Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №5
УДК 327(437.6) Виктор НИКИТИН
СЛОВАКИЯ И ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА: ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аннотация. После формирования в марте 2020 г. новой правительственной коалиции во главе с Игором Матовичем словацкое правительство приняло два внешнеполитических документа, в которых анализировалась европейская повестка. Словацкий премьер участвовал в нескольких заседаниях Совета ЕС и в саммите ЕС 17-21 июля 2020 г. До приезда в Брюссель он посетил все страны Вишеградской четвёрки (В4). Как заседания Совета ЕС, так и встречи в рамках В4 имели ярко выраженную «пандемическую» составляющую: обсуждался в основном финансовый механизм ЕС по преодолению последствий COVID-19 (бюджет ЕС, Фонд восстановления и Инструмент ЕС для будущих поколений). Весьма положительно на итоги саммита ЕС для стран В4 повлияла организация видеоконференции 19 мая 2020 г. между премьер-министрами стран Центральной Европы и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. В настоящее время на повестку Совета ЕС выходят вопросы внешней политики, в особенности, кризис в Белоруссии.
Ключевые слова: Словацкая Республика, Евросоюз, Совет ЕС, Венгрия, Чешская Республика, Польша, бюджет ЕС, Фонд восстановления ЕС, Инструмент ЕС для будущих поколений, кризис в Белоруссии.
Несмотря на то что огромное влияние, которое коронакризис оказал не только на экономику стран Евросоюза (особенно Германии, Франции, Италии, Великобритании, а также стран Вишеградской группы)1, но и на международные отношения2, внешняя политика Словацкой Республики правительства Игора Матовича была довольно интенсивной. С 23 апреля 2020 г., когда состоялось первое заседание Совета ЕС после формирования новой правящей коалиции в Словакии, до второй половины октября словацкий премьер-министр посетил 5 европейских стран: Чешскую Республику (3 июня), Венгрию (12 июня), Польшу (3 июля), Бельгию (17-21 июля) и Австрию (9 сентября). Такой выбор показал, что словацкое правительство сосредоточено не только на европейской повестке, но, в основном, на сотрудничестве с Вишеградской четвёркой.
Первые шаги нового правительства во внешней политике
Проевропейская и трансатлантическая политика СР основана на программном заявлении кабинета Матовича (19 апреля 2020 г. )3. 27 мая 2020 г. правительство приняло документ
© Никитин Виктор Викторович - младший научный сотрудник Отдела Современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН. Адрес: 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32А. E-mail: viktor.nikitin.inslav@gmail.com.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2020.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520203844.
1 Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №24(207). С. 1-6; Белов В. Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 83-90.
2 Шумилин А.И. Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 14-21; Громыко Ал.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 4-13.
3 Ведерников М.В. Новое правительство Словакии: первый месяц в должности // Аналитические записки ИЕ
под названием «Приоритетные темы европейской политики СР на 2020 г.», чтобы определить национальные цели на данном направлении и улучшить межведомственную координацию. Материал состоит из 9 глав, каждая из которых кратко описывает текущие приоритетные направления в европейской внешней политике: Европейское зелёное соглашение, промышленная политика и государственная помощь, цифровые технологии, миграция, план восстановления и Многолетние финансовые рамки (МФР - бюджет ЕС на 2021-2027 гг.), положение после брекзита и отношения с Великобританией, Конференция о будущем ЕС, механизм Ев-рокомиссии по защите правового государства1.
Более детализированным стал второй документ, имеющий отношение к внешнеполитической концепции нового кабинета, - «Внешняя и европейская политика Словацкой Республики в 2020 г.». В нём освещены такие сферы, как развитие отношений с соседними государствами, с США, Россией, совместная внешняя политика и политика в области безопасности (в том числе и реакция НАТО на «новые вызовы и угрозы»), развитие Восточного партнёрства, а также сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки2.
