МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ
УДК 748.5 О. И. Зотова
Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Владивосток, Россия
ВИТРАЖ «АМУР» Н. М. ВДОВКИНА
В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА
Статья посвящена уникальному произведению монументально-декоративного искусства, являющемуся элементом интерьера Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Созданный для зональной выставки «Советский Дальний Восток», состоявшейся во Владивостоке в 1985 году, в настоящее время витраж «Амур» установлен в оконном проеме в межэтажном пространстве музея. Исследуются художественная концепция автора и особенности технологического решения.
Ключевые слова: витраж; художественное стекло; декоративно-монументальное искусство; Николай Вдовкин.
II. М. Вдовкин. Витраж «Лмур». 1981.
Стекло, лак, металл. 390x200
Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Л/кснычш (Владивосток)
В настоящее время Николай Михайлович Вдовкин1, заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, известен как один из ведущих мастеров эмальерного искусства в России. «Высочайший уровень мастерства, чувство стиля, хорошая школа» [10] - так характеризуют его эмали в современной художественной критике, определяя его как
художника, ответственно подходящего к вопросу формирования новых форм и интерпретации традиций.
К художественной эмали Н.М. Вдовкин обратился в конце 1980-х годов, достигнув в этой области значительных успехов, развивая традиции древнего вида искусства, внес в них остро современное звучание, обогатил новыми сложными технологиями и колористическими возможностями.
С 1991 года на базе своей мастерской проводит творческие международные симпозиумы по эмали.
Об этом этапе творчества пишет И.Ю. Перфильева: «В начале 1990-х годов прекратились творческие симпозиумы в Паланге. Был закрыт многолетний выставочный проект биеннале художественной эмали в ВМДПНИ. А с ним исчезла и творческая дискуссионная площадка, на которой происходил обмен инновационными идеями и открытиями. Процесс развития искусства эмали обрел центробежную динамику, положившую начало новому этапу в истории отечественной художественной эмали. Одновременно в нескольких регионах России стали формироваться самостоятельные авторские творческие школы, направление деятельности которых определялось их лидерами. Первыми стали академические мастерские PAX по классу монументально-декоративного искусства в с. Побегайловка (Минераловодский р-н Ставропольского края) под руководством Н. М. Вдовкина. Постоянный участник венгерских и не-
мецких симпозиумов по горячей эмали, он приложил немало усилий для того, чтобы набравший силу национальный проект развития современной художественной эмали не угас. В сотрудничестве с ассоциацией "Креатив Крайс Интернэшнл" (Creative Kreis International) и обществом "Альте Мюлле" (Alte Mühle) он создал в г. Химмероде (Германия) "русские кабинеты", где российские художники экспонировали свои новые произведения. В 1996 г. для студентов Пятигорского филиала Ставропольского художественного училища он организовал творческую поездку в г. Кечкемет. Свою мастерскую он превратил в творческую базу, где с 1991 г. стали работать семинары и проводились мастер-классы. Специальное оборудование, установленное в мастерской, позволяло использовать широкую палитру эмалей высокого и низкого обжига, что расширяло возможности разнообразить колористическое решение и в сочетании с фактурной проработкой эмальерной поверхности создавать сложные текстуры "живописного" слоя. Так сформировался
Н. М. Вдовкин. Витраж «Амур». Фрагмент. 1984. Стекло, лак, металл. 390x200
Музей истории Дальнего Вое/пока имени В. К. Лрсеиьева (Владивосток)
экспериментальным творческии центр, где одновременно работали и опытные художники-эмальеры, и молодежь» [6].
Сегодня художник живет и работает в Ставропольском крае (с. Побегайловка), преподает в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону), возглавляет Гильдию эмальеров России.
Вместе с тем один из этапов творчества Н.М. Вдовкина был связан с Дальним Востоком. Он родился в 1948 году в Казахстане. В 1972 году окончил Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), факультет интерьера и мебельного оборудования. Творческий диапазон был очень широк - художественные витражи, мозаики, настенные росписи в храмах, иконопись.
