помещались, как правило, в середине или даже конце газеты, часто среди рекламных объявлений, что наглядно свидетельствует о небольшой важности этих событий, по мнению издателей.
Для нашего исследования более всего интересен доклад, опубликованный комитетом Колмера по итогам поездки по Европе в ноябре 1945 года.
В этом документе признавалось, что советская экономика находится в тяжелом состоянии и что применявшаяся гитлеровской Германией тактика «выжженной земли» оставила большую часть страны в руинах. Комитет не возражал против налаживания экономического сотрудничества с Советским Союзом, однако рекомендовал предварительно уточнить некоторые вопросы.
Во-первых, Соединенные Штаты должны были получить гарантии того, что их помощь не будет использоваться для наращивания военного потенциала. Во-вторых, советская сторона должна была полностью раскрыть свою производственную статистику. В-третьих, СССР предписывалось вывести свои оккупационные силы из Восточной Европы. В-четвертых, раскрыть условия своих торговых соглашений со странами этого региона. В-пятых, помощь СССР и Восточной Европе должна была осуществляться на неполитической основе, без переброски каких-либо ресурсов из Восточной Европы. Наконец, до получения кредитов страны Восточной Европы должны были гарантировать защиту имеющейся там американской собственности. Кроме того, рекомендовалось обеспечить американским самолетам, летавшим по стандартным советским маршрутам, режим открытого неба, уважение авторских прав при демонстрации американских объектов интеллектуальной собственности и выдачу виз в США в «достаточных количествах» [11].
Отчет Колмера носил рекомендательный характер, и было бы несправедливо считать приведенные в нем условия действительными и окончательными требованиями американской стороны. В условиях переговоров компромисс вполне мог быть достигнут где-то на середине.
Неизвестно, попали ли выводы комитета Колмера в американское посольство в Москве, однако это и не столь важно. События декабря 1945 г. - отказ СССР вступить в МВФ, успешное завершение американцами переговоров о кредите с Лондоном, провал Московской конференции СМИД и т. д. - зас-
тавили Дж. Кеннана самостоятельно резюмировать общие условия выдачи советскому руководству кредита: «Они должны продемонстрировать желание сотрудничать и гарантировать, что их международная торговля будет осуществляться в соответствии с нашим подходом к международному экономическому сотрудничеству» [18, р. 86]. Таким образом, осенью 1945 г. американское руководство оказалось перед важным выбором: поверить или не поверить в то, что Сталин готов изменить внешнеполитический курс ради получения кредита. Вашингтон предпочел пойти по второму пути.
4 декабря в Лондоне Пеппер встретился с послом СССР в США А.А. Громыко. Громыко утверждал, что ухудшение отношений связано с нежеланием администрации Трумэна придерживаться потсдамских соглашений [4]. После этого разговора сенатор записал в дневнике: «Я убежден в том, что подлинная причина лежит глубже, - в недостатке уверенности или в том, что мы разом на них навалились» [6, р. 310].
В тот же день Пеппер принял участие в неформальной встрече примерно со 100 членами Палаты общин. Он сказал им, что советская сторона отрицательно относится к Соединенным Штатам и Великобритании из-за решения американцев единолично оккупировать Японию и американской монополии на атомное оружие. Пеппер подчеркнул, что действия Соединенных Штатов вызывают беспокойство у правительства Сталина. Ослабить напряженность в союзе, по мнению сенатора, можно было только путем усиления кооперации [7, р. 310].
Как мы уже писали, просоветские выступления Пеппера не возымели никаких позитивных последствий для развития советско-американских отношений. Возможно, это отчасти объясняется тем, что сенатор вернулся в США лишь в декабре 1945 г., когда былые связи между Москвой и Вашингтоном существенно ослабли из-за возникшей напряженности вокруг иранского и корейского вопросов, проблем с ратификацией Советским Союзом Бреттон-Вудских соглашений и т. д. Самому же Пепперу его восхищение Сталиным и оптимизм в отношении перспектив взаимодействия Москвы и Вашингтона стоили политической карьеры. После визита в СССР
и последовавших за ним публикаций и выступлений (то есть еще за несколько лет до развития маккартизма) «Красный Пеппер»3 начал терять сторонников, в том числе тех, кто ранее финансировал его избирательные кампании, а в 1950 г. проиграл очередные выборы в сенат. В своей книге об отце дочь Г. Трумэна Маргарет отзывалась о Пеппере так: «Из-за таких людей, как сенатор Пеппер, моему отцу было чрезвычайно трудно проводить разумную и последовательную внешнюю политику» [23, p. 313-314].
