Научная статья на тему 'Особенности русского мировоззрения'

Особенности русского мировоззрения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7340
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА / ХРИСТИАНСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРАЗЦА / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕЗАРЕПАПИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ И ЦЕНТРАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / АБСОЛЮТИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ В ЛИЦЕ ГОСУДАРСТВА / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / PECULIARLY RUSSIAN WORLDVIEW / POLITICAL CULTURE / ENTHROGEOGRAPHICAL ENVIRONMENT / BYZANTINE MODEL OF CHRISTIANITY / ORTHODOX CHRISTIANITY / CAESAROPAPISM / COLLECTIVISM AND CENTRAL- ISM / PATRIOTISM / ABSOLUTIST STATE / THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CHURCH AND SECULAR AUTHORITY / CEN- TRALIZED STATE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ки Ён Су

В данной работе рассматриваются политико-культурные аспекты и особенности русского мировоззрения, сформировавшиеся в специфических природно-климатических условиях и в ходе сложной, полной кровавых войн с иноземными захватчиками истории. Особое внимание также уделяется анализу такого эпохального события в жизни и культуре древнерусского государства как крещение Руси, историческое значение которого состоит, прежде всего, в том, что христианская религия (восточного византийского образца) сыграла ключевую роль в становлении и развитии самобытной русской культуры и особой культурной идентичности русских людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RUSSIAN WORLD OUTLOOK

This paper examines political and cultural aspects and features of the Russian worldview formed in specific climatic conditions and during complex full of bloody wars with foreign invaders stories. Special attention is also paid to the analysis of this landmark event in the life and culture of the ancient Russian state as the baptism of the Rus, the historical significance of which is primarily in the fact that the Christian religion (eastern Byzantine model ) played a key role in formation and development of a distinctive Russian culture and a unique cultural identity of the Russian people

Текст научной работы на тему «Особенности русского мировоззрения»

■ ■ ■ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Автор: КИ ЁН СУ

КИ ЁН СУ - доктор политических наук, заслуженный профессор Университета иностранных исследований «Ханкук», президент Корейско-Российской Ассоциации, член комитета директоров Корейского Академического Исследовательского Совета, Сеул, Корея.

Адрес: 1445-46 Goyang-daero, Deogyang-gu, Goyang-si, 412-806 S. Korea.

Тел.: +82-10-5306-83-20 E-mail: moskoko@hanmail.net

Аннотация: в данной работе рассматриваются политико-культурные аспекты и особенности русского мировоззрения, сформировавшиеся в специфических природно-климатических условиях и в ходе сложной, полной кровавых войн с иноземными захватчиками истории. Особое внимание также уделяется анализу такого эпохального события в жизни и культуре древнерусского государства как крещение Руси, историческое значение которого состоит, прежде всего, в том, что христианская религия (восточного византийского образца) сыграла ключевую роль в становлении и развитии самобытной русской культуры и особой культурной идентичности русских людей.

Ключевые слова: особенности русского мировоззрения, политическая культура, антро-погеографическая среда, христианство византийского образца, православие, цезарепа-пизм, коллективизм и централизм, патриотизм, абсолютистское государство, соотношение между церковью и светской властью в лице государства, централизованная государственная власть.

I. ВВЕДЕНИЕ

Для лучшего понимания какой-либо страны и её народа нужно определить систему ценностей этого народа, формировавшуюся на протяжении всей истории, в основе которой лежат многие факторы, в том числе география и окружающая среда. Особенно важным представляется роль политической культуры для понимания политико-общественной действительности соответствующего государства.

Поэтому в данной работе для более глубокого понимания России и россиян, а также нынешней и прошлой политико-общественной действительности Российской Федерации, мы стали рассматривать политико-культурные аспекты мировоззрения, сформировавшиеся в специфических природно-климатических условиях и в ходе сложной, полной кровавых войн с иноземными захватчиками истории. Иными словами, политическая культура означает систему политических воззрений, которыми обладает весь народ, а так как политическое сознание есть система ценностей, воззрений, верований, сформированных в ходе долгой истории его развития, то данная работа состоит из результатов исследования его истории, окружающей природной среды и традиций данного народа.

Государственная система России опиралась на два главных принципа, сформированных [7, С. 70, 94] во время 16 и 17 веков - централизованную власть и коллективизм, от влияния которых Россия не может избавиться и до сих пор.

Условия формирования данных принципов были заложены еще задолго до начала правления Ивана IV (1533-1584 гг.) и Алексея (1645-1676 гг.) и их развитие проходило под влиянием безграничной и суровой природной среды, в ходе многочисленных ино-

земных вторжений и принятия христианства восточного образца. Эти два главных принципа сыграли естественным образом решающую роль в формировании политико-культурного сознания россиян. Они продолжают проявляться и сегодня в духовно-идеологическом пространстве современного российского общества, где провозглашается усиление государства и спасение русского общества как основная его цель. Для освещения этой темы в данной работе были использованы аналитические работы западных и российских специалистов.

