Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran12021111117 Любовь ШИШЕЛИНА
ОПЫТ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ
Аннотация. В статье последовательно анализируется опыт стран Вишеградской группы в борьбе с пандемией коронавируса. Сравнительно малая заболеваемость в первую волну распространения вируса позволяла сделать вывод об особых успехах, предпринимаемых Будапештом, Братиславой, Варшавой и Прагой на этом пути. Действительно, в разы меньшие по сравнению с западноевропейскими странами инфицированность и смертность наводили на такие мысли. Однако с вступлением во вторую волну ситуация начала стремительно ухудшаться. Причём происходили сбои на фоне явного присутствия политического фактора, внешнего и внутреннего. В самих странах обострялись споры по поводу правовой обеспеченности вводимых ограничительных мер и средств поддержки населения. Во внешнеполитической - на фоне противостояния Будапешта и Варшавы с Брюсселем не только по вопросам ограничительных мер, поставок вакцин, но также и конвергенционных условий. В канун очевидной третьей волны в странах началась вакцинация населения, которая продвигается не так легко, как предполагалось. Во-первых, вакцины катастрофически не хватает; во-вторых, не до конца понятно в каких условиях и кому можно и следует прививаться; в-третьих, продолжает действовать предубеждённость в отношении российской вакцины.
Ключевые слова: Вишеградская четвёрка, пандемия, вакцинация, Центральная Европа.
2020 год в мире и в Европе запомнится как самый трагичный в послевоенной истории, унёсший миллионы человеческих жизней и ограничивший выживших в неоценимых свободах передвижения и общения. Безусловно, правовые аспекты антиэпидемиологических мер ещё долго останутся объектом критики и изучения правоведами и общественниками всех стран, однако на настоящий момент, в силу продолжающейся неизвестности происхождения угрозы, как и её природы, они кажутся единственно правильными. В вишеградских странах за время пандемии от вируса и вызванных им осложнений умерло почти 80 тыс. человек (79 358 на середину февраля 2021 г.) В той или иной форме перенесли заболевание около 3,5 млн человек (3 365 645). И это только зарегистрированные случаи. Судя по официальной статистике, наиболее сложная ситуация в самой западной вишеградской стране - Чехии. И наверное - если бы не ограничительные профилактические меры, жертв могло бы быть и больше. Самое печальное, что и по прошествии года с официального объявления о новой угрозе человечество пребывает в растерянности, пытаясь бороться за выживание в буквальном смысле, но всё ещё с непредсказуемым результатом. Вакцин не хватает, а между тем новые и новые мутации ставят под сомнение эффективность уже созданных и протестированных.
© Шишелина Любовь Николаевна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН; профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected].
Статья поступила в редакцию: 28.02.2021.
Шаг в неизвестное
Поначалу низкие показатели заболеваемости в странах Вишеградской группы внушали оптимизм и надежду, что ситуацию удастся взять под контроль и локализовать эпидемию. Это позволило даже говорить об особом положительном опыте центральноевропейских стран, достойном внимания. Возможно, часть успеха заключена в том, что в странах Вишеградской группы меры начали принимать ещё до начала поступления директив из Брюсселя, несмотря на сравнительно малое по сравнению с западноевропейскими странами число заболевших и погибших на тот момент. В первую волну разница достигала десятков и сотен раз по сравнению с ведущими странами ЕС. Кроме того, медицинская статистика показывала, что все случаи вируса в государствах В4 завозные и связаны со странами, где в то время наблюдался пик эпидемии, и которые своевременно не закрыли свои границы1.
Возможно, одним из объяснений начального благополучия могло быть и то, что ранее правительства вишеградских стран вопреки нападкам Брюсселя ограничили приём мигрантов и их пропуск через свою территорию. Другим объяснением могла быть более привычная для этих стран мобилизационная готовность, в результате которой внушить населению необходимость соблюдать элементарные меры санитарной безопасности оказалось проще. Уже с конца января, т.е. до появления первых заболевших (они появились в регионе только в марте 2020 г.), в Венгрии и Чехии заработали штабы по борьбе с коронавирусом, отслеживавшие ситуацию в стране и в мире. И, невзирая на неодобрение Брюсселя, министр здравоохранения Чехии Адам Войтех 10 марта 2020 г. даже принял решение о закрытии границ страны для въезда и выезда2.