Следует, однако, отметить, что в 2020 г. подавляющее большинство перечисленных в этих двух документах направлений отошли на второй план в связи с продолжающейся пандемией. Связанные с ней проблемы и проекты восстановления европейской экономики обсуждались на видеоконференции Совета ЕС 23 апреля 2020 г. ещё до принятия этого документа словацким правительством. Лидеры ЕС сосредоточили внимание на экономических последствиях пандемии COVID-19. Преобладали темы, касающиеся МФР и инструмента его надстройки в виде Фонда восстановления. Дискуссия вокруг этих сюжетов не затрагивала более глубокие технические детали, касающиеся параметров фонда, что дало Европейской Комиссии (ЕК) пространство при формулировании последующего проекта. Страны ЕС обозначили свои основные позиции по параметрам данного инструментария. Спорным оставалось лишь то, будут ли финансовые средства из данного фонда предоставляться в форме грантов или займов и га-
рантий3.
Интересы Словакии на данном заседании Совета ЕС были связаны с тремя основными вопросами. Во-первых, речь шла о создании Европейского инструмента временной поддержки по снижению рисков в области безработицы (SURE). Его целью стали поддержка схемы неполного рабочего дня и аналогичные меры, направленные на оказание помощи государствам в защите рабочих мест, работников и самозанятых от риска увольнений и потери дохода. Словацкое правительство высоко оценило данный проект: «Это очень важное средство для смягчения экономических, но особенно социальных и гуманитарных последствий настоящего кризиса. Оно может стать актуальным инструментом для СР. Мы предполагаем, что у страны будет право получить ссуды на сумму, значительно превышающую размер предоставлен-
~ 4
ных ею гарантий» .
Во-вторых, словацкий премьер-министр И. Матович инициировал новую тему, назвав сбережения от предотвращения налогового мошенничества возможным источником финансирования восстановления европейской экономики5. Этот вопрос он поднял и в ходе видеокон-
РАН. 2020. №20(203). С. 4-5. ,
1 Ürad vlady Slovenskej republiky (ÜV SR). Rokovanie vlady SR c. 22 z 27. 5. 2020. Prioritne temy europskej politiky na rok 2020. Р. 1-13. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/24904/1 (дата обращения 15.10.2020).
2 ÜV SR. Rrokovanie vlady SR c. 26 z 24. 6. 2020. Zahranicna a europska politika Slovenskej republiky v roku 2020. Slovensko v nestabilnom svete. Р. 1-16. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/24978/1 (дата обращения 15.10.2020).
3 Rokovanie vlady SR c. 16 z 30. 4. 2020. Informacia o priebehu a vysledkoch videokonferencie clenov Europskej rady dna 23. aprila 2020. Р. 1. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/24802/1 (дата обращения 15.10.2020).
4 Ibid. Р. 2.
5 Ibid. Р. 3.
ференции премьер-министров В4 с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, состоявшейся 19 мая 2020 г. Лидер ФРГ «политически поддержала эту идею, но на практике заниматься этим вопросом предстояло министру финансов ФРГ Олафу Шольцу. Она, однако, понимает, что в трудные времена гражданам важно видеть, что правительства ищут ресурсы для восстановления в разных местах, в том числе и там, где они исчезают»1.
В-третьих, словацкий глава правительства указал на асимметрию и нарушение справедливых условий для экономических операторов в ЕС: хотя «страны ЕС и предоставили государственную помощь в виде прямых средств или гарантий на общую сумму 1,7 трлн евро, половину этой суммы выделило только одно государство»2.
Дискуссия, начатая 23 апреля, была продолжена в последующие месяцы на заседаниях Европейской комиссии и Совета ЕС. Например, 19 июня 2020 г. состоялась вторая видеоконференция Совета ЕС, на которой обсуждались как новый проект МФР, так и проект Инструмента ЕС для будущих поколений (ИЕСБП; EU New generation). «Некоторые государства в очередной раз поставили под сомнение критерии распределения средств, а также те данные, которые использовались для определения национальных пакетов в рамках Инструмента восстановления, - отмечается в словацком правительственном документе. - В то же время весьма чётко сформировалась группа менее амбициозных стран, даже выходящая за рамки традиционной группы экономных государств (Австрия, Голландия, Дания, Швеция - В.Н.). Большинство представителей подчеркнули необходимость скорейшего достижения договорённости, а некоторые заявили, что данный проект является минимумом, необходимым для преодоления кризиса»3.
