Научная статья на тему 'ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА НА ФОНЕ ВЫЗОВОВ 2020 ГОДА'

ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА НА ФОНЕ ВЫЗОВОВ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / США / РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / VISEGRAD GROUP / EUROPEAN UNION / USA / RUSSIA / BELARUS / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шишелина Любовь Николаевна

2020 год, кроме пандемии и карантина, стал для государств Вишеградской группы (B4) насыщенным важными событиями внутреннего порядка и международной значимости. Каждое из них - каким бы разноуровневым ни казалось, укладывается в занимательную мозаику возрождения новой центральноевропейской идентичности. Борьба с пандемией показала наличие внутреннего стержня вишеградских стран, понимание ими реальной иерархии приоритетов, в которой никто не упразднял национальный уровень. Вишеградская сплоченность и взаимная поддержка Венгрии, Польши, Словакии и Чехии стали весомым подспорьем при распределении бюджетных средств ЕС на новый период и средств помощи национальным экономикам по выходу из кризиса. Вместе с тем ряд других событий международного плана показал гибкость этой структуры во имя сохранения В4 как регионального фактора. Вишеградскую группу и с практической, и с теоретической точки зрения можно рассматривать как новую форму регионального европейского взаимодействия, опыт и умение которой быстро находить ответы на актуальные вызовы заслуживают внимания других межгосударственных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISEGRAD GROUP IN LIGHT OF CHALLENGES 2020

The year 2020, despite the pandemic and quarantine, saw a wide range of important events of domestic and international significance for the Visegrad countries. Each of them, no matter how different they may seem, fit into an interesting mosaic of the revival of a new Central European identity. The fight against the coronavirus pandemic has revealed the inner core of the Visegrad countries, their understanding of the real hierarchy of priorities, in which no one has abolished the national level. The Visegrad solidarity and mutual support of Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic proved to be a very significant help in defending their rights in Brussels in allocating budget funds to help national economies to overcome the crisis. However, a number of other international developments have shown the flexibility of B4 as a regional factor. The Visegrad group, both from a practical and theoretical point of view, can be considered as a new form of regional European interaction that deserves the attention of other interstate associations for its experience and ability to find answers to current challenges quickly.

Текст научной работы на тему «ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА НА ФОНЕ ВЫЗОВОВ 2020 ГОДА»

УДК 327

Любовь ШИШЕЛИНА

ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА НА ФОНЕ ВЫЗОВОВ 2020 ГОДА

Статья поступила в редакцию 17.09.2020

Аннотация. 2020 год, кроме пандемии и карантина, стал для государств Вишеградской группы (В4) насыщенным важными событиями внутреннего порядка и международной значимости. Каждое из них - каким бы разноуровневым ни казалось, укладывается в занимательную мозаику возрождения новой центральноевропейской идентичности. Борьба с пандемией показала наличие внутреннего стержня вишеградских стран, понимание ими реальной иерархии приоритетов, в которой никто не упразднял национальный уровень. Више-градская сплоченность и взаимная поддержка Венгрии, Польши, Словакии и Чехии стали весомым подспорьем при распределении бюджетных средств ЕС на новый период и средств помощи национальным экономикам по выходу из кризиса. Вместе с тем ряд других событий международного плана показал гибкость этой структуры во имя сохранения В4 как регионального фактора. Вишеградскую группу и с практической, и с теоретической точки зрения можно рассматривать как новую форму регионального европейского взаимодействия, опыт и умение которой быстро находить ответы на актуальные вызовы заслуживают внимания других межгосударственных объединений.

Ключевые слова: Вишеградская группа, Европейский союз, США, Россия, Белоруссия, региональное взаимодействие.

