Научная статья на тему 'Виталий Иванович Кодухов — учёный, учитель, наставник'

Виталий Иванович Кодухов — учёный, учитель, наставник Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виталий Иванович Кодухов — учёный, учитель, наставник»

2. Gir'yatovich E. G. Formirovanie osnov takticheskogo myshleniya u basketbolistok 11-13 let na etape nachal'noy spetsializatsii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04: utv. 24.10.2007. Omsk, 2007. 178 s.

3. Gorskiy V. E., Ogulov V. N. O znachenii individual'nogo takticheskogo masterstva // Nauchnyj elektronnyj arhiv. URL: http://econf.rae.ru/article/6563 (data obrashcheniya: 04.05.2019).

4. Zavalishina D. N., Pushkin V. N. O mehanizmah operativnogo myshleniya // Voprosy psihologii. 1964. № 3. S. 32-38.

5. Klimenko A. I. Issledovanie osobennostey operativnogo myshleniya basketbolistov s tsel'yu individualizatsii takticheskoy podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04 — teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy trenirovki. M., 1975. 21 s.

6. Fetisova S. L., Fokin A. M. Gandbol: ucheb. posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2016. 107 s.

7. Fetisova S. L., Fokin A. M., Egorov V. Yu. Opredelenie kontrol'nogo uprazhneniya pri izuchenii kursa mini-futbola studentami pedagogicheskih vuzov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 50-3. S. 175-183.

8. Fokin A. M., Fetisova S. L., Prilepin A. V., Egorov V. Yu. Formirovanie takticheskogo myshleniya u hokkeistov 10-12 let // Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii: sostoyanie, tendentsii i perspektivy: sbornik materialov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gertsenovskie chteniya». SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. S. 344-349.

И. С. Куликова, Д. В. Салмина

ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ КОДУХОВ — УЧЁНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК

К 100-летию со дня рождения

Kulikova I., Salmina D. VITALII KODUKHOV — A RESEARCHER, A TEACHER, AND A MENTOR

Centenary Commemoration

5 мая 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения доктора филологических наук, профессора Виталия Ивановича Кодухова, в течение 25 лет работавшего на кафедре русского языка ЛГПИ (РГПУ) им. А. И. Герцена. Он был крупным языковедом, оставившим заметный след в отечественной науке: Международный библиографический центр Кембриджа (Англия) опубликовал данные о В. И. Кодухове как о выдающемся лингвисте прошедшего, ХХ столетия; в статье «Советское языкознание», включённой в самый авторитетный Лингвистический энциклопедический словарь (1990),

его имя соседствует с именами Р. А. Буда-гова, С. Д. Кацнельсона, Г. В. Колшанско-го, В. З. Панфилова, Б. А. Серебренникова, В. М. Солнцева. Ему «посвящены статьи в "Энциклопедии образования Западной Сибири" (Барнаул, 2003), в "Большой Тюменской энциклопедии" (Тюмень, 2004), в трёхтомной "Славянской энциклопедии" А. П. Юдакина (Москва, 2005)» [3, с. 11]. Научное наследие В. И. Кодухова — более 250 работ, среди которых два вузовских учебника.

Мы, его ученики и последователи, уже не раз писали о Виталии Ивановиче. Поэтому остановимся в статье на двух сторонах

его жизни и деятельности, которые обычно меньше освещаются или далеко не всем известны: работа учёного в других вузах и его учебно-методическая деятельность. В статье использованы материалы Межвузовского сборника научных и научно-методических трудов «I Кодуховские чтения» (Ишим, 2009), посвящённого 90-летию В. И. Коду-хова, безвременно и трагически ушедшего из жизни в 1996 г. Уже аннотация к сборнику, включающему более 40 статей, помогает представить диапазон прямых контактов и опосредованного влияния учёного. Это ведущие лингвисты, вузовские преподаватели, аспиранты, учителя, работники культурной сферы Санкт-Петербурга (В. М. Моки-енко, М. А. Шахматова, И. М. Вознесенская, Л. С. Прохорова, М. А. Еливанова, Н. К. Ме-телёва, включая авторов данной статьи), а кроме того Великого Новгорода (А. В. Жуков), Орла (Т. В. Бахвалова, М. С. Зайченко-ва), Брянска (С. Я. Гехтляр), Пензы (В. Д. Бон-далетов), Тюмени (Е. Н. Соколова, В. И. Евсеев), Нижнего Тагила (В. П. Конева), Нижневартовска (В. А. Мазин), Казани (Н. А. Андрамонова), Ишима (Н. Т. Дегтярёва — научный редактор, Н. К. Метелёва — составитель сборника и верный хранитель памяти своего учителя). В сборнике приняли участие учёные Армении, Белоруссии и Украины, в их числе проф. М. Г. Булахов (Минск), один из соавторов В. И. Кодухова по монографии «Восточнославянские языки» (1987).

