СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
15 (204) - 2013
УДК 93/94:316.6:314.122.66
роль народов россии и монголов в формировании русского суперэтноса
с. а. филин,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: safilin@mail. ru
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
В статье анализируются роль в формировании русского суперэтноса тюрко-татарского суперэтноса, казаков, финно-угров, всех других народов России и монгольского народа, а также развитие российского государства на основе инноваций, воспринятых русскими от Монгольской империи, и собственных инноваций в рамках военно-политического союза вассального типа при вхождении Руси в Золотую Орду и Монгольскую империю в целом на правах вассального государства.
Ключевые слова: инновации, информационное поле, генетическое родство, И. Д. Калита, русский суперэтнос, татары, казаки.
Как известно, часть западных, дореволюционных (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и современных российских историков (Б. А. Рыбаков) утверждали, что монголо-татарское иго на Руси оказало самое отрицательное влияние на ее развитие [14], и о нем упоминали как о времени полнейшего упадка Руси. В работе [24, с. 58] монгольское нашествие и золотоордынское иго квалифицируется как «одна из причин» (но не главная) отставания русских земель от развитых стран Западной Европы, когда «вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг - север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой), кардинально переменил свою направленность на «запад - восток».
Однако, несомненно, здесь присутствуют и положительные моменты. Так, хотя Русь около 250 лет являлась монгольским улусом, как констатировал
К. Маркс: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита» [41]. По меньшей мере «странный» итог 250-летнего «монгольского ига».
Как пишут известные российские и зарубежные ученые, в том числе Л. Н. Гумилев (см. справку 1), В. И. Вернадский, Э. Хара-Даван, еще в ХШ-Х1У вв. Монголия и Русь были военно-политическими союзниками, в частности Русь получила помощь монголов в защите от агрессии западноевропейских стран (см. справку 2), и именно благодаря монгольскому воздействию образовалось сильное централизованное российское государство вокруг Московского княжества.
Справка 1. Л. Н. Гумилев утверждал, что Великое княжество Владимирское добилось выгодного союза с Золотой Ордой. Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям. Но в 1204 г. Византия была разрушена крестоносцами. Такая же судьба ждала и Русь. Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии - с Востока и с Запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия
проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной А. Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры - Православия». Военный союз с ордой предопределил особый путь Руси: помог сохранить «золотой пояс» древних городов вокруг Москвы и основы русской культуры. Русские земли, отказавшиеся от союза с монголо-татарами и выбравшие в качестве союзников католический Запад, потеряли все [14]. Так, в южных русских землях, вошедших в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось. Древнеславянские города Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, Луцк, Ровно, Ужгород были отданы князем Даниилом Галицким под власть «культурного католического Запада». Не осталось ни государства, ни веры, ни древних церквей... (уже через 85 лет после его смерти канула в небытие и Галицко-Волынская Русь, здесь нет ни одного православного храма Х1-ХУ1 вв., все они были уничтожены). Римская католическая церковь, в отличие от чингизидов, не знала религиозной терпимости [1].
Справка 2. Свидетельств об использовании Александром Невским помощи своих союзников татаро-монголов в Ледовом побоище несколько. 1. После взятия Копорья в 1241 г. следовало ожидать, что Александр станет освобождать Псков, но этого не происходит. Новгородская летопись сообщает: «поиде Александр к Батыю царю». Дальнейшие события объясняют причины этой поездки. Новгородскую рать под предводительством Александра Невского усиливают полки Андрея Ярославовича, тогда князя суздальского, находившегося, как и вся северовосточная Русь, в полной зависимости от Золотой Орды. И без воли хана Батыя едва ли бы кто-нибудь из русских князей в это время осмелился бы собирать ополчение [74]. Появление монгольской конницы является, по-видимому, вторым результатом поездки Александра Невского в Золотую Орду. «В 1242 г. оба войска стояли на льду. Битву начали крестоносцы. Построившись в традиционный для себя боевой порядок, которые русские называли «свиньей», тевтоны пошли в атаку. Во главе и по бокам атакующей колонны неслись закованные в латы рыцари, прикрывавшие находившуюся в центре боевого построения пехоту. «Свинья» разгромила центр русского войска. Рыцари, упершись в обрывистый берег Чудского озера, начали разворачиваться. И тут в более слабые «бока свиньи» ударили конные дружины. Этот маневр - дать противнику увязнуть в боевых порядках, а потом нанести свежими силами фланговые удары - был характерен скорее для монголов, чем для русских, которые, как и вся Европа, в этот период использовали более прямолинейную тактику. И, если этот ошеломляющий для немцев удар на льду Чудского озера суздальско-новгородские дружины нанесли, то либо они чему-то уже научились у монголов, либо татаро-монгольский конный отряд входил в состав
русских войск». 2. В одной из немецких летописей есть упоминание и о том, что в Ледовом побоище на стороне русских войск принимал участие отряд монгольской конницы. Исследователь немецких средневековых хроник Р. Гейденштейн опубликовал в XIX в. сведения об участии монголов в битве на Чудском озере. О его выводах знали великие российские историки того времени В. А. Ключевский, С. М. Соловьев и др. Всадники-лучники Невского атакуют датский фланг. В работе [83] сказано: «Личность этих лучников, которые сыграли такую решающую роль в битве на Чудском озере, остается неопределенной. Там были, почти несомненно, всадники-лучники на правом фланге армии Александра. Скорее всего, это были союзники - тюрки-кипчаки (allied Kipchaq Turks) или только что прибывшие представители монгольских завоевателей Руси. Их жертвами стали неподозревавшие «Люди короля» - вассалы датской короны на левом фланге армии крестоносцев». 3. В Чудском озере обнаружено много оружия, использовавшегося явно монгольской или печенежской конницей [73]. 4. Князь Александр Невский был приемным сыном хана Батыя и названым братом Батыева сына - царевича Сартака. В те времена легко преступали через кровное родство. Но названое братство почиталось святыней и было незыблемым. Таким образом, он обеспечил себе поддержку Орды в отражении очередного крестового похода на Русь, начатого римской католической церковью в XIII в., и православную веру. «Подмогните побить моих соседей», - так определяет Ю. Афанасьев устремления Александра, но в то время речь уже шла не просто о «соседских» сварах и «соседском»» соперничестве [1, 16]. Названое братство Александра с Сартаком и положение приемного сына хана Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница [1].
Н. М. Карамзин оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, так как междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках: «Москва обязана своим величием ханам» [25, 28].
П. Я. Чаадаев в 1843 г. писал: «Продолжительное владычество татар1 - это величайшей важности событие... как оно ни было ужасно, оно принесло нам
больше пользы, чем вреда. Вместо того чтобы разру-
2 " шить народность2, оно только помогло ей развиться
и созреть. оно сделало возможными и знаменитые
царствования Иоанна III и Иоанна IV, царствования,
1 Вернее, монголов [31].
2 Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединенных общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором еще присутствуют значительные внутренние различия [42].
во время которых упрочилось наше могущество и завершилось наше политическое воспитание»3.
В российских учебниках вузовского уровня заметна тенденция к выделению Руси в качестве территории, где существовала особая форма управления [38]: 1) «После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной зависимой» [44, с. 491]; 2) «Восточные источники не включают Русь в состав улуса Джучи, поскольку она сохранила свою власть в лице русских князей и, уплачивая дань, была только зависимой страной»4; 3) «В государственно-правовой сфере изменений по сравнению с периодом до монголо-татарского нашествия не прослеживается. На высшем уровне все русские княжества находились как бы в корпоративной собственности отдельных княжеских родов»5; 4) «Русь как часть Золотой Орды находилась на особом положении и не утеряла своей государственности... Можно сказать, что она управлялась как провинция Золотой Орды - в первую очередь потому, что была сохранена княжеская власть с системой ярлыков»6. То есть речь скорее идет об установлении вассальных отношений Руси и Орды, вхождении Руси в Золотую Орду и Монгольскую империю в целом на правах вассального государства [1].