Меры по противодействию пандемии, принятые правительствами вишеградских стран на первом этапе, в целом были однотипными3. Прекращалась выдача виз гражданам Ирана, Китая, Южной Кореи, отменялось авиасообщение с этими странами, а также с уже сильно пострадавшими от пандемии Италией, Испанией, Германией. Постепенно вводились режимы чрезвычайного положения, школы и университеты переводились на дистанционное обучение. Одновременно закрывался выезд за границу и въезд в страну, а с середины марта 2020 г. был объявлен всеобщий карантин. Однако уже в 20-х числах марта стало понятно, что список мер необходимо расширять. Так, был введён запрет для граждан, не занятых в жизнеобеспечивающих отраслях, покидать место проживания. Появилось новое расписание работы магазинов и регламент их посещения.
В тоже время властями осуществлялись меры по поддержке граждан, вынужденных приостановить работу и лишившихся в результате основного заработка. В частности, вводились послабления по кредитам и ипотеке, дополнительные выплаты получили медицинские работники, многодетные семьи, средний класс4.
На таком фоне в ушедшем году состоялись парламентские выборы в Словакии5 и президентские - в Польше. И меры по борьбе с пандемией действующих представителей власти
1 Шишелина Л.Н. Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №11(194).
2 Там же.
3 Данные собраны по официальным сайтам правительств Вишеградских стран. URL: https://koronavirus.gov.hu/ intezkedesek; https://onemocneni-aktual ne. mzcr.cz/covid-19; https://www. minv. sk/?tlacove-spravy&sprava=korona virus; https://www.gov.pl/web/koronawirus (дата обращения 01.04.2020).
4 Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №24(207).
5 Ведерников М.В. Словакия: дилемма нового правительства // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 55-62. DOI: 10.15211/vestnikieran220205562
оказались в эпицентре критики их оппонентами1.
В мае в Центральной Европе строгие ограничения были сняты. Ускорить процесс требовала серьёзно ухудшившаяся экономическая обстановка на фоне неутешительных прогнозов на будущее. Странам региона предсказывали рецессию от 3 до 4%, рост безработицы, дефицит бюджета. И тем не менее, сравнительно быстрый выход из первой волны пандемии позволил лидерам «четвёрки» смотреть в будущее с оптимизмом. Так, на состоявшейся в Варшаве 3 июля 2020 г. встрече премьер-министров, по случаю передачи председательства от Чехии к Польше, В. Орбан положительно отозвался о деятельности А. Бабиша, оценив его талант финансиста. «Венгерскую позицию можно резюмировать так: у В4 был хороший год. Если мы посмотрим на это в европейском сравнении, то все мы блестяще справились с эпидемией и выиграли первую битву с пандемией во всех четырёх странах. Цифры это ясно показывают. Теперь нам предстоит следующая битва: за сохранение рабочих мест и экономический рост»2, - сказал глава правительства Венгрии. Одним из предметов встречи стал намеченный на 1718 июля Первый очный саммит ЕС, где планировалось обсудить новый долгосрочный бюджет ЕС и распределение пакета помощи по выходу из кризиса.
Перед второй волной пандемии
Саммит в целом прошёл удачно, однако вскоре последовал «удар в спину» наиболее независимо настроенным государствам ЕС - Польше и Венгрии. Еврокомиссия, согласилась с мнением представителей ряда стран о том, что настало время надавить на Будапешт и Варшаву, увязав пакет мер по выходу из кризиса с требованиями исполнения норм ЕС по верховенству права.
Ужесточение позиций происходило на фоне наступления второй волны коронавируса. В сентябре 2020 г. количество заболевших в странах Центральной Европы начало стремительно расти. С 10 по 20 сентября количество инфицированных в государствах Вишеградской группы достигло наивысших значений за всё время эпидемии. За сутки в Словакии фиксировалось до 290 случаев заражения, в Польше - 1 002, в Венгрии - 1 070, в Чехии - 3 129. На фоне отметки в 31 млн больных в мире, это, конечно, было немного. Но в целом количество заболевших по сравнению с предельными уровнями весны выросло многократно: в Польше и Словакии примерно в 3 раза, в Венгрии - в 5, в Чехии - практически в 10 раз .
