Любовь Шишелина
Вишеградские страны: закрывая страницу 2020
Аннотация. В статье дается краткий обзор протекания эпидемии COVID-19 и опыт по борьбе с ее распространением в странах Вишеградской группы. Анализируются политические процессы, проходившие на этом фоне и попытки политизации на фоне наступившего периода вакцинации населения. Сравнительно малая заболеваемость в первую волну распространения заболевания позволяла сделать вывод об особых успехах, предпринимаемых Будапештом, Братиславой, Варшавой и Прагой на этом пути. Действительно, в разы меньшая по сравнению с западноевропейскими странами инфицированность и смертность наводили на такие мысли. Однако с вступлением во вторую волну ситуация начала стремительно ухудшаться. В самих странах обострялись споры по поводу правовой обеспеченности вводимых ограничительных мер и средств поддержки населения. Во внешнеполитической - на фоне противостояния Будапешта и Варшавы с Брюсселем не только по вопросам ограничительных мер, поставок вакцин, но также и конвергенционных условий. В канун очевидной третьей волны, в странах началась вакцинация населения, которая также продвигается не так легко, как предполагалось. Трагизм ситуации усугубляется тем, что и спустя год после начала пандемии все еще не установлены точно не только самые верные пути борьбы с распространением инфекции, но и происхождение вируса, унесшего в 2020 году миллионы жизней, а это добавляет тревожных ожиданий.
Ключевые слова: Вишеградская четверка, пандемия, вакцинация, Центральная Европа.
© Шишелина Любовь Николаевна - доктор исторических наук, заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: l.shishelina@gmail.com
Позади 2020 год, который запомнится нам как год величайшей послевоенной трагедии мирового масштаба, унесшей миллионы человеческих жизней и ограничивший тех, кто выжил, в свободе передвижения, в неоценимых возможностях человеческого общения, лишившей миллионы людей достигнутого прежде благополучия. Правовые аспекты антиэпидемиологических мер, несомненно, еще долго будут оставаться объектом критики и изучения правоведами и общественниками всех стран, однако на настоящий момент, в силу продолжающейся неизвестности о происхождении угрозы, и неполного знания о распространении и течении COVID-19, они кажутся единственно правильными. В вишеградских странах за время пандемии от вируса и вызванных им осложнений умерло более 80 тыс. человек. В той или иной форме перенесли заболевание около 3,5 млн граждан этих стран. И это только зарегистрированные случаи. Похоже, мы стоим на пороге третьей волны распространения заболевания, поскольку Европа неудачно открылась на главные общечеловеческие праздники: Рождество и Новый год, позволив увидеться тем, кто был разлучен на кажущееся нескончаемым время карантина. Возможно, если бы не ограничительные профилактические меры жертв могло бы быть и больше. Самое печальное, что и по прошествии года после официального объявления о пришедшей угрозе — человечество пребывает в растерянности, пытаясь буквально бороться за выживание со все еще с непредсказуемым результатом. Вакцин не хватает, а между тем новые и новые мутации ставят под сомнение эффективность уже созданных и протестированных. Сами вакцины, в то же время становятся объектом политических манипуляций и глобального соревнования производителей. Между тем, в спорах о том, чья вакцина лучше могут быть утрачены еще тысячи и миллионы бесценных человеческих жизней. И вот бы казалось прекрасный повод к примирению ради спасения будущего...
Как все начиналось
Поначалу сравнительно низкие показатели заболеваемости в странах Вишеградской группы внушали оптимизм и надежду, что ситуацию удастся взять под контроль и быстро локализовать эпидемию. Это позволило даже в апреле и мае 2020 года говорить об особом положительном опыте центральноевропейских стран, достойном внимания. Возможно, часть успеха заключена в том, что в странах Вишеградской группы меры начали принимать еще до начала поступления директив из Брюсселя, несмотря на сравнительно малое по сравнению с западноевропейскими странами число заболевших и погибших на тот момент от COVID-19. В первую волну разница достигала десятков и сотен раз по сравнению с ведущими странами ЕС. Кроме того, медицинская статистика показы-
<
и <
вала, что все случаи заражения вирусом в государствах В4 завозные и связаны со странами, где в то время наблюдался пик эпидемии, и которые своевременно не закрыли свои границы.
