УДК 34 (091) (470) (3) ББК 67
© 2016 г. Е. В. Кравченко,
адъюнкт Ростовского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА
В статье рассматриваются проблемы формирования идеологических и духовно-нравственных оснований Московского государства в ретроспективном аспекте. Автор раскрывает взаимосвязь идеологии Русского государства и патриотизма в историческом контексте.
Ключевые слова: идеология, Московское государство, патриотизм, соборно-авторитарный тип, двоеверие, небесная отчизна, оборонительно-мобилизационный тип, оборонительно-согласительный тип.
E. V. Kravchenko - Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
BYZANTINE ORTHODOXYAS THE IDEOLOGICAL BASIS OFTHE MOSCOW STATE AND THE RUSSIAN PATRIOTISM
In article problems of formation of ideological and moral bases of the Moscow state in the retrospective aspect. The author reveals zimovane ideology of the Russian state and patriotism in a historical context.
Key words: ideology, Moscow state, patriotism, Catholic-authoritarian type, dvoeverie, the heavenly Fatherland, defensive-mobilization type, defensive and conciliatory type.
В науке принято считать, что проблемы формирования идеологических и духовно-нравственных основ централизованного Московского государства подробно не изучались в связи с тем, что они были построены на православных ценностях. Поскольку идеология рассматривается как система политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов, отражающих интересы определенного класса, общественной группы, сословия, в любом средневековом государстве ее основой выступает религия. С крещением Руси князем Владимиром в 980 году было положено начало формированию соборно-авторитарной идеологии, опиравшейся на идеи и принципы византийского православия, которое имело целью построение царства Божьего в душе каждого человека через его нравственно-духовное самосовершенствование как путь к постижению Бога. При этом земным отражением царства Божьего являлось федеративное устройство самой православной церкви, что наиболее соответствовало соборному характеру Древнерусского государства, личным устремлениям князя и принципу комплементарно-сти. Это способствовало вхождению Руси в сообщество мировых цивилизаций, росту просвещения и духовной культуры, объединению
Любовь к родине -первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон I
пяти этносов в один суперэтнос, но в то же время были созданы предпосылки для социального раскола и формирования в менталитете русского народа феномена двоеверия.
Так сложилось у наших предков, что патриотизм как эмоционально-нравственный аспект мировоззрения человека связывает его с понятием «родина», которое восходит своими корнями к языческому культу рода. Данный культ не распространялся за пределы обитания рода или общины, что помогало выжить отдельному роду и представляло собой любовь к своему жилищу, обычаю, верованиям, необходимости их защиты от врага. После принятия христианства церковь фактически создала такие религиозные нормы, которые в дальнейшем детерминировали поведение русских людей и переросли в систему кодирования, успешно поддерживающую стабильность в обществе. На первоначальном этапе, как считает М. Кром, любовь к родной земле (патриотизм) вступала в противоречие с насаждаемыми христианскими идеалами, призывавшими больше думать о вечной жизни, чем о земной. Однако по мере укрепления централизованной государственной власти последняя стала активно использовать христианскую идею об особом «божьем народе» для формирования в правосознании
граждан представления о Киевской Руси как земной родине всех христиан в целях борьбы с набирающими силу центробежными идеями государственного развития и местечковым «ура-патриотизмом».
При опасности, грозящей духовно-земному пространству русских, задействуются пласты коллективного бессознательного, содержащие православные (в том числе и языческие) коды поведения, и тогда в сознании человека всплывают нормы и установки, в которые включены все компоненты, входящие в такой сложный эмоционально-психологический комплекс, как патриотизм. Большую роль в формировании русского патриотизма сыграла присущая православию идея соборности, то есть объединения русского народа на духовном, сакральном уровне. Именно феномен двоеверия стал краеугольным камнем в основании русского патриотизма, объединив в одно целое любовь к земной родине и небесной отчизне путем осуществления по отношению к ней Божьих заповедей и формирования ответственности каждого за жизнь страны. Хотя, по мнению М. Крома, в рассматриваемый период патриотизма в современном понимании не существовало, поскольку в письменных источниках о любви к русской земле речь идет только в «Слове о погибели земли русской», автор которого неизвестен, написанном после нашествия Батыя. Скорее всего, в данном временном промежутке можно говорить только о безымянном, обезличенном чувстве патриотизма.
С XII века в Киевской Руси начинается полоса жесточайшего политико-экономического и социального кризиса, способствовавшего возникновению межэтнических и межгосударственных войн, изменению стереотипа поведения людей, когда их созидательная направленность деятельности сменилась на разрушительную. Это повлекло за собой распад единого государства, а затем и его гибель под натиском монголо-татар. Тогда был нанесен колоссальный урон производительным силам и в целом экономике, демографической ситуации, но при этом на русских землях действовало русское право («Русская Правда»), правили русские княжеские династии, церковь получила новые экономические и политические привилегии. При наступлении национальной катастрофы удалось отстоять только духовную свободу, небесная отчизна русских христиан была сохранена в полном объеме, что с течением определенного времени по закону взаимного притяжения при-
вело к возрождению идеи спасения и восстановления земной родины.