Вслед за введением, во 2-ой главе рассматриваются вопросы влияния окружающей среды на формирование мировоззрения русского народа, 3-ья глава посвящена изучению народных бедствий от иноземных захватчиков и их воздействие на формирование и развитие русского мировоззрения. В 4-ой главе речь идет о таком эпохальном событии в жизни и культуре Древнерусского государства как крещение Руси и его историческом значении, в последней 5-ой главе, в качестве заключения подводиться краткий итог, посвященный анализу особенностей политико-культурных аспектов мировоззрения россиян.

II. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

«История человечества есть результат борьбы или сотрудничества человека с природой в каком-либо времени или месте, а также борьбы или сотрудничества между людьми. Природные условия, которыми обладает народ или государство в момент своего становления, не могут не играть решающую роль для его исторического развития» [20, С. 89]. Если смотреть с этой точки зрения, то можно сказать, что первым шагом в понимании России или российского менталитета является понимание окружающей природной среды по отношению к региону, который населяли восточные славяне [16], играющие главную роль в истории России.

История Древней Руси началась на берегах рек Днепра и Волги, огромной территории более 4 млн. кв. км, между Уралом, Каспийским морем и северным берегом Черного моря, Карпатами и Балтийским морем, в центре которой расположена Восточно-Европейская равнина. Этот район находится на высоких широтах, и из-за континентального климата, для которого характерна большая разница температур, не был благоприятен для проживания людей. Только юго-западной части этой огромной территории были присущи более благоприятные климатические условия. Особенно много проблем вызывал холодный ветер с Северного Ледовитого океана, который приносил с собой холод на всю равнину. Вдобавок ранняя зима и поздняя весна укорачивали сезон роста растений. Неплодородная почва, частые наводнения рек из-за таяния снегов поздней весной и недостаточное и неровное количество осадков, всё это препятствовало благоприятному развитию сельского хозяйства. В результате этого русские люди стали поклоняться природе, которая казалась им неконтролируемой и божественной из-за таяния снегов, появилось отношение молчаливого признания и принятия её ради собственного существования. Иными словами, русский народ стал относиться к правителю, считавшемуся с самого начала частью природы, не с протестом, а с покорностью. Как раз в этой связи Н. А. Бердяев сказал, что ''русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности'' [1]. Далее он более конкретно анализирует взаимосвязь русской души и природы.

Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В

душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремлённость в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы [2].

Такая земля была особенно неблагоприятной для проживания. Огромная ВосточноЕвропейская равнина своей природной силой принуждала русских к религиозности, направленной на Абсолют. Эта равнина делилась на два разных по своим особенностям региона: Северный лесной пояс и Южную степную равнину. Поэтому многие исторические события, произошедшие из-за этих разных географических особенностей, сыграли самую важную роль в формировании русского мировоззрения.

Северная зона лесов, состоявшая из преимущественно хвойных и широколиственных растений (деревьев), не считая раскинувшегося пространства в сторону Южной равнины, всегда имела естественные границы в виде гор и морей, кроме границы с Польшей, с которой непрерывно сталкивалась Россия. Однако Балтийское море, бывшее одной из естественных преград и выходом в Западную Европу, всегда оставалось объектом повышенного интереса со стороны не только России, но и Польши, Швеции и других прибрежных государств. Ради обладания выходов к этому морю Россия на протяжении долгого времени несла большие жертвы.

Южная равнина, начинающаяся с региона широколиственных лесов, также как и северная зона лесов, большую часть границ имела в виде гор и морей. Среди них особое значение имели Чёрное и Каспийское моря, поскольку открывали выход в Средиземное море и Индийский океан. Как и Балтийское море на севере, они тоже стали объектом повышенного интереса. Поэтому русские правители в качестве активной защиты государственных территорий планировали расширение России за счет освоения морей.

Но более решающую роль в формировании мировоззрения и политической культуры россиян, на раннем этапе истории сыграло огромное, шириной 1300 км, пространство между Уралом и Каспием. Эта территория с 8-7 вв. до н.э., почти 2000 лет служила воротами в Восточно-Европейскую равнину из Азии, когда азиатские воинственные скотоводы кочевали в поисках плодородных пастбищ или когда один кочевой народ, будучи побежден более сильным народом, уходил в поисках других земель (для проживания). Такие кочевые народы преобладали на этой равнине и, атакуя и грабя славян, захватывали их в плен и продавали в рабство [5, С. 59]. Разные воинствующие кочевники этой равнины воевали друг с другом, вплоть до середины 13 века - начала татаромонгольского ига. Ужасные страдания, выпавшие на долю славян, и принесенные сначала скотоводами-кочевниками, а затем и татаро-монголами (1240-1480 гг.), не имеют аналогов в мировой истории. Если подробнее рассматривать народные страдания от захватчиков, начиная с древней истории и до конца наших дней, можно понять, почему русские нуждались в могущественной централизованной власти, которая бы их охраняла. Впоследствии это привело к склонности, имевшей практически религиозную природу, полагаться во всем на абсолютного правителя и воспитало непримиримое национальное чувство неприязни и борьбы с внешними врагами.

