Научная статья на тему 'Всероссийская художественная выставка «Эмаль России» в контексте основных направлений развития станковой эмали'

Всероссийская художественная выставка «Эмаль России» в контексте основных направлений развития станковой эмали Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭМАЛЬ / СТАНКОВАЯ ЭМАЛЬ / ИСКУССТВО СИБИРИ / СИБИРСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / ARTISTIC ENAMEL / EASEL ENAMEL / SIBERIAN ART / SIBERIAN CENTER OF MODERN ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черняева Е. Н.

Статья посвящена обзору основных направлений художественных поисков в эмальерном искусстве, представленном на всероссийской выставке «Эмаль России» в Сибирском центре современного искусства (г. Новокузнецк). Выставка рассматривается в контексте современного искусства горячей эмали. Главное внимание уделено анализу экспонировавшихся на выставке работ современных художников-эмальеров из разных регионов России. В выводах статьи отмечается, что масштабные выставки дают наглядную картину актуализации станковых направлений в искусстве художественной эмали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN ART EXHIBITION «ENAMEL OF RUSSIA» IN THE CONTEXT OF THE MAIN DIRECTIONS OF EASEL ENAMEL’S DEVELOPMENT

The paper is devoted to the review of the main directions of artistic searches in enamel art, presented at the all-Russian exhibition «Enamel of Russia» in the Siberian Center of Modern Art (Novokuznetsk). The exhibition has been considered in the context of contemporary hot enamel art. The main attention has been paid to the analysis of the works of contemporary enamel artists from different regions of Russia which were exhibited there. The conclusions of the paper note that large-scale exhibitions give a clear picture of the actualization of easel trends in the art of artistic enamel.

Текст научной работы на тему «Всероссийская художественная выставка «Эмаль России» в контексте основных направлений развития станковой эмали»

УДК 74

Е. Н. Черняева

Сибирский центр современного искусства «ФОРМА» Новокузнецк, Россия

Всероссийская художественная выставка

«ЭМАЛЬ РОССИИ»

В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СТАНКОВОЙ ЭМАЛИ

Статья посвящена обзору основных направлений художественных поисков в эмальерном искусстве, представленном на всероссийской выставке «Эмаль России» в Сибирском центре современного искусства (г. Новокузнецк). Выставка рассматривается в контексте современного искусства горячей эмали. Главное внимание уделено анализу экспонировавшихся на выставке работ современных художников-эмальеров из разных регионов России. В выводах статьи отмечается, что масштабные выставки дают наглядную картину актуализации станковых направлений в искусстве художественной эмали.

Ключевые слова: художественная эмаль; станковая эмаль; искусство Сибири; Сибирский центр современного искусства

А. И. Багаутдинов.

(Санкт-Петербург)

Игра в кубики.

Фрагмент. 2014.

Медь, горячая эмаль,

латунь.

40x40

Собственность автора

Горячая эмаль, или финифть, -один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, насчитывает большое количество техник и школ, существующих несколько столетий. История формирования эмальерного искусства проходит через несколько этапов. Самые ранние изделия, по мнению Э. Бреполя, выполненные в технике выемчатой горячей эмали, датируются XVI в. до н.э. [2, с. 26]. Приблизительно с VI в. в Византии получила распространение другая техника эмали - перегородчатая, именно здесь и в таком виде эмаль обретает само-

стоятельность и особенный стиль. В этом же виде искусство горячей эмали перенимается русскими мастерами в Х-Х1 вв., обретая особенные технические приемы и своеобразное красочное звучание.

Впервые эмальеры преодолевают прикладные формы ювелирного искусства и выходят за его рамки в одном из главных эмальерных центров Европы - французском Лиможе. Здесь, начиная с XV в., художники начинают создавать самостоятельные станковые произведения. В ХХ веке и в европейских эмальерных мастерских, и в СССР искусство эмали развива-

ется до монументальных форм, достигая все можность особенного места в современной

большей самостоятельности и все дальше морфологии искусств [3, с. 118].

