Научная статья на тему 'Русско-византийский стиль в зодчестве южного Урала'

Русско-византийский стиль в зодчестве южного Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1070
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

В статье предпринята попытка анализа истории формирования и характерных черт русско-византийского стиля в архитектуре Южного Урала. Регион рассмотрен в рамках Оренбургской губернии в ее границах конца XIX начала XX вв. Автор вводит в научный оборот большое количество описаний архитектурных памятников. Анализ памятников выполнен на основе натурных обследований в Челябинской и Оренбургской областях. Подробно рассмотрены композиция, объемное решение и декор церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Byzantian style in architecture of Southern Ural

In given article attempt of the analysis of a history of formation and characteristic features of the russian-byzantian style in architecture of Southern Ural is undertaken. The region is considered within the framework of the Orenburg province in its borders of the end XIX the beginnings of XX centuries. The author enters a plenty of descriptions of architectural monuments in a scientific revolution. The analysis of monuments is executed on the basis of natural inspections in the Chelyabinsk and Orenburg areas. The composition, the volumetric decision and a decor of churches are in detail considered.

Текст научной работы на тему «Русско-византийский стиль в зодчестве южного Урала»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В ЗОДЧЕСТВЕ ЮЖНОГО УРАЛА

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-04-85406 а/У

Новые экономические условия и эстетические идеи в конце XIX — начале XX вв. привели к значительным изменениям типологии и стилистики архитектуры Южного Урала. Развитие русской художественной культуры в 30—50-х гг. XIX в. сопровождалось обостренным вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности ее древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре, прежде всего русско-византийского и неорусского стилей. Одной из причин переоценки классицизма явился свойственный XIX в. «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана классицизмом.

Законодательство того времени открывало большую свободу для формирования новых стилевых решений сооружений. Как отмечает Е.И. Кириченко, «обязательность строительства по образцовым проектам была отменена и больше не возобновлялась, как не возобновлялось и проектирование образцовых фасадов. Постановлением 1858 года закончилась целая эпоха в истории Российского государства. Особняки и многоквартирные жилые дома в городах отныне и до революции могли сооружаться по индивидуальным проектам, точнее по проектам, выбор которых зависел всецело от вкусов и желаний домовладельца»1. Согласно Уставу 1900 г. утверждение планов и фасадов зданий принадлежало городским управам, причем они имели право рассматривать их только с технической стороны.

Южноуральская архитектура в конце XIX — начале XX вв. проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом. Русско-ви-зантийский стиль наиболее ярко проявился в строительстве культовых зданий, которые продолжали играть значительную роль в застройке городов. На Южном Урале особенно много строилось единоверческих церквей (умеренное крыло старообрядчества) так как многие уральские заводчики были старообрядцами. Скиты и поселения раскольников встречались в регионе с начала русской колонизации. Скрывались раскольники и на заводах2.

На Южном Урале к концу XIX — началу XX вв. располагалась сеть монастырей и скитов, православных и раскольничьих. Официальный справочник «Православные русские обители» на территории современной Челябинской области отмечает следующие православные монастыри: Одигитриевский Богородицкий женский монастырь в Челябинске, основан в 1854 г., имел два храма; Казанский женский монастырь в Троицке, основан в 1851 г., имел три храма (Казанской Божьей матери, Преображения Господня и в честь Живоносного Источника); Покровский женский монастырь около Верхнеуральска, основан в 1897 г.3. Справочник М.В. Посохина отмечает еще один — Златоустовский Воскресенский мужской монастырь, расположенный в 58 верстах от Златоуста при реке Устрюм (основан в 1849 г. около Кусинского завода). В географических описаниях встречаются упоминания о раскольничьих скитах и монастырях. Например, в Юрюзани из 10 тысяч жителей добрую половину составляли раскольники. Значительное их число проживало в скитах, главным пристанищем которых служила гора Зигальга около Юрюзани4 . Около Каслинского завода на берегу озера Сангул находился мужской раскольничий монастырь, а на озере Анбаш — женский с 4 скитами5 . Окружающие Саткинский завод горы тоже служили убежищем для раскольничьих скитов и молелен, так же, как леса около Нязепетровска.

