Научная статья на тему 'Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки'

Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВИТАГЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ВЫБОР / ГОТОВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL ENGINEERING EDUCATION / TECHNOLOGY OF TRAINING / CONCEPT OF VITAGENETIC TECHNOLOGY OF TRAINING / CHOICE / READINESS / INNOVATIVE TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Китов Анатолий Григорьевич

В статье представлена проблема выбора технологии обучения в соответствии с актуальными тенденциями развития науки и техники и целями современного инженерного образования. Показано, что поиск, отбор и выделение из общего числа технологии, имеющей преимущества перед другими, является объективной необходимостью, так как оптимальный образовательный результат возможен лишь при соответствии используемой технологии уровню подготовленности преподавателей, обучающихся и изучаемого содержания. Выделены основные проблемы выбора технологии обучения будущих инженеров: готовность преподавателей осуществлять инновационные преобразования в учебно-профессиональной деятельности и готовность обучающихся получать качественное, опережающее образование. Раскрыты особенности витагенной технологии обучения как концепции личностно ориентированного профессионального образования и перспективного направления повышения качества подготовки будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Китов Анатолий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITAGENETIC TECHNOLOGY IN TRAINING THE STUDENTS OF ENGINEERING DEPARTMENTS

The problem of technology choice for training in compliance with actual tendencies of development of science and equipment and the purposes of modern engineering education is presented in the article. It is shown that search, selection and allocation from total number of the technologies having advantages before others is objective need as the educational result is possible only at compliance of the used technology to the level of readiness of teachers, students and materials used. The main problems of a technology choice for future engineers training are defined: readiness of teachers to carry out innovative transformations in educational professional activity and readiness of students to receive the high-quality, advancing education. Features of vitagenetic technology of training as concepts of personally focused professional education and the perspective direction of improvement of quality of training of future engineers are revealed.

Текст научной работы на тему «Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки»

УДК/uDC 378.147

И. Б. Бичева, А. Г. Китов Irina Bicheva, Anatoly Kitov

ВИТАГЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

студентов инженерных направлений подготовки

VITAGENETIC TECHNOLOGY IN TRAINING

the students of engineering departments

В статье представлена проблема выбора технологии обучения в соответствии с актуальными тенденциями развития науки и техники и целями современного инженерного образования. Показано, что поиск, отбор и выделение из общего числа технологии, имеющей преимущества перед другими, является объективной необходимостью, так как оптимальный образовательный результат возможен лишь при соответствии используемой технологии уровню подготовленности преподавателей, обучающихся и изучаемого содержания. Выделены основные проблемы выбора технологии обучения будущих инженеров: готовность преподавателей осуществлять инновационные преобразования в учебно-профессиональной деятельности и готовность обучающихся получать качественное, опережающее образование.

Раскрыты особенности витагенной технологии обучения как концепции личностно ориентированного профессионального образования и перспективного направления повышения качества подготовки будущих инженеров.

The problem of technology choice for training in compliance with actual tendencies of development of science and equipment and the purposes of modern engineering education is presented in the article. It is shown that search, selection and allocation from total number of the technologies having advantages before others is objective need as the educational result is possible only at compliance of the used technology to the level of readiness of teachers, students and materials used. The main problems of a technology choice for future engineers training are defined: readiness of teachers to carry out innovative transformations in educational professional activity and readiness of students to receive the high-quality, advancing education.

Features of vitagenetic technology of training as concepts of personally focused professional education and the perspective

direction of improvement of quality of training of future engineers are revealed.

Ключевые слова: инженерно-профессиональное образование, технология обучения, концепция витагенной технологии обучения, выбор, готовность, инновационные преобразования.

Keywords: professional engineering education, technology of training, concept of vitagenetic technology of training, choice, readiness, innovative transformations.

Преобразования современного общества, связанные с увеличением темпов научно-технического развития, ростом значимости образования как социокультурного института, формируют новый взгляд на подготовку высокоорганизованного и мобильного специалиста, адаптированного к профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, проявляя свои лучшие личностно-профессиональные качества. Модернизация профессионального образования направлена на развитие профессионально компетентной личности обучающегося и затрагивает все сферы жизнедеятельности обучающихся и преподавателей: постановка новых целей, поиск нового содержания, инновационных технологий обучения.

