УДК 316.334.56
А. В. Бочарникова
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]
УЧАСТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
По причине пандемии COVID-19 возрос интерес к развитию внутреннего туризма, в частности, на территории проживания коренных народов. Статья посвящена проблеме участия коренного населения в туризме как стратегии адаптации к современным условиям на примере народов Ленинградской области — вепсов, води и ижоры. Сделан обзор существующих форм этнографического и экологического туризма. Результаты исследования включают рекомендации по сохранения этноль-культурной среды народов Ленинградской области. Участие коренных малочисленных народов Ленинградской области в организации этнографического туризма является одной из форм адаптации к современным условиям традиционных сообществ, которые не имеют возможности вести традиционный образ жизни. Должно быть максимальное вовлечение местного сообщества в обсуждение стратегии развития этнокультурной деятельности.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, традиционное природопользование, ижора, водь, вепсы, этнографический туризм.
Для цитирования: Бочарникова А. В. Участие традиционных сообществ в этнографическом туризме (на примере Ленинградской области) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2022. Т. 15. № 1. С. 12-19.
A. V. Bocharnikova
St. Petersburg Research Center for Environmental Safety of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]
PARTICIPATION OF TRADITIONAL COMMUNITIES IN ETHNOGRAPHIC TOURISM (BY THE EXAMPLE OF LENINGRAD REGION)
Due to the COVID-19 pandemic, there has been increased interest in the development of domestic tourism, in particular in the territories inhabited by indigenous peoples. The article is devoted to the problem of the participation of the indigenous population in tourism as a strategy for adapting to modern conditions on the example of the peoples of the Leningrad region — Vepsians, Vod and Izhora. A review of the existing forms of ethnographic and ecological tourism is made. The results of the study include recommendations
for the preservation of the ethno-cultural environment of the peoples of the Leningrad Region. The participation of the indigenous peoples of the Leningrad region in the organization of ethnographic tourism is one of the forms of adaptation to modern conditions of traditional communities that do not have the opportunity to lead a traditional way of life. There should be maximum involvement of the local community in the discussion of the strategy for the development of ethnocultural activities.
Keywords: indigenous peoples, traditional nature management, Izhora, Vod, Vepsians, ethnographic tourism.
For citation: Bochamikova A. V. (2022), Participation of traditional communities in ethnographic tourism (by the example of Leningrad region), Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye i fiziko-matematicheskie nauki [Bulletin of the Pskov State University. Series "Natural and physical and mathematical sciences"], vol. 15, no. 1, pp. 12-19. (In Russ.).
Введение. В связи с пандемией COVID-19 возник особый интерес к развитию внутреннего туризма, в частности, на территории проживания коренных народов. Туристская деятельность становится важной отраслью для экономики многих стран. Особое значение приобретает этнографический туризм. Приоритетность этого вида туризма обуславливается тем, что в нём используются принципы природопользования коренных малочисленных народов, он ориентирован на щадящее, рациональное использование природных и историко-культурных объектов, влияет на становление экологического мировоззрения у туристов [14].
Коренных малочисленных народов как отдельную категорию выделяют, прежде всего, благодаря традиционному природопользованию и национальному самосознанию. Финно-угорские народы, проживающие на территории Ленинградской области, всегда были сильнее подвержены процессам ассимиляции, чем народы, проживающие на крайнем Севере, поскольку рано начали контактировать со славянскими народами, проживали недалеко от крупных городов — С.-Петербурга, Новгорода, Пскова, Петрозаводска, Вологды [5]. Особенно острым является вопрос их этнической идентификации.
По данным переписи населения 2010 г. в Ленинградской области численность вепсов составила 1380 чел., ижоры — 266 чел., а води — 64 чел. [8]. Начиная с 1980-х гг. происходит подъём национального самосознания малых народов. По всей России создаются организации коренных малочисленных народов Ленинградской области, членами которых являются не только жители национальных деревень, но и те, кто уехал в большие города.
