Научная статья на тему 'Костюм поволжских финнов домонгольского периода: общее и особенное'

Костюм поволжских финнов домонгольского периода: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
655
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВОЛЖСКИЕ ФИННЫ / МАРИ / МУРОМА / МОРДВА / ГОЛОВНОЙ УБОР / НАГРУДНЫЕ УКРАШЕНИЯ / ПОЯСНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / ОБУВЬ / АНАЛОГИИ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / VOLGA FINNS / MARIS / MUROM / MORDVINIANS / HEADGEAR / CHEST ORNAMENTS / BELT ACCESSORIES / FOOTWEAR / ANALOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитина Т. Б.

В статье рассмотрели материалы из мордовских, муромских, марийских могильников IX-XI вв. Внешняя схожесть костюма поволжских финнов обеспечивается, в первую очередь, за счет одинаковых структурообразующих элементов, кроя и материалов, использованных для изготовления костюмов. Основным материалом служили мех, кожа, текстильные волокна, среди которых преобладают шерстяные ткани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUIT OF VOLGA REGION FINNS OF PRE-MONGOL PERIOD: GENERAL AND SPECIAL

The article deals with materials from Mordovian, Murom and Mari burials of IX-XI centuries. External similarity of Volga Finns’ suits ensured primarily due to the same building blocks, cut and materials used for the production of costumes. Features of the individual parts are shown in a form of ornamentation and the wav of wearing, which is revealed, as a rule, on an arrangement of a decoration in the burial. Surface analysis of the costumes of the Volga Finns illustrates affinity of Mari, Mordovian and Murom cultures. According to certain categories of costume a close resemblance reveals: Mordvinians-Murom (form head beaters), Mari-Mur от (form of head beaters, additional decorations for hats, rings like bracelets, clearance of round openwork metal plates). Proximity of Mari and Murom costumes probably based on more ancient foundations and the answer must be sought in the monuments ofAkhmylovsk-bezvodninsk type.

Текст научной работы на тему «Костюм поволжских финнов домонгольского периода: общее и особенное»

Т.Б. Никитина

(РФ, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при Правительстве Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола)

КОСТЮМ ПОВОЛЖСКИХ ФИННОВ ДОМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В статье рассмотрели материалы из мордовских, муромских, марийских могильников IX-XI вв. Внешняя схожесть костюма поволжских финнов обеспечивается, в первую очередь, за счет одинаковых структурообразующих элементов, кроя и материалов, использованных для изготовления костюмов. Основным материалом служили мех, кожа, текстильные волокна, среди которых преобладают шерстяные ткани.

Ключевые слова: поволжские финны, мари, мурома, мордва, головной убор, нагрудные украшения, поясные принадлежности, обувь, аналогии, культурные связи.

Т.В. Nikitina

(RF, Man Research Intitute of Language, Literature and History after V.M.Vasilyev under the Government of the Republic of Man El, s. Yoshkar-Ola)

SUIT OF VOLGA REGION FINNS OF PRE-MONGOL PERIOD: GENERAL AND SPECIAL

The article deals with materials from Mordovian, Murom and Mari burials of IX-XI centuries. External similarity of Volga Finns' suits ensured primarily due to the same building blocks, cut and materials used for the production of costumes.

Features of the individual parts are shown in a form of ornamentation and the way of wearing, which is revealed, as a rule, on an arrangement of a decoration in the burial.

Surface analysis of the costumes of the Volga Finns illustrates affinity of Mari, Mordovian and Murom cultures. According to certain categories of costume a close resemblance reveals: Mordvinians-Murom (form head beaters), Mari-Murom (form of head beaters, additional decorations for hats, rings like bracelets, clearance of round openwork metal plates). Proximity of Mari and Murom costumes probably based on more ancient foundations and the answer must be sought in the monuments ofAkhmylovsk-bez\>odninsk type.

Key words: Volga Finns, Maris, Murom, Mordvinians, headgear, chest ornaments, belt accessories, footwear, analogy.

Особенности отдельных деталей проявляются в форме, орнаментации изделия и способе ношения, который выявляется, как правило, по расположению того или иного украшения в погребении. Этномаркирующие признаки в большей степени выражены в украшениях головы.