Важность правильной технологии обучения приобретает особую роль при подготовке обучающихся инженерных направлений подготовки, что связано с современными тенденциями развития науки и техники. Переход от ценностей рационализма и прагматизма к ценностям устойчивого развития цивилизации, от «человека знающего» к «человеку культурному» обуславливают приоритет принципов гуманизации, культуросообраз-ности и социальной ответственности, а также формирование культуры инженерной деятельности, профессионально значимых качеств инженера, обеспечивающих раз-

витие технологических, проектировочных, управленческих способностей, что, в свою очередь, требует определенных способов и средств организации образовательной деятельности [3].

Проблема выбора технологии обучения студентов является особенно актуальной для преподавателей, не имеющих педагогического образования и осуществляющих образовательную деятельность прежде всего на основе профессионального опыта инженерной деятельности. Богатый арсенал технологий обучения, инновационных методов и форм организации образовательного процесса, разработанный в научной теории и практике, требует их познания, целенаправленного осмысления и объективного отбора.

Технология обучения рассматривается с различных точек зрения: как модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса (В. М. Монахов); как дидактическая система, включающая результаты обучения, средства диагностики, совокупность инструментов обеспечения прогнозируемого результата, критерии оптимального обучения для данных конкретных условий (В. В. Гузеев); как алгоритмическое описание процесса достижения планируемых результатов обучения и содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

B. В. Юдин отмечает, что технологии различных педагогических действий разрослись и разделились:

— на собственно технологии педагогических работ;

— технологии формирования определенных образовательных результатов;

— технологии, претендующие на целостный образовательный результат;

— организационно-управленческие технологии [6, с. 24].

C. М. Маркова, в результате проведенных исследований, выделяет пять типологических признаков, обобщенно характеризующих состав и структуру технологий:

1)способ реализации по средствам технологий содержания и структуры учебного процесса в целом и учебно-познавательного процесса в частности;

2) роль управляющего фактора в структуре технологий;

3)степень адаптации технологий к личностным психофизическим качествам обучающихся;

4) реализация целей дидактического процесса;

5) характер оценки познавательной самостоятельности в учебном процессе [5].

Как отмечает автор, технология обучения должна выступать в виде определенного стандарта принципов, правил, требований и норм использования методов и средств учебной деятельности, позволяющих достигнуть заданных конечных результатов обучения.

Сущность педагогической технологии заключается в особом конструировании учебного процесса, гарантирующего достижение поставленных целей. Наиболее значимыми признаками педагогической технологии являются: диагностическое целеобразование и результативность; экономичность; алго-ритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость; корректируемость; визуализация (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, Н. В. Кларин, Г. К. Селевко и другие).

В современной научной литературе выделяются различные технологии обучения: личностно ориентированного, системно-дея-тельностного, проблемного, модульного, развивающего, дифференцированного, контекстного, проектного, игрового и другие. Каждая технология обучения представляет собой стройную систему целей, содержания, описывает порядок и способ реализации через определенные формы, методы и средства, что и обеспечивает эффективность управления образовательной деятельностью и достижение запланированного результата. Структура педагогической технологии включает концептуальную (научную) основу, содержательную часть (цели и содержание учебного материала) и технологический процесс, как совокупность элементов: организацию учебного процесса, методы и формы образовательной деятельности обучающихся и преподавателя, диагностику.

Особенностью профессионального обучения является включение в совместную профессионально-педагогическую деятельность преподавателей и обучающихся, которая характеризуется наличием общей мотивации и цели, а также стремлением к получению общего результата — достижение всеми участниками необходимого уровня профессионализма. Поэтому решение проблемы выбора технологии обучения студентов инженерных направлений подготовки во многом определяется готовностью преподавателей осуществлять инновационные преобразования

в учебно-профессиональной деятельности и готовностью обучающихся к получению качественного, опережающего инженерно-профессионального образования.

Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности рассматривается нами в качестве необходимой составляющей личностно-профессионального развития, обеспечивающего формирование новых нравственно-гуманистических позиций, качеств, непрерывность роста профессиональной образованности. Быть готовым к инновационной деятельности — значит обладать качествами и способностями, обеспечивающими организацию образовательной деятельности в режиме развития, что обеспечивает единство педагогического процесса, оптимальные условия организации педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с обучающимися, способствует системному освоению студентами содержания предметной области и непрерывному овладению культурой [4].