Такая «география» объясняется не только широкой известностью научных трудов и учебников В. И. Кодухова, но и тем, что с 1969 г. он руководил отделением факультета повышения квалификации (ФПК) по общему языкознанию при кафедре русского языка ЛГПИ. Преподаватели, приезжая сюда со всех концов страны, могли не только ощутимо повысить свой научно-методический уровень, слушая лекции крупных специалистов в области общей теории языка, но апробировали темы своих будущих кандидатских и докторских диссертаций, а многие позже

возвращались на кафедру русского языка как аспиранты и докторанты, продолжая общение с Виталием Ивановичем на аспирантском семинаре, участвуя в работе проблемной группы, безотказно получая квалифицированную помощь при написании диссертаций.

Но есть и ещё одна причина широких контактов В. И. Кодухова. Коренной сиби-ряк-барнаулец, он закончил в 1941 г. Казанский педагогический институт, до призыва в армию проработал в сельской школе, а после войны, с 1945 по 1950 г. работал на кафедре общего языкознания Казанского университета. Именно в казанский период формируется система его взглядов на язык. Как пишет проф. Казанского университета Н. А. Андрамонова, «творческое наследие В. И. Кодухова, концептуально и фактологически ориентированное на широкий круг кардинально значимых лингвистических проблем, представляет собой теоретически значимый этап в развитии постулатов Казанской лингвистической школы, приверженцем которой он являлся» [1, с. 84]. Не случайно идеи «казанцев» были через него восприняты и нами, его учениками и коллегами по кафедре в ЛГПИ, а имя И. А. Бо-дуэна де Куртенэ стало для нас почти священным.

Герценовский период в жизни В. И. Ко-духова начался в 1950 г. с аспирантуры, а в 1953 г. он становится преподавателем кафедры русского языка. В статье, посвященной 90-летию Виталия Ивановича, мы достаточно подробно рассказали об этом периоде его деятельности как ученого и как организатора науки [2]. Однако, продолжая казанский сюжет, хотелось бы особенно отметить свойственный «казанцам» и унаследованный В. И. Кодуховым творческий подход к преподаванию. Вспомним, что значительная часть бодуэновского наследия — это варианты программ вводного курса по языкознанию. В новых условиях, в новой, как теперь принято говорить, образовательной среде, В. И. Кодухов разрабатывает многочисленные варианты методических пособий

по «Введению в языкознание» для педагогических институтов, министерские программы по этому курсу, и, наконец, он является автором двух вузовских учебников «Общее языкознание» (1974, 2008) и «Введения в языкознание» (1979, 1987, 1997).

Но что особенно важно, В. И. Кодухов постоянно привлекал к этой работе членов созданной им учебно-методической группы «Языкознание». Введение в языкознание (а несколько позже и общее языкознание) приходилось вести на разных площадках: дневное и заочное отделения, литфак, «северяне», «южане» (узбеки), дефо, педфак, иностранцы (вьетнамцы, сирийцы и др.). Пропедевтический характер дисциплины, вводившей первокурсников в круг абсолютно новых для них проблем общей лингвистики, а также разный объём часов, разноуровневый и разноязычный характер аудитории, стимулировали методический поиск. Первая методическая публикация В. И. Ко-духова «Задания к практическим занятиям и контрольным работам по курсу "Введение в языкознание"» (1976 г., изд-во МГЗПИ) была адресована заочникам, но именно она положила начало многочисленным методическим разработкам, в которых принимали участие все члены группы. Чрезвычайно важным оказалось то, что уже первое пособие объединяло задания к практическим занятиям с обширной, как всегда у Коду-хова, библиографией и текстами контрольных работ. Это сформировало у членов учебно-методической группы осознанную установку на комплексность учебного пособия. В общей сложности уже в «постко-духовский» период было выпущено 15 учебно-методических изданий разного уровня по введению в языкознание и общему языкознанию общим объёмом около 200 п. л. Влияние Виталия Ивановича на наше, авторов статьи, становление и как лингвистов, и как преподавателей поистине неоценимо и ощущается нами постоянно и — скажем без преувеличения — с годами всё сильнее. Именно заложенная им неостановимая

инерция методического поиска привела нас ещё в середине 90-х гг. к радикальной перестройке преподавания на 1 курсе: балльная система, письменный экзамен, составление личной терминологической картотеки, использование Рабочей тетради.

Проработав большую часть жизни в родном ему Герценовском институте, В. И. Ко-духов в 1978 г. круто изменил свою судьбу, перейдя в Ленинградский (Санкт-Петербургский) государственный университет на вновь учреждённый факультет и возглавив кафедру методики преподавания русского языка для иностранцев-филологов. Такой разворот деятельности не был для него неожиданным: участник нескольких международных конгрессов МАПРЯЛ, член грамматической комиссии Международного комитета славистов, постоянный автор журналов «Русский язык в национальной школе», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе», В. И. Кодухов много сделал для пропаганды русского языка как одного из мировых языков. На посту заведующего кафедрой он оставался 10 лет и, по отзыву М. А. Шахматовой, «со свойственной ему энергией развернул бурную деятельность по повышению научно-методического потенциала факультета и каждого члена кафедры в отдельности. Его идеи, план, программы легли в основу организации многих международных, всесоюзных, городских и факультетских конференций», аспирантуры и факультета повышения квалификации [4, с. 214]. «Для нас, преподавателей факультета русского языка как иностранного Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, — вспоминает В. М. Мокиенко, — профессор Виталий Иванович Кодухов — это целая эпоха, значимая веха на нашем научном, педагогическом и жизненном пути» [4, с. 211].

