ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА МОРДВЫ XI-XIV ВЕКОВ*
Ключевые слова: мокша, средневековье, височное украшение, могильник, хронология, археология, эрзя, древняя мордва.
Изучение средневековых древностей XI-XIV вв. показывает, что в мордовском женском головном уборе в этот период происходят существенные изменения. Бытовавшие до этого почти тысячу лет височные подвески с грузиком сменяются новым типом украшения - височными кольцами. В золотоордынский период этноопределяющим признаком головного убора мокши становится перстневидное височное кольцо с завитком на одном конце.
TEMPORAL ORNAMENTS OF WOMAN'S HEAD-DRESS OF THE MORDOVIANS OF THE XI -XIV TH-CENTURIES
Key words: moksha, the Middle Ages, temporal pendant, erzya, ancient Mordva, bural ground, chronology, archeology.
The study of the medieval antiquities of the Xl-XIV-th centuries. Show that great changes take place in the Mordovian woman's head-dress of that period. The temporal pendants with little loads which we can find for approximately one thousand years are replaced by a new type of an ornament - temporal rings. During the gold-horde period the main ethnic feature of Moksha head-dress becomes a little temporal ring with a scroll atone end.
Отдельные типы височных украшений женского головного убора у древнего населения часто являлись характерными только для какого-то одного племени, т.е. выполняли роль этноопределяющего признака. Такими были височные кольца у восточнославянских племён [14], различные украшения у финноугорских племён [17]. Для женских погребений древней мордвы (как мокши, так и эрзи) были характерны височные подвески в виде стержня с грузиком на нижнем конце и спиралькой на верхнем (рис. 1, 1,4). Они появляются с начала функционирования древнемордовской культуры (III в.н.э.) и, по мнению А.Е. Алиховой, бытуют до конца XI в. как реликтовые, встречаясь ещё в XII в. [3, с.15; 7, с.68-70, 98-99; 9].
Какие височные украшения сменили этот тип подвесок и были ли такие? Этот вопрос в археологической литературе не рассматривался.
Для его решения нами были изучены хорошо сохранившиеся в фондах музеев коллекции могильников средневековой мокши и эрзи XI-XV вв.**, а также публикации материалов погребальных памятников мордвы этого периода. Для датировки погребений используется система хронологии, разработанная мордовскими археологами для финно-угорских могильников I-XIV вв. на основе статистико-математических методов [8].
В XI в. у мордвы в женских погребениях, особенно у мокши, продолжает преобладать длиная (от 7 до 14 см) височная подвеска с грузиком бипирами-дальной формы (рис. 1, 1,4). В мужском головном уборе продолжает использоваться хорошо известное в древностях конца I тыс. н.э. [3, с. 20] перстневидное височное кольцо с тупыми разомкнутыми концами (рис. 1, 1,3). Во второй половине XI в. в женском головном уборе появляются височные кольца такого же типа. Показательным в этом плане является погребение 129 Кельги-нинского могильника, где с одной стороны черепа найдено тупоконечное височное кольцо, а с другой - височная подвеска с грузиком [6, с. 22]. А в женском погребении 286 этого же времени присутствуют только перстневидные
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-01-23107 а/В.
** Мокшанские могильники: Кельгининский, Мордовскопаркинский, Старобадиковский, Стародевиченский. Материалы хранятся в МРОКМ. Эрзянские могильники: Выползово 2, Выползово 6, Заречное 2, Красное 1, Пятницы 7, Стексо-во 2. Материалы хранятся в АИХМ.
височные кольца. Последние имеются и в женских погребениях Мордовскопаркинско-го, Стародевиченского и Старобадиковского могильников. Бытование этого типа кольца связано с существовавшей издавна местной традицией. Но уже эпизодически появляются и новые формы. Это перстневидные кольца, у которых один конец расплющен и свернут трубочкой (с завитком на одном конце или загнутоконечные) (рис 1, 1,2). Они найдены в женском погребении 89 второй половины XI в. Мордовскопаркинского могильника.
Такие кольца хорошо известны среди древностей восточнославянских племён от восточных склонов Карпат до южного побережья Ладожского озера и Верхнего Поволжья [14]. Но нигде за исключением Костромского Поволжья [13, с. 53-55,112] они не составляют существенного элемента культуры.
