Интересно проходила работа секции 4 «Творчество П.П. Ершова в восприятии школьников». В работе секции приняли участие 74 человека (профессора и преподаватели вуза, учителя школ и школьники). Учащиеся школ представили присутствующим театрализованное представление по сказке «Конек-горбунок», выставку рисунков по произведениям П.П. Ершова, они читали стихи, учителя школ участвовали в конкурсе на лучшую методическую разработку уроков и внеклассных мероприятий по ершовской тематике. Многие из учащихся и учителей были награждены грамотами и денежными премиями.
В Ершовские дни в Ишиме в главном корпусе ИГПИ была развернута выставка рисунков младших учащихся Ишимской художественной школы, в воскресной школе при Богоявленском соборе был проведен утренник, посвященный 190-летию со дня рождения П.П. Ершова. Состоялись встречи студентов пединститута с писателями А.И. Васильевым и Н.М. Денисовым, с директором Пушкинского музея-заповедника «Захарово-Болыпие Вяземы» А.М. Рязановым, дочерью писателя, исследователя творческого наследия П.П. Ершова В.Г. Уткова О.В. Утковой-Устиновой. В выставочном зале Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника была открыта всероссийская выставка «Рисуем сказку». Участниками выставки были юные художники со всех уголков нашей Родины.
Прошедшая в Ишиме и Тобольске научно-практическая конференция будет иметь большой научный и практический выход на дальнейшую реализацию российской программы по сохранению историко-культурного наследия выдающихся людей России, к которым по праву относится наш великий земляк, поэт, просветитель и педагог Петр Павлович Ершов.
УДК 378
Н. С. Гусельников, А. С. Тихонов
ПЕДВУЗ МАЛОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тюменская область является одним из наиболее развитых в экономическом отношении административно-территориальных образований Российской Федерации.
Будучи базовым топливно-экономическим комплексом страны и относительно благополучной по финансовым и кадровым резервам территорией, обладая научно-производственной базой, высококвалифицированными техническими, научными и педагогическими кадрами, область имеет необходимые условия для того, чтобы обеспечить инновационное развитие производства, экономический рост на основе научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг.
Сегодня система высшего образования Тюменской области (без автономных округов) - это динамично развивающийся научно-образовательный
комплекс, включающий 13 вузов с различными направлениями подготовки специалистов: нефтегазовым, машиностроительным, строительным, сельскохозяйственным, медицинским, искусств и культуры, педагогическим и др. В числе вузов: 10 государственных высших учебных заведений федерального ведения, 1 государственное высшее учебное заведение областного подчинения, 2 негосударственных вуза. Кроме того, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечиваются 20 филиалами тюменских и иногородних вузов [1].
Специалистов педагогического профиля с высшим образованием в основном готовят в области Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева и Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова. Именно благодаря деятельности этих педагогических вузов качественный состав учительства Тюменской области выше аналогичных показателей в среднем по России [2].
Ишимский государственный педагогический институт им П.П. Ершова, созданный в 1954 г., является единственным высшим учебным заведением в сельскохозяйственной зоне области. Его предшественниками были Ишимский педагогический техникум, образованный в 1929 г. и преобразованный в 1937 г. в педагогическое училище, а также Ишимский учительский институт, который функционировал с 1949 по 1954 г. За 50 лет своего существования институт подготовил для образовательных учреждений области более 17 тыс. учителей и работников ДОУ, сам между тем количественно и качественно изменяясь. Если в период становления в институте работали два факультета: физико-математический и русского языка и литературы, четыре кафедры, которые занимались подготовкой учителей математики и физики, русского языка и литературы, то сегодня количество факультетов выросло до 7, число кафедр - до 18. В 6 раз увеличился контингент студентов стационара и заочного отделения. Сегодня в институте обучается более 4000 человек. Подготовка педагогических кадров ведется по 10 основным и 6 дополнительным специальностям. Осуществляется подготовка будущих специалистов по целому ряду дополнительных специализаций. С 2005/06 учебного года институт начинает подготовку учителей по специальностям «история» и «педагогика и психология». Педагогические кадры готовятся в базовом вузе и в 5 представительствах, расположенных в г. Ноябрьске (ЯНАО), Тобольске, Тюмени, Ялуторовске и п. Голышманово,
Ежегодно на бюджетные места по очной форме обучения принимаются 450 человек. Показатели конкурса среди абитуриентов 2004 г. варьировали от 4,34 человека на место (специальность 031200 - учитель начальных классов) до 1,6 (специальность 033200 - учитель иностранных языков). Примечательно, что доля выпускников сельских общеобразовательных школ, поступивших в ИГПЙ им. П.П. Ершова, составляет более 60%. Этот показатель выше аналогичного показателя Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, расположенной в г. Тюмени.
Политика динамичного развития вуза (открытие новых специальностей, аспирантуры и др.) привела к тому, что почти все население города и близлежащих 8 районов прямо или косвенно связано с ИГПИ им. П.П. Ершова (студенты, их родители, выпускники вуза и школ города и районов). Массовое вовлечение людей в систему высшего образования с неизбежностью
влечет за собой усиление социокультурной роли вуза в городе и близлежащих районах.
Не менее важной, чем процесс подготовки профессионально мобильных специалистов, является социализация молодого поколения. Обучение студентов в ИГПИ им. П.П. Ершова, по мнению самих студентов, является ведущей формой социализации молодежи.
Для такого малого города, как Ишим, студенчество - культурологический феномен, оказывающий позитивное влияние на все стороны социально-экономической жизни города. Возникла студенческая субструктура (как проявление ее - КВН, научные конференции, универсиады, даже неформальные студенческие объединения, студенческое самоуправление). Развивается их гражданское самосознание благодаря разработке социально значимых проектов, созданию молодежных общественных организаций, участию студентов в выборах в представительные органы и др.
Именно студенчество стимулирует разрушение стереотипов мышления, узости и провинциальности мировоззрения. Его отличает динамичность мышления, ему свойственны более активный выход в информационное пространство, восприимчивость ко всему новому. Это не может не сказываться на менталитете населения.
За пятидесятилетний период существования ИГПИ им. П.П. Ершова сформировалась конкурентоспособная модель выпускника, обладающего следующими характеристиками:
- высокий профессионализм, компетентность;
- готовность к непрерывному образованию;
- толерантность, патриотизм и гражданское самосознание;
- высокий уровень правовой культуры;
- ориентация на здоровый образ жизни;
- владение информационной культурой;
- коммуникативность и общественная активность;
- широкий кругозор и нравственная активность.
В 26 городах и районах Тюменской области работают 15264 человека учителей и работников ДОУ, из них выпускников ИГПИ им. П.П. Ершова -3781 человек. Руководителями образовательных убеждений являются 372 выпускника вуза (из общего числа руководителей 1190 человек), 81 человек из выпускников вуза, работников образовательных учреждений, награждены государственными наградами, 545 человек имеют отраслевые награды.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что ИГПИ им. П.П. Ершова ведет подготовку педагогических кадров, способных решать задачи, стоящие перед образовательными и дошкольными учреждениями в современный период: их отличают высокая профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, высокий уровень адаптации на рабочих местах.
Не следует, однако, сводить воздействие вуза на окружающее население лишь к влиянию студенческой субкультуры. Интеллектуальное и культурное «вливание» в образ жизни и стиль мышления жителей Ишима и близлежащих районов с первых дней существования вуза обеспечивают профессора и преподаватели института. Общее их число составляет 184 человека, из них 110 имеют ученые степени и ученые звания докторов наук, профес-
соров, кандидатов наук, доцентов. Высокий уровень профессионализма, качество преподавания, требовательность к студентам, яркая индивидуальность характерны для многих профессоров и преподавателей Ишимского педагогического института.
В Болонье (Италия) 19 июня 1999 г. европейскими министрами образования была принята Совместная декларация. В 2003 г. в Болонский процесс вошла Российская Федерация. Это накладывает повышенные обязательства по обеспечению высокого уровня качества обучения, особенно в области фундаментального образования, являющегося основой профессиональной гибкости, необходимой в постоянно изменяющихся условиях современного рынка труда.
Построение системы менеджмента качества образования в высшей школе должно опираться на следующие критерии оценки:
- соответствие внутривузовской нормативной документации требованиям законодательства и нормативных актов в системе образования;
- структура и содержание образовательных программ;
- уровень организации учебного процесса;
- учебно- и информационно-методическое обеспечение учебного процесса;
- эффективность внутривузовского контроля качества подготовки специалистов;
- участие в трудоустройстве выпускников;
- уровень квалификации профессорско-преподавательского состава;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
-уровень научно-методической и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов.
В институте уделяется серьезное внимание укреплению материальной базы: стоимость основных фондов, приходящихся на 1 студента, увеличилась с 12,27 тыс. рублей (1998 г.) до 14,6 тыс. рублей (2004 г.), значительно пополнился парк компьютерной техники: приобретено более 160 компьютеров, имеется возможность пользоваться средствами электронной почты и Мете!
В 2004 г. две программы для ЭВМ, разработанные преподавателями института И.П. Шутовой и Т.В. Оленьковой, прошли регистрацию в Федеральном агентстве по охране авторских прав и патентов. Интерес к разработке программных средств для ЭВМ возрос в последнее время, когда многие преподаватели прошли обучение в федеральном Интернет-центре при Тюменском госуяиверситете.
Несмотря на то, что институт располагает неплохой библиотекой, фонд которой составляет более 250 тыс. единиц, преподаватели ведут постоянную работу над подготовкой учебно-методических комплексов, учебных пособий, прежде всего, для элективных курсов. Лучшие из них получают грифы Министерства образования РФ, УМО по педагогическому образованию при МПГУ, НМК.
Для вуза, расположенного на расстоянии 300 км от таких областных центров, как Тюмень, Омск, важнейшей задачей является формирование собственного высококвалифицированного коллектива преподавателей, не пренебрегая при этом практикой приглашения для чтения лекций и оказания
научно-методической помощи преподавателям известных ученых из ведущих вузов страны, таких как академики РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Усова из Челябинского госпедуниверситета, В.И. Загвя-зинский из Тюменского госуниверситета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского госуниверситета В.Д. Симоненко и др.
За последние годы защищены три докторские и более 30 кандидатских диссертаций. Более 45 человек являются аспирантами и соискателями ученых степеней ИГПИ им. П.П. Ершова, Тобольского пединститута им. Д.И. Менделеева, Уральского, Омского, Новосибирского госпедунивер-ситетов, Тюменского госуниверситета, а также ряда научно-исследователь-ских институтов СО РАН.
Вхождение вуза в ассоциацию «Тюменский региональный научно-обра-зовательный центр» позволило решить вопрос об открытии регионального диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (математика) и 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования при участии Тобольского и Шадринского пединститутов.
Совместно с другими вузами области коллектив ИГПИ в течение ряда лет ведет работу по реализации региональной научной программы «Развитие высшего и среднего профессионального образования на 2001-2005 годы и поддержка науки» в рамках 7 комплексных коллективных тем, среди которых следует назвать такие:
- вопросы истории социально-экономического и культурного развития Урало-Сибирского района;
- целостный процесс формирования творческой личности школьника и будущего учителя:
- проблема личности в литературе и искусстве.
В 2004 г. доктором филологических наук, профессором В.Н. Евсеевым выполнялось исследование по гранту губернатора Тюменской области. Объем научных исследований в институте в 2004 г. достиг почти 900 тыс. рублей.