Одним из возможных объяснений начального благополучия могло быть и то, что ранее правительства вишеградских стран вопреки упрекам Брюсселя ограничили прием мигрантов и их пропуск через свою территорию. Другим объяснением могла быть более привычная для этих стран в силу предшествовавших политических перипетий, мобилизационная готовность, в результате которой внушить населению необходимость соблюдать элементарные меры санитарной безопасности оказалось проще. Уже с конца января 2020 г. т.е. до появления первых заболевших — они появились в регионе только в марте — в Венгрии и Чехии заработали штабы по борьбе с коронавирусом, отслеживавшие ситуацию в стране и в мире. И даже, невзирая на неодобрение Брюсселя, министр здравоохранения Чехии Адам Войтех 13 марта 2020 г. принял решение о закрытии границ страны для въезда и выезда.
Меры по противодействию пандемии, которые правительства више-градских стран принимали на первом этапе в целом были однотипны-ми1. Прекращалась выдача виз гражданам Ирана, Китая, Южной Кореи, отменялось авиасообщения с этими странами, а также с уже сильно пострадавшими от пандемии Италией, Испанией, Германией. Постепенно вводились режимы чрезвычайного положения, школы и университеты переводились на дистанционное обучение. Одновременно закрывался выезд за границу и въезд в страну, а с середины марта 2020 г. был объявлен всеобщий карантин. Однако уже в 20-х числах марта стало понятно, что список мер необходимо расширять. Так, был введён запрет для граждан, не занятых в жизнеобеспечивающих отраслях, покидать место проживания, появилось новое расписание работы аптек и магазинов, а также регламент их посещения.
Одновременно властями осуществлялись меры по поддержке граждан, вынужденных приостановить работу и лишившихся в результате основного заработка. В частности, вводились послабления по кредитам и ипотеке, дополнительные выплаты получили медицинские работники, многодетные семьи, средний класс (Шишелина 2020). Заметим, что все эти меры принимались на национальном уровне, без директив из Еврокомиссии.
1 Данные собраны по официальным сайтам правительств Вишеградских стран. URL: https:// koronavirus.gov.hu/intezkedesek; https://onemocneni-aktual ne.mzcr.cz/covid-19; https:// www.minv.sk/?tlacove-spravy&sprava=koronavirus;https://www.gov.pl/web/koronawirus (дата обращения 01.04.2020).
к
<
и <
На таком фоне в ушедшем году состоялись выборы в парламент Словакии и президента Республики Польша. И меры по борьбе с пандемией действующих представителей власти оказались в эпицентре критики их оппонентами и Брюсселем (Выборы в вишеградских странах... 2020). Так в Варшаве и других крупных городах Польши весной проходили массовые манифестации предпринимателей, требовавших исполнения правительством своих обещаний по поддержке экономической активности. В Будапеште в прицел оппозиции попал инициированный правительством Виктора Орбана Закон о мерах защиты населения на время эпидемии, среди которых приостановление действия некоторых статей Конституции страны и ряда законодательных актов2. Обвинения в диктаторских замашках премьер-министра звучали не только от внутренней оппозиции, но и из Брюсселя. В Чехии дело дошло до суда по поводу принятия правительством ограничительных мер без их законодательного оформления. В итоге суд признал беспрецедентными ограничения основных прав, в частности, свободы передвижения и свободы бизнеса3. Эти меры в прессе были названы «коронадиктатурой» и «коронафашизмом»4.