Таким образом, несмотря на значительный потенциал, визиты американских конгрессменов в США не сыграли никакой позитивной роли в разрядке напряженности, возникшей между Москвой и Вашингтоном в августе - сентябре 1945 года. В то же время сам факт этих визитов и тот уровень, на котором делегации были приняты в Советском Союзе, может свидетельствовать о наличии значительного обоюдного интереса к поддержанию конструктивных, если не союзнических, отношений между двумя крупнейшими державами мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь и далее приводятся характеристики, данные американским конгрессменам сотрудниками НКГБ.
2 Имеется в виду поражение Пеппера на прай-мериз 1950 г. против Дж. Смэзерса.
3 «Красный Пеппер» (англ. Red Pepper) - игра слов, так как это выражение означает также «красный перец».
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Варга Е. С. Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны. М.: ОГИЗ, 1946. 320 с.
2. В ВОКСе // Известия. 1945. №> 219. 16 сент. С. 4.
3. Минкова К. В. Экономические истоки холодной войны: советско-американские экономические отношения в 1943-1947 гг. СПб.: Скифия-принт, 2021. 504 с.
4. Печатнов В. О. Посол А.А. Громыко о политической борьбе в США в конце Второй мировой войны (по новым документам Архива внешней политики МИД РФ) // Война между государствами - большое зло. К 110-летию А.А. Громыко. М.: Ин-т Европы РАН, 2019. С. 272-288.
5. Приезд в СССР сенаторов и членов Конгресса // Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 0129. Оп. 29 Авто. П. 177. Д. 85. 89 л.
6. Clark J. C. Claude Pepper and the Seeds of His 1950 Defeat, 1944-1948 // Florida Historical Quarterly. 1995. Vol. 74, №> 1. Article 3. URL: https:// stars.library. ucf.edu/fhq/vol74/iss1/3
7. Claude Pepper Personal Diary. 1945. Claude Pepper Library. Florida State University. URL: https:// diginole.lib.fsu.edu/islandora/object/fsu°/o3A201117# page/1/mode/2up
8. Colmer Committee Arrives in U.S. on Queen Elizabeth // Evening Star (Washington). 1945. October 10.
9. Colmer Report Reveals Chaos in Reich // Detroit Evening Times. 1945. November 13. P. 2-C.
10. Congress May Withhold Loans to Allied Powers: Oil Rights, Military Bases, Airports Sought in Europe // The Daily Monitor Leader (Mount Clemens, Mich.). 1945. October 11. P. 2.
11. Economic Reconstruction in Europe // House of Representatives. Special Committee on Post-War Economic Policy and Planning. 8th Report. 79 Congress. 1st Session. Washington: U. S. Government Printing Office, November 1945. 51 p.
12. Foreign Relations of the United States. 1945. Vol. V Washington: United States Government Printing Office, 1969. 1349 p.
13. Hasanli J. American Visitors to Baku at the Dawn of the Cold War, August-September 1945. URL: https://www.wilsoncenter.org/blog-post/american-visitors-baku-dawn-cold-war-august-september-1945
14. Interview with Joseph Stalin. University of Southern Mississippi. William M. Colmer Papers. Box 588. Folder 9.
15. Kennan G. F. Memoirs, 1925-1950. Boston: Little, Brown & Co., 1967. 583 p.
16. LaFeber W. America, Russia and the Cold War, 1945-1990. 6th ed. Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1991. 370 p.
17. McCauley M. Origins of the Cold War, 19411949. 4th ed. London: Routledge, 2016. 244 p.
18. Paterson T. G. The Abortive American Loan to Russia and the Origins of the Cold War, 1943-1946 // Journal ofAmerican History. 1969. Vol. 56, №> 1. P. 70-92.
19. Pepper C. Pepper: Eyewitness to a Century. N. Y.: Harcourt, 1987. 320 p.
20. Pepper Radio Broadcast from Moscow Transcript. September 18, 1945 // Claude Pepper Papers. University ofFlorida Library. S201. Box 161. Folder 15.
21. Senator Claude Pepper o Rossiji // Enakopravnost (Cliveland, Ohio). 1945. October 30. P. 4.
22. Stoesen A. R. The Senatorial Career of Claude D. Pepper. Chapel Hill: University of Carolina, 1965. 390 p.
23. Truman M. Harry S. Truman. N. Y.: William Morton & Company, 1973. 648 p.
24. World Cooperation Necessary, but Should Not Be 1-Way Street // The Chronicle-Star Combined with the Moss Point Advertiser (Pascagoula, Miss.). 1945. November 9. Sec. 2. P. 5.
REFERENCES
1. Varga E.S. Izmenenija v ekonomike kapitalizma v itoge Vtoroj mirovoj vojny [Changes in the Capitalist Economy as a Result of the Second World War]. Moscow, OGIZ, 1946. 320 p.