III. НАРОДНЫЕ БЕДСТВИЯ И СТРАДАНИЯ

В данной главе будет идти речь о страданиях и невзгодах, выпавших на долю русского народа, начиная с древних времен и до наших дней. Не подлежит сомнению тот факт, что эти бедствия стали одним из важных факторов, повлиявших на формирование

русского мировоззрения. Если хронологически проследить народные бедствия русских, складывается следующая картина.

Во-первых, страдания, причиненные от захвата несколькими кочевыми племенами в период Древней Руси, прибывшими со стороны Азии, во-вторых, татаро-монгольское иго (1240-1480 гг.), тоже со стороны Азии, оказавшее огромное влияние на русскую историю, в-третьих, нашествие шведов и немцев в то же время - 1240 году. Затем - захват Кремля поляками в 1610 году, нашествие Наполеона на Москву в 1812 году, а также гитлеровское нападение в 1941 году.

IV. НАШЕСТВИЯ ЧУЖЕЗЕМЦЕВ В НАЧАЛЕ ИСТОРИИ

В предыдущей главе уже упоминалось, что древние славяне, предки россиян, занимавшиеся охотой, рыболовством, сельским хозяйством и скотоводством, населяли в 10 веке до нашей эры территорию, окруженную рекой Днепр, Карпатами, реками Волгой и Вислой, Балтийским морем. Они стали расселяться с 5 в. до н.э. на запад и восток, по причине увеличения населения и притеснения со стороны скифов, создавших мощную кочевую империю на южной степной равнине. Такая ситуация, когда на Южной равнине по очереди начинали господствовать то скифы, то более сильные сарматы -иранские кочевники, затем восточные готы - морской народ Северной Европы или некоторые кочевые народы монголо-тюркской ветви - жестокие, воинственные и несущие разрушение (гунны, авары), продолжалась вплоть до 6 века н. э., т.е. почти 1000 лет.

Славяне постепенно под внешним давлением, а также под влиянием увеличения численности населения стали покидать свою землю. Они разделились, в зависимости от региона на западных славян с центром на западном берегу реки Висла и, восточных славян, переселившихся в зону густых лесов с центром у среднего течения р. Днепр и в долине реки Дон. С середины 5 века и до середины 6 века восточные и западные славяне, под давлением других народов, добрались до Византийской империи. Часть этих славян образовала на берегу Дуная и Балканском полуострове ветвь южных славян [9, С. 3-5].

Северо-восточная зона густых лесов, где поселились в поисках геополитически лучших земель восточные славяне, сыгравшие главную роль в русской истории, была наименее благоприятной территорией для ведения сельского хозяйства. В этой зоне, если сравнить её с землями, где поселились две других ветви славянского народа, были распространены бедные почвы и неблагоприятный климат. Каковы же были эти жестокие кочевники степной равнины на юге России? Гунны стали первым кочевым народом из многих других, которые на протяжении более 10 веков причиняли русскому народу страдания и ущерб, вызвав у русских нелюбовь к иноземцам, заставив проникнуться верой в спасение и подведя их к необходимости появления абсолютной власти, которая бы защищала их от внешних вмешательств.

Гунны были тюркскими кочевниками, смешанными потомками монголов и уйгуров, которые изгнали переселившихся со стороны Балтийского моря к северо-западному побережью Черного моря восточных готов. К середине 4 века они стали оказывать давление и на славян. Восточные славяне, потеряв из-за жестоких и разрушительных войн с гуннами свободу, терпели много трудностей. Гунны, притеснявшие восточных славян более одного века, быстро распались из-за постоянного ведения войн со своим предводителем Аттилой.

С середины 5 века и до середины 6 века, славяне, окрепнув и собравшись с силой за 100 лет, вступили в непосредственные отношения с Византийской империей, в частности с христианской церковью (её восточного, византийского образца). ''Славянские

солдаты поступали на службу в имперское войско, а некоторые славянские полководцы даже добивались высокого положения в византийской армии. Но быстрое проникновение славян на Балканский полуостров стало представлять реальную опасность для Константинополя» [14, С.20]. Когда славяне достигли этого состояния, византийский император взял на службу в армию аваров и болгар. В результате этого славяне, достигшие после разгрома гуннов национальной свободы и относительного процветания, были завоеваны аварами и опять оказались под игом кочевников. «Теперь армия славян завоевывала Византийскую империю для аваров, славянские крестьяне трудились для блага аваров». Более того, авары использовали славянок вместо лошадей, запрягая их в повозки [6, С. 353].

В конце 6 века некоторые ветви восточных славян стали объединяться для того, чтобы сбросить аварцев [6, С. 338-343]. Быстро увеличивавшийся аварский народ был в свою очередь завоеван азиатскими кочевниками - хазарами, которые переселились в конце 6 века из Азии через Урал в район реки Днепр, и перестал существовать.

Тюркские кочевники - хазары, предками которых являлись сарматы, уйгуры, гунны, болгары и другие кочевые народности, основали кочевое государство с центром на берегу реки Дон. В начале 8 века, налаживая связи со всеми регионами особенно с арабскими торговцами, они стали представлять опасность даже для багдадского халифа, не говоря уже о Византии. В этой ситуации восточнославянский народ не мог избежать столкновения с хазарами. Но в итоге восточные славяне проигрывали опасным и варварским хазарам, и в поисках более надёжного убежища, всё дальше углублялись в лес на северо-востоке страны. Объединившись с россами (руссами), жившими на берегу реки Рось (Русь), притоке Москва-реки, восточные славяне стали называться руссами. Впоследствии они расселились по всей Восточно-Европейской равнине [6, С. 347-351].