Наиболее яркими примерами русско-византийского стиля на Южном Урале стали не сохранившиеся до наших дней памятники: Кафедральный собор в Оренбурге, церкви Одигитриевско-го монастыря в Челябинске, Александра Невского в Миассе, а также целый ряд сохранившихся храмов, выполненных по переработанным чертежам из типовых альбомов.

Кафедральный собор в честь Казанской (Та-бынской) иконы Богоматери в Оренбурге был построен в 1895 г. В настоящее время здание не сохранилось, т.к. было разрушено в 1932 г. Воплощенный вариант в русско-византийском стиле принадлежал архитектору A.A. Ященко. Предварительно на проект этого собора был объявлен конкурс при Императорской Академии художеств. В конкурсе победили два проекта — архитектора Шретера и художника Леонова, но из-за финансовых трудностей они не были воплощены в жизнь6.

Образцом композиции в варианте А.А. Ященко являлся собор Александра Невского в Софии.

Ярко выраженный пирамидальный ступенчатый объем имел три яруса (включая мощный барабан с куполом). В основе плана лежал тетраконх, в котором западная апсида была заменена порталом. На нем находилась колокольня. Части тетраконха в первом ярусе были фланкированы небольшими апсидами, перекрытыми маленькими конхами. Центральная апсида со всех четырех сторон поднималась выше, составляя второй ярус. Между апсидами основного тетраконха в углах находились сужающиеся кверху башни (вероятно лестничные), перекрытые полусферическими куполочками на световых барабанах. Большой полусферический купол на высоком световом барабане был с трех сторон окружен крупными полукуполами тетраконха. В целом здание имело гармоничные пропорции и ярко выраженную ступенчатую композицию.

Другой характерный тип (пятиглавого храма) этого стиля иллюстрирует Александро-Невская церковь в Миассе. В настоящее время она разрушена, но сохранились архивные фотографии, по которым можно восстановить ее облик. Это был пятиглавый храм с выступающим входным приделом. Основной четверик был увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры являлись одновременно колокольнями. Центральный шатер был значительно крупнее, имел многогранную форму и цилиндрический световой барабан. Окна барабана с профилированными архивольтами, которые имели килевидное завершение. Г лавка, венчающая шатер, находилась на высоком граненом барабане, основание которого было декорировано кокошниками. Угловые шатры-колокольни имели четырехгранную форму с люкарнами. Основание шатров квадратное в плане, оно было прорезано широкими проемами звона с полуциркульным завершением. Проемы фланкированы пилястрами, на которые опирались профилированные архивольты с килевидными завершениями. Фасады основного четверика церкви имели широкие центральные ризалиты, которые оформлены высокой накладной перспективной аркой с килевидным завершением. Арка опиралась на пилястры, декорированные нишами. Внутри арки располагалось высокое окно с полуциркульным завершением. Под этими окнами находились боковые входы, оформленные кокошником с килевидным завершением. Боковые простенки фасадов были декорированы пилястрами по углам и кокошниками с килевидным завершением. Под кокошниками проходил карниз и лента накладного орнамента из арок. В простенках находились небольшие окна с полуциркульным завершением. Аналогично был оформлен входной придел с западным входом.

Судя по анализу архивных источников, рус-ско-византийский стиль был характерен для южноуральских часовен. Сохранилась архивная фотография Миасской часовни, построенной в

1866 г. Это было небольшое квадратное в плане сооружение с шатровым завершением, на котором находилась небольшая луковка на высоком граненом барабане. Основание шатра было декорировано крупными перспективными килевидными кокошниками — по три с каждой стороны. Эти кокошники были отрезаны от основного объема сильно выступающим профилированным карнизом с сухариками. Все фасады, кроме алтарного с апсидой, имели одинаковое оформление. В центре находился дверной проем с полуциркульным арочным завершением. Часть фасада, расположенная ниже пяты этой арки, имела рустовку. Верхняя часть фасада была украшена профилированным архивольтом и двумя фигурными нишами по его сторонам. Эти фасады использовали мотив римской триумфальной арки. В рустованных пилонах находились высокие плоские ниши с полуциркульным профилированным завершением. Профилированный архивольт этих арок упирался в горизонтальную тягу, опоясывающую весь кубообразный объем.

Проникновение русско-византийского стиля в небольшие города и сельские поселения региона осуществлялось с типовыми проектами церквей, которые позволили значительно расширить их строительство. Как отмечает Е.И. Кириченко «Сибирь и Западные губернии, хотя и по разным причинам, превратились в XIX — начале XX века в место особенно интенсивного строительства православных храмов»7.

