УДК 370
А. С. Белкин, Н. О. Вербицкая
ВИТАГЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
(ВИТАГЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ)
Концепция есть система взглядов, способ понимания каких-либо явлений, процессов, основополагающая идея какой-либо теории [2. С. 144]. Разработка теоретических основ витагенно-го образования должна включать в себя систему представлений о личности обучаемого, вытекающую из сущности процессов витагенности. Можно говорить о формировании определенной концепции личности в теории витагенного образования. Опора на самостоятельную концепцию личности позволит определить функции витагенного образования как по отношению к обучающимся, так и по отношению к существующей системе образования, являющейся предметом рассмотрения различных отраслей педагогического знания. Ключевыми для теории витагенного образования являются понятия «витагенность», «жизненный опыт», «витагенный опыт». Использование названных понятий как педагогических требует качественно нового осмысления процесса становления личности в процессе образования, для чего необходимо выявить обобщенную витагенную концепцию формирования личности в процессе жизнедеятельности.
Говоря о витагенности вообще, мы подразумеваем процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий. В витагенной концепции личности отражаются механизмы становления ядра и структур личности, для которых приобретение жизненного и витагенного опыта является формирующим фактором. В своей жизнедеятель-
ности с первых минут человек сталкивается с определенным рядом событий, проживаемых, переживаемых и формируемых им. Несмотря на известную хаотичность событийного ряда и характера реагирования человека на него, можно выделить два формирующих личность процесса — приобретение жизненного опыта и становление витагенного опыта. Использование слов «приобретение» и «становление» является не случайным, а отражает глубинную сущность этих процессов как двух взаимосвязанных видов онтологического экзистенциального опыта человека. Остановимся подробнее на описании сущности и значения жизненного и витагенного видов опыта в становлении личности в процессе жизнедеятельности.
Становление витагенного опыта есть процесс эманации экзистенциальных универсумов человека из абсолютной конструктивной пустоты, составляющей духовное трансцендентальное ядро личности. Данное положение выведено нами из онтологической антропологической концепции человеческой экзистенции Ю. М. Федорова [3], которая определяет философский уровень методологии теории витагенного образования. Эманация духовного ядра личности происходит по пяти векторам, соответствующим, ПО В. Ф. Сержантову [1], фундаментальным витальным функциям (потребностям) личности. Витальные функции, будучи векторами, аспектами динамической (функциональной) интеграции организма в его отношениях к внешнему миру, представляют собой содержание
функционального «я», которое и есть собственная, аутентичная, индивидуально неповторимая субстанция личности, или, иначе говоря, витальная структура индивида. И в таком случае они получают свое отражение в сознании, осознаются как определенные потребности.
К фундаментальным витальным потребностям относятся:
1) индивидуально-органические;
2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);
3) когнитивно-праксеологические (познание и деятельность);
4) социабельные (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости);
5) трансцендентальные (потребность в вере, высших духовных смыслах бытия, мистический опыт).
Реализация витальных потребностей в процессе жизнедеятельности порождает многие виды человеческой деятельности, среди которых можно выделить пять основополагающих:
• для трансцендентальной потребности — вера;
• для социабельной — общение;
• для когнитивно-праксеологической — познание;
• для семейно-родовой — любовь;
• для индивидуально-органической — здоровье.
Особо отметим, что, называя здоровье видом деятельности, мы подразумеваем под этим систему внутренней социально обусловленной саморегуляции организма, направленной на достижение состояния уравновешенности с внешней средой и отсутствия каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью.
Перечисленные виды деятельности мы назовем витагенными, так как они определяют построение определенной формы жизнедеятельности человеком.
Названные витагенные виды деятельности формируют внутренние психические структуры личности, а также
создают внутренние формы приобретения жизненного опыта. Во взаимодействии с внешними событиями внутренние витагенные формы заполняются конкретным содержанием жизненного опыта. На основе становления процессов ви-тагенности накапливается жизненный опыт. К витагенным формам жизненного опыта в рамках названных видов деятельности можно отнести:
• для веры как витагенного вида деятельности — трансцендентальные ощущения и образы;
• для общения — мнения, отношение, нормы, правила;
• для познания — информация, знания, умения, навыки;
• для любви — чувства, эмоции.
