Научная статья на тему 'Виртуология: гносеологические и социально-философские аспекты'

Виртуология: гносеологические и социально-философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуология: гносеологические и социально-философские аспекты»

Виртуология:гносеологические и социально-философские аспекты

А.В. ЮХВИД

кандидат философских наук

Мир начала третьего тысячелетия погружен в состояние виртуализации, информатизации и глобализации. Изучение виртуальных процессов представляет собой очень актуальную и важную научную задачу, поскольку оно дает адекватное понимание нашей сегодняшней реальности и открывает возможности для ее осмысленного и целенаправленного развития.

В виртуологии виртуальная проблематика рассматривается как единое проблемное поле, в котором можно выделить три проблемных уровня научных исследований: виртуальность, виртуальную реальность и виртуальные технологии. В рамках первого уровня в виртуологии проводится историческое и категориальное исследование понятий «виртуальность» и «виртуальный», устанавливается их смысловое значение, разрабатываются новые понятия на их основе, составляющие понятийную базу виртуологии. Было установлено, что понятия "виртуальность" и "виртуальный" имеют большие философские и исторические корни, уходящие в глубь тысячелетий. В различных исторических эпохах, культурных традициях, философских и научных концепциях эти понятия имеют свое значение, зависящее от контекста, в котором они рассматриваются, из чего можно заключить их полисемантичный характер, но можно и зафиксировать общие черты их различных значений, связанные с рядом смысловых оттенков силы и энергийности. Автор статьи понимает под виртуальностью творческую силу личности, а под виртуальным - свойство реальности, показывающее ее обладание виртусом как творческой, жизненной силой.

В рамках второго уровня научных исследований в виртуологии устанавливается значение понятия "виртуальная реальность". На данном

уровне исследований проводится анализ ряда концептуальных подходов, в которых виртуальная реальность (компьютерная, психологическая, диалогическая и т. д.) является одним из основных предметов исследования. К таким подходам можно отнести: коммуникативный М. Маклюена, волновой Э. Тоффлера, симулятивный Ж. Бодрийяра, дифференциальный Ж. Делеза, полионтичный НА Носова, диалогический М.Ю. Опенкова, субъектный И.Г. Корсунцева, актуалогический Д.В. Пивоварова и ряд др. Помимо концептуальных философских подходов в рамках виртуологии проводится анализ большого количества современных философских, естественнонаучных и междисциплинарных исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы виртуальной реальности.

На основе проведенных исследований сформулируем свое определение виртуальной реальности. Виртуальная реальность - это реальность, которую получает жизнь благодаря творческой силе личности - виртусу и имеет его в своей основе. В данном определении главной характеристикой является понятие силы, важное для различных определений термина "виртуальность" в мировой философии, но, по мнению автора, оно имеет свой, специфический оттенок, связанный с понятиями личности и творчества.

В рамках третьего уровня научных исследований в виртуологии нами разработан технологический подход к виртуальной проблематике, являющийся основой теоретической виртуологии. В нем основным предметом исследования являются виртуальные технологии - средства для погружения в виртуальную реальность, ее восприятия и познания, а также действия в ней. В теоретической виртуологии выделяется три вида виртуальных технологий: высшие, естественные и искусственные.

К высшим виртуальным технологиям относятся дух и душа человека. Они даны нам от рождения и позволяют погружаться в духовные и душевные

реальности, воспринимать и познавать их, а также действовать в них. "Высшими" они названы потому, что позволяют человеку быть причастным к миру духовных и моральных ценностей, а "технологиями" -поскольку человек самостоятельно, своим волевым актом, различными видами мастерства и искусства (от греч. 1есИпе - мастерство, искусство) делает их средством погружения в духовные и душевные реальности, для осуществления творчества в сфере науки, искусства и морали.

Еще один вид виртуальных технологий, данный нам от рождения - это естественные виртуальные технологии. К ним относятся мозг и пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. С их помощью человек способен погружаться в интеллектуальную и физическую реальности, воспринимать и познавать их, а также действовать в них. "Естественными" они названы потому, что делают человека причастным к миру естественной природы, а "технологиями" - поскольку дают ему возможность творчески проявить себя в ней и стать мастером собственной жизни.