На Южном Урале нет примеров строительства культовых сооружений из типовых альбомов Тона 1824 и 1838 гг. В большинстве случаев использовались более поздние альбомы, в которых ставилась задача разработки образцовых проектов дешевых зданий церквей, а также мечетей, костелов, кирх. Образцовые проекты определенным образом перерабатывались при строительстве, в результате чего появились интересные варианты храмов.

Характерным примером таких храмов является построенная в 1875 г. на деньги купца

Н.И. Рытова в Верхнеуральске церковь в честь Николая Чудотворца8. Здание состоит из последовательно расположенных колокольни, трапезной, четверика и алтаря с тремя апсидами. Четверик завершен пятиглавием. Главы крупные луковичной формы на высоких цилиндрических барабанах. Фасады четверика членятся тосканскими пилястрами на высоких пьедесталах. Каждый простенок заканчивается треугольным фронтоном с профилированным карнизом и лентой орнамента. Во фронтоны вписана круглая филен-

Искусствоведение

ка. В центральных простенках северного и южного фасадов расположены входы (в первом ярусе) и сдвоенные высокие окна с полуциркульным завершением (во втором ярусе). Они обведены серией филенок с полуциркульным завершением. Апсиды алтаря трехгранные, перекрыты кон-хами. Центральная глава больше остальных, в ее барабане расположены высокие окна с полуциркульным завершением. Они имеют профилированные архивольты и фланкированы полуколон-ками, на которые опирается треугольный накладной кокошник. Малые барабаны тоже декорированы полуколонками, на которые опираются полуциркульные накладные пояски. Образовавшиеся ниши чередуются с проемами. Карнизы всех барабанов украшены кронштейнами. Фасады апсид увенчаны профилированным карнизом с сухариками и вторым небольшим профилированным карнизом. В гранях расположены окна и ложные окна, фланкированные пилястрами с треугольными фронтонами. Трапезная шире основного четверика и входного придела колокольни. Ее фасады представляют собой трехчастную композицию, центральный ризалит которой имеет треугольный фронтон. Все углы декорированы пилястрами. В ризалите расположено два высоких окна с полуциркульным завершением в перспективных наличниках. Окна обведены двумя филенками с полуциркульным завершением. Еще одна филенка круглой формы находится между окнами. Весь объем трапезной имеет профилированный карниз, который в боковых простенках дополнен лентой орнамента из арочек. В простенках находятся маленькие окна и пилястры. Колокольня находится на невысоком входном приделе, фасады которого акцентированы в центре треугольными фронтонами. Фасады этого придела членятся пилястрами. В центре фасадов расположен вход или окна, которые обведены филенками и имеют карниз аналогичные четверику. Колокольня трехъярусная, завершена куполом. Ярусы представляют собой в плане квадраты со скошенными углами. Ярусы разделены карнизами, углы декорированы пилястрами. Узкие грани первых двух ярусов глухие, а в широких гранях находятся проемы с полуциркульным завершением. Проемы имеют архивольты и импосты. Верхний ярус невысокий, имеет окна круглой формы в широких гранях. Его карниз разбит фронтончиком в уровне окна.

В сельских церквях зачастую использовался один и тот же понравившийся проект. Например, церкви в селе Кирды и Святой Троицы в селе Ларино Челябинской области.

Церковь в селе Кирды представляется более интересной интерпретацией проекта. Здание расположено на площади в центре села. Оно главенствует над застройкой и хорошо читается еще с