Поверхностный анализ костюмов поволжских финнов наглядно иллюстрирует родственность марийской, мордовской и муромской культур. По отдельным категориям костюма обнаруживается более близкое сходство: мордва-мурома (форма головных венчиков), мари-мурома (форма головных венчиков, дополнительные украшения к головному убору, браслетообразные кольца, оформление круглых ажурных блях). Близость марийского костюма муромскому, вероятно, базируется на более древних основах, и ответ нужно искать в памятниках ахмыловско-безводнинского типа.

«Одежда - социальный знак, метка, обозначающая место данного индивидуума в общественной системе... - одежда объединяет людей одинакового социального (в том числе и этнического) статуса, она служит интегрирующим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляя эту другим группам» [23, с. 9-10]. Поэтому

неслучайно гласит пословица : «Встречают по одежке...» , формируя отношение к человеку по принципу «свой - чужой».

Значимость этого источника объясняет постоянный интерес к нему со стороны исследователей. В настоящее время существует большое количество работ, освещающих костюм поволжских финнов, как в целом, так и составляющие его элементы в отдельности, предлагаются различные варианты реконструкций костюмов того или иного народа или носителей определенной культуры, раскрывается семантика. Основные элементы костюмных комплексов каждого народа обозначены в монографиях обобщающего характера. Но сравнительного анализа костюмных комплексов поволжских финнов не проведено. Причина ясна: недостаток полностью опубликованных по комплексам памятников. Использование для этих целей «случайно надерганных» из чужих отчетов картинок приводит к появлению неправильной информации и необъективной интерпретации источника. Наиболее удачной остается работа А.Е. Алиховой, в которой дан обзор наиболее важных деталей костюма мордвы и муромы [1].

В последние годы ситуация в области изучения археологии финно-угорских народов положительно изменилась. Появились полные публикации погребальных комплексов (Р.Ф. Воронина, И.М. Петербургский, A.M. Белавин, Н.Б. Крыласова, Т.Б. Никитина), обеспечившие надежную базу для характеристики различных аспектов материальной культуры, в том числе и для сравнительного изучения костюмных комплексов.

В статье рассмотрены материалы из мордовских, муромских, марийских могильников IX-XI вв. Выбор источников обоснован следующими позициями: 1) родственностью носителей, оставивших эти памятники и входивших в одну языковую группу поволжских финнов; 2) репрезентативностью материалов, полученных из закрытых комплексов.

Внешняя схожесть костюма поволжских финнов обеспечивается в первую очередь за счет одинаковых структурообразующих элементов и материалов, использованных для изготовления костюмов.

Основным материалом для изготовления одежды служили мех, кожа, текстильное волокно. При выборе материала для изготовления одежды преобладают шерстяные ткани. Анализ фрагментов тканей из марийских могильников показал, что 84,5% составляют шерстяные ткани, 11,1% - ткани из растительных волокон, 4,45% - шелковые [19, с. 72]. В качестве преобладающих шерстяные ткани отмечены среди материалов мордовского второго Журавкинского могильника [22, с. 66], муромского Чулков-ского [5-8]. Близкое соотношение текстиля в могильниках поволжских финнов было отмечено еще JI.B. Ефимовой [12, с. 132]. Интересно, что в Верхнем Прикамье, напротив, отмечено преобладание тканей из растительных волокон [13, с. 32; 16, 1953].

Костюмные комплексы поволжских финнов состоят из головного убора, включающего полотенцообразное покрытие и охватывающее голову украшение, украшений шеи, рук, особенно запястий, груди, поясного набора с металлическими деталями независимо от половой принадлежности носителя, мягкой обуви. Характерной особенностью является значительное количество (до 6 экз. на каждой руке) наручных браслетов.

