Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Выпуск 17
УДК 904
ВИЗАНТИИСКАЯ ТРАДИЦИЯ 0 РЕКЕ ИТИЛЬ-АТЕЛЬ
Белгородский государственный университет
Д.Г. ЧЕРЕДНИЧЕНКО А.Н. ЕФДНОВ
Статья посвящена проблеме локализации центра Хазарского каганата. Византийская традиция, сохраненная Феофаном Исповедником, утверждает, что река Атель-Итиль впадает в озеро Меотиду (Азовское море). В связи с этим можно предположить, что река Итиль - не Нижняя Волга, а Дон или вся речная система Дон-Волга с волоком на месте современного канала. Столица Хазарского каганата Итиль-Атель - это, по всей видимости, комплекс Цимлянских городищ на Дону.
e-mail: cherednichenko@bsu.edu.ru
Ключевые слова: Хазария, Итиль (Атель), «Хронография» Феофана Исповедника, салтово-маяцкая археологическая культура, Цимлянские городища.
В исторической науке утвердилось мнение о том, что река Итиль (Атель) -Волга (по крайней мере, в низовьях), что Хазария была расположена по обе стороны великой реки, а Левобережное Цимлянское городище - это Саркел - Белая Вежа (см. классические работы М.И. Артамонова, А.П. Ковалевского, С.А. Плетневой, А.П. Новосельцева и др.)1.
Отождествление Итиля и Волги основано на арабской и арабоязычной персидской традициях (Ибн Хордадбех, ал-Балазури, Ибн Фадлан, ал-Истахри, Ибн Хау-каль, ал-Мукаддаси, «Худуд ал-Алам» и др.)2. Однако можно предположить, что арабские авторы воспринимали речные системы Волги и Дона как единую систему, связанную и с Каспием, и с Азовским и Черным морями. Указания на это есть, например, в трудах 'Али ал-Мас'уди (ум. 956 г.) «Промывальни золота и рудники самоцветов» и «Книга предупреждения и пересмотра»3. Ранние арабские географы вообще помещали исконные хазарские земли в Центральной Азии («Внутренней Скифии» Клавдия Птолемея). Так, Мухаммад ал-Хваризми (ум. после 847 г.) в «Книге картины Земли» сообщает о городе ал-Хазар, находящемся восточнее Хорезма4. Таким образом, кроме не всегда отчетливых представлений арабоязычных географов и историков5, какие-либо иные позитивные аргументы в пользу отождествления Итиля с Волгой привести трудно.
Так, положение русел Волги в эпоху раннего средневековья не совпадало с современным. Не исключено полное затопление низменности в дельте Волги в указанный период. Агроклиматические условия нижнего Поволжья не соответствуют тем же описаниям арабских географов. Там невозможно виноградарство. Очень скудные
1 Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936; Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990; Плетнева С.А. Хазары. 2-е изд. М., 1986.
2 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Пер. с англ. В.Л. Вихновича; Науч. ред., послесл. и коммент. В.Я. Петрухина. М., Иерусалим, 1997/5757. С. 178-184; Ибн Фадлан. Пътешест-вие до Волжска България. 921-922 / Л.-М. Бораджиева превод от арабски. София, 1992; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 5-44, 100-134; Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 5-23.
3 Крюков В.Г. Сведения ал-Мас'уди о народе ал-Ифранджа / / Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. Ежегодник 1978-1979. М., 1987. С. 73, 75-76.
4 Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата: Тексты, перевод, комментарий. М., 1988. С. 39-40, 74-76.
5 Исключением является, пожалуй, «Записка» («Рисале») Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии в Волжскую Булгарию в 921-922 гг. в качестве секретаря посольства багдадского халифа ал-Муктадира (908-932 гг.).
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Выпуск 17
археологические свидетельства - так называемые нижневолжские памятники - свидетельствуют о бедном кочевом быте населения, они редки и содержат малое количество импорта. В низовьях Волги отсутствуют не только крупные городища, но даже сколько-нибудь обширные постоянные селища. Ничего подобного описанию города Итиля (Ателя) в арабской традиции в нижнем Поволжье не обнаружено6.
Все вышеперечисленные данные вынуждают исследователей вводить многочисленные вероятностные допущения: археологические остатки хазарской цивилизации были полностью смыты при трансгрессии Каспия, Итиль погиб от перемещения русла Волги, он сам покрыт толщей ила; агроклиматические условия в раннем средневековье, возможно, были мягче и благоприятнее, оттого в низовьях Волги были допустимы развитое виноградарство и садоводство7.