Искусственные виртуальные технологии созданы человеком по образу и подобию высших и естественных виртуальных технологий. К ним можно отнести: языки, искусства, литературу, социальные институты, средства массовой информации, имиджевые технологии, компьютерные виртуальные технологии и др. Они позволяют погружаться в искусственные реальности, созданные человеческими руками, интеллектом, чувствами и духом, воспринимать и познавать эти реальности, а также действовать в них. "Искусственными" они названы потому, что делают человека причастным к искусственной реальности, а "технологиями" - поскольку дают ему возможность стать мастером в ее создании и творчески проявить себя в ней.

В теоретической виртуологии компьютерные виртуальные технологии полагаются наиболее совершенным видом искусственных виртуальных технологий, созданных человеком. Можно дать следующие определения компьютерным виртуальным технологиям и компьютерной виртуальной

реальности. Компьютерные виртуальные технологии - это

средство для погружения в компьютерную виртуальную реальность, ее восприятия и познания, а также действия в ней. Компьютерная виртуальная реальность - это интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, акустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец. На сегодняшний день работа по созданию компьютерных виртуальных технологий является одним из самых успешных направлений в современной компьютерной индустрии. Основная задача этого направления -существенное расширение спектра человеческих возможностей. Она решается путем конвергенции компьютерных виртуальных технологий с человеком, слиянии их в единый конгломерат, способный выполнять такие задачи, которые человек или компьютер, запрограммированный человеком, решить не в состоянии. Местом выполнения таких задач является компьютерная виртуальная реальность. Результаты их решения переносятся в физический мир либо в самом процессе решения - с помощью робототехники, либо позже - самим человеком.

Благодаря использованию компьютерных виртуальных технологий человек обретает особенные возможности зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, новые физические, интеллектуальные и творческие возможности, неклассические возможности перемещения в пространстве и во времени, а также много других возможностей.

Направление по созданию и применению компьютерных виртуальных технологий в различных областях показало свою результативность и большую перспективность на самое ближайшее будущее. Поэтому за рубежом данное направление активно финансируется государственными структурами и развивается очень быстрыми темпами. Над разработкой и созданием компьютерных виртуальных технологий работают многие зарубежные университеты, лаборатории, исследовательские центры и

фирмы. Ими создано около двух десятков наименований

компьютерных виртуальных технологий уже в пятом - шестом поколении. Среди них: виртуальные шлемы, виртуальные очки, виртуальные перчатки, виртуальные костюмы, трекеры, устройства формирования запахов, устройства контактного воздействия, устройства силовой обратной связи, многопользовательские системы виртуальной реальности, а также много других оригинальных устройств.

На основе теоретической виртуологии автор статьи занимается разработкой концепции практической виртуологии. В ее рамках можно выделить: психологическую виртуологию, направленную на исследование высших виртуальных технологий; физиологическую виртуологию, направленную на исследование естественных виртуальных технологий; артическую виртуологию, направленную на исследование искусственных виртуальных технологий.

В практической виртуологии основным предметом исследования полагаются компьютерные виртуальные технологии, а основным направлением исследований - компьютерная виртуология. Выделяются следующие приоритетные направления научных исследований в области компьютерной виртуологии: философское осмысление феномена компьютерных виртуальных технологий; разработка и создание новых видов компьютерных виртуальных технологий; разработка и создание нового программного обеспечения для компьютерных виртуальных технологий; разработка проектов по применению компьютерных виртуальных технологий в различных сферах и внедрение готовых проектов в практической деятельности; разработка принципиально новых областей на технологической основе компьютерных виртуальных технологий (виртуального образования, виртуального театра, новационной структуры учреждений, новационных СМИ и др.) и их воплощение в жизнь; разработка концепции правового

использования компьютерных виртуальных технологий и ее

закрепление в российском и международном законодательстве и др.

К числу приоритетных сфер внедрения компьютерных виртуальных технологий относятся: государственная, военная, образовательная, медицинская, производственная, энергетическая, нефтегазовая, банковская, биржевая, коммуникационная, конструкторская, архитектурная, презентационная, творческая, развлекательная. Направление, связанное с созданием и применением компьютерных виртуальных технологий, является одним из трех ключевых направлений мировой науки, наряду с клонированием и нано-технологиями, поскольку данные направления способны вывести цивилизацию на новый уровень развития.