В рамках проблемы выбора технологии обучения студентов инженерных направлений подготовки преподаватель:

— имеет мотивационно-ценностные установки на инновационную деятельность и способность целенаправленно устанавливать соответствие научной концепции технологии обучения и собственной личностно-професси-ональной позиции;

— осознает новые цели обучения как совокупность целей, определяемых социальным заказом, стратегией развития будущего специалиста, динамикой развития обучающихся и логикой учебной дисциплины;

— способен переосмыслить, систематизировать и структурировать содержание образовательной области как опережающее с учетом перспектив развития промышленности и инженерной деятельности;

— обеспечивает методическую и дидактическую реализацию технологии обучения (выбор форм, системы методов (способов), средств) на принципах взаимоуважения, доброжелательности и профессиональной этики;

— обладает достаточной профессионально-педагогической квалификацией и мастерством для создания развивающей образовательной среды;

— владеет методами осуществления нововведений с максимальной эффективностью;

— непрерывно развивает личностно-про-фессиональные качества, способствующие

культуре преподавания и организации образовательного процесса в режиме развития;

— обеспечивает контроль качества образовательного результата в единстве системы «преподаватель — обучающийся», что предполагает развитие общекультурной и профессиональной компетентностей, гарантирует успешность (образовательную, социальную, техническую, профессиональную) не только обучающихся, но и обучающих.

Готовность обучающихся к получению качественного, опережающего инженерно-профессионального образования открывает индивидуальные возможности студентов к развитию культуры мотивационно-потреб-ностной сферы, к формированию потребности использовать имеющиеся знания и проявляется:

— в стремлении к самостоятельному познанию и критическому осмыслению изучаемых явлений, поиску оптимальных и эффективных способов самореализации и самоактуализации;

— направленности на развитие инженерного мышления, инженерной культуры;

— осознании необходимости развиваться непрерывно, совершенствуя свои личностные качества и профессиональные способности для успешной, продуктивной деятельности (как образовательной, так и профессиональной).

Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям и готовность обучающихся к получению качественного, опережающего инженерно-профессионального образования обеспечивают реальный опыт взаимодействия и сотрудничества при реализации общей цели подготовки будущих инженеров, отвечающих современным требованиям социума и экономики.

В целом выбор технологии обучения студентов — будущих инженеров — следует рассматривать, основываясь на следующих положениях:

— обеспечивает ли она повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателя и освоение обучающимися способов научно-технической деятельности;

— обеспечивает ли она целостность и системность процесса обучения, единство общетеоретической, профессионально-технической и социально-гуманитарной подготовки обучающихся;

— обеспечивает ли соответствие цели результату в режиме самоорганизации, саморегуляции и саморазвития;

— способствует ли формированию методологической культуры специалиста, включающей методы интеллектуально-технического и практико-созидательного познания в соответствии с культурно-историческими традициями, общественными тенденциями и ценностями инженерных открытий для жизнедеятельности человека;

— формирует ли особый стиль культурных взаимоотношений на основе сотрудничества, признания и уважения к иному мнению.

Иными словами, ответить на вопрос «Как учить результативно, чтобы обучающиеся — будущие инженеры — умели жить, работать и развиваться в XXI веке?».

Перспективным направлением инженерно-профессиональной подготовки обучающихся мы считаем идею витагенного образования А. С. Белкина, основанную на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях [1; 2].

Концепция витагенной технологии обучения обеспечивает идею непрерывного профессионального развития на принципах системности, витагенности, паритетности. Ее цель — личностно ориентированное образование с учетом жизненного опыта обучающихся, уровня их развития и степени здоровья.

Ученые, рассматривая витагенность, подразумевают процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий. Имеющийся у человека жизненный опыт является необходимым источником познания, его преобразование в новое качественное знание является социально значимой ценностью для конкретной личности. Сравнение собственного субъективного опыта с опытом сокурсников формирует целостный взгляд обучающихся на профессиональную деятельность, критичность восприятия, развивает аналитические способности, позволяет по-иному оценить личный опыт и сформулировать его новое понимание, приобрести новое знание, осознавая персональную ответственность за качество жизнедеятельности. Опора на индивидуальный, жизненный опыт обучающихся в процессе обучения способствует повышению значимости и ценности каждого мнения, знания, усиливает мотивацию на познание и саморазвитие, создает условия для достижения персонального успеха.