Обычай носить височные кольца у восточных славян наибольшее распространение получил в Х1-Х11 вв. [10, с. 7]. Появление перстневидных височных колец с завитком у мордвы можно связывать с продвижением славян в Волго-Окское междуречье. В XI в. вятичи достигли устья Москвы-реки [14, с.
151] и становятся соседями мокши, проживавшей в бассейне реки Цны. С XI в. в мордовских памятниках появляются многочисленные гривны, браслеты, перстни, бусы славянского типа, шиферные пряслица и даже подвески с княжескими знаками Рюриковичей [5]. Височные кольца с завитком у вятичей известны. Их нет у смоленско-полоцких кривичей, осваивавших территорию между Окой и Клязьмой и также приближавшихся к границам расселения мордвы. Они имеются у новгородских словен, расселявшихся севернее Клязьмы, но их территория с
мордовским ареалом не соприкасалась [10, с. 40; 14, с. 188-190. Карта 21]. Таким
образом, наиболее вероятно, что появление височных колец с завитком у мордвы объясняется культурным влиянием вятичей.
У мордвы-эрзи в XI в. для женских погребений характерны височные подвески с грузиком (могильник Выползово 6), а для мужских - височные кольца с тупыми концами (могильник Стёксово 2). Височных колец с завитком нет.
В погребениях XII в. мокши височные украшения мужчин и женщин четко различаются. В женском головном уборе продолжает применяться височная подвеска с грузиком, а в мужских - височные кольца с тупыми разомкнутыми концами. Встречается височное кольцо с завитком на конце (Кельгининский, Мордпаркинский могильники), но только в мужских и детских погребениях.
Более существенные перемены в головном уборе происходят у эрзи. Исчезают из женских погребений височные подвески с грузиком. Они заменяются тупоконечными височными кольцами (могильники Заречное 2, Стёксово 2). В ряде погребальных памятников височных украшений вообще не обнаружено (могильники Красное 1, Пятницы 7, Выползово 2).
В первой половине XIII в. как у мокши, так и у эрзи височные украшения те же, что и XII в. С середины XIII в. в головном уборе мокши происходят сущест-
венные изменения, что, очевидно, связано с включением мордовских земель в состав Золотой Орды. Исчезают височные подвески с грузиком из женских погребений. Они заменяются височными кольцами с завитком, которые становятся непременным атрибутом женского мокшанского головного убора весь золотоордынский период. Их начинают изготавливать не только из бронзы, но из золота и серебра [1, с. 221, 224]. В мужских погребениях этого периода височные украшения не встречаются.
Височные кольца с завитком в золотоордынский период известны не только в материалах изученных нами могильников, но и в других мокшанских могильниках. Это - Паньжинский могильник в бассейне реки Вад [15, с. 198. Табл. 80, рис. 15], Старосотенский могильник в верховьях реки Мокши [1, с. 221-224. Табл. 1 рис. 10-11], Муранский могильник на Самарской луке [2, с. 275. Рис. 17, 2]. Появляются такие украшения и у мордвы - эрзи. Они известны в Гагинском могильнике XIV в. в бассейне реки Пьяны [4, с. 176, 185, 191]. Их широкое распространение можно объяснить появлением на мордовских землях золотоордынских городских центров, таких, как город Мохша, где они могли изготавливаться. По мнению некоторых исследователей, в период междоусобиц в Золотой Орде второй половины XIV в. на мордовских землях существовало самостоятельное княжество, охватывающее земли от верховьев Мокши до реки Суры, в том числе и Припьянье [12, с. 211-212]. В основном в этом районе, как у мокши, так и у эрзи в головном уборе распространены перстневидные височные кольца с завитком. Их нет у эрзи, проживавшей на реке Теша [11].
Время бытования височных колец с завитком у славян ограничено в основном XIII в. Даже в Костромском Поволжье они исчезают вместе с курганным обрядом к концу XIII в. [13, с. 91-96]. Сходные по форме перстневидные височные кольца во второй половине XIII-XIV вв. имеются в небольшом количестве в кочевнических погребениях Восточной Европы и являются датирующими предметами для данного периода. Но они отличаются от мордовских тем, что имеют на одном конце не завиток, а спираль [16, с. 39, 116. Рис. 6, II.]. Таким образом, височные перстневидные кольца с завитком становятся характерными для мордовского головного убора (прежде всего мокшанского).
