Научная статья на тему 'Византийский стиль в храмостроении области Войска Донского'

Византийский стиль в храмостроении области Войска Донского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / ХРАМОСТРОЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / ЦЕРКОВЬ / ХРАМ / ЗОДЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астахова И. Ю., Пищулина В. В.

Статья посвящена развитию «византийского» стиля в храмовой архитектуре православных храмов Области Войска Донского конца XIX в. начала XX в. Проведены комплексные исследования сохранившихся храмов ныне Ростовской области с целью определения архитектурных стилей сакральных сооружений и выявления в них региональных стилистических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Византийский стиль в храмостроении области Войска Донского»

АРХИТЕКТУРА

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В ХРАМОСТРОЕНИИ ОБЛАСТИ ВОЙСКА _ДОНСКОГО._

И. Ю. Астахова

Магистр 2 курса ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Научный руководитель: В.В. Пищулина док. арх., профессор ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

АННОТАЦИЯ: статья посвящена развитию «византийского» стиля в храмовой архитектуре православных храмов Области Войска Донского конца XIX в. - начала XX в. Проведены комплексные исследования сохранившихся храмов ныне Ростовской области с целью определения архитектурных стилей сакральных сооружений и выявления в них региональных стилистических особенностей.

Ключевые слова: византийский стиль, храмостроение, архитектура, церковь, храм, зодчество.

О нововведениях мастеров Византии пишутся многочисленные трактаты, где подчеркивается важность преемственности именно русским государством греко-римских традиций. Виппер Б. Р. отмечает, что самым главным достижением византийских архитекторов, ориентировавшихся на смелые инженерные решения римских зодчих, является появление более совершенной системы устройства купольного перекрытия здания, основанной на парусах. Эффект «свободного парения купола», созданный посредством новых архитектурных приемов, восхищал русских архитекторов, посетивших Софийский храм. Свойственные византийской архитектуре куполообразные конструкции, поддерживающие центральный купол, аркады, опоясывающие все пространство храма, своды, полихром-ные мозаики и колонны, запечатленные в эскизах русских архитекторов 1840-х годов, побуждают столичных мастеров к скорейшему переосмыслению церковной архитектуры России, где в то время главенствует русский стиль.

В русской архитектуре византийский стиль завоевывает свою нишу поэтапно, то смешиваясь с романтическими архитектурными настроениями, то заимствуя черты и особенности декорирования

русского стиля. К нему долгое время причисляли и произведения русско-византийского стиля в архитектуре, который зародился и развивался под умелым руководством Тона К. А. в первой половине XIX века.

В искусствоведении до сих пор не существует однозначного мнения по поводу правильности периодизации византийского стиля в русской архитектуре и его деления на подстили. Поэтому к одному и тому же периоду времени в трудах разных историков искусства могут относиться произведения как византийского стиля, так и псевдовизантийского и неовизантийского. Но, при рассмотрении русской архитектуры византийского стиля в более широком смысле и ориентируясь на великолепные церкви XIX-XX века, однозначно копирующие формы византийских храмов, можно определить примерные хронологические рамки становления и совершенствования нового стиля.

Наиболее значительный памятник византийского стиля в регионе - Вознесенский войсковой собор в г. Новочеркасск (1891-1905, А.А. Ященко). Однако, учитывая обширный блок посвященной ему литературы, рассмотрим менее известные памятники.

Рис. 1 Церковь Александра Невского в г. Новочеркасске.

Так в городе Новочеркасске наглядным примером «византийского» стиля в храмовом зодчестве является Церковь Александра Невского, возведенная по проекту гражданского инженера Николая Евстигнеевича Анохина, работавшим в строительном отделении областного правления Области Войска Донского. Анохин положил в основу созданный В.А. Шретером проект несохранившейся церкви для имения Ф.А.Терещенко под Киевом (до 1883 г.). Действительно, два храма различаются лишь декоративными деталями.

Александро-Невская церковь выполнена в византийском стиле с характерной для него ступенчатостью композиции, «полосатой» кладкой стен, полуциркульными окнами барабана с толстыми простенками между ними. Здание приземистое и монолитное (рис. 1). Распластанный по земле его нижний ярус резко отграничен карнизом от верхней части. Архивольты окон нижнего яруса имеют ки-левидное очертание. Полукупола примыкают с четырех сторон к закомарам четко выраженного основного кубического объема. Оконные проемы полуциркульные, в барабанах с профилированными архивольтами, дополненными сухариками. Сухарики расположены также под карнизами. К рельефным украшениям относятся кольца во фризах, косая сетка в уровне полукуполов, кресты на углах под звонницами, врезанные в простенки и углы полуколонки. Звонницы прямоугольные в плане, открытые, арки, поддерживающие их купола, покоятся на четырех колонках.

Интересно, что восточные угловые ячейки храма, где помещаются боковые алтари, имеют

скругленные внутренние углы и перекрыты не выраженными на фасаде малыми полусферическими сводами, вызывающими ассоциации с решением интерьеров Софии Константинопольской: в интерьере мотив центрального купола, подхваченный четырьмя полукуполами, дополняется двумя небольшими конхами.