Вновь пришлось прибегнуть к ограничительным санитарно-эпидемиологическим мерам, однако с учётом уже имеющегося опыта. Их с полным основанием можно назвать «хирургическими», поскольку на этот раз максимально учитывались экономические обстоятельства и правовая обоснованность. Таким образом, в условиях, граничащих с чрезвычайными, предполагалось достичь максимально доступного: сохранности экономики и политической стабильности.
Тем не менее, оппозиция продолжала атаковать правительства, обвиняя их в неадекватной реакции на угрозу эпидемии. Так, всего за несколько осенних месяцев в Чехии сменилось три министра здравоохранения. В Венгрии бастовали студенты ряда столичных ВУЗов, сочетая протест против смены руководства учебных заведений с неприятием жёстких изоляционных мер. В Польше забастовки предпринимателей сменились массовыми выступлениями женщин против абортов. В Словакии нарастал протест в связи с неисполнением новым премьером
1 Выборы в вишеградских странах 30 лет спустя. Особенности избирательных кампаний и предпочтений изби-
рателей / под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: ИЕ РАН, 2020. DOI: 10.15211/report92020_376 Ibid.
3 По личным расчётам на основании данных университета Дж. Хопкинса. URL: https://coronavirus.jhu.edu/ map.html (дата обращения 19.02.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1
И. Матовичем своих предвыборных обещаний разобраться с коррупционерами и... оседлать эпидемию.
Вакцина или третья волна?
Новое разочарование постигло вишеградские страны с известием о степени готовности европейских и американских вакцин. Оказалось, что их просто не хватает для прививки населения, а условия транспортировки первой одобренной к применению в ЕС немецко-американской вакцины BioNTech/Pfizer требуют буквально акробатически филигранной отточенности в соблюдении температурного режима. Также в малых партиях доступна другая американская вакцина Moderna и шведско-британская AstraZeneca, которой стремительно и вне одобрения ЕС прививается Британия. Вместе с тем, наряду с изначальным неодобрением Брюсселем применения российской вакцины Sputnik V, существует настороженность и в отношении китайского препарата Sinopharm и индийского Covaxin. Предубеждённость по отношению к китайской вакцине, скорее всего, вызвана естественными опасениями лекарства, произведённого в стране, до сих пор называемой главным очагом мировой эпидемии. К тому же по данным бразильского исследовательского института Бутантан в Сан-Паулу, эффективность вакцины от COVID-19, разработанной китайской фармкомпанией Sinopharm, оказалась почти на 30% ниже заявленной и составила всего 50,4% \
В вопросе о применении вакцины Sputnik V наблюдается обоюдная политизация. С одной стороны, антипропаганда активно поддерживается США, где производятся, хотя и в недостаточных количествах, сразу две вакцины, и общим политическим недоверием к созданному в «путинской России» лекарству под патронажем близкого руководству страны Фонда прямых инвестиций. И это несмотря на то, что в России фактически готовы к применению уже три вакцины, в том числе ЭпиВакКорона и вакцина Чумакова. В то время, как западные компании строго блюдут секреты производства своих препаратов, Россия выдаёт патенты другим странам на производство самой дешёвой в мире вакцины Sputnik V. Вместе с тем информация, распространяемая в российских СМИ, о начале применения или об одобрении российской вакцины в Венгрии явно опережала реальные события.