2020 год для вишеградских стран был годом больших испытаний, как и для всего мира, но одновременно и годом укрепления национальной решимости, проявленной на фоне изначальной растерянности ведущих стран Евросоюза перед масштабной пандемией. В середине года «четверке» предстояло испытать свои позиции на фоне утверждения нового многолетнего бюджета ЕС, определиться с трансатлантической позицией, а события в Белоруссии осенью стали своеобразным моментом истины. В данной статье мы не просто предлагаем анализ событий внутреннего и международного измерения, а суммируя их, пытаемся представить каче-

© Шишелина Любовь Николаевна - д.и.н., заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы, Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: l.shishelina@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520208998

ственно новый по сравнению с началом трансформаций и вступления в ЕС и НАТО этап в политическом развитии этих стран. Наблюдаемые в Вишеградской группе тенденции свидетельствуют как о завершении процесса их «возвращения в Европу», так и о зарождении нового центра, приближающего страны В4 к несопоставимо более важной роли в современных и будущих цивилизационных процессах, нежели это было до начала реформ и на их первом этапе.

Региональный ответ пандемии

Загадкой для многих стал успех вишеградских стран в борьбе с коронавирусом на весеннем этапе пандемии. Мы уже называли несколько возможных причин, почему статистика заболеваемости этих государств была ниже ведущих европейских стран и тем более - США [Шишелина, 2020a; Шишелина, 2020b]. Среди предположений были унаследованная от предыдущей социальной системы способность к быстрой мобилизации хозяйственных отраслей и населения; чувство осторожности и ответственности; вероятность более низкого уровня выявляемости заболевших. Тем не менее опережающие в сравнении с другими европейскими странами и США санитарно-гигиенические требования свидетельствуют скорее о первой группе факторов, нежели о низком уровне тестирования. Напомним, что в разгар пандемии прошли парламентские выборы в Словакии, причем очные, и это не привело к значительному увеличению числа заболевших. Уже на исходе карантина выборы президента прошли в Польше, и также не был отмечен рост инфицирования. Позже, в период спада пандемии, низкий уровень заболеваемости в центральноевропейских странах начали объяснять активным сопротивлением приему беженцев из Африки и с Ближнего Востока. Не исключаем, что эта догадка также имеет основания, так как никто не контролирует прибывающих в Европу, их контакты и состояние здоровья. Судя по географии интенсивности потоков, как раз Италия, Испания и Германия, а также Франция и Великобритания являются основными целевыми пунктами мигрантов. Эта версия косвенно подтверждается и тем, что в четырех више-градских странах первыми заболевшими стали люди либо прибывшие из Италии, Германии и Испании, либо студенты из стран Востока.

Весной было много критики в отношении мер, принятых руководством Венгрии и Чехии в борьбе с пандемией. В первом случае осуждались меры по усилению на период карантина полномочий кабинета министров Венгрии и его председателя, оформленные законодательным путем. Во втором, как ни парадоксально, под судебное разбирательство попали ограничительные меры министра здравоохранения Чехии, вводившиеся им ad hoc, без траты времени на законодательное оформление [Шишелина, 2020b: 3]. Меры правительства также стали предметом критики в обеих избирательных кампаниях - и в Словакии, и в Польше [Ведерников, 2020: 2, Шишелина, 2020b: 2]. Как гласит поговорка, «кто сидит - не спотыкается». Объектом часто безответственной и безосновательной критики оппонентов можно стать всегда, достаточно проявить инициативу.

Следует отметить, что вишеградские страны раньше руководства ЕС осознали масштаб угрозы и необходимость реагировать на национальном уровне [Шишели-на, 2020a: 5, Дрыночкин, 2020]. Этот факт подтвержден хронологией событий. По инициативе вишеградских лидеров Германия отменила запрет на экспорт в эти

страны товаров медицинского назначения первой необходимости [Шишелина, 2020а: 4]. В4 одними их первых сняли карантин в мае-июне, озаботившись перспективами экономики и благосостояния населения. Во всех странах были своевременно оценены экономические последствия пандемии и приняты пакеты мер по выводу экономики из кризиса. Они базировались на прогнозе Еврокомиссии, согласно которому1 на фоне средней по Евросоюзу рецессии в 6—7%, спад производства в Вишеградских странах ожидался около 4—7%, где в лучшей позиции находилась Польша (4,3%) и в худшей - Венгрия (7%). Как показал первый посткарантинный квартал, на фоне падения уровня производства в среднем по ЕС на 27-28%, в Венгрии он составил 30%2, ненамного отстала Словакия. По уровню инфляции «четверке» также не было чем похвастаться. В июле у Венгрии он составил - 3,9%, у Польши - 3,7%, в Чехии - 3,4% и только Словакия вышла на 1,8% на фоне среднего показателя в Еврозоне на уровне 0,3%3. Все это требовало принятия безотлагательных мер поддержки экономики, что и было сделано. Особое значение имели меры государственной помощи населению. В вишеградских странах за время пандемии существенно вырос уровень заработных плат: в Польше - на 17%, в Словакии на 12% и в Чехии - на 11%4.

По данным университета Джона Хопкинса заболеваемость в вишеградском регионе остается сравнительно низкой, но демонстрирует некоторый рост. С 1 сентября Венгрия возобновила строгие карантинные меры для соотечественников и закрыла въезд в страну для иностранцев, оставив лишь некоторые послабления для граждан стран В4. Ограничительные меры, однако, сугубо санитарного характера, были приняты и в других вишеградских странах на фоне подъема показателей заболеваемости. Новый всплеск пандемии специалисты связывают с возвращением туристов с отдыха из Италии и других средиземноморских стран, а также с началом учебного года и в целом с завершением периода отпусков. Отметим, что ни в одном из случаев не предусматривались пока жесткие меры в отношении предприятий, однако власти рекомендовали вернуться к ужесточению правил нахождения в общественных местах, таких как магазины, поликлиники, учебные заведения, транспорт. В Чехии предложили сократить рабочую неделю. Дальнейшим ограничениям по численности и локации подверглись массовые мероприятия.

На первую половину сентября 2020 г. наибольшее число заболевших зарегистрировано в Польше (73 047). В Чехии эта цифра составила 33 860, в сравнимой по численности населения Венгрии - 11 825. Меньше всего заболевших, как и в первую волну, было зафиксировано в Словакии - 5 252. Однако и с этими показателями страны Центральной Европы находятся примерно в середине глобального списка: Польша на 46-ом, Чехия на 66-ом, Венгрия и Словакия соответственно на

1 Magyarorszag szereny mentocsomaggal eshet a legnagyobbat a V4-ek kozott/Napi.hu. 08.05.2020.URL: https://www.napi.hu/magyar_gazdasag/koronavirus-valsag-v4-magyar-lengyel-cseh-szlovak-gazdasag-

visszaeses.705786.html?utm_source=index.hu&utm_medium=doboz&utm_campaign=link (дата обращения: 21.08.2020)

2 BQE. 2020. N. 12506. 16 June 2020.

3 BQE. 2020. N. 12530. 18 July 2020.

4 BQE. 2020. N. 12499. 5 June 2020.

91 и на 109-ом. Можно надеяться, что уже принятые в первых числах сентября меры позволят сохранить этим странам имидж наиболее успешных борцов с мировой пандемией.

Внешняя политика

Несмотря на претензии Венгрии, Польши и Чехии, преимущественно связанные с нормативными правилами Евросоюза, эти страны получили весьма внушительные средства на первом очном саммите ЕС, прошедшем в Брюсселе в июле 2020 г., на преодоление последствий кризиса и на развитие своих экономик в новом бюджетном периоде. Это подчеркивалось в ходе выступлений лидеров вишеградских стран на совместной пресс-конференции по завершении встречи на высшем уровне, так и в отчетах премьер-министров перед населением. Очень эмоционально прозвучало выступление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Он подчеркнул, что лидеры вишеградских стран отстояли не только справедливость в распределении финансов, но и честь своих наций, показав, что не позволят диктовать извне условия для развития отечественных политических систем. «Никому не позволено воспитывать нас, страны, которые преодолели несравнимые испытания в борьбе за свободу своих наций в тяжелейших условиях тоталитаризма»1. Таким образом, в Европе вишеградские страны отстояли и упрочили свои позиции, еще раз убедившись в результативности совместных действий.