Словакия и В4: выработка совместных подходов
Со второй половины мая до начала июля 2020 г. премьер-министр И. Матович провёл ряд консультаций с лидерами стран В4, как в двустороннем, так и в многостороннем формате. 19 мая состоялась видеоконференция руководителей вишеградских правительств, где обсуждались Фонд восстановления ЕС и МФР. В её ходе к премьер-министрам присоединилась немецкий канцлер А. Меркель. Лидеры В4, обсуждая форму распределения средств, согласились с необходимостью выдвижения на первый план экономических критериев, которые можно измерить. Помощь должна была предоставляться в подавляющем большинстве в виде грантов. Чешская Республика полностью отвергла возможность предоставления кредитов. Критиковался ими и размер бюджета ЕС. Из-за текущего экономического спада в МФР могло не хватить 150 млрд евро. Таким образом, ответственные с бюджетной точки зрения и более успешные государства оказались бы в невыгодном положении.
Премьер Польши Матеуш Моравецкий обрисовал весьма разностороннюю палитру мнений в Евросоюзе по данному вопросу: «Италия, Испания, Португалия и Франция требуют другого распределения средств. Греция может оказаться в положении, схожем со странами Вишеграда, поскольку она особо затронута экономическими последствиями. Экономический прогноз Еврокомиссии для Испании и Италии хуже, чем, например, для Польши и Венгрии. Франция страдает от тяжёлого экономического спада, у неё высокий долг и большое количество смертей от COVID-19». Он предложил вишеградским коллегам занять общую позицию на саммите ЕС, в противном случае их могли бы проигнорировать в дискуссии между пред-
1 Ibid. Rokovanie vladv SR с. 25 zo 17. 6. 2020. Informacia o priebehu a vvsledkoch videokonferencie predsedov vlad kraün V4 s kancelarkou Nemeckei spolkovei republikv Angelou Merkelovou dna 19. maja 2020. Р. 3. URL: https ://rokovania. gov. sk/RVL/Material/24944/1 (дата обращения 20.10.2020).
2 Ibid. Rokovanie vlady SR с. 16 z 30. 4. 2020. ... Р. 3.
3 Ibid. Rokovanie vlady SR с. 26 z 24. 6. 2020. Informacia o priebehu a vysledkoch videokonferencie Clenov Europskej rady dna 19. jüna 2020. Р. 1. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/24993/1 (дата обращения 15.10.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №5
ставителями северных и южных государств ЕС1.
Во второй части видеоконференции канцлер Германии А. Меркель успокоила премьер-министра Чехии Андрея Бабиша по поводу метода финансирования помощи, сообщив, что Еврокомиссия займёт средства на финансовых рынках и предоставит их государствам в виде грантов. Ключевым моментом в вопросе выделения помощи было влияние кризиса на экономику отдельных государств. По её словам, важно, что заёмные средства подлежали возврату не в период действия МФР (2021-2027 гг.), а только в последующие годы2.
Главы правительств Словакии и Польши выразили озабоченность по поводу критериев перераспределения средств, напомнив о важности соотношения экономических и здравоохранительных показателей. В свою очередь канцлер ФРГ рекомендовала сформулировать для Еврокомиссии требования к критериям распределения, которые учитывали бы потребности стран Центральной Европы. А. Меркель рассматривала будущее объединение двух пакетов финансовых инструментов как преимущество, поскольку «предполагала, что государствам, получившим больше денег из Фонда восстановления, придётся снизить свои ожидания в отношении распределения финансовых средств из МФР»3.
В ходе двусторонних встреч И. Матовича с премьер-министром Чехии А. Бабишем в Праге (3 июня) и председателем правительства Венгрии В. Орбаном в Будапеште (12 июня) также обсуждалась европейская повестка. «Для нас неприемлемо, чтобы критерием выделения средств из Фонда обновления той или иной стране стала безработица, ведь средний её уровень за 2015-2019 гг. не имеет ничего общего с новым коронавирусом, - заявил А. Бабиш. - Счёт за пандемию мы получим в конце года, когда увидим снижение ВВП. Именно этот показатель всегда был главным критерием перераспределения средств». С его точки зрения, ЕС, встраивая в критерии распределения параметр безработицы, фактически говорит государствам: «Хочешь денег, создавай безработицу». Словацкий премьер признал, что подобные критерии для его страны приемлемы. «Однако мы понимаем, что этот предварительный вариант не благоприятен как для Венгрии, так и Чехии»4.