Преимущество данной технологии при подготовке будущих инженеров состоит в том,

что она обеспечивает единую мировоззренческую позицию педагогов и студентов образовательного пространства, а также единые подходы к профессиональной подготовке специалистов, формированию технического мышления и культуры инженерной деятельности. То есть система способов и приемов построения образовательного процесса моделирует содержательные и технологические связи образовательной и реальной профессионально-инженерной деятельности.

Главными целями обучения студентов на основе витагенной технологии являются: развитие профессионального сознания обучающихся; осмысление и преобразование жизненного опыта студентов в соответствии трех групп норм: экологических, экономических, социальных; формирование конструктивного, доброжелательного отношения к новым знаниям в системе «человек — профессия — окружающая среда».

Образовательный процесс на основе вита-генности позволяет организовать обучение как реально проживаемую ситуацию, в результате которой обучающиеся приобретают различный опыт (личный, жизненный, профессиональный) в виде ценностей, норм и знаний. Способ преподавания состоит из трех функционально взаимосвязанных между собой этапов:

1-й этап — проблемно-целевой. Функция — выделение главных проблем изучаемого содержания и преобразование их в целепо-лагание процесса обучения;

2-й этап — проектно-поисковый. Функция — составление проекта и программы его реализации на основе научно-профессиональных знаний;

3-й этап — рефлексивный. Функция — осознание качества произведенной деятельности, выделение ошибок, их причин и определение путей исправления.

Мониторинг витагенной технологии включает:

— диагностическую часть (экспресс-диагностики: состояние готовности к обучению, исследование личностных качеств обучающихся, способствующих (мешающих) успешности обучения и др.);

— ввод в содержание (обсуждение методологических проблем обучения с целью показать позицию педагога на процесс обучения, на содержание предмета; обсуждение общего и различного в позициях преподавателя и студентов, выделение актуальных для них профессиональных проблем);

— основной процесс обучения — дозированная подача информации и ее обсуждение при реализации индивидуальных целей и решении проблем, подбор и корректировка средств и форм обучения;

— заключительную часть (повторная диагностика по параметрам, как в первой части).

При обучении студентов особое внимание уделяется:

— выделению и исследованию значения ключевых понятий и систематизации выводных знаний под точную цель;

— исследованию адаптационных возможностей человека и психофизических последствий негативного воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов при реализации профессиональных функций;

— проектированию программ профессионального развития человека на основе реальной оценки экологической ситуации и действий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

— разработке и реализации способов защиты человека, объектов экономики, технических средств в зависимости от степени опасности и риска.

Использование витагенной технологии с позиции системного подхода обеспечивает необходимые условия развития профессиональной компетентности, технического мышления, инженерной культуры и способствует повышению потребности обучающихся к саморазвитию и творческой самореализации, формированию целостного взгляда специалистов на профессию инженера, осознанию личной ответственности за качество профессиональной деятельности как решающего фактора достижения успеха на жизненном пути. В результате создаются наиболее благоприятные возможности для освоения методологии инженерной деятельности в единстве социально-культурных, технико-экономических и экологических закономерностей, формируются приоритет общечеловеческих ценностных ориентаций и убеждений, умение применять теоретические знания в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.

Витагенная технология предполагает совместное познание и интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Преподаватель является лишь одним из источников учебной информации, создающим условия для проявления инициативы, предлагая необходимые вопросы или темы и задания

для обсуждения. Задачами преподавателя являются побуждение обучающихся к применению полученных знаний в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях, создание условий для активного познания окружающего мира и выработки студентами созидательного опыта преобразовательной инженерной деятельности. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит важным источником учебного познания, тем самым обеспечивается непосредственный диалог, осуществляется конструктивное взаимодействие преподавателя и обучающегося, основными признаками которого становятся: единство цели, совместный выбор способов и методов достижения результатов, согласованность в принятии решений, особое состояние эмоционального сопереживания, взаимной поддержки, сотрудничества и др.