Большую роль для развития компьютерной виртуологии в нашей стране сыграло бы создание Российского Государственного Центра компьютерной виртуологии. В Центре могла бы проводиться концептуальная и практическая разработка проблем, связанных с компьютерными виртуальными технологиями. Проблематика компьютерной виртуологии крайне важна, поскольку она одновременно связана с фундаментальными проблемами мироздания и конкретными сферами практической деятельности человека и общества. Для России создание такого Центра имеет стратегическое, государственное значение. Его работа способна оказать положительное влияние в деле возрождения и развития России и содействовать ее вхождению в информационную эпоху в качестве одной из ведущих мировых держав.

Рассмотрим подробно ряд социально - философских аспектов, изучаемых в рамках компьютерной виртуологии, связанных с политикой, образованием, искусством, а также с возможными опасностями, связанными с применением компьютерных виртуальных технологий и правовой регламентацией использования данных технологий на территории Российской Федерации.

Компьютерные иртуальные технологии, Интернет и политика в контексте проблем современного информационного общества. Сегодня Россия и весь мир вступили в информационное общество. Это очередная фаза общественного развития, пришедшая на смену индустриальной, в которой основным фактором экономики становится информация. Термин «информационное общество» был введен К. Коямой в 1969 г. Большую роль в развитии концепции информационного общества сыграли Д. Бэлл, Э. Тоффлер, М. Маклюен, Ж. Бодрийяр, 3. Бжезинский, И. Масу-да, Д. Нэйсбит, М. Кастельс и др. Информационное общество мыслится ими как третий этап общественного развития после аграрного и индустриального, который характеризуется информатизацией всех сфер человеческой жизни. Основным товаром в этом обществе становится информация, а главным видом деятельности - интеллектуальный труд. Благодаря этим составляющим человечество осуществляет значительный скачок в своем развитии, результатом которого становится глобальное общество, объединенное единым информационным пространством.

Важнейшую роль в создании единого информационного пространства играет развитие современных компьютерных технологий, представляющих собой технологический фундамент, на котором информационное общество функционирует и развивается. В производственном секторе на передний план выходят фирмы, создающие компьютеры и программное обеспечение. Американские фирмы Microsoft, IBM и Intel сыграли важнейшую роль в становлении этого сектора рынка и по сей день не утратили лидирующих позиций в сфере производства компьютерных услуг.

Важнейшим этапом в развитии современных компьютерных технологий явилось создание глобальной компьютерной сети Интернет, представляющей собой международное объединение большого числа компьютерных сетей, использующих один и тот же стандарт передачи данных. Она получила свое рождение из сети ARPANET, разработанной в стенах Министерства обороны

США в 1969 г. в качестве системы связи военного назначения, предназначенной для обеспечения устойчивого циркулирования информационных потоков в условиях ядерной войны. В1983 г. она была преобразована в систему поддержки научных исследований для Национального научного фонда США и получила название NSFNET. С появлением в том же году нового стандарта передачи данных - TCP/IP, обеспечивающего более высокую надежность и устойчивость сети, связано появление ее окончательного названия - Интернет.

Сегодня сеть Интернет представляет собой единое информационное пространство, объединяющее более 100 млн.человек во всем мире, из которых более 2 млн. - жители России. Количество документов, опубликованных в Сети, составляет более 1 млрд. Пользователи Интернет имеют доступ к огромному количеству информационных услуг -сайтам прессы, радио, телевидения, организаций и частных лиц, электронной почте, электронной коммерции, телеконференциям, доскам объявлений, группам новостей, чатам.

Информация в Интернет представлена на языке XML (Extensible Markup Language). Он представляет собой обычный текст, содержащий кроссреферентные связки - гиперссылки, позволяющие при их активизации переходить к другому документу или иному фрагменту того же самого документа. При этом компьютер, на котором находится запрашиваемый документ, может находиться как в соседней комнате, так и на другом континенте. Расстояние не имеет значения, поскольку доступ к документу осуществляется практически мгновенно.