В 9 веке руссы страдали от набегов воинственных варягов, народа, жившего на побережье Балтийского моря. Установив с более организованными и сильными варягами дружественные отношения, и позаимствовав у них военные достижения, россияне расправились с воинственными азиатскими кочевниками, жившими на южноравнинных землях. Варяжский предводитель Рюрик в 862 году по приглашению россов высадился на русской земле со своей дружиной и начал правление [5, С. 35; 7, С. 13-14]. После этого, вплоть до признания христианства (восточного образца) официальной религией в 988 году, Россию завоёвывали печенеги, затем половцы - жестокие и яростные тюркские кочевники, которые в начале 13 века перед началом татаро-монгольского ига, мучили русских.

V. ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

Завоевание в 1240 году ханом Батыем, внуком Чингисхана, бывшей в то время столицы Руси, города Киева и татаро-монгольское иго, продлившееся около 240 лет (до 1480 г.), сильнейшим образом повлияли на формирование российской национальной психологии. Более того, есть даже мнение о том, что татаро-монгольское иго ''было периодом в истории России, который содержит все ответы на вопросы о дальнейшем развитии российской истории'' [21]. В настоящий момент, когда обсуждается вопрос влияния татаро-монгольского завоевания на Россию, учёные высказывают разные точки зрения [22]. Но, с каких бы сторон ни рассматривался этот вопрос, бесспорным остается тот факт, что завоевание России Монгольской империей было огромнейшим бедствием, оказавшим влияние на формирование русского менталитета. Разрушитель-

ная жестокость татаро-монголов особенно проявилась во время второго похода на запад, предпринятого внуком Чингисхана - ханом Батыем. Беспощадно убивали жителей города....

Это ввергало весь город в ужас. Центр древних культур исчез почти полностью, детей и женщин забирали в рабство, мужчин выталкивали на первый флаг при завоевании других городов. Пользуясь этим жестокие татаро-монголы распространяли информацию, что если сдаваться без боя, будет свобода [11, С. 266].

Не осталось ни одного человека, который бы проливал слёзы по умершим. Владимир и Суздаль были разрушены в феврале 1238 года. Семья князя была убита, а многие граждане погибли в огне в церкви, где они спасались от убийц.... Людские потери и потери конницы были невосполнимы. На русской земле татары набирали новых солдат и меняли лошадей. В декабре 1240 года Киев превратился в пепелище: его церкви были разрушены, бесценные произведения искусства уничтожены, а святые мощи отцов церкви и останки князей были варварски сожжены [12, С. 82-84].

Завоевание татаро-монголов, по жестокости, масштабам и разрушительности не имеет примеров в истории. Такое негуманное, направленное против человека правление, заключенное в абсолютной власти хана, когда ''в любое время и в любом месте, если хан прикажет, народ обязан повиноваться - ради мира или ради войны, жить или умереть'' [13, С. 82] стало прообразом абсолютистской политики Монгольской империи.

Идея правления монгольского государства заключалась в том, что хан наделялся божественной властью; на основе этого постулата монголы начали завоевание мира [12, С. 94-95]. Идея завоевания и идея суверенитета монгольского государства, заключавшаяся в том, что все страны, если не будут повиноваться, должны быть разрушены, послужила фундаментом для формирования мощного военно-теократического абсолютистского государства. Она также демонстрировала природную жестокость кочевников; и кроме того такая политика абсолютизма была передана и России.

Монголы объединили Россию, издав законы и установив порядок, основываясь на идее усиления мощи государства. В результате такой политики монголы привили незахватническому по своей сути государству автократию, централизм, крепостничество, ставшие основными элементами московской государственности [9, С. 71-72].

На протяжении долгого периода монгольская власть оказывала разрушительное влияние на русскую землю. Оно было безжалостным, варварским, унизительным, и россиянам ничего не оставалось как бежать из своей родины....Монголы ввели Россию в

рабовладельческое состояние, собирали огромное количество дани, принуждали русских воевать в своей армии: для украшения своих варварских лагерей вывезли лучших умельцев и ремесленников. Русские князья тряслись от страха при виде хана, унизительно раскланивались перед предводителем варваров, получив у него аудиенцию. Под влиянием монгольского ига, Россия отделилась от христианского мира, и стала ближе к Востоку. В отношении России монголы проводили политику централизованного абсолютистского правления, первоначально россияне называли своим царем (безграничным монархом-автократом) хана. Впоследствии, когда была установлена независимость и были достигнуты замечательные успехи, этот титул перешел к Великому московскому князю. Русские, несмотря на то, что добились власти, потеряли свободу, которая была в Киевской Руси. Власть русского царя не была ограничена автократической и независимой церковью, как и власть монгольского хана [12, С. 168-169].