Национальная элита в лице князей этого времени весьма схожа с западноевропейской и, в первую очередь, озабочена поисками личной славы и доблести, которые чаще всего достигаются военным путем, поскольку личная воинская слава становится побуждением к реальным действиям, источником авторитета как среди равных себе, так и среди народа. Однако следование таким ценностям, не имеющим под собой экономического фундамента, в сложившихся обстоятельствах могло привести к гибели нации. Отсюда в политической и художественной литературе все чаще начинают звучать призывы к единению русских земель, наиболее ярким патриотическим произведением этого времени является «Слово о полку Игореве».
Логическим продолжением генезиса русской политической мысли, исходящей из единения земель и предшествующего опыта государственного строительства, точнее из анализа причин его гибели, выступила идея формирования единовластия князя, высказанная в «Молении Даниила Заточника». При этом был создан образ мудрого и решительного князя, советующегося с образованными и умными людьми, хотя и незнатного происхождения, избегающего феодальных усобиц и заботящегося о благосостоянии своих подданных, защищающего их от произвола. Идеализация мудрого единовластного князя - избавителя от всех бед - созвучна широко распространившимся позднее «царистским иллюзиям» русского крестьянства. Таким образом, идеал государства и государственного правления был сформулирован, и требовалось время для его «внедрения» как в коллективное сознание народа, так и в индивидуальное сознание национальной политической элиты.
К XIV веку Русское государство представляет собой конгломерат независимых княжеств (государственных образований), объединенных общностью религиозно-культурных, духовных и частично экономических факторов. Среди княжеств возникает несколько центров, претендующих на роль объединителя, в которых складываются различные типы идеологии в зависимости от внешнеэкономического, религиозно-политического и географического факторов. В пролитовски ориентированных Великом Новгороде, Тверском и Смоленском княжествах формируется обронительно-мобилизационная идеология, рассматривающая ордынцев как врага и тре-
бующая солидарности всего народа в борьбе с ним во имя исторического выживания народа. Эта идеология базируется преимущественно на западноевропейских патриотических ценностях, таких как личная доблесть, личное достоинство и честь, бесстрашие, высокая степень мобильности, великодушие к побежденному, и главным принципом разрешения конфликтов является так называемое «право силы», осуществляемое путем военного обострения конфликта и на внешнеполитической арене, и в повседневной жизни (рыцарские поединки). С нашей точки зрения, в основе данной идеологии лежит излишняя самоуверенность, эмоциональность, неумение и нежелание осуществлять стратегическое планирование и тактический расчет соотношения как военных, так и государственных сил и средств, фактически происходит обоснование жертвы во имя Отечества без оценки последствий ее принесения. Ведущим мотивом в данном случае выступает идея, озвученная князем Святославом: «мертвые сраму не имут», и даже в случае поражения потомкам их будет нечем упрекнуть. Однако останутся ли после этого потомки вообще или победители их физически уничтожат? В сложившихся кризисных обстоятельствах полагаться на быстрое естественное пополнение населения и экономическое оживление не стоит, так как процесс этот долгий, и затронет он не одно поколение.
В Рязанском, Ярославском, Ростовском и Суздальско-Нижегородском княжествах придерживались оборонительно-согласительной идеологии, базирующейся на стратегии приспособления в силу слабости и разрозненности русских земель, требующей ставить духовную власть выше светской, заставляющей повиноваться хану Золотой орды как своему царю и видевшей главное зло для православной Руси не на Востоке, а на Западе. Следование оборонительно-согласительной идеологии способствовало росту и накоплению достаточных военно-экономических и людских ресурсов для объедения русских земель и борьбы с внешним врагом.