Между тем Венгрия продемонстрировала наиболее гибкую политику в отношении вакцинации. Когда Европейский союз объявил о готовности использовать только вакцины, одобренные экспертами ЕС, и ими вполне ожидаемо оказались те, что разработаны в Европе и США, да и их недостаёт, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что в такой ситуации он намерен самостоятельно искать средство для обеспечения здоровья своих граждан. Венгерские специалисты ещё в конце 2020 г. начали переговоры с российскими и китайскими производителями вакцин, сопровождая свои шаги активной кампанией поддержки в средствах массовой информации. Таким образом, Венгрия оказалась на первом месте в Европе по обеспеченности вакцинами благодаря именно вариативности в подходе к проблеме. В первой половине февраля в Венгрию прибыло 550 тыс. доз китайской вакцины Sinopharm и начали партиями поступать первые сотни из 2 млн вакцин Sputnik V, закупленных в России. Между тем полным ходом продолжается вакцинация препаратами, одобренными к применению Ев-рокомиссией. Из них на первом месте немецко-американская, которой Венгрия закупила 6,6 млн (достаточно для привития 3,3 млн венгров). В небольшом количестве удалось получить и американскую вакцину Moderna. Вакцинация в Венгрии началась 27 декабря 2020 г. При-
1 China's Sinovac defends Brazil results but regulators to look hard at data. South China Morning Post. 13.01.2021. URL, https,//www.scmp.com/news/china/article/3117588/chinas-sinovac-says-covid-19-vaccine-has-high-efficacy-after-lower (дата обращения 19.02.2021).
вивки российской вакциной в Венгрии стартовали 12 февраля и одним из первых её сделал «на камеру» ректор ведущего медицинского ВУЗа страны - университета им. Семмельвейса Бела Меркель1, несмотря на острую критику использования российской вакцины политической оппозицией. Трудно найти более очевидный случай соотношения политики и профессионализма. С ним может поспорить лишь заголовок в чешской газете Parlamentní listy: «Лучше умереть с США, чем жить с Россией?» . Ещё в январе главный санитарный врач страны Цецилия Мюллер привилась вакциной BioNTech/Pfizer, а премьер-министр Виктор Орбан 28 февраля привился китайской вакциной Sinopharm3.
К середине февраля в Венгрии было привито примерно 3,4% населения, из которых 1,3% уже получили обе дозы4.
В Словакии вакцинация также началась 27 декабря 2020 г. Уже привито 4,4% населения, из которых 1,3% получили и вторую дозу. Врачами используются исключительно вакцины, одобренные Брюсселем. Несмотря на явную нехватку препарата и тяжёлую эпидемиологическую ситуацию, представители партии бывшего президента Словакии Андрея Киски «За людей» 18 февраля заблокировали резолюцию о закупках российской вакцины Sputnik V. Как сообщил премьер-министр И. Матович, «его партнёр по коалиции настаивает на том, что в Словакии в принципе не будут вести речь о вакцине из России»5, даже несмотря на то, что министр здравоохранения Марек Крайчи возлагает большие надежды на российскую вакцину, способную разрядить опасную обстановку. Особый накал политических страстей вызван параллельно начавшимся сбором подписей за новые парламентские выборы, в ходе которых оппозиция надеется отстранить от власти Игоря Матовича и его ближнее окружение. Тем не менее, премьер-министр продолжил переговоры с Россией о поставках Sputnik Vв Словакию.
В Польше на середину февраля вакцинировано более 5% населения6. Вакцинация здесь, как и в других странах Евросоюза началась 27 декабря 2020 г. И также в первую очередь прививку получают люди старшего поколения. Несмотря на все усилия, с середины февраля, как и в соседних Чехии и Австрии, началось ухудшение ситуации, связанное с распространением нового штамма вируса. Закупка российской вакцины даже не обсуждается. Компания Pfizer должна поставить в Польшу 17 млн доз своей вакцины, однако пока они поступают медленно. Ещё 16 млн доз поляки намереваются получить от британской AstraZeneca.
В центре дискуссии здесь оказался вопрос о том, когда вакцинация обеспечит полякам популяционный иммунитет. По мнению польской Академии Наук, для искоренения пандемии необходимо привить 60-70% населения, при условии, что привитый не болеет и не зара-жается7. Однако до этой цифры ещё очень далеко. На днях, на фоне нового тревожного роста
1 Beoltották az orosz vakcinával Merkely Bélát. Magyar Hirlap. 18.02.2021. URL: https://www.magyarhirlap.hu/ belfold/20210218-beoltottak-az-orosz-vakcinaval-merkely-belat (дата обращения 19.02.2021).