В мае в странах Центральной Европы строгие ограничения были сняты. Ускорить процесс требовала серьезно ухудшившаяся экономическая обстановка на фоне неутешительных прогнозов на будущее. Странам региона предсказывалась рецессия от 3 до 4%, рост безработицы, дефицит бюджета. И, тем не менее, сравнительно быстрый выход из первой волны пандемии, позволил лидерам «четверки» смотреть в будущее с оптимизмом. Так, на состоявшейся в Варшаве 3 июля 2020 г. встрече премьер-министров, по случаю передачи председательства от Чехии к Польше, В. Ор-бан положительно отозвался о председательстве А. Бабиша, оценив его талант как финансиста. «Венгерскую позицию можно резюмировать так: у В4 был хороший год. Если мы посмотрим на это в европейском сравнении, то все мы блестяще справились с эпидемией и выиграли первую битву с пандемией во всех четырёх странах. Цифры это ясно показывают. Теперь нам предстоит следующая битва: за сохранение рабочих мест
A koronavirus elleni védekezésrôl. Magyar közlöny. 30.03.2020. URL: http://www.pmkik.hu/ documents/20181/0/MAGYAR+K%C3%96ZL%C3%96NY+58.+sz%C3%A1m+-+2020.+m%C3% A1rcius+30.%2C+h%C3%A9tf%C5%91/2dde1835-4fca-4b24-9762-18c10aff9213?version=1.0 (дата обращения: 24.12.2020).
< О
V V
Mestsky soud v Praze: Omezovat prava mêla vlada svymi narizenimi, nikoliv ministerstvo / <
Ceská justice. 23.04.2020. URL: https://www.ceska-justice.cz/2020/04/mestsky-soud-praze-omezovat-prava-mela-vlada-svymi-narizenimi-nikoliv-ministerstvo/ (дата обращения: <
09.05.2020).
Koronadiktatura. Denik.cz. 23.03.2020. URL: https://www.denik.cz/komentare/komentar-lubos-palata-koronafasismus-20200322.html (дата обращения: 09.05.2020).
2
3
и экономический рост»5, — сказал венгерский премьер-министр. Одним из предметов встречи стал намеченный на 17-18 июля 2020 г. первый очный саммит ЕС, на котором планировалось обсудить новый долгосрочный бюджет ЕС и распределение пакета помощи по выходу из кризиса.
Накануне второй волной пандемии
Саммит в целом прошел удачно и премьеры «четверки» покинули его с воодушевлением, однако вскоре последовал «удар в спину» в отношении Польши и Венгрии. Еврокомиссия согласилась с мнением представителей ряда стран о том, что настало время надавить на Будапешт и Варшаву, увязав пакет мер по выходу из кризиса с требованиями исполнения норм ЕС по верховенству права. В этих условиях Венгрия и Польша приняли решение об использовании права вето при принятии Многолетних финансовых рамок ЕС на 2021-2027 гг., Плана восстановления и Регламента, устанавливающего связь между выделением европейских средств и соблюдением верховенства права.
Ужесточение противостояния происходило на фоне наступления второй волны коронавируса. В сентябре 2020 г. количество заболевших в странах Центральной Европы начало стремительно расти. За период с 10 по 20 сентября количество инфицированных в государствах Више-градской группы стало наивысшим за всю эпидемию. За сутки в Словакии фиксировалось до 290 случаев заражения, в Польше — 1002, в Венгрии — 1070, в Чехии — 3129. На фоне отметки в 31 млн больных в мире, это, конечно, было немного. Но в целом количество заболевших по сравнению с предельными уровнями весны выросло многократно: в Польше и Словакии примерно в 3 раза, в Венгрии — в 5, в Чехии — практически в 10 раз6. В качестве главной причины назывался летний отдых за границей.
В этих условиях вновь пришлось принимать ограничительные санитарно-эпидемиологические меры, однако с учетом уже имеющегося опыта. Их с полным основанием можно назвать «хирургическими», поскольку на этот раз тщательно учитывались экономические обстоятельства и правовая обоснованность. Таким образом предполагалось достичь максимально доступного в подобных условиях, граничащих с чрезвычайными, сохранности экономики и политической стабильности.
Тем не менее, оппозиция продолжала атаковать правительства, обвиняя их в неадекватной реакции на угрозу эпидемии. Так, всего за несколько осенних месяцев в Чехии сменилось три министра здравоох-
5 Ibid.
6 По личным расчетам на основании данных университета Дж. Хопкинса. URL: https://
coronavirus.jhu.edu/map.html (дата обращения 19.02.2021).