Венгрия может получить от ЕС 52,8 млрд евро в 7-летнем бюджетном периоде, начинающемся в 2021 г. Это примерно на 35% больше, чем в предыдущем бюджете. Польша получит 124 млрд евро или до 160 млрд евро вместе с кредитами. Премьер-министр М. Моравецкий назвал это «беспрецедентной» суммой. Чехия и Словакия также остались довольны принципом распределения централизованных бюджетных средств. Чехии было выделено 35 млрд евро в рамках 7-летнего бюджета и еще 15,5 млрд евро в виде кредитов на льготных условиях2. Словакия получит 18,6 млрд евро и еще 7,5 млрд евро из Фонда восстановления. Также она сможет использовать 8 млрд евро из предыдущего бюджета, не востребованные ранее3.

Другое большое испытание, которое страны Центральной Европы преодолели летом 2020 г. - это переговоры с США. В начале августа госсекретарь США Майкл Помпео с пятидневным рабочим визитом посетил ряд стран Центральной Европы. Целью поездки, наряду с Австрией и Словенией, стали Чехия и Польша. Собственно, с Чехии и началось 11 августа турне высокого представителя Белого дома. Незадолго до президентских выборов в США Вашингтон попытался упрочить пози-

1 Viktor Orban and Mateusz Morawiecki explain the EU Deal. Poland and Hungary joint press conference. YouTube. User: EU Debated|eudebated.tv 20.07.2020. URL:https://www.youtube.com/watch?v=rgJMDGYU7QU (дата обращения: 20.08.2020)

2 Czech PM Babis is happy with the results of EU summit. ReMix. 21.07.2020. URL: https://rmx.news/article/article/czech-pm-babis-is-happy-with-results-of-eu-summit (дата обращения: 21.08.2020)

3 EU deal on recovery fund: Great news for Slovakia, says PM Matovic. The Slovak spectator. 21.07.2020. URL: //https://spectator.sme.syc/2245n06/eu-deal-on-recovery-fund-great-news-for-slovakia-says-pm-matovic.html (дата обращения: 10.08.2020)

ции в важном стратегическом регионе с возможностью продвинуть далее на восток, к границам России, войска НАТО, частично выводимые из Германии, и оградить страны региона от чрезмерной зависимости от российских энергоресурсов. Визит рассматривался и как очередной ход в шахматной игре с Китаем на доске Центральной Европы. На этот раз на повестке стояли проекты компании Хуавей , в частности, обсуждалась роль Пекина в развитии современных технологий и возможные угрозы, которые с этим связаны. В ходе обмена мнениями между министрами иностранных дел были высказаны схожие позиции по ситуации в Белоруссии2.

Однако больших результатов М. Помпео достиг в Варшаве, где 15 августа было подписано польско-американское Соглашение о расширенном сотрудничестве в области обороны (U.S.-Poland Enhanced Defense Cooperation Agreement - EDCA). Министр иностранных дел Польши Мариуш Блащак отметил: «Подписанное сегодня мной и госсекретарем Помпео соглашение является венцом наших совместных усилий и завершением важнейшего этапа, связанного с усилением присутствия вооруженных сил США в Польше»3.

