Научная статья на тему 'Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области'

Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальный туризм / патриотическое воспитание / коренные народы Ленинградской области / виртуальная экскурсия / старший дошкольный возраст / virtual tourism / patriotic education / indigenous peoples of the Leningrad region / virtual excursion / senior preschool age

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Сабодаш Ольга Александровна

В статье рассматривается виртуальный туризм как средство патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях на материале анализа культуры коренных народов Ленинградской области. Основной формой виртуального туризма является виртуальная экскурсия, которая помогает знакомь старших дошкольников с промыслами, фольклором, культурой русских, вепсов, водь, ингерманладских финнов, тихвинских карелов, показать и рассказать о их быте, одежде, домах, песнях, сказках, праздниках, традициях, не покидая группы ДОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual tourism as a means of patriotic education of senior preschoolers in the Leningrad region

The article considers virtual tourism as a means of patriotic education in preschool educational organizations based on the analysis of the culture of the indigenous peoples of the Leningrad region. The main form of virtual tourism is a virtual excursion that helps to introduce older preschoolers to crafts, folklore, culture of Russians, Veps, Vodas, Ingermanladsk Finns, Tikhvin Karelians, to show and tell about their everyday life, clothes, houses, songs, fairy tales, holidays, traditions, without leaving the group of preschool children

Текст научной работы на тему «Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области»

DOI: 10.18572/2686-858X-2023-19-3-21-27

Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области

Virtual tourism as a means of patriotic education of senior preschoolers in the Leningrad region

Колесов Владимир Иванович,

д.пед.н., профессор, профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург E-mail: vi_kolesov@mail.ru

Сабодаш Ольга Александровна,

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики,

Лужский институт (филиал) Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург E-mail: olg3458@yandex.ru

Vladimir Ivanovich Kolesov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg

Olga Aleksandrovna Sabodash,

senior Lecturer, Department Psychology of Pedagogy, Luga Institute (branch) A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg

Аннотация: В статье рассматривается виртуальный туризм как средство патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях на материале анализа культуры коренных народов Ленинградской области. Основной формой виртуального туризма является виртуальная экскурсия, которая помогает знакомь старших дошкольников с промыслами, фольклором, культурой русских, вепсов, водь, ингерманладских финнов, тихвинских карелов, показать и рассказать о их быте, одежде, домах, песнях, сказках, праздниках, традициях, не покидая группы ДОО.

Ключевые слова: виртуальный туризм, патриотическое воспитание, коренные народы Ленинградской области, виртуальная экскурсия, старший дошкольный возраст.

JEL code: Z 32

Abstract: The article considers virtual tourism as a means of patriotic education in preschool educational organizations based on the analysis of the culture of the indigenous peoples of the Leningrad region. The main form of virtual tourism is a virtual excursion that helps to introduce older preschoolers to crafts, folklore, culture of Russians, Veps, Vodas, Ingermanladsk Finns, Tikhvin Karelians, to show and tell about their everyday life, clothes, houses, songs, fairy tales, holidays, traditions, without leaving the group of preschool children.

Keywords: virtual tourism, patriotic education, indigenous peoples of the Leningrad region, virtual excursion, senior preschool age.

1. ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем в современном обществе является проблема применения инновационных педагогиче-

ских технологий. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как

одной из ценностей нашего народа и его героической истории.

Ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, педагог должен учитывать задачи в области «Познавательное развитие». Одной из основных задач является формирование представлений о культурно-исторических событиях, традициях, ценностях малой Родины [1].

Это поспособствовало повышению интереса со стороны исследователей к проблеме знакомства детей дошкольного возраста с родным городом (населенным пунктом) и воспитания на этом основании, любви к малой Родине. Исследователи доказали, что доступные для восприятия в дошкольном возрасте сведения о стране, регионе, городе, их систематизация способны вызвать у дошкольников положительное отношение к Родине в целом, и к родному краю, в частности. Виртуальный туризм является доступным и эффективным средством знакомства дошкольников с родным городом.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В истории традиций нашей культуры накоплен огромный опыт и проанализировано содержание сущности патриотизма, методик и методов, отображена значимость педагога в данном процессе.