к
<
и <
ранения. В Венгрии бастовали студенты ряда столичных ВУЗ-ов, сочетая протест против смены руководства учебных заведений с неприятием жестких изоляционных мер. В Польше забастовки предпринимателей сменились массовыми выступлениями женщин против абортов, заодно обвинявших руководство страны в наступление на свободы. В Словакии нарастает протест в связи с неисполнением новым премьером И. Матови-чем своих предвыборных обещаний покончить с коррупцией и обуздать пандемию.
10 декабря 2020 года на заседании глав правительств стран ЕС Венгрия и Польша после напряженных и длительных переговоров, наконец сняли свое вето, которым они ранее блокировали принятие Многолетних финансовых рамок ЕС и Плана восстановления. Кажется, обе стороны облегченно вздохнули. Брюссель по поводу того, что можно было начинать раздел финансовых средств и приступать к планированию на национальном уровне в странах Евросоюза.
В Венгрии и в Польше скорее примирились с реальностью и порадовались тому обстоятельству, что удалось и деньги получить, и в некоторой степени сохранить лицо в условиях «25 против двоих». Именно сохранить лицо, поскольку главный положительный момент для Польши и Венгрии состоит лишь в том, что проект Заключения Еврокомиссии от 9 декабря 2020 г. позволяет Будапешту и Варшаве представить апелляцию в суд ЕС без риска приостановления финансирования ЕС во время юридических процедур7. В декларации также говорится, что государство-член, находящееся под угрозой санкций, вправе передать этот вопрос на рассмотрение Европейского Совета для углубленного обсуждения. И это предстоит сделать двум странам в 2021 году.
Вакцинация на весах медицины и политики
С 27 декабря в Европейском союзе стартовала кампания вакцинации. К применению разрешались вакцины, одобренные уполномоченным на то ведомством ЕС. Однако вишеградские страны постигло новое разочарование. Оказалось, что американских и европейских вакцин просто не хватает для прививки населения, а условия транспортировки первой одобренной к применению в ЕС немецко-американской вакцины BioNTech/ Pfizer требуют буквально акробатически филигранной отточенности что касается температурного режима. Также в малых партиях доступна другая американская вакцина Moderna и шведско-британская AstraZeneca, которой стремительно и вне одобрения ЕС прививается Британия.
7 Europe Daily Bulletin. № 12619. 10.12.2020.
к
<
и <
Вместе с тем наряду с изначальным неодобрением в Брюсселе применения российской вакцины Sputnik V, существует настороженность и в отношении китайского препарата Sinopharm и индийского Covaxin. Осторожное отношение к китайской вакцине вызвано естественными опасениями лекарства, произведенного в стране, до сих пор называемой главным очагом мировой эпидемии. Что касается вакцины Sputnik V, то здесь наряду с политической предубежденностью, существуют сомнения в том насколько страна, последние годы и даже десятилетия не отличавшаяся прорывными технологиями, могла, вдруг, произвести препарат заявленных качеств. И это несмотря на то, что в России фактически готовы к применению еще две вакцины — ЭпиВакКорона и вакцина Чумакова. Кроме того, информация, распространяемая в российских СМИ, о начале применения или об одобрении российской вакцины в Венгрии, например, явно опережала реальные события, что также бросало тень на процесс продвижения препарата, созданного в Институте Гамалеи. В то время, как западные компании строго блюдут секреты производства своих препаратов, Россия выдает патенты другим странам на производство самой дешевой в мире вакцины Sputnik V.