Предполагается, что примерно через 10 лет большая часть жителей Земли будет иметь высокоскоростной доступ в сеть второго поколения -Интернет-2, значительная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в электронную форму, а для доступа в Сеть будут использоваться компьютерные виртуальные технологии - виртуальные

шлемы, виртуальные очки, виртуальные перчатки, виртуальные костюмы, виртуальные сферы и другие системы. Они дадут возможность погружаться в киберпространство Сети, воспринимать и познавать его, а также действовать в нем, с помощью всех органов чувств. Благодаря совместному использованию компьютерных виртуальных технологий и Сети человек получит много новых возможностей. Интернет обретет статус второй, информационной реальности, в которой человечество сможет обитать и проявлять себя во многих сферах гораздо более эффективно, чем в физической реальности.

В информационном обществе значительно уменьшится роль воздействия национальных государств на человека. Люди будут взаимодействовать друг с другом не в рамках географического, а глобального информационно - культурного пространства Сети, с помощью компьютерных виртуальных технологий, вопреки расстоянию и границам. Поэтому мощь государства в информационном обществе будет определяться, прежде всего, уровнем развития культуры. Уже в наши дни появляется новый вид культуры -сетевой, в рамках которой зарождаются многие направления - виртуальная коммуникация, виртуальная наука, виртуальное образование, виртуальное искусство, виртуальная литература, виртуальный бизнес, виртуальная политика и др. Сегодня особое внимание мирового сообщества направлено на развитие именно этих областей, поскольку они являются системообразующими для современного информационного общества.

Компьютерные виртуальные технологии в образовании. Сегодня во всем мире формируется новая глобальная образовательная система, получившая название «виртуальное образование». Это современный вид образования в котором в качестве технологической основы используются новейшие компьютерные технологии.

Бурное развитие получила дистантная форма образования, в которой базовой технологией является глобальная сеть Интернет. Благодаря этой

форме множество людей на всех континентах могут получить качественное среднее, высшее и специализированное образование, не уезжая из дома. Достаточно заключить договор на получение образовательных услуг с тем учебным заведением, в котором данная форма практикуется. В ее рамках коммуникация преподавателей и учащихся осуществляется с использованием ряда служб Интернет - электронной почты, телеконференций, передачи файлов и др.

В концепции творческой системы виртуального образования на базе компьютерных виртуальных технологий, которая разрабатывается автором статьи, утверждается, что классическая педагогика ориентирует обучаемого на познание природной реальности, уже данной нам, а творческая реальность, которая является по отношению к ней альтернативной и позволяет преобразовывать природную реальность, оказывается за пределами ее рассмотрения.

Если педагогическая система ставит своей целью подготовку исполнителей, а не творцов, то она должна работать в ключе классической, поучающей педагогики, которая стремится вложить в учащихся некоторое количество стандартных истин о природной реальности. Если же цель педагогической системы - воспитание самостоятельных творческих личностей, то классический подход для нее оказывается неприемлемым. Для этого педагогика должна быть творческой и ориентировать учащегося на познание творческой реальности. В связи с этим основная идея новой системы виртуального образования заключается в том, что для формирования у учащихся творческого продуктивного мышления могут быть использованы компьютерные виртуальные технологии. Они дают неограниченные возможности для образной разработки творческих идей в киберпространстве, которые затем могут быть воплощены в природной реальности при наличии большой настойчивости, которая должна формироваться у учащихся в рамках данной системы образования.

Компьютерные виртуальные технологии позволяют значительно сократить время обучения, поскольку включают в работу все органы чувств, а фактическая информация, воспринимаемая с помощью этих технологий, приобретает образный и предельно понятный вид. Учащийся получает уникальную возможность сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя специальные компьютерные виртуальные технологии для придания состояния естественной динамики в киберпространстве.

В совместном использовании компьютерных виртуальных технологий и технологии DVD-ROM открываются новые возможности для создания учебных курсов на компакт-дисках. Такие курсы были бы более эффективными за счет использования технологии погружения в трехмерные образы и гипертекст, а также доступа к огромному количеству информации, записанной на DVD-диске.