• для здоровья — физиологические ощущения, навыки саморегуляции.
Перечень витагенных форм жизненного опыта является не окончательным, он может быть дополнен комбинированными формами, представляющими «сплав» форм различных видов витагенных деятельностей. Таким образом формируются гештальты личности. Гештальт есть психическая структура как целостное образование, которое состоит из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое [2. С. 54].
Витагенные формы заполняются человеком в процессе проживания событийного ряда и составляют жизненный опыт личности.
Витагенный опыт в описываемой концепции представляется как процесс обеспечения баланса в реализации витальных потребностей личности с целью формирования устойчивого способа жизнедеятельности человека. Смысл ви-тагенного опыта — в конструировании способа жизнедеятельности на основе приобретаемого жизненного опыта при условии сбалансированного удовлетворения фундаментальных витальных потребностей личности.
В витагенном опыте заложены личностные механизмы воплощения в жизнь приобретаемого жизненного опыта. Описанные представления о личности позволяют выявить новый подход к пониманию значения образования для человека. Образование как социальный институт является источником событийного ряда, который занимает значимое место и время в жизни человека. Образование является источником как жизненного, так и витагенного опыта. Глобальная функция образования с этих позиций — поддержка становления личности, активно формирующей образ своей жизнедеятельности. В этом случае:
• содержание образования должно стать личностно присвоенной формой жизненного опыта;
• технологии образования должны моделировать процесс проживания обучаемым событийного ряда с целью приобретения жизненного опыта, а также конструирования формы жизнедеятельности в рамках приобретения витагенного опыта;
• результатом образования должно стать «конструирование» обучаемым образа своего будущего на основе приобретаемого жизненного и вита-генного видов опыта.
Рассмотрение с позиции названных
функций существующих подходов к организации системы образования выявляет, что существующие отрасли педагогического знания содержательно и технологически обеспечивают лишь отдельные витагенные виды деятельности. Большинство из существующих теоретических и технологических подходов опирается на такие витагенные виды деятельности, как познание и общение. Вместе с тем целостного обеспечения формирования образа жизнедеятельности личности не предусматривается даже в таких прикладных отраслях, как инженерная педагогика, военная педагогика и т. п. Таким образом, существующие отрасли педагогического знания обеспечи-
вают частичное приобретение жизненного опыта в искусственно создаваемой информационно-деятельностной среде. Частичный характер не позволяет обучаемому приобретать витагенный опыт и соответственно результат — конструирование образа будущего — в полной мере не достигается. Приобретенные знания и умения приходится «проживать» заново в реальных условиях. В результате цели образования также достигаются лишь частично. Полноценного становления самореализующейся личности, отраженного во многих формулировках целей образования, не происходит, так как отсутствует целостное присвоение знаний как одной из важнейших форм жизненного опыта.
Все сказанное свидетельствует о необходимости возникновения новой отрасли педагогического знания, описывающей закономерности формирования личностью образа своей жизнедеятельности в процессе образования посредством приобретения жизненного и вита-генного видов опыта. Данная отрасль может быть названа витагенным образованием. Для формулирования определения витагенного образования взрослых нами выделены три подхода.
Первый подход. Актуализация в обучении всех видов индивидуального онто— и филогенетического опыта личности (экзистенциальный, житейский, витагенный, жизненный и др.). Индивидуальный онто- и филогенетические опыт в витагенном образовании рассматривается в виде трех иерархически взаимосвязанных и взаимоопределяю-щих уровней (рис.).
Жизненный ^ ^ Витагенный
опыт т опыт
Житейский опыт
Экзистенциальный опыт (опыт жизни)
Рис. Три уровня опыта личности в теории витагенного образования
Второй подход. Понимание процесса образования не только как способа ретрансляции (воспроизведения) обучающимися системы предлагаемого содержания, но скорее как процесса «об-разовывания» формирования человеком образа своего «Я» и связанного с ним образа собственной жизнедеятельности.
Моделирование образования на основе процесса витагенности позволяет сделать обучение не искусственно создаваемой, а реально проживаемой ситуацией, в ходе которой обеспечиваются условия для приобретения витагенного, жизненного и других видов опыта.