уходя от декоративно-прикладных истоков. В 2000-е гг. отечественные эмальерные

В настоящее время интерес к эмали усили- школы начинают преодолевать постпере-

вается. Соприкосновение с этим видом художественного творчества открывает мир безграничных возможностей, выражающихся в разнообразии техник и приемов, обилии традиций и школ, множестве композиционных и колористических решений. Сегодня основными формами существования горячей эмали являются декоративно-прикладные изделия, ювелирные украшения, станковые произведения, декоративные составляющие монументального архитектурного образа. В последние десятилетия также можно отметить выход художников-эмальеров за рамки традиционного тематического круга, что продиктовано особенностями смысловых характеристик постмодернистского искусства. В связи с этим искусствоведами поднимается вопрос об изменении места художественной эмали

в видовой структуре искусств. В частности, А. Конченков настаивает на синтетической природе искусства эмали и указывает на воз-

строечные кризисные явления, а многие из них к концу первого десятилетия нового века переживают настоящий расцвет.

В частности, петербургская школа горячей эмали занимает лидирующие позиции среди российских региональных центров и становится инициатором проведения множества тематических выставок, а также организатором первой международной биеннале горячей эмали в России. Я. А. Александрова пишет, что в начале 2007 г. инициативной группой педагогов СПГХПА им. А. Л. Штиглица был организован проект «Современная художественная эмаль. Санкт-Петербург», целью которого стала «популяризация искусства художественной эмали, консолидация творческих сил профессиональных искусствоведов и архитекторов, зрителей, ценителей искусства и потенциальных заказчиков вокруг возрождающегося в новом качестве древнего искусства горячей эмали» [1, с. 352].

А. Ю. Залуцкая. (Новосибирск) Четыре утра. 2017. Медь, горячая эмаль. 27x32

Собственность автора

Т. Е. Гатько. (Геленджик) Рождество. 2016. Медь, горячая эмаль. 18x26

Собственность автора

А. Е. Сохач. (Ростов-на-Дону) Древнерусская красавица. 2014. Медь, горячая эмаль, золочение. 30x30

Собственность автора

С. С. Андрейко. (Иркутск) Ночь. 2015. Медь,

горячая эмаль. 40x45

Частная коллекция

Большую известность приобрела ростовская школа, возглавляемая заслуженным художником Российской Федерации, профессором Георгием Лиховидом.

Все большую значимость приобретает московская эмальерная школа, представленная Московской художе-ственно-промыш-ленной академией им. С. Г. Строганова.

Интереснейший опыт творческой и образовательной инициативы представляет деятельность Международного творческого центра «Эмалис», образованного в 1992 году художни-ком-монументалистом А. Карих в Ярославле (на базе центра проводятся регулярные симпозиумы по эмали, работает музей).

Можно привести и другие примеры: Школа академика Российской академии художеств Н. Вдов-кина, школа С. Андрейко (Иркутск), Л. Зайчиковой (Калуга) и др.

Еще одним шагом в развитии современного эмальерного искусства стали два крупных выставочных проекта 2019 года: триеннале горячей эмали «Мифы и легенды народов мира» в Уфе и художественная выставка «Эмаль России» в Новокузнецке. Такое количество знаковых событий говорит о невероятной актуальности данного вида искусства.

Развивающаяся в «новом качестве» горячая эмаль постепенно выходит за рамки сугубо декоративной формы, осваивая язык смежных станковых видов искусств - живописи, графики, барельефа. Новые технологии, смелость и тяга к экспериментам многих авторов выводят искусство горячей эмали за пределы традиционных форм. Художники экспериментируют с живописностью, подчеркивают гра-фичность, создают рельефную поверхность многократными обжигами и наплывами эмали. Другая тенденция, все чаще звучащая в современном искусстве эмали, - обновленный круг тем и сюжетов через включение традиционного искусства в постмодернистский контекст.

Значительным событием в художественном мире стала выставка «Эмаль России» в Сибирском центре современного искусства «Форма» (г. Новокузнецк). Сам факт включения в экспозиционный план центра современного искусства выставки, посвященной одному из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, является достаточно смелым шагом. Претензия на флагманские позиции в мире современного искусства региона, заявленная на открытии выставочной площад-

ки в августе 2019 года, и экспонирование традиционного, веками развивающегося искусства, на первый взгляд плохо сочетается, поскольку представленное искусство нарушает ожидания зрителя: будет либо не современно, либо не традиционно. Однако кураторам проекта удалось выдержать тонкую грань между историческим контекстом и современностью и открыть для широкого круга зрителей «дивный новый мир» современной горячей эмали. В этой ситуации трудно переоценить значение выставки «Эмаль России» для художественной жизни региона: это первое событие такого масштаба в Кемеровской области.