Наконец, влияние ига золотой орды, унизительное для Руси правление, привело к тому, что она отстала на два с половиной века в экономическом и общественном развитии от Западной Европы. Она не была подвержена влиянию эпохи Ренессанса, воспевшей индивидуализм и прогресс в Западной Европе. Её идеологию никак не затронуло и эпохальное церковное реформирование. Таким образом, татаро-монгольское иго пустило в национальное российское сознание не корни индивидуализма, а развило склонность к абсолютизму, появилась тенденция к повиновению правителю. В то же время, в результате притеснений чужеземцев, выпавших на долю русского народа, россияне стали относиться к вмешательству внешних сил с неприкрытой неприязнью и ненавистью. В конечном итоге все это привело к осознанию русским народом патриотических чувств - необходимости объединения всех своих сил в борьбе с враждебными и ненавистными внешними врагами, терзавшими и грабившими их отчизну.

VI. ЗАВОЕВАНИЕ С ЗАПАДА

Первым западным народом, завоевавшим впервые русскую землю, были восточные готы, переселившиеся на западное побережье Черного моря со стороны Балтийского моря во 2-3 веке н.э. Восточные готы, будучи морским народом Северной Европы, подавив сарматов, преобладавших в то время на южной степной равнине и покорив славян, добрались до Балканского полуострова и Эгейского моря, сферы влияния Рима. В этом захватническом походе также принудительно участвовали славяне [6, С. 226229; 14, С. 11-15]. Но к середине 4 века, готы были покорены гуннами с южной степной равнины. В итоге восточные готы потеряли навсегда свою силу, смешались с новыми завоевателями-гуннами и восточными славянами.

Вторыми западными завоевателями, появившимися на русской земле, были варяги, принадлежавшие группе северогерманских племён. Но можно сказать, что они, наряду с завоеванием русских земель, также приглашались восточными славянами на правление.

Как уже упоминалось ранее, восточные славяне, будучи покорены южноравнинными кочевниками, расселились после 6 века по всей России в поисках более надёжного убежища. Они жили первобытной патриархально-семейной общиной [5, С. 27]. Восточные славяне до середины 9 века еще не были достаточно сильны как народ для объединения, и отстаивания своей независимости в противостоянии внешним соседям, хотя в официальной теории о славянах, они трактуются как основатели российского государства. В связи с этим главы восточных славян пригласили варяжского предводителя - Рюрика для защиты от кочевников и для контроля над внутренней ситуацией.

Наша земля широка и богата. Но нет в ней порядка. Приезжай к нам на Правление [8, С. 59].

Результатом этого приглашения стала высадка в 862 году на российской земле варяжских воинов [5, С. 37]; можно сказать, что российская история началась в Новгороде с правления предводителя варяжской дружины, иностранца. Власть имущие чужеземцы и правящий класс вошли в отношения ответственности за восточных славян-подданных, с целью контроля и защиты всей территории страны. За это восточные славяне обязаны были платить дань правителям. Вслед за этим сформировались особенные российские обстоятельства - нехватка искреннего национального осознания общей судьбы между правящим и не правящим классом, из-за существования простых

договорных отношений. Даже после того, когда правящий класс сменился на русских представителей, а государственный порядок остался неизменным, в русской душе сохранилось отношение: они - власть имущие, мы - неимущие. Основная часть населения древнерусского государства, власти не имевшая, стоически терпела все трудности в то время, как правители хорошо охраняли их земли от иноземных нашествий, в результате чего у народа сложилось индифферентное отношение к политике как к явлению, находящемуся только в ''их'' власти.

После варягов, образовавших первое государственное правление на Руси, эту землю стали грабить другие западные народы - шведы и немцы. Они решили покорить балтийское побережье и северозападные земли около 1240 года, когда Русь была чрезвычайно ослаблена от нашествий татаро-монголов. Кроме того, они получили поддержку со стороны римского папы Григория (1221-1241 гг.), который стремился расширить власть католической церкви. Но это нашествие с запада потерпело поражение в битве на Неве (1240) и в битве на Чудском озере (1242), от русской дружины под руководством молодого новгородского князя Александра Ярославича (1220-1263 гг.) [7, С. 48-52]. В честь этого сражения князь Александр был прозван Невским, а немецкие и шведские феодалы надолго потеряли желание претендовать на русские территории.

После средних веков на Русь было совершено три больших нашествия с запада -Польша (1610г.), Франция (1812 г.), Германия (1941-1945 гг.) [7, С. 87-89, 139-142, 273295]. Особенно русские были потрясены захватом Кремля поляками и французами, поскольку их славная, полная русского духа столица была растоптана врагами. Дело в том, что Москва была центром россиян и России, начиная с татаро-монгольского ига (два с половиной века). Она была также центром национально-освободительного движения, и будучи основанной в 1147 году национальным героем князем Юрием Долгоруким, стала столицей Московского княжества с 1263 года, вплоть до перенесения столицы Московского царства Петром Великим в Санкт-Петербург в 1712 году. Во время второй мировой войны развернулась битва с фашистскими захватчиками за Москву, а также битва за Ленинград (Санкт-Петербург) и Сталинград (ныне Волгоград). Вся эта череда жестоких исторических событий, наполненных потом и кровью простых русских людей - воинов и солдат Земли Русской, не могла не вызвать чувство глубокого патриотизма всего народа, основанного на нетерпимой ненависти и борьбе с внешним врагом.