Третий подход. Признание самоценности витагенного, жизненного человеческого опыта. В основе данного признака лежит идея о внутренней заложенности в человеке всей полноты жизненности, проявленной в той или иной мере в процессе жизнедеятельности, в нашем случае — в образовательном процессе.
Конкретизация самоценности жизненного (витагенного) опыта в построении теории витагенного образования опирается на его внутреннюю структуру состоящую из четырех сфер: символов, ценностей, норм и знаний.
На основе выделенных подходов нами сформулировано определение ви-тагенного образования: оно представляет собой процесс взаимодействия обучающихся и обучающих, направленный на помощь обучающимся в формировании полноты проявления человеческой индивидуальности, новых форм собственной жизнедеятельности, адекватных развитию (изменению) общества, посредством актуализации всей полноты витагенного (жизненного) опыта, приобретения его новых конструктивных форм, опоры на витагенный (филогенетический) опыт всего человечества и его отдельных групп.
Исходя из этого определения следует, что основными целями витагенного образования взрослых являются:
• помощь обучающимся в процессе формирования образа собственного «Я» и соответствующего ему образа жизнедеятельности, позволяющего выжить в изменяющейся ситуации и сформировать прогрессивный образ жизнедеятельности, позволяющий человеку далее развиваться;
• актуализация в обучающемся всей полноты витагенного (жизненного) опыта и его развитие через приобретение в образовательном процессе новых конструктивных форм;
• активизация у обучающегося процессов приобщения, осмысления, преобразования витагенного (филогенетического) опыта всего человечества и его отдельных групп на основе присвоения символов, ценностей, норм и знаний (в том числе и узкоспециализированного прагматического набора профессионально значимых знаний, умений и навыков). Формулирование принципов вита-
генного образования основывается на идее виртуального моделирования в образовании процесса приобретения человеком витагенного опыта и предполагает выделение факторов, определяющих эффективность помощи и поддержки обучающимся в формировании полноты проявления человеческой индивидуальности, в приобретении новых форм собственной жизнедеятельности, адекватных развитию (изменению) общества. К таким факторам мы отнесли: полноту и целостность проявления человеческой индивидуальности обучающегося; характер организации образовательного процесса; связь образовательного процесса с реальной (филогенетически обусловленной) человеческой жизнедеятельностью в обществе.
Данные факторы служат основаниями для выделения и описания следующих принципов витагенного образования взрослых:
• полноты и многофункциональности (жизненного, витагенного и других видов опыта);
• опоры (на группы и сферы онто— и филогенетического опыта в реализации жизненно важных витальных человеческих потребностей);
• опережающего формирования и развития образовательных потребностей (в группах пяти основных витальных жизненных функций);
• ценностного отношения к онто-и филогенетическому опыту (как к источнику саморазвития, самосовершенствования, самообразовыва-ния — совершенствования образа собственного «Я»);
• Витагенной обусловленности содержания образования взрослых. Нами выявлены педагогические
условия, которые понимаются как основа, предпосылка реализации витаген-ных принципов. Данные условия представляют собой обобщенные требования к характеру организации образовательного процесса, предполагающие создание виртуальной образовательной среды, обладающей такими свойствами, которые позволили бы моделировать процесс приобретения человеком витаген-ного опыта в процессе жизнедеятельности.
Мы выделили следующие необходимые условия:
1) проживание предлагаемых ситуаций в процессе витагенного образования взрослых;
2) естественная витальная саморегуляция познавательных процессов на ОСНОВЕ проживания витагенных образовательных ситуаций;
3) непосредственное использование или резервирование взрослым человеком приобретаемых в процессе образования новых форм (механизмов) витагенного опыта;
4) витагенная ориентированность содержания образования.
Обеспечение связи образования с реальной (филогенетически обусловленной) человеческой жизнедеятельностью в обществе в витагенном образовании обеспечивается группой технологических подходов, рассматриваемых как совокупность способов и приемов в построении образовательного процесса. Эта группа подходов:
• деятельностный,
• модельно-образный,
• семантико-лингвистический,
• инструментальный
— проектирует содержательные и технологические связи образовательного процесса с реальной онто- и филогенетически обусловленной человеческой жизнедеятельностью.