В Толковом словаре живого великорусского языка. С.И. Ожогов, Н.Ю. Шведова «патриотизм» представлен как «любовь к Родине» [2].

Рассматривая вопрос патриотического воспитания, Г.И. Крошилина, определяла сущность патриотического воспитания как формирование любви к родному народу и уважения к другим народам, гражданского самосознания путем глубокого изучения духовного мира страны [3].

Основам патриотического воспитания уделено много внимания в трудах многих ученых: И. Ильина, П.Ф. Кап-терева, М.В. Ломоносова, С. Соловьёва, К.Д. Ушинского и др. Во всех трудах указывается на особую роль воспитания в подрастающем поколении любви к Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.

Идеям Е.С. Троицкого созвучно рассуждение Т.Е. Вежевич: «Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд эта-

пов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» [4].

Важность патриотического воспитания подчеркнута в ряде нормативно-правовых документов, регламентируемых деятельность дошкольных организаций: в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021—2024 годы», в концепции дошкольного образования и в «Требованиях ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников» [1].

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В ФГОС ДО одним из показателей освоения ребенком программы дошкольного образования является сформированость у него представлений о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы. Все это свидетельствует о том, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации [1].

В Законе Ленинградской области от 13.11.2015 № 115-оз «О патриотическом воспитании в Ленинградской области» [5] говорится о том, что все типы и уровни образовательных организаций являются субъектами патриотического воспитания (ст.3.3). Одним из приоритетных направлений выделено гражданско-патриотиче-ское воспитание, включающее в себя не только социально-ценностное отношение к Родине, но и к народам, традициям и культуре (ст.4.1.1). Формирование у детей уважительного отношения к традициям и истории России и Ленинградской области является одним из методов патриотического воспитания (ст.4.3.3) [5].

Внесенные поправки в закон от 23.04.2019 №28 расширили и углубили задачи патриотического воспитания [6]. Одна из них — формирование мотивации к изучению истории Ленинградской области, культуры и традиций ее коренных народов. Поэтому в работе с детьми необходимо обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств (ст.2.3.8), а также создание

информационных (в том числе электронных) ресурсов (ст.2.3.2. в) [6].

Виртуальный образовательный туризм — это один из форм деятельности педагога, который соответствует предъявляемым требованиям к обновлению содержания патриотического воспитания. Используя современные информационные и коммуникативные технологии, есть возможность создать виртуальное путешествие по городам Ленинградской области, посетить музеи, посмотреть памятники культуры, получить информацию о географических объектах, побывать на мероприятиях и праздниках.

По мнению авторов программы «Виртуальный туризм для детей» — это особая форма туризма, связанная с характерным для него игровым общением и богатством образов, дающая возможность окунуться в культурное пространство путешествий, включающее и фантазии, и действительность [7]. Т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном образовании, то новая форма туризма соответствует требованиям федеральной образовательной программы.

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что знакомство детей с народной культурой Ленинградской области средствами виртуального образовательного туризма является средством развивающего обучения, которое выступает одним из главных принципов системы современного дошкольного образования. Виртуальный туризм позволяет дошкольникам побывать в тех местах, куда им сложно или невозможно добраться, а воспитателям повысить за счет использования этого метода уровень патриотического воспитания старших дошкольников.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Основной формой виртуального образовательного туризма является виртуальная экскурсия.

Интернет предоставляет свои пользователям огромное количество информации, среди которой особое место занимают виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, которая основана на виртуальном отображении реально существующих объектов (музеи, парки, улицы, памятники, заведения и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Виртуальные экскурсии приобретают большую популярность

среди интернет-пользователей в основном потому, что они доступны всем и не требуют затрат денег и большого количества времени. Они позволяют отправиться практически в любую точку планеты, не выходя из дома. Основное количество виртуальных экскурсий в интернете посвящены музеям и достопримечательностям, но также сейчас создается множество экскурсий по улицам различных городов, по коммерческим заведениям и даже по пешим тропам в лесах и горах. Множество аспектов жизни современного общества так или иначе приобщается к виртуальным экскурсиям, что помогает в развитии бизнеса, в социальной работе и, конечно, в образовательном процессе.