На Дальнем Востоке произошло становление художника: Н.М. Вдовкин работал в 1970-80-х годах (1972-1975 в Художественном фонде РСФСР в Комсомольске-на-Амуре; в 1975-1985 - в Хабаровске), создавал творческие произведения и преподавал на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института, в том числе руководил дипломными работами. Многие выпускники, которые работали под его руководством в скульптурном цехе хабаровского Союза художников РСФСР, с большим теплом вспоминают его как активного руководителя, творческого и очень жизнелюбивого человека. В 1984-1989 годах Н.М. Вдовкин был председателем правления Хабаровской организации Союза художников России.
Развитие декоративно-монументального искусства в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке связано с активным творчеством Николая Вдовкина [9]. Его первые работы -это декоративные композиции в технике ме-таллопластики. Затем художник осваивает красивый, но сложный материал, требующий определенных технологических условий, - художественное стекло. Его очень увлекли возможности этого материала после посещения творческих семинаров по монументальному искусству, которые прохо-
дили на творческих дачах в Старой Ладоге, Сенеже, Дзинтари: в Старой Ладоге он бывал ежегодно с 1975 по 1985 гг., участвовал в двух заездах на Сенеж и в одном - в Дзинтари. Семинарами руководили такие маститые художники и педагоги, как С.А. Павловский, Г.Г. Дервиз, В.Н. Гущин, A.A. Мордань.
Вдохновляющий импульс, способствовавший творческому озарению участников семинаров, сформулирован в воспоминаниях Г.Г. Дервиза: «Я остался верен принципам, которые воспринял в замечательном институте МИПиДИ, где директором был A.A. Дейнека (институт закрыли в 1952 году на волне борьбы с формализмом). Там нас учили любить материал, работать на стене. Мы мечтали воплотить свои замыслы в реальных объектах, считая, что создаем произведения на века» [2].
В этот период Вдовкин выполняет большие витражи: «Цвети, мой край родной» и «Музыка» для школы № 30 г. Хабаровска. Литое стекло выглядит очень эффектно благодаря тому, что во время литья в стеклянную массу вливались шарики воздуха, которые делали ее похожей на вскипающую воду.
О новациях в витражном искусстве того времени и широких возможностях разного типа стекла, об объемной трактовке фигур, впервые использованных в советский период в 1960-е, пишет Л.П. Раманаускайте: «Идейная значимость, новая тематика, явно выраженная монументальность, пластическая выразительность материала, новые декоративные качества - широкий диапазон цветовых нюансов, преломление света, наконец, большая прочность, открыли широкие возможности его применения в современной архитектуре. Кроме околотого, вскоре появляется и литое стекло. В роли связующего конструктивного компонента, помимо цемента и бетона, выступает металлическая конструкция» [7, с. 47]. Эти техники использовались и в регионах.
Н.М. Вдовкин об этом пишет: «Витраж "Цвети, мой край родной" создавался к краевой выставке в Хабаровске с одноименным названием, посвященным краю. Характер-
ной особенностью является то, что у него был очень высокий рельеф с отверстиями, в которые можно было просунуть руку Приходилось много производить сварных работ, применяя конструкции (контрфорсы и аркбутаны). Тогда была задача, чтобы стекло смотрелось через другое стекло, создавая новые эффекты» [1]. В 1978 г. Н.М. Вдовкин получил за этот витраж звание лауреата премии Хабаровского комсомола.
В дальнейшем художник освоил новую технику - резное стекло. Он разработал оригинальный способ разрезания блока с помощью специальных лекал, позволяющий создавать пластическую характеристику образа. Многослойное оконное стекло, так называемая техника «слоеного стекла», обладает большими декоративными возможностями: преломлением света, сближенной цветовой гаммой, своеобразной фактурой и др.