В ходе встречи с И. Матовичем в Венгрии В. Орбан высоко оценил позицию Словакии по проекту будущих МФР и программе восстановления ЕС, а также проявленное понимание в рамках В4 к позициям и аргументам Венгрии и ЧР относительно справедливого подхода ко всем странам ЕС. Его словацкий коллега отметил, что Словакия «подставила плечо своим ви-шеградским партнёрам», и на его солидарность в рамках В4 можно рассчитывать и в будущем5.
Вишеградское измерение словацкой внешней политики продолжилось визитом И. Мато-вича в Польшу 3 июля 2020 г. на встречу премьер-министров четырёх центральноевропей-ских стран. Там позиция А. Бабиша по критериям распределения финансовых средств в рамках МФР и ИЕСБП была поддержана В. Орбаном. И. Матович продемонстрировал понимание чешского и венгерского подходов, повторив, что данные критерии Словакию устраивают, и она может поддержать проект Еврокомиссии. Общую позицию В4 он усматривал в большей гибкости по использованию средств на национальном уровне6.
Результатом совместной политики Вишеградской группы и подключения канцлера ФРГ А. Меркель стали весьма удовлетворительные для этих стран итоги чрезвычайного саммита
1 Ibid. Rokovanie vlady SR с. 25 zo 17. 6. 2020. Informacia o priebehu a vvsledkoch videokonferencie predsedov vlad kraün V4 s kancelarkou Nemeckei spolkovei republiky Angelou Merkelovou dna 19. maja 2020. Р. 1. URL: https ://rokovania. gov. sk/RVL/Material/24944/1 (дата обращения 20.10.2020).
2 Ibid. Р. 2.
3 Ibid. Р. 2-3.
4 Ibid. Rokovanie vlady SR с. 26 z 24. 6. 2020. ... Р. 1-2.
5 Ibid. Р. 3.
6 Ibid. Р. 2-3.
Евросоюза (17-21 июля 2020 г.), на котором были приняты окончательные варианты МФР и ИЕСПБ. Государства Центральной Европы получили даже больший кусок «финансового пирога», чем тот, на который они изначально рассчитывали1.
Однако проект МФР к началу октября 2020 г. ещё не был принят Европарламентом, который обвинили в блокировании прогресса, достигнутого в середине 2020 г. Председатель Ев-ропарламента Давид Сассоли причиной задержки назвал не проект законодательного органа, который, по его мнению, соответствует интересам граждан ЕС, а отсутствие встречных предложений со стороны Европейского Совета .
Внешнеполитические темы на заседаниях Совета ЕС
Во второй половине 2020 г. на заседаниях Совета ЕС появляется внешнеполитическая тематика. Обсуждались деятельность Турции на шельфе Кипра, продление санкций против России, попытка государственного переворота в Мали, ответ ЕС на отравление А. А. Навального, а также ситуация в Нагорном Карабахе3. Однако центральное место, безусловно, стала занимать ситуация в Белоруссии. 19 августа 2020 г. правительство СР приняло «Позицию по ситуации в Белоруссии», в которой президентские выборы 9 августа 2020 г. были признаны несвободными и недемократическими. Словацкое правительство призвало А.Г. Лукашенко организовать тщательное расследование, немедленно освободить задержанных и безотлагательно провести новые президентские выборы4. Две недели спустя кабинет И. Матовича решил создать Фонд поддержки гражданского общества в Белоруссии, которому перечислил 250 тыс. евро. Эта сумма была покрыта за счёт средств, первоначально предназначавшихся для помощи Италии в связи с пандемией COVID-195.
Ситуация в Белоруссии обсуждалась на двух заседаниях Совета ЕС. На первом из них, 29 августа 2020 г., его председатель Ш. Мишель предложил четыре ключевых принципа реагирования на возникшую ситуацию: солидарность с протестующими и непризнание президентских выборов, осуждение насилия и безоговорочное освобождение задержанных, быстрое введение адресных санкций и инклюзивный диалог с гражданским обществом6.
