ПЕРСОНАЛИИ
УДК 7.74
Е. С. Елизарова
Союз художников России Москва, Россия
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА
В ЭМАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ
ВАЛЕРИЯ ЛЕВАТАЕВА
Статья посвящена творчеству дальневосточного художника Валерия Леватаева. Он один из немногих художников декоративного направления на Дальнем Востоке, работающих в области станковой горячей эмали. Исследуются особенности художественного метода, приверженность автора к традициям эмальерного искусства и поиски новаторских решений, принципы формообразования. Рассматривается авторская концепция в контексте современных общероссийских тенденций.
Ключевые слова: В. В. Леватаев; горячая эмаль; дальневосточное искусство; художественная форма.
В. В. Леватаев. Полевые цветы для любимой. 2020. Эмаль. 45x50
Галерея современного искусства (Иркутск)
В связи с современным эмальерным искусством актуализировалась проблема формы. Она не только объективизирует содержание, но и выступает в качестве организующего принципа. Понятие художественной формы, на первый взгляд, кажется довольно очевидным, связанным с конкретной предметностью. Однако при более глубоком рассмотрении художественная форма оказывается понятием сложносочиненным, рассчитанным на несколько уровней восприятия. С одной стороны, оно подразумевает некий вещественный объект, существующий в определенной среде и влияющий на эту самую среду, меняя и преобразовывая ее, но в то же время сам объект находится под ее
воздействием и существует с ней в неразрывном единстве. В широком смысле художественная форма представляет собой комплекс средств, с помощью которого формируется идейное содержание произведения.
В контексте этих представлений любопытно рассмотреть творчество одного из самых интересных и плодотворно работающих художников Дальнего Востока России Валерия Васильевича Леватаева. Его работы отличаются сложившейся стилистикой, узнаваемой манерой.
Валерий Васильевич Леватаев родился в 1963 году в Комсомольске-на-Амуре. Поступил в Хабаровский педагогический институт на художественно-графический
факультет, но после недолгого обучения там поступил в Санкт-Петербургское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной1 , которое окончил в 1992 году. С момента поступления в училище и по сей день является постоянным участником художественных российских и международ-
2
ных выставок и конкурсов .
Валерий Леватаев - многогранный и трудолюбивый мастер: графика, живопись, скульптура, дизайн, монументальное, сценическое и декоративно-прикладное искусство... Художник неустанно искал себя в различных видах, что стало решающим формообразующим фактором его творчества.
Поворотным моментом явилось освоение техники горячей эмали. Это произошло в 2009 году в Ярославле, в Международном творческом центре «Эмалис» под руководством народного художника Российской Федерации и президента Международной ассоциации художников-эмальеров Александра Кариха.
А. Карих, получивший образование в Строгановском училище, увлекся эмалями после посещения симпозиума в г. Кечкемет (Венгрия) в 1989 году. Идея создания центра эмальерного искусства в Ярославле пришла именно там. А. Карих сумел перенести творческую атмосферу симпозиумов в Венгрии на ярославскую землю, увлечь ею коллег из России.
Одним из принципов, который был положен в основу работы центра «Эмалис», был поиск возможностей для выражения авторского замысла, инструментов формотворчества. Это отразило тенденции, сложившиеся в эмальерном искусстве в XX веке: развитие станкового персонализированного художественного начала в виде искусства, где изначально доминировали декоративные качества. Стали широко популярны эмалевая живопись и графика [3].
Об этом пишет один из исследователей современных тенденций в эмали И.Ю. Перфильева, называя одним из факторов развития эмалевой картины создание центров эмали по всей России, пришедших на смену
симпозиумов в Паланге, организуемых руководством Союза художников в советский период. Она отмечает характерные для современной станковой эмали «многомерность художественного пространства, создание эмальерных произведений на стыке разных видовых характеристик как традиционных, так и актуальных. В итоге современная российская художественная эмаль сегодня представляет самостоятельный вид пластического искусства, в котором помимо традиционных бытуют многочисленные инновационные авторские технико-технологические приемы и методики работы» [4].
Одним из тех, кому стали близки эти поиски, оказался Валерий Леватаев. На протяжении последних 13 лет он работает в технике горячей эмали. Именно она стала своего рода квинтэссенцией его творческого пути. Именно в ней в полной мере воплотились темперамент и талант мастера.