Удачными работами можно назвать цветные витражи для здания пресс-центра стадиона им. Ленина: центральная часть композиции - «Победители» как основа композиции, два боковых - «Хоккеисты» и «Борцы», а также витражи «Спорт» и «Эстафета».
Эта техника получила свое распространение и в других заказных объектах. В витраже «Детство» (детский санаторий «Кульдур») и декоративных вставках для оформления гостиницы «Амур» (Хабаровск) использовались куски литого и блоки торцевого стекла.
Н.М. Вдовкин с коллективом художников и мастеров исполнил декоративные панно для бара гостиницы «Интурист» и оформил центральный холл администрации г. Хабаровска.
Все витражи, выполненные Н.М. Вдовки-ным, были связаны единым пластическим языком, продиктованным материалом. Это касалось и художественного решения объекта в целом: тогда серьезное внимание уделялось синтезу архитектуры и монументального искусства, и, разумеется, появлялись работы, выполненные во флорентий-
ской мозаике, росписи, металле и других видах творчества.
Одним из самых значительных произведений является витраж «Амур» (1984), выполненный в технике слоеного стекла. Он был создан в период подготовки к зональной выставке «Дальний Восток», состоявшейся во Владивостоке в 1985 году. Раздел декоративно-прикладного искусства размещался в Приморском государственном музее им. В.К. Арсеньева. В конце 1970-х в изобразительном искусстве наметилось становление новых мировоззрений, произошло формирование нового типа художественного мышления, ориентированного на осмысление пейзажа как среды пребывания человека. Тематика витража связана с темой флоры и фауны Приамурья, актуализировавшейся в творчестве дальневосточных художников в этот период. Именно в декоративном искусстве мотивы природы могли быть реализованы с большой мерой фантазии и обобщения. Эти мотивы использованы и в витраже «Амур»: в нем воплощен образ природы, которая является домом человека и в которой он ощущает себя частью единого организма. В понимании Вдовкина Амур не столько конкретная река, сколько воплощение философской категории вечного движения, видоизменения, эволюции, одинаковой и для природы, и для человека. Не случайно Амур воплощен в антропоморфной форме.
Это решение напоминает о размышлениях С.А. Павловского - о развитии творческой личности, о художнике-открывателе и художнике-изобретателе: «Может ли художник создавать нечто новое, не опираясь на свой чувственный опыт или на непосредственное ощущение природы? Могут ли новые формы возникать под рукой художника подобно кристаллам, подчиняясь только внутренней логике своего развития и закономерностям развития художественной формы, или они нуждаются в какой-то еще среде?.. И если открыватель - это тот, кто ищет в природе ценности и воспроизводит объекты природы, то изобретатель на осно-
П. М. Вдовкин. Витраж «Амур». Фрагмент. ¡984. Стекла, лак, металл. 390x200
Музеи истории Дальнего Востока имени Я. К. Лрсеньеиа (Владивосток)
ве увиденного создает свое. [...] На основе понятых законов природы и своего внутреннего мира создает в принципе что-то неповторимое, не бывшее в натуральной композиции фактов и сил природы. Мало того, он понимает жизнь как непрерывный процесс изменения. Он не берет вещи готовыми в какой-то период их становления. Он конструирует их заново» [5]. Н.М. Вдовкин очевидно принадлежит ко второму типу художников, создающих новое под впечатлением от естественных форм природы.