В характере деталей Александро-Невской церкви византийские черты сочетаются с заимствованиями из русских источников, отсутствующими у В. Шретера и привнесенными Н. Анохиным. К последним относятся способ соединения с колокольней, килевидные архивольты ниш и арки порталов нижнего яруса, а также двухцветность фасадов, напоминающая постройки XVII века. Простые по форме и немногочисленные декоративные элементы белого кирпича активно выделяются за счет цветового противопоставления их совершенно гладкой кладке красных стен и своим рисунком соответствуют тяжеловатым объемам центральной главы и колокольни.

Троицкая церковь хутора Дядин, Белокалит-венского района Ростовской области - один из наиболее своеобразных по замыслу храмов византийского стиля на территории региона (рис. 2). Ее автор, предположительно А.А. Ященко, не только прекрасно знакомый с современными ему архитектурными поисками, но и способный к проявлению яркой творческой индивидуальности. Храм является высотной и пластической доминантой в окрестном ландшафте, обладает несомненной историко-культурной и архитектурно-художественной значимостью.

Рис. 2 Троицкая церковь в х. Дядин

Церковь, построенная в 1886-1894 гг., включает расположенные по западно-восточной оси колокольню «восьмерик на четверике», небольшую трапезную, собственно церковь, увенчанную единственный куполом на низком барабане, и апсиду.

Планировочное решение отличается оригинальностью. Русская традиция планировки «кораблем» увязана здесь с общей крестообразностью плана, символически значимой и восходящей генетически к ранним христианским мартириям и баптистериям V века. В то же время основной объем храма имеет восьмиугольный план. Октогон, напоминающий о грядущем в восьмом тысячелетии от сотворения мира торжестве Царства Божьего, как и крест, востребован христианской архитектурой с самых ранних этапов ее становления, примеры

этого - Баптистерий православных (V в.), Сан Ви-тале в Равенне (VI в.), церковь Сергия и Вакха в Константинополе (VI в.) и другие памятники. Сочетание крестообразности и октагональности -весьма редкий прием в архитектуре византийского стиля.

Детали немногочисленны и целиком принадлежат византийскому стилю. Облик храма отличается лаконичностью и суровой монументальностью. Сдержанность облика Троицкой церкви представляется возможным объяснить не только ограниченностью средств и предназначением для небольшого хутора, но и сознательным выбором автора проекта, по-видимому, тонко чувствовавшего дух средневековой архитектуры.

Нужно сказать, что «Византийский» стиль характеризуется усложнением объемов и композиций зданий. Архитекторы стремятся к стилевому смешению и многокупольности, также, зачастую к храмам крестово-купольного типа и кресчатым композициям пристраивают колокольни. В это время также происходит завершающий этап по определению приемов декорирования поверхности зданий, в частности барабанов и центральных закомар.

На позднем этапе, продолжавшемся до 1917 г., формы «византийских» церквей стали трактоваться более свободно под влиянием быстро распространяющегося модерна. Зодчие, в большинстве своем, ориентировались на наследие ранневизантийской школы. Помимо уже сложившегося крестовоку-польного типа храма, используются его различные модификации, а также базиликальные формы.

Как правило, византийский стиль в русской архитектуре чаще всего эксплуатирует конкретные византийские прототипы. Черты византийской архитектуры прослеживаются в декорировании фасадов, обрамлении окон, строении куполов, решении апсид и т.д.

Однако, несмотря на стилистическую общность с византийской школой, русские архитекторы никогда не копировали прообразы дословно, придавая каждому новому произведению индивидуальную художественную выразительность.

Список литературы:

1. Бородина Т.В., Гуржиева И.П. Свято-Троицкий храм. Хутор Дядин. Ростов-на-Дону, 2007.

2. Евенко М.Г. Творчество академика архитектуры А.А.Ященко. Дисс. на канд. архитектуры. Ростов-на-Дону, 2010. - С. 31-34.

3. Кишкинова Е.М. Памятники «византийского стиля» в Нижнем Подонье и Поволжье. Сборник научных трудов ИАрхИ ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2008 г. - С . 112-125

4. Петров В. Александро-Невская г. Новочеркасска церковь: Историческое описание. Новочеркасск, 1913.

5. Петров В. Александро-Невская г. Новочеркасска церковь // Донская церковная старина. Новочеркасск, 1909. Т. 2. С. 25—97.

6. Кулишов В.И. В низовьях Дона. -М.; Искусство 1987.

7. Савельев Ю. Р. Византийский стиль в произведениях архитектурной школы Института гражданских инженеров // Вестник «Зодчий - 21 век». СПб., № 3 (7). 2002. С. 56-67.

8. Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. - СПБ: «Искусство-СПб», 2007. - 256 стр.

9. Есаулов Г.В. История архитектуры Северного Кавказа и нижнего Дона. Ростов -на - Дону; Ростовский инжинеро-строительный институт, 1986.- 111с.

10. Есаулов Г.В. Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д: ИПФ Малыш, 1999. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.