Методы и подходы к построению содержания витагенного образования группируются вокруг следующих теоретических позиций:
Позиция 1. В витагенном образовании обучающийся (обучающий) является носителем онто- и филогенетического опыта, который выступает одним из основных источников (ресурсов) образования. Методы:
• активизации витальных потребностей и форм витагенного опыта;
• структуризации и актуализации витальных потребностей и форм вита-генного опыта;
• взаимодействия содержания образования и жизненного, витагенного, других видов опыта человека;
• самопостроения человеком новых форм витагенного опыта на ОСНОВЕ уже имеющихся.
Позиция 2. В витагенном образовании процесс образования является источником, возможностью формирования механизмов, приобретения новых форм витагенного опыта человеком. В рамках данной позиции выделяются три метода:
• ситуационный,
• игровой,
• метод моделирования реальной
жизнедеятельности,
которые будут выполнять роль витаген-ных при соблюдении обозначенных выше педагогических условий:
Позиция 3. Жизненный (витаген-ный) опыт человека, определенной группы людей, общества в целом является основой для проектирования содержания, форм, методов витагенного образования.
Подходами к проектированию содержания витагенного образования взрослых в данной позиции являются:
• мифологический;
• герменевтический;
• антропологизации содержания.
Говоря о месте витагенного образования в системе педагогического знания, остановимся на анализе существующих педагогических систем. Образование, являясь социальным институтом, выполняющим функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества, есть технологическая система, воплощающая в жизнь основополагающие принципы, формы и методы обучения и воспитания человека. С этой точки зрения образовательные системы можно подразделить на две большие группы.
1. Образовательные системы, имеющие социальный статус, выполняющие конкретный социальный заказ, приобретающие в обществе организационноправовые основания. Такие образовательные системы методологически основываются на отраслях педагогического знания: военная педагогика, пенитенциарная педагогика, инженерная педагогика и др.
2. Образовательные системы, не имеющие социального организационноправового статуса. Такие системы выполняют функции теоретического и технологического обеспечения других отраслей образования. Такие образова-
тельные системы являются выражением конкретных педагогических технологий: личностно ориентированное образование, контекстное образование, дистантное образование и др.
Вторая группа образовательных систем является теоретико-технологическим обеспечением систем первой группы.
Витагенное образование относится ко второй группе образовательных систем и основывается на педагогической технологии витагенного обучения, воспитания человека с опорой на его жизненный опыт.
Витагенное образование есть совокупность теоретических и технологических основ, обеспечивающих процесс становления социального образа жизнедеятельности человека и реализующихся через систему различных видов образования, имеющих социальнопрофессиональный статус.
Помимо широкой социальной трактовки витагенное образование имеет и другой подход к определению. В своем семантическом значении «образование» есть образовывание, формирование человеком образа своего «я», своей личности. С точки зрения витагенности, как уже отмечалось выше, речь идет о формировании социального образа собственной жизнедеятельности человеком посредством приобретения опыта реализации витальных потребностей.
С этих позиций витагенное образование есть процесс взаимодействия обучающихся и обучающих, направленный на помощь обучающимся в формировании полноты проявления человеческой индивидуальности, новых форм собственной жизнедеятельности, адекватных развитию (изменению) общества, посредством актуализации всей полноты витагенного (жизненного) опыта, приобретения его новых конструктивных форм, опоры на витагенный (филогенетический) опыт всего человечества и его отдельных групп.
Данное определение отражает сущность педагогического потенциала вита-генного образования, который раскрывается в конкретной системе принципов, подходов, методов витагенного образования. Введение понятия «витагенное
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СЕРЖАНТОВ, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия I В. Ф. Сержантов. — Л. : Изд-во ЛГУ, і990.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ энциклопедический словарь I под ред. Г. В. Осипо-
образование» как отрасли педагогического знания обогатит теоретический и технологический арсенал современных образовательных институтов независимо от их организационно-правовой отраслевой принадлежности.
ва. — М. : Инфра-м— Норма, 1998.
3. ФЕДОРОВ, Ю. М. Сумма антропологии. — Кн. 1 : Расширяющаяся Вселенная Абсолюта. — Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1994.
Получено 27.11.06