Витагенная технология стимулирует творческий поиск не только на индивидуальном уровне развития обучающихся, но и в процессе группового обсуждения различных технико-экономических проблем. Альтернативные варианты решения проблемы рассматриваются с учетом определенных критериев (получение выгоды, вероятность достижения профессионального успеха, социальные риски и потенциальные конфликты, экономические затраты и др.). Например, на основе диагностики влияния факторов производственной среды на здоровье человека выявляются основные вредные и опасные факторы конкретного автосервисного предприятия, от которых зависит характер заболеваемости сотрудников, делается вывод о необходимости разработки конкретных мер по нормированию производственной деятельности. Рассматривая особенности организации перевозок на автомобильном транспорте, выявляются индивидуальные позиции обучающихся и формируются основополагающие проблемы предполагаемого риска (социально-экономического ущерба) для пассажиров, водителей, транспортных средств и др.

Исследование представляет собой предметное обсуждение на основе имеющейся информации методом анализа, что позволяет участникам группы не просто рассмотреть ситуацию, а построить уже выявленные или предполагаемые проблемы по иерархии причин и следствий и объективно оценить степень возможной угрозы. Поэтому преподавателю необходимо точно понимать реальную

зону развития обучающихся и обеспечивать индивидуальную траекторию познавательного движения и опережающего развития для каждого студента.

Основанная на принципах взаимодействия преподавателя и студента, инициативности и творчества, саморегуляции и контролируемости витагенная технология направлена на реализацию личностно-деятельностного подхода к образованию. К преимуществам использования данной технологии можно отнести:

— интенсификацию процесса обучения за счет применения различных методик группового взаимодействия, обеспечивающих преобразование знаний в ценность;

— соблюдение принципов единства анализа и синтеза, индукции и дедукции с учетом учебной дисциплины, темы и характера материала;

— активизацию познавательной деятельности обучающихся с опорой на жизненный опыт.

Выделенные особенности и условия организации образовательного процесса на основе витагенной технологии направлены на повышение качества подготовки инженеров, основными результатами которого становятся:

— мобильность и динамичность образовательного процесса, эффективность освоения учебного материала;

— осознанное освоение студентами культурных ценностей, новых способов учебной и профессиональной деятельности на основе жизненного опыта и их применение в условиях профессиональной инженерной деятельности;

— формирование навыков объективного и осмысленного восприятия содержания предметной области, адаптированного к со-циоэкономическим изменениям современного мира;

— способность к продуктивному взаимодействию на основе комплексного восприятия ситуации и проблемы;

— формирование навыков критического и технического мышления с позиции нравственных норм и ценностей;

— развитие логичности и доказательности рассуждений, уважительного отношения к различным мнениям, индивидуальности, активности, самостоятельности, уверенности;

— творческое познание общечеловеческой и профессиональной культуры, творческое преобразование имеющегося опыта и др.

Таким образом, подготовка будущих инженеров актуализирует проблему выбора инновационных технологий обучения, соответствующих международным критериям качества инженерного образования. Такой выбор одновременно и право, и обязанность преподавателя осуществлять профессионально-педагогическую деятельность наилучшим образом.

Витагенная технология обучения является инновационным направлением в профессиональной подготовке будущих инженеров, обеспечивая системный подход к организации образовательного процесса и необходимые условия для развития профессиональной компетентности обучающихся и формирование персональной жизненной позиции.

Значимость использования витагенной технологии обусловлена также основными характеристиками, к которым можно отнести умение осознавать и формулировать цель своей деятельности, способность проанализировать и оценить целесообразность тех или иных видов инженерной деятельности, мотивированность к самостоятельному поиску актуальных знаний и решения проблем в области техники и технологии.

Использование витагенной технологии в профессиональной подготовке будущих инженеров обогащает профессиональный опыт преподавателя, формирует особый индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности.

1. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. - 2007. - № 1. — URL: http://cybenleninka.nu/ anticle/n/vitagennoe-obnazovanie-v-sisteme-pedagogi-cheskogo-znaniya-vitagennaya-kontseptsiya-lichnosti.

2. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование: мно-гомерно-голографический подход: технология XXI в. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2001. — 106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бичева И. Б., Китов А. Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — URL: www.science-education.nu/123-18692.

4. Бичева И. Б., Китов А. Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Науковедение. — 2014. — № 6 (25). — URL: http://naukovedenie.nu/index. php?p=issue-6-14.

5. Маркова С. М. Признаки педагогических технологий // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: сб. — Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2012. — С. 62-63.

6. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : моногр. — М. : Университетская книга, 2008. — 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.