Об истории создания витража «Амур» рассказал автор: «Во время изготовления в материале витража к зональной выставке "Советский Дальний Восток" в практике как мировой, так и отечественной был выполнен ряд работ в этой технике. Но наши витражи того времени имели существенные различия во многом. Так - голь на выдумку хитра - нами были проработаны и изучены отечественные стекла (бой), оказавшиеся разного цвета в торце. Витринные вытяжные стекла были зелеными, витринные "шлифованные" стекла - синие, голубые, витринные (6 мм)
оказались совершенно прозрачными белыми. Обычные оконные (3-4-5 мм) стекла были разных оттенков. Новым было и то, как конструктивно витраж был компонован и изготавливался. В заграничных аналогах фоны забивались "мостовым" бетоном. Мы поступали иначе. Все фоны забивались компаундом на песке, вследствие чего не происходило засасывания бетонного "молочка" между стеклами, и стёкла вообще не склеивались, конструкция была прочной. В качестве связующего использовался полиэтиленполи-амин и дибутилфталат, а растворитель - ацетон. Практика показала правильность такой технологии. В настоящее время существуют специальные клеи для стекол, которые по-лимеризуются под воздействием ультрафиолетовых лучей. Стоит также напомнить подкладочные чернятинские стекла заводского изготовления. К большому сожалению, эта технология не получила должного развития, не получила признания общественности, в художественном творчестве, среди исполнителей - трудоемкий процесс! А ведь нами были разработаны способы резки стекла,
изобретена геометрия раскроя стекла с наименьшими отходами... Я тоже больше к этой технике не возвращался» [1].
Изначально витраж был горизонтальной композицией, но теперь он смонтирован вертикально, что обусловлено переносом в другое место (оконный проем) и стационарной установкой. На выставке он был представлен на первом этаже, сейчас он - в межэтажном пространстве. Необходимость заставила переставить секции, и не все секции вошли в вариант, существующий сегодня (не вошедшие в нынешний формат секции хранятся в фондах музея). Таким образом, рука оказалась внизу, по центру появились секции другого модуля, в целом утратилась форма рисуночного изображения фигуры «Амура». Отчасти утратилась первоначальная композиционная логика. Но сохранилось пятно калейдоскопа и колористическое решение, основанное на контрастных сочетаниях ярких цветов, что было принципиальным в ситуации сдержанной цветовой палитры советского периода, обусловленной подчас скудным материалом, находящимся в распоряжении авторов. Цвет «Амура» очень выигрышно смотрится на просвет. За почти сорок лет не произошло пожелтения монтажного компаунда, которое обычно происходит со временем с любым пластиком.
В настоящее время витражное искусство востребовано в большинстве случаев заказчиком для частного дома, в оформлении интерьеров зданий общественного назначения используется редко. Соответственно, изменился характер изображения: преобладают цветочные и орнаментальные композиции, тематические витражи «крайне редки в современном витражном искусстве России. И это вполне объяснимо: ведь жанровые произведений, изображающие людей в бытовых, жизненных ситуациях, всегда социально ориентированы, а в современном российском обществе эти сюжеты не востребованы» [3, с. 30].
В этой ситуации витраж «Амур» можно рассматривать как часть материального на-
следия советского периода, когда решались серьезные художественные задачи. Н.М. Вдовкин оставил на Дальнем Востоке свой след, внеся большой вклад в развитие художественной жизни этой территории.
Примечание 1. Основные работы:
• архитектур но-памятный ансамбль, посвященный 30-летию Победы, на Площади Славы (творческий коллектив: Н.М. Вдовкин, A.A. Карих, A.C. Орехов; Хабаровск, 1975);
• витражи «Хоккеисты», «Победители», «Борцы», «Эстафета», «Спорт» в кафе-барах пресс-центра стадиона имени В.И. Ленина (Хабаровск, 1978);
• витражи «Цвети, мой край родной» и «Музыка» в школе Ш 30 (Хабаровск, 1978);
• флорентийская мозаика «Дальний Восток» в гостинице «Интурист» (Хабаровск, 1982);
• комплексное оформление курорта «Кульдур» (п.г.т. Куль дур Амурской обл., 1987-1989);
• роспись в Свято-Никольском соборе и панно в экстерьере здания (Кисловодск, 2002-2007);
• роспись, эмаль, витражи церкви Равноапостольной Ольги (Железноводск Ставропольского края, 1992-1994);
• эмалевые иконы собора Покрова Пресвятой Богородицы (Минеральные Воды, 1995-1996);
• витражи, эмаль, роспись храма Георгия Победоносца в комплексе «Рокадовые минеральные воды» (Минераловодский район Ставропольского края, 2004-2005);
• роспись церкви Преображения Господня (Бежецк Тверской обл., 2000-2001).