Основные сферы использования виртуальных экскурсий:

Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Людям, испытывающим проблемы со здоровьем, виртуальные экскурсии дают возможность «посетить» недоступные для них места и достопримечательности, так же они помогают приобщиться к жизни общества и снизить уровень тревоги.

Использование виртуальных экскурсий для людей с недостатком средств. Как и говорилось выше, виртуальные экскурсии не требуют больших вложений, и каждый интернет-пользователь может организовывать себе путешествия по виртуально-воссозданному миру, посещать музеи, рестораны, парки и т.д.

Сфера рекламы. Виртуальные экскурсии позволяют не только показать достоверную информацию о коммерческом заведении, но и сэкономить время потенциальных клиентов при выборе ресторана, гостиницы, кинотеатра. Так же виртуальные экскурсии используются для развития туризма, и помогают путешественникам составить свой маршрут по незнакомому для них городу, прежде чем в него отправиться.

Образовательный процесс. В организации образовательного процесса виртуальные экскурсии приобретают огромное значение, поскольку позволяют наглядно и наиболее полно показать необходимую информацию об объекте изучения. Такие экскурсии могут использоваться и для школьников, и для студентов. Могут охватываться такие учебные предметы как история, мировая художественная культура, история искусств, краеведение, изобразительное искусство, рекламный дизайн, история архитектуры, туризм и многие другие.

Так же «интернет-прогулки» необходимы для общего развития и воспитания, приобщения к культурным, традиционным духовно-нравственным ценностям и всевозможным новаторствам.

Сейчас с помощью современных технологий преподаватели могут создавать свой учебно-методический комплекс и проводить творческие и запоминающиеся уроки, привлекая к их разработке и воплощению, на принципах педагогики сотрудничества, своих учеников. Виртуальные экскурсии можно отнести к интерактивным методам обучения, поскольку они позволяют не только воспринимать информацию, но в значительной мере и управлять ей [8, с. 43].

Современная дошкольная педагогика обладает рядом программ по патриотическому воспитанию, с соответствующим методическим обеспечением.

Автор программы «Свет Руси» В.Н. Вишневская. Г.Н. Абросимова разработала программу «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-ту-ристской деятельности». Под авторством Е.Ю. Александровой увидела свет программа «Система патриотического воспитания в ДОУ». М.Ю. Новицкая автор программы «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Махнева — автор программы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

В рамках патриотического воспитания можно условно выделить несколько уровней: макроуровень (воспитание любви к своей стране) и микроуровень (воспитание любви к малой Родине). Обычно педагоги идут от малого к большому, то есть через формирование знаний и любви о малой Родине ведут детей к макроуровню.

Представление о родном крае формируются у ребенка с раннего возраста в рамках представлений об окружающем мире. То есть, знакомясь с природой, людьми, профессиями, он знакомится с историко-культурными, национальными, природными и географическими особенностями своего края.

Формирование представлений о малой Родине представляет собой сложный педагогический процесс. Это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, основанная на использовании различных педагогических приемов и методов. Однако достичь успехов в патриотическом воспитании невозможно без погружения дошкольника в социокультурную среду.

Народная культура позволяет раскрыться детской личности.

Знакомство с малой Родиной позволяет решить следующие задачи:

• воспитание любви к малой Родине;

• воспитание уважения к профессиональной деятельности;

• воспитание чувства гордости и ответственности за свою малую Родину;

• воспитание бережного отношения к природе.

Решение этих задач подразумевает не только результаты в патриотическом воспитании, но и выстраивание отношений с взрослыми и детьми.

Знакомство дошкольников с малой Родиной предполагает отбор из значительного объема объектов тех, которые станут доступны для понимания и анализа дошкольнику. Так, педагоги чаще всего останавливают свой выбор на природных объектах, специфике профессиональной деятельности, традициях и достопримечательностях родного края.