Словацкий премьер И. Матович полностью поддержал европейских коллег, подчеркнув две основные политические линии словацкого подхода: во-первых, позитивная стратегия -распростёртые объятия для простых людей и, во-вторых, жёсткие санкции. С его точки зрения, санкционный список может быть более длинным и должен включать представителей режима, армии, полиции или тех институтов, которые финансируют государственную власть7.
Обращает на себя внимание та трактовка вмешательства во внутренние дела Белоруссии, которая весьма откровенно прописана в словацком правительственном документе: «Ещё одним важным моментом обсуждения стало невмешательство третьих стран во внутренние
1 Шишелина Л. Н. Успех Вишеградских стран на постковидном саммите ЕС // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4. С. 55-56.
2 ÚV SR. Rokovanie vlády SR с. 40 z 7. 10. 2020. Informácia o priebehu a vysledkoch mimoriadneho zasadnutia Európskej rady v dñoch 1. а 2. októbra 2020 v Bruseli. Р. 1. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/25354/1 (дата обращения 20.10.2020).
3 Ibid. Р. 2.
4 Ibid. Rokovanie vlády SR с. 33 z 19. 8. 2020. Stanovisko vlády Slovenskej republiky k situácii v Bielorusku. Р. 1. URL: https : //rokovania. gov. sk/RVL/Material/2 5171/1 (дата обращения 20.10.2020).
5 Ibid. Rokovanie vlády SR с. 35 z 2. 9. 2020. Návrh na vytvorenie Fondu na podporu bieloruskej obcianskej spo-locnosti v nadväznosti na udalosti po neslobodnych, nedemokratickych a zmanipulovanych prezidentskych vofbách v Bielorusku 9. augusta 2020 - nové znenie. Р. 1. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/25215/1 (дата обращения 20.10.2020).
6 Ibid. Rokovanie vlády SR с. 34 z 26. 8. 2020. Informácia o priebehu a vysledkoch mimoriadnej videokonferencie Clenov Európskej rady dña 29. augusta 2020. Р. 2. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/25195/1 (дата обращения 20.10.2020).
7 Ibid. Р. 3.
дела Белоруссии. Сильный голос ЕС в поддержку прав и свобод человека не должен рассматриваться как вмешательство»1. Таким образом, можно сделать заключение, что Брюссель сам назначил себя арбитром демократии и прав человека в Белоруссии.
Совет ЕС вернулся к ситуации в Беларуси на внеочередном заседании 1 -2 октября 2020 г. После нескольких безуспешных попыток его члены наконец ввели санкции. В санкционный список вошли 40 человек, которых посчитали ответственными за манипуляции результатами недавних президентских выборов. Несмотря на призывы нескольких стран ЕС, А.Г. Лукашенко на данный момент не включили в санкционный список2.
* * *
Словацкая внешняя политика, как и дипломатия других стран Вишеградской группы, добилась на европейском направлении впечатляющих результатов. Отчасти - благодаря их общей позиции на саммите ЕС и нарастающей напористости, отчасти - из-за готовности А. Меркель к компромиссу. Как представляется, эти тенденции в дальнейшем будут сохраняться, возможно, даже расширяться, т.к. до саммита Совета ЕС 1-2 октября 2020 г. главы више-градских правительств согласовали позиции со своими коллегами из Греции, Италии, Португалии и Испании. Хотя по доступным на данный момент документам и не удалось установить то влияние, какое оказали эти консультации, тем не менее, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, по словам А. Меркель, Германия с Францией поддерживали создание Фонда обновления в размере 500 млрд евро, а южные государства настаивали на двукратном его увеличении; в итоге он составил 750 млрд евро, что можно считать победой именно «южного крыла» ЕС. Во-вторых, с учётом экономических последствий пандемии, повлиявшей на В4 (в особенности, Чехию и Словакию), представляется, что Центральной Европе более соответствуют подходы южных государств, чем позиции стран Севера, или т.н. «экономной четвёрки». Таким образом, можно говорить о двух направлениях деятельности вишеградских правительств на заседаниях ЕС: с одной стороны, происходят их консультации с локомотивом европейской экономики в лице А. Меркель, а с другой - ведутся переговоры с «южным крылом», которое одержало существенную победу на заседании ЕС в середине 2020 г. Такой под-ход может привести к очередным успехам на европейском направлении внешней политики В4.