Совместное использование компьютерных виртуальных технологий с глобальной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой учащийся может: реализовать учебу в виде творческого процесса; делать доступными результаты учебного творческого процесса в Интернет для людей всего мира; общаться дистанционно с преподавателями и учащимися в киберпространстве также, как это происходит в обычной обстановке; получать доступ к неограниченным информационным ресурсам Интернет, из которых он может самостоятельно выбирать необходимые для творческого анализа; находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем и др.

Компьютерные виртуальные технологии должны обеспечить высокую фундаментальность новой творческой системы образования, ее большой творческий потенциал. Она имеет большие перспективы для эффективной теоретической и практической подготовки людей любого возраста в различных сферах и является серьезной альтернативой классической, устаревшей системе образования.

Философско - правовые аспекты использования

компьютерных виртуальных технологий. Использование компьютерных виртуальных технологий открывает для людей иные, альтернативные миры, в которых могут быть предложены любые идеи и действия. Компьютерная виртуальная форма, в которой они могут быть предложены, коренным образом отличается от всех иных форм предложения. Эта форма воздействует на все чувства человека, ярко запечатлевается в его сознании и подсознании и может оказать кардинальную роль на его волю и поведение. Поэтому при выборе информационного ресурса для его совместного использования с компьютерными виртуальными технологиями человек должен как следует подумать, насколько этот ресурс ему необходим и какие последствия могут быть в результате его использования. В этом выборе важную роль имеет воспитание, морально-духовный уровень и система взглядов человека. В киберпространстве человеку может быть навязана чужая воля, не осознаваемая им, без его на то согласия и совершенно неожиданно для него. Для этого существует множество различных способов, которые могут быть объединены одним термином -зомбирование.

Современной психологии известно множество способов зомбирования. Это и метод 25 кадра, чередование красного и синего цветов на высокой скорости, особого рода меняющиеся узоры, воздействие звуком в диапазоне, не воспринимаемом сознанием человека, но оказывающем влияние на его подсознание и много других способов. Эти методы разрушают психику человека и нарушают свободу его выбора. Также применение компьютерных виртуальных технологий содержит ряд других опасностей для психологии человека и коллективного поведения групп людей. Компьютерные виртуальные технологии потенциально могут быть использованы в качестве оружия, аналогично ядам, взрывчатым веществам, ядерному оружию и т. п., посредством создания ложной ситуации, неадекватной требуемому по-

ведению человека в заданных условиях. Такое оружие в перспективе может быть использовано в самых различных целях и ситуациях.

Компьютерные виртуальные технологии могут быть использованы для подготовки масштабным террористическим актам. В этом случае могут быть использованы возможности данных технологий как эффективного инструмента для быстрого и эффективного обучения террористов. В качестве примера можно привести ситуацию 11 сентября 2001 г., когда для подготовки к терактам в Америке террористы использовали возможность бесконтрольного со стороны государства доступа к компьютерным виртуальным авиатренажерам. Если бы в США существовал закон, блокирующий к ним доступ людей с преступными намерениями, осуществление данных терактов стало бы технически невозможно.

Можно сделать вывод, что для предотвращения подобного рода событий на территории Российской Федерации, а также других серьезных опасностей, связанных с преступным применением компьютерных виртуальных технологий, уже сегодня необходимо выработать механизм, который позволял бы тщательно контролировать развитие и применение компьютерных виртуальных технологий, а при необходимости в правовом порядке вводить ограничения и запреты. Этому будет способствовать комплексный проект по правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий в Российской Федерации. Данным проектом автор статьи занимается с 1999 г.

Можно утверждать, что в ближайшие несколько лет произойдет значительное уменьшение стоимости компьютерных виртуальных технологий и появятся технические возможности для их совместного использования с сетью Интернет. В результате компьютерные виртуальные технологии получат широкое распространение и станут неотъемлемой частью большинства сфер человеческой деятельности. Это приведет к еще большей глобализации нашей жизни, дистанционной коммуникации и совместной

деятельности людей всего мира в рамках единого киберпространства. Массовое применение компьютерных виртуальных технологий значительно повлияет на экономические, политические и общественные отношения, а глобальная культура перейдет на новый уровень. Но для того, чтобы эта культура была достойна человека, ее нужно строить на принципах высокой морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.