Соглашение регулирует, среди прочего, сферу материально-технического обеспечения, а также использование объектов и районов американскими войсками, которые будут дислоцированы в Польше. В соответствии с EDCA Варшава обязуется принимать передовые элементы штаба пятого корпуса армии США. В целом создаваемая инфраструктура позволяет разместить до 20 тыс. американских солдат. Мариуш Блащак особо подчеркнул, что Соглашение создает правовую базу для постоянного присутствия вооруженных сил США в Польше, как в запланированном на данный момент объеме, так и возможность дальнейшего его расширения. Открыта возможность усилить присутствие американских войск в Польше, а также организовать гораздо больше американских военных учений на ее территории. «Постоянное присутствие американских войск в нашей стране, вместе со сбалансированной и последовательной технической модернизацией вооруженных сил и постоянным увеличением численности армии, создают комплексную систему, которая обеспечивает нашу безопасность», - заявил польский министр4

1 Pompeo kicks off central Europe tour, Huawei dominates agenda. Aljazeera 11.08.2020. URL: https://www.aljazeera.com/news/2020/09/protests-lukashenko-arrives-russia-talks-putin-200914081656116.html (дата обращения: 21.08.2020)

Americky ministr Pompeo navstivil Plzen. Novinky cz. 11.08.2020. URL: https://www.novinky.cz/domaci/clanek/ministr-petricek-jednal-s-americkym-protejskem-pompeem-40333075 (дата обращения: 21.08.2020)

2 Ministr Petficek jednal v Plzni s ministrem zahranici USA Pompeem. MFA cz. 12.08.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?list=PLDUjE6ggdeYGaQ0q9ws0Af_8D0XkecMi7&tim e_continue=21&v=91Dykb6oQL0&feature=emb_title (дата обращения: 21.08.2020)

3 New U.S.-Poland Enhanced Defense Cooperation Agreement signed. Gov.pl. 15.08.2020. URL: https://www.gov.pl/web/national-defence/new-us-poland-enhanced-defense-cooperation-agreement-signed (дата обращения: 21.08.2020)

4 New U.S.-Poland Enhanced Defense Cooperation Agreement signed. Gov.pl. 15.08.2020. URL: https://www.gov.pl/web/national-defence/new-us-poland-enhanced-defense-cooperation-agreement-signed (дата обращения: 21.08.2020)

Оценивая визит М. Помпео, нельзя не отметить и его продуманную идеологическую составляющую, призванную подчеркнуть роль США в освобождении региона от фашизма и коммунизма. В чешском Пльзене он посетил мемориал «Спасибо Америка!», в Польше говорил о важности 100-летнего юбилея битвы за Варшаву и Варшавском восстании 1944 г.

На этом фоне отношения с Россией достигли своей низшей точки подобно тому, как это было в начале 1990-х гг. Они не продвинулись ни на одном направлении. После нового избирательного цикла в странах В4 у власти либо остались (Польша), либо пришли не рассчитывающие на связи с РФ политические силы (Словакия). Отношения с Москвой были осложнены дипломатическими скандалами. В июле 2020 г. из Праги были высланы два российских дипломата по подозрению в шпионской деятельности, а в августе Братислава выслала по тем же мотивам трех сотрудников российского посольства. России ничего не оставалось как принять симметричные меры.

В целом отношения со странами Европы и Прибалтики зашли в тупик «трансформации идеологий». Так можно назвать одну из составляющих политической реформы, важным элементом которой после отказа от социалистической идеи и «братских уз» стало становление новой национально-государственной идеологии. Естественно, что новая идеология нераздельна от героизации нации, ее истории, а в случае бывших восточноевропейских стран, которые «возвращались в Европу», и пересмотр некогда единых оценок исторических событий. Со времен социалистической интеграции важное место в политике Москвы в регионе отводилось сопряжению официальных подходов к истории и политике. Однако параллельно всегда существовал и «исторический андеграунд», продолжавший трактовать события в оппозиционном ключе. На гребне трансформаций он стал ведущей силой по формированию новой идеологии. Россия после экспериментов 1990-х гг. с «белыми» и «красными» в основном вернулась к трактовкам советского периода, что стало особенно очевидным в «постукраинский» период, т.е. с середины второго десятилетия XXI века. Однако российские-политические элиты вместо учета тенденции и взаимного невмешательства в этот весьма чувствительный процесс превратили его в центральный элемент политических отношений с неизбежной в таких случаях чередой баталий. Это несомненно перечеркивает любые попытки укрепления межгосударственных и межчеловеческих связей, оставляя относительную свободу действий бизнесу. Однако и последний бумерангом все чаще становится жертвой экономических санкций.