В последние годы проведено большое число международных, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференций, среди которых наиболее интересными были:
• 2001 г. - межвузовская научно-практическая конференция «Государственная власть и российское (сибирское) крестьянство в годы революции и гражданской войны» (посвящена 80-летию Западносибирского крестьянского восстания 1921 г.). Во время проведения конференции был установлен закладной камень в центре Ишима, где будет сооружен памятник жертвам Западносибирского восстания 1921 г. В 2006 г. планируется проведение всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию Западносибирского крестьянского восстания 1921 г. Предполагается, что в работе конференции примут участие ученые вузов России и Казахстана, в это время на месте закладного камня будет установлен памятник.
* 2002 г. - международная научно-практическая конференция «Ишим и Приишимье в панораме веков» (проведена совместно с Северо-Казахстанс-ким университетом).
• 2004 г. - международная научная конференция «Русская литература в контексте мировой культуры», в работе которой принимали участие ученые вузов Казахстана и Латвии.
В 1989 г. в институте была проведена всероссийская научная конференция, посвященная творчеству известного сибирского поэта и педагога П.П. Ершова. По инициативе доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка В.И. Кодухова ректорат вуза обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой присвоить ИГПИ имя уроженца ишимской земли, поэта, автора знаменитого «Конька-горбунка», педагога П.П. Ершова, и с 1990 г. Ишимский пединститут носит его имя.
Шестого марта 2006 г. исполнилось 190 лет со дня рождения П.П. Ершова. В это время в ИГПИ им. П.П. Ершова была организована 2-я Всероссийская научная конференция, в г. Ишиме открылся первый в России Литературный музей П.П. Ершова.
Поскольку институт располагает достаточно современной издательской базой, то имеется возможность с хорошим качеством издавать материалы научных конференций, учебники, учебные пособия. За последние 5 лет общий объем изданной учебной и научной литературы составил 500 п.л.
Когда говорят о международных связях крупных вузов, то в первую очередь имеют в виду международные проекты, реализуемые учеными в рамках межправительственных соглашений, договоров на уровне региона и вузов различных стран. Думается, что не за горами заключение такого международного проекта, касающегося решения экологических проблем реки Ишим, протекающей по территории Казахстана и России. Но это в перспективе.
Ученые вуза уже давно, почти 40 лет, известны за пределами России своими научными разработками. Результаты этих разработок докладываются на международных конгрессах, съездах, конференциях, публикуются в иностранных журналах, издаваемых в Болгарии, Ватикане, Венгрии. Германии, Китае, Соединенных Штатах Америки.
Для преподавателей факультета иностранных языков крайне важной является языковая практика в странах преподаваемого языка, прежде всего, в Германии, при тесном сотрудничестве с ДААД.
В 2003 г. аспирантка С. Долженко выиграла грант Президента Российской Федерации и получила право на научную командировку для прохождения научной стажировки в г. Майнц (Германия) в 2004 г.
В последние годы студенты института имеют возможность обучения в университетах Германии, работы в качестве вожатых в летних лагерях отдыха детей (США).
Предъюбилейный для института год (2003 г.) ознаменовался выходом на международную арену студентов неязыковых факультетов.
В июле 2003 г. в Москве проводилась IX Международная выставка молодежных научно-технических проектов ЭКСПО-Наука-2003. Организаторами выставки были Международное движение научно-технического досуга (МИЛСЕТ), правительство г. Москвы, Всероссийский выставочный центр. В выставке приняли участие 100 стран мира. Представительной была экспозиция научно-технических проектов, разработанных студентами вузов Российской Федерации, в том числе студентами Ишимского государствен-
ного педагогического института им. П.П. Ершова и Тюменского государственного нефтегазового университета из Тюменской области. Студенты факультета технологии и предпринимательства, члены студенческого про-ектно-конструкторского бюро В. Кобин и В. Пахотин демонстрировали на выставке действующую лабораторную установку для ознакомления студентов с электроискровым методом обработки металлов. По итогам работы выставки оба студента были награждены медалями, дипломами. Усовершенствованный вариант подобной установки, представленный на Республиканский открытый конкурс студенческих научных работ по технологии и методике преподавания технологии (Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк), удостоен медалей Министерства образования РФ. Медали Министерства образования РФ в 2004 г. удостоена и лабораторная установка для ознакомления студентов с поверхностной закалкой токами высокой частоты (авторы - студенты ФТиП С.Ташланов и А. Кривых, научные руководители - заслуженный работник высшей школы РФ, профессор А.С. Тихонов и кандидат педагогических наук О.В. Сидоров).