Костюм всех поволжских народов содержит большое количество металлических шумящих украшений, выполненных в наборной технике путем пайки гладких крученых, плетеных проволок, пластинок, шариков и других мелких деталей. С.Я. Алибеко-вым проведены исследования нескольких образцов (трапециевидные и круглые нагрудные подвески) из марийских могильников Русенихинского и Нижней стрелки. На всех четко зафиксированы следы пайки: наплывы припоев, неравномерности присоединений пластин, соосность поперечных и боковых пластин - типичные дефекты паянных соединений. Для обеспечения жесткости (прочности) изготовленной конструкции на паянных соединениях имеются усиления в виде дополнительно нанесенного

припоя. Изделия, полученные таким способом, как правило, плоскостные и легкие, чем существенно отличаются от прикамских литых более массивных и тяжеловестных.

Среди украшений значительное место занимают изделия с выраженной охранительной функцией, стилизованные и реалистические изображения символов воды и солнца, коня, утки, змеи.

Значительное место в украшении костюмов поволжских финнов занимает вышивка медно-оловянной металлической нитью, или «оловянным» бисером.

Особенности отдельных деталей проявляются в форме, орнаментации и способе ношения, который выявляется как правило по расположению того или иного украшения в погребении.

Головные уборы.

Общими элементами женских головных уборов поволжских финнов являлись головной венчик на берестяной, кожаной или тканой основе и покрывало или платок, закрывающие волосы. О наличии покрывала полных сведений немного по той причине, что органика сохраняется плохо, но отдельные упоминания в отчетах встречаются достаточно часто. Наиболее хорошо остатки ткани сохранились в жертвенных комплексах марийских могильников. Свернутые в тугой узел вместе с украшениями из бронзы, окись которых создала благоприятную среду для консервации органических материалов, ткани сохранили свою структуру, швы и декоративную отделку. В результате сохранились прямоугольные куски ткани значительных размеров с боковыми кромками. В жертвенном комплексе 10 могильника Нижняя стрелка кусок ткани мелкого саржевого переплетения квадратной формы имел размер сохранившейся части: 40 х 40 см. Фактически кусок был больше. Сохранилось две боковые кромки, расположенные перпендикулярно друг другу и подогнутые швом в два оборота. Данный образец, вероятно, является остатками платка. В погребении 19-а могильника Нижняя стрелка обнаружены два куска шерстяной ткани прямоугольной формы от головного полотенца с кромками с 4 сторон размерами 30 х 130 и 122 х 31 см.

Более 50 находок остатков полотенец отмечены В.Н. Мартьяновым по материалам Крюково-Кужновского, Елизавет-Михайловского, Журавкинского мордовских могильников [14, с. 92-93]. В погребении 300 Крюково-Кужновского могильника размеры полотенца составляют 18 х 80 см [15, с. 99-100]. Головные полотенца обозначены при реконструкции муромского костюма [9, рис. 3, с. 101].

Головные венчики по своему устройству различаются. Для мордовского костюма А.Е. Алихова отмечала венчики, украшавшие голову полностью или только переднюю часть головы [1, с. 26]. Но в большинстве опубликованных материалов из мордовских могильников отмечены венчики, охватывающие голову полностью и скрепленные на затылке пряжками или узлом; по всей длине украшенные пронизками и обоймами (рис. 2/1,2). Венчики марийского костюма отличаются: они закрывают только часть головы от виска до виска, крепятся с помощью дополнительных шнурков и завязок, украшены накладками или вышивкой (могильник Веселовский, Кузинские хутора) (рис. 1/5). Головные ремни муромы имели ширину около одного сантиметра, охватывали голову кругом и на затылке чаще всего, по-видимому, завязывались узлом или закреплялись пряжками [4] (рис. 3/1). Судя по материалам погребений 29, 53, 62 Чулковского могильника, в муромском костюме венчики иногда, подобно марийским, являлись налобными [5, с. 16; 6, с. 23, 32].

Головные уборы муромы и марийцев кроме головных венчиков имели дополнительные украшения: мурома - жгуты, мари - металлические цепочки, обернутые вокруг головы. В единичных случаях головные цепочки, но более простой конструкции, встречены в погребениях муромы (Чулковский, Подболотьевский могильники [6, табл. 32/8].