Но имеется давно известное свидетельство византийской традиции о том, что Итиль (Ател / Атель / Атиль / Астель / Итил) впадает в Азовское море (озеро Меоти-ду). В повествовании о событиях 679/680 г. из «Хронографии» Феофана Исповедника (ок. 760-818 гг.) сказано следующее (в переводе И.С. Чичурова): «В северных, противоположных частях Эвксинского Понта, у озера, называемого Меотидой, в которое впадает величайшая река, стекающая от океана по земле сарматов и называемая Атель, в которую (Атель) впадает река, называемая Танаис, сама вытекающая от Иви-рийских ворот, что в Кавказских горах, а от слияния Танаиса и Ателя выше уже названного Меотидского озера, когда Атель разделяется, течет река, называемая Куфис, и впадает в край Понтийского моря поблизости от Некропил у мыса, называемого Баранья морда. А от уже названного озера [течет] подобное реке море и впадает в море Эвксинского Понта через земли Босфора Киммерийского; в этой реке ловится [рыба], называемая мурзули, и ей подобная; в [землях], прилегающих к восточным частям озера, у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов; от самого же озера и до реки, называемой Куфис, где ловится булгарская рыба кистон, простирается древняя Великая Булгария и живут соплеменные булгарам котраги»8.
Предлагаем еще один вариант перевода рассказа Феофана о реке Атель (Итиль): «В самых северных частях по ту сторону Понта Эвксинского, у так называемой Меотиды-озера, в которую впадает величайшая река, от Океана несущая свои воды через землю сарматов, Ател (Атель) называемая, в которую впадает река, называемая Танаис, и к которой сама, исходя от Иверских Ворот, что в Кавказских горах, после (от) слияния же Та-наиса и Ателя, (выше преждеупомянутой Меотиды разделяющегося Ателя) течет река, называемая Куфис, и впадает в конечность Понтийского моря вблизи Некропил к мысу Бараний Нос. От вышеупомянутой Меотиды-озера в реку, подобную морю, и впадает [эта река] в море Эвксинопонт через землю Босфора и Киммерия, откуда [из этой реки] ловится мурзуло называемая рыба и ей подобные. А в восточной части, прилегающей к озеру у Фанагории и живущих тут евреев, располагаются многие народы: от этого озера до реки Куфис, в которой ловится рыба ксуст булгарская, и есть старая Великая Булга-рия, и так называемые котраги сами там находились...».
Сколь ни сбивчиво изложение Феофана Исповедника, все же, из него явствует, что Атель (Ател / Итиль / Итил) соответствует Дону. Танаис у Феофана, по всей видимости, соответствует Северскому Донцу (этимологически «изначальному Дону, на берегах которого поселились северяне»)9, Куфис - Кубани.
6 Плетнева С.А. Салтово-маяцкая культура // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 62-75, 152; Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 24-33; Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М., Иерусалим, 2000/5760. С. 177-205.
7 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. С. 36-52, 213-215.
8 Цит. по: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бре-виарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. М., 1980. С. 36-37, 60-61.
9 Трубачев О.Н. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси. 2-е изд. М., 1997. С. 96-98, 117-121, 148-151, 205-211.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Выпуск 17
Помимо данных византийской традиции, в пользу отождествления Дона с Ателем-Итилем свидетельствуют и результаты археологических изысканий в Подо-нье10. Агроклиматические условия в окрестностях реки Цимлы благоприятны для интенсивного земледелия, садоводства и виноградарства. В раннем средневековье ситуация была такой же, о чем свидетельствуют многочисленные находки виноградных ножей, большое количество тарной керамики. «Археологическая насыщенность» всего Подонья памятниками салтово-маяцкой археологической культуры (селища, могильники, городища, крепости, замки и т.д.) также свидетельствует о центральном положении этого региона в Хазарии. Наконец, именно в Подонье находится крупный урбанистический комплекс, состоящий из двух городищ - Правобережного и Левобережного Цимлянских. В нем обнаружены не только значительные фортификационные сооружения, ремесленные и торговые кварталы и многочисленные пригородные усадьбы, но и большое число всевозможных изделий ремесла и предметов локальной и транзитной торговли, многочисленные монетные находки, в том числе местного «хазарского» чекана. Здесь же отмечено скопление «рунических» надписей. По всем признакам перед нами не какой-то провинциальный центр, и тем более не окраинный укрепленный пункт (если в нем усматривать Саркел), а сам город Итиль (Итил / Атиль / Ател / Атель / Астель / Хазаран) - столица Хазарского каганата. Расположение комплекса Цимлянских городищ (на двух берегах), их особенности - белокаменный замок и кирпичная крепость, обширная возделанная округа, богатство археологических материалов вполне соответствуют описаниям Итиля в арабоязычных текстах.