Знакомство дошкольников с родным краем выдвигает высокие требования к педагогу. Он должен хорошо ориентироваться в истории своего города, знать ключевые моменты развития родного края. Воспитатель должен опираться на яркую наглядность.

Наибольшая часть интернет-ресурсов, связанная с виртуальными экскурсиями, относятся к активному и обоюдному типам взаимодействия. Именно это позволяет гармонично включать их в учебный процесс и дополнять ими программу образования в целом. Благодаря возможностям современной цифровой фото и видеотехники, можно не только просматривать фотографии и видеоролики, но и самим управлять своим маршрутом в виртуальной экскурсии, просматривать панорамы улиц и ходить по залам музеев. Все это делает процесс обучения более личностным, творческим и эффективным. Помимо этого, существует множество интернет — ресурсов, которые позволяют не только просматривать готовые туры, но и дополнять их своими фотографиями и информацией. Данные функции помогают углубиться в процесс изучения окружающего мира и поучаствовать в создании его виртуального отражения. Именно эта особенность виртуальной экскурсии помогает наиболее полно и эффективно познавать, и изучать не только мировую, но и региональную культуру. Когда ребенок имеет возможность приобщиться

к культурному наследию предшествующих поколений, увидеть важнейшие особенности своего родного края и внести свой вклад в развитие и увековечивание близких ему ценностей, он начинает с большей ответственностью и уважением относиться к своему региону, к своей стране и к миру в целом. Осознание им того факта, что он непосредственно причастен к жизни общества и миру культуры своего края, что он может дополнять уже накопленную информацию и делиться своим опытом, пробуждает в нем живой интерес к изучаемому предмету, развивает любознательность и кругозор, а также воспитывает чувство патриотизма и уважения к своей культуре.

Информационные технологии в работе с дошкольниками позволяют повысить их интерес к занятиям. Воспитатель, используя данные технологии, выходит на более высокий уровень деятельности и повышает качество образования детей.

Ленинградская область обладает огромным образовательным потенциалом, в котором гармонично соединена культурно-историческая среда и разнообразный природный ландшафт. На территории Ленинградской области проживает большое количество этносов.

Заселение региона началось в эпоху мезолита, среднего каменного века. Примерно с VI — IV тысячелетия до н.э. отдельные мелкие общины рыболовов-охотников постепенно проникали все далее к северу; их стоянки располагались по рекам и озерам — в местах, удобных для рыбной ловли. Протосаамы, как стали называть их впоследствии, заняли обширные территории вдоль Финского залива, в современной Финляндии, Карелии и Ленинградской области, селились по берегам Невы, Волхова и Свири. Обнаруженные археологами находки, в частности сети и разнообразные орудия труда, свидетельствуют о развитом рыболовстве и уже достаточно налаженном торговом обмене с районами Прибалтики и Поволжья.

В период неолита, нового каменного века, в III тысячелетии до н.э. с востока, из Приуралья и Волго-Камского региона, сюда пришли так называемые «волосовские племена». Спустя тысячелетие из районов южной Прибалтики в эти места проникли древние прибалтийско-финские племена. Продвигаясь на север, они постепенно вытесняли и частично ассимилировали древних саамов.

Так еще в глубокой древности на этих землях возникло два родственных этно-

культурных образования: волжско-финские племена, поселившиеся в восточной части региона, и прибалтийско-финские племена на западе. Между ними, по долинам рек Ловати и Волхова, длительное время оставалась «ничейная земля», «пограничье».

В VIII — начале XII веков территория современной Ленинградской области начала активно осваиваться племенами коренного балтийско-финского населения и славянами, расселившимися вдоль рек Луга и Волхов. Большую роль в социально-экономическом развитии региона играл Великий торговый путь «в греки» и «в арабы», проходивший по водным артериям Севера-Запада Руси.

С начала XYШ в. территория губернии активно заселяется русскими крестьянами из внутренних областей страны. В 1723 г. в трех уездах Петербургской губернии (Ко-порской, Шлиссельбургской и Ямбургской) русских было всего 27% от общей численности населения, причем 17% пришли сюда уже после Петровских побед.