2. V VOKSe [In VOKS]. Izvestija, 1945, no. 219, 16 Sept., p. 4.
3. Minkova K.V Ekonomicheskie istoki holodnoj vojny: sovetsko-amerikanskie ekonomicheskie otnoshenija v 1943-1947 gg. [Economic Roots of the Cold War: Soviet-American Relations in 1943-1947]. Saint Petersburg, Skifia-print Publ., 2021. 504 p.
4. Pechatnov V.O. Posol A.A. Gromyko o politicheskoj borbe v SShA v konce Vtoroj mirovoj vojny (po novym dokumentam Arhiva vneshnej politiki MID RF) [Ambassador A.A. Gromyko on the Political Struggle in the USA at the End of the World War II (Based on the New Documents from the Archive of Foreign Policy, MFA RF)]. Vojna mezhdu gosudarstvami - bolshoe zlo. K 110-letiju A.A. Gromyko [War Between States Is a Major Evil. To the 110th Anniversary of A.A. Gromyko]. Moscow, In-t Europy RAN, 2019, pp. 272-288.
5. Priezd v SSSR senatorov i chlenov Kongressa [Visit to the USSR of the Senators and Members of Congress]. Arkhiv vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii [Foreign Policy Archive of the Russian Federation], f. 0129, inv. 29 Avto, p. 177, d. 85. 89 l.
6. Clark J. C. Claude Pepper and the Seeds of His 1950 Defeat, 1944-1948. Florida Historical Quarterly, 1995, vol. 74, no. 1, art. 3. URL: https://stars.library. ucf.edu/fhq/vol74/iss1/3
7. Claude Pepper Personal Diary. 1945. Claude Pepper Library. Florida State University. URL: https://diginole.lib.fsu.edu/islandora/object/fsu% 3A201117#page/1/mode/2up
8. Colmer Committee Arrives in U.S. on Queen Elizabeth. Evening Star (Washington), 1945. October 10.
9. Colmer Report Reveals Chaos in Reich. Detroit Evening Times, 1945, November 13, pp. 2-C.
10. Congress May Withhold Loans to Allied Powers: Oil Rights, Military Bases, Airports Sought in Europe. The Daily Monitor Leader (Mount Clemens, Mich.), 1945, October 11, p. 2.
11. Economic Reconstruction in Europe. House of Representatives. Special Committee on Post-War Economic Policy and Planning. 8th Report,
79 Congress, 1st Session. Washington, U. S. Government Printing Office, November 1945. 51 p.
12. Foreign Relations of the United States. 1945. Vol. V. Washington, United States Government Printing Office, 1969. 1349 p.
13. Hasanli J. American Visitors to Baku at the Dawn of the Cold War, August-September 1945. URL: https://www.wilsoncenter.org/blog-post/american-visitors-baku-dawn-cold-war-august-september-1945
14. Interview with Joseph Stalin. University of Southern Mississippi. William M. Colmer Papers, box 588, folder 9.
15. Kennan G.F. Memoirs, 1925-1950. Boston, Little, Brown & Co., 1967. 583 p.
16. LaFeber W. America, Russia and the Cold War, 1945-1990. Ithaca, New York, Cornell University Press, 1991. 370 p.
17. McCauley M. Origins of the Cold War, 19411949. London, Routledge, 2016. 244 p.
18. Paterson T.G. The Abortive American Loan to Russia and the Origins of the Cold War, 1943-1946. Journal of American History, 1969, vol. 56, no. 1, pp. 70-92.
19. Pepper C. Pepper: Eyewitness to a Century. New York, Harcourt, 1987. 320 p.
20. Pepper Radio Broadcast from Moscow Transcript. September 18, 1945. Claude Pepper Papers. University of Florida Library, s201, box 161, folder 15.
21. Senator Claude Pepper o Rossiji. Enakopravnost (Cliveland, Ohio), 1945, October 30, p. 4.
22. Stoesen A.R. The Senatorial Career of Claude D. Pepper. Chapel Hill, University of Carolina, 1965. 390 p.
23. Truman M. Harry S. Truman. New York, William Morton & Company, 1973. 648 p.
24. World Cooperation Necessary, but Should Not Be 1-Way Street. The Chronicle-Star Combined with the Moss Point Advertiser (Pascagoula, Miss.), 1945, November 9, Sec. 2, p. 5.
Information About the Author
Kristina V. Minkova, Doctor of Sciences (History), Associate Professor, Department of American Studies, Saint Petersburg State University, Universitetskaja Emb., 7/9, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5833-6808
Информация об авторе
Кристина Владимировна Минкова, доктор исторических наук, доцент кафедры американских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5833-6808