Научная статья на тему 'Виталий Иванович Кодухов. К 90-летию со дня рождения'

Виталий Иванович Кодухов. К 90-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1513
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДУХОВ В.И. / К 90-ЛЕТИЮ КОДУХОВА В.И. / ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова Ирина Сергеевна, Салмина Диана Валентиновна

5 мая 2009 г. исполнилось 90 лет со дня рождения видного отечественно языковеда, доктора филологических наук, профессора Виталия Ивановича Кодухова, научная и педагогическая деятельность которого в течение 25 лет была связана с ЛГПИ (РГПУ) им. A.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виталий Иванович Кодухов. К 90-летию со дня рождения»

И. С. Куликова,

доцент кафедры русского языка Д. В. Салмина, доцент кафедры русского языка

ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ КОДУХОВ

К 90-летию со дня рождения

5 мая 2009 г. исполнилось 90 лет со дня рождения видного отечественно языковеда, доктора филологических наук, профессора Виталия Ивановича Кодухова, научная и педагогическая деятельность которого в течение 25 лет была связана с ЛГПИ (РГПУ) им.

A. И. Герцена.

В. И. Кодухов в 1941 г. закончил Казанский педагогический институт, после чего работал учителем литературы, потом завучем, а затем и директором в одной из сельских школ Татарстана. В 1942 г. ушел на фронт и по возвращении три года работал в Казанском университете. Затем, окончив аспирантуру по кафедре русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. И. Кодухов продолжил преподавательскую деятельность уже в нашем вузе. С этим периодом (1953-1978 гг.) связано появление его наиболее значительных трудов, вошедших в золотой фонд лингвистики.

В статье «Советское языкознание», включенной в самый авторитетный лингвистический энциклопедический словарь, В. И. Кодухов назван в ряду отечественных лингвистов, исследовавших «проблемы языкового знака, роли и места языка в процессе познания человеком действительности в свете ленинской теории отражения и др. философские проблемы». Его имя соседствует с именами Р. А. Будагова, С. Д. Кацнельсона, Г. В. Колшанского,

B. З. Панфилова, Б. А. Серебренникова, В. М. Солнцева (авторы статьи — Г. А. Климов, В. К. Журавлев). Международный библиографический центр Кембриджа (Англия) опубликовал данные о В. И. Кодухове как о выдающемся лингвисте прошедшего, ХХ столетия. Известно, что он оставил богатое научное наследие — более 250 работ, среди которых два вузовских учебника.

Когда, в связи с 75-летием, В. И. Кодухов подводил итоги своей деятельности, он выделил в ней четыре аспекта, скромно обозначив их по учебным дисциплинам (старославянский язык и историческая грамматика; введение в языкознание и общее языкознание; методика преподавания русского языка как неродного и как иностранного; подготовка кандидатов наук по русскому языку и методике его преподавания), при этом ни одному из них не отдал предпочтения.

Как известно, главным условием «осуществления науки» И. А. Бодуэн де Куртенэ более 100 лет назад считал «достаточное количество материала и надлежащий научный метод». С методологией и методами в отечественной лингвистике середины ХХ в. дело обстояло сложно. И с присущей ему смелостью и ощущением актуальности научной проблемы в 1963 г. В. И. Кодухов пишет и издает в скромном жанре лекций по курсу «Введение в языкознание» монографию «Методы лингвистического анализа», которая затем легла в основу третьего раздела его учебника «Общее языкознание». Это было время активного «вживления» идей и методов структурализма в мало к тому подготовленный и не очень здоровый организм советского языкознания, время обличений, крайних точек зрения, страстных споров. Взглянуть на эти методы «со стороны», максимально объективно очертить возможные области и пределы их применения, — такую глобальную задачу поставил перед собой пока почти никому неизвестный ученый, обнаруживший еще одну черту своего таланта: умение выделить существо вопроса и смело браться за его решение. При этом за внешней беспристрастностью ощущалась определенность научной позиции. В постулате «Критерием истины является верность объекту исследования, практика» [1] слышались не только привычные формулировки классиков марксизма, но и возвращенный голос Бо-дуэна, чей двухтомник, по счастливому совпадению, вышел в том же 1963 г.: «Следует брать предмет исследования таким, каков он есть, без навязывания ему чуждых ему категорий» [2].

Стоит вспомнить, что в это же время, когда идея системности лексики еще только начинала осваиваться, выходит его вторая, по сути пионерская, публикация — работа «Лексико-семантические группы слов». В этом проявилась не только научная прозорливость Виталия Ивановича, но и разносторонность его исследовательских интересов.

Вузовский курс «Введение в языкознание», имевший давние традиции, в 1950-е гг., после известной дискуссии о «марризме» и замены «нового учения о языке» «сталинским учением», оказался в тяжелой ситуации. В. И. Кодухов создает несколько методических пособий по этому курсу и одновременно работает над министерской программой по «Введению в языкознание». Эта многолетняя работа не могла не завершиться созданием собственного учебника, который стал заключительным и необходимым звеном в цикле взаимосвязанных учебно-методических работ (1979 г.). При наличии большого количества пособий по данному предмету ученому необходимо было найти нечто свое: такой «изюминкой» учебника стал социолингвистический подход, что отмечалось акад. Р. А. Будаговым как особое достоинство концепции В. И. Кодухова еще в 1974 г., в рецензии на «Общее языкознание». Центральная идея книги — язык и человек: язык социален по сути, лингвистика, соответственно, социальная и гуманитарная наука. Социолингвистическая, функциональная и менталингвистическая (когнитивная) составляющие в еще большей мере характеризуют 2-е издание учебника (1987 г.). Им пользуются студенты и до сих пор, хотя за последние годы вышло много новых достойных пособий по этому предмету.

Однако в историю отечественной вузовской науки В. И. Кодухов вошел прежде всего как автор первого учебника по общему языкознанию (первое издание — 1974 г., переиздание — 2008). Этот методолого-теоретический курс вводится в учебные планы филфаков пединститутов в 1964 г. Его нужно было создавать буквально на пустом месте. Кроме прекрасной хрестоматии В. А. Звегинцева и его же очерков по общему языкознанию, не претендовавших на статус учебника, не было ничего. Оказалось открытым обширное поле деятельности, на котором В. И. Кодухов показал всю мощь не только своего научного таланта, но и таланта организатора вузовской науки и педагогического процесса. Проведенный по его инициативе на базе кафедры русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена межвузовский семинар преподавателей общего языкознания пединститутов завершился изданием тома Ученых записок, среди авторов статей-разделов которого, кроме самого Виталия

Виталий Иванович Кодухов

Ивановича, были акад. И. И. Мещанинов, Л. Р. Зиндер, Ю. С. Маслов, С. Д. Кацнельсон, А. В. Бондарко, Р. Г. Пиотровский, М. В. Черепанов, Л. Я Маловицкий и др. Книга долгое время заменяла учебник по данному курсу.

В. И. Кодухов умел привлекать к решению актуальных задач вузовского преподавания лучшие научные силы. Когда с 1969 г. при кафедре начинает работать отделение ФПК по общему языкознанию, приезжавшие сюда преподаватели со всех концов страны могли услышать лекции как названных выше ученых, специалистов в области общей теории языка, так и ведущих специалистов в отдельных областях науки о языке: Л. В. Бондарко, А. А. Леонтьева, Д. Н. Шмелева, Т. Г. Винокур, Ю. С. Сорокина, К. С. Горбачевича и др. Многие на ФПК не только ощутимо повышали свой научно-методический уровень, но апробировали темы своих будущих кандидатских и докторских диссертаций.

В. И. Кодухов постоянно находился в поисках новых форм научно-исследовательской и учебно-методической работы в вузе, живо откликался на требования времени. С 1971 по 1978 г. он руководил проблемной группой «Языковые значения», которая объединила более 30 сотрудников кафедры и педвузов северо-западной зоны. Как вспоминает Е. Г. Ковалевская, Виталий Иванович умел создать в группе атмосферу подлинно научного общения без учета должностей и званий, без деления на «чужих» и «своих». В каждом выступлении ему удавалось найти рациональное зерно, часто неожиданное даже для самого выступающего. Ощутимым научным результатом работы проблемной группы стали три межвузовских сборника: «Языковые единицы и контекст» (1974 г.), «Языковые значения» (1976 г.) и «Семантика переходности» (1977 г. ), каждый из которых отвечал самым актуальным проблемам лингвистики тех лет.

В. И. Кодухов не наряжал свои мысли в модные терминологические одежды, писал просто и ясно о вещах, глубину и сложность которых из-за простоты выражения не все видели (или не хотели видеть). Уважение к книге, к чужому научному мнению, пусть и неприемлемому для него лично, органическая потребность сохранять преемственность лингвистической теории — такая позиция была особенно значима в 1960-1970-е гг., которые, как уже отмечалось, характеризовались жесткой борьбой лингвистических идей, грозившей разрывом с традициями прошлого. От этой хорошо осознаваемой им опасности Виталий Иванович стремился уберечь своих учеников.