Последним полем пересечения интересов стали события в Белоруссии после президентских выборов августа 2020 г. По этому вопросу в противостояние вступили Россия и Польша. Обе страны имеют тесные исторические связи с Минском. Ситуация по многим параметрам напоминала канун событий в Киеве в начале 2014 г., однако опыт и нежелание повтора кровопролитного сценария на территории другого государства Восточного партнерства удерживала стороны от активного вмешательства. В то время как Россия медлила с проявлением реакции после инициированного А. Лукашенко скандала с задержанием россиян т.н. «вагнеровцы», вишеградские страны активно поддержали позицию Польши. Это было очевидно в случае Чехии и Словакии, но и министр иностранных дел, и премьер-министр Вен-

грии также выступили с заявлениями и дали понять, что всецело полагаются на польские подходы в данном вопросе.

Ситуация в Белоруссии была главной темой обсуждения на специальном саммите Европейского совета. В ходе обсуждения премьер-министр Матеуш Моравец-кий представил план для Минска, реализация которого, по мнению Варшавы, позволит выйти из сложнейшей ситуации и начать мирные преобразования. Состоявшаяся в середине августа видеоконференция была реализацией инициативы главы польского правительства, который с самого начала активно формировал международную коалицию по поддержке демократических реформ за пределами восточной границы ЕС1.

Моравецкий прежде всего высказался за переговорный процесс, который приведет к постепенной демократизации ситуации в Белоруссии. Ключевым элементом должен стать диалог между властями и оппозицией. Причем, как считает польский премьер-министр, от оппозиции должна быть представлена группа лидеров из разных слоев общества, выбранная из числа деятелей гражданского общества включая активистов из эмиграции или представителей оппозиции, находящихся в тюрьме. Одна из возможностей нормализации - проведение повторных выборов с участием международных наблюдателей.

В ответ на ухудшающуюся общественно-политическую ситуацию в Минске и других крупных городах польское правительство приняло пакет помощи под девизом «солидарности с Белоруссией». Он основан на трех столпах: безопасности, открытости и солидарности. Какие действия и инициативы входят в него?

- Помощь пострадавшим и их семьям. В частности, белорусы могут получать средства на покрытие расходов на лечение, реабилитацию, административные штрафы или пособие.

- Введение послаблений при пересечении польско-белорусской границы пострадавшими или скрывающимися от репрессий. Польша выдает белорусам наибольшее количество виз на въезд в Евросоюз, одновременно освобождая граждан сопредельной страны от визовых сборов, а в особых случаях также не требует документы.

- Поддержка молодежи, студентов и молодых ученых. В этих целях в Польше открыта стипендиальная программа им. Виктора Константина Калиновского. Она рассчитана на студентов и ученых, уволенных из белорусских вузов из-за репрессий. Получатели грантов смогут учиться и работать в Польше.

- Поддержка неправительственных организаций и гражданского общества, а также польского меньшинства в Белоруссии. В рамках пакета в рамках Фонда международной солидарности создана новая грантовая программа, направленная на НПО.

- Поддержка независимых СМИ и журналистов.

На реализацию программы в первый год Польша выделит 50 млн злотых.

1 Trudna sytuacja za wschodni^ granice oraz Plan dla Bialorusi glównymi tematami rozmów szefów panstw i rz^dów Unii Europejskiej. Premier.gov.pl. 19.08.2020. URL: https://www.premier.gov.pl/wydarzenia/aktualnosci/trudna-sytuacja-za-wschodnia-granica-oraz-plan-dla-bialorusi-glownymi.html (дата обращения: 21.08.2020)

Позже к инициативе Варшавы подключились и другие вишеградские страны, как это уже было во время кризиса на Украине. Тогда в рамках программы помощи этой стране, между вишеградцами были разделены сферы приложения усилий, т.е. каждая из стран получила четкий план действий до урегулирования кризиса в стране. О том, что этот план будет представлен на очередной высокой встрече ЕС, 14 сентября 2020 г. сообщил глава офиса премьер-министра. Документ, разработанный «четверкой», был громко назван «план Маршалла для Белоруссии». План содержит «ряд преимущественно экономических мер, которые были бы предложены Белоруссии, если бы повторные выборы были проведены должным образом», -сказал Дворчик1.