Великий князь Владимирский (1252-1263) Александр Невский заключил обоюдовыгодный союз с ханом Батыем7: он нашел союзника, предоставлявшего при необходимости части монгольских войск в помощь русским войскам для противостояния немецкой агрессии [13]. В рамках военно-политического союза вассального типа Русь, в свою очередь, также помогала Монгольской империи. Так, Монгольская
3 Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. писем. Т. II. М., 1991. С. 161.
4 История России с древнейших времен до 1861 года. Конец XVIII - начало XX в. М., 1979. C. 136.
5 Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: учебник. М., 2003.
6 HISTERL. RU. История России. URL: http://histerl. m/lybiteliam_istorii/konspekti/msi_orda. htm.
7 Бату (в русской традиции Батый) (ок. 1209-1255/1256) -
монгольский полководец и государственный деятель, правитель улуса Джучи, сын Джучи и Уки-хатун, внук Чингисхана. Бату в 1236-1242 гг. возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого были завоеваны западная часть половецкой
степи, Волжская Булгария, Русь, победил и покорил все страны
до Адриатики и Балтики: Польшу, Чехию, Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию, Болгарию и пр. Монгольская армия достигла Центральной Европы. Фридрих II, император Священной Римской империи, пытался организовать сопротивление [62], однако, когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана [82].
империя благодаря победе А. Невского над шведами (1240 г.) и немецкими крестоносцами (1242 г.), а также последующим победам русских над крестоносцами (см. справку 3) не только обезопасила свои рубежи от агрессии западноевропейских стран, но и добивалась этого зачастую без использования собственно монгольских воинских частей. А. Невский предоставил в распоряжение Батыя в борьбе с Великим ханом Гуюком8 войско, состоящее из русских и аланов.
Справка 3. Битва между датско-немецким войском под командованием магистра Отто фон Роденштайна и коалицией русских князей во главе с сыном Александра Невского - Дмитрием Переяславским и Довмонтом Псковским произошла 18.02.1268. Русская рать, по данным ливонских хроник, насчитывала около 30 тыс. чел. Как и на Чудском озере, бегущих немцев преследовали 7 верст, пока они не укрылись в Раковоре (ныне эстонский г. Раквере). После этого 18 тыс. крестоносцев под предводительством О. фон Роденштайна 23.04.1269 осадили Псков, который обороняла дружина Д. Псковского. В жестоком 10-дневном сражении псковитяне отразили натиск крестоносцев, нанеся им огромные потери. Под натиском пришедших на помощь новгородцев поредевшее рыцарское войско отступило за реку Великую. Опасаясь полного разгрома, О. фон Роденштайн вынужден был заключить с псковитянами и новгородцами мир, который длился 30 лет [74]. В составе Литовской армии в Грюнвальдской битве (Танненбергской битве, 15.07.1410) также, кроме собственно воинских частей из Великого княжества Литовского (Гродненский, Ковенский, Лидский, Смоленский, Мстиславский и Оршанский, Полоцкий, Витебский, Киевский, Пинский, Брестский, Волковыский, Дроги-чинский, Мельницкий, Кременецкий, Стародубский), были воинские части из Новгорода и татарская конница Джелал-эд-дина, старшего сына Тохтамыша [10].
Русские люди выплачивали дань9, а русские князья поставляли рекрутов для ханского войска10.
8 Третий Великий хан Монгольской империи (1246-1248), сын Угэдэя, внук Чингисхана.
9 Дань русские начали платить через 20 лет после начала похода хана Батыя и только после того, как папы Римские Го-норий III и вслед за ним Григорий IX назвали русских «врагами веры» (папа Климент VI отчеканил формулу противостояния Рима и Руси: «Русские - враги католической церкви»), а в 1256 г был объявлен «крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», т. е. против Руси и Орды, что можно рассматривать не только и не столько как дань, а как военный налог [1]. В сельской местности был введен поземельный налог - харадж (поплужное - подать с плуга), в городах - тамга (торговая пошлина) и т. д. Для упорядочения сбора налогов монголы 3 раза проводили переписи платежеспособного населения, для чего на Русь посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, называлась «ордынский выход».
10 Один от каждых 10 дворов.
И, наконец, Великий князь Дмитрий вышел на бой не с царем, а, собственно говоря, с самозванцем, который, не будучи чингизидом (см. справку 4), стремился узурпировать власть в Золотой Орде и был заклятым врагом и самой Монгольской империи11. То есть сражался он на Куликовом поле не против Монгольской империи, а преп. Сергий Радонежский благословил его на эту битву, когда стало очевидно, что Мамай - враг и Руси, и всей империи12 [31].
Справка 4. После смерти Чингисхана в 1227 г. наследниками Монгольской империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды. Мамай же происходил из знатного кипчакского рода Киятов и по словам арабского хрониста Ибн Халдупа [55] еще в годы правления Бердибека был улусным князем. После женитьбы на дочери хана Берди-бека со второй половины 1350-х гг. он стал наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. После убийства хана Бердибека ханом Кульпой в 1359 г. Мамай объявил ему войну. Поскольку Мамай не был чингизидом и не мог быть официально ханом, он стал властвовать от имени подставных лиц, принадлежавших, видимо, к потомкам хана Узбека: в августе 1361 г. он провозгласил ханом своего ставленника Абдалу. Однако другие претенденты на власть в
11 Как сообщается в наиболее подробных летописях [Полное собрание русских летописей. Т. XV. Вып. 1], сразу после победы над Мамаем «на ту же осень (1380 г.) князь великий отпустил в Орду своих киличеев (послов) Толбугуда Мокшея к новому царю (имеется в виду недавно воцарившийся Тохтамыш) с дары и поминк» [Стб. 142]. Сообщает летопись и о том, что в конце 1380 г. «царь Тохтамыш победи Мамая» - т. е. окончательно добил его, и «послы свои отпусти к князю Дмитрию и ко всем князьям русскым, поведая... како супротивника своего и их врага Мамая победи. Князи же русскии послов его (царя) отпустиша в Орду с честию и с дары, а сами на зиму ту и на весну (1381 г.), за ними, отпустиша своих киличеев с многими дары ко царю Токтамышю» [Стб. 141]. Итак, Дмитрий Донской сообщил монгольскому царю о своей победе на Куликовом поле как о заслуге и перед ним, царем, затем царь известил князя Руси об осуществленном им окончательном разгроме Мамая и, наконец, Русь поблагодарила царя за эту его победу [31].
12 Едва ли есть основания сомневаться, что преп. Сергий Радонежский не предлагал Дмитрию Донскому идти на битву
с «царем», т. е. с повелителем Монгольской империи. В тексте
жития, где рассказано о безоговорочном благословении святого, Мамай назван не «царем», а «князем». И для того времени это было исключительно существенным различием [31].
Золотой Орде отказались признавать его власть. Мамаю с 1359 по 1370 гг. пришлось воевать с 9 ханами Золотой Орды. К 1366 г. ему удалось поставить под свой контроль западную часть Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги). Когда хан Абдала повзрослел, то пошел против «военного министра» Мамая, в руках которого находилась вся фактическая власть, и попытался править самостоятельно. Мамай в борьбе за власть убил его в июне 1370 г. Новым ханом был провозглашен 8-летний Мухаммед Бюлек. Смерть хана Абдалы значительно пошатнула авторитет власти Мамая не только среди восточных ханств, но и в Северо-Восточной Руси. В нем стали видеть исключительно незаконного правителя и узурпатора. Напряженность в отношениях между Ордой Мамая и Московским княжеством вызывало также то, что московскому князю впервые за долгое время было отказано в ярлыке на владимирское великое княжение (дающее право собирать дань во всех русских княжествах, подвластных Орде). Дмитрий Иванович московский получил ярлык в 1362 г. Мамай дважды передавал его другим князьям: суздальскому в 1363 г. и тверскому в 1371 г. Московский князь Дмитрий Иванович отказался подчиняться власти хана Бюлека и темника Мамая и прекратил выплату дани (по другой версии, значительно сократил ее выплату), поскольку уже не считал, что именно Мамай вправе ее собирать. В ответ в 1378 г. на Москву было послано войско во главе с мурзой Бегичем. На территории Рязанского княжества при р. Воже русские войска во главе с Дмитрием Ивановичем московским разбили ордынцев. Молодой хан Тохтамыш в 1377 г. при поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Весной 1378 г., после того как пала восточная часть - Синяя Орда со столицей в Сыгнаке, Тохтамыш вторгся в западную часть - Белую Орду, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 г. Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (г. Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи -Северное Причерноморье. Тем не менее Мамай, запертый войсками Тохтамыша в низовьях Днепра, организовал масштабный поход на Русь, в ходе которого 08.09.1380 его войско было разбито в Куликовской битве. Позднее в сентябре 1380 г. состоялась битва между войсками Мамая и Тохтамыша [40].