VII. КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Христианская религия, перенесённая на русскую почву из Византии, оказало огромное влияние на становление и развитие самобытной русской культуры и особой культурной идентичности русских людей. Она дала россиянам идею ''Спасения'' и идею ''Цезарепапизма'' [16], последняя из которых была воспринята русскими достаточно своеобразно. Эти две идеи сыграли особую роль в формировании системы политикокультурного сознания россиян.

Впервые об установлении отношений России с Византией упоминается около 6 века. Однако это выразилось не столько во взаимном сотрудничестве, основанном на культурном или торговом обмене, сколько в завоевании византийцами новых славянских земель и их подавлении. Политическое, культурное, экономическое, религиозное влияние Византийской империи появилось в тот исторический период, когда Россия начала

обмен с ней в масштабах государства - с момента заключения в 911 году экономического союза князем Олегом (879-912 гг.). Взаимоотношения между двумя древними государствами продолжились и тогда, когда последователь Олега - князь Игорь (912945 гг.) в 941 году пошёл походом на Византию, результатом которого стало подписание в 944 году еще одного торгового договора. После этого, жена Игоря княгиня Ольга (945-964 гг.), идя по стопам мужа, побывала в 957 году по приглашению Константина VII в Византии. После подтверждения торгового договора 944 года между двумя странами, она крестилась в христианскую веру (Византийского образца) [5, С. 37]. Князь Владимир (978-1015 гг.), став Киевским князем вслед за княгиней Ольгой, и опираясь на достижения военных походов князя Святослава (964-972 гг.), объявил в 988 году христианство (восточного образца) государственной религией и добился в этот исторический момент большего усиления внешней и внутренней позиции России в политике, религии и культуре.

До принятия крещения Руси в 988 году и какое-то время после этого события древние славяне, бывшие язычниками, верили в священную силу природы, анимизм, поклонялись духу предков [10, С. 52], и, следовательно, поклонялись государю, олицетворявшему всю эту священную власть. Русские, до принятия новой религии, не знали церкви и духовенства, состоявшего из монахов. Из-за своего характера, сформированного под влиянием величественной природы, отношение русских к христианству (православию) менее философично, чем у византийцев, и менее организовано, чем у римлян [15, С. 21], что и сформировало свойственное только им христианство -русское православие. И первым деятелем, объяснившим типичное русское отношение к церкви, был великий князь Владимир. До крещения он был воинственным, не знавшим воздержания и аскетизма человеком, но получив крещение, приобрел новый интерес к жизни, стал стараться ради «своего ближнего» (больных, детей, стариков и голодных). Выступая против варварской системы наказания, например, отрубания частей тела и прочих, применяемых в Византии, он отменил смертную казнь, твердо верил, что в христианском государстве не могут существовать пытки и казнь. Такие мысли и вера верховного правителя - христианского монарха, которые воспринимались как проявление божественной власти, получили широкую поддержку со стороны простого народа.

Крещение, принятое князем Владимиром, оказало огромное влияние на немногочисленную аристократическую прослойку древнерусского общества. Аристократический класс, также как и князь Владимир, приняв новую веру для сохранения и усиления своей власти, собирался присоединиться к цивилизованному миру, отбросив свое варварское прошлое. С другой стороны низший класс, представлявший большинство населения древнерусского общества, будучи приверженным язычеству и другим традиционным верованиям, не мог так легко принять новую веру. Но все же процесс принятия христианской веры всем народом проходил в целом мирным путем, хотя и не без некоторого насилия [4].

После периода княжения Владимира Киевская Русь с приходом Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) стала процветать, и достигла своего пика развития в годы правления Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Но со смертью Мономаха в 1125 году для Киевской Руси началась эпоха феодальной раздробленности, и Киев перестал быть столице государства. Но по-прежнему связующей цепью для русских до прихода татаро-монголов в 1240 году оставалась православная церковь. Христианская идея спасения, пришедшая из православия, особенно в период уменьшения влияния Киевского княжества,

в эпоху снижения значимости таких центров как Новгород, Суздаль, Владимир и некоторых других, давала русским людям моральную силу и продолжала играть свою исключительно прогрессивную роль в борьбе против иноземных нашествий. Князь новгородский Александр Невский, ставший князем владимирским в 1252-53 году, спас Россию от западных захватчиков, опираясь на глубокую веру, тем самым воспрепятствовав окончательному распаду российского государства, терпящего библейские мучения под монгольским игом.