Тем не менее полного единства по вопросу Белоруссии в Вишеградской группе нет, хотя расхождения носят тактический характер. Так, по инициативе польского премьер-министра Т. Моравецкого оппонент А. Лукашенко на выборах Светлана Ти-хановская была приглашена на встречу В4, как в свое время на нее приглашали Юлию Тимошенко. Однако премьер-министр Чехии А. Бабиш ветировал эту инициативу, в целом поддержав все другие предложения Польши как председателя в группе на период 2020/2021 гг.

Важно отметить, что Польша во многом определила позицию вишеградских и балтийских стран по Белоруссии и попыталась создать новую региональную инициативу. 28 июля 2020 г. руководители министерств иностранных дел Польши, Литвы и Украины сообщили о создании Люблинского треугольника, в рамках которого предполагается решать вопросы политического, экономического и социального сотрудничества. Насколько жизнеспособна и актуальна данная инициатива с учетом формальных и неформальных региональных союзов, сложившихся в срединной Европе за последние три десятилетия? Сравнительно недавно Польша столь же активно поддерживала идею Междуморья, активизировалась в «Веймарском треугольнике» и различных балтийских инициативах, в «Европе Карпат» и т.д. Предложение о создании «тройки» было выдвинуто в период председательства Польши в В4.

Уместно напомнить, что наилучшие шансы на выживаемость в центре Европы пока показала только Вишеградская группа, в возрождение которой были вложены немалые силы и средства, и которая получила реальную международную поддержку. Польша по своим размерам и историческом контексту несколько выбивается из всех ансамблей, и потому ищет такой формат, где ей будет принадлежать соответствующая ее историческому статусу, величине и амбициям роль. Во всех инициативах нынешнего правительства угадываются уже звучавшие в разные исторические периоды геополитические планы Варшавы, самым значимым из которых стало Междуморье, или Инициатива трех морей. Возможно, Люблинский треугольник рассматривается как один из этапов продвижения к большой идее и в этом отношении не может быть конкурентом уже существующим и показавшим себя эффективными объединениям - в первую очередь Вишеградской группе. Напомним, что лишь В4 полностью вписывается в формат Европейского союза и представляет ин-

1 Morawiecki to present V4 'Marshall plan for Belarus'. Visegradgroup.eu. 14.09.2020. URL: http://www.visegradgroup.eu/news/morawiecki-to-present-v4 (дата обращения: 21.08.2020)

терес как устоявшаяся региональная модель. Большинство других инициатив выходят за границы ЕС, объединяют государства с различными интересами либо менее значительны по формату. В феврале 2015 г. под председательством в В4 Словакии была создана, например, Славковская инициатива, объединившая интересы Австрии, Словакии и Чехии. Все инициативы обеспечены структурами МИД стран -членов. Пока это не отвлекает страны от стратегических целей. Это вполне позитивное явление, как и всякое стремление к сотрудничеству. Возможно, на пересечении таких инициатив будет заложен более крепкий фундамент взаимодействия на будущее. На прошедшем в сентябре 2020 г. Крыницком экономическом форуме директор Восточного департамента МИД Польши Ян Хофмокл сообщил, что Люблинский треугольник изначально планировался как четырехугольник. К участию в новом объединении была приглашена и Белоруссия, однако к маю 2020 г. ее интерес к польской инициативе угас1 [Люблинский...].