Весь творческий путь Валерия Леватае-ва - это неустанный поиск, о чем говорят не только его универсальность как мастера, но и художественный замысел его произведений. Изучая обстоятельства человеческой жизни, будь то повседневность, исторические события, литературное наследие, достижения мирового изобразительного искусства, художник впитывает их опыт и пропускает через
В. В. Леватаев. На смотрины. 2020. Эмаль. 45x50
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)
В. В. Леватаев. Загородный пикник. Суббота! 2020. Эмаль. 45x50
Галерея современного искусства (Иркутск)
свое мироощущение и мировосприятие. Его произведения наделены метафорическим смыслом, а круг тем и сюжетов необычайно разнообразен и эмоционален. Отсюда рождается и одна из главных особенностей его творчества - диалогичность, что в итоге оказывается и целью его искусства.
Пластический язык произведений художника очень интересен. При кажущейся плоскостности и статичности образы, создаваемые Валерием Леватаевым, наполнены объемом и движением. Объем возникает за счет построения пространства и техники наплывов, движение возникает за счет особого ритма, задаваемого графически четким рисунком.
Так, в эмали «На смотрины» формы намеренно заострены: треугольники лиц, острота носов, четкость линий волос и одеяний сочетаются с причудливыми изгибающимися птицами и большой дугой повозки, которые своей формой словно закругляют всю композицию по часовой стрелке, создавая эффект движения. Выразительность работе придает особый колорит, который сообщает звучность всему изображению. Художник балансирует на грани избыточности, заставляя глаз находить все новые и новые детали. От лица рыжеволосой женщины, надменно вздернувшей нос, взгляд переходит на тем-
ную спираль пряди ее волос, рядом возникает другое лицо, и пестрое одеяние, и снова лицо, и т.д. А дальше звезды! Так, путем ритмичного чередования, художник ведет зрителя по своей работе, позволяя открывать все новые нюансы формы.
Творчество Валерия Леватаева продолжает эволюционировать. Благодаря своей тяге к эксперименту художник создал новый прием, который можно обнаружить в некоторых последних его работах.
В эмали «Загородный пикник. Суббота!» появляется второй план, хотя до этого композиции имели абсолютно плоскостный характер.
В «Полевых цветах для любимой» можно наблюдать, как первый план соединяется со вторым при помощи введения декоративных элементов (цветов или деревьев), которые, в свою очередь, изображены с помощью прямой перспективы. Благодаря этому приему художнику удается создать иллюзию пространства, при этом оставляя передний план плоским и статичным.
Игра с планами позволяет добиться интересного пространственного эффекта и выразительности в работе «С ярмарки. Портрет сельской девушки».
Если говорить об образном языке Валерия Леватаева, то, без сомнения, его истоки
з
лежат в прошлом художественном опыте , в первую очередь в сценическом. Каталоги выставок художника даже при беглом взгляде выдают театральную природу в решениях. Не только позы, одеяния и жесты героев, но само построение композиций представляет собой некие мизансцены, действие которых происходит в каком-то условном мире. Уже упомянутый плоскостный характер изображаемого не позволяет зрителю «проникнуть» в картину, оставляя его наблюдателем, а не соучастником, а появление в произведениях второго плана и перспективного углубления пространства усиливает ощущение сценичности происходящего. Эта особенность говорит о том, что творчество Леватаева находится в русле поисков художников-эмальеров, работающих в направлении эмалевой картины и выходящих за рамки
традиционного тематического круга, что продиктовано особенностями смысловых характеристик постмодернистского искусства [6].
Описанными выше художественными средствами автор вовлекает зрителя в диалог, облекая свой замысел в сложную символическую форму Он задает направление, а зритель идет по нему дорогой своих переживаний. А как известно, эмоция в искусстве - один из главных побуждающих к диалогу моментов.
Ярким и эмоционально-насыщенным произведением Валерия Леватаева является «Черное солнце. Памяти жертв холокоста». Сначала сцена не воспринимается целиком, взгляд выхватывает отдельные колористические пятна, изломы и перекрестия линий. В этом пересечении постепенно проявляются изнеможенные лица, окруженные темной, тягучей массой. Неожиданно перед глазами возникает мучительная, жертвенная сцена, и каждая деталь обретает смысл и яркую эмоциональную окраску. В этой работе художник отступает от богатой колористической гаммы, привычной для его работ, при этом не отказываясь от нее совсем. В создании фона автор полагается на эффект, создаваемый текстурой стекловидного пигмента: он словно распадается на частицы, выгорает -будто жар и пепел поднимаются от страдающих фигур. Предпочтение отдано контрастным цветовым пятнам, которые в контексте темы произведения воспринимаются как метафора жизни и мучительной смерти.