Целью исследования является оценка участия в туризме представителей малочисленных народов Ленинградской области как возможной стратегии адаптации традиционных сообществ к современным экономическим условиям и вызовам цивилизации.
Методика исследования. В исследовании использован аналитический метод, включая обзор научных публикаций, а также методы полевых исследований, в частности, интервью с местными жителями исследуемых территорий.
Полевые работы были проведены в районах территории проживания вепсов — в Винницах, Курбе, Ладве, Немже — Подпорожском районе Ленинградской области
в 2016 г. а также ижоры и води — в Кингисепсском районе (посёлке Вистино) в 2020 г.
Работы предшественников. В конце XX — начале XXI вв. традиционная культура народов Ленинградской области стала объектом исследования для этнографов и географов. Важно отметить работы С. Б. Егорова, А. Г. Новожилова, Е. В. Медвед-ковой, А. А. Трипольской [4; 5], О. И. Коньковой [6], З. П. Малиновской [7], В. В. Пименова и З. И. Строгальщиковой [10-13], О. Курса [15] и публикации других авторов [2; 3]. Ряд исследований посвящён вопросам сохранения вепсов как одного из малочисленных народов России [1; 9].
Традиционные хозяйственные занятия ижоры и води. Ижорская плато — возвышенность, которая мало пригодна для охотничьего и рыболовного промысла. Народы, заселившие эту территорию, занимались преимущественно земледелием и скотоводством. На юге и западе Ижорского плато протянулась Лужская низина, которая образована Оредежем, притоком реки Луги. На территории Лужской низины народы занимались комплексным хозяйством: охота и рыболовство осуществлялись в лесах, на заливных лугах выпасался скот, а на верхних террасах занимались земледелием [5].
На Сойкинском полуострове есть реки и озёра, а часть территории заболочена. Благодаря близости к морю, территория пригодна для занятия рыболовства, при этом занятие скотоводством проблематично, поскольку болотистые почвы менее плодородны, чем заливные луга. В болотах есть руда, которая способствует развитию сельских ремёсел.
Предки ижоры изначально проживали в северо-западном Приладожье. В XI-XII вв. ижоры активно занимались охотой и рыболовством, в отличие от води и вепсов, охота и рыболовство которых имели вспомогательное значение. Ижора расселилась, продвигаясь от Лемболовского бассейна до южных притоков Невы. Поскольку природные условия отличались от Карелии, территории которой были пригодны для охоты, изменился культурно-хозяйственный комплекс. Теперь помимо присваивающих отраслей хозяйства (охоты и рыболовства) ижора стали заниматься земледелием и разведением скота. Активное занятие рыболовством отличало ижору от води и славян, которые жили южнее.
Вплоть до второй половины XX в. главным занятием ижоры было прибрежное рыболовство, преимущественно промысел корюшки и салаки. Основными способами ловли были топи и заколы. В подледной ловле участвовали как мужчины, так и женщины. Летом выходили в море на небольших баркасах, вёсельных и парусных лодках. Рыбу использовали для себя, сушили впрок. В тех деревнях, которые были расположены далеко от моря, рыбу ловили на озёрах и реках. На реке Луга и Сой-кинском полуострове ловили миногу ловушкой, которая называлась «морда» (по-ижорски «мерда» [5]).
В советское время на территории посёлка Вистино был расположен консервный рыбный завод, где было трудоустроена большая часть жителей посёлка. Завод изготавливал шпроты, благодаря ему местные жители имели возможность заниматься традиционными занятиями — рыболовным промыслом, не разрушая природу. В 2006 г. завод был разорён и закрыт.
В 1992 г. на территории Лужской губы Финского залива началось строительство морского торгового порта Усть-Луга. В Вистино в 2020 г. был открыт терминал «Ультрамар», принадлежащий компании «Новатэк». Прибрежное рыболовство практически было ликвидировано. Ижора и водь потеряли возможность заниматься традиционными промыслами. При этом порт как социально ответственное предприятие финансировал открытие гончарной мастерской.