2 Radsi umfít s USA nez zít s Ruskem? Matku nechat umfít kvùli Babisovi? Rusko, Sputnik a covid. Hodne jiny pohled. Parlamentnilisty. 16.02.2021. URL: https://www.parlamentnilisty.cz/arena/rozhovory/Radsi-umrit-s-USA-nez-zit-s-Rus kem-Matku-nechat-umrit-kvuli-Babisovi-Rusko-Sputnik-a-covid-Hodne-jiny-pohled-654035 (дата обращения 19.02. 2021). '
3 Orbán Viktor megkapta a védooltást. Index.hu. 28.02.2021. URL: https://index.hu/belfold/2021/02/28/megkapta-a-vedooltast-orban-viktor/ (дата обращения 28.02.2021).
4 Látjuk-e már a fényt az alagút végén? Így áll az oltással tózép-európa. Azonnali, 18.02.2021. URL: https://azonnali.h u/cikk/20210218_latjuk-e-mar-a-fenyt-az-alagut-vegen-igy-all-az-oltassal-kozep-europa (дата обращения 19.02.2021).
5 Vláda neschválila nákup vakcíny Sputnik. Mrzí ma, ze koalicny partner vytiahol najsilnejsiu zbrañ, tvrdí Matovic. HN Slovvensko. 19.02.2021. URL: https://slovensko.hnonline.sk/2302051-vlada-neschvalila-nakup-vakciny-sputnik-mrzi-ma-ze-koalicny-partner-vytiahol-najsilnejsiu-zbran-tvrdi-matovic (дата обращения 19.02.2021).
6 Niestety mamy bardzo duze poluzowanie dyscypliny. Tvn24. 18.02.2021. URL: https://tvn24.pl/polska/szczepionka-na-koronawirusa-ile-osob-jest-zaszczepionych-w-polsce-adam-niedzielski-w-sejmie-5023419 (дата обращения 19.02.2021). ' '
7 Polska kontra szczepionki: dluga droga do konca pandemii. 04.01.2021. URL: https://krytykapolityczna.pl/
суточного инфицирования премьер-министр Матеуш Моравецкий призвал Еврокомиссию заставить фармацевтические компании пунктуально выполнить соглашения о поставках вакцин.
Наиболее сложная эпидемиологическая ситуация складывается в Чехии. С середины февраля Германия закрыла границы с Чехией и Австрией. В самой Чехии вводятся новые меры санитарно-эпидемиологического контроля: особый тип защитных масок (если речь идёт об обычных хирургических - то две одноврéменно), сокращение времени работы магазинов, переоборудование под госпитали спортзалов и т.п.
По данным Dennik, правительство в ходе первого этапа планировало привить 680 тыс. вакцин, однако из-за задержки поставок было решено прививать тех, у кого подошёл срок для второй дозы. Таким образом, было привито всего немногим больше 293 тыс. человек, что для 10,5-миллионной Чехии слишком мало1. На конец января 2020 г. удалось привить лишь
2 3
примерно 2% населения . 2,3 млн доз в месяц ожидаются в Чехии только в апреле 2021 г. . В апреле страна должна получить 1 602 300 доз от Pfizer/BioNTech, 276 600 доз от Moderna и 400 тыс. доз от AstraZeneca. Обеспокоенный темпами поставок препаратов на фоне роста заболеваемости, премьер-министр Чехии А. Бабиш в начале февраля посетил Венгрию и Сербию для ознакомления с опытом работы с российской вакциной Sputnik V. По возвращении он заявил: «Мы должны уйти от политики. Единственный способ победить COVID-19 - это вакцины». Не исключено, если поставки вновь будут пробуксовывать, во внимание будет принята и настойчивость бывшего министра здравоохранения Романа Примулы, лоббирующего китайскую вакцину.
* * *
В канун уже становящейся очевидной третьей волны пандемии и на фоне очевидной неспособности Брюсселя обеспечить всех спасительной вакциной, центральноевропейские страны начинают отходить от стереотипов и, вопреки общей позиции Евросоюза, самостоятельно искать другие варианты. Один из таких путей - обращение к разработкам из России, где, размышляя трезво, несмотря на наблюдающееся разрушение научного потенциала, всё ещё сохранились творческие коллективы, способные к опережающим время высокотехнологичным разработкам. Осталось лишь не топить усилия учёных в политической кампании, и вспомнить о реальных «общечеловеческих ценностях».