Студенты института участвуют в российских, региональных олимпиадах и конкурсах. В 2004 г., принимая участие в российской олимпиаде по педагогике, студенты И. Кунгурова и Ю. Ткаченко заняли почетное II место (куратор - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Л.В. Ведерникова). Весьма активно студенты института принимают участие в мероприятиях вузовской Декады науки. В 2004 г. в мероприятиях Декады науки приняли участие до 70% студентов.
В заключение затронем вопрос о предпринимательской деятельности вуза.
Основным механизмом реализации поставленных задач являются государственные гарантии приоритетности образования, провозглашенные в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Эти законы предоставляют вузам возможность формирования дополнительных (помимо бюджетных) источников финансирования.
Цель предпринимательства современного вуза можно сформулировать следующим образом: привлечение законными методами из любых внебюджетных источников финансовых и материальных средств для эффективного выполнения им основной функции - удовлетворения потребностей граждан в получении высшего профессионального образования и подготовки высококвалифицированных кадров для отраслей экономики и социальной сферы страны.
В практике работы нашего института источниками поступления внебюджетных финансовых средств являются: оказание платных образовательных услуг абитуриентам,студентам, аспирантам, не получившим права на занятие бюджетного места в процессе конкурсного отбора, соискателям ученых степеней, а также учителям общеобразовательных школ в ходе их обучения на курсах повышения квалификации, участие в разработке региональных научных программ, работа по грантам губернатора.
Работа на рынке образовательных услуг неизбежно приводит к тому, что вузы оказываются в отношениях соперничества, конкуренции. Это означает, что для вуза возникает проблема повышения его конкурентоспособности. Составляющими конкурентности вуза являются финансово-экономическая, маркетинговая, материально-техническая, кадровая конкурентоспособ-
ность выпускников. От того, насколько набор и качество предоставляемых услуг (образовательных и научных) удовлетворяют требованиям рыночной ситуации, зависит рейтинг вуза, финансовая стабильность, динамика обновления его основных фондов, положение профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников. Для повышения рейтинга вуза настоятельно требуется участие профессорско-преподавательского состава в разработке научных программ федерального уровня, таких как «Развитие системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010 годы», «Модернизация российского образования на период до 2010 года» и др.
Литература
1. Долгушин, В.В. Проблемы и перспективы развития профессионального образования в Тюменской области/В.В. Долгушин, Э.М. Лимонова, Т.В. Надейкина, О.А. Анисимова // Проблемы молодежи на региональном рынке труда: материалы регион, науч.-гтракт. конф. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 114 с.
2. Профессиональное образование в Тюменской области: анализ и прогноз. -Тюмень: Вектор Бук, 2003. - 192 с.
УДК 378.114.(571.112)
И. П; Шутова
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ИШИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. П. П. ЕРШОВА
Ведущие идеи, заложенные в фундамент переустройства системы образования на рубеже XX и XXI вв., отражают необходимость обеспечения средствами образования существования и развития современного общества. Образованность общества, и прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. На рынке труда сегодня все больше котируются не просто квалифицированные профессионалы, а творческие личности, обладающие новым мышлением - пластичным, адаптивным, нестандартным и парадоксальным, развитые духовно и нравственно, способные сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые.
В подготовке такого человека определяющей является деятельность школы и вуза, учителя и преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль высшего педагогического образования как приоритетного системообразующего компонента и фундамента отечественного образования. Педагогический вуз призван сегодня не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и со-