Последние 10 лет жизни В. И. Кодухова (1988-1996 гг.) связаны с Ишимским государственным педагогическим институтом. Этот период подробно освещен в статье Н. К. Метелёвой «Памяти учителя и коллеги» [3, с. 9-11], фрагменты из которой (с раз-

решения автора) и будут использоваться далее. Как выразилась одна из бывших студенток ИГПИ, «появление столь блистательного профессора в малюсеньком городке на юге Тюменской области казалось явлением мистическим». Продолжается его преподавательская и научная деятельность, учёный задумывает второе издание «Общего языкознания», выходит его последняя крупная работа — учебное пособие «Психологическое направление в языкознании и преподавании русского языка» (Ишим, 1993). «Виталий Иванович дал мощный импульс не только к развитию научной деятельности кафедры русского языка и литературы и института в целом. Деятельность В. И. Коду-хова способствовала оживлению культурной жизни города».

Удивлённый тем, что в Ишиме никто не занимается изучением наследия П. П. Ершова, значительный период жизни которого связан с Ишимом, В. И. Кодухов нашел приложение своему общественному темпераменту и недюжинному таланту организатора: ершовский Конёк-Горбунок стал не только символом Ишима, но и реальным катализатором культурной жизни города. Всё, что в Ишиме связано с именем П. П. Ершова: традиционные Ершовские чтения, серийный «Ершовский сборник», музей Ершова с великолепной комнатой детских сказок, детский журнал «Конёк-Горбунок»,

Всероссийская литературная премия П. П. Ершова, присуждаемая детским писателям и журналам, и многое другое — всему этому положила начало конференция «Пётр Павлович Ершов — писатель и педагог», подготовленная и проведённая В. И. Ко-духовым в 1989 г., а также и созданная в институте при его активнейшем участии проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению творчества Ершова и — шире — народной и литературной сказки. Пока существовал институт и факультет русского языка и литературы, сохранялся кабинет Виталия Ивановича Кодухова, где рядом с фотографиями висел его портрет, выполненный ишимским художником.

Н. К. Метелёва, бывшая аспирантка, а потом коллега и друг В. И. Кодухова, завершает свою статью следующими словами, под которыми мы, авторы этой статьи, вполне можем подписаться: «Высокоэрудированный, принципиальный, деятельный, всецело преданный науке и её процветанию, умный собеседник, учёный, не жалеющий времени на консультации и советы, благодарный по отношению к учителям, прошлому, истории, требовательный к себе и другим, не всегда и не для всех удобный, порой колкий, очень эмоциональный, человек ярко выраженного общественного темперамента — таким запомнился профессор В. И. Кодухов его ученикам и коллегам» [3, с. 16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрамонова Н. А. Профессор Кодухов как представитель Казанской лингвистической школы // I Кодуховские чтения: межвузовский сборник научных и научно-методических статей. Ишим, 2009. С. 84-89.

2. Куликова И. С., Салмина Д. В. Виталий Иванович Кодухов. К 90-летию со дня рождения // Вестник Герценовского университета. 2009. № 11 (73). С. 49-52.

3. Метелёва Н. К. Памяти учителя и коллеги // I Кодуховские чтения: межвузовский сборник научных и научно-методических статей. Ишим, 2009. С. 9-16.

4. Мокиенко В. М., Юрков Е. Е., Шахматова М. А., Вознесенская И. М. В. И. Кодухов в Ленинградском / Санкт-Петербургском государственном университете // I Кодуховские чтения: межвузовский сборник научных и научно-методических статей. Ишим, 2009. С. 212-219.

03BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha

REFERENCES

1. Andramonova N. A. Professor Koduhov kak predstavitel' Kazanskoy lingvisticheskoy shkoly // I Koduhovskie chteniya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh i nauchno-metodicheskih statey. Ishim, 2009. S. 84-89.

2. Kulikova I. S., Salmina D. V. Vitaliy Ivanovich Koduhov. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2009. № 11 (73). S. 49-52.

3. Meteleva N. K. Pamyati uchitelya i kollegi // I Koduhovskie chteniya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh i nauchno-metodicheskih statey. Ishim, 2009. S. 9-16.

4. Mokienko V. M., YurkovE. E., ShahmatovаM. A., VoznesenskayaI. M. V. I. Koduhov v Leningradskom / Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete // I Koduhovskie chteniya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh i nauchno-metodicheskih statey. Ishim, 2009. S. 212-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.