Венгрия продемонстрировала наиболее гибкую политику в отношении вакцинации. В условиях, когда Европейский союз объявил о готовности использовать только вакцины одобренные экспертами ЕС, и ими вполне ожидаемо, оказались евроатлантические вакцины, которые к тому же оказались в дефиците, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что в такой ситуации он намерен самостоятельно искать средства для обеспечения безопасности здоровья своих граждан. Венгерские специалисты еще в конце 2020 г. начали переговоры с российскими и китайскими производителями вакцин, сопровождая свои шаги активной кампанией поддержки в средствах массовой информации. Таким образом, Венгрия оказалась на первом месте в Европе по обеспеченности вакцинами благодаря именно вариативности в подходе к проблеме и заключила соглашения о поставках кроме одобренных в ЕС, также китайской вакцины Sinopharm и российской вакцины Sputnik V. Между тем, полным ходом продолжается вакцинация препаратами, одобренными к применению Еврокомиссией. Из них на первом месте немецко-американская, которой Венгрия закупила 6,6 млн (достаточно для привития 3,3 млн венгров). В небольшом количестве удалось получить и американскую вакцину Moderna. Было решено начать вакцинацию с пожилых граждан, медработников, педагогов и работников сфер обслуживания.
В Словакии изначально было принято решение прививать население исключительно вакцинами, одобренными Брюсселем. Несмотря на явную нехватку препарата и тяжелую эпидемиологическую ситуацию, словаки
к
<
и <
долго отказывались от переговоров с Россией о закупке Sputnik V из-за позиции партии бывшего президента Словакии Андрея Киски «За людей», являющейся членом правительственной коалиции. И это несмотря на большие надежды, возлагавшиеся министром здравоохранения Мареком Крайчи на российскую вакцину, как способную разрядить опасную обстановку в Словакии. Здесь важно отметить особый накал политических страстей, поскольку параллельно начался сбор подписей за новые парламентские выборы, в ходе которых оппозиция надеется отстранить от власти премьер-министра Игоря Матовича и его ближнее окружение.
В Польше также в первую очередь прививку начали получать люди старшего поколения. Вопрос о закупке русской вакцины не обсуждается и не вносится на повестку дня. Компания Pfizer обязалась поставить в Польшу 17 млн доз своей вакцины, однако пока они идут медленно. Еще 16 млн доз поляки намереваются получить от британской AstraZeneca. В центре дискуссии здесь вопрос о том, когда вакцинация обеспечит полякам популяционный иммунитет. Согласно позиции польской Академии Наук, для искоренения пандемии необходимо привить 60-70% населения, при условии, что привитый не болеет и не заражается8. Однако для этого вакцин необходимо больше.
Наиболее сложная эпидемиологическая ситуация в канун и после новогодних праздников складывалась в Чехии. Здесь вводятся новые меры санитарно-эпидемиологического контроля: особый тип защитных масок (если речь идет об обычных хирургических — то две одновременно), сокращение времени работы магазинов, переоборудование под госпитали спортзалов и т.п., закрытие межрайонных и частично и внешних границ. Как и повсюду, вакцин в Чехии не хватает. Поставки в размере 2,3 млн в месяц ожидаются в Чехии только в апреле 2021 г.9 Имеется в виду, что в апреле страна получит 1 602 300 доз от Pfizer/BioNTech, 276 600 доз от Moderna и 400 тыс. доз от AstraZeneca. Обеспокоенный темпами поставок препаратов на фоне роста заболеваемости, премьер-министр Чехии А. Бабиш заявил: «Мы должны уйти из политики. Единственный способ победить COVID-19 — это вакцины». Очевидно, имелись в виду возможные закупки по примеру Венгрии и Сербии российского и китайского препарата.
8 Polska kontra szczepionki: dtuga droga do konca pandemii. 04.01.2021.
URL: https://k17tykapolityczna.pl/kraj/polska-covid-19-kiedy-koniec-pandemii-szczepienia-2021/ (дата обращения 19.02.2021).
9 Prehledne: Kdy bude v Cesku víc vakcíny? Na jare mají dorazit miliony dávek. iDNES.cz. 19.02.2021. URL: https://www.idnes.cz/zpravy/domaci/vakcina-cesko-dodavky-jaro-miliony-kusu-ockovani (дата обращения 19.02.2021).