Традиционные занятия вепсов. Вепсы расселились на территории таёжного ландшафта между Ладожским, Онежским и Белым озёрами. Традиционные хозяйственные занятия несколько отличались у различных групп вепсов: так у южных вепсов, в соответствие с официальными данными, преобладало земледелие, а вспомогательными занятиями были охота и рыболовство [12].
Современный этап развития традиционного природопользования был подготовлен в советское время, когда вепсы активно работали в колхозах и совхозах. В XX в. сельское хозяйство велось в колхозе «Винницкий». Помимо земледелия важную роль играл лесозаготовительный промысел: в сплаве леса вепсы участвовали с XIX в. Винницкий леспромхоз был учреждён на базе Винницкого и Ладвинского учлесхозов. Когда рубили лес, использовали топоры, опорные лопатки и лучковые пилы. Росли объёмы лесозаготовок, а в середине ХХ в. началась механизация трудоёмких работ. Валка леса выполнялась бензомоторными пилами, использовались газогенераторные тракторы, затем появились первые автомобили ЗИС-5. В 1980-е гг. валочно-трелевочные машины использовались для валки леса [10].
В конце XX — начале XXI вв. лесозаготовительным промыслом стали заниматься частные компании, которые не всегда брали на работу местное население, не соблюдали нормативов и практики ведения неистощительного ведения хозяйства.
Результаты полевых работ. Ижора (Кингисеппский район). В посёлке Вистино были проведены интервью с сотрудниками библиотеки и культурного центра. Целью исследований было изучение влияния порта Усть-Луга на местное сообщество и оценка участия коренных жителей в сохранении традиционной культуры в музее.
Были получены следующие результаты.
1. Отношение к порту:
1) местные жители отмечают, что порт Усть-Луга, в т. ч. терминал Ультрамар, открытый в Вистино, оказывает отрицательное влияние на экологию, хотя он решает проблему занятости населения;
2) традиционным занятиям ижор Сойкинского полуострова было рыболовство, в т. ч. промысел корюшки, селёдки и салаки. В колхозе в Вистино и на консервном заводе жители деревни могли заниматься рыболовством, возможность продолжать традиционные занятия оценивались положительно. «До строительства порта было лучше, поскольку большая часть населения работала на консервном заводе. Мы бы лучше так и жили с селёдками и салаками. Приезжает много вахтовиков, равнодушных к природе...».
2. Участие в туризме:
1) проводятся занятия по краеведению, ведутся детские группы для школьников, организуются праздники;
2) компания «Новатэк» финансировала открытие гончарной мастерской, в которой проводятся мастер-классы;
3) после исследования народов Ленинградской области (ижоры и води) сами жители узнали много нового о своей культуре имеют к ней большой интерес.
Вепсы (Лодейнопольский и Подпорожский районы). В Лодейнопольском (д. Тервиничи) и Подпорожском районах (д. Винницы, Курба, Ладва, Немжа) были проведены интервью с жителями посёлков и сотрудниками администрации.
Были получены следующие результаты.
Отношение к лесозаготовительным компаниям:
1) очень сложно попасть на работу в лесозаготовительные фирмы, в основном берут приезжих;
2) лесозаготовки в парке «Вепсский лес» стихийные, часть из-за того, что участки сданы в аренду невозможно создавать экологические тропы.
Участие в туризме:
1) многие жители посёлков Винницы и Курбы охотно принимают туристов, сдают дома;
2) у вепсов отношение к экскурсиям по священным местам неоднозначное, не все хотят, чтобы туристы были на их священных местах;
3) государственной поддержки туризма в поселениях вепсов практически нет;
4) религиозный и этнокультурный туризм часто сочетаются: в Лодейнольском районе открыт Покрово-Тервинический монастырь, паломники, приезжающие в монастырь, посещают этнографический музей.