В итоге можно сказать, что получив христианскую идею спасения, которая давала уверенность в жизни после смерти, россияне приняли и христианскую веру, в которую органично влились языческие традиции. Как следствие этого постепенно россияне стали верить, что верховный правитель, российский государь наделяется божественным правом на царскую власть, т.е. осуществляет земную власть как божий наместник. При этом соотношение между церковью и светской властью в лице государства в допетровской России строилось в идеале на принципах взаимного поддержания, при взаимной лояльности и взаимном непосягании [3]. Конечно, реальная действительность вносила свои земные коррективы в эти сложные отношения, но идеал был именно таким и он существовал, начиная с Киевской Руси (862-1240 гг.), в эпоху Московского княжества (1263-1547 гг.), Московского царства (1547-1721 гг.). В период же создания имперской России при Петре I (1700-1724 гг.) ситуация изменилась, царём была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономии церкви и подчинение её созданной имперским государством Духовной Коллегии, или Святейшего Синода. По мнению некоторых исследователей, подчинение российской церковной иерархии Императору, можно рассматривать как воплощение идеи цезаре-папизма в жизнь. Именно в этот период - период имперской России (1721-1917 гг.) государство доминировало над церковью, а власть императора - над властью церкви, хотя между ними существовали отношения взаимопомощи и взаимозависимости. Таким образом, в истоках русского духа лежат христианская вера и христианский характер, в своей основе содержащие идеи спасения и мессианства (мессианизма), непосредственно связанные со страданиями русского народа, которые испытывались им на протяжении всей истории его развития. Идея цезарепапизма также сыграла определенную роль в формировании политико-культурного сознания россиян, создав определенные моральные условия и помогая организационно оформить централизованную государственную власть (в виде абсолютной монархии).

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с вышесказанным можно утверждать, что у русского народа под влиянием антропогеографии, а также в результате бедствий и страданий от иноземных захватчиков на протяжении всей истории, и в начальный период пребывания у верховной власти иностранных правителей, и в период татаро-монгольского ига, сформировались некоторые психологические особенности русского характера. В первую очередь, необходимо отметить веру в безграничные силы природы и её непростой взрывной характер (природный дионисизм) [2]. Во-вторых, повиновение абсолютной власти государя, отождествляющейся с силами природы, в-третьих, непримиримый к внешнему вмешательству патриотизм, в-четвертых, разделение класса правящих и класса покорных им слуг на ''их (они)'' и ''нас (мы),'' из которого вытекает равнодушие русских граждан к политике.

С одной стороны, русские, обладая таким менталитетом, сформировали особый вид общины - ''мир'', считая себя всем миром с самого начала своей истории. Как раз в условиях этой общественной системы был необходим сильный абсолютный правитель, который бы естественным образом защитил от внешнего вмешательства и страну, и народ. Была необходима православная вера (идея о спасении) направленная на потусторонний мир посредством божественного происхождения власти абсолютного царя. Впоследствии этот правитель превратился в суверена, став конкретным символом православной веры.

Россия непосредственно связала страдания в нынешней жизни со спасением в следующей жизни. Кроме того, с принятием православия из Византии в душе русских более четко сформировалась потребность в идее спасения и в абсолютистском правителе. Также был сформирован под влиянием характера русской природы, то есть языческого дионисического характера абсолютно противоположный ему аскетический характер с верой в апокалипсис, основанный на поклонении природе и православной вере.

Таким образом, система политико-культурного сознания россиян определяется через повиновение абсолютной власти, политическую индифферентность, непримиримый к внешним врагам патриотизм, в основе которых лежат поклонение силам природы, принятие абсолютной власти, а также дионисический характер, аскетизм, идея апокалипсиса и спасения.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. - Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.

3. Ильин И.А. За национальную Россию. Манифест русского движения. - http://ivan-article.narod.ru/

4. ЛихачевД.С. Крещение Руси и государство Русь. - Новый мир. 1988. №6. - С. 249-258.

5. НосовН.Е. и др. Краткая история СССР. - Л.: Наука, 1972.

6. Рыбаков Б.А. История СССР. /Под ред. Бескровный Д.Г. Т. I - II. - М.: Наука, 1960.

7. Сыров С.Н. Страницы истории. - М.: Русский язык, 1987.

8. Cross Samuel H. and Sherbowitz-Wetzor Olgred P. (trans. & eds.). The Russian Chronicle: Laurentian text.

- Cambridge: The Mediaeval Academy of America, 1953.

9. MacKenzie D. and Curren Michael W. A History of Russia and Soviet Union. - Homewood: The Dorsey Press, 1977.

10. Riasanovsky Nicolas V. A History of Russia. - New York: Oxford Univ. Press, 1984.

11. Reischauer Edwin O. and Fairbank John K. East Asia: The Great tradition. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1960.

12. Saunders J. J. The History of the Mongol Conquest. - London: Routledge & Kegan Paul, 1971.

13. Spuler B. History of the Mongols: Based on Eastern and Western Accounts of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. - London: Routledge & Kegan Paul, 1972.

14. Wren Melvin C. The Course of Russian History. - New York: The Macmillan company. 1968.

15. Zernov, N. The Russian and their Church. (^1A|0f Ш^#Й). A1S: ^il, 1991.

16. Большая советская энциклопедия. - М.: Государственное научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1976.

17. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

18. «3». <то\£ff>. В£«Я±ОДМ&. 1983.

19. ±тш. <S*ftft£>. МШ: -®Й, 1976.

20. $£&. <№ЛЗ ЙЙ**>. МШ: ШЙ, 1987.

21. $С;ё, Щ°|2|, p. 93.