Итак, в мордовском женском головном уборе в XI-XIV вв. происходят существенные изменения. Бытовавшие до этого почти тысячу лет височные подвески с грузиком сменяются новым типом украшения - височными кольцами. У мордвы - эрзи - старая форма исчезает уже в XII в., а у мордвы - мокши - она удерживается до середины XIII в. Новая форма - перстневидные височные кольца с завитком появляется уже в XI в. и обусловлена славянским влиянием на культуру мордвы. Однако в это время такое височное украшение нехарактерно ни для мокши, ни для эрзи. Бытуют старые формы. В XII в. у эрзи в женском головном уборе подвески с грузиком вытесняются височными тупоконечными кольцами, ранее использовавшимися только в мужских уборах. Во многих погребениях височные украшения вообще не обнаруживаются.
С середины XIII в. у мокши височное кольцо с завитком становится характерным элементом женского головного убора. При этом оно сохраняет форму славянского прототипа. Встречается эта форма и у эрзи, но только в ограниченном числе памятников и, очевидно, отражает влияние на эрзю мокшанской культуры. Следовательно, в золотоордынский период этноопределяющим признаком головного убора мокши становится перстневидное височное кольцо с завитком на одном конце.
Литература
1. Алихова А.Е. Старосотенский могильник / А.Е. Алихова // АС. Саранск, 1948. Т. 1. С. 212-258.
2. Алихова А.Е. Муранский могильник и селище / А.Е. Алихова // МИА. 1954. № 42. С. 259-301.
3 Алихова А.Е. Из истории мордвы конца I - начала II тыс. н.э. / А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из
древней и средневековой истории мордовского народа // АС. Саранск, 1959. Т. 2. С. 13-54.
4 Алихова А.Е. Эрзянский могильник XIV в. у с. Гагино / А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней
и средневековой истории мордовского народа // АС. Саранск, 1959. Т. 2. С.169-194.
5. Беговаткин А.А. Подвески со знаками Рюриковичей из Кельгининского могильника в Мордовии / А.А. Беговат-кин, В.И. Вихляев // Краеведческие записки. Саранск: Тип. «Красный Октябрь» 2004. С.6-11.
6. Беляев Я.В. Кельгининский могильник. Раскопки 1990-х годов / Я.В. Беляев, В.И. Вихляев, О.В. Зеленцова, В.Н.
Шитов. Саранск: Тип. «Красный Октябрь» 1998. 168 с.
7. Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. / В.И. Вихляев. Саранск: Тип. «Красный Октябрь» 2000. 132 с.
8. Вихляев В.И., Новая система хронологии могильников населения Западного Поволжья в I-XIV вв. (на основе
статистико-математических методов) / В.И. Вихляев, А.А. Беговаткин, В.Н. Шитов, А.Н. Кручинкин, О.В. Зеленцова//
Волжские земли в истории и культуре России. Саранск: Б.и. 2004. Ч. 1. С. 64-67.
9. Кручинкина Е.В. Хронология височных подвесок древнейшей мордвы (III - сер. VIII вв.) / Е.В. Кручинкина // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты. Межвуз. сб. науч. трудов. Саранск, 2006. Вып. V. С. 309-312.
10. Левашева В.П. Височные кольца / В.П. Левашева // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ. М., 1967. Вып. 43. С. 7-54.
11. Мартьянов В.Н. Арзамасская мордва в I - начале II тысячелетия / В.Н. Мартьянов. Арзамас: АГПИ, 2001. 322 с.
12. Мухаметшин Д.Г. Среднее Поволжье во второй половине XIV в. по материалам нумизматики / Д.Г. Муха-метшин // Город и степь в контактной евроазиатской зоне. М.: Нумизматическая литература. 2006. С. 211-212.
13. Рябинин Е.А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья / Е.А. Рябинин. Л.: Наука, 1986. 162 с.
14. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / В.В. Седов. М.: Наука, 1982. 327 с.
15. Степанов П.Д. Паньжинский могильник / А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней и средневековой истории мордовского народа // АС. Саранск, 1959. Т. 2. С.195-206.
16. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов / Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1966. 274 с.
17. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: Б.и. 1999. 388 с.
Список сокращений
АИХМ - Арзамасский историко-художественный музей; АС - Археологический сборник; МИА - Материалы и исследования по археологии СССР; МРОКМ - Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей.
КРУЧИНКИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА - аспирантка кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (perasperadastra@yandex.ru).
KRUCHINKINA EKATERINA VIKTOROVNA - post-graduate student, Mordovian State University, Russia, Saransk.