В результате более чем трехвекового присутствия монголов в XIII-XVI вв. (от нашествия хана Батыя до завоевания Сибирского ханства в 1598 г.) монгольская кровь смешалась с кровью русского народа13 (и не только его высшего слоя). Уже в
13 Понятие «народ» используется в значении: 1) обозначение различных форм этнических общностей (племя, народность, нация); 3) в широком смысле слова все население определенной страны (вне зависимости от его этнической принадлежности) [61].
XIII в. племянник хана Батыя принял христианство с именем Петра и стал так верно служить Руси, что был причислен к лику святых - преп. Петр, царевич Ордынский (см. справку 5). Благодаря исследованиям синодиков и родословных стало известно, что среди многочисленных потомков святого Петра был величайший иконописец эпохи Ивана III - Дионисий. Одним из приближенных Дмитрия Донского был царевич-чингизид Серкиз; его сын Андрей Серкизов командовал одним из шести русских полков, пришедших на Куликово поле. Великий князь Иван III сообщал в 1476 г. итальянскому дипломату Амброджо Контарини, что он имеет «обычай ежегодно посещать. одного татарина14, который на княжеское жалованье держал пятьсот всадников. они стоят на границах с владениями татар, дабы те не причиняли вреда стране великого князя» [2].
Справка 5. Единственным историческим источником сведений о святом Петре, внуке Батыя, родном племяннике хана Берки (Берге) (1257-1266 гг.), крещеным Царевичем Петром (память преподобного Петра, Царевича Ордынского, помещается в церковном календаре 13 июля по новому стилю) и об основании Петровского монастыря является литературный памятник древнерусской письменности: «Житие преподобного Петра, Царевича Ордынского». Первую церковь заложил сам Царевич Петр по особому откровению от святых апостолов Петра и Павла и с их помощью. Как рассказывали внуки святого Петра, апостолы вручили ему мешочек с деньгами на строительство храма. Явление апостолов Петра и Павла молодому царевичу и ростовскому епископу (святителю Игнатию) возбудили благочестивые эмоции ростовского князя, в житии неназванного по имени. Он решил поучаствовать в закладке нового храма. После окончания церемонии князь совершил неожиданный поступок: «всед на конь, и глумяся изрече Петру. Петре, владыко тобе церковь устроит, а яз места не дам, что сотвориши?» Житие не могло утаить и мотивов такого странного предложения ростовского князя: «Князь же яко виде мешца Петрова в епископьи, и помолча и помысли, колико отлучит от владыки и от святых апостол». Царевич Петр был назван святым, потому что согласился на это справедливое, вроде бы, но на самом деле, дерзкое требование [19, 50]. Царевич Петр с благословения нового Ростовского епископа Игнатия создал церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла при оз. Неро, вступил в брак с дочерью ордынского вельможи, жившего в Ростове, имел детей и скончался в глубокой старости (1288 г.), пред кончиною приняв монашеский образ. Тело святого царевича упокоилось в созданной им обители [19, 50].
Г. В. Вернадский [5] показал, в частности, как целый ряд знатнейших потомков Чингисхана15 -Шах-Али (Шигалей), Саин-Булат (Симеон Бекбу-латович), астраханский царевич Едигер (Симеон Касаевич при крещении) - добровольно перешли на службу Московского царя и обрели здесь самое высокое признание. Так, Шах-Али являлся главнокомандующим русским войском в Ливонской и Литовской войнах 1550-1560-х гг., а крестившийся Саин-Булат (Симеон) был провозглашен в 1573 г. «великим князем Всея Руси» и после кончины царя Федора Иоанновича (1598 г.) считался одним из главных претендентов на русский престол.
Сыновья потомка Чингисхана, царя Сибирского ханства Кучума - Алей, Абулхаир, Алтапай, Кумыш сохранили титулы «царевичи Сибирские» и пользовались на Руси самым высоким почетом. Сын Алея, Алп-Арслан в 1614-1627 гг. был правителем относительно автономного Касимовского ханства16. А сын последнего, Сеид-Бурхан, принял христианство с именем «Василий17, царевич Сибирский» и выдал свою дочь (праправнучку Кучума) царевну Сибирскую Евдокию Васильевну за брата русской царицы (супруги Алексея Михайловича и матери Петра I), Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. Другой праправнук Кучума (правнук его сына Кумыша) Василий стал близким сподвижником русского царевича - сына Петра I, наследника престола Алексея. Внук царевича Василия, князь Василий Федорович Сибирский, живший во второй половине XVIII - начале XIX вв., стал генералом от инфантерии и сенатором при Александре I [1].
Многие чингизиды, как говорится в истории, «выезжали» на Русь, принимали крещение и становились не просто русскими, но и представителями
' По-видимому, речь шла о хане Касимовском [1].
15 Собственное имя - Тэмуджин [24] (Темучжин [25]), сын Есугэя-багатура, потомок рода Борджигат (Борджигин) (ок. 1155 или 1162-25.08.1227) - основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена (в 2006 г. был единогласно избран каганом монголов и получил титул Чингисхан, что означало «Великий хан»); полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Родился в урочище Делюн-Болдок (сохранило свое название до настоящего времени), расположенном на р. Онон, неподалеку от села Цасучей Ононского района Читинской обл. России приблизительно в 1155 г; в Монголии родиной Темучжина принято считать горную область Хэнтэй (на востоке Монголии).
16 Существовавшее в 1452-1681 гг. в западной части Мещеры на средней Оке (ныне - территория Рязанской обл.) Касимовское ханство было союзником Москвы.
17 По-гречески «Василий» означает «царь».
высшей аристократии, как, например, князь Бек-лемиш, сын князя Бахмета, пришедшего в 1298 г. из Большой Орды в Мещеру, овладевшего ею и сделавшегося родоначальником князей Мещерских. Беклемиш крестился в Мещере со множеством татар, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня; царевич Берка, приехавший в 1301 г. из Большой Орды к князю Иоанну Даниловичу Калите (принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия) -родоначальник Аничковых; царевич Аредич -родоначальник Белеутовых; князь Чет, пришедший из Орды в 1330 г. к великому князю Иоанну Даниловичу Калите, назван в крещении Захарий, родоначальник Сабуровых и Годуновых; царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому и крестившийся вместе с сыном Андреем, родоначальник Старковых. Кроме того, известны под христианскими именами два сына хана Кульпы, убитые вместе с ним в 1358 г. Дочь хана Менгу-Темира, вышедшая в замужество за ярославского князя Феодора, когда он был уже и смоленским (с 1279 г.), приняла крещение с именем Анны, сделалась супругою Феодора и чрез несколько лет в Ярославле построила церковь во имя архангела Михаила и другие церкви. Сестра хана Узбека по имени Кончака, вышедшая (ок. 1317 г.) в замужество за великого князя московского Юрия Даниловича, названа в христианстве Агафиею [50]; князья Юсуповы; Чириковы вышли из рода хана Берке, брата Батыя.