Выводы

На фоне пандемии и карантина 2020 год стал для Вишеградских стран насыщенным важными событиями внутреннего порядка и международной значимости. Каждое из них - каким бы разноуровневым ни было - укладывается в занимательную мозаику возрождения новой центральноевропейской идентичности. Борьба с пандемией выявила понимание вишеградскими странами реальной иерархии приоритетов, в которой никто не упразднял национальный уровень. Вишеградская сплоченность и взаимная поддержка Венгрии, Польши, Словакии и Чехии оказалась весомым подспорьем при отстаивании в Брюсселе своих прав при распределении бюджетных средств на новый период и средств помощи национальным экономикам по выходу из кризиса. Вместе с тем ряд других событий международного плана показал гибкость этой структуры во имя сохранения В4 как регионального фактора. Вишеградскую группу с практической и с теоретической точки зрения можно рассматривать как новую форму регионального европейского взаимодействия, заслуживающую внимания других потенциальных межгосударственных объединений своим умением быстро находить ответы на актуальные вызовы.

Список литературы

Ведерников М.В. (2020) Новое правительство Словакии: первый месяц в должности. Аналитическая записка №20, (№203). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an203.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

Дрыночкин А.В. (2020) Есть ли в Венгрии «Коммендантский час?» Портал Вишеградская Европа. URL: Visrgradeurope.ru

Шишелина Л.Н. (2020а) "Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией". Аналитическая записка №11, (№ 194). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an194.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

1 Люблинский треугольник с Беларусью мог быть квадратом. Ukrinform. 11.09.2020. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3097630-lublinskij-treugolnik-s-belarusu-mog-byt-kvadratom-mid-polsi.html (дата обращения: 21.08.2020)

Шишелина Л.Н. (2020b) "Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики". Аналитическая записка №24, (№ 207). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an207.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

Шишелина Л.Н. (2020c) Успех вишеградских стран на первом посткоронакризисном саммите ЕС. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 4. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420205157.

References

Drynochkin A.V. (2020) Est' li v Vengrii «Kommendantskij chas?» Portal Vishegradskaja Evropa. URL: Visrgradeurope.ru

Vedernikov Mihail Vladimirovich, "Novoe pravitel'stvo Slovakii: pervyj mesjac v dolzhnosti". Analit-icheskaja zapiska №20, 2020 (№203). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an203.pdf (accessed: 18.08.2020).

Shishelina Ljubov' Nikolaevna, "Vishegradskie strany: otvetstvennost' gosudarstva v bor'be s pan-demiej". Analiticheskaja zapiska №11, 2020 (№ 194). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an194.pdf (accessed: 18.08.2020).

Shishelina Ljubov' Nikolaevna, "Posledstvija pandemii dlja central'noevropejskoj politiki i jekonomiki". Analiticheskaja zapiska №24, 2020 (№ 207). URL:

https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an207.pdf (accessed: 18.08.2020).

Shishelina Ljubov', Uspeh vishegradskih stran na pervom postkoronakrizisnom sammite ES. Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. № 4. 2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420205157.

Visegrad Group in Light of Challenges 2020

Received 17.09.2020

Author: Shishelina L., Doctor of Sciences (History), Head of Department for Central and Eastern European Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: l.shishelina@gmail.com

Abstract. The year 2020, despite the pandemic and quarantine, saw a wide range of important events of domestic and international significance for the Visegrad countries. Each of them, no matter how different they may seem, fit into an interesting mosaic of the revival of a new Central European identity. The fight against the coronavirus pandemic has revealed the inner core of the Visegrad countries, their understanding of the real hierarchy of priorities, in which no one has abolished the national level. The Visegrad solidarity and mutual support of Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic proved to be a very significant help in defending their rights in Brussels in allocating budget funds to help national economies to overcome the crisis. However, a number of other international developments have shown the flexibility of B4 as a regional factor. The Visegrad group, both from a practical and theoretical point of view, can be considered as a new form of regional European interaction that deserves the attention of other interstate associations for its experience and ability to find answers to current challenges quickly.

Key words: Visegrad group, European Union, USA, Russia, Belarus, regional cooperation.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520208998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.