Головные уборы дополнены накосниками. У мордвы-мокши известны кистевые накосники из кожаных ремешков, украшенных бронзовыми обоймами с привесками различных форм (бутыльчатыми, звездчатыми и т. д.) (рис. 2/4) и трубчатые накосники, включая пулокерь (рис. 2/5). У муромы в качестве накосников могли использоваться также кистевые накосники (рис. 3/2) и подвески-коромысла (рис. 3/11), которые обнаружены обычно под тазовыми костями лицевой стороной вниз [10, с. 104]. В марийском костюме встречены кистевые накосники из кожаных или шерстяных ремешков, обвитых проволокой из цветного металла, с подвесками (колокольчиками, металлическими уточками или коньками, копоушками и т. д.) на концах (рис. 1/4). Общепризнанным этнокультурным маркером считаются височные кольца. В качестве височных украшений муромские женщины использовали браслетообразные височные кольца со шитком на одном конце и крючком на другом (рис. 3/4,5); браслетообразные височные кольца с заходящими концами, один из которых отогнут и имеет оформление, являются визиткой карточкой марийского костюма (рис. 1/2,3). Мордовский костюм отличает височная подвеска в виде стержня, обмотанного тонкой проволокой со спиралью на одном конце и грузиком на другом (2/3).

Шейные ожерелья из металлических привесок (трубчатых, ажурных прямоугольных с коньковыми головками) характерны для мордовского и муромского костюмов. Ярким своеобразием отличаются мордовские серповидные гривны с привесками или без привесок (рис. 2/7), муромские ложновитые гривны с замком в виде петли и лодочки (рис. 3/7); шейные украшения из бронзовых подвесок и планок. Марийские женщины предпочитали гривны «глазовского типа» (рис. 1/1).

Яркой деталью костюма являются нагрудные украшения. Ажурные круглые бляхи в составе костюмных комплексов использовали представительницы всех поволжских народов. У мордвы, как правило, круглые ажурные бляхи имели выступающие наверх стойки, украшенные конскими головами или волютами (рис. 2/9). Кроме того, мордовский костюм отличает обилие застежек-сюльгам (рис. 2/6) и наличие парных трапециевидных пластинчатых подвесок с трубчатыми привесками (рис. 2/10). Круглые ажурные подвески муромского костюма в большинстве не имели шумящих привесок (рис. 3/9), подвески с привесками встречены редко. Марийские круглые ажурные бляхи всегда с подвесками (рис. 1/12). Марийские женщины носили трапециевидные подвески другого типа, изготовленные в наборной технике, со стилизованным изображением конских головок (рис. 1/9). Кроме того, в марийских женских захоронениях часто встречены биконьковые литые и арочные подвески, которые также носили парно на груди (рис. 1/10,11). В.В. Гришаков в качестве особенностей муромского костюма выделил парные кистевые ленты, которые обычно располагаются на груди и близки украшению мордвы-мокши [9, с. 104].

Поясные украшения

Пояса муромских и марийских женщин богато украшены металлическими накладками. Наборные пояса в мордовских захоронениях в большей степени обнаружены в мужских комплексах. В муромских захоронениях обращают на себя внимание длинные боковые кожаные ремни преимущественно на правом бедре, украшенные накладками и завершающиеся наконечником в области спины

Для марийских женских погребений характерны пояса с металлическими накладками, близкие к мужским, но в большинстве случаев более простые, в 1,5 оборота.

Выразительным элементом является обувь. Мягкие кожаные тапочки типа поршней знакомы всем поволжским народам. По материалам марийских могильников прослежен крой обуви. Основная часть изделия изготовлялась из одного или двух соединенных на заднике швом кусков кожи, собранных в верхней части кожаным шнурком. Кожаный шнурок вдевался в прорези по верхнему краю и слегка стягивал

кожу, а также на него крепились дополнительные украшения. В комплекс украшений обуви марийской женщины входил достаточно устойчивый набор: парные очковид-ные подвески в области подъема, умбоновидная подвеска в пяточной области, кожаные ремешки или шерстяные шнуры-оборы с нанизанными металлическими бусами, онучи из шерстяной ткани.