Его аспирантский семинар по общему языкознанию был удивительной средой общения с лингвистической классикой, русской и зарубежной, и с самыми современными работами, представлявшими различные направления научной мысли. Это особенно хорошо чувствовали те тридцать четыре аспиранта, официальным руководителем которых он был, и еще четыре десятка «чужих» аспирантов и соискателей, которым, как одному из авторов этой статьи, он так или иначе помог, в том числе и в качестве председателя специализированного совета.

«Проработав большую часть жизни в родном ему педагогическом институте им. А. И. Герцена, В. И. Кодухов в 1978 г. круто изменил свою судьбу, перейдя в <.. .> [Ленинградский] государственный университет на учрежденный тогда факультет» [3]. С 1978 по 1988 г. возглавляет кафедру методики преподавания русского языка для иностранцев-филологов в ЛГУ, где, по отзыву М. А. Шахматовой, «со свойственной ему энергией развернул бурную деятельность по повышению научно-методического потенциала факультета и каждого члена кафедры в отдельности. Его идеи, план, программы легли в основу организации многих международных, всесоюзных, городских и факультетских конференций», аспирантуры и факультета повышения квалификации [4]. «Для нас, преподавателей факультета русского языка как иностранного Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, — вспоминает В. М. Мокиенко, — профессор Виталий Иванович Кодухов — это целая эпоха, значимая веха на нашем научном, педагогическом и жизненном пути» [4].

Участник нескольких международных конгрессов МАПРЯЛ, член грамматической комиссии Международного комитета славистов, постоянный автор журналов «Русский язык в национальной школе», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе», В. И. Ко-духов много сделал для пропаганды русского языка как одного из мировых языков.

Жизнь Виталия Ивановича сложилась так, что последние 8 лет его педагогической, научной и организаторской деятельности (1988-1996 гг.) связаны с Ишимским государственным педагогическим институтом им. П. П. Ершова. Кстати, это имя было присвоено институту благодаря энергии и авторитету ученого, который сразу по приезде в этот сибирский город, со свойственной ему умением видеть значимое и перспективное для развития науки и культуры, организует работу по изучению жизни и творчества земляка ишим-цев П. Ершова. Невозможно в статье перечислить всего, что им было сделано в этом направлении. Назовем лишь два, наиболее значимых, на наш взгляд, момента: во-первых, проведение ежегодных «Ершовских чтений», а в последние годы — издание периодического «Ершовского сборника». Во-вторых, создание — уже после его смерти — музея П. Ершова, вокруг которого сегодня в Ишиме ведется большая культурно-просветительская работа, прежде всего с детьми.

В. И. Кодухов никогда не был кабинетным ученым или замкнутым на собственных идеях эгоцентриком. Человек, открытый для научного общения (хотя отнюдь не простой и не всегда лёгкий и удобный), он обладал удивительной щедростью истинного таланта, раздавая свои идеи походя и безоглядно, при этом даже не помышляя о благодарности. К нему шли за формулировкой темы диссертации или статьи (на что он был великий мастер), за рецензией (которая никогда не была формальной отпиской), за помощью в решении очередного «лингвистического ребуса», за поддержкой в сложных коллизиях аспирантской и докторантской жизни, за библиографической справкой, наконец.

Виталий Иванович трагически ушел из жизни, не дожив нескольких дней до своего 76-летия. Он покоится на Ишимском кладбище. Кафедра русского языка Ишимского педагогического института отметила 90-летие со дня рождения профессора В. И. Кодухова межвузовской конференцией его памяти и выпуском представительного сборника «I Ко-духовские чтения», в который вошли научные и научно-методические статьи 46 авторов, его коллег и учеников. В их числе В. М. Мокиенко, М. А. Шахматова, В. Д. Бондалетов, А. В. Жуков, В. П. Конева, Н. А. Андрамонова, С. Я. Гехтляр, М. С. Зайченкова, Т. В. Бах-валова и многие другие. В этом году 5 мая, в день рождения Виталия Ивановича, мы, авторы этой статьи, поклонились его праху и возложили на его любовно ухоженную ишим-скими коллегами и друзьями могилу венок от бесконечно ему благодарных питерских учеников.

Примечания

1. Кодухов В. И. Методы лингвистического анализа: Лекции по курсу «Введение в языкознание». Л., 1963. С. 4.

2. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 349.

3. Мокиенко В. М., Юрков Е. Е., Шахматова М. А., Вознесенская И. М. В. И. Кодухов в Ленинградском/Санкт-Петербургском государственном университете // I Коду-ховские чтения: Межвузовский сборник научных и научно-методических статей. Ишим, 2009. С. 211.

4. Там же. С. 214.

5. Там же. С. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.