22. 0|ty| ДОHMfe «3», “т0\ *Ш£°| 1983), pp. 76~78 §S.

KОMMУНИKОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

■ ■ ■ FEATURES OF THE RUSSIAN WORLD OUTLOOK

Автор: Ky En Su

Ki En Su, Doctor of Political Sciences, Honored Professor of Hankuk University of Foreign Studies (HUFS), President of the Korean-Russian Association (KORUSS), Member of the Committee of Directors of the Korean Academic Research Council, Seoul, Korea.

Address: 1445-46 Goyang-daero, Deogyang-gu, Goyang-si, 412-806 S. Korea.

Tel.: +82-10-5306-83-20 E-mail: moskoko@hanmail.net

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. This paper examines political and cultural aspects and features of the Russian worldview formed in specific climatic conditions and during complex full of bloody wars with foreign invaders stories. Special attention is also paid to the analysis of this landmark event in the life and culture of the ancient Russian state as the baptism of the Rus, the historical significance of which is primarily in the fact that the Christian religion (eastern Byzantine model ) played a key role in formation and development of a distinctive Russian culture and a unique cultural identity of the Russian people.

Keywords: peculiarly Russian worldview, political culture, enthrogeographical environment, Byzantine model of Christianity, Orthodox Christianity, Caesaropapism, collectivism and centralism, patriotism, absolutist state, the relationship between the church and secular authority, centralized state authority.

References

1. Berdyaev N.A. Filosofiya svobody.- Istoki I smyisl russkogo kommunizma.-M.: ZAO “Svarog I k”.1997. [Berdyaev N.A. Philosophy of freedom. - The origin of Russian Communism. - Moscow: ZAO "Svarog and K", 1997.

2. Berdyaev N.A. Russkaya ideya.Sydba Rossii.-M.: ZAO “Svarog I K”, 1997. [Berdyaev N.A. (1997) The Russian idea. The fate of Russia. - Moscow: ZAO "Svarog and K", 1997].

3. Ilyin I.A. Za natcionalnyuiyu Rossiyu. Manifest russkogo dvigeniya. Http://ivan-article.narod.ru/.[Iliyin I.A. For national Russia. The Manifesto of the Russian movement. Available: Http://ivan-article.narod.ru/ ].

4. Likhachev, D.S. Krezhenie Rusi I gosudarstvo Rus.- Novii mir, 1988. №6.-S.249-258. [D.S. Likhachev (1988) Epiphany of Russia and state Rus. - New World. 1988. № 6. S. 249-258].

5. Nosov N.E.et al. Kratkaya istoria SSSR.-L.: Nauka, 1972. [Nosov N.E. and et al.(1972) A Brief History of the USSR. Leningrad, Nauka].

6. RybakovB.A. Istoria SSSR/ Pod redaktciei Beskrovnii D.G. T.I-II.- Nauka 1960. [Rybakov B.A. (1960) History of the USSR. / Ed. Beskrovnii D.G Vol. I - II. - Moscow: Nauka].

7. SiyrovS.N. Stranitci istorii. M., Russkii yazik, 1987.[Siyrov S.N.(1987) The pages of history. Moscow].

8. Cross Samuel H., and Sherbowitz-Wetzor Olgred P. (trans. & eds.). The Russian Chronicle: Laurentian text. Cambridge: The Mediaeval Academy of America, 1953.

9. MacKenzie D., and Curren Michael W. A History of Russia and Soviet Union. - Homewood: The Dorsey Press, 1977.

10. Riasanovsky Nicolas V. A History of Russia. - New York: Oxford Univ. Press, 1984.

11. Reischauer Edwin O. and Fairbank John K. East Asia: The Great tradition. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1960.

12. Saunders JJ The History of the Mongol Conquest. - London: Routledge & Kegan Paul, 1971.

13. Spuler B. History of the Mongols: Based on Eastern and Western Accounts of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. - London: Routledge & Kegan Paul, 1972.

14. Wren Melvin C. The Course of Russian History. - New York: The Macmillan company. 1968.

15. Zernov, N. (°P1& S). The Russian and their Church. (&1A|0f ШШ £ £). МШ: §М ^2l, 1991.

16. Bolshaya sovetskaya entciklopediya.-M.: Gosudarstvennoe nauchnoe izd-vo “Bolshaya Sovetskaya ent-ciklopediya” 1976. [The Big Soviet Encyclopedia. - Moscow: State Scientific Publishing House "Big Soviet Encyclopedia", 1976].

17. Sovetskii entciklopedicheskii slovar.-M.: Sovetskaya entciklopediya , 1987. [Soviet Encyclopedic Dictionary.

- Moscow: Soviet Encyclopedia, 1986].

18. щ rn rn. <^aw ®i>. штп±шжх. 1983.

19. £Pt. <В1ЙЙШ>. МШ: -Stt, 1976.

20. Ф t й. <^ШЛ4 И£*И>. МШ: Я14а, 1987.

21. $t&, p. 93.

22. 0|ty| ЧЗДМЕ «3», “ЧМ0 ЙЯ”(»$*И±*ОД»Л, 1983), pp. 76~78 S5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.