Близкие формы обуви существовали у муромы. По материалам Подболотьевского и Чулковского могильников выделен комплект женской обуви, которая состояла из мягких тапочек, дополненных бронзовыми украшениями в области носка и по верхнему краю, обор с бронзовыми пронизками [5, рис. 33, 34, 39, 40, 47, 61; 5] и многослойных онучей из шерстяной ткани. По оформлению пластины носка и обилию бронзовых пронизок на оборах муромских женщин легко отличить от других финно-угорских представительниц. В мордовских захоронениях зафиксирована кожаная обувь с втачным носом [21, с. 59, 154] и двумя узкими ремешками, прикрепленными к заднику, которые обматывали ноги от щиколотки до колен [4, с. 38]. На ремешки надеты бронзовые обоймы.

Существуют близкие типы вещей, которые встречаются в могильниках разных этносов, но имеют различное функциональное назначение. Например, умбоновидные подвески с шумящими украшениями использовались для украшения обуви муромскими и марийскими женщинами, но первые ими украшали переднюю часть обуви, а вторые крепили их на задник. Нагрудная прямоугольная подвеска из погребения 7 марийского могильника Нижняя стрелка идентична хорошо известным муромским подвескам к поясным коромыслам. Ажурные трапециевидные нагрудные подвески, являющиеся характерным маркером марийского костюма, в единичных случаях найдены в муромских погребениях Подболотьевского, Малышевского Урвановского и Чулковского могильников, но входили в состав ожерелий. В качестве поясных украшений мордовского костюма отмечены бляхи из цветного металла с дверцей [3, с. 20, 21] (рис. 2/11). Аналогичные бляхи фиксируются и в муромских погребениях, но при этом занимают место нагрудных украшений (рис. 3/6).

Таким образом, поверхностный анализ костюмов поволжских финнов наглядно иллюстрирует родственность марийской, мордовской и муромской культур. По отдельным категориям костюма обнаруживается более близкое сходство: мордва-мурома (форма головных венчиков), мари-мурома (форма головных венчиков, дополнительные украшения к головному убору, браслетообразные кольца, оформление круглых ажурных блях). Близость марийского костюма муромскому, вероятно, базируется на более древних основах, и ответ нужно искать в памятниках ахмыловско-безводнинского типа. По ряду позиций (коньковые и арочные подвески, гривны глазовского типа) марийский костюм имеет многочисленные аналогии с прикамским. Подобные параллели неоднократно отмечались Н.Б. Крыласовой [13]. Определенная близость материальной культуры населения Ветлу же ко-Вятского междуречья и финно-угорского населения Прикамья требует специального исследования.

В данной статье проведен ограниченный анализ ведущих типов украшений для каждой из трех культур, который позволяет обозначить основную линию развития. Для объективного глубокого изучения костюма необходим сравнительной анализ каждой категории и костюмных комплексов в целом с учетом возраста и социального положения носительниц. Только в таком случае возможно использовать костюм как источник для выводов этнокультурного плана.

Список литературы

1. Алихова А.Е. Мордва и мурома //КСИИМК, 1949, Вып. XXX. С. 26-30.

2. Вихляев В.И., Петербургский И.М. Мордва //Финно-угры Поволжья иПриуралья в средние века. Ижевск: УдИИЯЛ УрОРАН, МарНИЯЛИ, 1999. С.119-160.

3. Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец

IX - начало XI века. По материалам Цнинской археологической экспедиции. М.: ИА РАН, 2007. 164 с.

4. Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв. // КСИА, 1974. Вып. 140. С. 33-38.

5. Городцов В.А. Археологические исследования в окрестностях г. Мурома в 1910 г. //Древности. М. Т. XXIV, 1914. 385 с.

6. Гришаков В.В. Отчет о работе Нижнеокской археологической экспедиции в Горьковской области в 1986 году. Архив МордНИИЯЛИ, № 1175.

7. Гришаков В.В. Отчет о работе Нижнеокской археологической экспедиции в Горьковской области и Мордовской АССР в 1988 году, с. 23, 32. Архив Гришакова.

8. Гришаков В.В. Отчет о раскопках Чулковского могильника в Вачском районе Нижегородской области и разведках в Темниковском районе Мордовии в 1992 году. Архив Гришакова.