Список литературы
Ведерников М.В. Словакия: дилемма нового правительства // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 55-62. DOI: 10.15211/vestnikieran220205562
Выборы в вишеградских странах 30 лет спустя. Особенности избирательных кампаний и предпочтений избирателей / под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: ИЕ РАН, 2020. DOI: 10.15211/report92020_376
Шишелина Л.Н. Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандеми-
kraj/polska-covid-19-kiedy-kpniec-pandemii-szczepienia-2021/ (дата обращения 19.02.2021).
1 Pnlis pomalé ockování v Cesku. Vakcínu má jen ctvrtina lidí nad 80 let. Dennik. 16.02.2021. URL: https://www. denik.cz/cesi-v-cislech/ppmale-pckpvani-cpvid.html (дата обращения 19.02.2021).
2 Mesíc pckpvání v Cesku. Spustil se registracní systém, kampañ stále není. iDNES.cz. 27.01.2021. URL: https://www. idnes.cz/zpravy/domaci/ockovani-koronavirus-vakcina-registracni-system-cesko-covid-19-blatny-babis.A210125_144 045_dpmaci_misl (дата обращения 19.02.2021).
3 Prehledne: Kdy bude v Cesku víc vakcíny? Na jare mají dprazit milipny dávek. iDNES.cz. 19.02.2021. URL: https:// www.idnes.cz/zpravy/dpmaci/vakcina-ceskp-dpdavky-jarp-milipny-kusu-pckpvani (дата обращения 19.02.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1
ей // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №11(194). DOI: 10.15211/analytics112020
Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №24(207). DOI: 10.15211/analytics242020 References
Shishelina, L.N. (2020). Posledstvija pandemii dlja central'noevropejskoj politiki i jekonomiki [Consequences of the pandemic for Central European politics and economy]. Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical papers of IERAS]. 24(207). DOI: 10.15211/analytics242020
Shishelina, L.N. (2020). Vishegradskie strany: otvetstvennost' gosudarstva v bor'be s pandemiej [Visegrad countries: state responsibility in the fight against the pandemic]. Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical papers of IERAS]. 11(194). DOI: 10.15211/analytics112020
Shishelina, L.N. (ed.) (2020). Vybory v vishegradskih stranah 30 let spustja. Osobennosti izbi-ratel'nyh kam-panij i predpochtenij izbiratelej [Elections in V4 countries after 30 years. Features of 2019-2020 electoral campaigns]. Moscow: IERAS. DOI: 10.15211/report92020_376
Vedernikov, M.V. (2020). Slovakija: dilemma novogo pravitel'stva [Slovakia: the new government's dilemma]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IERAS]. 2(14). P. 55-62. (InRussian). DOI: 10.15211/vestnikieran220205562
Experience of the Visegrad Countries in the Fight against the Pandemic
Author. Lyubov Shishelina, Doctor of Sciences (History), Head of the Department for Central and Eastern Europe, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Professor, Department of Foreign and Regional Policy Studies, RSUH. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article analyzes the experience of the Visegrad Group countries in the fight against the coronavirus pandemic. The relatively low incidence in the first wave of the spread of the disease allowed us to conclude that Budapest, Bratislava, Warsaw and Prague could have been marked by a special progress on this path. Indeed, the comparatively low infection and deaths rates here were significantly lower than in Western European countries. However, with the entry into the second wave, the situation began to deteriorate rapidly. Moreover, the evident difficulties that the governments had been facing, frequently pointed to the efforts of the opposition to use this situation to its profit. In the countries themselves, disputes over the legal security of the imposed restrictive measures and the means of supporting the population have escalated. In foreign policy - at the background of a pandemic there gained a new stage the efforts of the Brussels to press upon Budapest and Warsaw the EU rules of the primacy of law. On the eve of the already apparent third wave of pandemic, countries have begun vaccinating the population, but this is also not progressing as easily as expected. Firstly, they are tragically lacking in vaccine? And the Brussels seems helpless to improve the situation; secondly, it is not fully clear in what conditions and who can and should be vaccinated; and thirdly, the bias against the Russian vaccine continues to operate. However those were the Central European countries who started examining the Russian vaccine as well as the possible outcome from the situation.
Key words: Visegrad Four, pandemic, vaccination, Central Europe.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran12021111117