Факты такого рода многочисленны. Отсюда берет начало разговор о наших уникальных связях, скрепленных также родственной кровью и не только на уровне рюриковичей и чингизидов. Российские ученые доказали, что, по самым смелым оценкам, около 50 % россиян унаследовали гены монголов. Согласно работе [48, с. 179], 14 % татар являются представителями монголоидного генотипа, гены собственно Чингисхана18 унаследовали буряты,
18 По мнению исследователей из Сельскохозяйственного университета Внутренней Монголии (КНР), они полностью расшифровали геном Чингисхана, установили подлинную
структуру его генетического кода, что позволяет проследить за тем, как расселялись его потомки, рассеянные в настоящее
время по обширным пространствам Монгольской империи, простиравшейся от Китайского побережья до Каспийского
моря. Геном был секвенирован для определения первичной последовательности аминокислот и нуклеотидов ДНК и РНК. Результатом стало символьное описание, сжато поясняющее
атомную структуру молекулы. В связи с тем, что могила
Чингисхана до сих пор не найдена и его ДНК неизвестна, для
тувинцы, калмыки и алтайские казахи19. Причем последние, согласно исследованию М. Деренко из Академии наук Магадана, имеют максимальное их количество - 8,3 % [60]. Распространение генетического кода Чингисхана связано с тем, что все завоеванные страны исправно поставляли в его
гарем самых красивых женщин. Потомки Чингис-
20
хана также практиковали многочисленные гаремы20. Чингисхан изображен на портрете (см. рисунок), хранящемся на Тайване, высоким, достаточно молодым, длиннобородым, с «рысьими» зелено-желтыми глазами.
Хотя «своим» Чингисхана считают, помимо монголов, также буряты21, китайцы, японцы и ка-
расшифровки генетического кода исследовался геном крови прямого потомка в 34-м поколении Чингисхана из рода суни-тов, обосновавшегося в провинции Внутренняя Монголия и не смешивавшегося с другими народностями [60].
19 Согласно теории английского ученого Брайана Сайкиса, изучавшего хромосому Y, имеющуюся только в мужском организме, генетический код представителей этих народов содержит особую и характерную только для Чингисхана и его рода разновидность этой хромосомы. Y-хромосома - нечто уникальное в мире генов. Она чрезвычайно узко специализирована: все гены, содержащиеся в ней, отвечают за производство спермы организмом мужчины и «сопутствующие» процессы, и содержит самый архаичный генетический материал, включая неудачные эволюционные опыты, поэтому в ней находится самое достоверное родословное древо каждой мужской особи вместе с родовой историей болезни. Отсюда - генетические маркеры, позволяющие проследить родословную человека и его способности [70].
20 Так, его старший сын оставил 40 сыновей. В свою очередь, внук Хубилай, правивший Китаем, имел только законных 22 сына. Хан Батый также имел гарем, в котором было немало русских женщин. Гарем он пополнял постоянно: 30 юных девственниц в год [39]. Вследствие этого у 8 % мужчин, живущих в Китае, Пакистане, Узбекистане и Монголии, есть много общих черт в Y-хромосоме [70]. Известно, что некоторые характеристики передаются у мальчиков без изменений из поколения в поколение, что стало основанием для утверждения, что все упомянутые 8 % мужчин происходят от общего предка - деда Чингисхана по отцу.
21 Помимо Монголии и КНР, на место подлинного захоронения Чингисхана претендует и Россия. Наиболее вероятными местами его захоронения называют местность, прилегающую к р. Онон в Забайкальском крае, а также Баргузинскую долину в Бурятии. У бурят сохранилась легенда о том, что в Баргузинской долине находится могила знатных монгольских нойонов. В золотом своде летописи всех монгольских ханов и «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана явились, переплыв Тенгис - внутреннее море, под которым большинство исследователей понимают оз. Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально Баргуджинская земля понималась историками как вся земля, примыкающая к оз. Байкал. В описании Рашид ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за
- 53
захи, Г. Е. Грумм-Гржимайло упоминает «монгольскую» легенду, согласно которой предок Чингисхана в 9-м колене Бодуаньчар - белокурый и голубоглазый. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (ок. 1247-18.07.1318) 22 пишет, что в роду Чингисхана дети «рождались большей частью с серыми глазами и белокурые», при этом родовое имя Борджигин, данное потомкам Бодуаньчара, означает Сероглазый. В некоторых летописях утверждается, что Чингисхан имел не характерные для монголов черты - голубые глаза и светло-рыжие волосы23. Точно так же рисуется облик Батыя - светловолос, светлобород, светлоглаз. [67].
Поэтому между русскими и монголами много общего в менталитете, традициях и обычаях, больше возможность взаимопонимания. Монгольская диаспора в России, по переписи 2010 г., составляла 2 986 чел. [22] и имела тенденцию к росту по сравнению с переписью 2002 г. (2 656 чел.) [7].
Россия всегда была евразийской страной, в которой смешивались не только азиатские, но и европейские гены. Если говорить о происхождении и развитии не только государства, но и русского народа, то уже на самых начальных стадиях его формирования (Киевская Русь) восточнославянские племена смешивались с финно-уграми24, живши-
Минусинской котловиной до оз. Байкал и дальше на восток. Ряд историков считают, что Баргуджин-Токум - это Баргузин-ская долина на восточном побережье оз. Байкал, напротив о-ва Ольхон. В пользу этой версии свидетельствует также тот факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой по преданию располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе местные жители находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингисхана Оэлун-учжин была уроженкой местности Баргуджин-Токум и неоднократно ездила на кладбище в землю предков. Утверждают, что и сам Чингисхан также ездил поклоняться могилам предков и совершал жертвоприношения духам гор Забайкалья, а перед смертью он дал наставления своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в земле предков, куда многие века ездили на моленья его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описаниям находится земля предков рода Чингисхана - Бар-гузинская долина, то, возможно, и могила великого правителя тоже находится там [85].
22 Персидский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист; министр государства Хулагуидов (1298-1317) [84].
23 По образному замечанию Л. Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения» и заканчивая местом его захоронения.
24 Русские популяции центра Восточно-Европейской равнины генетически сходны между собой и с популяциями Восточной
54 -
Первый Великий хан Монгольской империи (1206-1227)
ми на территории современных Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, Мордовии, Республики Марий Эл, Чувашии (название того же Чудского озера происходит от финно-угорского племени чудь), со скандинавами (варягами25) и, конечно, с тюркскими племенами на юге (в основном половцами) и востоке Руси, часть из которых платила дань киевскому князю. В «Повести временных
и Центральной Европы, но отличаются от русских Европейского Севера (Архангельская обл.), что связано, по-видимому, с вхождением и сохранением в их генофонде значительного числа генетических особенностей, свойственных финно-угорским народам, проживавшим ранее на этих территориях. По молекулярно-генетическим исследованиям, в частности по Y-хромосоме, «генетическое расстояние» между русскими и финнами составляет 30 условных единиц (у. е.), а между русским человеком и финно-угорскими народами (марийцами, вепсами и др.), проживающими на территории России - 2-3 у. е., а с мордвой - 1 у. е. Другими словами, генетически русские и марийцы, вепсы, мордва и другие финно-угорские народы, проживающие на территории России, практически идентичны. То есть в результате ассимиляции с великороссами эти проживающие на территории России финно-угорские народы -русские, и их в настоящее время отделяет от финнов, не ассимилировавшихся с великороссами, уже целая «пропасть», украинцы из левобережной Украины генетически так же близки к русским, как коми-зыряне, мордва и марийцы.
25 1. Собирательное обозначение в широком смысле всех прибалтийских народов в древнерусских источниках. 2. В становлении русской государственности немаловажную роль сыграли полабские славяне, или варягорусы, потомки лютичей и бодричей, более известные под названием «варяги» или, в ином написании, «варязи». «Повесть временных лет», пересказывая легенду о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора, отрицает принадлежность варягов к норманнам: «Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, друзии же урмане, анъгляне» (те варяги назывались русью подобно тому, как другие звались шведами, а иные норманнами и англами) [32].
лет» эти данники называются «нашими погаными», т. е. язычниками. Местоимение «наши» может говорить о том, что особой этнической дистанции с ними не ощущалось. Таким образом, к приходу монголо-татар великороссы уже были «по крови» не вполне славянами, т. е. и европейцами, и азиатами [66].