Список литературы
Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 83-90. DOI: 10.15211/vestnikieran220208390.
Ведерников М.В. Новое правительство Словакии: первый месяц в должности // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №20(203). URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uplo ads/analitika/2020/an203 .pdf (дата обращения 15.10.2020).
Громыко Ал.А. Коронавирус как фактор мировой политики. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 4-13. DOI: 10.15211/vestnikieran22020413.
Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №24(207). URL: https://www.instituteofeurope.ru/ images/uploads/analitika/2020/an207.pdf (дата обращения 15.10.2020).
Шишелина Л.Н. Успех вишеградских стран на постковидном саммите ЕС // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4(16). С. 51-57. DOI: 10.15211/vestnikieran420205157.
1 Ibid. Р. 2.
2 Ibid. Rokovanie vlady SR с. 40 z 7. 10. 2020. Informacia o priebehu a vysledkoch mimoriadneho zasadnutia Euro-pskej rady v dnoch 1. a 2. oktobra 2020 v Bruseli. Р. 2. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/25354/1 (дата обращения 20.10.2020).
Шумилин А.И. Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2(14). С. 14-21. DOI: 10.15211/vestnikieran220201421.
References
Belov, V.B. (2020) Posledstviya pandemii koronavirusa dlya ekonomiki Germanii [Consequences of the coronavirus pandemic for the German economy]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific-analytical herald of IE RAS]. 2(14). Р. 83-90. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220208390.
Gromyko, Al.A. (2020) Koronavirus kak faktor mirovoy politiki [Coronavirus as a factor in world politics]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific-analytical herald of IE RAS]. 2(14). Р. 4-13. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22020413.
Shishelina, L.N. (2020) Posledstviya pandemii dlya tsentral'noyevropeyskoy politiki i ekonomiki [Consequences of pandemic for Central European politics and economy]. Analiticheskiye zapiski IE RAN [Analytical papers of IE RAS]. 24(207). Available at: https://www.instituteofeurope.ru/ images/uploads/analitika/2020/an207.pdf (accessed 15.10.2020).
Shishelina, L.N. (2020) Uspekh vishegradskikh stran na postkovidnom sammite ES [The success of Visegrad countries at the postcovid summit of EU]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific-analytical herald of the IE RAS]. 4(16). P. 51-57. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran420205157.
Shumilin, A.I. (2020) Faktor pandemii vo vneshney politike Yevrosoyuza [Pandemic factor in the foreign policy of the European Union]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific-analytical herald of the IE RAS]. 2(14). P. 14-21. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220201421.
Vedernikov, M.V. (2020) Novoye pravitel'stvo Slovakii: pervyy mesyats v dolzhnosti [New Slovak government: first month in the position]. Analiticheskiye zapiski IE RAN [Analitycal papers of IE RAS]. 20(203). Available at: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/ an203.pdf (accessed 15.10.2020). (In Russian).
Slovakia and V4: European Dimension
Author. Victor Nikitin, Junior Researcher, Institute for Slavic Studies, Russian Academy of Sciences. Address: 32A, Leninsky pr., Moscow, Russia, 119991. E-mail: viktor.nikitin.inslav@ gmail.com.
Abstract. After the formation in March 2020 of a new government coalition led by Igor Ma-tovic, the Slovak government has adopted the foreign policy concept analyzing the European agenda. The Slovak Prime Minister participates in several meetings of the EU Council and at the EU summit on July 17-21, 2020. Before his arrival in Brussels, the Slovak politician visited all the countries of the Visegrad Four. Both the meetings of the EU Council and bilateral and multilateral negotiations within the Visegrad Group had a pronounced «pandemic» component: they mainly discussed the EU instruments for overcoming the consequences of COVID-19 (EU budget, Recovery Fund and Next generation EU). The organization of a videoconference between the Prime Ministers of the Central European countries and the German Chancellor Angela Merkel on May 19, 2020, had a very positive effect on the satisfactory results for the Visegrad countries of the EU Summit. As the pandemic subsides, on the agenda of European Council appeared foreign policy issues, especially the Belarus crises.
Key words: Slovak Republic, European Union, European Council, Hungary, Czech Republic, Poland, EU budget, EU recovery fund, Next generation EU, the Belarus crisis.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520203844.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №5