Научная статья на тему 'Особенности архитектуры церквей раннего классицизма на Южном Урале'

Особенности архитектуры церквей раннего классицизма на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
643
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВЕЙ / THE ARCHITECTURE OF CHURCHES / РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ / EARLY CLASSICISM / ЮЖНЫЙ УРАЛ / SOUTHERN URALS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пономаренко Е. В.

В статье рассматриваются особенности классицизма в культовом зодчестве Южного Урала. Выявлен интересный пласт наследия региона. На основе натурных обследований автора и анализа чертежей зданий выявляются характерные черты православных церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF CHURCHES EARLY CLASSICISM IN THE SOUTHERN URALS

This article discusses the features of classicism in the cult architecture of southern Urals. Found an interesting layer of the heritage of the region. Based on field surveys and analysis of drawings of buildings identified characteristics of the Orthodox churches.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектуры церквей раннего классицизма на Южном Урале»

Е.В. Пономаренко

д-р архитектуры, доцент, ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт

теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКВЕЙ РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА

НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности классицизма в культовом зодчестве Южного Урала. Выявлен интересный пласт наследия региона. На основе натурных обследований автора и анализа чертежей зданий выявляются характерные черты православных церквей.

Ключевые слова: архитектура церквей, ранний классицизм, Южный Урал.

E.V. Ponomarenko, Scientific-Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences

FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF CHURCHES EARLY CLASSICISM IN THE

SOUTHERN URALS

Abstract. This article discusses the features of classicism in the cult architecture of southern Urals. Found an interesting layer of the heritage of the region. Based on field surveys and analysis of drawings of buildings identified characteristics of the Orthodox churches.

Keywords: the architecture of churches, early classicism, southern Urals.

В стилевой архитектуре Южного Урала наблюдалось запаздывание развития по сравнению со столицами на 20-40 лет. Начало периода барокко в регионе совпало с основанием русских крепостей во второй трети XVIII века, а с 70-х годов - появился классицизм, в произведениях которого долго сохранялись элементы барокко.

Характерный пример этого общего для восточных регионов Российской империи явления архитектуры - строительство сельских и заводских храмов Южного Урала, обследованных автором. Этот же вывод подтверждают архивные источники. Подавляющее большинство церквей XVIII века имело трехчастный планировочный тип «кораблем» с последовательно расположенными: колокольней, трапезной, основным объемом и апсидой алтаря.

Завершения храмов чаще всего представляли собой луковку на высоком барабане или традиционное пятиглавие. Часто встречается в литературе мнение, что патриарх Никон в XVII века ввел на Руси обязательное пятиглавие, хотя прямого запрета не было. Корни таких представлений находятся в преданиях раскольников, которых было много в то время на Южном Урале.

Как правило, первой церковью в поселении являлась деревянная, впоследствии ее заменяли каменным храмом. Чаще всего сруб обшивался тесом и имел ордерный декор. Фундаменты выполнялись из местного камня-плитняка. Интересны неосуществленные проекты заводских церквей для Южного Урала. Например, план собора в Златоусте включает высокую колокольню на входном приделе, обширную трапезную с дополнительным северным входом, небольшой, но высокий трехсветный четверик и гра-

неную апсиду алтаря. Формы очень простые, но шатровое завершение колокольни и ее декор имеют барочные элементы [1]. Такое же впечатление производит проект церкви в Сатке, которая имеет еще более выраженные две вертикали (колокольня и основной объем) и явно барочного характера завершения [2].

Сохранился проект часовни Кусинского завода, которая была построена в конце XVIII века из дерева и обшита тесом. Композиционно она повторяла распространенный тип «кораблем». Придел под колокольней, трапезная и высокая основная честь часовни составляли единый сруб. К восточной его стене была прирублена пятигранная апсида. Трапезная была отделена стеной с тремя проемами, входной придел - стеной с одним проемом. Основной объем церкви представлял собой восьмерик на четверике, который был перекрыт шатром с луковкой на высоком барабане. Колокольня располагалась на крыше (единой для трапезной и входного придела). Она была увенчана шатром с луковкой на высоком барабане. Здание часовни имело три входа. Прямоугольные окна и двери были декорированы простыми плоскими наличниками [3].

В Нижнем Уфалее в конце XVIII века была построена церковь иконы Казанской Божьей Матери в стиле классицизм, которая сохранилась до наших дней. Она эффектно поставлена на берегу реки. Это храм, состоящий из последовательно расположенных входного придела с колокольней, трапезной, основного четверика и прямоугольного в плане алтаря. Колокольня храма отодвинута вглубь сильно выступающего входного придела. Она состоит из одного сквозного яруса (звона), который находится на высоком трехчастном пьедестале, разделенном карнизами. Выше расположен купол со шпилем на барабане. Ярус звона представляет собой приземистый четверик и имеет высокие проемы в центре каждой грани. Декор четверика очень скромен. Он состоит из архивольта с выраженным замковым камнем и небольшого карнизика в уровне пяты арки проема. Западный фасад входного придела декорирован четырьмя тосканскими пилястрами, несущими упрощенный антаблемент. В среднем интерколумнии находится дверной проем с полуциркульным завершением и накладная арочка. Боковые фасады входного придела, трапезной и алтаря оформлены одинаково. В верхней части фасадов проходит горизонтальная тяга. Окна - прямоугольные в простых плоских наличниках с сандриками. Восточный фасад алтаря завершен треугольным фронтоном. Основной четверик церкви имеет входы с юга и с севера. Фасады декорированы пилястрами и завершены треугольными фронтонами. Окна, фланкирующие входы, акцентированы декоративными фронтончиками. Средокрестье церкви имеет необычное для Южного Урала завершение. Это больших размеров купол, на котором находится луковка на граненом барабане. Такие же небольшие луковки на барабанах расположены на углах выступающего вверх за основной объем подкупольного квадрата. Эта церковь представляет собой необычный по пропорциям и декору вариант классицизма для нашего региона. Объем церкви сильно вытянут по оси запад-восток, а завершения кажутся несколько непропорциональными высоте нижнего объема. Ограда церкви включала элементы чугунного литья.

а) б) в)

Рисунок 1 - а) церковь Казанской Божьей Матери в Нижнем Уфалее; б) церковь Дмитрия Солунского в Симе; в) Покровская церковь в селе Большой Куяш

Церковь Дмитрия Солунского при Симском заводе имела композиционную схему «кораблем» с колокольней, трапезной, основным четвериком и алтарем. Анализируя фотографии конца XIX - начала XX можно сделать вывод, что это был одноглавый храм. Он включал основной объем, завершенный куполом на высоком световом барабане и четырехъярусную колокольню. В настоящее время церковь сохранилась без купола и колокольни. Алтарь церкви представляет собой пятигранную апсиду перекрытую конхой. Углы ее акцентированы тосканскими пилястрами, несущими антаблемент с сильно вынесенным карнизом. В простенках расположены прямоугольные окна в высоких нишах. Над нишами расположена горизонтальная тяга и накладной декоративный элемент. Углы нижнего общего объема церкви оштукатурены «под руст». Основной четверик церкви, который раньше имел треугольные фронтоны, в настоящее время выделен тосканскими полуколоннами. Четыре большие полуколонны расположены по две в боковых частях фасада четверика средокрестья. Они несут антаблемент с карнизом (фронтон утрачен). Между каждой парой полуколонн находится полуцилиндрическая ниша с полуциркульным завершением. Над нишей помещена восьмиугольная плоская ниша. Центр фасада оформлен порталом из двух более низких тосканских полуколонн с антаблементом и треугольным фронтоном. Внутри портала находится окно с полуциркульным завершением, по бокам портала - прямоугольные окна меньшего размера. Над ними - маленькие круглые ниши. Боковые фасады трапезной и входного придела расчленены пилястрами, на которые опирается трехчастный антаблемент. Окна в простенках прямоугольной формы, завершены декоративным накладным архивольтом, который опирается на горизонтальную тягу. Западный фасад церкви пострадал от перестроек наиболее сильно. В настоящее время он имеет гладкую стену и небольшой входной пристроенный придел.

Характерным примером сельского храма этого периода в классическом стиле является церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш Кунашакского района Челябинской области. Она расположена на высоком берегу озера Большой Куяш в центре села, которое огибает озеро с западной стороны. Композиционное решение церкви характерно для сел Южного Урала рассматриваемого периода и напоминает, например, Богородицкий храм в селе Воскресенском. Последовательно располо-