В период XIII-XVI вв., как отмечалось ранее, происходило интенсивное смешение славян с мон-голо-татарами. «Бархатная книга» русского дворянства во времена Российской империи включала наряду с русскими дворянами и многочисленные роды кавказских князей и бухарских беев. То есть современный русский народ - это результат многочисленных исторических смешений, в том числе и с представителями азиатских26 народов. Поэтому известный тип восточного славянина - великоросса -«высокий светловолосый мужчина с голубыми глазами» в настоящее время можно найти, как правило, в северной части России (например в Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской областях), где не было монголо-татарских войск. Характерным внешним признаком граждан современной России - современных русских27 - является то, что они «скуластые», с русыми волосами и не высокорослые.
В связи со смешением в течение многих веков азиатских и европейских генов в Великороссии, приведшим к изменению их характерных внешних признаков, возникает проблема идентификации русских - граждан современной России, 80,9 % населения которой, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. [22], на вопрос об их национальности28 ответили, что они русские. При этом многие из них, зачастую, не только не соответствуют типу -«высокий светловолосый мужчина с голубыми глазами», но и не соответствуют и традиционным современным характерным внешним признакам русского. Речь идет также и о гражданах, которые сами или родители которых заявили для своего пас-
26 Согласно А. Гордону, у населения центральной Европейской полосы России в среднем присутствует 3 % генов «азиатской крови», на Урале - 10 %, далее на восток эта доля возрастает [15].
27 Великороссы стали называть себя русскими. Согласно профессору В. В. Колесову [59], русских правильнее называть великороссами как самый большой восточнославянский народ.
28 Национальность (англ. etnicity; nationality; нем. Nation-
alitat): 1) национальность и этническая группа, народность
(например по национальности украинец); 2) принадлежность индивида к какой-либо национальности или этнической группе, народности нации; 3) гражданство или подданство; юридическая принадлежность к тому или иному государству [45].
порта национальность «русский», для того чтобы
29
по паспорту принадлежать к титульной нации29 в надежде на определенные преференции.
Приведем несколько определений понятия «русский».
Определение 1. Как известно, царствующий потомственный монарх Петр Алексеевич Романов -Петр Великий - преобразовал Российское царство, основанное на патриархальности Святой Руси, в Российскую Империю, где главным достоинством стало служение России, а не национальность и религия. Поэтому на возражение своего соратника Якова Вилимовича Брюса30 (высокообразованного потомка знатного шотландского рода Брюсов, отказавшегося от предложения шотландского престола, дабы служить своей новой родине, России) на предложение ему высокого государственного поста Петром I: «Негоже, государь, мне, нерусскому, занимать такой высокий пост», - Петр I ответил: «Русский тот, кто Россию любит и ей служит!» [81]. Однако здесь необходимы критерии любви и служения России.
Согласно Ивану Александровичу Ильину (русский философ и мыслитель), любить Россию -«это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею». «Народ мой! Я рожден из твоих недр пло-тию и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках. Во мне живет и меня водит тот инстинкт народного самосохранения, который вел тебя через дебри и муки твоей истории.». «Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон. Я силен его силою и эту силу я отдаю ему и за него. Я связан с ним в единое мы. Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути. Я сам творю так, как он; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах. Его национальный интерес есть
29 Нащия (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи [40]. Существуют два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
30 Англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669-19(30). 04.1735 -российский государственный деятель, военный, инженер и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I. Умелый полководец, генерал-фельдмаршал (1726), создатель российской артиллерии, граф (1721).
мой, личный. Я радостно приобщаюсь к его славе и терзаюсь в дни его крушения и позора. Его друзья -мои друзья. Его враги - мои враги. Ему принадлежит моя жизнь. Его язык есть мой язык. Его земная территория - есть моя территория.».
Михаил Юрьевич Лермонтов, выдающийся русский поэт, у которого шотландские предки, писал:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам...
Александр Сергеевич Пушкин был исполнительным, аккуратным и преданным престолу служащим, а в узком кругу ругал русские власти и отечественные порядки, не стесняясь в выражениях и не скупясь на остроумие [17]. Но при этом никогда не позволял иностранцам в своем присутствии ругать Россию.
Художник Михаил Михайлович Шемякин (род. 4.05.1943 г. в Москве) - российский и американский художник и скульптор, лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Республики Адыгея, почетный доктор Университета Сан-Франциско, гражданин США, проживающий во Франции, в своем интервью сказал: «Я постоянно хочу что-то сделать для России. Родину не выбирают, она бывает большая и малая. Так получилось, что я предан Кавказу, земле моих предков, и предан России, моей большой Родине. Ей я и служу. Я не могу за нее не болеть, не переживать. Я никому не позволю ругать ее. Сам буду ругать. Если я что-то резкое и говорю или против чего-то протестую, так это потому, что чувствую свою принадлежность к этой стране. Потому что люблю ее. А если любишь, должен говорить правду, не должен фальшивить, лицемерить. Закрывая глаза на те безобразия, которые творятся, мы предаем Россию» [47].
Примерно в таком же ключе ответил выдающийся советский поэт и автор-исполнитель песен, актер, автор прозаических произведений, лауреат Государственной премии СССР (1987 г., посмертно) Владимир Семенович Высоцкий (25.01.193825.07.1980), когда за рубежом журналисты попро-
сили его рассказать о притеснениях, которые ему чинят в СССР.
То есть характерной чертой русского является, конечно, любовь к России, но любовь, понимаемая, скорее, как боль и переживание за нее, когда необходимо говорить даже горькую правду, не фальшивить и не лицемерить, а также служить России во имя ее процветания и выполняемой ею миссии в мире. Одновременно характерной чертой русского является то, что он никогда не позволит в своем присутствии иностранцам ругать Россию.
Определение 2. Согласно комментарию к высказыванию Петра I [81]: «Русский тот, кто счи-
" 31
тает русский язык родным и говорит на нем» .
Границы и народности, их населяющие, меняются. Язык же остается. И пока он существует, существует и Русь Святая.
Определение 3. Согласно комментарию к высказыванию Петра I [81]: «Фраза Петра очень звонкая и в контексте разговора с Брюсом верная, но с точки зрения этнологии все-таки ошибочная. Брюс, пожалуй, русским становился только к концу жизни. А вот его дети (если даже он был бы женат, например, на иностранке) уже были бы русскими. А их дети (внуки Брюса), даже если в жилах их родителей совсем не было «русской крови», были бы уже абсолютно русскими - независимо от их имен, отчеств и прочего. Русским человека делает не кровь, не самосознание (кем он себя считает), не отношение к России (нравится ему Россия или нет) и не род деятельности (служит или не служит), а культура, в которой он воспитан: язык, привычки, способы поведения и способы
32
жизни»32.
Определение 4. Считается, что «русский - это тот, для кого русский язык является родным, кто отождествляет себя с русской культурой, причем вне зависимости от того, к какой этнической группе он принадлежит» [59]. Русские определяют национальность человека не по крови, а по духу, по привязанности к русскому языку и культуре, куда относятся не только литература, но и фольклор, традиции, обычаи, психические черты и т. д. Словом, русский - тот, кто любит Россию и разделяет ее судьбу.
Определение 5. Согласно русскому писателю, лексикографу, этнографу, члену-корреспонденту
31 ПЯК Ы!р:/^ерагк. ги/соттипйу/8/соП;еП/821950.
32 №скпате «Александр Зеличенко». 13.10.2011. URL: Мр://
gidepark. ги/соттит1у/8/соПеп1/821950.
Петербургской АН (1838), автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиру Ивановичу Далю (сыну датчанина и немки): «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Определение 6. Согласно комментарию к работе [34]: «... русский тот, кто думает по-русски, кто живет в русском информационном пространстве. Ведь даже Пушкин был полукровка. Видимо, здесь дело не в биологии и генетике, а в духе
33
русском»33.
На основе анализа данных определений можно сделать следующие выводы.