С 1326 года Москва становится духовным центром русского православия, Киевский митрополит Петр переезжает в Москву, и в последующем митрополиты Киевские и всея Руси будут дислоцироваться именно здесь. Присоединив в 1328 году Владимир к Москве И. Калита сосредоточил светскую и духовную власть в одном центре, тем самым создав мощные духовно-политические и эконо-
мические основания для гегемонии Москвы в создании централизованного Русского государства и единого общерусского сознания. Кроме того, сформулированный в «Молении Даниила Заточника» идеал государя и государственного устройства получил частичную практическую реализацию в Московском княжестве в правление И. Калиты и его сыновей. На первое место ставится любовь к правде, стремление к обустройству своего государства и мирному разрешению конфликтов, сотрудничеству, обеспечиваемому сильной армией (дружиной), применение которой являлось крайней мерой. Для приверженцев этого идеологического направления характерен стратегический и тактический расчет, борьба с превосходящим противником должна основываться на единении всех русских земель, хорошем материально-техническом обеспечении войска и устойчивом экономическом развитии. Главный духовно-психологический посыл заключается не просто в принесении себя в жертву во имя свободы Отечества, а в том, чтобы эта жертва была не напрасной и победной и ее последствия способствовали достижению поставленной изначально цели -победе. Здесь важную роль играет общая победа, одна на всех, и умение беспрекословно выполнять свой воинский долг до конца - это то, что принято называть «скромным мужеством». Методы достижения поставленной цели могут быть разными, и далеко не все они будут основываться на понятиях чести, доблести, в сложившей обстановке гораздо важнее такие качества, как адаптация, выжидание, хитрость, расчетливость, кротость в сочетании с силой духа и спокойной готовностью к выполнению своего долга.
Русский патриотизм в это время представляет собой культ местных святынь, а понятия «отечество» и «отчизна» имеют по большей части конкретно-юридическое выражение (наследственное владение землей). В религиозно-политической и художественной литературе, например в «Житии князя Михаила Тверского», начинает главенствовать идея христианской жертвенности, но не ради любви к Богу, а ради своей любви к «малой родине» и людям, на ней живущим. Таким образом возникает русский протопатриотизм, или «локальный патриотизм» [1].
Огромное значение для формирования идеологии и русского патриотизма имела Куликовская битва и политико-философские воззрения Сергея Радонежского. Победа на Куликовом поле окончательно сцементирова-
ла фундамент Московского государства, сумевшего объединить все разрозненные русские земли во имя общерусского дела, а общерусская победа и великая гордость за нее отодвинули на периферию сознания старый локальный патриотизм, на смену которому пришло чувство любви к Отечеству и преданности князю всея Руси как олицетворению русского единства. С Куликова поля вернулось единое русское войско, обладающее новым типом боевой доблести, выражающейся не в желании первым начать сражение, а в вынужденной необходимости защищать себя и способности биться до победного конца.
Русские земли, попавшие в сферу влияния Москвы, укрепили принципы православного Возрождения настолько, что в Константинополе стали смотреть на Русь как на духовную и политическую преемницу Византии. Под влиянием этих настроений во второй половине XIV века была написана «Повесть о новгородском белом клобуке». Раскрыв причину перехода белого клобука как символа высшей святости духовной власти из Рима в Константинополь, а из него на Русь, авторы повести сформулировали идеологическую основу будущей теории «Москва - третий Рим». Решающее значение здесь принадлежало паламизму, придавшему сугубо религиозному учению исихазма процессуальный характер и включившему принципы его высокой духовности в социально-политический процесс, связанный не только с построением православной государственности, но и с ее защитой от внешней и внутренней угрозы [2].
Процесс собирания русских земель завершился образованием на рубеже XV-XVI веков мощного государства с изменившейся социально-экономической структурой, потребовавшего жесткой централизации власти. В новых геополитических условиях подписания Фер-раро-Флорентийской унии с признанием греческой церковью католических догматов и главенства Римского папы и гибели Византийской империи нужна была новая идеология, которая бы позволила перенастроить сознание народа с локального на общерусский. Несмотря на появление в русском правовом сознании нового понятия государства, включающего в себя не только подчиненную князю территорию, но и живущих на ней людей, процесс разграничения понятий государства и личности правителя, а также возникновение понятия подданства, необходимы единые духовные и культурные скрепы, способные трансформировать («переплавить») общество
не столько в социальном плане, сколько в мировоззренческом. И такой стержень был найден - им стало византийское православие. В историософском плане русский князь начинает занимать место византийского императора, для практического упрочения этой замены в идеологическом сознании православных московские князья начиная с Василия II именуются царем и самодержцем, а в 1473 году Иван III вступил в брак с последней византийской принцессой Софией Палеолог. Именно тогда Москва приняла в качестве государственного герба византийского двуглавого орла. Исторические события определенно противопоставляли исторические судьбы двух великих православных держав: в то время как в Византии мусульманство торжествует над православием, на Руси православие одерживает долгожданную победу над мусульманством. Тогда же была трансплантирована из Византии и пересажена на нашу почву богословская мысль о «третьем Риме» [3]. Впервые мысль о Москве как о «новом Константинополе» высказывается в «Изложении пасхалии», написанном митрополитом Зосимой в 1492 году. Около 1523 года псковский монах старец Спасо-Елеа-заровской обители Филофей адресовал дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину «Послание на звез-дочетцев», в котором высказывалась идея: «Два убо Рима падоша, а Третий (Москва) стоит, а четвертому - не бытии». Б. А. Успенский отмечал, что доктрина «Москва - третий Рим» получила в России и космологическое, и историческое обоснование, интегрировав представления о цикличном и линейном времени: наряду с последовательным развитием событий происходит возвращение к тому, что уже было в рамках нового временного цикла.