к
<
и <
Таким образом, в канун уже становящейся очевидной третьей волны пандемии, и на фоне обнаруживающейся неспособности Брюсселя обеспечить всех спасительной вакциной, центральноевропейские страны начинают отходить от стереотипов и самостоятельно искать другие спасительные пути вопреки обобщенной позиции Евросоюза. Один из таких путей — обращение и к российским разработкам, где, размышляя трезво, несмотря на наблюдавшееся в последнее десятилетие активное разрушение научного потенциала, все еще сохранились коллективы ученых, способные к современным высокотехнологичным научным разработкам. Осталось лишь не топить их усилия в политической кампании, и вспомнить о реальных «общечеловеческих ценностях».
Ушедший 2020 год принес огромную боль и страдания всему человечеству без исключений и разделений на расы, национальности, социальную принадлежность. Он отбросил состоявшиеся было планы, надежды на лучшее и благополучие людей на многие годы назад. Сосредоточившись в последнее десятилетие на ужесточении глобального противостояния, мировые лидеры забыли об элементарных биологических угрозах, позволив COVID-19 стать печальным символом года магических чисел 2020. Элиты не справились с этим бременем ни на одном из уровней. Вакцины, ограничительные меры — пока лишь больше связаны с надеждами, нежели с уверенностью на год предстоящий и последующие. Мы вступаем в новый год, не избавившись от бремени прошлого, может даже в еще большей тревоге за будущее. Разумным кажется в этих условиях разобраться в истинных причинах произошедшего и объединить усилия по поиску панацеи и налаживанию нормальной жизни хотя бы в том смысле, как мы это понимали еще в канун «ковидного» года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. № 24(207). DOI: 10.15211/analytics242020
Выборы в вишеградских странах 30 лет спустя. Особенности избирательных кампаний и предпочтений избирателей. Под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: ИЕ РАН, 2020. DOI: 10.15211/ report92020_376
REFERENCES
Shishelina, L.N. (2020). Posledstvija pandemii dlja central'noevropejskoj politiki i jekonomiki [Pandemic consequences for Central European politics and economy]. Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical papers of IE RAS]. 24(207). DOI: 10.15211/analytics242020
Shishelina, L.N. (ed.) (2020). Vybory v vishegradskih stranah 30 let spustja. Osobennosti izbiratel'-nyh kampanij i predpochtenij izbiratelej [Elections in V4 countries after 30 years. Features of 2019-2020 electoral campaigns]. Moscow: IE RAN. DOI: 10.15211/report92020_376
к
<
и <
The Visegrad Countries: Closing Down Page 2020
Author. Lyubov Shishelina, Doctor of Sciences (History), Head of the Department for Central and Eastern Europe, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Professor, Department of Foreign and Regional Policy Studies, RSUH. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: l.shishelina@gmail.com
Abstract. The article provides an overview of the course of the Covid-19 epidemic and the experience in combating its spread in the Visegrad Group countries. It also analyses the political processes and behaviour of the opposition that took place during the period when the first measures were undertaken by the regional governments. The relatively low incidence in the first wave of the spread of the disease allowed us to conclude that Budapest, Bratislava, Warsaw and Prague could have been marked by a special progress on this path. In spring infection and death rates here were significantly lower than in Western European countries. However, with the entry into the second wave, the situation began to deteriorate rapidly. Moreover, the evident difficulties that the governments had been facing, had been used by the opposition to its political profit. In the countries themselves, disputes over the legal security of the imposed restrictive measures and the effectiveness of means of supporting the population have escalated. In foreign policy - at the background of a pandemic there gained a new stage the efforts of the Brussels to press upon Budapest and Warsaw the EU rules of the primacy of law. On the eve of the already apparent third wave of pandemic, countries have begun vaccinating the population, but this is also not progressing as easily as expected. The tragedy of the situation is deteriorated by the fact that even a year after the beginning of the pandemic, not only the most effective ways to combat the spread of infection, but also the origin of the virus that killed millions of people in 2020, are still not precisely established, and this adds to the alarming expectations for the coming year and for the future in general.
Key words: Visegrad Four, pandemic, vaccination, Central Europe.