В экспозиции были представлены различные техники эмали (перегородчатая, выемчатая, смешанные), различные эмальерные школы России. Однако наиболее очевидным представляется разнообразие тем. Наиболее ярко представлены несколько направлений художественных поисков: архаика и неоархаика, религиозная тема, живописно-декоративные исследования возможностей материала и постмодернистские эксперименты.

Сама техника с многовековой историей и традициями, уходящими в глубокую древность, предполагает обращение к архаическим сюжетам и мифологической тематике. Таковы работы уфимского эмальера Сала-вата Гилязетдинова (Уфа) «Сибирь», «Танцы оленей», «Сказание о восьми лунах» и др., когда поверхность уподобляется камню, образы схематичны и силуэтны наподобие петроглифов, изображение включает магические символы. Продолжает тему древнего мифологического искусства Азамат Гилязет-динов (Уфа), например, в работе «Русский Север», представляющей собой композицию из трех крестов, заполненных сакральными символами.

Еще один художник, обращающийся к теме времени, изучающий мифологию и переносящий мифологическое сознание в современность, - Алексей Веселкин (Суздаль). Колорит его работ сдержан, изображения будто проглядывают сквозь временные наслоения, причем это касается не только мифов древних, но и мифотворчества совре-

С. М. Гилязетдинов.

(Уфа)

Солнце

над Шиханами. 2019.

Медь, горячая

эмаль.

35x20,5

Собственность автора

менного («Миф о МИГе» из серии «Мифы современности»).

Наряду с мифологической и архаической тематикой звучит религиозная. Неиссякаемый интерес к ней продиктован традицией бытования эмальерного искусства в религиозных центрах как искусства церковного. Здесь переплетаются яркие сказочные моти-

V--

V.

> , г

ШГ

> 'к

ш

г т I

■ I : . V,

ч и И п □ ~ '¿■г Щшгфа^^Щ

А. А. Александрова. (Санкт-Петербург) Послеполуденный отдых Пушкина в образе жницы. 2014. Медь,

горячая эмаль,

травление.

60x76

Коллекция СЦСИ «Форма»

вы и чистый иконописный колорит. Такой сказочной яркостью и непосредственностью отличаются произведения Татьяны Гатько (Геленджик). Небольшая пластина «Рождество» очень живописная и декоративная, уподоблена лоскутному одеялу. Работа отличается свежестью трактовки вечной темы.

Близкими по духу и способу трактовки религиозной тематики через сказание являются работы Инны Лемоновой (Екатеринбург) «Пляски с ангелами», «Иерихонская труба». Пластинки намеренно раздроблены на мелкие составные части, вызывая ассоциацию с собранным из фрагментов сказанием, составленным в мозаику заботливым этнографом.

Достаточно своеобразно и нативно выглядит религиозная тематика в произведениях Анны Сохач (Ростов-на-Дону). Такова «Древнерусская красавица», изображенная

на фоне древнего града, служащего своего рода нимбом вокруг ее головы.

Жемчужиной выставки «Эмаль России» стала работа иркутского художника Сергея Андрейко «Умиление». Она представляет собой традиционный иконописный вариант изображения богоматери «Умиление», но обрамленный в меховой оклад, что в свою очередь отсылает нас к работам художников современного сибирского ироничного концептуализма. Традиционная форма иконы в дорогом окладе заменяется иконой в меховом облачении, будто укутанной от сибирских морозов. Такая своеобразная концептуальная нагрузка позволяет художнику удачно балансировать на тонкой грани традиционного религиозного и современного концептуального искусства.

Отметим, что в России эмаль в станковой форме появилась сравнительно недавно, в середине 1980-х гг. (до этого использовалась лишь в ювелирном и декоративно-прикладном искусствах). В современной трактовке эмаль - это картина, написанная стеклянными красками по металлической пластине. Соответственно, значительный потенциал творческих поисков заключается в исследовании живописных и жанровых возможностей данного вида живописи. Многие художники будто пробуют на вкус различные жанровые варианты: пейзаж, декоративный натюрморт, портрет, анималистический жанр и пр. Такие произведения характерны для художников петербургской эмальерной школы и выпускников художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Это работы Анастасии Александровой (Санкт-Петербург) и Анвара Багаутдинова (Санкт-Петербург). Пластина «Здание» удивляет своей графичностью, иллюзорностью, ее автор А. Багаутдинов будто заимствует в эмали приемы из графики и скульптурного рельефа, отходя от живописности, но оставаясь в рамках станковой картины.