Существует на Дону и предполагаемый Саркел - Маяцкое городище. Именно там отмечается наличие некоторых черт, характерных для римо-византийской провинциальной архитектуры. Согласно сообщениям Продолжателя Феофана и императора Константина VII Порфирогенета (91-3-959 гг.), крепость Саркел («Белый дом», Белая Вежа) была построена для хазар примерно в 833-834 гг. ромеями под командованием Петроны Каматира, направленными в Хазарию василевсом Феофилом (829-842 гг.) (Константин Багрянородный. Об управлении империей. 42; Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. III, 28)11. Отметим также, что архитектурные особенности Цимлянских городищ никакого отношения к римо-византийским приемам городского и фортификационного строительства не имеют, а носят местный характер. Даже если миссия Петроны Каматира была скорее дипломатической и шпионской, чем строительной, вряд ли можно сомневаться в достоверности данных нарративных источников и отрицать участие византийцев в строительстве Саркела. Вообще влияние ромеев на дела в Хазарском каганате не следует недооценивать, если учесть, что, согласно последним исследованиям, византийцы до XII в. владели всем побережьем Таврики, включая Сугдайю (Судак) и Боспор (Керчь), хотя ранее предполагалась подконтрольность в VШ-X вв. д анного региона каганату12.
10 Артамонова О.А., Плетнева С.А. Стратиграфические исследования Саркела-Белой Вежи (по материалам работ в цитадели) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии / Ред.-сост. А.И. Айбабин, С.А. Плетнева. Вып. 6. Симферополь, 1998. С. 539-624; Афанасьев Г.Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в УШ-Х вв. / / Археологические открытия на новостройках. М., 1987. С. 130-132; Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, 1985; Плетнева С.А. Правобережное Цимлянское городище // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1964. Вып. 25. С. 55-59; Плетнева С.А. Салтово-маяцкая культура // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 62-75, 152; Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 41-62; Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М., Иерусалим, 2000/5760. С. 24-131.
11 Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. 2-е изд. М., 1991. С. 170-171; Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подг. Я.Н. Любарский. СПб., 1991. С. 56-57, 284.
12 Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Шапошников А.К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь, 2007. С. 39-102, 167-236; Могаричев Ю.М., Сазанов
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Выпуск 17
Как показал А.К. Шапошников, в пользу отождествления Итиля-Ателя и Дона, помимо сообщения Феофана Исповедника, свидетельствуют особенности концентрации арабской, еврейской и «рунической» эпиграфики (полное отсутствие ее на нижней Волге и обилие в Предкавказье и Подонье), странности маршрутов древнерусских рейдов в прикаспийские области Халифата и в Византию непременно по Дону и через Боспор, отсутствие доказательности у факта сохранения в языках Поволжья слов типа едел / ядел со значением «большая река, т.е. Волга / Кама / Белая», гипотеза о принадлежности нижневолжских памятников салтово-маяцкой культуры хунн-ским племенам хайландуров, савиров, барсилов, уар-хунни, кучи-булгаров, отогхон-тор-булгаров, чдар-булгаров, булхов, гипотеза о смешанном хунно-славяно-венгро-чувашском происхождении кутригуров-котрагов13.
Таким образом, согласно византийской традиции, сохраненной Феофаном Исповедником, Итиль-Атель - это, скорее всего, не Нижняя Волга (на ее месте в хазарскую эпоху мог находиться обширный мелководный залив Каспийского моря), а Дон или, возможно, вся система Дон-Волга с волоком на месте современного канала. Следовательно, столицу Хазарского каганата Итиль-Атель можно отождествить с комплексом Цимлянских городищ (Право- и Левобережного) и обширной возделанной округой, бывшей некогда самым северным в Европе центром виноградарства и виноделия. Крепость Саркел - Белая Вежа - это, судя по всему, Маяцкое городище на верхнем Дону, имевшее стратегическое значение хазарского форпоста для противостояния русам, варягам и восточным славянам. Данной картине не противоречит описание Хазарии, представленное в письме хазарского царя (бека) Иосифа сановнику кордовских халифов Абд ар-Рахмана III (912-961 гг.) и ал-Хакама II (961-976 гг.) и главе иудейских общин Испании Хасдаю ибн Шафруту (915-970 гг.).
А.В., Степанова Е.В., Шапошников А.К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. Симферополь, 2009. С. 104-174, 193-226.
13 Шапошников А.К. Опыт реконструкции реликтового языка (по материалам, связанным с Хазарским каганатом): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Институт языкознания РАН. М., 1992; Шапошников А.К. Место Потисья и Паннонии в древнейших этногенеалогических преданиях славянских народов // Slavica Slovaka (Bratislava). 2004. R. 39. С. 2. S. 97-106.
THE BYZANTINE TRADITION ABOUT ITIL-ATEL-RIVER
Belgorod State University
A.G. CHEREDNICHENKO A.N. EFANOV
The article is devoted to the problem of localization of the center of the Khazarian state. The Byzantine tradition from “Chronographia” by Theophanes Confessor asserts that the Atel’/Itil’-river flows into the Maeotis-lake (the Azov sea). The authors suppose that Itil’ (Atel’) is not the Lower Volga. Itil’ is the Don or the Don-Volga river system. Probably, the complex of Tsimlianskiye settlements upon the Don are ruins of the capital of the Khazarian state Itil’-Atel’.
e-mail:
cherednichenko@bsu.edu.ru
Key words: the Khazarian state, Itil’ (Atel’), “Chronographia” by Theophanes Confessor, the Saltovo-Mayatskaya archaeological culture, Tsimlianskiye settlements.