подъездов к селу. Обычная для северо-востока Южного Урала планировочная схема: колокольня, трапезная, церковь — здесь несколько усложнена. Церковь имеет в плане форму архиепископского креста за счет дополнительного выступающего на север и юг придела, расположенного между колокольней и трапезной, а также из-за расширения средокрестья с севера и юга. Эти боковые приделы пространства средокрестья вместе с алтарной апсидой образуют своеобразный триконх, увенчанный мощным восьмериком с куполом (ныне утраченным). Такое необычное для региона объемное решение эффектно дополняется четырехъярусной пристроенной колокольней, также завершенной куполом. Выразительность композиции триконха подчеркивается соответствием интерьера с выявленным в нем перекрытием внешнему облику здания. Классический полусферический купол, венчавший восьмерик, имел небольшой фонарик с куполочком. Купол был снесен ураганом в начале 1990-х гг. В интерьере средокрестья сохранился изящный классический карниз с сухариками, отделяющий центральный восьмерик от подкупольного квадрата и парусов. Снаружи восьмерик (барабан) декорирован парными окнами в четырех гранях, расположенных по сторонам света. Окна объединены в мотив итальянского окна с полуколонками накладными арочками и круглой нишей. Венчающий восьмерик карниз имеет в створе с окнами изгиб вокруг полуциркульного фронтона. Окна в нижней части опираются на декоративный горизонтальный пояс. Аналогичный мотив итальянского окна располагается в двух боковых апсидах триконха над дверью, находящейся в центральной грани. Эти мотивы также имеют полуциркульные фронтончики и изгиб карниза, завершающего стену. Карниз лучше сохранился на восьмерике, где читается профилировка и декоративный орнаментальный поясок внизу. Южная и северная стены трапезной имеют по два окна с архивольтами уже описанной формы. Здание кирпичное на каменном фундаменте. Оно было оштукатурено внутри и снаружи. Наружная штукатурка имитировала рустованную стену. Цоколь стены по всему периметру церкви выявлен горизонтальным поясом, напоминающими пьедестал полного ордера. На этот пьедестал опираются окна во всех частях здания. Окна прямоугольные, удлиненные, с полуциркульным завершением, имеют классические профилированные архивольты. В каждой из апсид триконха имеется по двери, окну и одной нише, имитирующей окно. Все три апсиды одинаковой формы в плане — пятигранные. Боковые приделы перед трапезной, образующие малые ветви архиепископского креста, также имеют пятигранную форму в плане. Они имеют по

одному окну и по одной нише, имитирующей окно.

Колокольня была завершена полусферическим куполом с фонарем. В настоящее время сохранился только остов купола. Колокольня состоит из трех четвериков и восьмерика со звоном. Нижний четверик — высокий — во всю высоту трапезной. По углам он декорирован рустованными широкими лопатками, которые опираются на общий цоколь и завершаются общим карнизом. Этот четверик имеет в боковых стенах два ложных окна и вход с запада. Дверной проем прямоугольный с полуциркульным завершением и профилированным классическим архивольтом. Второй четверик — невысокий, меньшей площади, завершен небольшим карнизом. Каждая его грань декорирована небольшим полукруглым окошком. Третий четверик — глухой с небольшим карнизом, имеет еще меньшую высоту. Верхний восьмерик прорезан в четырех гранях проемами прямоугольной формы с полуциркульным завершением с простыми наличниками. Восьмерик завершается профилированным карнизом с декоративным орнаментальным пояском под ним.

В целом, эта церковь может считаться одним из самых интересных сельских храмов на Южном Урале. Это впечатление определяется необычной объемно-пространственной композицией здания и его крупным масштабом. Однако плохая сохранность памятника значительно портит впечатление и вызывает большие опасения за его дальнейшую судьбу.

Подобную же планировку имеет церковь Святой Троицы в селе Ларино Каслинского района, расположенная на площади в центре села. Эта церковь находится в запущенном состоянии, в ней размещен склад. Тем не менее, с точки зрения общей объемной композиции и пропорционального строя это очень интересная сельская каменная церковь. К сожалению, утрачены завершение колокольни и центральной части. Церковь кирпичная, была оштукатурена. Она построена в конце XIX в. В плане здание представляет собой архиепископский крест, составленный прямоугольными выступами, фланкирующими колокольню и триконхом в восточной части. Три-конх завершен распластанным восьмериком с плоским куполом. Восьмерик имеет неравные грани. Большие грани прорезаны каждая тремя окнами, а малые грани имеют по одному ложному окну. Все окна имеют профилированные архивольты. Мощные карнизы сверху и снизу выделяют на барабане полосу окон. В цокольном ярусе барабана проходит полоса орнамента, состоящего из квадратов. Апсиды триконха имеют пятигранную форму. В уровне центральной грани конхи украшены полукруглым перспектив-