жены небольшой входной придел, колокольня, трапезная и основной объем церкви с прямоугольным алтарем. Основной объем церкви имеет северный и южный входы, которые выделены глубокими четырехколонными портиками с треугольными фронтонами. К главному входу с запада ведет высокое крыльцо с широкой лестницей. Церковь построена из кирпича и оштукатурена, цоколь - из камня-плитняка. В целом объемное решение церкви гармонично и пропорционально. Протяженные северный и южный фасады имеют характер единого объема с небольшим входным пристроем, а также, с мощным завершением средокрестья и колокольней. Портики подчеркивают вторую ось средокрестья, придавая композиции элементы центричности. Применен тосканский ордер с необычной капителью, включающей декоративные зубчики на абаке. Ширина светового барабана купола равна ширине портиков. Барабан граненый, по форме ближе к четверику со срезанными углами, чем к восьмерику. Купол имеет близкую к полусферической форму, но с выявленными гранями. Он увенчан фонарем с луковкой. Углы барабана, как и остальные углы здания, декорированы пилястрами, на которые опирается развитый антаблемент, состоящий из полочек и сухариков. Аналогичный антаблемент венчает все три яруса колокольни. Окна в барабане и нижнем объеме церкви высокие прямоугольной формы с плоскими наличниками. В трапезной и в алтаре они фланкированы спаренными полуколонками и декорированы небольшим карни-зиком и полуциркульной накладной арочкой над ним. В уровне низа окон все здание опоясывает горизонтальная тяга. Другая развитая горизонтальная тяга отделяет цоколь (подвальную часть) здания.

Колокольня состоит из трех четвериков, увенчанных куполом с люкарнами. Крест и венчающий элемент колокольни в настоящее время утрачены. Верхний сквозной четверик (звон) имеет слегка скошенные углы. Проемы - высокие прямоугольные с полуциркульным завершением. Они украшены архивольтом с выраженным замковым камнем и спаренными полуколонками по бокам. Второй ярус имеет полукруглые окна или ложные окна в гранях. Углы его акцентированы пилястрами, несущими треугольные фронтоны с четырех сторон. В нижнем ярусе, кроме пилястр по углам, окна выделены полуколонками по бокам. Церковь имела ограду, от которой сохранились южные ворота.

Итак, поскольку барочные памятники на Южном Урале единичны, наиболее интересной частью культового наследия Южного Урала XVIII века можно считать церкви, выполненные в классической стилистике. В целом они отражают господствующую имперскую линию классицизма: имеют традиционный трехчастный план с развитием по оси и элементом центричности в виде второй оси север-юг, характерный ордерный декор, ясные гармоничные пропорции. Особенностью является сдержанное применение декора и широкое использование местных материалов: чугунного литья, камня-плитняка для второстепенных элементов здания. Постановка памятников, как правило, живописна - на высоком берегу озера или реки.

Список литературы:

1. Российский государственный архив

2. Российский государственный архив

3. Российский государственный архив

List of references:

1. The Russian State archive of ancient acts, p

2. The Russian State archive of ancient acts, p

3. The Russian State archive of ancient acts, p

древних актов, ф.271, оп.3, д.2806. древних актов, ф.271, оп.3, д.1080. древних актов, ф.271, оп.3, д.3207.

271, op. 3, d. 2806

271, op. 3, d. 1080

271, op. 3, d. 3207

УДК 551.435.125:556.536.3:551.556.8

С. С. Эшев

канд. техн. наук, доцент, Каршинский инженерно-экономический институт, Республика Узбекистан

ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ДОННЫХ РИФЕЛЕЙ НЕУКРЕПЛЕННЫХ КАНАЛОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШЕННОГО ПОТОКА

Аннотация. В данной статье на базе проведенных лабораторных опытов автора предлагаются эмпирические зависимости для расчета трансформации «чисто русловых» донных образований под действием ветрового волнения. Описываются методика проведения лабораторных опытов, а также приводятся сопоставление вычисленных по предлагаемым зависимостям и измеренных параметров донных рифелей.

Ключевые слова: рифель, смешенный (течение + волна ) поток, стационарный поток.

S.S. Eshev, Karshi ingineering-economic institute (Uzbekistan)

LABORATORY RESEARCH OF BOTTOM RIFFLES OF EARTH WATER FLOWS UNDER THE

CONDITIONS OF THE MIXED FLOW

Abstract. In this article on the basis of the carried out laboratory experiments of the authors there are proposed empiric dependencies for estimation of transformation of «purely canal» bottom formations under the influence of the wind agitations. The method of carrying out laboratory experiments is described as well as there is given a comparison of the bottom riffles calculated according to the proposed dependencies and measured parameters of the bottom riffles.

Keywords: riffle, condition flow, stationary flow.

Исследование процесса формирования рифелей при наличии стационарных течений приобретает в настоящее время повышенное значение при решении различного рода задач прикладной гидравлики и, в первую очередь, при проектировании и эксплуатации крупных земляных каналов.

В настоящее время исследование формирования рифелей под действием волновых движений проводится в двух направлениях - теоретическом и экспериментальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.