Этнографический туризм сейчас является популярным направлением. Помимо этнических деревень, которые воспроизводят культуру народов, проживающих на побережье Балтийского моря, существуют те деревни и историко-культурные ансамбли, которые воссоздают культуры других народов. В 9 км от Выборга по Святогор-скому шоссе расположен историко-культурный центр «Варяжский двор» — центр экспериментальной археологии эпохи викингов. Этот проект — собирательная модель княжеской усадьбы XI в., являющаяся площадкой для реконструкции событий от античности до новейшей истории.
Одной из целей проекта является знакомство туристов с историей и культурой раннесредневековых балтийских славян. В данном случае мы имеем дело с исторической и этнографической реконструкцией.
В посёлке Черничный находится ранчо «Белый шиповник» — единственный в России парково-развлекательный комплекс, на территории которого воссозданы ковбойский город, индейская деревня и поселение мормонов.
Решение социально-экономических и социокультурных проблем. В Подпо-рожском и Лодейнопольском районах Ленинградской области, где проживают коренные народы, туризм развивается стихийно. В г. Лодейное поле есть этнографический музей и несколько студий декоративно-прикладного искусства. Для того, чтобы решить проблемы, связанные с плохими дорогами, необходима поддержка местных предпринимателей.
Сохранение и развитие ремесла являются важным условием для раскрытия социокультурного потенциала коренных народов. В Лодейнопольском районе работает несколько студий декоративно-прикладного искусства («Домовушка» и «Мастерица» в г. Лодейное поле, «Оятская керамика» в Алеховщине). В Тервиничах в музее проводится вепсский праздник. Одним из возможных проектов может быть создание школьниками моделей одежды, которая включала бы стилизацию национальной одежды.
В Подпорожском районе есть несколько музеев вепсского быта — п. Курба, д. Сарозеро, п. Вознесенье.
На территории Ленинградской области уже присутствуют следующие виды туризма:
1) приключенческий и спортивный туризм, который включает альпинизм, сплав на байдарках;
2) рыболовные и охотничьи туры;
3) экологический — посещение ООПТ;
4) этнографический — посещение музеев, национальных праздников и фестивалей.
На территории Приозерского района очень популярен сплавной туризм. В посёлке Березово построена деревня викингов Бьеркард.
Формирование визуальной среды. Для создания образа села необходимо стилизовать здания, с сохранением традиционных элементов, при этом важно, чтобы эксперты и сотрудники музея смогли бы проверить аутентичность. В Сланцевском районе, в деревне Загривье открыт музей «История Принаровья», где представлены предметы жителей Принаровья — ижоры, води и финнов.
Отдельным видом туризма могла бы быть этнографическая реконструкция, когда туристы имеют возможность пожить несколько дней как ижора или вепсы, участвуя в традиционных промыслах. Проекты усадеб и этнодеревень необходимо разделить, поскольку этнодеревня должна выполнять просветительскую функцию. Для того, чтобы этнодеревни выполняли просветительскую функцию, необходимы консультации этнографов, которые бы участвовали в процессе организации. Посещение деревень должно быть бесплатно для местных жителей и платно туристам.
В Выборге открыт «Дом творчества» — «Вересковая усадьба» — благоустроенное место для организации досуга детей и взрослых: сцена, открытая терраса, ремесленный дом. На территории усадьбы проводятся обрядовые праздники — народные гуляния — Масленица, день Ивана Купала. В этом музее происходит реконструкция повседневного быта.
Туристы имеют возможность принять участие в ремёслах: есть мастер-классы по декоративной росписи, изготовлению игрушек, выжиганию по ткани. Проводятся экскурсионные и тематические программы, посвящённые культуре финского народа.
В деревне Вистино помимо этнографического музея, где можно ознакомиться с культурой ижоры и води, есть гончарная мастерская. Есть несколько программ для школьников. В деревне Лужицы в доме, построенном в 1903 г., был построен типичный водский дом. С северной стороны к дому примыкал большой двор.
Национальная кухня является очень популярной для туристов, в некоторых районах популярны гастрономические туры, в т. ч. варят овсяный кисель и сыр.