Произведения находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом:
• Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва),
• Дальневосточный художественный музей (Хабаровск),
• Музейно-выставочный центр Забайкальского края (Чита),
• Северо-Кавказский филиал «Музея искусства народов Востока» (Майкоп),
• Музей эмальерного искусства (г. Химмерод, Германия),
• Музей эмали (г. Кечкемет, Венгрия),
• Культурный центр им. A.C. Пушкина (Люксембург),
• в коллекциях в Нидерландах, Японии, Австралии, Бельгии.
Участник региональных, российских, всесоюзных, международных выставок (с 1973 года).
Персональные выставки в Москве (1996, 2005, 2008, 2014), Владимире (2021), Калуге (2018), Ставрополе (2008, 2013), Майкопе (2014), Самаре (2016), Германии (2000).
Литература
1. Вдовкин, Н.М. Из переписки с автором статьи.
2. Дервиз, Г. Г. Биография. - URL: http:// gallerynazarov.ru/autor/id/33 (дата обращения 15.05.2021).
3. Княжицкая, Т.В. Витражи в России 1990-2010-
11. М. Вдовкин. Витраж «Амур» Фрагмент. 19Я4. Стекло, лик, металл. 390x200 Музеи истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньееа (Владивосток)
х гг.: на пороге современного искусства // Петербургские искусствоведческие тетради. - Вып. 39. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 24-32.
4. Российская академия художеств : официальный сайт. - URL: https://www.rah.ru/the_academy_ today/the_members_of_the_academie/member. php?ID=51464 (дата обращения 15.05.2021).
5. Павловский, С.А. Теория изобразительной формы. - 1971. - URL: https://textarchive.ru/c-2435985.html (дата обращения 15.05.2021).
6. Перфильева, И.Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennaya-hudozhestvennaya-emal-stilisticheskie-i-innovatsionnye-tendentsii-razvitiya (дата обращения 15.05.2021).
7. Раманауекайте, Л.П. Уроки истории и современный витраж // Современный советский витраж. I Всесоюзный семинар по проблемам советского витражного искусства (14-25 октября 1978 г.). - Москва, 1980. - С. 40-54.
8. Хабарова, М.В. Николай Вдовкин. - Ростов-на-Дону, 2008. - 128 с.: ил.
9. Художники Хабаровского края : альбом / авт.-сост. Т.А. Давыдова, Т.А. Давидова, В.А. Шишкина, Е.В. Быкова, Т.В. Лементович. - Хабаровск : Министерство культуры Хабаровского края, 2011. - 400 с.: ил.
10. Чернова, В.А. Эмали Николая Вдовкина и Ирины Елизаровой. - URL: http://samlib.ru/с/ chernowa_w_a/krasotaiblesksowremennyhemalejem alinikolajawdwkinaiirinyelizarowoj.shtml (дата обращения 15.05.2021).
Об авторе
Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, почетный член Российской академии художеств, главный специалист УСДВ PAX
E-mail: [email protected]
STAINED GLASS WINDOW "AMUR" BY N. M. VDOVKIN IN THE FUNDS OF THE MUSEUM OF THE HISTORY OF THE FAR EAST NAMED AFTER V. K. ARSENYEV
Zotova Olga Ivanovna Candidate of Arts, senior researcher at the Museum of the History of the Far East named after V. K. Arseniev, Honorary member of the Russian Academy of Arts
Abstract: The article is devoted to a unique work of monumental and decorative art, which is an element of the interior of the Museum of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev. Created for the zonal exhibition "Far East"у held in Vladivostok in 1985, the stained glass window is currently installed in the window opening in the inter-storey space of the museum. The author's artistic concept and the features of the technological solution are investigated.
Keywords: stained glass; art glass; decorative and monumental art; Nikolai Vdovkin.