Лилия Лиховид (Ростов-на-Дону) и Ефросинья Сиротюк (Новокузнецк) создают интересные пейзажи, будто не замечая технических особенностей материала, отдаваясь лишь живописному очарованию эмали.

Еще одной чертой современного состояния эмали как станкового искусства является перенос постмодернистских практик и современных художественных экспериментов в поле деятельности художника-эмальера. И здесь открывается необозримое количество вариантов взаимодействия в триаде «художник - произведение - зритель». Ярким примером такого эксперимента являются произведения Азамата Гилязетдинова (Уфа) «Встреча с Миро» и «Танцы с Миро». Художник как бы отвечает на вопрос: а что было бы, если бы произошла встреча Миро (известного испанского художника, работавшего в направлении абстрактного сюрреализма) с техникой горячей эмали?

Ирония, цитатность, контекстность, символизм, эклектичность, характерные для постмодернистской эстетики, очень органично коррелируют со сложной трудоемкой древней технологией. Такая мозаичность образов и смыслов очень характерна для петербургских художников Анастасии Александровой и Анвара Багаутдинова. «Послеполуденный отдых Пушкина в образе жницы» А. Александровой похож на лоскутное одеяло, сотканное из многочисленных аллюзий и символов, причем такая эклектичность дублируется еще и на уровне техническом, поскольку художник очень органично миксует различные техники. В этом же ключе выполнены работы А. Багаутдинова «Талисман»,

«Игра в кубики». В них присутствует переплетение прошлого, настоящего и будущего, связь времен, игра символами и образами, тонкое эстетическое чутье.

Несколько особняком стоят работы сибирских художников, работающих в поле современного искусства. Для молодого поколения сибирских художников характерна ироничность, подчеркнутая провинциальная простота и напускная наивность, граничащая с эпатажностью (Алена Залуцкая, Новосибирск).

В заключение отметим, что художественная выставка «Эмали России», прошедшая в Сибирском центре современного искусства, является большим шагом в формировании нового современного восприятия искусства горячей эмали, шагом своеобразного признания выхода за рамки прикладного искусства. Такие выставки размывают грань между традиционным и современным искусством, актуализируя искусство художественной эмали в современном контексте.

И. Б. Лемонова. (Екатеринбург) Иерихонская труба. 2016 г. Медь,

горячая эмаль. 90x30

Собственность автора

Литература

1. Александрова, Я.А. Санкт-Петербургская международная биеннале горячей эмали - катализатор эволюции станковой эмали // Месмахе-ровские чтения - 2019 : материалы междунар. на-уч.-практ. конф., 21-22 марта 2019 г. : сб. науч. ст. ; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» ; науч. ред. А. О. Котломанов.

- Санкт-Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. - С. 352-357.

2. Бреполь, Э. Художественное эмалирование / Э. Бреполь. - Ленинград : Машиностроение, 1986.

- 127 с.

3. Конченков, А. С. Место художественной эмали в морфологии искусств // Инновации в социокультурном пространстве : материалы VIII международной научно-практической конференции.

- Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015. - С. 118-120.

Об авторе

Черняева Евгения Николаевна - кандидат искусствоведения (Новокузнецк), Сибирский центр современного искусства «ФОРМА» E-mail: goreveda@gmail.com

ALL-RUSSIAN ART EXHIBITION «ENAMEL OF RUSSIA» IN THE CONTEXT OF

THE MAIN DIRECTIONS OF EASEL ENAMEL'S DEVELOPMENT

Evgenia Nikolaevna Chernyaeva

Candidate of atrs (Novokuznetsk), the Siberian Center of Modern Art"Forma"

Abstract: The paper is devoted to the review of the main directions of artistic searches in enamel art, presented at the all-Russian exhibition «Enamel of Russia» in the Siberian Center of Modern Art (Novokuznetsk). The exhibition has been considered in the context of contemporary hot enamel art. The main attention has been paid to the analysis of the works of contemporary enamel artists from different regions of Russia which were exhibited there. The conclusions of the paper note that large-scale exhibitions give a clear picture of the actualization of easel trends in the art of artistic enamel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: artistic enamel; easel enamel; Siberian art; Siberian Center of Modern Art.

Экспозиция выставки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.