Ряд принятых правительством мер был направлен на то, чтобы «могла Ин-германландия российскими крестьянами размножиться» (Данилова 1958). Для переселяющихся сюда помещиков были созданы льготные условия, в частности, им предоставлялась возможность самим выбирать земельные участки под имения, долгое время здесь не действовали законы об обязательном вывозе беглых крестьян. Результаты не замедлили сказаться.

К концу XIX в. русские составили 1 млн. 729,5 тыс. человек — подавляющее большинство сельского населения губернии. Русские деревни и села были компактно расположены на территории сегодняшних Сланцевского, Волховского, Лужского, Тихвинского, Киришского районов области. В других местах они жили чере-сполосно с финским населением в одном природно-географическом, торговом, а затем и политическом пространстве, что, безусловно, сказывалось на формировании типа хозяйства, быта и сельской культуры русского и коренного финно-угорского населения: води, ижоры, карел, вепсов.

Результаты взаимодействия и взаимовлияния этносов особенно ярко проявились в характере лесного земледелия, приемах и орудиях речного и озерного рыболовства, крестьянских домашних промыслах, социальной организации, семейных и календарных обрядах, праздниках и верованиях. Постепенно малые по численности древние

«финские» народы стали подвергаться «обрусению». Освоению русского языка и приобщению к иной — городской — культуре способствовали православное вероисповедание (при крещении все получали русские имена и фамилии), отсутствие собственной письменности, служба мужчин в армии, уход на заработки в другие города.

По соседству с водью, в 222 деревнях и селах, на обширной территории южного побережья Финского залива проживала ижора.

Значительные географические пространства таежной лесной зоны между Ладожским, Онежским и Белым озерами занимало коренное население края — вепсы — носители одного из древних прибалтийско-финских языков.

Небольшую группу населения губернии составляли карелы, переместившиеся во время шведского владычества в верховья реки Чагоды. К концу XIX века в 15 деревнях Тихвинского уезда проживало около полутора тысяч карел-старообрядцев.

Во многих местах финны жили рядом с ижорой и русскими, но разница в вероисповедании не допускала смешанных браков. Другими причинами устойчивости к внешнему воздействию были: наличие собственного языка, многочисленность и компактность расселения, а также значительные бытовые различия.

Третья по численности этническая группа после русских и финнов — это выходцы из Эстонии. Во второй половине XIX в. они составили 6% сельских жителей из Прибалтики. Наряду с финнами и немцами они были самой грамотной частью населения.

На современно этапе истории ижора и водь считаются самыми малочисленными коренными народами Ленинградской области, тихвинских карел, вепсов и ингерман-ландских финнов на территории ненамного больше.

Каждый из коренных народов обладает неповторимой культурой. Например, художественные промыслы. Карелы и вепсы свои дома украшают резьбой по дереву. У карел — геометрические орнаменты, а вепсы предпочитают делать фигурки, в основном это куклы-берегини и кони. Также резные изделия украшали посуду, прялки и др.

В Лодейнопольском районе, селе Але-ховщина есть музей жителей Приотия, в котором выставлены изделия гончарного производства. Это народный промысел вепсов, которые делали и свистульки в виде птичек, и барашков, и статуэтки мужчин и женщин.

Традиционное ткачество русских и карельских женщин считалось одним из лучших. Узоры были разнообразными и назывались бранными из-за использования досочек-бральниц. В Подпорожском районе Ленинградской области, селе Винницы есть Веппский центр фольклора, в котором есть ткацкие мастерские.

Карельские женщины славились вышивкой, которая была на одежде, утвари. Кружевоплетением занимались русские мастерицы. В Киришском краеведческом музее собраны лучшие образцы захожского кружева.

Фольклор народов Ленинградской области богат и разнообразен. Ярким примером может служить сборник «Сказки песни, частушки, присловья», составленный В.С. Бахтиным, где встречаются все жанры фольклора, и взрослого, и детского.