ным фронтончиком. В боковых апсидах под фронтончиком расположены входы. Соседние грани апсид прорезаны окнами с плоскими наличниками. В алтарной апсиде вход заменен ложным окном. Окна, как и во всем здании, опираются на горизонтальный пояс, отделенный профилированным карнизом. В верхней части фасада по периметру также проходит профилированная тяга. Все окна в здании аналогичны друг другу, вытянутые с полуциркульным завершением и мелкой квадратной расстекловкой. Трапезная у церкви небольшая на два окна с обычной для таких случаев двускатной кровлей. Колокольня окружена тремя невысокими приделами, расположенными крестообразно. Западный придел более крупный, имеет вход, фланкированный двумя небольшими квадратными нишами. Колокольня высокая и стройная состоит из трех ярусов. Венчающий купол почти не сохранился. Ярусы восьмигранные в плане. Нижние два имеют небольшую высоту, а верхний (звон) по высоте превышает два предыдущих вместе взятые. Ярусы разделены карнизами. Нижний имеет одно маленькое окошко, ныне заложенное. Второй ярус глухой. Ярус звона имеет высокие и широкие проемы с полуциркульным завершением. Эти проемы декорированы так же, как и окна, но с более мощным архивольтом.

Со временем русско-византийские схемы обретают эклектичность облика. Например, церковь Рождества Христова, построенная в Кыштыме в

1867 г. Классический тип церкви «кораблем» применен здесь в более сложном варианте объемного решения. Колокольня располагается на широком входном приделе, завершенном тремя закомарами. Трапезная — небольшой площади, ее объем прячется за выступами входного придела и основного четверика церкви. Алтарь имеет три апсиды, центральная из которых больше. Пять куполов основного четверика расположены на высоких граненых барабанах. Центральный купол значительно больше угловых. В гранях барабанов попеременно расположены окна и ниши, разделенные полуколонками, на которые опирается накладная аркада. Это здание отличается очень богатым декором. По фасадам всей церкви идет два ряда окон, которые разделены несколькими горизонтальными тягами. Фасады неравномерно членятся спаренными полуколоннами. Центральные простенки основного четверика церкви и входного придела более широкие, чем боковые, что напоминает прясла древнерусских церквей. Сходство усиливается применением закомар и кокошников, венчающих эти простенки. Окна как одиночные, так и спаренные, в обрамлении накладных арочек. Колокольня церкви выше входного придела имеет три яруса восьмериков. Нижний ярус стоит на высоком глухом пьедестале,

Искусствоведение

отделенном карнизом. Углы нижнего и второго ярусов колокольни декорированы полуколонка-ми. В гранях восьмериков расположены попеременно высокие проемы с полуциркульным завершением и ниши. В первом ярусе проемы и ниши имеют архивольты, а во втором — на колонки опирается антаблемент с орнаментом. Третий ярус колокольни представляет собой восьмигранный барабан в окружении кокошников. Барабан завершен куполом в форме луковки.

Таким образом, на Южном Урале черты историзма появились позже, чем в центральной России, где русско-византийский стиль распространился в 1830—1850-е гг. В регионе русско-ви-зантийский стиль появился в конце 1850 — начале 1860-х гг. первоначально в культовой архитектуре (церкви Одигитриевского монастыря в Челябинске, собор в Оренбурге и др.). Полномасштабное появление этого стиля наблюдалось после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, т. е. в последние десятилетия XIX в. В целом для регионального варианта рус-ско-византийской стилистики характерна эклек-

тичность, стремление перерабатывать типовые варианты в сторону упрощения.

Примечания

1. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX — начала XX в. / под ред. Е.И. Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2001, —С. 191.

2. Черемшанский, В.М. Описание Оренбургской губернии / В.М. Черемшанский. — Уфа, 1859. — С. 129.

3. Чернавский, Н.М. Материалы к истории Челябинска (сборник трудов разных лет) / Н.М. Чернавский. — Челябинск, 1993. — С. 495—496.

4. Доброхотов, Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный / Ф.П. Доброхотов. — СПб.: Тип. Б.А. Суворина, 1917, —С. 551.

5. Путеводитель по Уралу (издание газеты «Урал»). — Екатеринбург, 1899. — С. 20, 64.

6. Дорофеев, В.В. Улица вела к храму / В.В. Дорофеев . — Оренбург : Южный Урал. — 1994. — С. 45.

7. Русское градостроительное искусство. — С. 235.

8. Мухамедьянов, P.A. Патриарх челябинских городов, Верхнеуральск / P.A. Мухамедьянов // На Урал-реке. — Челябинск : Рифей, 1999. — С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.