Широкое распространение в русском правосознании эта философско-религиозная доктрина получила при Иване IV Грозном, когда после 1547 года Московское великое княжество стало царством. Она выступила методологическим обоснованием для смены формы государственного управления и в последующем позволила создать русскую имперскую идеологию путем практического воплощения в предметах материальной и духовной культуры, в юриспруденции, политике и экономике. На смену «локальному патриотизму» приходит общерусский патриотизм, который первоначально связывался с личностью правителя, и в течение столетнего периода произошла трансформация патриотического сознания, позволившая развиться идее самоопределения, когда вместо «моего, княжеского
государства» появляется «наше, Московское государство». Византийское православие активно ретранслирует в обществе идеи долга перед Богом, формирует в русском правосознании представление о безмерности долга гражданского и воинского перед государством и государем, на практике долг определяется нуждами обороны Отечества: сколько нужно, столько общество и даст государству. Здесь главным является не правовое определение меры долга, а вера и совесть. Ливонский хронист Рюссов отмечал, что «если русские добровольно сдадут самую ничтожную крепость, то не смеют вернуться в свою землю под страхом смертной казни за содеянное, а жить в чужой стране они не могут и не хотят. Поэтому они сражаются до последнего и скорее выберут смерть в бою, чем жизнь в плену. У русских считалось не только позором, но и смертным грехом сдать крепость» [4, с. 105].
Особенно отчетливо это проявляется в период Смуты, когда царя нет, а народ продолжает бороться за «свое государство». Если взять, к примеру, осаду Смоленска поляками в 1611 году, то можно вести речь об уникальной государственно-экономической, военно-политической и духовно-нравственной ситуации, когда при отсутствии государственной власти (царь В. Шуйский свергнут с престола, в Москву на трон приглашен королевич Владислав, год проведен в осаде и из 80 тысяч жителей в живых осталось только 8, ждать помощи неоткуда, налицо превосходство польской армии и колебания городской элиты) жители города сами решили впустить в город Владислава только как русского царя, а не как польского королевича, объявив, что в противном случае сопротивление будет продолжено. И Смоленск ответил отказом, город пал, его последние защитники предпочли смерть плену, взорвав пороховые погреба, а у осталь-
Литература
1. Кром М. Гениалогия русского патриотизма. М., 2010.
2. http://www.dal.by/news/174/06-12-12-44
3. Архангельская А. В. Формирование официальной идеологии Московского государства. URL: http://www.km.ru/referats/B46D4 DAB5D7C4E079EEFD6F8EF8B7158
4. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М., 1922.
5. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1960. Кн. 4.
6. История дипломатии. М.; Л., 1945. Т. 2.
ных ничего не осталось, кроме безмерной усталости. Никто не откликнулся на призыв победителя перейти к нему на службу, оставив оружие, опустив голову, все ушли из города [5, с. 547-641]. Так побежденные де-юре оказались победителями де-факто: измотанная армия победителя вместо Москвы вернулась домой, а в России было создано народное ополчение, освободившее Москву, и восстановлено Московское государство. В Московской Руси сложилась народная традиция единства воинства и «мирного населения», когда в войне, особенно в обороне городов и крепостей, участвуют не только военные (комбатанты), но и все население независимо от социальной принадлежности, возраста и пола (нонкомбатанты). Практически всегда при вторжении интервентов в Россию война перерастает в народную. В сознании народа формируется понятие Родины как государства, которое зиждется на вере, любви и долге в их православном понимании, что, по мнению У. Черчилля, приводит русских к идолопоклонству по отношению к своему государству. Это способствует тому, что осознание национального единства превалирует над местечковыми и этническими интересами. Таким образом зарождается русский государственный патриотизм, основанный на идеалах православной веры, безусловном служении своему государству, ощущении каждым себя частицой одной державы, одного мира. Именно поэтому О. фон Бисмарк предупреждал потомков о том, что «даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, ...миллионов собственно русских... Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, пространствами и ограниченностью потребностей» [6, с. 103].
Bibliography
1. Krom M. Genealogía Russian patriotism. Moscow, 2010.
2. http://www.dal.by/news/174/06-12-12-44
3. Arkhangelsky A. V. Formation of the offficial ideology of Muscovy. URL: http://www.km.ru/re-ferats/B46D4DAB5D7C4E079EEFD6F8EF 8B7158
4. Vipper R. Y. Ivan The Terrible. Moscow, 1922.
5. Soloviev S. M. History of Russia since ancient times. Moscow, 1960. Book 4.
6. The history of diplomacy. Moscow; Leningrad, 1945. Vol. 2.