9. Гришаков В.В. К истории населения правобережья Нижней оки в конце I тысячелетия нашей эры //Материалы по археологии Мордовии. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988. С. 71-103.

10. Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А. Мурома //Финно-угры Поволжья и При-уралья в средние века. Ижевск: УдИИЯЛ УрОРАН, МарНИЯЛИ, 1999. С. 89-118.

11. Гришаков В.В., Павлова H.A. Текстильные изделия из Чулковского могильника: к вопросу о межплеменных контактах муромы //URL: http: // исторический сайт.

12. Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс. н. э. // КСИА. Вып. 107. М.: Наука, 1966. С. 127-134.

13. Крыласова Н.Б. История Прикамского костюма. Пермь: ПГПУ. 2001. 259 с.

14. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши VIII-XI вв. //Материалы по археологии Мордовии. Труды МордНИЯЛИЭ. Вып. 52. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1976. С. 88-106.

15. Материалы по истории мордвы VIII-XI вв.: Крюково-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Моршанск: Моршан-ский краеведческий музей, 1952. 232 с.

16. Никитина Т.Б. Мари //Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: УдИИЯЛ УрОРАН, МарНИЯЛИ, 1999. С. 161-206.

17. Никитина Т.Б. Костюм средневекового марийского населения как маркер этнической культуры // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2014. №3. С. 21-32.

18. Оборин В. А. Рождественское городище и могильник // Уч. зап. ПГУ. Т. 9. Вып. 3. Пермь, 1953. С. 161-177.

19. Орфинская О.В., Никитина Т.Б. Ткани из могильников Ветлужско-Вятского междуречья IX-XI вв. //ПА. 2014. № 2. С. 70-91.

20. Петербургский И.М. Материальная и духовная культура мордвы в VII-

X вв. Саранск: Красный Октябрь, 2011. 408 с.

21. Петербургский И.М., Аксенов В.Н. Древние памятники на реке Ляча. Саранск: Красный Октябрь, 2008. 168 с.

22. Петербурский И.М., Вихляев В.И., Святкин C.B. Второй Журавкинский могильник. Саранск: Красный октябрь, 2010. 132 с.

23. Токарев С.А. 1970. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. № 4. С. 9-10.

Рис. 1. Украшения марийского костюма 1 - шейное украшение; 2-8 - украшения головного убора; 9-12 - нагрудные украшения;

13— 15 - украшения обуви 1 - Веселовский м-к, погр. 4; 2,3,7,8 - Веселовский м-к, погр. 6; 4 - Юмский м-к, погр. 8; 5 - м-к Кузинские хутора, погр. 10; 6 - Дубовский м-к, погр. 49; 9 - Веселовский м-к, погр. 12; 10 - Выжумский м-к, погр. 17; 11 - Веселовский м-к, погр. 5; 12 - м-к Черемисское кладбище,

погр. 14; 13-15 м-к Черемисское кладбище

Рас. 2. Украшения мордовского костюма (по Р.Ф Ворониной и И.М. Петербургскому). 1-5 - украшения головного убора; 7 - шейные украшения; 8-10 - нагрудные украшения;

11 - поясные украшения; 12-13 - украшения обуви. 1 - Степановский м-к, погр. 63; 2 - Журавкинский II м-к, погр. 6; 3 - Журавкинский II м-к, иогр. 8; 4 - Лядинский м-к, погр. 39; 5 - Лядинский м-к, погр. 14; 6,10,11 - Журавкинский II м-к, погр. 30; 7 - Лядинский м-к, п. 34; 8 - Лядинский м-к, погр. 36; 9 - Лядинский м-к, погр. 13; 12 - Степановский м-к, погр. 9; 13 - Степановский м-к, погр. 68

Рис. 3. Украшения муромского костюма (по В.В. Гришакову): 1-5 - украшения головного убора; 6,8,9 - нагрудные украшения; 10 - поясное украшение;

11 - наспинное украшение; 12,13 - украшение обуви 1-5,9,10,12,13 - Чулковский м-к, погр. 1; 6 - Чулковский м-к, погр. 87; 7 - Чулковский м-к,

погр. 84; 8,11 - Чулковский м-к, погр. 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.