1. Действительно, теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается на практике, например абхазские негры, израильские сефарды и т. д., что вполне коррелирует со всеми приведенными определениями.
Русский также не означает простую биологическую принадлежность (кровь, цвет кожи, форма носа, генетика и т. д.). Есть русские славянского, скандинавского, тюркского или немецкого происхождения. Грузинский князь, русский генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 г. Петр Иванович Багратион говорил: «Я - русской офицер»; еврей, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) Борис Леонидович Пастернак -что он русский писатель. Подобных примеров можно привести великое множество, начиная с великого русского поэта, драматурга и прозаика А. С. Пушкина, имевшего прадеда африканского происхождения с дальними примесями немецкой, шведской и итальянской кровей; русского поэта, литературного критика, мемуариста Владислава Фелициановича Ходасевича из семьи польского дворянина34; этнических немцев: русского поэта и критика Антона Антоновича Дельвига и русского поэта, писателя и общественного деятеля Вильгельма Карловича Кюхельбекера, а также многих других поэтов, писателей и деятелей, оставивших яркий след в русской культуре. То есть с точки зрения этничности биологическое происхождение
второстепенно, и это верно для любого этноса35, а не только для русского.
Поскольку национальность называется с помощью имени существительного (например француз, казах, чукча и т. п.), то имя прилагательное «русский» - это не самостоятельное название национальности, а обозначение общих черт и свойств характера, мировоззрения разных народов, проживающих в России.
То есть понятие «русский» в данном контексте шире понятия «национальность». Можно также знать русский язык или постоянно говорить на нем, но этого, наверное, недостаточно, чтобы быть русским, если при этом ты думаешь, например, на своем родном языке (немецком, якутском т. д.). С другой стороны, русский язык необязательно должен быть родным, чтобы быть русским. В данном случае человек может не знать своего родного языка, забыть его или не пользоваться им, живя, например, в русской или иной языковой среде (например за рубежом, где окружающие воспринимают его как русского), при этом думать на русском языке и при общении с русскоязычными говорить на нем, отождествлять себя с русскими культурой и менталитетом и ИПР в целом, он, несомненно, русский36.
Из приведенных наиболее цельно характеризующим понятие «русский» представляется определение 6 с уточнением: «Русский тот, кто думает по-русски, живет в информационном поле России и отождествляет себя с Россией»37.
33 Nickname «Василий Лаврентьев, Новосибирск». URL: http://rustimes. com/blog/post_1178225224.html.
34 Его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой. Сам он, однако, считал, что наиболее значительная роль в духовном воспитании детских лет принадлежала его кормилице, тульской крестьянке Е. А. Кузиной [78].
35 Понятие «этнос» (греч. - группа, племя, народ) было введено в 1923 г. русским ученым-эмигрантом С. М. Широкого-ровым. Это группа людей, объединенных общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. [42]. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие - существуют разные этносы, говорящие на одном языке. Например шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.
36 Не вторым, а первым и родным языком А. С. Пушкина волею обстоятельств оказался французский. Потом поэт стал двуязычным, в стихах и прозе русский язык стал главенствовать. Не случайно со школьной скамьи закрепилась за ним кличка «француз». И спустя годы он сам часто называл себя «Пушкин-француз». Но, не владей А. С. Пушкин языком Вольтера, возможно, не было бы великого русского писателя, настоящего русского человека, и это существенней всего [17].
37 Действительно, Максим Максимович Исаев (настоящее имя Всеволод Владимирович Владимиров) - литературный персонаж писателя Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», хотя и думал по-немецки, жил в информационном поле фашистской Германии, но немцем не был, он одновременно был
Информационное поле Земли - это «хранилище» всей информации, непрерывно поступающей от всего существующего на Земле на физическом, ментальном, духовном и иных уровнях. Поступающая информация распределяется по информационному полю по определенным характеристикам и хранится в нем, создавая своего рода «Банк данных» [79].
Информационное поле России (ИПР) - это мезополе внутри информационного поля Земли, существующее у России и иного субъекта и (или) объекта, содержащее: 1) информацию о прошлом, настоящем и будущем России; 2) взаимосвязи с информационными полями других государств и территориальных образований, с которыми Россия имела взаимоотношения в прошлом, взаимодействует в настоящее время и предполагает взаимодействовать в будущем. Вся информация и взаимосвязи поступают в информационное поле России, оставляя в нем «информационную память» о себе в виде энергоинформационных «копий» информации.
Информационное пространство (из определения 6) не является аналогом ИПР, это совокупность всех видов и объектов деятельности, связанных с информатизацией и системой обеспечения информационной безопасности государства - основа социально-экономического, политического и культурного развития, эффективность которого определяет построение информационного общества в государстве и вхождение в мировое информационное сообщество [69].
Информационное поле России, конечно, включает русскую культуру, привычки, способы поведения и образ жизни (определение 3), но ИПР включает также: культуры всех народов России; свойственное русским особое проявление любви к России; русский менталитет; инновационность и творчество во всех сферах деятельности человека, свойственные россиянам; подвижничество и миссионерство; характер исследователя и первопроходца38; обостренное чувство сострадания и желания
в информационном поле России и отождествлял себя с СССР.
38 Наглядным примером этого является то, что отряд пятидесятника Ивана Юрьевича Москвитина, освоив предварительно тысячи километров Сибири и Дальнего Востока, с невероятными трудностями и лишениями одолев бурные реки и горные волоки вышел в 1639 г. к Охотскому морю, получив первые сведения о Сахалине. Экспедиция В. Д. Пояркова в 1645 г. собрала сведения о Сахалине, где живут «волосатые люди» (айны). Посланные атаманами Степаном Поляковым и Онуфрием Кузнецом казаки в 1652-1656 гг. побывали на о. Сахалин и собрали ясак с жителей. В ясачных записях фигурируют стойбища северо-запада острова (при расстоянии по прямой
58 -
помочь не только отдельным людям, но и другим народам, вне зависимости от их национальности; готовность к самопожертвованию ради России, других народов и отдельных людей и многое др.
Россия с самого начала была государством многонациональным, и хотя его основой всегда были великороссы, внесшие наибольший вклад в формирование русского суперэтноса и становление России, они смогли это сделать, в том числе только впитав в себя культуру других народов, населяющих Россию. При этом происходило взаимопроникновение, а не смешение культур народов России, например институт тамады в застолье, исполнение песен на русском, украинском и других языках (в частности фольклорный коллектив «Бурановские бабушки» из села Бураново Малопургинского района Удмуртии, исполняющий удмуртские и русские народные песни, хиты на удмуртском языке, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей, представлял Россию на конкурсе песни «Евровидение-2012» и занял 2-е место). Поэтому есть веские основания говорить о российской культуре в целом, и русский, скорее всего, отождествляет себя с российской культурой в целом, причем вне зависимости от того, к какой этнической группе он принадлежит.
Особенностью воспитания всех русских является то, что их менталитет никогда не позволит им согласиться с ролью России как третьеразрядной державы. О талантливости русских и россиян в целом говорит то, что 75 % из всех изобретений и открытий, сделанных во всем мире в период существования СССР, были сделаны именно в СССР.
Россию ярко характеризует подвижничество и миссионерство как страну, давшую наибольшее количество святых, среди всех стран мира.
2. Принято считать, что русские - это не единая монолитная группа, а суперэтнос (образование, сформированное на многоэтнической основе) (см. справку 6). Так, за границей нередко говорят обо
от Москвы до г. Александровска-Сахалинского (о. Сахалин) в 9721 км). В свою очередь, служащий торгового пункта в Соя (на крайнем северо-западе о. Хоккайдо) Като Кахэй только почти через 100 лет (в 1751 г.) на судне «Эйфуку-мару» высадился в местности Сирануси (о. Сахалин) для лова трепангов и изучения возможности торговли с сахалинскими айнами. На основании описания о. Сахалин старейшиной айнского селения Наёро Яэнкуру и другими сахалинскими айнами Ооиси Иппэй в 1786 г. (также как в свое время сделал Хироёси Мураками, нанеся в 1635 г. на «карту» о-ва Кунашир и Итуруп на «основании расспросов» айнов) сделал географическое описание южной части о. Сахалин, и это при расстоянии между о. Хоккайдо и Сахалином всего в 43 км!) [33].