На территории Ленинградской области есть многочисленные библиотеки, музеи, дома культуры и народного творчества, выставочные залы, театры, клубы по интересам. А также проводятся реконструкции исторических событий и ролевые игры, что является воссозданием с помощью различных источников (письменных, археологических, изобразительных) духовной и материальной культуры различных эпох.

Виртуальный туризм может помочь дошкольнику познакомится с огромным пластом культуры, промыслов, фольклора русских, вепсов, водь, ижор, ингерманланд-ских финнов, тихвинских карелов.

Перед проведением виртуальной экскурсии (как и перед традиционной) с детьми проводится беседа. Она позволяет настроить дошкольников на рабочий лад, подготовить к усвоению нового материала.

Во время вступительной беседы можно создать проблемную ситуацию, или сформулировать проблемный вопрос, ответ на который дети будут искать во время экскурсии.

Несмотря на то, что во время виртуальной экскурсии используются различные педагогические методы, ведущим выступает наблюдение.

Первый осмотр.

Дети знакомятся с объектом в целом. Очень важным во время виртуальных экскурсий является художественное слово воспитателя.

Анализ увиденного. После целостного восприятия объекта, дошкольники переходят к его анализу. В этом момент педагог задает им вопросы, которые активизируют

мыслительную деятельность, стимулируют внимание, память и воображение.

Всю экскурсию необходимо поддерживать интерес детей. Кроме того, воспитатель должен стимулировать поисковую деятельность воспитанников. Для этого используются вопросы, различные задания, игры. Педагог предлагает детям вспомнить что-то из ранее пройденного, повторить услышанное, придумать свое.

Дошкольники не обладают устойчивостью интересов, произвольность когнитивных процессов находится на невысоком уровне, а утомляемость, напротив, высока. В связи с этим к одной и той же теме воспитателю необходимо обращаться неоднократно. При этом возможности участия детей в повторных экскурсиях расширяются. Дети могут сами выступать в роли экскурсоводов, например. Или искать спрятанный сундук сокровищ, проходя по знакомому маршруту. В этих случаях наряду с основной задачей — знакомством с культурой Ленинградской области, решаются и ряд других. Например, развитие связной речи, самостоятельности, познавательной активности детей.

Завершение экскурсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершении экскурсии с детьми проводится итоговая беседа, в ней дети делят-

ся впечатлениями, обобщают увиденное и услышанное, систематизируют знания.

Виртуальные экскурсии находят живой отклик у дошкольников. После прохождения экскурсионного маршрута они долго обсуждают увиденное, задают много уточняющих вопросов. Впечатления от увиденного находят отражения в рисунках, подделках, различных играх.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время вопрос патриотического воспитания старших дошкольников является ведущим в дошкольном образовании и воспитании. Виртуальный туризм является новой формой работы с детьми в области формирования патриотизма, т.к. обладает широким арсеналом средств для знакомства дошкольников с историей и культурой коренных народов Ленинградской области.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их регион — частица Родины. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — это важно для воспитания патриотизма.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/ userffles/DetSad/FG0S_D0_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf (дата обращения: 30.06.2023).

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Москва : Азъ, 1992. 955 с.

3. Иванов A.B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды / А.В. Иванов // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. В 2 томах. Т. 1. Москва : Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2014. С. 83-87.

4. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников : автореферат диссертации доктора педагогических наук / Т.Е. Вежевич. Улан-Удэ, 2011. 41 с.

5. Областной закон "О патриотическом воспитании в Ленинградской области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4700201511170008 (дата обращения: 30.06.2023).

6. О внесении изменений в областной закон "О патриотическом воспитании в Ленинградской области. URL: https://lenoblpravo.ru/zakon/2019/04/23/n-28-oz/ (дата обращения: 30.06.2023).

7. Академия педагогических проектов Российской федерации. URL: https://педпроект. рф/сафонова-а-а-виртуальный-туризм/ (дата обращения: 30.06.2023).

8. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. URL: https://it-tourism.jimdofree.com/тема-8/виртуальные-путешествия/ (дата обращения: 30.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.