Выводы. Участие коренных малочисленных народов Ленинградской области в организации этнографического туризма является подходящей стратегией адаптации для традиционных сообществ, которые не имеют возможности вести традиционный образ жизни. Традиционными хозяйственными занятиями ижоры было рыболовство, оно существовало до 1990-2000 гг., пока не был открыт порт Усть-Луга. Сейчас местные жители вынуждены устраиваться на работу на терминал. Деятельность предприятия «Новатэк» включает финансирование туризма, в частности, была открыта гончарная мастерская.
На территории Кингисеппском района действуют программы, финансируемые администрацией, направленные на развитие этнографического туризма. В Подпо-рожском, Лодейнопольском, Тихвинском и Богситогорском районах вепсы работают частично на лесозаготовках, но часть их участвует в туризме, который развивается стихийно. Государственной поддержки развития туризма не осуществляется.
Во многих районах Ленинградской области становятся популярными разные виды туризма, часто работают турфирмы, которые не всегда связаны с местным населением.
Ключевым пунктом для развития этнографических деревень должно быть соединение культуры, просвещения и туристской привлекательности. Главным принципом данной стратегии должно быть максимальное вовлечение местного сообщества в обсуждение стратегии развития этнокультурной деятельности. Для того, чтобы при осуществлении туризма нагрузка регулировалась, необходим контроль местных жителей.
Литература
1. Башкарев А. А. Развитие дорожной инфраструктуры как фактор сохранения малых этносов (на примере вепсов) // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 2 (32). С.36-39.
2. Бочарникова А. В. Традиционные обряды вепсов Ленинградской области (по результатам полевых работ, проведенных в июле 2016 г.) // Историко-географический подход в изучении культурных ландшафтов региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 179184.
3. Винокурова И. Ю. Обычаи, ритуалы и праздники в традиционной культуре вепсов. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 205 с.
4. Егоров С. Б. Некоторые предварительные результаты исследований 2008 г. на востоке Ленинградской области // Полевая этнография — 2008: Материалы международной научной конференции / Под ред. В. А. Козьмина, Н. В. Юхневой, И. И. Верняева. СПб., 2010. С. 69-73;
5. Егоров С. Б., Трипольская А. А., Чистяков А. Ю., Новожилов А. Г., Медведкова Е. В., Сухорукова А. А. Очерки истории народов. СПб., 2014. 256 с.
6. Конькова О. И. Ижора. Очерки истории и культуры. СПб, 2009, 248 с.
7. Малиновская З. П. Из материалов по этнографии вепсов // Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Западнофинский сборник / Под. ред. В. В. Бартольда. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. Вып. 16. С. 163-200.
8. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Ленинградской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Часть 1. Стат. сб. СПб.: Петростат, 2013. 266 с.
9. Петухов А. В. Административная разобщенность — фактор ускорения ассимиляции вепсов // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989. С. 55-63.
10. Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л.: Наука, 1965. 261 с.
11. Пименов В. В., Строгальщикова З. И. Вепсы: расселение, история, проблемы этнического развития // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989. С. 4-26.
12. Строгальщикова З. И. Вепсы. Очерки истории и культуры. Документирование языка. СПб.: Издательский дом «Инкери», 2014. 284 с.
13. Строгальщикова З. И. Об этнографических тенденциях, социально-экономическом и культурном развитии вепсской народности // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989. С. 27-42.
14. Теренина Н. К., Хохрин А. Г. Возможности развития этнографического туризма в Псковской области как приграничном регионе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2019. № 14. С. 47-54.
15. Kurs O. Vepsäläiset: itäisin itämerensuomalainen kansa // Terra. 1994. 107(3). Lk. 127135.
Об авторе
Бочарникова Александра Владимировна — кандидат географических наук,
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности
РАН, С.-Петербург, Россия.
E-mail: [email protected].
About the author
Dr Alexandra Bocharnikova, St. Petersburg Research Center for Environmental
Safety of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 15.01.2022 г.
Поступила после доработки 17.02.2022 г.
Статья принята к публикации 28.04.2022 г.