всем населении России, да и стран ближнего зарубежья, как о «русских» [59].
Справка 6. По мнению некоторых специалистов, суперэтнос - новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса характерна высокая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значит, общность их геополитических целей. По некоторым прогнозам, суперэтнос станет главным субъектом мировой политики XXI в., оттеснив на вторые роли нации и национальные государства [42]. Российский суперэтнос граничит с тремя другими суперэтносами: на западе - с западным (западноевропейским) суперэтносом, на юге - с «мусульманским» суперэносом, на юго-востоке - с восточ-ноазиатским (китайским) суперэтносом. Российский суперэтнос - это объективно существующее явление, независимое от формы правления: Монгольская империя, Российская империя, СССР, СНГ. Во все исторические эпохи российская суперэтническая семья народов была самостоятельной этнической целостностью независимо от того, был ли российский суперэтнос объединен в единое государство или разделен на несколько государств. Россия всегда будет стремиться объединить народы российского суперэтноса [63].
Согласно комментарию к работе [59]: «Русские -это не раса, не генетическое родство, не нация, не национальность, не культурная или языковая общность, не религиозная община, не гражданское, политическое или патриотическое сообщество. Русские - это этнос, это главное качество, а все вышеперечисленные качества являются вспомогательными, добавляющими нюансы (иногда весьма и весьма существенные) в общую картину. Именно этничность, прежде всего, определяет поведенческие стереотипы» 39. При этом комментирующий считает русских одновременно и этносом, и суперэтносом.
Великороссы, малороссы, белорусы - это этносы суперэтноса восточнославянского народа. Великороссы как этнос стали называть себя русскими, после того как стали суперэтносом. Произошло это в период, когда в Великом княжестве Москов-ском40 (конец XV - середина XVI в.) укрепилось
39 Nickname «Леонид П. Плахов». 31.03.2011. URL: http:// gidepark. ru/community/8/content/821950.
40 Средневековое русское государство. Первоначально удел
великого княжества Владимирского, с середины XIV в. в ре-
зультате превращения г. Владимира в наследственное владение
самоназвание «Россия». Официальным названием страны после венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. стало «Российское царство» (1547-1721) [72]. Предпосылкой этого было то, что идея собирания всех русских земель в едином государстве, в том числе и входивших в тот период времени в состав Литовского княжества и впоследствии к Речи Пос-политой, прослеживалась, начиная с Великих князей Московских Василия II Васильевича Темного (14251462 гг. с перерывами), Дмитрия Юрьевича Шемяки (1445-1447 гг. с перерывами) и Ивана III Васильевича Великого41 [56] (1462-1505), использовавших титул «государь всея Руси» 42 еще до завоевания Новгородской республики (1471) и присоединения Тверского княжества (1485) и была унаследована Российским царством и Российской империей.
3. Как было обосновано ранее, «русский» - это не самостоятельное название национальности, а прилагательное, обозначающее общие черты и свойства характера, мировоззрения разных народов, проживающих в России. Л. Н. Гумилевым подмечено, что все этнические общности, контактирующие с русским этническим большинством, делятся на русские народы, комплиментарные этническому большинству и имеющие общую с ним историю, язык общения и культурные ценности, и народы, не уважающие русскую культуру и обычаи и глядящие на русских как на источник обогащения. Согласно Р. Латыпову [35], русским народом, развивающим русскую цивилизацию, русский мир, являются казаки, марийцы, украинцы, белорусы, буряты, якуты, чалдоны, булгары и другие этнические общности России. С этим нельзя не согласиться при условии перечисления в этом перечне абсолютного большинства народов России, относящих себя к русскому суперэтносу, и добавления к нему русских этнических общностей за рубежом.
Список литературы
1. Баймухаметов C. Княжеский крест. Был ли Александр Невский предателем Русской земли?
московских князей - Великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство.
41 При Иване III Васильевиче Великом главнейшие территории Великороссии включали: Великие княжества Московское, Ростовское, Тверское, Ярославское и частично Рязанское, Новгородскую республику, города, отвоеванные у Литовского княжества, Новгород-Северский, Чернигов, Брянск.
42 В частности, в марте 1498 г. в Литовское княжество было направлено Посольство, возглавляемое князем В. В. Ромоданов-ским, в том числе чтобы добиться от него признания за Иваном III титула великого князя «всея Руси» [72].
- 59
URL: http://www. abc-people. com/data/nevskiy/dat12. htm.
2. Барбаро и Контарини о России. Л., 1971. С.
226.
3. Борисов Н. С. Иван Калита. URL: http://lib. rus. ec/b/66294/read.
4. Васильев А. А. Глава IV. Монголы и монгольское завоевание. Монголия в первой половине XII в. URL: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2402.htm.
5. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. М.: Айрис-Пресс, 2002.
6. Волков В. А. Русская артиллерия (конец XV -первая половина XVII в.). 28.08.2012. URL: http:// www. portal-slovo. ru/history/35292.php.
7. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: http://www. perepis2002.ru/index. html?id=17.
8. Вэй Чжэн. История Династии Суй. Гл. 84. URL: http://www. vostlit. info/Texts/Dokumenty/ China/VII/SuiSu/text1.htm.
9. ГореликМ. Куликовская битва 1380 г.: русский и золотоордынский воины // Военное обозрение. URL: http://topwar. ru/6940-den-voinskoy-slavy-rossii-kulikovskaya-bitva-1380-g. html.
10. Грюнвальдская битва. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Грюнвальдская_битва#. D0.A1. D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA. D1.82.D1.83.D1.80. D0.B0_. D0.B0.D1.80.D0.BC. D0.B8.D0.B8_. D0.9F. D0.BE. D0.BB. D1.8C. D1.81.D0.BA. D0.BE. D0.B3. D0.BE_. D0.BA. D0.BE. D1.80.D0.BE. D0.BB. D0.B5.D0.B2.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0.
11. ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.
12. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Ко, 1993.
13. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. Ч. 2. В союзе с ордой. Гл. 1, 2. С. 90-136.
14. Дискуссии о влиянии монголо-татарского нашествия на Русское государство. URL: http:// mirslovarei.com/content_his/DISKUSSn-O-VLUANII-MONGOLO-TATARSKOGO-NASHESTVIJA-NA-RUSSKOE-GOSUDARSTVO-51279.html.
15. Диалоги c Александром Гордоном, 20022003 гг. URL: http://www. netbook. perm. ru/gordon. html.
16. Долгов В. Князь Александр Невский - приемный сын хана Батыя. URL: http://www. istrodina. com http://malech. narod. ru/liki2.html.
17. Дружников Ю. Узник России. Хроника первая. Изгнанник самовольный. URL: http://www. druzhnikov. com/text/rass/usnik/1.html.
18. Жизнеописание Даниила Галицкого. URL: http://www. spsl. nsc. ru/history/descr/daniil2.htm.
19. Жития святых. Преподобный Петр, царевич Ордынский. URL: http://www. zhitija. ru/index. php?x=wiwod&t=stat&y=909.
20. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. М.: Дрофа, 1999. С. 48.
21. Интервью А. Трифонова с главой представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, к. э. н. Н. М. Мирихановым // Звезда Поволжья, 2005. Июнь. URL: http://tatarica. yuldash. com/history/article237.
22. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_ site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm.
23. История татар. URL: http://www. tatary. info/ show. aspx?id=3.
24. История России: учебник / Орлов А. С. и [др.]. М.: Проспект, 2002.
25. История России с древнейших времен до 1917 года: учеб. пособие. URL: http://elib. ispu. ru/ library/history/index. html.
26. Казачий словарь-справочник. Сан. Ансель-мо, Калифорния, США. Составитель словаря Г. В. Губарев, ред. -издатель А. И. Скрылов. 1966-1970. URL: http://kazak. academic. ru/737/КАЗАКИ.