Вся композиция работы построена на необычном эффекте слияния многофигурного изображения в монофигуративное. Автор и здесь не обошелся без сочетания противоречий, добившись тем самым мощного эмоционального напряжения: композиция говорит о много-страдании, о масштабе страшной исторической трагедии, подчеркивает ее глубину. Сцена наполнена текучим движением, заданным слева направо, чему способствуют круглящиеся, волнообразные линии одежд. Взгляд скользит от руки, сжавшей металлический стержень (багор), вверх, к лицу держащего, и далее вниз. Верхняя фи-
гура словно олицетворяет борьбу, терпение и несломленность, вторая - страшный момент гибели, подчеркнутый резкими красными линиями, символизирующими насильственную смерть, и третья - саму смерть. В этой работе автор затронул важную и страшную историческую тему, выразив через нее печаль, скорбь и боль.
Особого внимания заслуживают руки героев произведений Валерия Леватаева. Художник намеренно прибегает к гипертрофированному изображению. Изгибы, изломы, некая манерность, театральность жестов также обеспечивают усиление эмоциональной составляющей произведений. Руки, по словам самого художника, являются одним из главных инструментов диалога между художником и зрителем.
Эмоциональное наполнение обусловлено и техникой горячей эмали. Известно, что процесс выпекания эмалей не может быть полностью просчитан, эффект неожиданности всегда присутствует. Медный лист с нанесенными на него красочными стекловидными пигментами может помещаться в печь десятки раз, и результат никогда не гарантирован. Это балансирование между удачей и
В. В. Леватаев. С ярмарки. Портрет сельской девушки. 2020. Эмаль. 45x50
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)
В. В. Леватаев. Черное солнце. Памяти жертв холокоста. 2020. Эмаль. 55x47
Собственность автора
провалом придает самому процессу создания некий мистический, театрализованный характер: вроде постановка известна, но какова на этот раз интерпретация?.. Как отмечает художник, ему важны это непостоянство материала и непредсказуемость результата как факторы, обостряющие интуицию, печь для него - соавтор.
Эмалевые картины Валерия Леватаева можно считать таковыми и в силу формата, и оформления: размер произведений4 и оформление их в паспарту и багет, которые у Леватаева подбираются для каждой работы тщательно, в соответствии с общим цветовым решением, говорят о законченных станковых произведениях, а их художественная форма - о незаурядном, «леватаевском» мироощущении автора.
Примечания
1. Ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.
2. Валерий Леватаев - заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, председатель Комсомольского-на-Амуре городского отделения ВТОО «Союз художников России», доцент кафедры технологии и дизайна Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, имеет большое количество ведомственных наград, в числе которых Золотая медаль Российской Академии художеств «Достойному».
3. Художник-постановщик 45 спектаклей в Комсомольском-на-Амуре Театре драмы.
4. В последнее время излюбленным размером для художника является прямоугольник 45x50 см.
Литература
1. Валерий Леватаев. Горячая эмаль : каталог выставки. - Комсомольск-на-Амуре : Мозаика, 2020. - 44 с.
2. Валерий Леватаев. Это все про нас : каталог персональной выставки горячей эмали. - Комсомольск-на-Амуре, 2016. - 22 с.
3. Гилодо, А. Эмальерное искусство или искусство эмали. - URL: https://industryart.ru/emalernoe-iskusstvo-ili-iskusstvo-emali/ (дата обращения 12.02.2021).
4. Перфильева, И. Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития // Вестник СПбГУ - Санкт-Петербург, 2020. - Том 10. - № 4. - С. 586608.
5. Художники Хабаровского края : альбом / М-во культуры Хабар, края, Хабар, краев, орг. ВТОО «Союз художников России», Комсомол.-на-Амуре гор. отд-ние ВТОО «Союз художников России» ; рук. проекта А. В. Федосов и др. ; авт.-сост. Т. А. Давыдова, Е. В. Быкова ; фот. И. В. Смирнова и др. - Хабаровск : Платина-Хабаровск ; Владивосток : Издательство Полиграфия, 2011. - 403, [4] с. : цв. ил.
6. Черняева, Е. Н. Всероссийская художественная выставка «Эмаль России» в контексте основных направлений развития станковой эмали // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 1. - С. 180-188.
Об авторе
Елизарова Евгения Сергеевна - искусствовед, референт ВТОО «Союз художников России» по Дальневосточному федеральному округу
E-mail: [email protected]
THE FORM IN ENAMEL ART OF VALERY LEVATAEV
Yelizarova Yevgenia Sergeevna
Art historian, referent of the Union of artists of Russia in Far Eastern federal region
Abstract: The article is devoted to the work of the Far Eastern artist Valery Levataev. He is one of the few artists of the decorative direction in the Far East who work in the field of easel hot enamel. The author examines the features of the artistic method, the artist's commitment to the tradition of enamel art and the search for innovation solutions, the principles of shaping. The artist's concept is considered in the context of modern Russian trends.
Keywords: V^ V^ Levataev; hot enamel; far eastern art; art form.