27. Казачество (Краткая история) // Казачий вестник. Новости хутора Преображенский. 13.03.2011. URL: http://kazary. ru/?p=222.
28. Карамзин Н. М. История государства Российского. Любое издание. Т. I, II. Гл. I-VIII.
29. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси. URL: http://www. history. vuzlib. net/book_o075_page_6.html.
30. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. 2. М., 1988.
31 . Кожинов В. В. О византийском и монгольском «наследствах» в судьбе Руси. URL: http://www. hrono. ru/libris/ruslovo_02.html.
32. Кононенко М. Варяги. URL: http://www. etnosy. ru/node/137.
33. Краткая история Сахалина и Курильских островов (1697-2011). 07.02.2011. URL: http://www. tsushima. su/forums/viewtopic. php?id=1455.
34. ЛаричевЮ. А. Русская цивилизация. 03.05.2007. URL: http://rustimes.com/blog/post_1178225224.html.
35. ЛатыповР. Миф о татарском национализме. 12.05.2008 // Агентство политических новостей. 26.08.2012. URL: http://www. apn. ru/publications/ article19840.htm.
36. Латышева Г. П. Москва и Московский край в прошлом. Москва белокаменная. URL: http://testan. rusgor. ru/moscow/book/moskow_proshl/405.htm.
37. Литературная энциклопедия. Понятие: Башкирская литература. URL: http://www. surbor. su/enicinfo. php?id=17194.
38. Лиштованный Е. И. Эпоха Чингисхана и Монгольская империя в современной российской учебной литературе // Новости Монголии, 2012. 17 февраля. № 7-8.
39. Ляхов П. Чингисхан переплюнул Казанову // Ежедневная электронная газета Утро. ru. 20.02.2003. URL: http://www. utro. ru/articles/2003/02/20/128867. shtml.
40. Мамай. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мамай.
41. Маркс К. Разоблачение дипломатической истории XVIII века // Вопросы истории. 1989. № 4. С. 3.
42. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/ %DD %F2 %ED %EE %F1.
43. Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань-чао би-ши. / перевод С. А. Козина. М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. I.
44. Мунчаев Ш. М., Устинов В.М. История России. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С. 592.
45. Национальность // Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/socio/2324/НАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
46. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1984.
47. Никому не позволю ругать Россию. Интервью с М. М. Шемякиным // Невское время. Санкт-Петербург, Россия. 18.04.2012. URL: http://inoforum. ru/inostrannaya_pressa/nikomu_ne_pozvolyu_rugat_ rossiyu/.
48. Орлов А. М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Мещера - прародина нижегородских татар. URL: http://mishare. narod. ru/books/Ethnic_roots/4.htm.
49. Параскева С. Б. Интеграционное взаимодействие России и Монголии: многостороннее сотрудничество и расцвет культур // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 4 (97). С.56-67.
50. Парфенов А. Петровский монастырь. URL: http://www. rusk. ru/st. php?idar=323744.
51. Переводы из «Юань-чао би-ши» // Страны и народы Востока / перевод Б. И. Панкратова. Вып. XXIX. М.: Петербургское востоковедение, 1998.
52. Полное собрание русских летописей. Т. VI. Софийская вторая летопись. СПб, 1856.
53. Приложение к главе VI. Великая Яса. URL: http://www. kulichki. com/~gumilev/HD/hd110a. htm#hd110atext200.
54. Пэн Да-я, Сюй-Тин. Краткие сведения о черных татарах // Проблемы востоковедения. 1960. № 5. URL: http://vostlit. narod. ru/Texts/Dokumenty/ China/XIII/1220-1240/Pen_Da_ja_Suj_Tin/text. htm.
55. Раскрыта еще одна тайна Золотой Орды? (05.09.2011). URL: http://www. pravda. ru/science/ eureka/discoveries/05-09-2011/1090163-mamai_ golden_horde-0/.
56. Русский биографический словарь / изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. Санкт-Петербург: Тип. Главного упр. уделов, 1900. Т. 8.
57. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2003.
58. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Т. 1. Гл. 11. URL: http://militera. lib. ru/science/ svechin2a/11.html.
59. Сергеева А. В. Какие мы, русские? (100 вопросов - 100 ответов). Книга для чтения о русском национальном характере: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык; Курсы, 2010.
60. Синяев П. Ученые расшифровали геном Чингисхана // Ежедневная электронная газета Утро. ru. 21.12.2011. URL: http://www. utro. ru/articles/201 1/12/21/1018318.shtml.
61. Словари и энциклопедии на Академике. Философская энциклопедия. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc_philosophy/2778/НАРОД.
62. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Сочинения: в 18 кн. М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998. Гл. 2. С. 1228-1240. URL: http:// militera. lib.ru/common/solovyev1/01_02.html.
63. Татаров Н. М. Светопреставление. 19942012 гг. URL: http://tatarow. narod. ru/04-2.htm.
64. Татары. URL: http://www. wikiznanie. ru/ru-wz/index. php/Татары.
65. Терешкович П. В. Нация // Философский справочник. URL: http://www.filosofiya.su/word/ naciia.htm.
66. Уже к приходу татар наши предки были не вполне славянами // Информационное агентство «Росбалт». Россия, 11.04.2012. URL: http://inofomm. ru/inostrannaya_pressa/ uzhe_k_prihodu_tatar_nashi_ predki_byli_ne_vpolne_slavyanami/.
67. Фальсификация «татаро-монгольского ига». URL: http://glubinnaya.info/science/history/Tatary. htm.
68. Филин С. А., Параскева С. Б., Дугаржав Л. Современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства России и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2009. № 15 (48). С. 7-21.
69. Филин С. А., Филина Г. Р., Филин Д. C. Информационная безопасность: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2006.
70. Фомичев А. Самый плодовитый мужчина -Чингисхан. 16.06.2004. URL: http://www. utro. ru/ articles/2004/06/16/319371.shtml.
71. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991.
72. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.
73. Хохлов К. Ледовое побоище или битва в траве? URL: http://ulpressa. ru/news/2008/12/10/ article69777/.
74. Чусовской В. Ни отцы, ни деды наши не видели такой жестокой сечи // Еженедельная газета Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России «Пограничник Северо-Востока». URL: http://www. svrpu. ru/psv/3873/0130. shtml.
75. ШахматовМ. Государство правды // Евразийский временник. 1925. № 4.
76. Шпаковский В., Николле Д. Русская армия 1250-1500. М.: АСТ, 2004.
77. Щербаков А., Дзысь И. Куликовская битва 1380 г. М.: ЭКСПРИНТ, 2001
78. Энциклопедия Кругосвет. Ходасевич Владислав Фелицианович. URL: http://www. krugosvet. ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ HODASEVICH_VLADISLAV_FELITSIANOVICH. html.
79. Энциклопедия. Информационное поле. URL: http://tonmir. ru/publ/ehzoterika/ ehkstrasensorika/ informacionnoe_pole/12-1-0-87.
80. Энциклопедический словарь. 2009. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/es/25289/казаки.
81. ACADEMIA. Леонид Мацих. «Метафизика Северной столицы» // Телеканал «Культура». URL: http://tvkultura. ru/video/show/brand_id/20898/video_ id/155243/viewtype/picture.
82. Chronica Alberici monachi Trium fontium. Monumenta Germaniae Historica SS, t. XXIII / Ed. P. Scheffer-Boichorst // MGH SS. 1874. P. 943.
83. DavidNicolle. «Lake Peipus 1242 - Battle of the Ice». Campaign 46, Osprey Publishers. 1996. Р. 62. URL: http://forum. kalmykia. ru/lofiversion/index. php/t20337.html.
84. Gray Basil. An Unknown Fragment of the «Jami' al-tawarikh» in the Asiatic Society of Bengal. Ars Orientalis, Vol. 1, (1954). Pp. 65-75. «So, too, was the other Persian historian of the perion, Rashid ad-Din».
(Окончание следует)
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]